Что такое релаксация прививки
Шаг 5. Процедура прививки от стресса
Прививка от стресса выполняется в такой последовательности:
А. Найдите десять — пятнадцать минут, чтобы расслабиться. Проведите прогрессивную мышечную релаксацию, сигнальную релаксацию (включающую глубокое дыхание) и визуализацию особого — спокойного и безопасного — места. Теперь просмотрите свои копинговые утверждения для первого (или следующего) эпизода.
Б. Визуализируйте первую (или следующую) сцену из своей иерархии. Постарайтесь оживить ее: увидеть ситуацию, услышать, что происходит, почувствовать любые физические ощущения. Какие предметы или люди присутствуют в этом эпизоде? Какие цвета вы видите? Откуда падает свет, какой он? Ощущаете ли вы запахи, чувствуете ли температуру окружающей среды, осязаете что-либо? Слышите голоса, ветер, тиканье часов?
Будьте внимательны и не представляйте себя в этой ситуации тревожащимся. Если вы вообще присутствуете в эпизоде, чувствуйте себя комфортно и уверенно.
В. Начинайте бороться. Когда вы отчетливо визуализируете сцену, приступайте к релаксации и применению копинговых мыслей. Во время работы с эпизодами рекомендуется использовать сигнальную релаксацию. Это самая быстрая методика снятия стресса, поскольку она состоит всего лишь из нескольких глубоких вдохов и ключевого слова или фразы.
Как только вы справитесь с напряжением на физическом уровне, вспомните одну или несколько своих копинговых мыслей. Продолжайте мысленно представлять сцену на протяжении тридцати-шестидесяти секунд — до тех пор, пока ваша тревожность не станет явной (см. Г).
Г. Оцените свой уровень тревожности. Используйте «Шкалу тревожности Берна» в качестве руководства.
Если во время визуализации вы достигнете четвертого уровня — явная тревожность — немедленно перестаньте представлять ситуацию и вернитесь к упражнениям для релаксации. Получите представление о том, что такое четвертый уровень тревожности до начала визуализации какого-либо эпизода. Согласно Берну, «это точка, когда — какие бы симптомы ни испытывали — вы чувствуете, что контроль над эмоциями начинает исчезать» (1995, с. 105). С того момента вы находитесь под угрозой паники.
Явная тревожность служит точкой прерывания неспроста. Если вы продолжите визуализировать ситуацию, боясь при этом, что утратите контроль, ваша чувствительность может повыситься, а тревожность скорее возрастет, чем уменьшится, когда эпизод кончится.
После того, как вы по истечении тридцати-шестидесяти секунд закончите представлять сцену или прекратите визуализацию из-за возникновения явной тревожности, сразу же оцените уровень тревоги по шкале Берна. Запишите номер в «Рабочем листе иерархии». Если тревожность равна 0 или 1, можете переходить к следующему эпизоду. Если 2 и выше — расслабьтесь и мысленно возвратитесь к этой же сцене. Кроме того, выделите несколько секунд для оценки своих копинговых мыслей. Если какие-то из них окажутся неэффективными, прекратите их использовать. Если не работает ни одна из них, значит, вам следует заглянуть в общий список и попробовать несколько других.
Д. Всегда выполняйте глубокую релаксацию между эпизодами. Вы можете использовать сигнальную релаксацию и успокаиваться, представляя спокойное место. Если во время эпизода вы достигли уровня явной тревожности или более высокого, посвятите больше времени прогрессивной мышечной релаксации и релаксации без сознательного напряжения. Эти действенные техники помогут вам достичь, более глубокого успокоения.
Е. Продолжайте чередовать визуализацию сцен и релаксацию. Сразу же прекращайте визуализацию сцены, если достигли четвертого уровня. Представляйте в течение минуты эпизоды, в которых ваша тревожность не превышает третьего уровня. Переходите к следующему пункту своей иерархии всякий раз, когда, воображая сцену, достигаете уровня тревожности 1 или 0. Обычно требуется не менее двух сеансов, чтобы полностью снять чувствительность. Исключение могут составлять эпизоды, в которых тревожность была достаточно низкой с самого начала.
Занимайтесь каждый день. Первый сеанс практики должен длиться от пятнадцати до двадцати минут. Позже вы можете увеличить продолжительность сеансов до тридцати минут. Главный ограничивающий фактор — усталость. Прекращайте сеансы, когда почувствуете усталость или скуку.
