Есть ли закон запрещающий детям без прививок

Оригинал статьи опубликован на сайте ООО «Факультет Медицинского Права»

29 мая 2020 года на официальном Портале нормативных правовых актов был размещен разработанный Минюстом проект Кодекса об административных правонарушениях (далее – проект – КоАП). За этим последовало объявление в средствах массовой информации о том, что проектом предлагается ввести административную ответственность за отказ от вакцинации. Опасения о привлечение к ответственности за отказ от вакцинации поддержал Роспотребнадзор, при этом уточнил, что штрафовать за отказ от вакцинации будут только профессиональные группы риска.

В настоящей статье мы решили разобраться, что предусматривает проект КоАП на самом деле и будут ли привлекать к ответственности за отказ от вакцинации.

Обращаем внимание, что проект Кодекса предусматривает значительное количество различных нововведений. В настоящей статье произведен анализ наиболее актуальной части проекта, касающейся «административной ответственности за отказ от обязательной вакцинации».

«Свежий» состав и новые санкции

Начнем с того, что проектом КоАП предлагается ввести, а вернее даже оставить административную ответственность за нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (глава 10, статья 10.1 проекта КоАП). Однако в проекте появляется отдельная норма, посвященная нарушениям санитарно – противоэпидемических (профилактических) мероприятий (часть 4 статьи 10.1 проекта КоАП). Цитируем: «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе по осуществлению мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан…». К слову, именно вокруг этой нормы сейчас возник сыр-бор.

На сегодняшний день, за невыполнение противоэпидемических мероприятий ответственность предусмотрена общей нормой ч. 1 ст. 6.3 КоАП и специальной – ч. 2 и ч .3 ст. 6.3 КоАП (совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления ограничительных мероприятий (карантина)). При этом часть 1 статьи 6.3 КоАП устанавливает ответственность за нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ № 52) санитарно – противоэпидемические (профилактические) мероприятия – это организационные, административные, инженерно – технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (далее- противоэпидемические мероприятия).

В перечень данных мероприятий согласно части 1 статьи 29 ФЗ № 52 входят мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории РФ, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями (ps: обязательная госпитализация, изоляция и др.), проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Однако список противоэпидемических мер не является исчерпывающим, ФЗ № 52 допускает дополнительные противоэпидемические мероприятия. Такие мероприятия проводятся на основании предписаний должностных лиц Роспотребнадзора при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) (ч. 2 ст. 50 ФЗ № 52).

Таким образом, новый состав коснется не только проведения профилактических прививок (как об этом пишут СМИ), но и всего существующего диапазона противоэпидемических мероприятий, которые перечислены абзацем выше.

Возникает резонный вопрос: какая необходимость предусматривать отдельный административный состав нарушений противоэпидемических мероприятий, отделяя его от нарушений санитарных правил и гигиенических нормативов?

При сравнении санкций ответ становится очевидным – увеличение размера штрафа и смягчение наказания в виде административного запрета деятельности (ниже приводим сравнительную таблицу на примере ч.1 ст. 6.3 КоАП РФ).

За что: порядок или факт нарушения

Как указано выше, разработчики предлагают установить ответственность за «нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения к организации и проведению санитарно – противоэпидемических (профилактических) мероприятий…». Из данной формулировки пока что сложно однозначно сказать, за совершение/не совершение каких именно действий лица будут привлекаться к административной ответственности по части 4 статье 10.1 проекта КоАП. Однако полагаем, что, скорее всего, в соответствии с указанной нормой административная ответственность будет наступать за нарушение порядка организации санитарно – противоэпидемических (профилактических) мероприятий, и непосредственно за нарушение указанных мероприятий. Например, ответственность по части 4 статьи 10.1 проекта КоАП для граждан может наступить в случае ненадлежащего оформления отказа от проведения профилактической прививки. Согласно части 3 статьи 5 ФЗ от 17.09.1998 № 157-ФЗ при осуществлении иммунопрофилактики граждане обязаны в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок. В любом случае формулировка «к организации и проведению» предполагает двоякое толкование и требует уточнения.

