Что говорит церковь о прививках

Современная медицина сегодня полна новыми возможностями. С помощью нее не только можно бороться с болезнями, которые раньше уносили тысячи жизней, но и существенно менять тело и судьбу человека. Православный человек должен внимательно относиться к нововведениям и моде на те или иные вещи, например, независимо от популярности он не должен татуировать себя или менять свое тело другим способом, поскольку оно даровано Творцом.
Многие родители хотят получить от общества православных врачей ответ «Можно ли вакцинировать ребенка?» и не является ли это противоречием или нарушением библейских и церковных принципов. Следует разобраться в этом вопросе.
Православный взгляд на болезнь
Есть в доктрине Православной Церкви вопросы, о которых богословы до сих пор ведут споры и не имеют однозначного ответа. Люди зачастую пытаются трактовать места из Писания себе в угоду, говоря, что болезни и все прочее — от беса, но это ставит под сомнение всемогущество и всезнание Господа.
Православная Церковь верит, что болезни и здравие происходят от Господа и человек должен принимать все с благодарностью. («За все благодарите» пишет ап. Павел). Вера в Бога — это, в первую очередь, принятие от Него всего, независимо хорошее это или плохое.
Болезнь может быть послана человеку по многим причинам:
- как физическое и духовное испытание;
- как искушение;
- для наставления;
- для того, чтобы человек отошел от дел и отдохнул от стресса;
- для обращения души ко спасению.
Господь, прежде всего, хочет спасения человеческой души, а для этого иногда необходимо подвергнуть физическое тело болезни. Это не значит, что лечение следует отвергать, ведь Бог создал врачей для лечения (вспомнить стоит хотя бы апостола Луку, который был врачом по образованию). Сегодня век эффективных лекарств, а представители народной медицины готовы предоставить массу методов лечения травами и растениями, так что не использовать все это для профилактики заболеваний или лечения просто глупо.
Сотрудник Отдела по противодействию алкоголизму и наркомании Владимир Николаевич Вишнёв говорит:
«Молитва — великое дело при лечении всякого недуга! … Господь еще ранее болезни дает такие чудесные средства от самых разных недугов!»
После чего православный врач перечисляет различные профилактические и народные методы борьбы с гриппом.
О болезнях в православии:
- Православная церковь об аутизме
- Какие болезни даются за какие грехи
- О внематочной беременности
Следует понимать и принимать Божью руку во всем, благодарить за болезни и за здоровье, но делать все зависящие, чтобы вылечиться. Важно лишь не переступать библейские принципы. К профилактике заболеваний относится и вакцинация, почему же существуют противники этого действия? Члены общества православных врачей помогают православным христианам разобраться в этом вопросе.
Противники вакцинации
Вакцинация — это введение в организм человека антигенного материала (клетки вируса), который вызывает реакцию и заставляет формировать иммунную защиту от болезни.
Простыми словами. В организм вводиться малая доза клеток вируса, чтобы организм смог выработать к нему антиген и вовремя противостоять полноценному заболеванию. Обычно вакцинируют детей, чтобы они в малом возрасте переболели и имели стойкий иммунитет к тем или иным возбудителям.
История говорит, что прививать людей начали еще в 10 в. н. э. в Древних Индии и Китае, что позволило этим странам избежать страшных эпидемий оспы и чумы. На территории стран СНГ такая практика появилась лишь в 1800-х годах.
Противники вакцинации появились 15 сентября 1988 года, когда вирусолог Г. П. Червонская выступила с критикой системы в виде публикации в «Комсомольской правде», где она подробно описала побочные действия прививок и их неэффективность. С тех пор зародилось движение «Антипрививочников» и родители стали бояться вакцинировать детей.
Их главные тезисы таковы:
- эффективность вакцинации не доказана;
- в водимых веществах присутствуют токсичные компоненты, и они негативно влияют на иммунитете;
- прививки вызывают мутации генов, осложнения и неизлечимые заболевания;
- вакцинопрофилактика — это лишь бизнес, а СМИ и врачи распространяют ложную информацию об этом для своего обогащения.
Внимание! Традиционная медицина уже давно пытается переубедить сторонников этого движения, но с обеих сторон выпускают различные научные публикации, которые опровергают друг друга и в этом споре не видно конца.
Как же поступать православным родителям, противоречит ли вакцина догматам церкви?
