Исламские ученые о прививках

Исламские ученые о прививках thumbnail

В последнее время особую актуальность приобрёл вопрос о дозволенности прививок в исламе. В современных реалиях людям по-прежнему угрожает множество болезней. Именно защитой от некоторых из них и объясняется вакцинация новорождённых детей. Прививки также ставят и взрослым в рамках профилактики, либо при обнаружении тех или иных заболеваний.

На сегодняшний день в мусульманской богословской среде нет единого мнения относительно дозволенности прививок. Это объясняется тем, что во времена Пророка Мухаммада (с.г.в.) не существовало вакцинации, а значит, явного запрета или же явного одобрения прививок ни в Коране, ни в Пречистой сунне нет.

Доводы против прививок

1. Некоторые прививки наносят вред здоровью

Популярным доводом противников вакцинации является то, что ряд прививок, включающих в свой состав некоторые опасные вещества, способны нанести вред неокрепшему организму новорождённого ребёнка и вызвать какие-либо осложнения, которые могут проявиться не сразу, а спустя определённое время. В подтверждение своей позиции противники прививок опираются на хадис Посланника Аллаха (с.г.в.), в котором говорится: «Нельзя причинять вред ни себе, ни людям» (Ибн Маджа, Ахмад).

Кроме того, часть учёных утверждают, что прививки не только несут риск для здоровья, но и не имеют никакой пользы. По их мнению, победить различные эпидемии и болезни человечеству удалось благодаря улучшению качества жизни, совершенствованию системы здравоохранения, появлению новых технологий, но не благодаря прививкам.

2. Прививки – это нечистоты (наджас)

Вторым доводом, который приводят противники вакцинации, выступает то, что прививки, по их мнению, являются наджасом, то есть нечистотами. Известно, что прививки делаются на основании различных веществ, включая ткани и органы некоторых животных, в том числе и тех, которые с исламской точки зрения относятся к категории «харам». Исходя из этого, некоторые богословы утверждают, что прививки являются запретными, так как введение в тело человека наджаса запрещено.

3. Вакцинация – хороший бизнес

Некоторые противники выдвигают и своего рода «теорию заговора», утверждающую, что прививки – это очень прибыльный бизнес, приносящий гигантские деньги их производителям, а также медицинским работникам. Они уверены, что именно производители прививок с целью реализовать свою продукцию в колоссальных масштабах подкупают исследователей, которые впоследствии публикуют научные труды о необходимости прививания, а также медицинских работников, которые убедительно советуют прививаться в роддомах.

4. Прививки – противоречие предопределению Аллаха

В среде противников бытует и такая точка зрения, что прививки вступают в противоречие с предопределением Господа, ибо лишь от Него зависит, заболеет ли кто-либо из людей определённым заболеванием или нет.

Доводы сторонников прививок

1. Прививки – меньшее из двух зол

Люди, благосклонно относящиеся к прививкам, не отрицают тот факт, что некоторые вакцины способны нанести несущественный вред человеческому организму. Но главным их доводом служит наличие множества полезных свойств прививок, благодаря которым удалось победить эпидемии страшных болезней, а также вылечить немалое количество больных людей. Исходя из этого, соотнося вред, который может причинить прививка, и риск заражения теми или иными заболеваниями со всеми возможными негативными последствиями, сторонники вакцинации делают выбор в пользу меньшего из двух зол.

2. Прививки не являются нечистотами

Сторонники опровергают точку зрения, утверждающую, что прививки относятся к нечистотам (наджас). Свою позицию они аргументируют тем, что те вещества, которые включают в себя некоторые прививки и которые являются запретными с исламской точки зрения, содержатся в составе прививки либо в незначительном количестве, либо после обработки перестают быть нечистотами.

3. Прививки – крайняя необходимость

На сегодняшний день не существует альтернативы некоторым прививкам, способным исцелить от определённой болезни или гарантировать её нераспространение. То есть вакцинация может уберечь жизнь человека, страдающего от редких форм заболеваний. В качестве подтверждения приводится хадис Пророка (с.г.в.), в котором говорится: «Какую бы болезнь ни послал Аллах, Он обязательно посылает и исцеление от неё» (Муслим).

Следует отметить, что с доводом о дозволенности прививок в случае крайней необходимости сходятся во мнении многие богословы.

4. Прививки не противоречат предопределению

Сторонники не согласны с позицией тех мусульман, которые считают, что прививки – это противоречие предопределению Аллаха, так как предопределение не подразумевает, что нужно сидеть и ничего не делать. Посланник Всевышнего (с.г.в.) наставлял: «Каждый из вас является пастухом. И каждый будет спрошен за свою паству» (Бухари). Данный хадис говорит о том, что человек в Судный день будет отвечать за свои земные деяния перед своим Создателем, в том числе и за бездействие, которое оправдывается лишь упованием на Аллаха.

