Календарь прививок курсовая работа

Показать все связанные файлыПодборка по базе: Презнтация Особенности развития медицины в Арабских халифатах (х, #ИТОГ РЕФЕРАТ Особенности развития стран Юго-восточной Азии.docx, Реферат особенности построения беспроводных сетей Ташманов Б.А., (1) Особенности развития российского капитализма (1).doc.docx, Государственные программы, сущность и особенности.doc, Задание ПОДТИПОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕРНОЗЕМОВ.docx, Композиционные особенности романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”.d, Голландская болезнь» в экономике сущность, особенности проявлени, Hasan Американская школа региональной экономики предпосылки возн, Практическое задание 3, Модуль 3. Особенности психического разви
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Пермская государственная фармацевтическая академия»
министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра промышленной технологии лекарств
с курсом биотехнологии
Реферат на тему:
«Особенности национального календаря прививок»
Выполнил:
студент 55 группы
Скурихина К.Г.
Проверил:
Федорова Т.В.
Пермь, 2018
Содержание
Введение 2
1.Национальный календарь прививок 3
2.Условия проведения вакцинации 3
3.Особенности вакцинопрофилактики 4
3.1.Особенности вакцинации от гепатита В 4
3.2.Особенности вакцинации от туберкулеза и проба Манту 4
3.3.Особенности вакцинации от дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита и гемофильной инфекции 4
3.4.Особенности вакцинации от краснухи, кори и эпидемического паротита 5
4.Причины освобождения от вакцинации 5
5.Заключение 7
6.Список литературы 7
Введение
Значение вакцинации заключается в профилактике возникновения различных вирусных болезней не только у детей, но и у подростков. Сейчас, казалось бы, необходимость в обсуждении важности и значимости прививок отпала. Проведение профилактической вакцинации, ее эффективность в борьбе с инфекционными заболеваниями продемонстрирована многолетним опытом. Плановые прививки позволяют не только снизить эпидемический порог общей заболеваемости детей и подростков, но и ослабить течение болезни уже у заболевших лиц, уменьшить число возможных осложнений. Не секрет, что инфекционные заболевания занимают значительно место среди всех болезней населения. Проведение плановых прививок позволяет формировать у ребенка иммунитет против наиболее сложных и серьезных инфекций и вирусов, которые дают самые тяжелые осложнения вплоть до смертельных случаев.
Чаще всего родители отказываются от прививок детям до года. Бытует мнение, что они вредят неокрепшему младенческому иммунитету. Родители отказываются от большинства прививок, но саму идею вакцинации не отвергают. Они жалуются на отсутствие информации в поликлиниках ни о составе вакцины, ни о возможных последствиях.
Прививка – это введение в организм ослабленных микроорганизмов, которые являются возбудителями различных заболеваний. Иными словами, это ослабленный вирус, вызывающий то или иное заболевание. Организм, переболев этой болезнь в очень легкой форме, вырабатывает иммунитет, и становится к данным вирусам не восприимчивым. В какой последовательности вводить прививки ребенку, подскажет педиатр, руководствуясь графиком прививок.
Педиатры убеждены, что вакцинация необходима для ребенка. Та нагрузка, которая вводится в виде вакцинации, это мизерная часть возможностей иммунитета маленького ребенка. Невакцинированная «прослойка» детей является достаточно чувствительной к вирусам и инфекциям, особенно если в доме живут животные, что приводит к частым вспышкам эпидемий того или иного заболевания. Это происходит по той причине, что у невакцинированных детей нет иммунитета к инфекциям и их организм, подхватив вирус, вступает в полноценную борьбу с ним, которая обычно протекает в тяжелой форме и грозит серьезными осложнениями. Также считается, что если число непривитых будет расти, то общество может потерять свой коллективный иммунитет. А он предохраняет от вспышек инфекций и не дает им быстро распространяться.
Национальный календарь прививок
Национальный календарь прививок – документ, утверждаемый приказом Минздрава РФ, который определяет сроки и типы вакцинаций (профилактических прививок), проводимых бесплатно и в массовом порядке в соответствии с программой обязательного медицинского страхования (ОМС)[5].