Православный взгляд на прививки
Председатель общества православных врачей епископ Пантелеимон на вопрос о прививках говорит, что запрета Церкви на них нет, более того, неоднократно были выпущены указы архиереям и священникам, чтобы они разъясняли пользу этого процесса пастве.
Говоря о вакцинации, Владыка сравнивает прививку с малым искушением от Господа, которое Он посылает дабы искусить человека малым злом и научить его бороться с ним. Подводя итоги, архиерей говорит о важности упования на Промысел Господа, но при этом убеждает, что именно через врачей, лекарства и вакцинацию Господь посылает исцеление человеку, поэтому пренебрегать ими не стоит.
Исполком Общества Православных врачей России в 2008 году опубликовал документ, который стал итогом круглого стола, главным вопросом которого были прививки. Этот круглый стол стал противодействием псевдонаучной литературы, которая начала распространяться в среде православных.
Молитвы о выздоровлении болящих:
- Акафист святителю Луке Крымскому
- Молитва святому Целителю Пантелиймону
- Сорокоуст о здравии
Документ содержит следующие тезисы:
- несмотря на содержание в некоторых вакцинах токсичных веществ, мировая практика свидетельствует, что мизерное их количество не может нанести существенного вреда организму;
- современные медицинские технологии изготовления вакцин исключают попадание в препарат посторонних вредных веществ;
- исполком ОПВР признает существование нарушений в данной сфере и призывает к строгому соблюдению правил проведения процедуры;
- глобальные исследования подтверждают, что именно своевременно сделанные прививки являются причиной снижения числа заболеваний и эпидемий в различных странах.
Несмотря на существующие случаи осложнений после прививок, их пользу сложно недооценить. Человечество веками страдало от эпидемий чумы, оспы, полиомиелита, но сегодня Господь позволил людям жить и не бояться их, принимая профилактические меры. Делать или нет прививки детям — это решают их родители.
Важно! Православная Церковь считает вакцинацию допустимым и приемлемым средством борьбы с болезнями.
О прививках с православной точки зрения
Источник
![]() |
СвященникаНижегородской епархии МихаилаЗазвонова, руководителя епархиального отделапо взаимодействию с медицинскими учреждениями, иногдав шутку называют «главным акушером-гинекологомепархии». Отец Михаил уже давно занимаетсядеятельностью в защиту материнства и детства, с 2004года возглавляет Центр детства иродовспоможения во имя преподобного СерафимаСаровского, поэтому с вопросами, связанными свакцинацией, ему приходится сталкиваться в своейпастырской деятельности чаще других священников.
Проблема: религиозный и светский аспекты
– Отец Михаил, во многих православныхсемьях в связи с рождением ребенка встает вопрос: нужно лиего прививать, и если «да», то когда икак?
– Я не медик, но как епархиальный чиновник, по долгуслужбы занимающийся взаимодействием с медицинскимиучреждениями, могу сказать, что проблемавакцинопрофилактики остро обсуждается внутри медицинскогосообщества. Мнения разделились, и сейчас среди медиковсуществуют да фронта – «за» и«против» этого явления.
Вакцинопрофилактика в нашей стране имеет серьезнуютрадицию, благодаря ей мы спаслись от многих болезней.Однако и на это некоторые специалисты возражают, чтоулучшение ситуации произошло не столько за счет вакцин,сколько за счет совершенствования всей системыздравоохранения в целом. Как видим, даже в этих оценкахнет однозначности.
Если мы откроем старые учебники, то увидим там огромныйсписок противопоказаний к вакцинам. Сегодня их как будто ине было. Сторонники вакцинации говорят, что технологииусовершенствовались, отсюда снижение противопоказаний.Противники же вакцин, напротив, утверждают, что количествопобочных эффектов не только не уменьшается, ноувеличивается. И что официальная система здравоохраненияныне не заинтересована их фиксировать; более того, когдапоявляется что-либо подобное, это не относят к действиювакцин. Как, например, в случае с широко обсуждаемойпроблемой воздействия вакцин на центральную нервнуюсистему ребенка.
– Сторонники вакцин нередко пытаютсяобвинить православных в формировании нездоровой оппозиции,чуть ли не в мракобесии.
