Как убедить родителей делать прививки детям

Как убедить родителей делать прививки детям thumbnail

Как убедить родителей в важности вакцинации их
детей?

Вакцинация против кори, эпидемического паротита
и краснухи (КПК), проводящаяся детям в 1 и 7 лет, в последние годы привлекла
особое внимание вследствие необоснованных подозрений в ее небезопасности для
детей, особенно в связи с предполагаемым ее свойством способствовать аутизму,
что опровергнуто. Тем не менее эта информация до сих пор циркулирует среди
активистов против вакцинации, а также регулярно появляется в интернете. Между
тем, отказ от иммунизации против указанных инфекций ведет к эпидемическому
росту заболеваемостью ими. Поэтому ученые ищут новые способы донести информацию
о необходимости введения детям вакцины КПК. Привлечение экспертов для
информирования населения о безопасности вакцинации не всегда дает ожидаемый
эффект, а иногда и противоположный. Считается, что наиболее эффективный способ
убеждения людей в безопасности введения той или иной вакцины состоит в описании
риска последствий от заболевания в случае отказа от иммунизации. Эту гипотезу
решили проверить ученые из США.

Методы.
Исследование было выполнено с целью оценки
влияния разного рода информации для пациентов в повышении уровня вакцинации
против кори, паротита и краснухи. Участниками стали 1759 родителей в возрасте
от 18 лет и старше в США. Рандомизацией все лица разделены на 5 групп, согласно
тому, какая информация по вакцинации была им предоставлена: (1) устное
объяснение, что доказательств относительно влияния вакцины КПК на развитие
аутизма нет; (2) текст об опасности осложнений кори, краснухи и паротита,
которые помогает предотвратить вакцина КПК; (3) изображения детей, у которых
развились указанные заболевания в результате отказа родителей от вакцинации;
(4) драматический рассказ о младенцах, практически погибших от кори и текст о
предотвращении заболевания. Пятая группа была группой контроля, которой
дополнительной информации не предоставлялось. 

Результаты.
Как оказалось, донесение информации об
отсутствии связи между вакциной КПК и аутизмом успешно повышает понимание
причин вакцинации, но не приводит к увеличению стремления у родителей к
вакцинации их детей. Аналогичные результаты получены и в отношении остальных
методов информирования родителей. Знание об осложнениях кори, паротита и
краснухи признаны важными, но отнюдь не заставили их изменить свое мнение. 

Заключение.
Таким образом, ни один из способов
информационного воздействия на родителей (ни беседы, ни текстовые сообщения с
различной информацией, ни изображения) не привело к повышению их стремления к
введению детям вакцины КПК. Ученые пришли к выводу, что их старания по
повышению приверженности родителей к вакцинации их детей на данном этапе потерпели
крах, а исследование не подтвердило, что лучшим способом убеждения людей в
безопасности введения той или иной вакцины состоит в описании риска последствий
от заболевания в случае отказа от иммунизации и развенчании мифов о ее побочных
эффектах.
Brendan
Nyhan, Jason Reifler et al. PEDIATRICS. Volume 133, Number 4, 2014

Подготовила: Кашух Е.А.

Источник

Введение 

Немного есть ситуаций для врача, столь же тяжелых, неудобных, трудоемких и щекотливых, как работа с родителями, которые отказываются вакцинировать своих детей. Многие врачи испытывают тревогу, огорчение или раздражение, сталкиваясь с родителями, сознательно подвергающими своего ребенка риску тяжелых болезней и смерти от управляемых инфекций. 

 Кроме того, непривитые дети представляют угрозу для других пациентов, находящихся в комнате ожидания врача, или просто в обществе. 

“Я нередко сталкиваюсь с людьми, которые сопротивляются введению вакцин своим детям”, – говорит Claire McCarthy, MD, педиатр из Бостонской детской больницы, и профессор педиатрии в Гарвардском медицинском университете. “Есть много причин для таких отказов, в том числе быстрое распространение дезинформации через сайты социальных сетей и Интернет, а также общее недоверие к медицинской профессии. Таких родителей действительно сложно переубедить, особенно в условиях весьма ограниченного ресурса времени при приеме пациентов в офисе врача”, добавляет он. 

Однако, хотя никакого “магического” и универсального способа переубеждения таких родителей не существует, есть множество стратегий, которые могут быть полезны врачу, и которые способны увеличить его шансы на успех в подобных диалогах. 

