Беседа что мы знаем о прививках

Беседа с детьми о прививках.
Цель: познакомить детей с понятиями «вакцина», «иммунитет»; дать детям представления о профилактических мерах борьбы с инфекционными заболеваниями; приучать детей не бояться прививок; развивать фантазию, творческие способности.
ХОД БЕСЕДЫ:
Чтение стихотворение С.Михалкова «На прививку».
-Ребята, как вы думаете, почему у него дрожат коленки? Дети: Он боится уколов.
– А вы боитесь прививок? (ответы детей).
– А кто знает, для чего нам делают прививки? Дети: Чтобы мы не болели.
– Что такое прививка? (ответы детей).
– Прививка – это введение вакцины в наш организм. А кто знает, что такое вакцина? (ответы детей). Вакцина – это самое эффективное и экономически выгодное средство защиты против инфекционных болезней, известное современной медицине. С изобретением вакцин у нас появилась возможность защитить малышей, т.е вас, от серьёзных болезней, которые могут вызвать осложнения. Среди них такие болезни как полиомиелит, коклюш, туберкулёз. Давайте вместе повторим и запомним это новое для нас слово «вакцина».(дети хором повторяют).
– Чтобы разобраться во всех тонкостях вакцинации и сроках прививок, предлагаю вам заглянуть в прививочный букварь. (выставляется плакат: «Календарь профилактических прививок России».)
– Посмотрите внимательно на него, что вы видите на нём?(ответы детей). Это не просто цифры и слова. Здесь указано, когда, сколько раз и в каком возрасте делать прививки людям.(просмотреть календарь и подвести к выводу, что большинство прививок ставят с момента рождения и до 7 лет).
-Прививки делают исключительно от инфекционных болезней. Но далеко не от всех, а только от тяжёлых, опасных, способных вызвать тяжёлые осложнения, а также от тех инфекций, которыми одновременно заболевают множество людей. Например, от гриппа. Вас прежде всего прививают от детских инфекций (коклюш, дифтерия, краснуха, корь, свинка, полиомиелит), а также от тех болезней, которым «все возрасты покорны» – туберкулёза, вирусного гепатита, столбняка. Ещё бывают прививки от инфекций, которыми можно заразиться лишь в определённых обстоятельствах. Например, бешенство или клещевой энцефалит.
– Кто – нибудь знает, как работает прививка?(ответы детей).
– Главная цель прививки – формирование иммунитета к болезни. А что такое иммунитет? (ответы детей).
– Иммунитет – это невосприимчивость организма к болезням. Это наша защита от болезней. Давайте произнесём вместе это слово «иммунитет». (дети повторяют хором).
– И если он слабеет, то мы с вами болеем. Чтобы иммунитет наш был сильным, нам ставят прививки, т.е. вводят в организм ослабленного или убитого микроба – возбудителя той или другой инфекции, от которой делается прививка. В результате в организме начинают вырабатываться особые вещества (их называют антителами) и клетки (их образно зовут киллерами), которые способны убить настоящего возбудителя при заражении.
– Ребята, а из вас кто – нибудь знает правила проведения прививок? (ответы детей).
– Давайте обобщим ваши ответы:
1.Прививки должны проводиться в лечебно – профилактических учреждениях.
2.Перед прививкой врач должен осмотреть вас: смерить температуру; осмотреть горло и кожные покровы; спросить, не жалуется ли прививаемый на что – нибудь.
3.В медицинском документе производится соответствующая запись врача о проведении прививки. Как называется такой документ? (сертификат профилактических прививок). (если дети не назвали, назвать самому и показать сертификат).
4.Ставят прививки только утром.
5.Затем наблюдают за привитым в течении 3-х суток.
-Ребята, некоторые взрослые утверждают, что прививки ставить не нужно. А вы как считаете? (ответы детей)
– Почему они необходимы? (ответы детей).
