Комаровский был против прививок

Комаровский был против прививок thumbnail

Как человек, достаточно много времени проработавший в инфекционной больнице, с уверенностью заявляю: в отношении всех болезней, против которых прививки делаются, вероятность заболевания остается весьма реальной. Дети этими болезнями болеют, а исходы бывают, мягко говоря, разные. Поэтому для нормальных, здравомыслящих и благоразумных родителей нет и не может быть никакой дискуссии по поводу того, надо прививки делать или не надо.

Делать обязательно!

Совершенно другой вопрос состоит в том, что ответные реакции на прививки самым существенным образом зависят от состояния организма ребенка. И если вы очень боитесь, то логика не в том, чтобы прививки не делать. Логика — в целенаправленной подготовке организма: нормальном образе жизни, естественном вскармливании, закаливании, устранении контактов с источниками аллергии и т. п.
Прививки необходимо проводить в назначенные педиатром сроки, и чем более вы точны, тем выше профилактическая эффективность. Это обязательно следует учитывать при планировании, например, летнего отпуска; неплохо бы и самим поинтересоваться, когда и какую прививку необходимо делать.
Каждая страна мира имеет свой, утвержденный соответствующим государственным органом календарь профилактических прививок. Этот календарь учитывает возраст ребенка, интервал между прививками и перечень конкретных болезней, для предупреждения которых прививки, собственно говоря, и делают.
В чем же состоит суть профилактических прививок?
В организм вводится медицинский препарат — вакцина. В ответ на введение вакцины организм вырабатывает особые клетки — специфические антитела, которые и защищают человека от соответствующей болезни.
Каждая из вакцин имеет свои строго определенные показания, противопоказания и сроки применения, свою схему и свои пути введения (через рот, внутримышечно, подкожно, внутрикожно).
На каждую вакцину организм реагирует по-разному. В некоторых случаях одной прививки вполне достаточно для выработки длительного иммунитета. В других — необходимы многократные введения. Отсюда возникли два медицинских слова — вакцинация и ревакцинация. Суть вакцинации — добиться выработки специфических антител в количестве, достаточном для профилактики конкретной болезни. Но этот стартовый (защитный) уровень антител постепенно снижается, и необходимы повторные введения для поддержания их (антител) нужного количества. Вот эти повторные введения вакцины и есть ревакцинация.
Упомянутое нами выражение «реагирует по-разному» относится не только к качеству и срокам формирования иммунитета, но и непосредственно к ответным реакциям организма ребенка. К реакциям, которые и врачи, и родители могут непосредственно наблюдать (нарушение общего состояния повышение температуры тела и т. д.).

Выраженность и вероятность этих реакций определяются тремя факторами.
Первый — о нем мы уже говорили — состояние здоровья конкретного прививаемого дитяти.
Второй — качество и свойства конкретной вакцины. Все вакцины, разрешенные к применению (сертифицированные) Всемирной организацией здравоохранения (а в нашей стране применяются только такие вакцины), обладают высокой профилактической эффективностью, и нет среди них ни одной заведомо плохой и некачественной. Тем не менее вакцины разных производителей могут вмещать разные дозы антигенов, отличаться по степени очистки, по виду используемых консервирующих субстанций. Кроме этого, вакцины, даже предназначенные для профилактики одной и той же болезни, могут отличаться одна от другой самым принципиальным образом — например, могут представлять собой препарат, созданный на основе живого, но ослабленного микроба, или препарат на основе микроба убитого (или даже части этого убитого микроба). Понятно, что если микроб хоть и ослабленный, но живой, всегда есть вероятность развития болезни (той самой болезни, от которой прививку делали), а с убитым микробом такой вероятности нет.
Третий фактор — действия медицинских работников. Вакцинация это не рядовой стандартный процесс, по принципу «в три месяца всех уколоть», а индивидуальные, совершенно конкретные и очень ответственные действия, которые конкретный врач осуществляет в отношении конкретного дитя. И действия эти вовсе не так просты, как может показаться на первый взгляд. Необходимо оценить состояние здоровья ребенка, подобрать вакцинный препарат, дать родственникам малыша четкие и доступные рекомендации касательно того, как подготовить дитя к прививке и как обращаться с ним после нее (питание, питье, воздух, гуляние, купание, лекарства). А еще очень важно скрупулезно соблюсти множество прививочных тонкостей: как вакцину правильно хранить, как перед использованием нагреть, в какое место сделать укол и т. п.