Прививочный календарь разрабатывается с учетом всех возрастных особенностей, в том числе и наиболее опасных инфекционных заболеваний у детей первого года жизни. Прививки, которые делаются в рамках Национального календаря, позволяют значительно снизить риск заболевания у детей. А если ребенок все же заболеет, то сделанная прививка будет способствовать протеканию болезни в более легкой форме и избавит от тяжелых осложнений, многие из которых крайне опасны для жизни.
Национальный календарь прививок – это система наиболее рационального применения вакцин, обеспечивающая развитие напряженного иммунитета в самом раннем (ранимом) возрасте в максимально короткие сроки[1].
С целью облегчения проведения вакцинации современные биологические препараты включают в одну инъекцию три, пять и более компонентов. Это удобно и для ребенка, и для родителей, так как при одномоментном введении нескольких компонентов ребенок получает меньший психологический стресс, и не надо дополнительно приходить в поликлинику за прививкой. Все вакцины создают хороший иммунитет ребенку, немного могут отличаться схемы и дозы отечественных и импортных инъекций, которые зарегистрированы в стране.
Условия проведения вакцинации
Современные вакцины представляют собой качественные, тщательно изученные, одобренные медиками, безопасные для здоровья пациентов биологические препараты при правильном их применении. Правильное применение подразумевает учет всех противопоказаний для проведения прививок, соблюдение Холодовой цепи при транспортировке биологического препарата, выявление противопоказаний к вакцинации.
Самое главное противопоказание – это аллергическая реакция на предыдущее введение данного вида вакцины или острая аллергическая реакция на какой-то ее компонент. Педиатры советуют не делать прививку, если ребенок болен, имеет высокую температуру, у него обострились хронические инфекции.
При отсутствии индивидуальных противопоказаний ребенку можно вводить одномоментно до нескольких вакцин. Национальный календарь профилактических прививок предусматривает введение нескольких вакцин в один день малышу.
Детям грудного возраста лучше делать прививки, не сбивая малыша с режима сна и питания. Специально подготовиться к вакцинации необходимо родителям детей, склонных к аллергии. Такие малыши за три дня до прививки должны получать противоаллергические препараты. Показания к прививке определяет участковый педиатр[4].
Особенности вакцинопрофилактики
Особенности вакцинации от гепатита В
Всем известно, что существует два способа инфицирования вирусом гепатита В. Первый – это контакт с кровью носителя вируса (например, переливание крови), второй – половые контакты. Антипрививочные агитаторы делают акцент на том, что прививать ребенка в раннем возрасте от гепатита В нет смысла, так как он не получает ни препаратов крови, ни тем более, не имеет половых контактов. Однако, никто не информирует родителей о том, что вирусный гепатит В может возникать при тесных бытовых контактах.
В роддоме новорожденному малышу делают прививку от гепатита В, это позволяет снизить риск заражения ребенка при любых последующих контактах с носителями вируса. Прививку от вирусного гепатита В ставят новорожденному в родильном доме в течение первых суток его жизни. Первая ревакцинация проводится уже в поликлинике, когда ребенку исполнится месяц, период второй ревакцинации может колебаться от 6 до 12 месяцев малыша. Педиатр подскажет родителям, когда лучше провести повторную прививку, чтобы излишне не нагружать иммунную систему малыша другими вакцинами.
От гепатита В в поликлинике используют российские инактивированные вакцины Комбиотех или Регевак[6].
Особенности вакцинации от туберкулеза и проба Манту
Согласно календарю прививок вакцина против туберкулеза вводится ребенку при выписке из родильного дома, как правило, на 3-7 сутки его жизни. Инъекция вводится в плечо левой руки. Спустя примерно месяц на месте введения вакцины образуется небольшой шарик, который со временем начнет нарывать и таким образом, формировать у ребенка местный клеточный иммунитет к заболеванию. Итогом прививки должен стать рубчик на плече малыша.
Туберкулез является социальной болезнью, осложнением которой часто становится летальный исход, как у детей, так и у взрослых. Поэтому это заболевание необходимо профилактировать и лечить до начала ее клинических проявлений и лучше иметь надежную иммунную защиту.