– Это в корне неверно. Во-первых, потому что, как яуже сказал, тревогу забили сами медики, причем не толькоотечественные, но и зарубежные. Во-вторых, ни в одномуказе правящего архиерея, ни в одном официальном изданииМосковской Патриархии на тему вакцин нет ни слова.
– Почему?
– Да потому что это вообще не тема РусскойПравославной Церкви. Церковь занимается душепопечением:спасением людей в вечности. Ей достаточно тех вопросов,где имеются принципиальные разногласия современноймедицины с учением Церкви: экстракорпоральноеоплодотворение и гормональная контрацепция, которая имеетабортивный характер, собственно аборты, эвтаназия.Проблема же вакцин в полном смысле этого слова нерелигиозная, неэтическая, поскольку мы не можем сказать,что после принятия вакцин человек не попадет в ЦарствиеНебесное. Но как граждане, неравнодушные к судьбе своегоземного отечества, многие священнослужители тоже озабоченыэтой проблемой.
Священники в своей массе – это многодетные родителии при этом достаточно трезво настроенные люди,образованные, с активной жизненной позицией, поэтомунеудивительно, что они раньше других родителейзасомневались в вакцинации как в панацее от всяких бед,первыми заинтересовались мнением ученых –противников вакцин.
Почитайте авторитетные журналы по микробиологии,иммунологии, и вы поймете, откуда у пастырей, а вслед заними и у мирян стало появляться недоверие к прививкам.
Вот цитата научной статьи из одного авторитетногозападного журнала: «Контаминированные вакцинынебезопасны, так как в организме человека микоплазмыспособны вызвать респираторные и урогенитальныезаболевания, артрит и иммунодефицитные состояния, а такжеактивизировать многие вирусы, в том числе онкогенные иВИЧ» (см.: Lo S.C. Mycoplаsmas and AIDS \Mycoplаsmas: molekular biology and pathogenesis Eds J.Maniloff et al. Washington. 1992. P. 525–548; цит.по: Прозоровский С.В., Раковская И.В., ВульфовичЮ.В. Медицинская микоплазмология. М., 1995. С. 288).
А вот авторитетное мнение отечественных исследователей:«Микоплазменная контаминация вакцин, предназначенныхдля широкого применения, может быть опасна по причинеизвестной способности микоплазм изменять антигенныедетерминанты макроорганизма и вызывать аутоиммунныереакции» (см.: Борхсениус С.Н., Чернова О.А.,Чернов В.М., Воинский М.С. Микоплазмы: молекулярная иклеточная биология, взаимодействие с иммунной системоймлекопитающих, патогенность, диагностика. СПб., 2002).
– Получается, что православные пастыри вусловиях излишнего оптимизма официальной медицины берут насебя функцию работников здравоохранения и предупреждаютверующих о негативных сторонах явления?
– Когда после рекламы прививок, шкваломобрушивающейся на мать в поликлиниках и больницах, онаполучает другую, прямо противоположную информацию,конечно, у нее возникает больше вопросов, чем ответов. Ичто потом возразить матери, если после«безопасной» прививки у ее ребенка температура40°?
– Да, медицине надо будет серьезнопостараться, чтобы снять сомнения у такого достаточноопытного в вопросах деторождения слоя нашего общества, какдуховенство.
– Священники – это такие же пациенты, только,как вы справедливо заметили, наиболее требовательные,сознательные. Но, повторюсь, каждый пастырь в этом деледействует сам по себе, поскольку вакцинация не являетсявероучительным вопросом.
Вот и я могу говорить только как отец своих детей, каксвященник, который постоянно общается с матерями, но не отлица всей Церкви. Я говорю о том, как меня лично этапроблема задевает.
Что нам в них не нравится
– Что вам не нравится ввакцинопрофилактике?
– Например, как составлен календарь вакцинации.Почему, например, в течение первых же пяти часов жизниребенка (!), когда его иммунный статус еще не сформирован,ему необходимо пройти вакцинацию от гепатита? Не только я,но и многие педиатры, которых я знаю, недоумевают по этомуповоду.
Что, если у ребенка имеется серьезное заболевание, котороееще пока не успел обнаружить врач? Что, если на фоневакцины оно усилится, усугубится, приведет кинвалидизации, к смерти? Мы не можем сказать, какие уноворожденного нарушения здоровья. Об этом станет ясно принаблюдении его развития в динамике. Ведь за пять часовдаже результаты анализа невозможно получить.
