Делают ли прививки червонская

Стоит ли делать прививки детям – над этим вопросом задумывается каждый родитель. Тема вакцинации продолжает оставаться одной из самых обсуждаемых среди мам. Правда и мифы об иммунизации настолько переплетаются, что самостоятельно трудно разобраться, где достоверные факты и вымысел. О том, можно ли делать прививку ребенку, спорят не только родители, но и врачи.
Комаровский – ведущий педиатр
Доктор завоевал доверие миллионов мам и является кумиром бабушек. Специалист в своих передачах доступно рассказывает о пользе иммунизации и пугает тем, что непривитые люди подвержены риску. Комаровский однозначно выступает за прививки. Врач говорит, что для современных людей обсуждение необходимости иммунизации населения является позором. Только благодаря иммунизации удалось побороть такие опасные заболевания, как черная оспа. Раньше от нее умирали миллионы людей ежегодно, а теперь этой болезни не существует. Однако из-за того, что многие родители отказываются прививать малышей, ежедневно в мире десятки детей заболевают, например, корью.
«Обсуждение темы вакцинации за пределами мирового интеллекта. Здравомыслящие родители понимают, если не делать прививки ребенку, последствия могут быть необратимыми. Другое дело, что бывают реальные ситуации, когда вакцинировать нельзя, но абсолютные противопоказания для прививок встречаются крайне редко».
Червонская – известный вирусолог
Специалист принимала участие в разработке вакцин и создании законов относительно иммунизации населения. Червонская о прививках говорит совсем иначе, нежели педиатр Комаровский. Многие родители кричат о том, что Галина Петровна Червонская выступает против иммунизации. Однако это не так. Если изучить научную литературу, написанную специалистом или хотя бы посмотреть ее высказывания, то станет понятно, нужны ли прививки детям. Червонская подробно рассказывает о том, что создатель первой вакцины вовсе не собирался сделать из иммунизации культ. Прививки, как и антибиотики, должны использоваться рационально. Вакцины необходимы в том случае, если в мире начинается эпидемия. Прививать людей надо, если они проживают в неблагоприятных по эпидемической обстановке районах. Укол от бешенства или столбняка может спасти жизнь, но только если в нем есть реальная необходимость. Просто так прививки делать не нужно. Червонская не против вакцин в целом, но она против массовой поголовной иммунизации населения. Вирусолог также говорит об опасности живых вакцин.
«Делая прививки от туберкулеза живой вакциной ребенку в роддоме, мы тем самым провоцируем распространение болезни. Нельзя предусмотреть, как конкретный младенец отреагирует на введение такой серьезной вакцины. Ведь живые прививки – это по сути мутант. И если совпадут три фактора (восприимчивость, снижение иммунитета и действие живой вакцины), то ребенок заболеет туберкулезом».
Мнение современных врачей
Современные педиатры, как и врачи советской закалки, делятся на три группы:
- Первая. Врачи выступают против вакцинации, но не говорят об этом вслух. Они не прививают своих детей и внуков. О том, что вакцины могут принести вред, специалисты говорят только в узком кругу людей и шепотом.
- Вторая. Пропагандируют иммунизацию и считают, что прививать надо всех. Врачи не видят вреда и считают, что все вакцины безопасны. Вред от прививки значительно ниже, чем опасность отказа от иммунизации. Польза вакцинации для них очевидна и неоспорима.
- Третья. Они одновременно за и против вакцинации детей. Такие педиатры трезво смотрят на ситуацию и оценивают показатели здоровья конкретного ребенка. Они не агитируют делать все прививки поголовно, а назначают только необходимые вакцины.
В большинстве медицинских учреждений педиатры не рассказывают подробно о последствиях, поскольку боятся напугать молодых родителей. Ведь любая мама при наличии даже незначительного риска для ребенка откажется от иммунизации. А этот риск действительно есть. Поэтому важно понимать, какие прививки нужно делать незамедлительно, от каких лучше отказаться на некоторое время, а какие отложить только на случай экстренной необходимости.