– Учёные всего мира сейчас работают над усовершенствованием вакцин. Хотят придумать что – то такое, чтобы вакцинация проходила без уколов. Например, учёные хотят попытаться уменьшить количество уколов. Они первую и повторную прививку делают за один раз, затем вакцины постепенно высвобождаются и начинают действовать. Первая – через несколько дней, вторая – месяц спустя, третья – через полгода. Также учёные хотят создать вакцины, которые можно глотать или вдыхать, кроме того, вакцину можно было бы ещё и есть. Вот было бы здорово.
– А сейчас мы с вами поиграем игру « На приёме у доктора».
Источник
Беседа «Зачем нужны прививки?»
Цель: учить детей навыкам личной гигиены, узнать историю возникновения прививок, виды и действие прививок, влияние прививок на заболеваемость
Ход занятия
Рассказ учителя
– Сегодня мы поговорим о болезнях, которые можно предупредить, если вовремя сделать прививки.
Девиз сегодняшнего занятия: «Предупредить болезнь легче, чем её лечить».
Прививки очень нам нужны
От вирусов различных,
Любить прививки мы должны
Любовью безграничной.
Сегодня вопрос о том, зачем нужны профилактические прививки, вызывает живой интерес. Каждый человек имеет право принимать решение относительно своего здоровья и здоровья своего ребенка. Но для принятия решения необходимо понимать, что такое прививки, в чем их преимущества и недостатки.
Идея прививки появилась в Китае в 3 в. н. э. , когда человечество пыталось спастись от оспы. Смысл идеи состоял в том, что раннее перенесение инфекционного заболевания в слабой форме могло предотвратить эту болезнь в будущем.
Первые прививки от оспы в России сделал специально приглашённый из Англии врач Томас Димдейл в конце 18 века. Первыми привитыми были Екатерина Вторая Великая, великий князь Павел Петрович и великая княгиня Мария Фёдоровна.
В настоящее время учёные создали вакцину против некоторых разновидностей такой страшной болезни, как РАК и работают над созданием вакцины против болезни 21 века – СПИД.
ПРИВИВКА— Это процесс вакцинации для предупреждения или лечения какой – нибудь инфекционной болезни.
ПРИВИВКА – введение в организм ослабленных или разрушенных возбудителей заболевания.
Прививка – это введение в организм вещества, которое распознается иммунной системой как возбудитель инфекционного заболевания, в результате чего развивается иммунный ответ.
ИНФЕКЦИЯ – это заражение организма болезнетворными микробами.
ВИРУС – это возбудитель инфекционного заболевания.
Главная цель вакцинации – формирование иммунитета/невосприимчивости/ к болезни. Благодаря вакцинации, в мире исчезли такие болезни, которые уносили многие миллионы человеческих жизней
Оспа (более 300 млн. человек)
Холера (более 5 млн. человек)
Чума (более 75 млн. человек)
Грипп (более 50 млн. человек)
СПИД (более 20 млн. человек)
Прививки делают от разных болезней:
краснухи,
гриппа,
дифтерии,
кори,
гепатита и др.
На сегодняшний день одним из серьёзных заболеваний является грипп. Опасно оно своими осложнениями, которые могут возникнуть даже через несколько лет:
инфаркт миокарда
бронхиальная астма
инсульт
бронхит
потеря слуха
потеря зрения
паралич и другие
Для профилактики гриппа выпускают живые вакцины, содержащие ослабленные, незаразные, живые вирусы гриппа, или неживые, содержащие убитые вирусы. Т, к. вирусы меняются, то меняются и вакцины.
Как действует прививка?
1. В организм человека вводят ослабленного или убитого микроба – возбудителя.
2. В результате в организме вырабатываются особые вещества/их называют антителами/ и клетки /их называют «киллерами»/, которые в дальнейшем способны убить настоящего возбудителя болезней.
Иммунный ответ ведет к выработке антител, которые нейтрализуют возбудитель при повторном проникновении. Вакцины различаются по составу. Существуют живые вакцины, в которые входят возбудители, лишенные способности вызывать заболевание. Инактивированные вакцины содержат «убитые» возбудители. Препараты, в которые входят только части микробных клеток – рекомбинантные вакцины. Анатоксины получают при инактивации токсинов возбудителей.