Когда речь идет о любой бактерии, нужно понимать, что бороться с ней могут две системы: антитела, вырабатываемые организмом, и местный клеточный иммунитет. При туберкулезе благоприятность прогнозов зависит не от активности антител, а именно от этого клеточного иммунитета. У туберкулеза есть разные формы.
Если в организме есть антитела, которые составляют примерно 10-15 процентов всего иммунитета применительно к этому заболеванию, но при их наличии смертельные формы туберкулеза не возникают. Антитела не могут полностью защитить человека от туберкулеза, но могут в значительной мере уменьшить риски различных осложнений.
Если после вакцинации ребенка против туберкулеза прививка «сработала», то, во-первых, у него будет рубчик на плечике (как подтверждение выработанного иммунитета), во-вторых, впоследствии будет положительная Манту (ее будут делать ребенку каждый год до достижения им 17 летнего возраста) [2].
Прививка против туберкулеза носит название БЦЖ и БЦЖ-М[6].
Особенности вакцинации от дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита и гемофильной инфекции
Вакцина от дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита и гемофильной инфекции используется во всех странах мира и спасла миллионы жизней. Прививка АКДС включает в себя компоненты от дифтерии, коклюша, столбняка. Многие родители волнуются, не слишком ли велика нагрузка на неокрепшую иммунную системы малыша, когда ему вводят в организм бактерии стольких инфекций сразу.
На самом деле, здесь речь идет о том, что с помощью одного препарата обеспечивается профилактика стольких заболеваний, уменьшает количество хождений в поликлинику, число уколов и риски инфицирования чем-либо в медицинском учреждении. При этом такая вакцина не увеличивает риск осложнений и не уменьшает качество вводимого препарата.
АКДС и вакцина от гемофильной инфекции вводятся внутримышечно, а прививка от полиомиелита обычно бывает в каплях в рот. Бывает, когда в капли от полиомиелита также находятся в ампуле, с остальными компонентами вакцины. Первичный курс вакцинации начинается в возрасте 2-6 месяцев и осуществляется в три этапа, с интервалом в 1,5 месяца. Первая ревакцинация проводится в 1,5 года (18 месяцев), затем в 4-6 лет. Последующие курсы вакцинации от дифтерии и столбняка делают уже взрослым людям каждые 10 лет[2].
Используют комплексную вакцину АКДС, Бубо-Кок (она включает в себя защиту от коклюша, дифтерии, столбняка и гепатита В). После 4 лет вакцинация производится уже без коклюшного компонента — вакцины АДС, АДС-М. Все это инактивированные вакцины отечественного производства. Детям до 1 года государство предоставляет инактивированную вакцину от полиомиелита— Имовакс Полио производства Франции. После года бесплатно можно привиться только пероральной полиомиелитной живой вакциной отечественного производства (капли ОПВ)[6].
Особенности вакцинации от краснухи, кори и эпидемического паротита
Детские болезни корь, краснуха и эпидемический паротит являются вирусными и очень заразными. Во избежание заражения, возможных осложнений детей в возрасте 1 года согласно календарю прививок вакцинируют детей от этих заболеваний. Следующая ревакцинация проводится в шестилетнем возрасте ребенка. Инъекция вводится внутримышечно или подкожно.
Зачастую на прививку наблюдается местная аллергическая реакция и незначительное повышение температуры тела. Повышенная температура не помогает выработке иммунитета, поэтому лучше дать ребенку жаропонижающие препараты. Другие осложнения редки и практически всегда отсутствуют. Если у ребенка появилась любая нетипичная реакция, следует вызвать врача на дом[2].
Приорикс (Бельгия) – вакцина против кори, краснухи и эпидемического паротита[6].
Причины освобождения от вакцинации
Профилактические прививки являются самым эффективным способом защиты от некоторых инфекционных болезней. Тем не менее, бывают случаи, когда прививки делать нельзя. Такие ситуации случаются не так часто, как принято считать, но они имеют место быть. Рассмотрим, каковы могут быть причины освобождения от вакцинации.
Многие мамы отказываются от прививки, если у ребенка есть насморк. Действительно, больного малыша никто не будет вакцинировать: если он перенес вирусную инфекцию, у него высокая температура, течет нос. Если же ребенок здоров, бодр, активен, но периодически шмыгает носом, то решение о проведении вакцинации будет приниматься участковым педиатром.