В ряде зарубежных стран вакцинацию от гепатита В назначают только тем детям, которые рождены от инфицированных матерей. Предварительно младенцам вводят иммуноглобулин и только когда он начнет действовать, ставят прививку. В России же вакцину от гепатита В вводят всем новорожденным детям уже в первые дни жизни. Ведь проводить иммунопрофилактику по аналогии с зарубежными странами материально не выгодно.
Доводы «за»
Вокруг иммунизации крутится много мифов о прививках. Они переплетаются с реальностью и научно подтвержденными фактами. Поэтому многие родители не могут принять одну из сторон и определиться, нужно ли ребенку делать прививки.
Аргументы за:
- все препараты, используемые для иммунизации, проходят тестирования и не могут принести умышленного вреда ребенку;
- если не делать ребенку прививки, то шанс заразиться опасными болезными для него значительно выше;
- с помощью прививки можно избежать смертельных заболеваний;
- вакцины на 99% снижают риск заболевания и полностью гарантируют защиту от осложнений;
- ВОЗ разрабатывает и корректирует график иммунизации, выбирая оптимальный возраст для иммунизации детского населения;
- перед вакцинацией ребенка всегда обследуют врачи и исключают возможные противопоказания;
- ученые продолжают разрабатывать новые вакцины и, возможно, в будущем создадут прививку от ВИЧ.
Доводы «против»
Коалиции антипрививочников увеличиваются ежегодно. Все больше молодых родителей отказываются от иммунизации для своих детей и считают, что прививки – зло.
Аргументы против:
- живые вакцины опасны для самого вакцинируемого ребенка и других детей, которые его окружают;
- прогрессивные страны давно отказались от живых вакцин по причине их «заразности»;
- в составе прививок есть опасные соединения, как формалин, ртуть и прочие;
- последствия прививок нельзя заранее предугадать, инъекции влияют на психическое и физическое состояние ребенка;
- нельзя составить список прививок, которые бы были абсолютно безопасные, поскольку все вакцины имеют риск осложнений;
- делая прививки новорожденным, врачи на корню убивают их иммунитет и не позволяют защитной системе развиваться правильно;
- о многих болезнях, от которых сейчас вакцинируют малышей, уже на протяжении нескольких десятилетий ничего не слышно.
Делать ли прививки ребенку до года и после?
Одни врачи говорят, что до года лучше не делать такие прививки, как АКДС, туберкулез, живая вакцина от полиомиелита, корь и краснуха. Другие советуют вакцинировать детей в соответствии с графиком. Вирусолог Червонская даже написала книгу «Календарь прививок – ошибка медицины 20 века».
Только родители или другие законные представители ребенка могут принять решение об иммунизации. Никто не в праве принуждать к прививкам. Родителям надо изучить информацию, взвесить доводы за и против, а также оценить риски и здраво понимать последствия иммунизации или отказа от нее. При наличии сомнений можно отложить вакцинацию на неопределенный срок.
Источник
18.12.2019
Интересное
Наталья Аднорал
Делать или не делать прививки? Каждый из нас имеет право на выбор индивидуального способа защиты себя и своих детей от болезней. Важно, чтобы этот выбор был осознанным – основанном на знании ЧТО и ЗАЧЕМ мы делаем в контексте текущего момента и долгосрочной перспективы.
Вакцины – не пища, вода или воздух, которые необходимы каждому вне зависимости от его состояния. Вакцины – это сильнодействующие лекарственные препараты, у которых обязательно есть свои за и против – показания и противопоказания к конкретному препарату для конкретного человека в конкретный момент времени. О них важно знать! Как тем, кого собираются прививать, так и тем, кто эту процедуру предлагает.
Цель этой статьи – не агитировать за или против прививок, а дать необходимую пищу для размышлений.
Заглянем в прошлое. Изначально вакцины создавались как средство спасения жизни. И не раз такой посыл себя оправдывал. Особенно в 19 – первой половине 20 века. Например, к Луи Пастеру – изобретателю антирабической вакцины (против бешенства), живущему во Франции, стекались укушенные бешеными животными люди из разных стран (в том числе, из России). И те, кто успевали уложиться в двухнедельный срок, выживали благодаря прививке.