«Отношение к вакцинам среди родителей-антипрививочников очень колеблется – от амбивалентности и выборочного отношения к препаратам, до тотального скепсиса и решительного сопротивления, и в каждом случае требуется особый подход к беседе», говорит Andrew Cronyn, MD, педиатр из Сент-Луиса, штат Миссури, США. “Разговор с родителями о необходимости вакцинации детей является необходимым, и к нему можно подойти с разных сторон, в зависимости от их отношения к вакцинации”. 

Почему родители не хотят прививать своих детей? 

Доктор Маккарти перечисляет самые частые причины, которые она слышит от родителей своих пациентов, в том числе:

  • родители предполагают, что такие болезни, как полиомиелит и корь были полностью искоренены или не являются тяжелыми;
  • что вакцины провоцируют аутизм или имеют другие тяжелые побочные эффекты;
  • что дети получают “слишком много” прививок сразу;
  • что консерванты в вакцинах опасны для здоровья детей;
  • что фармацевтические компании, врачи, и правительство повинны в “гнусном заговоре” с целью финансовой наживы на вакцинации детей;
  • что мнение друзей и членов семьи в вопросах иммунопрофилактики является более надежным, нежели мнение медицинских работников. 

Самообразование и накопление аргументации против этих мифов – является основой и первым шагом в их устранении. 

Выслушивание аргументов и их оспаривание – является лучшей тактикой 

Исследования показали, что одним из самых важных критериев, по которым родители определяют соглашаться ли им на вакцинацию, является то, как подробно и убедительно врач мотивировал им необходимость иммунизации, и насколько хорошо он развеял их сомнения и опасения. Однако чтобы научиться эффективно общаться со своими пациентами, прежде всего, вы должны научиться слушать их. 

Читайте также:  Я не делала ни одной прививки своим детям

«Часто мы являемся никчемными слушателями», – говорит Archana Chatterjee, MD, PhD, профессор, заведующая кафедрой педиатрии в Университете Южной Дакоты, США. «Мы слишком часто делаем неверные предположения, не дослушиваем до конца, прерываем рассказ пациента или перескакиваем с темы на тему. Однако то, как вы говорите – не менее важно, чем то, как вы слушаете».

Следует также избегать осуждения родителей, командного и конфликтного тона разговора. Родителям важен психологический контакт с врачом, ведущий к доверию – едва ли не более, чем грамотно аргументированное научное обоснование пользы вакцинопрофилактики. 

Врачу не следует забывать, что чаще всего родители все же исходят из принципов снижения вреда их ребенку, а вовсе не планируют сознательно наносить ему вред. Врачу следует не только помнить об этом, но и давать пациенту понять, что он это помнит. «Да, я понимаю, вы волнуетесь, и я знаком с той информацией, которая вызывает у вас беспокойство. Я чувствовал бы себя так же, окажись я на вашем месте». 

Доктор Кронин тоже говорит об этом: «Мы нередко забываем о том, что позиция родителей с их точки зрения может быть вполне обоснованной. Мы слишком легко забываем о чувствах родителей, забываем ставить себя на их место и понимать их. Нам проще считать, что они совершают глупую ошибку и ведут себя безответственно. Я даже встречал коллег, которые относились к таким родителям, словно к сумасшедшим. Такое отношение ставит родителей и врача по разные стороны баррикады, несет в себе конфликт. Напротив, врач должен донести до родителей, что он с ними в одной команде, что он хочет добра их ребенку, не меньше чем они сами». 

Врачу следует также избегать сложной медицинской терминологии, которую пациентам трудно понять. В то же время не следует чрезмерно упрощать и примитивизировать беседу, превращая ее в снисходительные и патерналистские наставления. 

При общении с «сомневающимися» родителями 

«Наиболее распространенная группа родителей, сопротивляющаяся вакцинации своих детей – это сомневающиеся родители. Они слышали о тяжелых побочных эффектах вакцин, сомневаются можно ли их смешивать в одном шприце или вводить в один день, все ли рекомендованные вакцины нужны их ребенку и тд», – говорит доктор Кронин. 

С такими родителями оптимально взять инициативу в свои руки, активно выявлять их страхи и сомнения, и прицельно говорить о них. В некоторых случаях очень убедительными являются доводы о множестве медицинских исследований, подтверждающих безопасность вакцин. 

Другим родителям необходима более подробная информация, например, о характере заболеваний, от которых защищают вакцины, или доказательства того, что они не вызывают аутизм и не содержат токсичных компонентов. 

Очень важно также иметь перечень знакомых вам сайтов, подробно и доступно объясняющих преимущества вакцинации. Врач должен хорошо ориентироваться в этих сайтах и при необходимости быстро находить нужную страницу и распечатывать или отправлять на емейл пациенту информацию, которую ему будет полезно прочесть. 

