Что такое прививка как объяснить детям

Что такое прививка как объяснить детям thumbnail

Loading…

Что такое прививка и зачем она нужна ребенку?

Споры о вакцинации (прививках) детей возобновляются каждый год. Они давно перетекли из простой дискуссии в ярую борьбу между противниками и медработниками. Самый веский довод противников вакцинации – это возможное появления тяжелых реакций организма ребенка на прививку. Но врачи однозначно считают – прививки делать надо. Для обывателей необходимость в прививании не совсем понятна, как и то, что такое вакцинация и почему ее нужно делать.

Вакцинация – это проигрыш сценария заражения.

В организм вводится возбудитель болезни – вакцина или анатоксин. Прививка не вызывает болезнь, но заставляет организм вырабатывать антитела, чтобы в будущем столкнувшись с данной инфекцией уже не заразиться.

Почему возникла необходимость в вакцинации?

Да потому что этот метод иммунизации стал мощным оружием в борьбе со страшными эпидемиями, уносившими на протяжении веков миллионы жизней. Было замечено, что люди, переболевшие такой опаснейшей болезнью как оспа, уже были не восприимчивы к ее возбудителю. Первые оспенные вакцинации начали делать в Турции, Китае, Англии путем введения малого количества жидкости из оспенных пузырьков (пустул) на коже больных.

Поворотным моментом стал эксперимент, поставленный английским врачом Эдуардом Дженнером. Он привил 8-летнему мальчику жидкость из пустул на руке крестьянки. После прививания испытуемый стал не восприимчив к натуральной оспе, приобретя пожизненный иммунитет.

Со временем дженнеровский метод иммунизации стал применяться во всех странах. Благодаря успехам иммунизации прививки стали использовать в борьбе против многих очень опасных детских болезней – полиомиелита, коклюша, краснухи, кори, свинки и гриппа В.

На дворе ХХІ век, в котором нет места эпидемиям. Противники прививок, опасающиеся их побочных последствий, полагают, что ребенок, живя в благополучной семье не подвержен риску заражения. Однако дети находятся не в вакууме, они общаются с другими людьми, ходят по улицам, посещают общественные места и таким образом все же подвергнуты опасности заражения. В настоящее время ежегодно на Земном шаре продолжают умирать от хиб-инфекции, синдрома врожденной краснухи, коклюша, дифтерии сотни тысяч детей. Побочные эффекты прививок не могут сравниться с последствиями заболеваний, от которых они спасают. Сама по себе прививка не опасна. Но очень важна подготовка к вакцинации.

В каждой стране разработан свой график вакцинации – Календарь профилактических прививок. Друг от друга графики мало чем отличаются. Нужно запомнить главное правило – вакцинацию делают только здоровому ребенку! Прививать разрешено не ранее чем через 2 недели после полного выздоровления. Прививки не делаются в случае наличия злокачественных и обострения хронических заболеваний, аллегри на яичный белок, иммунодефицитных состояниях, при ВИЧ-инфекции.

Что еще необходимо знать родителям?