Отметим, что в настоящее время действуют порядки проведения профилактических прививок (национальный календарь прививок (Приказ Минздрава от 21.03.2014 № 125н), некоторые нормы ФЗ от 17.09.1998 № 157-ФЗ), порядки проведения медицинских осмотров (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н, Приказ Минздрава России от 13.03.2019 № 124н, Приказ Минздрава России от 10.08.2017 № 514н и другие). В тоже время по некоторым противоэпидемическим мероприятиям порядки отсутствуют. Так, проект к таким мероприятиям относит меры в отношении больных инфекционными заболеваниями. Такими мерами согласно статье 33 ФЗ № 52 являются обязательная госпитализация или изоляция больных инфекционными заболеваниями, лиц с подозрением на такие заболевания и контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, а также лиц, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней. Проведение указанных мероприятий должно быть в случае, если данная категория лиц представляет опасность для окружающих, в порядке, предусмотренном законодательством РФ. В то же время, на сегодняшний день порядки госпитализации и изоляции больных ряда инфекционных заболеваний законодательно не регламентированы. Так, например, указанные порядки отсутствуют для больных вирусными геморрагическими лихорадками (желтая лихорадка, лихорадка Денге и др.). Таким образом, привлечение к ответственности по части 4 статьи 10.1 проекта КоАП РФ за нарушение организации противоэпидемических мероприятий (например, порядка обязательной госпитализации, изоляции больных желтой лихорадкой) представляется затруднительным. Отметим, что аналогичная проблема возникнет и при привлечении к административной ответственности по данному составу и за нарушение противоэпидемических мероприятий, связанных с COVID-19, если такие мероприятия не будут регламентированы на федеральном уровне в соответствующем нормативном правовом акте.

Читайте также:  Прививки для детей белгород

О (не) обязательной вакцинации

Возвращаемся к вопросу дня – возможна ли ответственность за отказ от вакцинации в свете проекта КоАП.

Проведение профилактических прививок входит в число санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, правила организации которых установлены Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – ФЗ № 157), а также Приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении Национального календаря профилактических прививок и Календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (далее – Национальный календарь прививок). При этом ни один из указанных актов не устанавливает обязанность лиц, в том числе лиц, входящих в профессиональную группу риска (например, медицинских работников), проводить профилактические прививки.

Далее важно отметить, что вакцинация является медицинским вмешательством, к ней применяются положения Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323). Как известно для проведения медицинского вмешательства согласно ч. 1 ст. 20 ФЗ № 323 требуется информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. А в случае нежелания подвергаться такому вмешательству пациент имеет право на отказ от него. Данные нормы вполне понятны, поскольку медицинское вмешательство корреспондирует конституционному праву каждого на свободу и личную неприкосновенность, в том числе и на физическую свободу. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство является одной из форм реализации данного конституционного права. Напомним, что основополагающий постулат о праве на свободу и личную неприкосновенность зафиксирован не только в Конституции РФ (ст. 22), но и во Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 (ст.3), Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 (ч. 1 ст.5).

Право на отказ от медицинского вмешательства предусмотрено в первую очередь статьей ФЗ № 323. Кроме того, право на отказ от профилактической прививки предоставлено гражданину ст. 5 ФЗ № 157. При этом ФЗ № 157 такое право предоставляет всем лицам, которые подлежат вакцинации в соответствии с Национальным календарем прививок. Это касается и профессиональных групп риска, в частности медицинских работников. Таким образом, лицам, в том числе работникам, которые относятся к профессиональным группам риска (Постановление Правительства РФ от 15.07.1999 № 825), не может быть принудительно навязано проведение профилактической прививки.

В тоже время право на отказ от медицинского вмешательства не является абсолютным. В частности, возможны случаи, когда допускается медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя. Эти случаи регулируются п. 9 ст. 20 ФЗ № 323. Теоретически можно предположить, что в ситуации с распространением инфекционного заболевания, в частности COVID-19, возможно применить исключительный случай, разрешающий медицинское вмешательство без согласия в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, предусмотренный пп. 2 ч. 9 ст. 20 ФЗ № 323.

Между тем в действительности, по нашему мнению, данная норма не имеет отношения к профилактическим прививкам при COVID-19, поскольку касается лиц, страдающих указанным заболеванием. Для ее применения в первую очередь нужно установить диагноз, а вакцинирование от заболевания, в том числе от коронавирусной инфекции, предполагает, отсутствие заболевания и профилактику его возникновения.