Сила иммунного ответ зависит, в первую очередь, от особенностей организма. У большинства привитых лиц при контакте с возбудителем заболевание не развивается. В редких случаях привитый человек может заболеть, но заболевание у него протекает легче, значительно снижается риск осложнений. Иммунитет после прививки слабее, чем тот, который формируется после настоящего заболевания. Поэтому в календарь прививок включены ревакцинации – введение дополнительных доз вакцины через определенные промежутки времени.
Перед прививкой врач или фельдшер обязан провести осмотр. Однако, очевидно, что за один осмотр выявить все особенности организма невозможно, вот почему нужно наблюдаться в территориальном медицинском учреждении, своевременно проходить все необходимые профилактические обследования. Это нужно не только для учета противопоказаний при иммунизации, но и для раннего выявления заболеваний, а значит – для своевременного и более эффективного их лечения.
Иммунизация не может оставаться личным делом каждого. Метод становится эффективным и гарантированно препятствует массовому распространению заболеваний при охвате более 90-95 % населения. В этом случае лица с противопоказаниями могут «позволить себе» не получить прививку без существенного риска заболеть. Когда циркуляция возбудителя подавлена, даже непривитому заразиться не от кого.
Ученые и медицинские работники убеждены: иммунизация необходима. Это эффективный и современный метод профилактики многих инфекционных заболеваний.
ПРИВИВКА
Совсем не боятся прививки
Ни взрослые, ни малыши.
От гриппа, от кори, от свинки
Себя защитить поспеши.
Укольчик ты сделаешь быстро –
К тебе не придут никогда
Краснуха и оспа. Прививка
На страже здоровья всегда.
И страшных болезней тяжёлых
Всё меньше теперь на Земле.
Пусть много детишек здоровых
Рождается в каждой стране.
Прививки очень нам нужны
От вирусов различных,
Любить прививки мы должны
Любовью безграничной.
Краснуха, корь и паратит
Теперь лишились власти,
Нам не испортит паразит
Ни внешности ни счастья.
По убежденьям докторов
Их польза очевидна,
Но не поверил им Петров.
И вот ведь что обидно!
Он ни бандитов, ни врагов,
Ни пули не боялся,
И лишь с уколом докторов
Однажды испугался,
Совсем не думал он болеть,
Был сильным, мускулистым,
Он мог бы в космос полететь,
Он мог бы стать артистом,
А так в больнице он лежит,
В зеленке щеки, уши,
Имеет он плачевный вид,
Что докторов не слушал.
Источник
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 22»
Беседа
«Прививки – наши друзья»
ФЦКМ ЗСД
средняя группа
Составила:
воспитатель гр.№3
Ургина О.М.
г. Заволжье, 2018 г.
Утверждаю:
Старший воспитатель
_______________ М.В.Горлова
Цель: Укрепление здоровья детей путем формирования положительного отношения к иммунизации.
Задачи:
- Обучающие – Создать условия для формирования у детей знаний о пользе прививок.
- Развивающие – Обеспечить развитие связной речи, логического мышления.
- Воспитательные – Способствовать воспитанию привычки заботиться о своем здоровье.
Предварительная работа
- Чтение стихотворения «На прививку первый класс».
- Просмотр мультфильма «Митя и Микробус».
- Исследовательская деятельность «Таяние снега в группе».
- Беседа о носовом платке.
Методы и приемы:
Создание проблемной ситуации: «Кого нет сегодня в группе, почему?» Вопросы к детям.
Художественное слово.
Показ мультфильма «Бегемот, который боялся прививок».
Материалы и оборудование:
Ноутбук с презентацией.
Ход беседы.
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Все собрались здесь сегодня?
Дети: Нет. Нет Тимоши, Вари, Даши.
Воспитатель: А почему они сегодня не пришли? Что же с ними произошло?