Рассмотрим перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок. В список противопоказаний к вакцинации включены следующие состояния (табл.1).
Так же следует учесть, что наличие противопоказания не означает, что в случае проведения прививки у вакцинированного обязательно возникнет осложнение, речь идет лишь о повышении риска неблагоприятной реакции, что, однако, должно рассматриваться как препятствие к проведению вакцинации в большинстве случаев.
Таблица 1
Перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок*
N п/п | Вакцина | Противопоказания |
1 | Все вакцины | Сильная реакция или поствакцинальное осложнение на предыдущее введение |
2 | Все живые вакцины, в т.ч. оральная живая полиомиелитная вакцина (ОПВ) | Иммунодефицитное состояние (первичное) Иммуносупрессия, злокачественные новообразования Беременность |
3 | БЦЖ | Вес ребенка при рождении менее 2000 г Келоидный рубец, в т.ч. после предыдущей дозы |
4 | АКДС | Прогрессирующие заболевания нервной системы, афебрильные судороги в анамнезе |
5 | Живая коревая вакцина (ЖКВ), живая паротитная вакцина (ЖПВ), краснушная, а также комбинированные ди- и тривакцины (корь-паротит, корь-краснуха-паротит) | Тяжелые формы аллергических реакций на аминогликозиды Анафилактические реакции на яичный белок (кроме краснушной вакцины) |
6 | Вакцина против вирусного гепатита В | Аллергическая реакция на пекарские дрожжи |
7 | Вакцины АДС, АДС-М, АД-М | Постоянных противопоказаний, кроме упомянутых в п.п.1 и 2, не имеют |
Противопоказаниями к проведению профилактических прививок являются сильные реакции и поствакцинальные осложнения на введение предыдущей дозы той же вакцины.
Сильной реакцией считается наличие температуры выше 40°С, в месте введения вакцины – отек и гиперемия свыше 8 см в диаметре.
К поствакцинальным осложнениям относятся тяжелые и (или) стойкие нарушения состояния здоровья вследствие профилактических прививок [3]:
-
анафилактический шок; -
тяжелые генерализованные аллергические реакции (ангионевротический отек), синдромы Стивенса-Джонсона, Лайела, сывороточной болезни; -
энцефалит; -
вакциноассоциированный полиомиелит; -
поражение центральной нервной системы с генерализованными или фокальными остаточными проявлениями, приводящими к инвалидности: энцефалопатия, серозный менингит, неврит, полиневрит, а также проявления судорожного синдрома; -
генерализованная инфекция, остеит, остеомиелит, вызванные вакциной БЦЖ; -
артрит хронический, вызванный вакциной против краснухи.
Заключение
К сожалению, в современном обществе возникла система перевернутых ценностей. Большинство родителей считают, что вакцинация ребенка важна не для него самого, а для участкового педиатра (выполнение плана вакцинации по участку, получение премии и прочие выгоды). На самом деле, это миф. Только лишь мамы и папы должны быть заинтересованы в том, чтобы было реализовано право их ребенка быть вакцинированным или защищенным от инфекционных заболеваний.
