Еврей прививки делают или нет

В последние годы израильским врачам приходится иметь дело с заболеваниями, победа над которыми, казалось бы, давно уже одержана. Все чаще наблюдаются не отдельные случаи кори, свинки, коклюша, а целые вспышки, с десятками, сотнями заболевших. Это случается то в одном, то в другом городе Израиля, часто параллельно с такими же эпидемиями в еврейской общине США. Что случилось? Прививки больше не работают?
Конечно, играет свою роль эволюция вирусов и бактерий, в результате которой прививки становятся менее эффективными. Но главный фактор другой: многие родители перестали прививать своих детей. И если в среде бедуинов Негева, например, это можно списать на бедность и необразованность, то в еврейской религиозной среде отказ от вакцинации — сознательное решение очень многих семей.
Во многих городах с высоким процентом харедимного населения, таких как Иерусалим, Бейтар или Бейт-Шемеш, подчас обнаруживается, что каждый десятый ребенок не получил положенных прививок, в Бней-Браке и того больше — почти каждый пятый оказывается не привит. Похожая ситуация сложилась и в еврейских кварталах Нью-Йорка. При этом те же семьи обращаются к врачу с другими проблемами, добросовестно выполняют все рекомендации.
Во многих городах с высоким процентом харедимного населения, таких как Иерусалим, Бейтар или Бейт-Шемеш, подчас обнаруживается, что каждый десятый ребенок не получил положенных прививок, в Бней-Браке и того больше — почти каждый пятый оказывается не привит.
В Нью-Йорке часто можно услышать удивительное утверждение, что прививать детей евреям запрещает религия. Откуда эта идея взялась, догадаться несложно: законы штата Нью-Йорк позволяют отказываться от прививок лишь по медицинским показаниям или по религиозным соображениям. В отличие, например, от Калифорнии, где можно сослаться еще и на идеологические убеждения, то есть попросту сказать: «Не хочу и не буду».
Но когда на религию ссылаются, скажем, амиши или меннониты, члены христианских сект, которые изначально отрицательно относятся к традиционной медицине, то из их уст это хотя бы звучит убедительно. А вот в нашей еврейской религии авторитет врача в принятии галахических решений испокон веков был очень велик. По требованию доктора самые религиозные из евреев безропотно нарушают шаббат и пост в Йом Кипур, едят некошерную пищу… Если еврей, страдающий каким-то заболеванием, спрашивает своего раввина, стоит ли ему поститься, тот, как правило, отправляет его проконсультироваться с врачом. Уже Талмуд формулирует этот принцип: в вопросах здоровья слушать сначала специалиста, а потом раввина. Причем закон этот касается даже врача, не соблюдающего традиций иудаизма (то есть светского или нееврея): его рекомендация нарушить ту или иную заповедь ради здоровья в любом случае требует серьезного рассмотрения, а в некоторых ситуациях беспрекословного исполнения.
Я не знаю ни одного сколько-нибудь заметного раввина, который выступал бы против прививок
. Более того, в последние годы сразу несколько авторитетнейших равов опубликовали специальные постановления, поощряющие родителей прививать детей (взять хотя бы рекомендации двух американских организаций: Лейквудского бейс-дина и «Ортодокс Юнион»).
В нашей еврейской религии авторитет врача в принятии галахических решений испокон веков был очень велик. По требованию доктора самые религиозные из евреев безропотно нарушают шаббат и пост в Йом Кипур, едят некошерную пищу…
Что действительно бывало, так это галахические постановления, касающиеся конкретных прививок. Например, в 2010 году лидеры литовских харедим, рав Каневский и рав Штейнман, призвали свои общины не делать прививки против свиного гриппа. Во-первых, они сомневались в безопасности самой вакцины, которая была разработана в спешке и не успела пройти всех испытаний, во-вторых, подозревали, что ученые преувеличивают опасность эпидемии. И задним числом можно сказать, что эти раввины не так уж и ошибались.