Дети: Они болеют.
Воспитатель: Да, ребята, к сожалению, эти дети сейчас болеют и не смогут с нами играть, гулять, заниматься. Кто из вас болел, знает, как это неприятно. Скажи мне, Соня. Как ты себя чувствовала, когда болела гриппом?
Дети: У меня болела голова, был насморк, кашель.
Воспитатель: А кто мне подскажет, что же нужно делать, чтобы реже болеть?
Дети: Есть витамины, заниматься спортом, закаляться, мыть руки с мылом.
1 слайд
Воспитатель: Правильно, дети. Витамины, спорт, гигиена – помощники здоровья. Но вы не все назвали. Я вам хочу рассказать еще об одном секрете здоровья. А называется он просто: «Прививка». Все слышали это слово?
Дети: Да. Это когда делают уколы. Мы не хотим делать прививки.
Воспитатель: Да, ребята. Но прививки делают один-два раза в год.
2 слайд
Но, если их не сделать, то можно заболеть очень сильно. И тогда вам необходимо будет делать уколы каждый день, чтобы излечиться. А еще есть болезни, от которых раньше люди умирали, такие как коклюш, столбняк, дифтерия и много других. Но сейчас ученые придумали прививки, которые защищают людей от тяжелых болезней. Чтобы вы больше никогда не боялись прививок, я вам могу рассказать, как же они работают. Хотите?
Дети: да, хотим
Воспитатель: Давайте вспомним мультфильм «Митя и Микробус». Почему заболел Митя?
3 слайд
Дети: Потому что съел грязное яблоко и микробы попали к нему в организм.
4 слайд
Воспитатель: Правильно, ребята. Вирусы такие же маленькие, как микробы, и у каждой болезни они разные.
5 слайд
Они могут попасть к нам в организм через грязные руки, различные предметы и, даже просто, по воздуху, которым мы дышим.
5 слайд
Вирусы настолько малы, что их невозможно увидеть простым глазом, только с помощью микроскопа.
6 слайд
Это такой замечательный аппарат, который все увеличивает во много раз. Ученые всего мира работали над изобретением вакцин – защиты от вирусов. От разных болезней разные вакцины.
7 слайд
Одни в виде укола вводят нам под кожу. Другие – в виде капельки в рот. А теперь, давайте еще раз вспомним мультфильм «Митя и Микробус». Кто боролся с вредными микробами?
Дети: Добрые, сильные воины из таблеток, которые съел Митя.
8 слайд
Воспитатель: Да, ребята. Вот такие же добрые воины появляются в вашем организме после прививки. Только, в этом мультфильме Митя заболел, так, потому что вовремя не обратился к врачу, и микробов в его организме стало уже очень много.
Вакцины же не дают вирусам проникнуть к вам в организм. Они начинают выгонять вредные вирусы сразу, не давая им размножиться. И человек не заболеет. Подскажите мне, пожалуйста, кто же делает прививки?
Дети: Доктор, медсестра.
9 слайд
Воспитатель: Правильно, ребята. Только врачи и медицинские сестры имеют право делать прививки. Они используют нужные вакцины и пользуются стерильными (чистыми) инструментами.
А сейчас мы с вами немножко отдохнем и посмотрим мультфильм про то, что же случилось с Бегемотом, который боялся прививок.
Пальчиковая гимнастика «Платочки»
Мы платочки постираем, сильно, сильно их потрем.
А потом повыжимаем, мы платочки отожмем.
А потом мы их встряхнем, так встряхнем, так встряхнем.
А потом мы все платочки так погладим утюжком.
А потом платочки сложим и на полочку положим.
Просмотр мультфильма «Бегемот, который боялся прививок»
Воспитатель: Ребята, понравился вам мультфильм?
Дети: Да.
Воспитатель: Как вы теперь считаете, нужно бояться прививок?
Дети: Нет. Лучше один раз сделать укол, чтобы потом не болеть.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы все правильно поняли. Теперь вы расскажете всем своим родным и друзьям о пользе прививок.