  1. Профилактические прививки проводятся строго согласно срокам установленным Календарем профилактических прививок. При наличии хронических заболеваний составляется индивидуальный график.
  2. Родителям необходимо самим знать как много больше о детских заболеваниях, возможных реакциях на вакцинацию.
  3. Перед прививанием ребенка должен осмотреть педиатр и убедиться, что тот здоров. Рекомендуется также сдать анализы крови и мочи, посетить невропатолога.
  4. Не стоит в день прививания давать излишнюю нагрузку на пищеварительную систему, перекармливая ребенка. Лучше чаще предлагайте ребенку попить. Малыша необходимо оградить от контакта с большим количеством людей.
  5. Вакцинацию должен проводить только здоровый медработник. Процедура требует соблюдения правил асептики. В прививочном кабинете для оказания первой помощи, если она понадобится, должны быть адреналин, кофеин, эфедрин, антигистаминные препараты. Родитель вправе ознакомиться со сроком годности вакцины и инструкцией по ее использованию.
  6. 20-30 мин. после процедуры прививания лучше провести в помещении поликлиники, что позволит родителям в случае необходимости быстро прибегнуть к помощи врачей.
  7. После вакцинации могут возникнуть побочные эффекты. К ним нужно быть готовым и не пугаться. Например, вакцина против коклюша может вызывать неврологические реакции. Иногда наблюдается отек в месте укола и болезненность, повышение температуры до 37,5 – 38,5 C. Такое состояние длиться не более 3-5 дней и не требует лечения. Но, если температура у ребенка поднимается выше 38,5 C, кожа на месте введения инъекции краснеет и уплотняется, надо немедленно обратиться к врачу. Недопустимо самостоятельно накладывать компрессы и мази! Только четкое соблюдение всех правил вакцинации гарантирует приобретение иммунитета у ребенка, позволяет избежать тяжелых поствакцинальных реакций. Дети самостоятельно не могут решить, делать ли им прививки или нет. Только родители в ответе за здоровье своего ребенка. Получение знаний об истории и правилах вакцинации, возможных реакциях на прививки поможет принять решение, благодаря которому Ваш ребенок вырастет здоровым.
Читайте также:  Реакция детей на прививку гепатита

Уважаемые родители!!!

Согласно национальному календарю профилактических прививок в РФ всем детям до 17 лет вводится 10 вакцин бесплатно за счет федерального бюджета.

Только прививки могут защитить ребенка от таких заболеваний, как полиомиелит, дифтерия, коклюш, туберкулез, столбняк, вирусный гепатит В, корь, эпидемический паротит, краснуха, грипп. Чем же опасны перечисленные инфекционные заболевания?

Полиомиелит (или детский паралич) – острое инфекционное заболевание, поражающее центральную нервную систему, в первую очередь спинной мозг. Заболевание приводит в 100% случаев к развитию параличей и пожизненной инвалидности.

Острый гепатит В – тяжелое инфекционное заболевание, характеризующееся воспалительным поражением печени. Перенесенный в раннем возрасте вирусный гепатит В в 50-95% случаев переходит в хроническую форму, приводящую в дальнейшем к циррозу печени и первичному раку печени.

Коклюш – инфекционное заболевание дыхательных путей. Опасным является поражение легких (бронхопневмония). Серьезным осложнением является энцефалопатия, которая вследствие возникновения судорог, может привести к смерти или оставить после себя стойкие повреждения, глухоту или эпилептические приступы. Последние годы отмечается значительный рост коклюша, в том числе зарегистрирован летальный исход у ребенка до 1 года.

Дифтерия – острое инфекционное заболевание с быстрым нарастанием тяжести состояния и высокой летальностью, характеризующееся токсическим поражением организма, преимущественно сердечно-сосудистой и нервной систем. Часто дифтерия вызывает инфекционно-токсический шок, миокардиты, моно- и полиневриты, включая поражения черепных и периферических нервов, поражения надпочечников, токсический нефроз.

Столбняк – возбудитель заболевания поражает нервную систему и ведет к летальности вследствие паралича дыхания и сердечной мышцы. Заболевание регистрируется на территории области регулярно.

Корь – заболевание может вызвать развитие отита, пневмонии, энцефалита. Риск тяжелых осложнений особенно высок у детей старших возрастов. В настоящее время эпидемическая ситуация по кори крайне неблагополучна.

Эпидемический паротит (свинка) – заболевание может осложняться серозным менингитом, в отдельных случаях воспалением поджелудочной железы. Свинка является одной из причин развития мужского и женского бесплодия.

Краснуха – представляет большую опасность для беременных, которые могут заразиться от больных детей. Заболевание краснухой беременных очень часто приводит к развитию множественных уродств плода, выкидышам и мертворождениям.

Туберкулез – длительно текущая инфекция, затрагивающая чаще всего органы дыхания. В настоящее время распространен туберкулез с множественной лекарственной устойчивостью и развитием тяжелых форм заболевания, которые лечатся годами и могут заканчиваться инвалидностью и даже смертью. Наиболее важным в профилактике туберкулеза является своевременная туберкулинодиагностика (реакция Манту, диаскинтест).