Совсем другая тема — мнение Галахи по поводу того, можно ли и нужно ли заставлять родителей делать прививки детям. Тут мнения раввинов расходятся. Многие настаивают на необходимости уважать любой выбор родителей, говоря, что даже совершенно неоправданный и иррациональный их страх перед прививкой заслуживает понимания. Приходится признать, что такая точка зрения в ортодоксальном обществе порой используется как аргумент в пользу отказа от вакцинации. Ведь те же раввины ни за что не признают права родителей на свободу выбора, например, в вопросе доступа детей к телевизору или интернету. И все же ни один раввин, насколько мне известно, не сказал: «Не делайте прививок»
.
Эта история, кстати, опровергает расхожее мнение, что харедим и вообще религиозные евреи слепо следуют всем указаниям раввинов. Иногда это хорошо, иногда нет, но у народных еврейских масс очень даже есть свое мнение, и подчас самые суровые и проникновенные проповеди духовных лидеров не способны заставить людей изменить свое решение
.
Многие раввины настаивают на необходимости уважать любой выбор родителей, говоря, что даже совершенно неоправданный и иррациональный их страх перед прививкой заслуживает понимания. Такая точка зрения в ортодоксальном обществе порой используется как аргумент в пользу отказа от вакцинации.
Но если не религия заставляет тысячи религиозных евреев отказываться от прививок, то что же? Как учат нас мудрецы, если евреев охватывает какое-то стремление, то корни его всегда правильные, неправильным может быть только воплощение. Здесь речь идет о стремлении к природе, к естественному образу жизни. Из всех секторов еврейского общества харедим — самая оторванная от природы группа: за редким исключением они живут в городах, а не в сельской местности, причем в районах, где почти нет зелени. Как правило, харедим крайне редко отдыхают на природе, в их среде почти не принято заниматься спортом, по крайней мере, на свежем воздухе, их режим питания также далек от понятия «здоровый образ жизни». В этих обстоятельствах отказ от прививок создает у многих иллюзию натуральности, близости к природе.
Остается надеяться, что это абсолютное верное в своей основе стремление со временем найдет более разумные и полезные выходы. Например, отказ от бесконтрольного применения антибиотиков, поддержка грудного вскармливания и занятия спортом, без сомнения, способствовали бы и укреплению физического здоровья, и ощущению естественности жизни гораздо больше, чем борьба с прививками, вред которых сильно преувеличен, если не надуман вовсе.
Автор о себе:
Мне 47 лет, и у нас с женой Аней на двоих семеро детей. Я родился и вырос в Москве, но вот уже более 15 лет жизнь моя связана с Иерусалимом, в котором я работаю врачом, и нашим домом — поселением Нокдим в Гуш-Эционе. Последние годы все время и силы, которые остаются от работы и семейных радостей, направляю в наше товарищество «Место Встречи», которым руководит Аня. Товарищество это старается совместить несовместимое и встретить евреев всех сортов и разновидностей, а также «примкнувших к ним товарищей» — на «Месте встречи», которое есть Израиль, Иерусалим, Храм (это как zoom на гугл-карте или как матрешка — какой образ вам больше нравится).
Мнения редакции и автора могут не совпадать.
Источник
По данным на 4 января, первую дозу вакцины от коронавируса получили более 13% граждан Израиля. Однако в ближайшее время стране, вероятно, придется уменьшить темпы вакцинации — проблема в поставках новых доз от западных производителей. «Медуза» рассказывает, как Израилю удалось добиться рекордных показателей — и чем ему грозит торможение.
Израиль планирует уменьшить скорость распространения первой дозы вакцины от коронавируса — или даже полностью остановить его уже в ближайшие дни, сообщает Times of Israel. Тем временем, по данным на 4 января, число людей, которые сделали прививку в этой стране, достигло 1,2 миллиона человек — это более 13% граждан Израиля. По числу вакцинированных на душу населения страна стала мировым лидером. Для сравнения, в США прививку сделало менее 1% населения, а российские власти говорят о 800 тысячах человек (около 0,6%), но эти цифры вызывают серьезные сомнения.