Список литературы
-
https://www.yaprivit.ru/for-parents/kalendar-privivok/ -
Вакцинопрофилактика : (Справ. для врачей) / Под ред. В. К. Таточенко, Н. А. Озерецковского. – М. : Рекл.-изд. фирма “Арико”, 1994. – 179 с. -
Методические указания МУ 3.3.1.1095-02 3.3.1. Вакцинопрофилактика “Медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок препаратами национального календаря прививок” (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 9 января 2002 г.) -
МУ 3.3.1889-04. 3.3. Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Порядок проведения профилактических прививок. Методические указания” (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 04.03.2004) -
https://base.garant.ru/70647158/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ -
https://www.mama32.ru/stati/zdorovaja-semja/razbiraemsja-v-detskoi-vakcinacii.html
Источник
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Тольяттинский медицинский колледж
Специальность Сестринское дело
КУРСОВАЯ РАБОТА
Сестринское обслуживание детей
при проведении вакцинопрофилактики
Студентки Премяковой Анастасии Ивановны
Группы № 309
Руководитель Рузавина Любовь Ивановна
2010-2011
учебный год
Содержание
1. Введение…………………………………………………………..3
2. Иммунология вакцинального процесса…………………………5
3. Вакцинальный процесс и его закономерности………………….6
4. Tипы вакцин………………………………………………………6
5. Календарь профилактических прививок………………………..8
6. Иммунопрофилактика отдельных инфекций……………………9
7. Влияние вакцинирующих препаратов на организм……………14
8. Поствакцинальные осложнения…………………………………14
9. Коррекция поствакцинальных реакций и осложнений………..21
10. Правила проведения вакцинации……………………………….25
11. Вакцинация детей с различной патологией……………………26
12.Холодовая цепь………………………………………………….28
13. Планирование и организация прививочной работы в поликлинике……………………………………………………………29
14. Проблемы вакцинопрофилактики…………………………….31
15. Исследовательская часть………………………………………34
16. Заключение………………………………………………….. ..48
17. Список литературы……………………………………………49
18. Приложение……………………………………………………50
1. Введение
В борьбе с инфекционными заболеваниями все большее значение приобретают методы специфической профилактики. Защита от инфекции при помощи иммунизации известна уже многие сотни лет. Так, с древних времен китайцы с этой целью втягивали в нос высушенные и измельченные корочки оспенных больных. Однако такой метод, названный вариоляцией, был небезопасным мероприятием, чреватым большим риском для жизни и здоровья. В 18 веке Эдвард Дженнер был первым врачом, который проводил вакцинацию людей коровьей оспой, чтобы защитить их от натуральной. В 1777 году он основал в Лондоне первый в мире оспопрививальный пункт. Это было рождением научного подхода к применению активной иммунизации. Через 100 лет Луи Пастер произвел первую успешную вакцинацию человека против бешенства. В настоящее время вакцинация является одним из ведущих методов профилактики инфекционных заболеваний. Цель вакцинации — создание специфической невосприимчивости к инфекционному заболеванию путем имитации естественного инфекционного процесса с благоприятным исходом. Активный поствакцинальный иммунитет сохраняется в течение 5—10 лет у привитых против кори, дифтерии, столбняка, полиомиелита, или в течение нескольких месяцев у привитых против гриппа, брюшного тифа. Однако при своевременной ревакцинации он может сохраняться всю жизнь. Важной особенностью ребенка на первом году жизни является наличие у него трансплацентарного иммунитета. Через плаценту проникают только иммуноглобулины класса G, начиная с 16 недель беременности. Мать как бы передает ребенку свой индивидуальный «иммунологический опыт» в основном в последнем триместре беременности. Поэтому у недоношенных детей концентрация IgG ниже, чем у детей, родившихся в срок. Разрушение пассивно полученных антител начинается после 2-х месяцев жизни ребенка и завершается к 6 мес — 1 году. Пассивно перенесенные lgG- антитела могут препятствовать активному синтезу антител после иммунизации
живыми вирусными вакцинами. При этом lgG-антитела нейтрализуют вакцинный вирус, вследствии чего не происходит вирусной репликации, необходимой для создания иммунитета после введения вакцины. Это явление было учтено при разработке календаря прививок. Например, иммунизация против кори проводится не ранее, чем в возрасте 12 мес., так как к этому времени пассивно полученные антитела выводятся из организма. У детей, родившихся недоношенными или с пониженной массой тела, ответные реакции на иммунизацию выражены в такой же степени, как и у родившихся в срок детей того же возраста.
Цель работы:
Изучение эффективности вакцинопрофилактики в г. Тольятти
Задачи:
Изучение литературы по проблеме вакцинопрофилактики;
Анализ динамики заболеваемости инфекционными болезнями по Самарской области;
Анкетирование родителей для ориентировочной оценки состояния здоровья их детей с целью выявления осложнений вакцинопрофилактики;
Обработка и анализ полученных данных.