5. Профилактика заболеваний – это сунна

Ещё одним доводом сторонников является то, что профилактика заболеваний является сунной, в подтверждение чему приводится хадис, в котором сказано: «Тот, кто с утра съест семь фиников сорта аджуа, тому на протяжении всего дня никакого вреда не нанесут яд и колдовство» (Бухари). Данный хадис сторонники трактуют как способ профилактики от отравления и чёрной магии, что, в свою очередь, говорит о желательности профилактики заболеваний для мусульман.

Источник

С именем Аллаха. Вся хвала принадлежит Ему. Да благословит Аллах и да приветствует Пророка, его семью, сподвижников и всех, кто последовал за ними.

Делать ли прививки ребенку? Этот вопрос сегодня волнует многих родителей. Среди моих знакомых мусульманок встречается все больше тех, кто либо не делает прививки своим детям, либо делает по минимуму. Все они аппелируют к тому, что прививки наносят вред организму ребенка.

Действительно, сейчас появилось много информации, что прививки приносят осложнения, становятся причиной бесплодия и т.д. Некоторые отказываются от прививок еще и потому, что в них содержится наджас (недозволенные исламом вещества).

Читайте также:  Где делаются прививки от ветрянки

В этой статье я хочу поделиться с вами той информацией, которую я нашла – это фетвы, случаи из жизни и мнение практикующих педиатров.

Если польза больше, чем вред
Шейх Абдульазиз Ибн Баз(был назначен главой Бюро по Научным Исследованиям и Фетвам (Идарат аль-Бухус аль-‘Ильмийауаль-Ифта) в 1395 году по хиджре) ответил на вопрос о дозволенности использования прививок так:

« Нет проблем в лечении, если человек боится, что его постигнет болезнь из-за какой-нибудь эпидемии или же по другой причине, из-за которой он может заболеть. Нет проблем в принятии лекарств, для предотвращения болезни, которой он опасается. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто покушает утром семь фиников Медины, тому не повредит ни колдовство, ни яд». Это из раздела предостережения от беды до ее наступления. Таким образом, если есть опасения в эпидемии (болезни) в городе, или в любом другом месте, то нет проблем делать прививки от нее. Это тоже самое, что и лечение от болезни, которая уже постигла человека. Но нельзя вешать талисманы и амулеты для лечения от болезней, джинов или сглаза, так как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил это. Поистине он пояснил, что это (талисманы) является малым ширком и обязательно нужно предостерегаться от него». («Фатава Ибн Баз» 21/6). (https://www.binbaz.org.sa/mat/238 — ответ с сайта Ибн База – прим. пер.).

А что касается вреда, которая постигает некоторых привитых, как высокая температура или временные осложнения, то подобный вред не берется в учет и является прощаемым в сравнении с большим вредом, который устраняется прививкой. А эти болезни причиняют явный вред человеку или становятся в этом причиной.

И общее правило шариата гласит, что выбирается меньшее из зол, чтоб уберечь от большего, когда выбор стоит перед большим и малым злом. Из книги «аль-Ашбахва н-Назаир» имама ас-Субки.

Если же медицина установила, что какая-нибудь прививка наносит вред организму человека и этот вред выше, чем польза от нее, то в этом случае нельзя использовать эту прививку. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нельзя причинять вред ни себе, ни другим».
Подробнее о том, кто такой шейх Абдул- Азиза ибн Бааз вы можете прочитать по ссылке https://takwa.ws/shejx-abdul-aziz-ibn-abdullax-ibn-baz/

  Осложнения после прививок
Они действительно есть, потому что привитый ребенок переносит болезнь в легкой форме, чтобы не болеть потом. Почему же появляются серьезные осложнения? Потому что прививку можно делать только здоровому ребенку. В госполиклиниках у педиатров большая нагрузка, время приема ограничено, они могут не заметить проявления болезни у вашего ребенка. Поэтому перед тем как делать прививку желательно пройти платного педиатра в коммерческой клинике. Кроме того, сейчас появились центры аллергологии, где вы можете сдать анализы и узнать нет ли у вашего ребенка аллергии на компоненты препарата.

Да, случаев разных много, есть и с летальным исходом. У нас в городе умерла 9-месячная девочка после прививки. Как выяснилось, причина была в том, что у нее была скрытая пневмония, которую не заметили и не дали медотвод. То есть ребенок был недообследован. Получается причина не в том, что прививки – это плохо, а в том что нужно стараться приложить максимум усилий чтобы защитить своего ребенка от возможных осложнений.