За один сеанс практики в среднем можно пройти от одного до трех пунктов иерархии. Начинайте новую сессию с последнего успешно завершенного эпизода.
Это поможет вам укрепить свои достижения и более уверенно встретить ситуации, вызывающие большую тревогу.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
Процедура или результат
В “Теории систем” есть принцип, который очень хорошо подходит для понимания процессинга.По сути он утверждает, что если вы хотите чего-то, то можно твердо установить или процедуру действий, или результат, но нельзя твердо установить и процедуру, и
Процедура повторного переживания
Вот обзор того, как я провожу повторное переживание происшествий. Мой подход не должен быть ЕДИНСТВЕННО правильным, это просто принципы и шаги, которые оказались для меня эффективнее всего.Цель повторного переживания — преобразовать
Процедура
ИспытуемыеИспытуемые для эксперимента были найдены по объявлению в университетской газете, предлагающей финансовое вознаграждение за участие в психологическом исследовании. Семьдесят четыре из откликнувшихся на объявление утверждали, что прежде они не
4.7. Процедура сканирования
Процедура сканирования осуществлялась следующим образом. Вначале проводились подготовительные этапы, включающие: 1. Психоэнергетическое очищение и защита места гадания и его участников (включая и компьютер). 2.
3.1.3. Развитие психологического стресса на примере развития экзаменационного стресса
Хотя под экзаменационным стрессом обычно понимают состояние человека, сдающего экзамен, на самом деле этот процесс занимает достаточно длительное время. В реальности экзаменационный
Процедура стандартизации ТиГр
Оценка надежности теста ТиГрДля оценки надежности данного теста был использован метод тест-ретеста, позволяющий измерять временную устойчивость показателей ТиГр при повторном исследовании. С этой целью вычислялся коэффициент ранговой
ПРОТОКОЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА
Несмотря на примитивность первого метода и отсутствие у меня понимания якорей и систем (визуальной, кинестетической, аудиальной), для большинства людей он давал блестящий результат. Обычно они сообщали, что когда использовали его, то
Протокольная процедура.
Несмотря на примитивность первого метода и отсутствие у меня понимания якорей и систем (визуальной, кинестетической, аудиальной), для большинства людей он давал блестящий результат. Обычно они сообщали, что когда использовали его, то
Процедура лечения
При первой беседе пациентка была недружелюбна и не настроена сотрудничать с автором, поэтому ей только сказали, что сначала необходимо, чтобы он увидел ее во время приступа головной боли. Несколькими днями позже автору сообщили, что она слегла из-за
Процедура
До этого момента мы рассматривали вопросы, связанные с планированием исследования. Как отобрать испытуемых, каким экспериментальным воздействиям их подвергнуть? Как лучше всего сравнивать разные возрастные группы и экспериментальные условия? Как, иными
ГЛАВА 11 ОЧИСТИТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА
Изначально Очистительная процедура была разработана Лестером Левенсоном лишь для инструкторов Седона-Метода, поскольку он прекрасно понимал, насколько важно для них освобождение от потребности в одобрении, контроле или безопасности, а
Запасная процедура
Запасная процедура используется в тех случаях, когда вы плотно застряли после многоразовой обработки проблемы без изменений. Или в случае лечения серьезных, глубоко укоренившихся и давних проблем, таких как пагубные привычки или тяжелые обиды.После
2. Метод и процедура исследования
Как уже говорилось, исследование было основано на глубинных интервью, которые проводились в течение зимы 1993–1994 гг. в Москве. Респондентами были внуки жертв репрессий конца 30-х гг. По крайней мере один представитель первого поколения
Прививки: делаем своевременно
В прошлые века основной причиной смерти человека были инфекционные болезни. Эпидемии чумы, сибирской язвы, холеры, сыпного тифы уничтожали целые города.Ситуация изменилась после изобретения прививок. В VIII веке английский врач Эдвард
Источник
Насколько значимы побочные эффекты и осложнения от прививок? Какие они бывают? Как вообще работают прививки? Куда нужно делать уколы, и можно ли их делать в ягодицу?