Грипп – вирусное острое респираторное заболевание, который опасен быстрым развитием тяжелых осложнений с летальным исходом.

В настоящее время все больше родителей отказываются вакцинировать своих детей. С одной стороны они боятся, что, не сделав прививку ребёнку, они подвергают его здоровье опасности в будущем, с другой стороны родителям страшно, что у ребёнка на прививку разовьется тяжёлая реакция.

Насколько же обоснованы эти опасения?

Во-первых, в Российской Федерации функционирует системы оценки безопасности вакцин для здоровья населения и государственных испытаний вакцин. Перед тем как вакцина выпускается для массового использования, она проходит многоступенчатую проверку, которая включает в себя проведение различных опытов, экспериментов и клинических испытаний, которые оценивают степень безопасности той или иной вакцины.

Во-вторых, побочные реакции – это нормальная реакция организма на введение чужеродного антигена и в большинстве случаев отражают процесс выработки иммунитета. К примеру, причиной повышения температуры тела, возникшего после прививки, является выброс в кровь особых «посредников» иммунной реакции. Если побочные реакции имеют нетяжелый характер, то в целом – это даже благоприятный в плане выработки иммунитета признак.

Оценить тяжесть реакции на введение вакцины и при необходимости помочь ребенку может только медицинский работник.

Родители! Помните!

Отказываясь от прививок, Вы рискуете здоровьем и жизнью Вашего ребенка!

Источник

Классный час “На прививку целый класс! Вы слыхали? Это нас!”

Цель: учить детей навыкам личной гигиены, узнать историю возникновения прививок, виды и действие прививок, влияние прививок на заболеваемость

  1. ВСТУПЛЕНИЕ

– Тема нашего классного часа «На прививку целый класс! Вы слыхали? Это нас»

– Сегодня мы с вами будем закреплять наши знания по теме «Личная гигиена», узнаем историю возникновения прививок, их виды и действие, а также влияние прививок на заболеваемость.

– Работать мы будем в группах.

– Первая группа – «Здоровкины», вторая – «Болезням – нет!».

2. ПОВТОРЕНИЕ

– А начнём мы с повторения.

– Мы с вами уже говорили о болезнях грязных рук.

Много грязи вокруг нас

И она в недобрый час

Принесёт нам вред, болезни

Но я дам совет полезный

Мой совет совсем несложный –

С грязью будьте осторожны

И поверьте: чистота

Для здоровья всем важна.

1 конкурс Работа в группах.

– Чтобы не болеть болезнями грязных рук, надо знать предметы личной гигиены. Помните, ими нельзя пользоваться совместно, у каждого человека они должны быть своим личными.

– Задание: выберите из предложенных предметов те, которые являются предметами личной гигиены. ( предметы на подносе) В это же время 1 человек от группы работает с листом, на котором написаны слова. Лишний предмет надо зачеркнуть.

  • расчёска

  • ручка

  • зубная щётка

  • линейка

  • зубная паста

  • пенал

  • носовой платок

  • мыло

  • резинка для волос

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА

2конкурс Работа в группах

– А знаете ли вы, когда надо мыть руки? Ненужный ответ зачеркните.

1) перед посещением туалета

2) после еды

3) перед прогулкой

4) когда заставляют

5) перед едой

6) после прогулки

7)после посещения туалета

8)никогда

9) перед сном

ПРОВЕРКА

после еды

перед едой

после прогулки

после посещения туалета

перед посещением туалета

перед сном

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА

3 конкурс

– Какие болезни грязных рук вы знаете?

конъюнктивит

чесотка

гепатит

дизентерия

ПРОВЕРКА

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА

Подведение итогов всех конкурсов.

2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

– Сегодня мы поговорим о болезнях, которые можно предупредить, если вовремя сделать прививки.

Девиз сегодняшнего занятия: «Предупредить болезнь легче, чем её лечить».

Прививки очень нам нужны

От вирусов различных,

Любить прививки мы должны

Любовью безграничной.

Кл. руководитель:

– А сейчас мы узнаем, когда появились прививки.