Эдвард Дженнер – изобретатель первой в мире вакцины (против оспы), тридцать лет шел к своему первому опыту прививания человека (в том числе, и своего собственного сына!), ведомый желанием спасти жизни людей (от оспы умирало, как минимум, треть зараженных). Причем дошел он до идеи искусственного заражения коровьей оспой как средства противостояния настоящему заболеванию чисто эмпирически (наблюдая за доярками, ставшими невосприимчивыми к оспе человека после перенесения легкой формы аналогичного коровьего недуга), поскольку в то время (в 1796 году) ни об иммунитете, ни, тем более, о вирусах (оспа – вирусная инфекция) еще не было известно.
Альберт Кальмет и Камиль Герен в начале XX века трудились над созданием противотуберкулезной вакцины (названной в их честь БЦЖ – «Бацилла Кальмета-Герена»), с целью защитить детишек, живущих в окружении больных этим страшным недугом, уносившим в то время много жизней.
С XIX-начала XX века вакцины были как профилактическими (например, противооспенная и противотуберкулезная), так и лечебными (например, антирабическая, противостолбнячная). Цель их введения была благая – спасение от тяжелых, смертельно опасных недугов ценой «малой болезни», вызванной попаданием в организм человека ослабленного или убитого возбудителя; его фрагментов или анатоксинов.
Но, уже на заре вакцинопрофилактики результаты были не однозначными. Успех шел рука об руку с неудачей (осложнениями; заболеванием тем недугом, от которого прививали, но в еще более тяжелой форме, вплоть до смертельного исхода). И причина не только в загрязнении вакцин вирулентными штаммами, ведь и в наше время тщательного контроля за чистотой препаратов опасность поствакцинальных осложнений стала ничуть не меньше.
Почему тезис «привит -значит, защищен» в реальности подтверждается не всегда?
Как работают вакцины
1. Что такое вакцины?
Это иммунобиологические препараты, главным действующим началом которых служит измененный возбудитель (ослабленный, убитый, представленный фрагментами или анатоксинами).
2. От чего должны защищать вакцины?
От инфекционного заболевания. В чем его причина? Только ли в попадании в организм соответствующего возбудителя? Конечно, нет. В противном случае заболевали бы все зараженные. Но этого никогда не происходило даже во время страшных эпидемий чумы, холеры, не говоря уже об оспе, туберкулезе, полиомиелите, дифтерии, гриппе и др. Т.е., помимо самого возбудителя ничуть не меньшую роль в давлении на «чашу весов» здоровья-болезни (как в смысле самого факта заболевания, так и способности справиться с недугом) играют внутренние факторы, как врожденные, так и приобретенные. Со второй половины 19 века их стали называть очень знакомым ныне термином – «иммунитет».
Этимологически это слово обозначает «освобождение, избавление от чего-либо». Иммунитет (применительно к рассматриваемым нами инфекциям) – это по сути врожденная или приобретенная способность организма защититься и освободиться от проникших в него возбудителей. Именно эту способность и призвана создать вводимая в организм вакцина.
Теперь мы подошли вплотную к ответу на третий вопрос.
3. Что служит мишенью действия вакцины?
Тот самый «внутренний фактор» – иммунная система, играющий решающую роль в развитии заболевания и его прогнозе, а никак не возбудитель. Последний служит мишенью иного «оружия» в борьбе с инфекциями – антибиотиков или противовирусных препаратов. И если возбудитель более или менее универсален (для конкретной болезни в узком временном диапазоне), то состояние иммунной системы очень индивидуально!
4. Что делает вакцина?
Изменяет состояние иммунной системы с целью обретения ею способности распознавания и уничтожения конкретного возбудителя. Ожидаемый итог – устойчивость/невосприимчивость организма к данной инфекции (на короткий или длительный срок).
Будет ли она сформирована?
- Возможно, да.
- Возможно, по тем или иным причинам организм не способен ее выработать, и введение вакцины не только не укрепит, но ухудшит его состояние.
- Возможно, она уже есть, и в вакцинации нет никакой необходимости.
Реальный итог прививки зависит не столько от характеристик вакцины, сколько от текущего состояния иммунной системы (и других систем) конкретного человека. Отсюда такой разброс последствий вакцинации (одними и теми же вакцинами) у разных людей.