Мне не нравится, с какой легкостью сейчас при тех или иныхзаболеваниях ребенка производят вакцинацию. У малышатемпература, а ему делают прививку. Потому что есть планмаксимальной иммунизации. И конкретный ребенок никого неинтересует, важно отчитаться.
– К чему бы вы призвали родителей?
– К ответственности и трезвению. Если они идут навакцинопрофилактику, то должны понаблюдать за своиммалышом, согласовать с врачом медикаментозные средства,которые могли бы смягчить реакцию на введение вакцин. Ведьвозбудитель инфекции – это чужой агент, противкоторого детский, еще не окрепший организм долженвыработать антитела. Это стресс для ребенка, его надосмягчить, и уж, во всяком случае, делать прививку толькотогда, когда ребенок здоров. Нельзя бездумно идти наповоду у красочной рекламы. Ведь на весах жизнь и здоровьевашего ребенка!
Если ваше материнское сердце что-то тревожит, если ребенокнедавно переболел, у него слабое здоровье, не потрудитесьсходить не только к своему лечащему врачу-педиатру, но и кдругому специалисту.
Каждый препарат имеет побочные действия. Возьмитеаннотацию к этой вакцине, посмотрите ее. Это ваше право– право на информацию, не бойтесь, задайте свойвопрос педиатру.
Ответственность родителей
– А что вы, как пастырь, скажете тем людям,которые итак настроены жестко против прививок?
– Никто не имеет праваничего навязыватьродителям, потому что в любом случаеответственность лежит на матери. Но, с другой стороны, имать не специалист. Поэтому нужно иметь информацию отврача. Если мать не удовлетворена полученной информациейили видит незаинтересованность специалиста или не доверяетему, то она имеет право пройтибеседу с другим специалистом, которому доверяет.
– А есть ли реальная опасность для здоровьяв случае непрививания?
– Мы все вакцинозависимые люди. Мы находимся в такоминфекционном поле, что, быть может, даже не можем жить безвакцин. Мы помним, как в 1990-е годы в результатемедицинской ошибки эпидемия дифтерии унесла жизни тысячдетей. Если создастся определенная прослойка людей,которые не вакцинированы по тому или иному заболеванию, токто даст гарантию, что сегодня не будет провокаций состороны недоброжелателей России?
– Но получается такой интересный момент. Тепастыри, которые не благословляют свою паству делатьпрививки, обязательно предлагают им другие мерыбезопасности, такие как закаливание, обливание, или жедуховные – причастие, жизнь по уставу ПравославнойЦеркви.
– Люди в большинстве своем склонны идти по самомулегкому пути. Они и прививок не сделают, и мер духовнойбезопасности также не предпримут.
Заложниками сложившейся ситуации, когда здравоохранение посути самоустранилось от ответственности, предоставив делофармацевтическим компаниям, становятся малоимущие слоиобщества, социально неблагополучные семьи, которые неимеют возможности для маневра.
Когда священник видит у родителей замешательство исомнение, то здесь, как и во всяком другом вопросе, ондолжен предложить молитву, душепопечение, пригласить их наисповедь и причастие.
Болезнь ребенка носит онтологический, бытийный смысл дляродителей, семьи, причем не только в первом, но и второмпоколении.
– Значит, что-то не в порядке всемье?
– Церковь учит отношению православной семьи кболезни ребенка: семья вся встает на молитву, родителипросят Бога о прощении, прежде всего,своих грехов. Если ребенокплачет, значит, через него Сам Господь стучится в нашесердце, значит, нужно что-то исправить.
Откуда недоверие к медицине?
– Призвание пастыря – быть совестьюобщества. С вашей точки зрения, почему у людей недоверие кмедицине?
– Сейчас у людей вообще недоверие ко всему: к СМИ, кправительству. Разве раньше было такое недоверие ксоседям? Разве родственники судились между собой? Этодефицит любви, который отражается на всех сферах жизниобщества. Раньше к милиционеру было отношению как кзащитнику, а теперь как к члену коррумпированнойструктуры.
– Но ведь и собственно в медицине многоеизменилось?