Таким образом, по нашему мнению, отказ от вакцинации не может повлечь наступление ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 10.1 проекта КоАП РФ, поскольку лицам, в том числе входящим в профессиональную группу риска, законом предоставлено право отказаться от медицинского вмешательства, в частности от профилактической прививки.

Однако полагаем, что для «претворения в жизнь» ответственности за отказ от вакцинации необходимо внести соответствующие поправки как в ФЗ № 157, так и в ФЗ № 323 в части осуществления медицинского вмешательства (вакцинирования) без согласия лица в случае, если это связано с проведением профилактических прививок по эпидемическим показаниям и с угрозой распространения заболеваний, представляющих угрозу для окружающих. Без соответствующих изменений в федеральные законы предлагаемая норма не может являться основанием для привлечения к ответственности по части 4 статьи 10.1 проекта КоАП, например, в случае отказа от вакцинации работника из профессиональной группы риска, в частности медицинского работника.

Однако стоит отметить, что неизвестно как будет работать на практике новая норма. Не исключено, что медицинских работников будут привлекать за отказ от вакцинации. Опасения вызывают и комментарии Роспотребнадзора, который отметил, что штрафовать за отказ от вакцинации будут только профессиональные группы риска. Однако повторно сообщаем, что, на наш взгляд, воплощение идеи об ответственности за отказ от вакцинации требуется внесения изменений в ФЗ № 323 и другие нормативные правовые акты.

Напоследок

Считаем важным отметить, что при реализации права на отказ от прививок для гражданина наступают неблагоприятные последствия, одним из которых является отказ в приеме граждан на работу или отстранение граждан от работы, выполнение которой связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, установлен Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825. В число вышеупомянутых работ входят работы с кровью и биологическими жидкостями человека и работы с больными инфекционными заболеваниями. Медицинские работники в большинстве своем заняты именно в сфере выполнения подобного рода работ, особенно работ с кровью и биологическими жидкостями человека.

Если Вам нравятся наши публикации, ставьте лайк, чтобы видеть их в своей ленте чаще.

Источник

Отказ от прививок. Правовые основы

Автор – Елена Мальцева

В последнее время появляется всё больше родителей, которые задаются вопросами: вакцинировать ли своего ребенка, насколько опасна вакцинация и каковы могут быть последствия прививок и в то же время насколько опасен или безопасен для ребёнка отказ от прививок вообще. Разобраться в этих вопросах, а также принять решение делать или не делать своему малышу прививки каждому родителю придётся самостоятельно. В этой статье мы не будем рассматривать медицинский аспект этого вопроса.

Данная статья предназначена в помощь тем родителям, которые приняли для себя осознанное решение не вакцинировать своих детей и будет касаться правовых аспектов данного вопроса.

В современной правовой системе России существует достаточно механизмов, которые защищают интересы родителей, принявших осознанное решение отказаться от вакцинации, и их детей. Однако, несмотря на все эти механизмы, не секрет, что многие родители, отдавая своего ребёнка в детский сад или школу, часто сталкиваются с проблемой, когда медицинские работники детских образовательных учреждений проявляют полную некомпетентность в правовых вопросах вакцинации, нарушая тем самым права ребёнка на образование, а также право добровольного получения медицинской помощи или отказа от неё. Зачастую медицинский персонал, используя рычаги психологического давления, незаконно принуждает родителей делать детям прививки под угрозой недопущения ребёнка в детское образовательное учреждение.

Читайте также:  Где делать прививки от желтой лихорадки детям

К примеру, в поликлинике детский врач утверждает, что прививание ребёнка от полиомиелита, кори, краснухи, дифтерии и других инфекций обязательны. Но нужно понимать, что медики достаточно мотивированы, чтобы советовать вам это, потому что у них поставлен определённый план, так называемый «прививочный охват». Вакцинация детей приносит врачам доход в виде премии к окладу.