Некоторые пациенты подозревают врачей в сговоре с производителями вакцин и финансовой заинтересованности. Доктор Кронин рекомендует объяснять, что процент охвата пациентов вакцинацией никак не влияет на зарплату врача. 

Не бойтесь говорить о себе 

Личные примеры, рассказы о себе и своей семье – в целом не очень приветствуются в медицине. Однако такие рассказы являются сильным аргументом в разговоре о вакцинах. Иногда упоминание о том, что дети врача тоже привиты этой вакциной – является для пациента самым сильным доводом, после которого никакие научные ссылки не требуются.  

«Я рассказываю родителям о своем сыне, которого я усыновил из российского детского дома. Я не был уверен в том, что записи о его вакцинации – соответствуют истине, и передо мной стоял тяжелый выбор – верить российским медицинским документам, или вакцинировать ребенка заново, словно он никогда не получал вакцин. Это при том, что он несомненно получил хотя бы часть из необходимых вакцин. Я выбрал второе. 

Когда родители слышат эту историю – они осознают, что я тоже был на их месте, и мне тоже было нелегко принимать это решение. Поэтому они начинают верить мне, и более склонны доверять моим советам», – говорит доктор Кронин. 

Доктор Чаттерджи говорит, что часто рассказывает таким пациентам о собственном детстве. «Я вырос и изучал медицину в Индии. Я видел те болезни, от которых теперь вакцинирую, вживую, в диком виде у непривитых детей. Я видел то, о чем современные врачи обычно лишь читают в книгах. Это страшные и тяжелые воспоминания, и они будут со мной до моей смерти». 

Описание клинической картины заболеваний, от которых защищают вакцины, является мощным стимулом к иммунизации. Многие родители просто не представляют себе всю тяжесть этих болезней, считая страх перед ними преувеличенным. 

Доктор Чаттерджи также добавляет: «Помимо прочего, у меня есть брат с аутизмом. Он, как и другие мои братья и сестры, не были привиты в детстве ни одной вакциной. Я единственный из детей, кто получил все прививки, поскольку меня воспитывала бабушка, которая верила в пользу вакцинопрофилактики. Эта история помогает моим пациентам понять, что аутизм и прививки не связаны между собой». 

Читайте также:  Кто отвечает за прививки детей

«В то время, когда моему брату был поставлен диагноз аутизма, в медицине преобладала теория «

холодной матери

», которая объясняла развитие аутизма у детей недостатком родительской любви», – продолжает доктор Чаттерджи. «Я помню, как страдала моя мать, и как больно ей было слышать подобные упреки. Сегодня наука признала эту теорию ложной и отвергла ее. Точно также наука признала ложной и связь возникновения аутизма с прививками», – говорит он. 

Работа с убежденными антипрививочниками 

Что делать, если после всех ваших усилий родители по-прежнему говорят твердое «нет»? Прежде всего – не рвите с ними отношения, не запрещайте им записываться к вам на прием.  

Доктор Маккарти говорит: «Я слышал о врачах, которые расстаются с семьями антипрививочников, аргументируя тем, что раз родители не доверяют им и не следуют их рекомендациям – то продолжать сотрудничество нет смысла. Это неверная тактика. 

Следует попробовать договориться с ними о «сокращенном» графике, в который будут входить только те вакцины, на которые они согласны. Это плохой вариант, но он все же лучше, чем полное отсутствие вакцин. Часто такие родители, увидев что с их ребенком ничего не произошло после нескольких вакцин – соглашаются и на остальные. Но даже если родители вовсе не хотят вводить ни одной вакцины – разрыв отношений, не может принести ничего, кроме зла». 

Доктор Кронин согласен с такой тактикой: «У меня есть несколько семей, которые не хотели отказываться от курения даже когда их ребенок лежал в реанимационном отделении из-за приступа астмы. Некоторые родители отказываются исключать сахар из рациона своего ребенка, страдающего тяжелым ожирением. Но разве это повод разрывать отношения с ними? Вовсе нет, я продолжаю сотрудничать с ними и лечить их ребенка, хотя и не согласен с выбранной ими тактикой». 

Он добавляет: «Когда врачи разрывают отношения с родителями-антипрививочниками, последние начинают искать себе новых врачей, преимущественно – разделяющих их антипрививочные настроения. Такая практика обычно заканчивается возникновением вспышек инфекционных заболеваний». 