Ну, во-первых, скажем, что прививаться нужно обязательно. Это может сохранить здоровье или даже жизнь. Прививки (вакцинация) – это самая эффективная защита от смертельно опасных инфекционных заболеваний.
Для того чтобы в организме сформировался иммунитет к определенному заболеванию, организму нужно столкнуться с этим заболеванием. Но когда организм сталкивается с заболеванием в естественных условиях, когда в него попадает большое количество злобных и очень активных микробов, то организму трудно с ними справиться и сформировать защиту, иммунитет против них, антитела, которые будут способствовать их уничтожению.
Поэтому умные люди придумали вакцинацию. Когда в организм вводят не живые, активные и агрессивные микробы, а ослабленные или мёртвые либо только частички этих микробов (антигены). Тогда организму легко с ними справиться и сформировать надёжную защиту (иммунитет), когда в организме формируются антитела, которые реагируют на антигены этих микробов. И в следующий раз, при попадании в организм этих микробов, у организма уже будет оружие против них, которое организм приобрёл при вакцинации.
Способность вакцины формировать иммунитет называют иммуногенностью. Одни вакцины более иммуногенны, и их достаточно ввести один раз. Другие вакцины менее иммуногенны, и их приходится вводить несколько раз (например, прививка от полиомиелита ставится троекратно с промежутком 4-6 недель).
Но кроме иммуногенности вакцины обладают также реактогенностью. Это способность вакцины вызывать определённые реакции организма.
Но кроме антигенов микробов в вакцинах присутствуют и другие вещества (например, частички разрушенных клеток), потому что выделить только антигены в чистом виде невозможно. И эти побочные компоненты вакцин могут вызывать побочные реакции организма (покраснение, сыпь, повышение температуры, слабость, снижение аппетита и др). Конечно же, не только примеси в вакцинах могут вызывать побочные реакции, но и сами антигены вакцины.
Побочное действие вакцин можно разделить на поствакцинальные реакции (местные и общие) и поствакцинальные осложнения.
Поствакцинальные реакции:
1) местные (болезненность в месте укола, покраснение, отёк, воспаление);
2) общие (повышение температуры, слабость, снижение аппетита, сыпь, головная боль).
Поствакцинальные осложнения:
– аллергические заболевания,
– анафилактический шок,
– неврологические осложнения,
– судороги,
и др.
Повышение температуры после прививки не является защитной реакцией, как в случае инфекционных заболеваний, и не приносит пользы организму, поэтому её нужно сбивать парацетамолом или ибупрофеном уже при 37,5 градусах.
Для того чтобы концентрация антигенов была достаточной, в вакцины добавляют адъювант. Это такие вещества, которые удерживают антигены в месте введения и не дают им распространяться с кровью по организму. Например, ввели вакцину в мышцу плеча, и адъювант удерживает антигены вакцины в месте введения, вызывая местное воспаление. Именно при таких условиях иммунные клетки организма перемещаются к месту введения вакцины, начинают реагировать на антигены, тренироваться на них и создавать оружие против микробов, в которых эти антигены имеются, – формируется иммунитет к этим микробам.
Для того чтобы иммунная система организма среагировала на антигены и сформировала иммунный ответ на них, этих антигенов должно быть достаточное количество/концентрация, а также эти антигены должны вызвать воспалительную реакцию. Именно при таких условиях (нормальная концентрация антигенов и воспаление) возникает нормальный иммунный ответ организма и формируется иммунитет к заболеванию, вызываемому этими антигенами (микробами). Если введённые с вакциной антигены не будут удерживаться адъювантом и распространятся с кровью по всему организму, то их концентрация будет слишком низкой и иммунного ответа организма не будет, иммунитет не сформируется. Конечно, можно ввести большую дозу антигенов, когда их концентрация в крови будет достаточной, но это, во-первых, большие финансовые затраты (нужно производить большее количество вакцины), а во-вторых, большее количество введённых антигенов даст большую нагрузку на организм.
Вот почему, если используют более качественную и более очищенную вакцину, то местная воспалительная реакция сильнее. Если после вакцинации в месте укола появилось покраснение и воспаление, то это хорошо. Это будет способствовать лучшему формированию иммунитета.
Кроме поствакцинальных реакций, в очень редких случаях, вакцины могут вызывать осложнения. Если реакции после вакцины можно предвидеть, то предсказать, будут ли осложнения или нет, практически невозможно.