Как Израиль стал рекордсменом
Как пишет The Washington Post, основная причина, почему Израиль достиг таких успехов в вакцинации — это небольшие размеры (общее население — 9 миллионов человек) и особенности системы здравоохранения. Каждый гражданин страны обязан прикрепиться к одной из «больничных касс», которые, в свою очередь, централизованно распространяют поступившие вакцины и обладают всей необходимой информацией о собственных клиентах.
Кроме того, в Израиле ведется систематический учет сделанных прививок, благодаря чему властям легче контролировать и управлять ситуацией.
Наконец, для действующего премьер-министра страны Биньямина Нетаниягу успех вакцинации — это еще и политический вопрос. В марте 2021 года в стране должны состояться четвертые за два года парламентские выборы, и борьба с пандемией, очевидно, станет одной из главных тем избирательной кампании. Впрочем, эксперты WP сомневаются в том, что правому Нетаниягу удастся приписать все возможные успехи себе, ведь во многом они базируются на работе медицинской системы, организованной по социалистическим принципам.
Что пошло не так
Как сообщается, ограничения не коснутся тех израильтян, которые уже получили первую дозу вакцины — они смогут, как и должны, привиться во второй раз. Но первую прививку в ближайшие дни, по данным местных СМИ, ежедневно сможет получать значительно меньше людей, чем раньше, когда количество привитых достигало 100 тысяч ежедневно.
Основная причина вынужденного промедления — недостаточные темпы поставок вакцин в Израиль. Сейчас в этой стране прививают вакциной Pfizer/BioNTech, также в ближайшие дни ожидается прибытия миллионной партии вакцин Moderna. Но даже с учетом этого в Минздраве страны полагают, что придется сделать как минимум двухнедельный перерыв в первичной вакцинации.
Израильский Channel 12 сообщает, что именно рекордные темпы вакцинации привели к затруднениям в переговорах с Pfizer. По данным СМИ, правительства других стран потребовали от компании более равномерного распределения своих вакцин, а быстро нарастить производство она не может. В самой фирме, однако, отрицают, что какое-либо внешнее давление может ограничить поставки.
Однако и сам процесс вакцинации идет не вполне гладко. Согласно израильским правилам, приоритетное право на прививку есть у людей старше 60 лет, а также у представителей групп риска. Не все они являются на вакцинацию, при этом, если флакон с пятью дозами в одной уже извлечен из холодильной камеры, то в короткий срок они приходят в негодность. Отчасти чтобы избежать этого, вакцинируют людей, не относящихся ни к одной из групп риска — в общей сложности около 100 тысяч израильтян в возрасте от 20 до 40 лет уже получили вакцину. В то же время, среди привитых оказались и некоторые чиновники, которые также не попадают ни в одну из групп риска.
Особенно высок процент отказа (до 40%) в местах проживания арабского населения. При этом Израиль отказывается поставлять вакцины на палестинские территории — в Сектор Газа и на Западный берег реки Иордан, утверждая, что вакцинация населения, согласно международным соглашениям, входит в сферу компетенции местной администрации. При этом власти страны признают, что отчасти и сами заинтересованы в вакцинации палестинцев, поскольку тысячи из них постоянно работают в Израиле.
Приостановка вакцинации может дополнительно ухудшить эпидемиологическую ситуацию в стране, в которой объявлен уже третий локдаун за последний год, а условия могут ужесточиться. Число активных случаев заболевания превышает 49,5 тысячи, 3 января зафиксировано 5135 новых инфекций при доле положительных тестов в 6,6% — одной из самых высоких за последние месяцы. Уже сейчас больницы вынуждены откладывать от 10% до 40% несрочных операций. Власти отмечают, что очередная волна коронавируса серьезнее предыдущих, число тяжелых течений выше, перепрофилировать под борьбу с ковидом приходится больше помещений.