5. Отличия естественного иммунитета от поствакцинального
Нельзя сбрасывать со счетов и отличия в формировании естественного и поствакцинального иммунитета. Недаром последний часто именуют «костылями».
Естественный иммунитет (за редкими исключениями инфицирования непосредственно через кровь) формируется в ответ на проникновение возбудителя через естественные границы организма с внешней средой – кожу и слизистые оболочки. В ответ на вторжение запускается каскад реакций распознавания, запоминания возбудителя, выработки защитных мер «здесь и сейчас» и на длительный срок с поэтапным включением клеточных и гуморальных механизмов быстрого и медленного действия. В результате мы имеем стойкую, надежную, чаще всего, пожизненную защиту.
В формировании прививочного иммунитета отсутствуют очень важные стартовые звенья. Почему? Потому что вакцина чаще всего (есть несколько вакцин, которые вводятся через рот или нос) минуют «пограничные заставы», попадая непосредственно в кровь (внутримышечное введение многими считается оптимальным). В результате иммунитет оказывается либо неполноценным, либо краткосрочным, требующим повторных стимуляций.
Итогом искусственной стимуляции иммунной системы может стать ее истощение, ведущее впоследствии к т.н. отсроченным поствакцинальным осложнениям: аллергиям, аутоиммунным недугам, хроническим инфекциям, онкозаболеваниям и пр. Или – к развитию острой, либо хронической формы недуга, от которого прививали.
Естественные инфекции, с которыми знакомится организм ребенка, служат своего рода «тренажером» для его иммунной системы. Например, есть исследования, показавшие, что частые контакты детей с «детсадовскими» респираторными инфекциями снижают риск развития острого лимфобластного лейкоза на 30-40%! Другие ученые доказали, что люди, переболевшие корью в детском возрасте, меньше подвержены онкологическим заболеваниям и ощутимо реже умирают от сердечно-сосудистых недугов.
Еще один важный момент. Представления о том, как возникает естественный и прививочный иммунитет, основаны на познаниях в этой области вчерашнего и сегодняшнего дня. Но есть все основания полагать, что эти знания очень и очень неполны, что процесс формирования защиты намного более сложен и «многомерен».
Например.
Эффективность поствакцинальной защиты оценивается количеством образовавшихся в ответ на введение вакцины (антигена) соответствующих антител. Но, есть данные о том, что большое количество антител далеко не всегда защищает их обладателя от инфицирования и тяжелого течения соответствующего недуга. Это, во-первых. А, во-вторых, есть дети (и их немало), не способные к выработке антител к введенному с вакциной антигену. Например, относительно дифтерийного токсина (одного из компонентов поливакцины АКДС) доля таких детей составляет 10-12 процентов.
С другой стороны, люди, от рождения неспособные к производству антител (с т.н. агаммаглобулинэмией; антитела – это молекулы иммуноглобулинов), часто оставались здоровыми при непосредственном контакте с инфекциями и/или способными к формированию стойкого иммунитета в случае перенесения заболевания.
Ответ на вопрос: что лучше – искусственная стимуляция иммунного ответа или естественный процесс его формирования – может быть только индивидуальным.
- Для конкретного ребенка с конкретными особенностями иммунной системы, живущего в конкретных условиях.
- Относительно конкретного недуга и рисков им заразиться.
- С учетом уже известных принципов и этапов становления иммунной системы детского организма.
Особенности иммунной системы у детей
1. Иммунная система новорожденного ребенка НЕ ЗРЕЛАЯ! Ее созревание по длительности совпадает со всем периодом детства.
Но это не означает, что появившийся на свет малыш абсолютно беззащитен перед внешними агрессорами. В первое время его основная защита – это материнские молекулы (иммуноглобулины), переданные малышу внутриутробно и продолжающие поступать в его организм в период грудного вскармливания. Недаром последнее служит самой действенной мерой профилактики болезней для грудных детей.
2. Процесс активного становления иммунной системы ребенка проходит через несколько критических периодов:
- первый месяц жизни (0-29 дни) – пассивная защита малыша материнскими антителами; собственные защитные механизмы еще очень несовершенны;
- 4-6 месяц – заканчивается «срок действия» пассивной защиты и начинается активное становление собственной;
- второй год жизни – резкое увеличение разнообразия контактов с внешним миром на фоне все еще недостаточной внутренней защищенности;
- шестой-седьмой год жизни и подростковый период (12-15 лет) – активные перестройки в работе иммунной системы, временно повышающие восприимчивость организма к некоторым инфекциям.