Анкетирование:
Объект исследования: родители
Предмет исследования: сестринское дело
Метод исследование: анкетирование
Анкетирование проводится с целью изучения эффективности вакцинопрофилактики в г. Тольятти
2. Иммунология вакцинального процесса
В иммунном ответе на введение вакцины участвуют макрофаги, Т-лимфоциты
(эффекторные — цитотоксическими, регулярные — хелперы, супрессоры, Т-клетки памяти), В-лимфоциты (В-клетки памяти), продуцируемые плазматическими клетками антитела (Ig M, G, А), а также цитокины (монокины, лимфо-кины). После введения вакцины макрофаги захватывают антигенный материал, расщепляют его внутриклеточно и представляют фрагменты антигена на своей поверхности в иммуногенной форме (эпитопы). Т-лимфоциты распознают представленные макрофагом антигены и активизируют В-лимфоциты, которые превращаются в клетки, продуцирующие антитела. При избытке продукции AT в процесс включаются Т-супрессоры, кроме того на IgG могут вырабатываться антидиотипические AT, что прерывает процесс выработки AT. Образование
антител в ответ на первичное введение вакцины характеризуется 3 периодами:
— латентный период или «лаг-фаза» — интервал времени между введением
антигена (вакцины) в организм и появлением антител в крови. Его
длительность составляет от нескольких суток до 2-х недель в зависимости
от вида, дозы, способа введения антигена, особенностей иммунной системы
ребенка;
— период роста. Для него характерно быстрое нарастание антител в
крови. Продолжительность этого периода может составлять от 4 дней до 4
недель; примерно 3 недели в ответ на столбнячный и дифтерийный анатоксины, 2 недели — на коклюшную вакцину. Быстро нарастают антитела на введение коревой, паротитной вакцин, что позволяет использовать активную иммунизацию для экстренной профилактики кори и эпидемического паротита при ее проведении в первые 2—3 дня от контакта. В случае дифтерии и коклюша этот метод профилактики неэффективен, так как нарастание титров антител до протективного (защитного) уровня при введении дифтерийного анатоксина и коклюшной вакцины происходит в течение более продолжительного времени, чем инкубационный период;
— период снижения — наступает после достижения
максимального уровня антител в крови, причем их количество снижается
вначале быстро, а затем медленно в течение нескольких лет и десятилетий.
3. Вакцинальный процесс и его закономерности
Активная иммунизация вызывает выработку после определенного промежутка времени. Поэтому ее применяют главным образом для профилактики заболеваний. Использование активной иммунизации с лечебными целями имеет ограниченное значение. Для получения прочного и длительного иммунитета необходимо поддерживать определенный уровень антител в организме. Это достигается повторным введением вакцинных препаратов с определенными интервалами и в определенные сроки. Соблюдение интервалов между введением прививочного антигена необходимо, так как организм не сразу после иммунизации ответить на новое антигенное раздражение развитием иммунитета («отрицательная фаза иммунитета»). Укорочение интервалов межу введением прививочного антигена может вызвать повышенные реакции и осложнения.
4. Tипы вакцин
1)Живые вакцины — состоят из живых аттенуированных (ослабленных) вирусов — коревая, полиомиелитная Сейбина, паротитная, краснушная, гриппозная и другие. Вакцинный вирус размножается в организме хозяина и индуцирует клеточный, гуморальный, секреторный иммунитет, создавая защиту всех входных ворот инфекции. Живые вакцины создают высоконапряженный, прочный и длительный иммунитет.
Недостатки:
1. Возможна реверсия вируса, то есть приобретение им вирулентных свойств
— вакциноассоциированный полиомиелит.
2. Их трудно комбинировать, так как возможна интерференция вирусов и
одна из вакцин становится неэффективной.
3. Термолабильны.
4. Естественно циркулирующий дикий вирус может тормозить репликацию
вакцинного вируса и снизить эффективность вакцин (размножение
полиовируса может подавляться другими энте-ровирусами).
Важно до введения живой вакцины выявить детей с иммунодефицитом. Живые вакцины не следует вводить больным, получающим стероиды, иммунодепрессанты, радиотерапию, а также больным лимфомами и лейкозами. Живые вакцины противопоказаны беременным женщинам в связи с высокой чувствительностью плода.