Есть и другой случай: женщина не сделала своему ребенку прививку от полиомиелита, он не умер, но стал инвалидом на всю жизнь. Заразился от такого же не привитого человека. Понимаете состояние матери?

Если говорить именно о полиомиелите, то многочисленные «фетвы» религиозных проповедников, запрещающих вакцинацию от него, опровергли мусульманские ученые, собравшиеся в саудовском городе Джидда. Участники двухдневной конференции, организованной Исламской консультативной группой, назвали беспочвенными утверждения, что прививки от этой болезни могут вызвать бесплодие.

«Весь мир отвергает подобные фетвы», – заявил представитель каирского университета Аль-АзхарАббас Чуман. Подробнее в материале «Исламская группа отменила фетву, несущую смерть»(Подробнее https://islam-today.ru/novosti/2014/02/28/islamskaa-gruppa-otmenila-fetvu-nesusuu-smert/).

В прививках есть наджас
Об этом вынесены фетвы фетвы №92651 и №85750, их можете прочитать на сайте https://fatwa.islamweb.net/(яндекс переводит с арабского на русский).Ученые сказали, что наджас становиться чистым при полном изменении его свойств. Если же он не изменился и есть другой препарат (чистый), то не дозволено употреблять неизмененный. Однако разрешено использовать такой препарат, если нет заменителя. Если риск заболевания без прививки больше вероятности того, что он не заболеет, и болезнь является серьезной, от которой можно умереть или серьезно пострадать, то дозволенность такой прививки (содержащей неизмененный наджас – прим. пер.) становится очевидной и это состояние необходимости, к которой дозволено прибегать в вынужденной ситуации. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Он уже подробно разъяснил вам, что вам запрещено, если только вы не принуждены к этому» (Сура Скот, 119).

В скором времени нас ждет облегчение в этом вопросе: в Малайзии разрабатывают халяль-сертифицированныевакцины, в 2018 году начнется их промышленный выпуск (подробнее https://www.muslimeco.ru/opubl/459/).

Мнение практикующих педиатров
Становится все больше детей, которые заболели теми болезнями, от которых не делали прививки. Если раньше большинство населения было привито и риск заразится был минимален, то сейчас пропорция изменилась.

Делать или не делать?
Будете вы прививать своих детей или нет, решать только вам, потому что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждый из вас является пастухом. И каждый будет спрошен за свою паству». Если будете, то это стоит делать наилучшим образом, то есть постараться обследовать ребенка перед прививкой у грамотных специалистов, приобрести качественные прививки. Многие советуют покупать импортные, потому что от них меньше осложнений. Если не будете, то подумайте готовы ли вы нести ответственность за возможные последствия.

Читайте также:  Как наказать медсестру за то что она сделала прививку

Оригинал статьи: https://maidenly.ru/blog/448/123854/

Источник

Прививки и Ислам.

С именем Аллаха. Вся хвала принадлежит Ему. Да благословит Аллах и да приветствует Пророка, его семью, сподвижников и всех, кто последовал за ними.

Многие мусульмане сталкиваются в своей жизни с вопросом о прививках: делать их или нет? Особенно этот вопрос касается родителей, у которых только родился ребенок и они, как родители, стараются оберегать свое чадо от всего, что может принести ему вред.

Дебаты по этому вопросу не прекращаются в интернете. С одной стороны антипрививочные группы, антипрививочные передачи, сюжеты, истории, а с другой – мировая медицина с ее статистикой и данными. Но давайте мы поступим так, как говорит об этом Аллах в священной Книге (смысл): «Спрашивайте знающих, если не знаете» (сура ан-Нахль, 43).

Ниже представляем вам переводы фатв ученых о прививках.

1. Фетва с сайта https://fatwa.islamweb.net/

Вопрос №35343:

Каково шариатское заключение о прививках против менингита?

Ответ:

Хвала Аллаху. Да благословит Аллах и да приветствует Пророка, его семью, сподвижников и всех, кто последовал за ними.

Прививки дозволены. Иногда они могут быть желательными. И нет разницы между ними (прививками – прим. пер.) и между лечением после того, как человека постигла болезнь. Поистине Пророк, мир ему и благословение Аллаха, указал на лечение от колдовства и яда, до того, как они постигнут человека. Он сказал: «Кто будет есть каждый день утром семь фиников (сорта) аджва, то ему не навредят в этот день ни колдовство, ни яд». Передали аль-Бухари и Муслим. Это указание в хадисе подобно прививке против болезни, каким бы оно ни было. Аллаху известно лучше.

https://fatwa.islamweb.net/fatwa/index.php…

2. Фатва с сайта Салиха аль-Мунаджида https://islamqa.info/ar/ :

№20276: Правовое заключение о прививках и вакцинации детей для укрепления иммунитета.