Из истории (сообщения детей)

Идея прививки появилась в Китае в 3 в. н. э. , когда человечество пыталось спастись от оспы. Смысл идеи состоял в том, что раннее перенесение инфекционного заболевания в слабой форме могло предотвратить эту болезнь в будущем.

Первые прививки от оспы в России сделал специально приглашённый из Англии врач Томас Димдейл в конце 18 века. Первыми привитыми были Екатерина Вторая Великая, великий князь Павел Петрович и великая княгиня Мария Фёдоровна.

В настоящее время учёные создали вакцину против некоторых разновидностей такой страшной болезни, как РАК и работают над созданием вакцины против болезни 21 века – СПИД.

  1. Значение слов

-А что означает слово прививка? Давайте узнаем о значении этого слова из словарей. Какие словари вы знаете? Как вы думаете, каким из них мы будем пользоваться, сейчас?

(Дети в группах работают со словарями. )

Из толкового словаря:

ПРИВИВКА- Это процесс вакцинации для предупреждения или лечения какой – нибудь инфекционной болезни.

– Кл. рук. :

– И существует ещё одно определение более понятное вам. ПРИВИВКА – введение в организм ослабленных или разрушенных возбудителей заболевания.

– А что означает слово инфекция? (Дети в группах работают со словарями. )

ИНФЕКЦИЯ – это заражение организма болезнетворными микробами.

3)Кл. рук. : Главная цель вакцинации – формирование иммунитета/невосприимчивости/ к болезни.

Благодаря вакцинации, в мире исчезли такие болезни, которые уносили многие миллионы человеческих жизней

Оспа (более 300 млн. человек)

Холера (более 5 млн. человек)

Чума (более 75 млн. человек)

Грипп (более 50 млн. человек)

СПИД (более 20 млн. человек)

Прививки делают от разных болезней:

  • краснухи,

  • гриппа,

  • дифтерии,

  • кори,

  • гепатита и др.

4) Как действует прививка?

1. В организм человека вводят ослабленного или убитого микроба – возбудителя.

2. В результате в организме вырабатываются особые вещества/их называют антителами/ и клетки /их называют «киллерами»/, которые в дальнейшем способны убить настоящего возбудителя болезней.

ФИЗМИНУТКА

Чтобы вы и поменьше уставали, поиграем сейчас в игру. Как чистить правильно зубы вы показать сможете? А как пользоваться расческой или мылом?

Итак, я буду называть предметы, а вы будете показывать, как ими правильно пользоваться. Все встаньте, начали.

/Учитель называет (или показывает) предметы, меняя порядок ускорением. /

  • Зубная Щетка

  • Щетка для одежды

  • Расческа

  • Мыло

  • Веник

  • Швабра

5) О гриппе

– На сегодняшний день одним из серьёзных заболеваний является грипп. Опасно оно своими осложнениями, которые могут возникнуть даже через несколько лет:

инфаркт миокарда

бронхиальная астма

инсульт

бронхит

потеря слуха

потеря зрения

паралич и другие

Для профилактики гриппа выпускают живые вакцины, содержащие ослабленные, незаразные, живые вирусы гриппа, или неживые, содержащие убитые вирусы. Т, к. вирусы меняются, то меняются и вакцины.

ВИРУС – это возбудитель инфекционного заболевания.

– Поднимите руки те ребята, которые сделали в этом году прививки против гриппа.

– Может быть, есть те, которые делали прививки от других заболеваний?

– А боялись ли вы, когда их делали?

– Сейчас мы посмотрим мультфильм «Про бегемота, который боялся делать прививки» (просмотр мультфильма)

– Я думаю, теперь никто из вас не будет бояться прививок.

4. ИТОГ:

– Сегодня мы говорили о болезнях и прививках против них.

Давайте повторим девиз занятия. (говорим хором)

«Предупредить болезнь легче, чем её лечить».

Совсем не боятся прививки

Ни взрослые, ни малыши.

От гриппа, от кори, от свинки

Себя защитить поспеши.

Укольчик ты сделаешь быстро –

К тебе не придут никогда

Краснуха и оспа. Прививка

На страже здоровья всегда.