Никаких предварительных диагностических тестов/проб на выявление возможной негативной реакции на данную прививку не существует! Если вам кто-то предлагает приобрести такие пробы/тесты – это шарлатаны.
Осложнения от вакцин возникают чрезвычайно редко. Если вакцину от полиомиелита сделали миллиону детей, и 999999 из них после неё чувствует себя прекрасно, а 1 из этого миллиона возникло тяжелое осложнение, то это не повод отказываться от вакцинации.
Риск возникновения осложнений 1 из 1-3 миллионов по сравнению с риском заболеть этим очень тяжелым заболеванием, приводящим к инвалидности и смерти, ничтожен. Вероятность осложнений после вакцинации в десятки тысяч раз меньше, чем вероятность осложнений после болезней, от которых проводится вакцинация. Т.е. если осложнения будут после воздействия мёртвых или ослабленных микробов (в вакцине), то уж точно они будут намного сильнее после воздействия живых и активных микробов (из естественной среды).
Вообще, побочные эффекты и очень редкие осложнения от вакцин – это лучше, чем умереть от этих тяжелых болезней не прививаясь.
К сожалению, бывает такое, что в очень редких случаях организм плохо реагирует на некоторые лекарства или компоненты пищи (например, арахис, сою и др), также такие реакции в очень редких случаях могут возникнуть на вакцину. Их нельзя предугадать. Поэтому после прививки нужно примерно полчаса посидеть в прививочном кабинете для того, чтобы при появлении нежелательных реакций (например, анафилактического шока) вам могли оказать помощь – ввести адреналин при анафилактическом шоке.
Анафилактический шок или анафилаксия – аллергическая реакция немедленного типа, состояние резко повышенной чувствительности организма, развивающееся при повторном введении аллергена.
Если прививку делают на дому, то у врача должен быть одноразовый шприц с адреналином.
Но бояться не нужно. Осложнения от прививок – это явление чрезвычайно редкое, а польза от прививок превышает все возможные риски.
К сожалению, вакцинация против ветряной оспы (ветрянки) в России в календарь прививок не входит. В США и Европе эта прививка входит в календарь прививок и делается за счет государства, а вот в России денег на это пока нет. Но можно сделать эту прививку за свой счет, не дожидаясь заражения естественным путём. Дети ветрянку переносят легче, чем взрослые. Всё же лучше привиться, чем заболеть в детском возрасте или тяжело переносить её во взрослом.
Прививки делают в мышцу бедра или плеча. В ягодицу в современной цивилизованной медицине уколы не делают.
Не делают в ягодицу потому что лекарство должно попасть в мышцу, а в ягодицах много жировой ткани, при попадании лекарства в которую возможна воспалительная реакция. Кроме того, при уколах в ягодицу возможно повреждение седалищного нерва.
Поэтому, мамы, не позволяйте делать вашему малышу уколы в попу!
Также читайте полезные статьи о вакцинации:
Как подготовить ребёнка к прививкам?
Что делать после прививки?
Календарь прививок. Что нужно знать родителям?
АКДС – что это за прививка такая?
Вакцина БЦЖ и туберкулёз. Что нужно знать?
Манту: мифы и реальность.
Следите за вашим здоровьем и вовремя обращайтесь к врачу.
Не занимайтесь самолечением – это может быть опасно!
Желаю всем здоровья и долголетия! 🙂 Понравилась статья?Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь публикацией в социальных сетях (кнопки соц. сетей справа). Приглашаю вас в сообщества: Facebook | Вконтакте | Одноклассники
Источник
Стресс-прививочная терапия (англ. stress-inoculation training) является одним из методов модификации поведения[1], используемых в когнитивно-поведенческой психотерапии. Этот метод был разработан в 1974—1985 годах канадским психологом Дональдом Мейхенбаумом (англ. Donald Meichenbaum, родился в 1940 г.)[2] В русскоязычной литературе эта методика также иногда называется «прививкой против стресса»[3] или «тренингом вакцинации против стресса»[4].
Метод получил название «прививочного», поскольку в нём есть определенное сходство с техникой биологической иммунизации: подобно тому, как медицинская иммунизация помогает организму подготовиться к защите от тяжёлых инфекций, психологическая иммунизация предназначена для подготовки к столкновению со стрессовыми нагрузками возрастающей интенсивности и сложности[5]. Этот метод позволяет клиенту перейти из состояния «выученной беспомощности» к состоянию «выученной компетентности»[1].