Поэтому чем больше деток получило подкожных инъекций, являющихся с их слов «обязательными», тем «лучше» выполнил свою работу врач. А комиссия перед детским садом – это лишний повод заставить маму согласиться на прививку, пригрозив тем, что невозможно допустить посещение группы непривитым воспитанником. По их утверждению, он может представлять опасность всему коллективу, что, конечно, является абсолютной ложью. Окончательное заключение в медицинской карте всегда ставит заведующая детской поликлиникой. Но и она не имеет права запрещать ребёнку без прививок посещать детский сад.

Однако, все эти злоупотребления рассчитаны на родителей, ничего не знающих о своих правах в области вакцинопрофилактики. В случае, если родитель проявляет правовую грамотность и апеллирует к нормам закона, медики отступают, не имея возможности что-то противопоставить в ответ отказу от прививок.

Закон об отказе от прививок

Попробуем же разобраться в этих нормах, своих правах и ответственности лиц, нарушающих наши права. Первая и самая главная норма действующего законодательства, на которую надо сослаться, содержится в абзаце 7 части 1 статьи 5 «Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики» закона № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», в соответствии с которой граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок. Важно отметить, что в случае отказа от прививки вам могут отказать в приёме в учебное заведение, но только временно и только в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий (абзац 2 ч. 2 ст. 5 закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»). К слову сказать, эпидемию у нас объявляет Главный санитарный врач своим постановлением, а не мед. сестра детского сада, так что, если вам говорят, что «мы вам откажем, потому что у нас “эпидемия”», требуйте постановление Главного санитарного врача об объявлении эпидемиологической ситуации.

Кроме того, законодательство содержит нормы о добровольности любого медицинского вмешательства (а вакцинация тоже является медицинским вмешательством), а также о правах гражданина на отказ от такого вмешательства. А именно в соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 20 закона № 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан» необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи. Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения.

То есть на основании указанных норм родитель ребёнка имеет право отказаться от любой вакцинации, написав при этом письменный отказ от прививок, как при прохождении медицинской комиссии в садик или школу, так и в процессе посещения ребёнком садика или школы на любом этапе. При этом никакой мед. работник не имеет права требовать с вас никаких дополнительных справок или документов, а тем более требовать сделать какую-либо прививку. Данные действия являются незаконными, порождая тем самым правовую ответственность лица, принявшего незаконное решение.

Кроме того, важно отметить, что решение об отказе в принятии ребёнка в образовательное учреждение (детский сад или школу) может оформляться только в письменном виде: в форме отказа (приказа или решения) для вновь поступающих детей, а также в форме приказа об отстранении ребёнка от посещения садика или школы для детей, уже посещающих образовательное учреждение.

Данный приказ или иной распорядительный документ может быть подписан только должностным лицом, то есть заведующей детским садом или директором школы. К примеру, никакая мед. сестра или врач не вправе принять такое решение, так как должностными лицами они не являются. Кроме того, такой приказ должен содержать правовые основания, а именно нормы закона, в соответствии с которыми ребёнок отстраняется от посещения образовательного учреждения или не допускается к посещению (для вновь поступающих детей). К слову сказать, таких норм применительно к данной ситуации просто не существует. Приказ, подписанный должностным лицом, можно обжаловать в судебном порядке или путём направления жалобы в органы Прокуратуры.

По своему опыту могу сказать, что ни заведующая детским садом, ни директор школы на это не пойдут, так как такое решение является незаконным и нарушает право ребёнка на образование, предусмотренное действующей Конституцией (ст. 43), а также Законом об образовании. В соответствии со статьёй 5 закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гарантировано право на образование в РФ, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, а также других обстоятельств.

В случае, если решением суда или органов Прокуратуры действия должностного лица будут признаны незаконными, указанное должностное лицо привлекается к административной ответственности, предусмотренной Кодексом об административных правонарушениях. Действия данного должностного лица подпадают под действие статьи 5.57 КоАП РФ, в соответствии с которой виновное должностное лицо подлежит привлечению к административной ответственности. В виду важности этой статьи об ответственности должностных лиц за незаконный отказ в приёме ребёнка в садик, школу, а также незаконное его отстранение от образовательной деятельности, привожу эту статью полностью.