– Изменились подходы и к диагностике, и к подборулекарств. Раньше было доверие к врачу, он был диагност иставил диагноз, исходя из своей врачебной интуиции. Этобыл комплексный вывод, следующий из оценки состоянияздоровья пациента в целом. Сейчас готовые препаратывытеснили все, что раньше приготавливалось индивидуальнодля каждого больного в аптеке. Если у человека заболелочто-то в животе, ему дают таблетку от живота, еслизакашлял – микстуру от кашля. Все унифицировано– и диагностика, и подбор лекарств, и во враче,получается, и потребности-то уже вроде бы как и нет.
– Врач становится дистрибьютером той илииной компании.
– Причем дело здесь даже не в злом умысле. Этокоммерческо-договорные отношения, которые на самом деле илегли пропастью между теми отношениями пациент-врач,которые сложились в советском обществе.
Я как-то спрашивал у профессора из Германии:«Сколько раз вы видитесь с пациентом?» –«В начале и в конце лечения». – «Ачто вы делаете?» – «Подписываю договор,а потом акт приемки выполненных работ». –«И все?» – «А что еще нужно? Унас, – он говорит, – совершеннаядиагностическая машина». Но где любовь, где сердце?Машина ведь никогда не сможет заменить целостноевосприятие больного и интуицию врача.
– Конвейер получается.
– В России на все это накладывается еще инесовершенство техники и недостаточная укомплектованностьею больниц и поликлиник. А откуда возникнет доверие кчужому человеку, которого больной даже не видит? И врачздесь не виноват. Сейчас большинство людей относится ксвоей профессии с точки зрения личной выгоды. Логикатакая: я работаю не потому, что люблю свою профессию,помогаю людям, государству, а потому, что зарабатываюденьги. Понятно, что зарабатывать – нужно. Но раньшеэто было в комплексе, сейчас же больной, прежде всего,недополучает от медиков милосердия и любви.
И все же…
– Многие верующие видят в вакцинациизаговор, диверсию.
– Я бы не хотел об этом говорить, потому чтоотсутствует доказательная база.
– Откуда же берутся подобныеподозрения?
– Думаю, что люди рассуждают по аналогии с такимиявлениями, как, например, деятельность Российскойассоциации планирования семьи, которая на протяжениицелого десятилетия 1990-х годов, прикрываясь авторитетомвласти и выступая якобы от лица власти, занималасьформенным растлением молодежи: уроки сексуального«просвещения», программы по контрацепции, постерилизации, популяризации абортов. Это привело к тому,что сформировалась установка на малодетность, молодые людиперестали вступать в брак.
– То есть по аналогии у людей возникаетподозрение, что и в современной повальной вакцинации тожезаинтересованы некие силы, недружественные России, нотолько эти «козни» сложнее вычислить, потомучто вопрос имеет больше специфики и понятен лишьспециалисту?
– Я не утверждаю, что в отношении вакцин всеобстоит, как и с РАПСом. Дай Бог, чтобы это было не так.
– Получается, что вместо закаливания, вместопропаганды здорового образа жизни проповедуется прививка ивнушается мысль, что она, как панацея, ото всегоспасет.
– Да не спасет она от всех болезней, если человек неследит за своим здоровьем, причем не только физическим!
– Но логика рассуждений навязывается такая:сделал прививку – можешь жить спокойно. Получаетсянекий идол, но ведь вторая заповедь гласит: «Несотвори себе кумира».
– Тезис о том, что вакцинация – это слишкомпросто и слишком хорошо, это часть информационной кампаниисторонников прививок. Да, необходимо доносить до людейинформацию, но если делать это только в рекламнойоболочке, то подозрения будут лишь множиться.
Работникам здравоохранения нужно проводить разъяснительнуюработу, говорить с родителями напрямую, правдиво, нескрывая побочных действий и противопоказаний.
Пока же врачи зачастую просто рекламируют тот или инойпродукт, потому что так им объяснили менеджерыфармацевтических компаний. Врачи могут быть совершенноискренними, но где здоровая рациональная критика? Гдеответственность врача? Люди же не верят всему, что им изтелевизора говорят в рекламных роликах нанятые актеры?
Когда мне или моему духовному чаду в ответ на его сомненияс голливудской улыбкой заявляют: все будет о-кей! –то вопросов у меня или у другого пастыря появляется ещебольше. Мы не привыкли так. Без вопросов мы можем доверятьтолько одному Богу.
Источник