Метод Мейхенбаума заключается в обучении приёмам самоконтроля, помогающим справляться со стрессовыми ситуациями. Эта методика может также применяться для выработки оптимального поведения в проблемных ситуациях, вызывающих гнев, физическую боль или иные негативные эмоции и неприятные ощущения[6].
По словам Мейхенбаума,
Детальная программа обучения навыкам совладания со стрессом с последующим прикладным обучением использованию этих навыков при различных стрессорах являет собой полную противоположность случайным, непродуманным способам освоения таких навыков, к которым зачастую вынуждены прибегать наши современники. Исследования, посвященные стрессу, позволили выявить необходимые для совладания со стрессом навыки, а метод когнитивной модификации поведения, как нам представляется, является перспективным средством обучения этим навыкам[7].
Процедура стресс-прививочной терапии обычно четко структурирована, сфокусирована на задачу и в большинстве случаев не занимает много времени. Эта методика с успехом применяется для подготовки больного к предстоящей операции, для подготовки спортсменов к соревнованию, в профессиональной сфере — чтобы обучить работников более эффективным стратегиям поведения в сложной ситуации[4] (применительно к людям, по роду своей деятельности часто оказывающимся в стрессовых ситуациях, — например, военным, сотрудникам правоохранительных органов, менеджерам)[8]. Модель может быть применена как в индивидуальном, так и в групповом психологическом консультировании[4].
Теоретическая основа метода[править | править код]
Стресс-прививочная терапия создана на основе когнитивной модели стресса: предполагается, что степень негативного воздействия стресса зависит в существенной мере от того, как эта ситуация воспринимается каждым конкретным человеком (то есть от появления рациональных и адаптивных или иррациональных, деструктивных и отвлекающих мыслей по поводу проблемной ситуации). Следует также отметить, что в стрессовых ситуациях обычно актуализируются тревожные, иррациональные и деструктивные мысли, связанные с прошлым негативным опытом. По этой причине объективно одинаковые события могут совершенно по-разному восприниматься разными людьми (в зависимости от их личностных особенностей и жизненного опыта), что приводит к разным стилям поведения в данной ситуации и, соответственно, к разным последствиям. Неадаптивная реакция на стресс, с точки зрения Мейхенбаума, возникает, если
- происходящие или ожидаемые события воспринимаются как угрожающие;
- индивид низко оценивает свои шансы предотвратить эту угрозу[4] или ощущает себя жертвой обстоятельств, над которыми у него нет контроля. Индивид также считает, что он не может управлять своим поведением и эмоциями, возникающими в стрессовой ситуации[9].
Подобные убеждения имеют ярко выраженный негативный эффект по схеме «самоисполняющегося пророчества»: тревожные ожидания в стрессовой ситуации приводят к возникновению неадаптивного поведения и болезненной реакции на стресс, что, в свою очередь, убеждает индивида в истинности его негативных установок[4].
Изменив убеждения, связанные с проблемной ситуацией[4], и содержание внутреннего диалога, можно подготовить человека к испытываемым им или ожидаемым трудностям. Именно в этом и заключается «тренинг вакцинации против стресса»[8]. Если терапевту удается изменить внутренний монолог клиента (с помощью метода аутоинструкций), то происходит позитивное изменение физиологической составляющей эмоций в стрессовой ситуации, что снижает тревожность индивида, улучшает возможность самоконтроля и позволяет вести себя более рационально и адаптативно.
Хотя методика Мейхенбаума в первую очередь основана на изменении убеждений и внутреннего диалога, предполагается, что в какой-то степени эффективность этого метода связана с феноменом привыкания к стрессору (что сближает этот метод с техникой систематической десенсибилизации)[3]. Хотя стресс-прививочный тренинг основан в первую очередь на изменении внутреннего монолога, в этой технике также используются приемы релаксации, а также стратегии, предназначенные для решения проблем.