2)Вакцины, содержащие перекрестно реагирующие живые микроорганизмы,
вызывающие при введении человеку ослабленную инфекцию, которая защищает от более тяжелой. Примером такой вакцины является БЦЖ, приготовленная из микроба, вызывающего туберкулез крупного рогатого скота.
3)Убитые вакцины (коклюшная), их легко дозировать и комбинировать с другими вакцинами, термостабильны. Вызывают появление нескольких типов антител, в том числе и опсонинов, способствующих фагоцитозу микроорганизмов. Некоторые клеточные вакцины, например, корпускулярная коклюшная, оказывают адъювантное действие, усиливая иммунный ответ на другие антигены, входящие в состав ассоциированных вакцин (АКДС). Недостатком убитых вакцин является то, что они создают только гуморальный нестойкий иммунитет, поэтому для достижения эффективной защиты необходимо вводить вакцину несколько раз при вакцинации и повторно на протяжении всей жизни. Так 4-кратное введение коклюшной вакцины создает иммунитет на 2 года. Убитые вакцины часто приходится вводить с адъювантом — веществом, которое при одновременной инъекции с антигеном увеличивает иммуный ответ. Принцип действия большинства адъювантов в создании резервуара, в котором антиген длительное время сохраняется либо в свободном виде во внеклеточном пространстве, либо внутри макрофагов. В качестве адъюванта обычно используют соединения алюминия (фосфат или гидроокись).
4)Убитые вакцины содержат консервант — мертиолят, представляющий собой органическую соль ртути. Его содержание в вакцине ничтожно мало (менее 0,1 мг/мл) и, кроме того, ртуть в мертиоляте содержится не в активной, а в связанной форме, что исключает какое-либо ее влияние на организм.
5) Анатоксины (столбнячный, дифтерийный, стафилококковый). Вызывают стойкий антитоксический иммунитет, легко дозируются и легко комбинируются. При введении анатоксинов вырабатывается только антитоксический иммунитет, что не позволяет предотвратить бактериoносительство и локализованные формы заболевания. Получают анатоксины путем обработки экзотоксина формальдегидом при особом температурном режиме, что обезвреживает экзотоксин, но не повреждает иммуногенные детерминанты. Анатоксины адсорбируют на гидроокиси
алюминия.
6)Химические вакцины, состоящие из антигенных фракций убитых микроорганизмов (пневмококковая, менингококковая и др.).
7)Рекомбинантные вакцины (вакцина против гепатита В). Вакцины безопасны, высоко технологичны. В то же время необходимо отметить, что для достижения достаточного уровня иммунитета требуется трехкратное введение препарата. Для производства вакцины используют рекомбинантную технологию, встраивая субъединицу гена вируса гепатита В в дрожжевые клетки, дрожжи культивируют, затем из них выделяют белок HBsAg, который подвергают очистке от дрожжевых белков. Вакцина содержит мертиолят в концентрации 0,005% в качестве консерванта и адсорбирована на гидроокиси алюминия.
(1)
5. Приказ Министерства здравоохранения России №229 от 27.06.2001 « О национальном календаре профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям».
Календарь профилактических прививок
Возраст | Наименование прививки |
Новорожденные (12 часов жизни) | Первая вакцинация против ВГВ |
Новорожденные (3-7 дней жизни) | Вакцинация против туберкулеза (БЦЖ) |
3 месяца | Вторая вакцинация против ВГВ |
3 месяца | Первая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита |
4,5 месяца | Вторая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита |
6 месяцев | Третья вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, ВГВ. |
12 месяцев | Вакцинация против кори, краснухи, эпидемиологического паротита |
18 месяцев | Первая ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита |
20 месяцев | Вторая ревакцинация против полиомиелита |
6 лет | Ревакцинация против кори, краснухи, эпидемиологического паротита |
7лет | Ревакцинация против туберкулеза. Вторая ревакцинация против дифтерии, столбняка, полиомиелита |
13 лет | Вакцинация против краснухи (девочки) и ВГВ (ранее не привитые) |
14 лет | Третья ревакцинация против дифтерии, столбняка, полиомиелита. Ревакцинация против туберкулеза |
Взрослые | Ревакцинация против дифтерии, столбняка – каждые 10 лет от момента последней ревакцинации |
Источник