Дмитрий Карцев
Источник
Большое спасибо за Ваш вопрос.
Один из постулатов еврейского Закона гласит: по вопросам медицины и угрозы для жизни, связанной с болезнями, мы обращаемся к мнению специалистов-медиков. И для ситуации, когда врачи спорят между собой, также существуют четкие правила: принимают мнение большинства врачей и специалистов в данной области (Шулхан Арух, Орах Хаим 618:3-4; Мишна Брура, § 3).
По понятным причинам мы не будем приводить медицинские обоснования по вопросам о безопасности прививок и целесообразности вакцинации, а попробуем рассмотреть этот вопрос с точки зрения еврейского Закона.
Первые прививки и первые респонсы
Действительно, вопрос о получении прививок возникает не впервые. С появлением первых вакцин религиозные евреи обращались к раввинам, спрашивая, делать прививки или нет.
Понятно, что эффективность первых вакцин и, тем более, риск заболеть после получения прививки были несравнимы с с эффективностью и «рискованностью» современных вакцин. Тем не менее, мы видим, что раввины поддерживали и рекомендовали вакцинацию.
Так, например, рав Исраэль Лифшиц в своем комментарии на Мишну («Тифэрэт Исраэль» к Авот, Боаз 3:1) называет английского врача Эдварда Дженнера, изобретателя вакцины от оспы, праведником народов мира, который, безусловно, получит награду Свыше за то, что спас тысячи людей от страшной эпидемии и смерти.
А в комментарии на трактат Йома (8:7, Боаз 3) он рассматривает вопрос о прививках от оспы. И пишет: хотя существует определенный риск и были люди, которые заболели и умерли после вакцинации, эту опасность ни к коей мере нельзя сравнить с опасностью распространения эпидемии. Поэтому необходимо делать прививки.
Рав Авраам Гамбург, бывший в те же времена раввином в Гааге, а затем в Лондоне, выпустил сборник «Алим лэ-Труфа», где собрал респонсы раввинов того поколения о прививках. Все они однозначно высказались за прививки, несмотря на то, что было известно о смертельных случаях в результате вакцинации.
Этого же мнения придерживались и сефардские раввины того поколения Каф а-Хаим (Йорэ Дэа 116:60) и рав Хаим Фаладжи (см. комментарий к главе Ваеце).
Получается, что, когда на одной чаше весов — возможная опасность прививки для конкретного человека, а на другой — возможность остановить эпидемию и спасти множество человеческих жизней, предпочтение однозначно отдавалось вакцинации.
Все евреи ответственны друг за друга
Более того, когда опасность угрожает не одному человеку, а многим, этот принцип приобретает еще большее значение. Так, например, вред, который может быть нанесен большому количеству людей, даже если нет прямой угрозы их жизни, в определенных случаях приравнивается к угрозе жизни. Потому, что это опасность для многих (автор «Алахот Гдолот»; Ран к трактату Шабат).
Поэтому наши мудрецы видели в вакцинации не только возможность для каждого человека позаботиться о собственной безопасности и здоровье (что является заповедью), но и возможность для каждого человека выполнить свою обязанность перед обществом.
Во-первых, тот, кто заболеет сам, может заразить других, тем более, когда болезнь проходит бессимптомно.
Во-вторых, распространение эпидемии можно остановить, только если прививку получит около 70 процентов населения. А в любом обществе всегда есть определенная группа людей, которые в силу состояния здоровья не могут получать прививки. И, как правило, любые заболевания для них — это угроза жизни. Поэтому другие, получая прививку, заботятся не только о себе, но и об этих людях.