Схема стресс-прививочной терапии[править | править код]
Тренинг проводится индивидуально или в группе, при активном участии клиента[8]. Он состоит из следующих этапов:
«Концептуальная фаза»[9][править | править код]
Эта фаза также иногда называется «этапом разъяснения»[4]. На этом этапе клиенту объясняются психологические и биологические механизмы реакции на стресс[6]. Терапевт помогает клиенту отличить адаптивные и эффективные реакции от малоадаптивных или болезненных[8]. Подчеркивается, что негативные эмоции могут привести к неадаптивному поведению в стрессовой ситуации[5]. Терапевт объясняет клиенту, что высокая тревожность обычно возникает в случаях, когда индивид фокусирует внимание на своих неприятных ощущениях и на собственной неадекватности, а также на мыслях, понижающих самооценку и веру в свои силы (например, такие мысли, как «тут трудно что-либо предпринять» или «я ничего не могу поделать ни со своими мыслями, ни с ситуацией»). Соответственно, низкая тревожность связана с фокусированием внимания на внешней ситуации, что повышает способность к самоконтролю и помогает решить проблему[1].
Терапевт также помогает клиенту осознать, что любой человек сам является источником своих негативных мыслей, чувств и поступков и поэтому он может изменить их на более позитивные[9]. Терапевт объясняет, что поведение может быть модифицировано благодаря пересмотру своего отношения к проблемной ситуации и развитию навыков самоконтроля[5].
Следует подчеркнуть, что человек может не замечать, что в стрессовой ситуации у него автоматически появляются автоматические негативные мысли, или не осознавать, к каким отрицательным последствиям приводят эти мысли. Поэтому необходимо обучение приёмам самонаблюдения, помогающим «слышать» собственный внутренний монолог и замечать, как негативные установки воздействуют на эмоции, самочувствие и поведение[4]. Мейхенбаум приводит различные диагностические способы выявления автоматических мыслей при стрессовых ситуациях: обследование пациента, диагностическое исследование поведения, групповая дискуссия, анализ ситуаций, домашние задания (самонаблюдение и ведение дневниковых записей)[3].
Кроме того, клиентов обучают стратегиям решения проблем (например, тому, как определить проблему, выработать возможные альтернативные способы действия, взвесить все «за» и «против» по каждому возможному решению проблемы и найти способ реализовать оптимальное из всех возможных решений)[4].
Клиента также обучают тому, как использовать самовнушение, способствующее улучшению самоконтроля и снижению тревожности, применяя, например, такие фразы: «Я могу сделать это», «Надо действовать спокойно, и у меня все получится», «Сконцентрируйся на настоящем: что именно надо сделать?», «Не оставляй стараний; не жди совершенства и немедленного успеха»[3], «Ты можешь разработать план, как с этим справиться», «Лучше просто подумай, что ты можешь с этим сделать. Это лучше, чем волноваться», «Расслабься: ты контролируешь себя. Сделай медленный, глубокий вдох»
[10], «Ты способен разработать стратегию преодоления!», «Нервничать и волноваться бесполезно: это делу не поможет. Подумай, что можно сделать в этой ситуации»[3].
В этой фазе также объясняется, как своевременно распознавать признаки возрастания эмоционального напряжения, что позволит клиенту быстро применить необходимые приемы и не допустить потери самоконтроля в стрессовой ситуации[3].
Наконец, на этом этапе клиент определяет, какие стрессоры являются для него наиболее проблемными, и выявляет свои ожидания в отношении результатов тренинга. Исходя из этого, терапевт и клиент разрабатывают план совместной работы[8].
«Фаза формирования новых умений»[9][править | править код]
На этом этапе клиенту предлагается испробовать на практике различные стратегии (копинг-навыки), позволяющие уменьшить негативное воздействие стрессовых ситуаций[6]. Данные стратегии отрабатываются в воображаемых стрессовых ситуациях, причём клиенту рекомендуют не отрицать, а фиксировать негативные, неадаптивные и тревожные мысли, возникающие при столкновении с проблемной ситуацией, и замещать их на рациональные позитивные мысли, ведущие к адаптивным формам поведения («копинг-стратегии»)[5].
«Фаза применения новых умений»[9][править | править код]
Эта фаза иногда также называется «этапом конфронтации»[3]. На данной стадии производится закрепление приобретённых навыков и перенос этих навыков в реальную жизнь[9]. Клиент «тестирует» новые приёмы в конкретных ситуациях и убеждается в их эффективности. Этот этап тоже требует участия терапевта, но в значительно меньшей степени (контроль и незначительная коррекция)[8]. Если речь идет о выработке навыков общения, данный этап часто осуществляется в рамках групповой терапии, что позволяет смоделировать ситуацию общения, приближённую к реальной[5]. Этот этап включает разнообразные практические упражнения, такие как ролевые игры. Кроме этого, отрабатываются реальные действия в реальных ситуациях[4].