Читайте также:  Противопоказания к прививке акдс у детей до года

Ст. 5.57 КоАП РФ устанавливает следующее:

1. Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приёме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации – влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод – влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечёт дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Некоторые родители спрашивают, а касаются ли все эти нормы частных детских садиков и школ, ведь они негосударственные. Ответ: да, касаются, так как любой частный детский сад или частная школа, прежде чем вести свою деятельность, должны получить разрешение – государственную лицензию на ведение соответствующей деятельности, следовательно, на них распространяются все требования законов, применимые и к стандартным бюджетным образовательным учреждениям.

Как написать отказ от прививки

Теперь несколько слов о том, как оформить отказ от прививки. Форма отказа может быть произвольной, однако, существует Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.01.2009 N19н, в соответствии с которым утверждена рекомендуемая форма отказа от прививки. Форма эта является рекомендуемой (это указано в самом приказе и утверждённой им форме), что означает, что обязательной формы отказа не существует, вы можете написать его в любой форме, главное, чтобы в отказе были указаны: ФИО родителя и ребёнка; указание на то, от какой именно прививки вы отказываетесь; что вам разъяснены последствия такого отказа, а также стояли ваша подпись и дата заполнения отказа. Не принять у вас отказ от прививки, написанный в произвольной форме на листе бумаги, врач не имеет правовых оснований, помните об этом.

Отказ от прививки: форма заявления

Рекомендуемая Минздравом форма выглядит таким образом:

ДОБРОВОЛЬНОЕ ИНФОРМИРОВАННОЕ СОГЛАСИЕ НА ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК ДЕТЯМ ИЛИ ОТКАЗА ОТ НИХ

1. Я, нижеподписавшийся(аяся) ___________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество родителя (иного законного представителя)
___________________________________________________
несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет, несовершеннолетнего в возрасте старше 15 лет)
________________________________________ года рождения,
(указывается год рождения несовершеннолетнего в возрасте старше 15 лет)

настоящим подтверждаю то, что проинформирован(а) врачом:

а) о том, что профилактическая прививка – это введение в организм человека медицинского иммунобиологического препарата для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням;

б) о необходимости проведения профилактической прививки, возможных поствакцинальных осложнениях, последствиях отказа от нее;

в) о медицинской помощи при проведении профилактических прививок, включающей обязательный медицинский осмотр несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет перед проведением прививки (а при необходимости – медицинское обследование), который входит в Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и предоставляется в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно;

г) о выполнении предписаний медицинских работников.

2. Я проинформирован(а) о том, что в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечёт:

запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;

временный отказ в приёме граждан в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;

отказ в приёме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок»).

Я имел(а) возможность задавать любые вопросы и на все вопросы получил исчерпывающие ответы.

Получив полную информацию о необходимости проведения профилактической прививки ___________________________________________________,
(название прививки)
возможных прививочных реакциях и поствакцинальных осложнениях, последствиях отказа от неё, я подтверждаю, что мне понятен смысл всех терминов, и:

добровольно соглашаюсь на проведение прививки _____________________
(название прививки)

добровольно отказываюсь от проведения прививки ______________________
(название прививки)

несовершеннолетнему ______________________________________________________.
(указывается фамилия, имя, отчество и год рождения несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет) .

Я, нижеподписавшийся(аяся) ____________________________________________________
(фамилия, имя, отчество родителя (иного законного представителя) несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет, несовершеннолетнего в возрасте старше 15 лет).

Дата _____________________ __________________
(подпись)

Я свидетельствую, что разъяснил все вопросы, связанные с проведением профилактических прививок несовершеннолетнему, и дал ответы на все вопросы.

Врач ____________________ ______ Дата ___________
(фамилия, имя, отчество)(подпись)

Бланк отказа от прививок скачать

Уважаемые родители, в заключении хочу сказать, что на примере приведённых в данной статье норм закона видно, что действующее законодательство содержит достаточно правовых механизмов для защиты вас и ваших детей от незаконных действий работников медицины. Как и во всём остальном, в данном вопросе необходимо проявлять здравомыслие, ничего не бояться и не идти на компромиссы с собственной совестью. В любом случае, если у вас возникают вопросы, лучший способ – это общение с единомышленниками и обмен опытом, а также консультации с компетентными специалистами в данных вопросах.

Контакты Елены для всех родителей, которым нужны совет или помощь: michelle-77@mail.ru, +7-921-634-55-35.

Источник

25 причин отказа от прививок

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Источник