«Критическими» эти периоды названы потому, что в это время иммунная система ребенка наиболее чувствительна и способна на непредсказуемые реакции в ответ на попадание в организм чужеродного агента (антигена).
Их сопоставление с календарем прививок (в сети легко найти в свободном доступе) показывает, что многие вакцины (антигены) вводятся в детский организм именно в периоды максимальной уязвимости его системы защиты. Особенно это характерно для прививок в первые часы (вакцина против гепатита В), в первые дни (вакцина против туберкулеза – БЦЖ) и в первые месяцы (вакцина против коклюша, дифтерии, столбняка – АКДС; вакцина против полиомиелита и др.) жизни малыша.
Необходимые условия вакцинации
Повторим, вакцина – это сильнодействующий лекарственный препарат, назначение которого требует наличия веских показаний и, СТРОГО, отсутствия противопоказаний для каждого конкретного человека. Особенно, для ребенка. И втройне особенно, для новорожденного. Большинство тех, кого называют «противниками прививок», выступают вовсе не против самой идеи вакцин, а против их массового, бездумного использования, поскольку многочисленные исследования показали, что такой подход себя не оправдал.
Да, некоторые болезни почти ушли в прошлое (например, оспа). Но лавры победителя в этих случаях готовы разделить с вакцинами ряд иных социальных, санитарно-эпидемиологических и лечебных мероприятий (улучшение качества питания и воды, появление канализации, холодильников и средств личной гигиены; изобретение антибиотиков и др.).
Другие недуги, например, туберкулез, напротив, несмотря на массовую вакцинацию в роддомах (БЦЖ), уверенно отвоевывают отданные было позиции. Настолько уверенно, что в настоящее время в России заболевших туберкулезом в десятки раз больше, чем в странах, где новорожденных детей БЦЖ не прививают.
Почему защита не срабатывает? Возможно, потому что:
- 99 процентам детишек такая прививка вовсе не нужна. Они и без нее к туберкулезу невосприимчивы.
- У некоторых из оставшегося 1 % восприимчивых к этой болезни вакцина может спровоцировать развитие т.н. «вакциноассоциированного» туберкулеза в тяжелой форме (проявиться он способен и сразу, и спустя годы после введения вакцины). В особой группе риска детишки с ослабленной иммунной системой (с т.н. первичными и вторичными иммунодефицитами).
Причем риск поствакцинальных осложнений, ведущих к хроническим недугам вплоть до инвалидности и смерти, есть у ВСЕХ детей с иммунодефицитами (а также, ферментопатиями и иными генетическими недугами), а не только у тех, кто конституционально чувствителен к возбудителю туберкулеза.
Выявить подобные проблемы и уберечь детей от беды может только предварительное специальное обследование – генетический скрининг и определение иммунологического статуса новорожденных. Только на основе его результатов можно принимать индивидуальное решение за и против введения тех или иных вакцин. Проводят ли у нас такое обследование до первой прививки? Как правило, нет.
Генетический (неонатальный) скрининг осуществляется уже после первой вакцинации (как минимум, гепатита В; нередко еще и БЦЖ). Определение иммунного статуса и вовсе не входит в число обязательных обследований новорожденных. Получается, что в роли «скрининга» («отбора, сортировки») детишек с ослабленной иммунной системой выступают сами прививки (которые таким детям однозначно противопоказаны). Результатом становятся тяжелые осложнения.
Именно по этой причине многие врачи и ученые являются противниками массовой вакцинации без предварительного обследования.
Небезопасные компоненты в составе вакцин
Различные консерванты и адъюванты – компоненты, повышающие иммуногенность (способность вызывать иммунный ответ) – еще одно небезопасное «неизвестное» в «уравнении» «привит – значит, защищен».
- Мало того, что эти составляющие являются антигенами, способными спровоцировать бурную реакцию организма с краткосрочными и долгосрочными последствиями.