На этапе конфронтации со стрессом клиент использует следующую когнитивно-поведенческую схему:
- Своевременно распознать эмоции и ощущения, предшествующие стрессовой реакции[3].
- Вспомнить приёмы, которые следует использовать в стрессовой ситуации: расслабиться (использовать техники дыхания и релаксации), использовать позитивный внутренний монолог (позитивные самовнушения, такие как «Я способен решить эту проблему», «Я сумею сумеешь взять ситуацию под контроль», «Делай одно за другим — с ситуацией можно справиться!», «Даже если я не могу подавить страх, я знаю, как мне надо себя вести», «Скоро это пройдет, бывало и хуже»)[3].
- Выход из стрессовой ситуации должен сопровождаться приемами «самоутверждения» (например: «Ура! Я справился! Получилось!», «Каждый раз, когда я тренируюсь, мне становится все легче преодолевать стресс», «Я могу гордиться своими успехами в преодолении таких ситуаций», «Я могу быть доволен тем, что мне удалось сделать»). В этом случае клиент использует самовнушение, которое является позитивным подкреплением, то есть своего рода «вознаграждением» за то, что клиент сумел использовать адаптативные способы преодоления стрессовой ситуации. Кроме этого, «самоутверждение» усиливает уверенность клиента в собственных силах и закрепляет навыки адаптативного поведения[3]
На завершающем этапе тренинга при необходимости терапевт даёт пациенту карточку с инструкциями (англ. coping card), в которой указывается, что следует делать в проблемной ситуации (например, в случае панической атаки). Такую карточку пациент может носить с собой, положить на рабочий стол или повесить дома на видном месте. Необходимость применения подобных карточек связана с тем, что в стрессовой ситуации пациент может растеряться и забыть, что ему порекомендовал делать терапевт (особенно если речь идет о сложной схеме действий). К тому же само по себе наличие карточки часто оказывает успокаивающее действие на пациента. Наконец, постоянно глядя на карточку, пациент «интериоризирует» программу действий, которые он должен выполнить: он как бы репетирует в уме то, что ему предстоит сделать в проблемной ситуации. Это помогает лучшему выполнению действий в момент, когда это окажется необходимым. Замечено, что даже после того, как проблема исчезла, многие пациенты периодически перечитывают карточку с инструкциями, и это уменьшает их страх по поводу того, что они не смогут справиться с проблемой, если она вновь возникнет в будущем[6].
См. также[править | править код]
- Самоэффективность
- Стресс-анализ
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 3 Паттерсон C., Уоткинс Э. Теории психотерапии Издательство: Питер, 2003
- ↑ В некоторых источниках его фамилия транскрибируется как «Мейченбаум»
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Б. Д. Карвасарский. Прививка против стресса мейхенбаума // Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер (рус.). — 2000.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Лоуренс А. Оливер П. Психология личности. Теория и исследования. — М., 2001
- ↑ 1 2 3 4 5 Федоров А. П. Когнитивно-поведенческая психотерапия. — СПб.: Питер, 2002
- ↑ 1 2 3 4 Chaloult,L. La thérapie cognitivo-comportementale : théorie et pratique. Montréal : Gaëtan Morin, 2008
- ↑ Meichenbaum D., Cognitive-behavior modification: An integrative approach. New York: Plenumб 1977 (перевод дан по книге Паттерсон C., Уоткинс Э. Теории психотерапии. Издательство: Питер, 2003)
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Ромек В. Г., Тренинг вакцинации против стресса Дона Мейхенбаума (недоступная ссылка)
- ↑ 1 2 3 4 5 6 В. Шабалина, Г. Терновская. Модель Мейхенбаума «прививка против стресса» как психологическая «прививка против наркомании»
- ↑ Комер Р. Патопсихология поведения: нарушения и патология психики. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК ; М.: ОЛМА-пресс, 2005
Ссылки[править | править код]
Личная страница Дональда Мейхенбаума
Источник