Каково правовое заключение в Исламе о прививках и вакцинации детей для укрепления их иммунитета? Существуют доказательства, указывающие на то, что иногда прививки могут принести вред организму, но они обязательны в некоторых странах. Это очень важная тема и многие люди не обладают полным пониманием данного вопроса.

Ответ:

Хвала Аллаху. Был спрошен шейх Абдульазиз Ибн Баз, да смилостивится над ним Аллах:

Можно ли прибегать к лечению до того, как постигнет болезнь, как, например, использование прививок?

Он ответил: Нет проблем в лечении, если человек боится, что его постигнет болезнь из-за какой-нибудь эпидемии или же по другой причине, из-за которой он может заболеть. Нет проблем в принятии лекарств, для предотвращения болезни, которой он опасается. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто покушает утром семь фиников Медины, тому не повредит ни колдовство, ни яд». Это из раздела предостережения от беды до ее наступления. Таким образом, если есть опасения в эпидемии (болезни) в городе, или в любом другом месте, то нет проблем делать прививки от нее. Это тоже самое, что и лечение от болезни, которая уже постигла человека. Но нельзя вешать талисманы и амулеты для лечения от болезней, джинов или сглаза, так как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил это. Поистине он пояснил, что это (талисманы) является малым ширком и обязательно нужно предостерегаться от него». («Фатава Ибн Баз» 21/6). (https://www.binbaz.org.sa/mat/238 — ответ с сайта Ибн База – прим. пер.).

А что касается вреда, которая постигает некоторых привитых, как высокая температура или временные осложнения, то подобный вред не берется в учет и является прощаемым в сравнении с большим вредом, который устраняется прививкой. А эти болезни причиняют явный вред человеку или становятся в этом причиной.

И общее правило шариата гласит, что выбирается меньшее из зол, чтоб уберечь от большего, когда выбор стоит перед большим и малым злом. Из книги «аль-Ашбах ва н-Назаир» имама ас-Субки.

Если же медицина установила, что какая-нибудь прививка наносит вред организму человека и этот вред выше, чем польза от нее, то в этом случае нельзя использовать эту прививку. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нельзя причинять вред ни себе, ни другим».

Таким образом, мы видим, что никто из ученых не запрещает прививки, хотя некоторые приводят фатвы, указывающие на их запретность. Запрет идет только в том случае, если медицина подтвердила наличие в прививке большего вред, чем пользы.

Но есть еще один вопрос, который беспокоит мусульман. Некоторые из прививок изготавливаются из мертвечины или из свинины, что еще хуже. Так что же делать в этом случае?

В качестве ответа на этот вопрос мы предлагаем вам ознакомиться со следующей фетвой.

Вопрос №96527:

Я новообращенная мусульманка из Болгарии. И мой вопрос связан с прививками от болезней. Разрешено ли нам прививать своих детей? Некоторые мусульмане в Англии не прививают своих детей, так как прививки, по их мнению, запрещены (шариатом), потому что в некоторых из них изготовлены из животных, более того даже из эмбрионов. В их состав входит желатин (сделанный из костей свиньи). Поэтому они выносят решение о том, что прививать детей запрещено.

Пожалуйста, не могли бы вы посоветовать мне, братьям и сестрам мусульманам из Болгарии, как нам поступить?

Ответ:

Хвала Аллаху. Мир и благословение Его Посланнику, его семье и сподвижникам.

Поздравляем тебя с принятием Ислама. И просим Аллаха укрепить тебя и нас на нем, пока мы не встретимся с Ним. И да увеличит Аллах твое стремление к добру.

Читайте также:  Прививки до года нужно ли делать

Что касается прививок, то было сказано, что это является узаконенным (шаратом) методом лечения и нет в них проблем, ин ша Аллах. Прочитай фатвы №92651 и №85750.

Если же имеются сомнения относительно состава прививок и из чего они сделаны, то можно обратиться к доверенным специалистам в этой области из числа мусульман. Если будет в них установлено содержание наджаса, то недозволительно применять это как лекарство. Это основа. Но если наджас перешел полностью в другое состояние, таким образом, что и не осталось от него следа, то в этом случае нет проблем в использовании. Поистине, ученые указали, что наджас становиться чистым при полном изменении его свойств. Если же он не изменился и есть другой препарат (чистый), то не дозволено употреблять неизмененный. Однако разрешено использовать такой препарат, если нет заменителя. Этот вопрос (содержание неизмененного наджаса – прим. пер.) нуждается в подробном разъяснении. Если риск заболевания без прививки больше вероятности того, что он не заболеет, и болезнь является серьезной, от которой можно умереть или серьезно пострадать, то дозволенность такой прививки (содержащей неизмененный наджас – прим. пер.) становится очевидной и это состояние необходимости, к которой дозволено прибегать в вынужденной ситуации. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Он уже подробно разъяснил вам, что вам запрещено, если только вы не принуждены к этому» (Сура Скот, 119).