- Некоторые из них, например – соли ртути, формальдегид, фенол, этиленгликоль (антифриз), гидроокись алюминия – еще и очень токсичны. (Состав конкретных вакцин отечественного и зарубежного производства тоже можно найти в интернете).
Производители вакцин аргументируют их безопасность очень малыми дозами данных веществ. Но не устанем повторять: реакция организма на те или иные вещества и зависимость ее выраженности от дозы очень индивидуальна! Недаром даже в календаре прививок от 2019 года указывается категория людей, для которых следует использовать вакцины, не содержащие консерванты. Но к консервантам не относится, например, гидроксид алюминия (есть в составе вакцины против гепатита В, которую вводят внутримышечно в первые сутки жизни ребенка).
В составе той же, массово используемой в роддомах генно-инженерной вакцины против гепатита В, есть еще и дрожжи. Для большинства детишек в них нет ничего опасного. Но есть малыши, у которых велик риск развития сильной аллергической реакции. Проводится ли подобное исследование в первые часы после рождения ребенка?
Комплексные вакцины
Например, КПК – вакцина против кори, паротита и краснухи; пентаксим – против дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита и гемофильной инфекции.
Их эффективность и безопасность многими учеными и врачами ставится под сомнение по причине следующих наблюдений:
1. В естественных условиях человек никогда не болеет одновременно несколькими инфекциями.
2. Один из компонентов вакцины может спровоцировать формирование неполноценного иммунного ответа на другой ее компонент. Например, «краснушный» компонент комплексной вакцины КПК снижает эффективность противокоревой защиты.
3. Одновременное введение в организм нескольких живых (ослабленных) возбудителей (например, в составе все той же КПК) значительно увеличивает риск осложнений (например, воспалительных поражений кишечника).
Выводы
Задача приведенных выше фактов не в том, чтобы умалить и очернить саму идею прививок, как способа защиты от страданий и смерти. Прививки вполне могут выступать в роли индивидуального лечебного препарата (например, антирабическая или противостолбнячная). Или в роли обоснованно необходимого средства профилактики для здоровых людей, отправляющихся в путешествие (в районы, богатые непривычными для нас инфекциями). Возможны и иные индивидуальные доводы в пользу вакцинации. Тем более, что наука не стоит на месте, и по мере роста наших знаний о работе иммунной системы и совершенствования системы пред и постпрививочного контроля, будут расти эффективность и безопасность новых вакцин.
Цель приведенных выше фактов и размышлений в том, чтобы побудить людей задуматься и обратить особое внимание на следующие моменты:
- массовая вакцинация новорожденных и грудных детей;
- вакцинация детей без обоснованной, индивидуальной необходимости и обязательного наличия генетического паспорта и результатов иммунологического обследования;
- вакцинация детей без предварительного согласия родителей (особенно, в роддомах!);
- вакцинация детей живыми вакцинами (БЦЖ, АКДС, против полиомиелита, кори, краснухи, паротита);
- использование вакцин, содержащих токсичные компоненты;
- одномоментное введение нескольких вакцин;
- запугивание и прочие элементы экономического и психологического давления на людей (как на вакцинируемых, так и на вакцинирующих);
- необходимость предоставления полной информации о плюсах и минусах вакцинации, возможных осложнениях, правах родителей на отказ от прививок и его последствиях, об альтернативных способах профилактики и лечения болезней.
Да или нет прививкам? Выбор за Вами. Главное, чтобы он был Вашим – осознанным и добровольным!
Рекомендуем к прочтению:
Книги Галины Петровны Червонской:
- «Прививки: мифы и реальность»;
- «Вакцинация без диагностики – профанация в борьбе с инфекционными болезнями».
Галина Петровна Червонская – ученый-вирусолог, доктор наук, разработчик первых серий отечественного варианта вакцины против полиомиелита, сотрудник ведущих научных институтов (в том числе, и ГосНИИ стандартизации и контроля медицинских биологических препаратов им. Л. А. Тарасевича), автор более 100 научных публикаций, методических разработок, утверждённых Минздравом СССР и Федеральным центром Госсанэпиднадзора Минздрава СССР и России. Основной исполнитель двух изобретений (1984, 1986), соавтор трёх монографий и автор четырех монографий.
Источник