В-третьих, пока 70% населения не будет привито, мы все не сможем вернуться к нормальной жизни, восстановить экономику, вернуть детей в учебные заведения, снова встречаться с любимыми бабушками и дедушками, другими родственниками.
Выходит, получая прививку, человек выполняет заповедь благотворительности по отношению к другим людям — кроме заповеди «вэ-нишмартэм» (вэ-нишмартэм мэод лэ-нафшотэйхэм — «Берегите же очень души ваши…» Дварим 4:15, см. комментарии), которая обязывает заботиться о своей жизни и здоровье.
Кто спасает?
Еще одним источником, обязывающим делать прививки, может считаться «Книга заповедей» (646): речь идет о заповеди устанавливать перила на крыше, чтобы избежать несчастных случаев (22:8). «Книга заповедей» говорит: обязанностью является не только установление перил на крыше, но и предотвращение других естественных опасностей. Поэтому нашей прямой обязанностью является оградить и защитить от них себя и других.
Похожую идею можно найти и у Рабейну Бехайе в его комментарии к началу раздела Шлах. Он говорит о еврейском способе ведения войны. Конечно, необходимо использовать конницу и различные виды вооружения, но, в конечном счете, спасение приходит от Всевышнего. Это своего рода двойная обязанность. Во-первых, мы должны приложить максимальные усилия, чтобы защитить себя от возможной военной угрозы (или, в нашем случае, от угрозы заболевания) и т. п. А во-вторых, мы должны понимать, что спасение приходит только от Всевышнего.
Т. е. можно быть максимально осторожным, но при этом не избежать заражения. С другой стороны, можно не заразиться, будучи менее осторожным. Всё в руках Всевышнего и под Его контролем. Но это не снимает с нас обязанности прилагать максимальные усилия, чтобы оградить себя от возможных опасностей. Всевышний создал в этом мире особые законы, по которым огонь может сжечь, а вода может затопить, а обязанность человека — оберегать себя от возможных напастей.
Благословение на прививку?
Понятно, что нет специального благословения на прививку. Хотя некоторые люди настолько растрогались, что наконец-то найдено долгожданное средство от страшной болезни, что хотели перед прививкой произнести благословение «Ше-Эхеяну» («Благословен Ты, Б-г, Царь вселенной, Который даровал нам жизнь, поддерживал ее в нас и дал дожить до времени этого»). Однако это не совсем оправдано с точки зрения еврейского Закона.
Но в этой связи уместно будет вспомнить о том, что сказано в Шулхан Арухе (Орах Хаим 230:4): есть специальная молитва, которую произносят перед какой-либо медицинской процедурой или приемом лекарства. Поэтому перед прививкой можно сказать: «Да будет воля Всевышнего, чтобы это лечение пошло мне на пользу, потому что исцеляешь Ты, не взимая плату» (т. е. Всевышний может исцелить человека только по милосердию Своему, не «взимая плату» заслугами или, не дай Б-г, страданиями).
יהִי רָצוֹן מִלְּפָנֶיךָ ה’ אֱלֹהֵינוּ וֵאֱלֹהֵי אֲבוֹתֵינוּ, שֶׁיִּהְיֶה לִי עֵסֶק זֶה לִרְפוּאָה, כִּי רוֹפֵא חִנָּם אַתָּה.
(Йеи рацон ми-ль-Фанэха, а-Шем Эло-кейну вэ-Эло-кэй авотэйну ше-ийе ли эсэк зе ли-рэфуа ки Рофэ Хинам Ата).
А после прививки можно добавить: «Благословен исцеляющий больных» (Барух Рофэ холим — ברוך רופא חולים).
Теперь, когда мы представляем себя, как относиться к этому вопросу, и понимаем, что, в конечном счете, получить прививку — это всего лишь наше посильное старание (иштадлут), а спасение придёт от Всевышнего, то эта простая медицинская процедура может дать нам возможность для духовного роста.
С уважением, Яков Шуб
Источник