Врачей не боимся, их любим теперь,
Откроем с любовью мы доктору дверь.
Прогоним болезни и страх со двора,
И громко прививкам мы крикнем: «Ура!»
:
Источник
Беседа с учащимися 5-8 классов
Тема: «Вакцинация и иммунизация населения» (Сл. 1 )
Цель проведения: здоровье сбережение воспитанников.
Что такое вакцинация? (Сл. 2)
Вакцинация –Прививка (медицина) — введение антигенного материала с целью вызвать иммунитет к болезни, который предотвратит заражение, или ослабит его последствия.
Антигенный материал (вакцина) – профилактическое средство, предназначенное для защиты от инфекционного заболевания.
Благодаря вакцинации многие болезни стали совершенно не опасными, о существовании некоторых из них мы узнаем только из архивных исторических материалов.
Что такое иммунитет? (Сл. 3)
Иммунная система (иммунитет) — естественный защитный механизм нашего организма. Иммунитет поддерживает постоянство внутренней среды, устраняет чужеродное воздействие инфекционных возбудителей, химических веществ, аномальных клеток и т.д.
Иммунитет отвечает за два важнейших процесса в организме:
1) замена поврежденных или состарившихся клеток различных органов нашего тела;
2) защита организма от проникновения разного рода инфекций — вирусов, бактерий, грибков.
Инфекция – это внедрение возбудителей болезни в организм человека, сопровождающееся комплексом реактивных процессов.
Когда вакцина попадает в организм, иммунная система внимательно изучает ее, запоминает и начинает вырабатывать специальные вещества для ее уничтожения. Вещества-убийцы действуют избирательно, у человека вырабатывается специфический иммунитет. Вакцина как бы «обучает» иммунную систему, подготавливая её к борьбе с «полноценной» инфекцией.
Таким образом, попадая в организм, вакцины вызывают такую же перестройку иммунной системы, которая происходит в результате настоящего заражения болезнью. С одним приятным исключением: человек при этом не заболевает.
После такой подготовки попадание инфекционных агентов в организм вызывает быстрое и мощное противодействие иммунной системы и болезнь не развивается.
У человека, перенесшего определенную инфекционную болезнь, вырабатывается к ней иммунитет, т.е. происходит его естественная «вакцинация». После перенесения некоторых болезней вырабатывается пожизненный иммунитет.
Иногда для выработки стойкого иммунитета вакцинацию необходимо повторять несколько раз. Некоторые вакцины действуют только в течение нескольких лет и поэтому прививку следует повторить. Перед этим необходимо проконсультироваться с врачом.
Виды вакцин (Сл. 4)
Все вакцины можно условно разделить на четыре группы:
Живые вакцины. Они содержат ослабленный живой микроорганизм. Примером могут служить вакцины против полиомиелита, кори, свинки, краснухи или туберкулеза.
Инактивированные вакцины. Содержат либо убитый целый микроорганизм (вакцины против коклюша, бешенства и вирусного гепатита А), либо компоненты клеточной стенки или других частей возбудителя (вакцины против коклюша и менингококковой инфекции).
Анатоксины. Вакцины, содержащие инактивированный токсин (яд), который вырабатывают бактерии. Примером могут служить вакцины против дифтерии и столбняка.
Биосинтетические вакцины. Вакцины, полученные методами генной инженерии. Примером может служить вакцина против вирусного гепатита B.
Для защиты от каждой болезни подбирается наиболее оптимальный вариант вакцины.
Когда проводилась первая вакцинация? (Сл. 5)
Первая вакцинация была произведена в 1796 году, когда англ. врач Эдвард Дженнер решился на эксперимент, привил коровью оспу нескольким пациентам, так как он заметил, что люди, переболевшие коровьей оспой, не заболевают натуральной оспой. И Дженнер инфицировал коровьей оспой мальчика. После его выздоровления учёный продолжил эксперимент – заразил своего подопечного настоящей оспой. Предположение оказалось правильным – мальчик не заболел. (Сл. 6)
Тогда врач начал делать прививки населению и наблюдал за реакцией организма. Результаты давали положительный эффект.