Старайтесь избегать контактов непривитых детей с привитыми

Чтобы свести к минимуму риск заражения, врачу следует разделять потоки вакцинированных и невакциированных детей – например, приглашая невакцинированных к концу своего приема – предлагает доктор Чаттерджи. 

Не будьте слишком принципиальным или категоричным 

Хотя графики «раздельной» или «растянутой» вакцинации не рекомендуются, и не имеют под собой научного обоснования – следует признать, что они все же лучше, нежели полное отсутствие прививок. Поэтому если родители не согласны прививать ребенка по национальному календарю прививок, но настаивают на раздельной или отсроченной вакцинации – не следует им отказывать.

Разговор о вакцинах нередко занимает много больше времени, нежели отведено на прием пациента в офисе. Поэтому было бы хорошо договориться с родителями о дополнительной встрече, или хотя бы дать им материал для домашнего изучения вопроса – в печатном виде, или в виде ссылок на веб-сайты. Родителям также следует советовать, чтобы они готовили свои вопросы заранее, записывая их на листок бумаги – чтобы максимально оптимизировать расход времени.

Документация об отказах

Американская академия педиатрии настоятельно призывает врачей тщательно документировать все проведенные беседы с родителями, которые отказываются прививать своих детей.  Она также рекомендует регулярно брать с них письменные отказы от вакцинации, согласно утвержденной законом формы добровольного информированного отказа от прививок. Это может обезопасить врача от судебных исков со стороны родителей в случае заболевания их ребенка управляемой инфекцией, а также является дополнительным поводом для родителей – задуматься о правильности своего решения. 

Заключение 

Скепсис, сомнения или прямой отказ вакцинации – уходит корнями в сеть Интернет, которая дала возможность быстро и массово обмениваться информацией, в том числе и недостоверной. Врачу важно уметь противостоять этому шквалу дезинформации, он должен уметь различать истинные и ложные доказательства, и владеть не только последней медицинской информацией по вопросам иммунопрофилактики, но и самыми разными способами донести эту информацию до родителей. Он должен уметь слушать, убеждать, аргументировать свою точку зрения как устно, так и печатными материалами, и он не должен разрывать отношения с пациентами, которых ему не удалось переубедить. В таком случае он будет иметь максимальные шансы на успех в важнейшем деле иммунопрофилактики детей. 

Источник

28 июл 2015 в 16:04 Беседовал Владимир Нестеров. Специально для “Вестника Кавказа”

«Вестник Кавказа» открывает новый интерактивный проект “Спросите доктора Козлову”. На вопросы читателей и слушателей отвечает профессор, доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ и заслуженный деятель науки РФ  Людмила Вячеславовна Козлова. Тема первой передачи – вакцинопрофилактика. Доктор Козлова рассказывает, стоит ли прививать детей, в каком возрасте это лучше делать, а когда от прививок лучше воздержаться.

– Людмила Вячеславовна, нужны ли прививки детям?

– Этот вопрос до сих пор почему-то вызывает дискуссию. Прививки нужны, и их роль в предупреждении заболеваний, в профилактике тяжелых форм и осложнений настолько велика, что этот вопрос не дискутируется нигде в мире. У нас привыкли все время кивать на другие страны, а национальные календари прививок существуют как у нас, так и у них. И даже у них они более широкие. Я отдаю себе отчет в том, что могут быть какие-то нежелательные реакции на введение прививок, но их можно предупредить. Поэтому, если положить на чашу весов «за» и «против», то, конечно, «за» перетягивает. И благодаря вакцинопрофилактике мы почти избавились от таких страшных заболеваний как черная оспа и чума, которые уносили жизни целых городов, а с середины 1970-х годов они нигде в мире не регистрируется благодаря вакцинопрофилактике.

Читайте также:  Прививки от паразитов для детей

– Как вы относитесь существующему календарю прививок? Вы считаете, что его нужно расширять или наоборот, может быть, урезать?

– Наш календарь прививок нуждается в оптимизации. В него включены прививки против 12 заболеваний. Тогда как в развитых странах их число достигает 16-18. Поэтому ответ напрашивается сам собой – календарь нужно расширять, но все это требует затрат. Несмотря на сложную ситуацию, заслуга администрации президента, правительства в том, что они нашли возможность расширять национальный календарь прививок.

Последнее расширение касалось введения в национальный календарь прививки против пневмококковых заболеваний. У детей, особенно первых двух лет, и даже первых пяти лет, отмечается повышенная заболеваемость именно теми заболеваниями, которые вызывают пневмококки – отиты, воспаления среднего уха, синуситы, воспаления пазух, воспаление легких, пневмония, воспаление мозговых оболочек, менингиты. Последние два иногда являются причиной летального исхода или инвалидизации, особенно менингиты.