Однако если вопрос так не стоит, то является очевидным, запрет применения прививок, в которых содержится явный наджас, который не изменил свои первоначальные свойства. А Аллаху ведомо лучше.

https://fatwa.islamweb.net/fatwa/index.php…

Если вы сможете увидеть в ампуле с прививкой наджас, то в этом случает его нельзя применять, кроме как в случае, указанном в фатве.

И так, приведя фатвы ученых, мы установили, что:

— Прививки не наджас. Прививки, в которых изначально присутствовал наджас (желатин, бычья кровь и т.п.) не является наджасом, если этот наджас изменил свои первоначальные свойства так, что в конечном продукте от него не осталось и следа.

— Положение прививок может быть разным, от дозволенного до обязательного – в зависимости от обстоятельств.

— Вред прививок не учитывается, если пользы от них больше (например, если у 2 из 10 имеются осложнения из-за прививок, но 8 остались здоровы, и их не постигла болезнь).

— Лечение болезни — сунна. Прививки имеют такой же правовой статус, как и лечение болезни.

— Прививки запрещены, если они приносят вред в общем порядке. Единичные случаи не учитываются

Перейдем от теории к практике. Все знакомы с болезнью под названием корь. Медициной установлено, что в не привитом обществе от кори умирает один ребенок из ста. А если общество привито, то у одного из тысячи могут быть осложнения после прививок. Это медицина. Что же говорит шариат? Шариат стоит перед выбором: умирает каждый сотый или допускается возможность осложнения каждого тысячного? Основываясь на своем правиле шариат, конечно, выбирает второе. А что делать, если каждый тысячный, у которого произошли осложнения, будет доказывать вред прививок? Ответ очевиден.

Чтоб узнать пользу от прививок и их вред, достаточно пообщаться с детскими инфекционистами. Думаю, если человек увидел бы как протекают инфекционные болезни, например, корь или коклюш, у привитого и у не привитого ребенка, то вопрос делать прививки или нет, напрочь отпал бы у любого родителя.

Упование на Аллаха

Противоречат ли прививки упованию на Аллаха?

Но мы позволим себе задать встречный вопрос: а что значит «упование на Аллаха»?

Когда один из сподвижников спросил Пророка, мир ему и благословение Аллаха, привязать верблюда и затем уповать на Аллаха, или оставить верблюда и так уповать? На это он ответил: «Привяжи, а затем уповай». То есть, сначала создай причины, а затем уповай.

Как указали ученые, прививки являются причиной лечения болезней до их наступления. Они также говорят, что лечение не противоречит упованию на Аллаха, а наоборот, является подчинением приказу создавать причины.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Каждый из вас является пастухом. И каждый будет спрошен за свою паству». Лечение своих детей является обязанностью родителей, и они отвечают за них. Если отец проявил халатность в лечении ребенка, вследствие чего ребенок пострадал или умер, то вся ответственность лежит на отце и ему придется отвечать за это в Судный День. То же самое касается и прививок. Если не привитый ребенок заболел и пострадал из-за болезни, которую можно было бы предотвратить прививкой или снизить риск заболевания, то вся ответственность лежит на отце и он будет отвечать перед Аллахом за последствия проявленной халатности.

Статья не призывает к тому, чтобы идти и делать прививки или полностью отказаться о них. Статья, а точнее слова и фатвы ученых, указывает на то, что прививки как таковые не являются запретными, даже если они причинили вред какой-то личности, но приносят пользу в общем. Что касается вреда и пользы прививок, тот тут нужно обращаться к специалистам мусульманам, в частности это вирусологи, а не педиатры, вот к ним и нужно обращаться, если человек искренен в своих намерениях. А ученые сказали свое слово.

Однако является ошибочным говорить о запрете прививок апеллируя тем, что от неверных ничего не принимается. В таком случае хотелось бы посоветовать этим людям отказаться от анестезии, операций и т.д., и вообще обходить стороной аптеки, как рассадник кафирской непроверенной информации.

И в конце хвала Аллаху Господу миров.

Ризван Ризванов [islamcivil.ru]

Источник