Метод Дженнера получил название “вакцинация” : от лат. слова “вакка” – корова, а состав, используемый для прививок, назвали “вакциной”. В настоящее время натуральная оспа ликвидирована.
В 1977 году был зарегистрирован последний случай оспы.
Какие виды иммунизации существуют? (Сл. 7)
В основе любой вакцинации лежит использование естественных механизмов, происходящих в иммунной системе организма человека. Человеку вводят либо ослабленных возбудителей определенной инфекционной болезни, вследствие чего организм начинает вырабатывать антитела (активная иммунизация), либо сразу готовые антитела против данной болезни (пассивная иммунизация).
Активная иммунизация
Это введение вакцины для формирования длительной защиты организма. Живые вакцины противопоказаны больным, получающим иммуносупрессоры, на фоне лихорадки или в период беременности. (Сл. 8)
Пассивная иммунизация
Пассивная иммунизация не предохраняет от конкретной болезни, а лишь смягчает ее течение.(Сл.9) Иммунные сыворотки, применяемые для лечения столбняка, кори, краснухи, свинки, гепатита и бешенства, получают от привитых людей. Иммунной сывороткой животных лечат дифтерию, ботулизм, газовую гангрену, отравления змеиными ядами.
Прививки от дифтерии и столбняка.
Существуют вакцины от болезней, возбудители которых вырабатывают яд (токсин). К таким возбудителям в первую очередь относятся возбудители дифтерии и столбняка. (Сл. 10) Выделяемые ими токсины обезвреживаются и превращаются в анатоксины, используемые в качестве вакцин.
Группы риска (Сл.11)
Людям, которым длительное время приходится находиться на свежем воздухе, необходимо делать прививки против клещевого энцефалита. Работники сельского хозяйства и лесничеств должны вакцинироваться не только против столбняка, но и против всех зоонозных заболеваний. Людям с ослабленной иммунной системой рекомендуется делать прививки против гриппа.
Если собираетесь посетить тропические страны, узнайте, против каких заболеваний надо сделать прививки.
Вакцинация детей (Сл. 12)
Детей необходимо вакцинировать против детских инфекционных заболеваний. Прививки рекомендуется проводить в соответствии со специальным графиком вакцинации детей.
Опасна ли вакцинация? (Сл.13)
У детей вакцина нередко вызывает легкую прививочную реакцию, например, небольшое повышение температуры тела, умеренную болезненность, покраснение и припухание в месте инъекции, потерю аппетита. Реже встречаются серьезные поражения и обычно они наблюдаются у детей с хроническими заболеваниями. Таким детям прививки делают в больнице под наблюдением врача. Наиболее опасной является пассивная иммунизация, при применении которой в организм пациента попадает чужой белок. При наличии повышенной чувствительности к чужому белку возможно возникновение сывороточной болезни. В легких случаях наблюдаются такие симптомы сывороточной болезни, как увеличенные лимфоузлы и крапивница. Кроме того, возможен аллергический шок, являющийся частой причиной смерти пациента.
Кто оплачивает затраты на вакцинацию? (Сл.14)
Некоторые затраты на вакцинацию (например, при плановых прививках детей или применении вакцины против столбняка в случае травмы и др.) частично оплачивает больничная касса. Другие специальные вакцины, например, при поездках заграницу необходимо оплачивать самостоятельно.
Вакцинация при поездках за границу
Перед путешествием в тропические экзотические страны (например, в африканские или южноамериканские страны) необходимо получить подробную информацию о необходимых и рекомендованных прививках. Всемирная Организация Здравоохранения ежегодно публикует требования для всех стран, предъявляемые к иммунному статусу иммигрантов. Для уточнения информации о прививках можно обратиться в посольство конкретной страны. (Сл.15)
Источник