И страшных болезней тяжёлых

Всё меньше теперь на Земле.

Пусть много детишек здоровых

Рождается в каждой стране.

– Я думаю, что после нашего занятия вы согласитесь, что надо серьёзно относиться к решению, делать прививки или нет

Источник

Зачем нужны прививки?

Каждый, наверное, помнит детское стихотворение: «- На прививку первый класс! – Вы слыхали? Это нас!» Но не все знают про необходимость, а порой и жизненную важность

прививок. В истории человечества бывали эпидемии, которые уносили жизни тысяч людей. Если бы тогда существовали прививки, это помогло бы справиться, например с таким редко встречающимся теперь заболеванием, как натуральная оспа. Поговорим о значении прививок и о тех болезнях, от которых они защищают.

Сегодня вопрос о том, зачем нужны профилактические прививки, вызывает живой интерес. Каждый человек имеет право принимать решение относительно своего здоровья и здоровья своего ребенка. Но для принятия решения необходимо понимать, что такое прививки, в чем их преимущества и недостатки.

Прививка – это введение в организм вещества, которое распознается иммунной системой как возбудитель инфекционного заболевания, в результате чего развивается иммунный ответ. Иммунный ответ ведет к выработке антител, которые нейтрализуют возбудитель при повторном проникновении. Вакцины различаются по составу. Существуют живые вакцины, в которые входят возбудители, лишенные способности вызывать заболевание. Инактивированные вакцины содержат «убитые» возбудители. Препараты, в которые входят только части микробных клеток – рекомбинантные вакцины. Анатоксины получают при инактивации токсинов возбудителей.

Сила иммунного ответ зависит, в первую очередь, от особенностей организма. У большинства привитых лиц при контакте с возбудителем заболевание не развивается. В редких случаях привитый человек может заболеть, но заболевание у него протекает легче, значительно снижается риск осложнений. Иммунитет после прививки слабее, чем тот, который формируется после настоящего заболевания. Поэтому в календарь прививок включены ревакцинации – введение дополнительных доз вакцины через определенные промежутки времени.

Перед прививкой врач или фельдшер обязан провести осмотр. Однако, очевидно, что за один осмотр выявить все особенности организма невозможно, вот почему нужно наблюдаться в территориальном медицинском учреждении, своевременно проходить все необходимые профилактические обследования. Это нужно не только для учета противопоказаний при иммунизации, но и для раннего выявления заболеваний, а значит – для своевременного и более эффективного их лечения.

Иммунизация не может оставаться личным делом каждого. Метод становится эффективным и гарантированно препятствует массовому распространению заболеваний при охвате более 90-95 % населения. В этом случае лица с противопоказаниями могут «позволить себе» не получить прививку без существенного риска заболеть. Когда циркуляция возбудителя подавлена, даже непривитому заразиться не от кого.

Ученые и медицинские работники убеждены: иммунизация необходима. Это эффективный и современный метод профилактики многих инфекционных заболеваний.

ПРИВИВКА

Совсем не боятся прививки

Ни взрослые, ни малыши.

От гриппа, от кори, от свинки

Себя защитить поспеши.

Укольчик ты сделаешь быстро –

К тебе не придут никогда

Краснуха и оспа. Прививка

На страже здоровья всегда.

И страшных болезней тяжёлых

Всё меньше теперь на Земле.

Пусть много детишек здоровых

Рождается в каждой стране.

Прививки очень нам нужны

От вирусов различных,

Любить прививки мы должны

Любовью безграничной.

Краснуха, корь и паратит

Теперь лишились власти,

Нам не испортит паразит

Ни внешности ни счастья.

По убежденьям докторов

Их польза очевидна,

Но не поверил им Петров.

И вот ведь что обидно!

Он ни бандитов, ни врагов,

Ни пули не боялся,

И лишь с уколом докторов

Однажды испугался,

Совсем не думал он болеть,

Был сильным, мускулистым,

Он мог бы в космос полететь,

Он мог бы стать артистом,

А так в больнице он лежит,

В зеленке щеки, уши,

Имеет он плачевный вид,

Что докторов не слушал.

Источник