Мы ожидали введения этой прививки. Когда эта прививка еще не была введена в национальный календарь, практически все мои знакомые старались привить детей и внуков, а сейчас практически бесплатно для населения проводится вакцинация. Это большое достижение, ведь распространенность и отитов, и всех перечисленных мною заболеваний очень высока, нередко они сопровождаются осложнениями, и формируется группа часто болеющих детей, преимущественно за счет этих заболеваний.

– Могут ли родители в силу своих убеждений отказаться от прививок?

– Право родителей отказаться от профпрививок. Отказы зачастую обусловлены незнанием осложнений. Информацию родители нередко получают от друзей, приятелей, соседей, свою лепту и интернет. А отказываться надо тогда, когда есть на то причина. Прежде чем отказываться, надо обязательно поговорить с людьми, которые знают предмет – участковые врачи, врачи-инфекционисты, иммунологи.

Тоже бытует мнение – «врачу лишь бы сделать прививки». Но это абсолютно не так. Существуют противопоказания к проведению прививок – постоянные или временные. Необходимо соблюдать сроки введения прививок, не вводить прививки больным детям, либо сразу после болезни. После одних заболеваний месяц-полтора, а после некоторых еще больший срок выждать надо, прежде чем проводить вакцинацию.

Если посмотреть условия хранения, транспортировки вакцины и сроки годности, и ввести всё с учетом этих параметров, то нежелательные реакции сводятся к минимуму. Принято считать, что детям, страдающим аллергией, противопоказаны прививки. Это не так. Просто проводится специальная подготовка перед проведением прививок. Это все очень хорошо знают врачи, к ним надо прислушаться.

Есть обоснованные отказы родителей, а есть необоснованные. Мне кажется, что родители должны понимать свою ответственность перед ребенком. Они имеют право отказаться, но ребенок не имеет права голоса, и он не понимает, нужно ли ему отказываться или делать. Поэтому вы ответственны за здоровье ваших детей вместе с врачом. Ни один участковый врач не возьмет на себя ответственность сделать прививку ребенку, когда есть какие-то основания ее не делать. Есть специалисты, с кем вы можете проконсультироваться – и инфекционисты, и эпидемиологи, и иммунологи.

Если ребенок часто болеет, надо понять врач ли плохо наблюдает или вы сами участвуете в этом негативном процессе, насколько ваши необоснованные отказы способствуют частой заболеваемости ваших детей. Информированность родителей очень важна для принятия разумного решения.

– Вы сказали, что прививки можно не делать, если существуют определенные противопоказания. Но самые первые прививки делают ребенку в роддоме в первые часы жизни. Понятно, что никакие исследования не проводятся – есть противопоказания или нет. Прививки делаются всем подряд. Нет ли здесь противоречия?

– Всем подряд прививки не делаются. Здоровых детей не так много рождается. Есть дети с отклонениями в нервной системе, дети, перенесшие внутриутробную гипоксию. Работа врачей-неонатологов потрясающе трудна. Я сама много лет занималась неонатологией, и в составе группы врачей получила национальную премию «Призвание»  за новое научное направление – перинатология, поэтому я знаю – хороший врач-неонатолог смотрит и если есть сомнения, проводит исследования, результаты которых помогут решить вопрос. Если ребенок недоношенный, то ему не сделают на третий день, допустим, БЦЖ (иммунопрофилактика туберкулеза). Немножечко в сроках оттянут до созревания ребенка до этого возраста, когда ему должно исполниться такое количество дней. К этому подходят очень серьезно в роддомах.

Хороший врач – это умение сострадать, быть внимательным, доброжелательным, умение мыслить. Я обычно студентам говорила, прежде чем что-то сделать, поставьте себя на место родителей этого ребенка, если бы вы сказали, что сделали своему ребенку, то вы имеете право сделать и другому.

Я практически не встречала легкомысленно относящихся к этому врачей. Может быть, мне повезло, потому что я тоже отдаю себе отчет, что в любой специальности  есть люди, которые недостаточно внимательны. Но их единицы, особенно среди педиатров. Если есть сомнения, то у родителей есть возможность поговорить с заведующим отделением, заведующим поликлиникой, завотделением в роддоме.

Я считаю, что прививки нельзя делать без согласия родителей. Но информировать их и убедить в необходимости может квалифицированный врач, ставя себя на место этих родителей. 

Источник