***

Теперь несколько слов про конкретные прививки от конкретных болезней.
Самая первая прививка – это прививка против туберкулеза (знаменитая противотуберкулезная вакцина называется БЦЖ).
Она, как правило, делается непосредственно в роддоме на 4-7 день после рождения, однократно. В дальнейшем, теоретически, ревакцинация осуществляется в 7, 12 и 16-17 лет. Почему теоретически? Да потому, что вопрос о том, делать или не делать ревакцинацию против туберкулеза, во многом зависит от реакции Манту. Эту реакцию делают детям ежегодно, но подавляющее большинство родителей понятия не имеют, что это и для чего это.
Дело в том, что практически каждый человек рано или поздно инфицируется бактерией туберкулеза, то есть микроб попадает в человеческий организм. Но сам факт инфицирования вовсе не свидетельствует о том, что человек заболел туберкулезом. Допустим, микроб попал, а организм, благодаря все той же прививке, имеет защитное количество антител – вот болезнь и не развивается, хотя туберкулезная бактерия присутствует. Реакция Манту – это не прививка, это проба на инфицирование туберкулезом. Выражение “не прививка, а проба” весьма принципиально. После проб не бывает общих реакций – не повышается температура, не изменяется самочувствие. Местная реакция, т. е. непосредственно в том месте, куда укололи, вполне может быть, собственно для этого проба и делается.
Если в организме туберкулезных бактерий нет – проба отрицательная, а после инфицирования она становится положительной.
Как же все это осуществляется на практике? Ребенку ежегодно делают реакцию Манту, она, разумеется, отрицательная, но вот, в один не очень прекрасный момент, из отрицательной проба становится положительной. Медики называют это вираж туберкулиновой пробы, и этот самый вираж рано или поздно имеет место практически у всех людей, но у одного в 3 года, а у другого – в 12 или 19. И вот тут-то возникает весьма ответственная ситуация. Необходимо получить ответ на очень принципиальный вопрос: человек инфицировался, но не заболел, естественно потому, что имел иммунитет, или заражение привело к возникновению заболевания – защитных антител не хватило.
Отвечают на этот вопрос врачи, специалисты по туберкулезу (фтизиатры). Для этого ребенок осматривается, берутся определенные анализы, при необходимости делается рентгенография органов грудной клетки. В зависимости от результатов врач делает соответствующее заключение. Выявлен туберкулез – лечим туберкулез, сомнительные результаты – курс профилактического лечения особыми противотуберкулезными антибиотиками, все в порядке – все в порядке, но ревакцинации теперь уже делать не надо – противотуберкулезный иммунитет будет поддерживаться уже не вакциной, а непосредственно попавшим в организм микробом. А задача медиков – не упускать такого ребенка из поля зрения, поставить на учет и регулярно осматривать, дабы вовремя выявить ситуацию, когда организм не справится и таки придется лечить.
В возрасте около 3 месяцев начинаются прививки непосредственно в поликлинике. За три введения с интервалом в 1-1,5 месяца осуществляют вакцинацию сразу от четырех болезней – полиомиелита (вакцина жидкая, ее капают в рот) и коклюша, дифтерии, столбняка – тут уже укол. Используется вакцина, которая называется АКДС: один препарат и сразу от трех заболеваний (К – коклюш, Д – дифтерия, С – столбняк). На втором году жизни проводится ревакцинация от всех этих болезней.
В годовалом возрасте делается прививка от кори, в 15-18 месяцев – от паротита (свинки).
Календарь профилактических прививок постоянно пересматривается. Это зависит от эпидемической ситуации, появления новых вакцин, наличия средств у государства. Современный календарь предусматривает, например, прививки против гепатита В, но их почти нигде не делают – нет денег на вакцину. Конкретно сроки проведения конкретных прививок вы всегда можете уточнить у вашего педиатра.

***

Читайте также:  Делают ли прививки от кори в израиле

После любой прививки (любой!) может иметь место реакция организма – повышение температуры тела, отказ от еды, вялость. Это нормально: организм вырабатывает иммунитет (защиту) к конкретной болезни. Одни вакцины переносятся очень легко и почти никогда не дают серьезных реакций – типичный пример – вакцина против полиомиелита. Введение других препаратов, напротив, часто сопровождается выраженным повышением температуры и существенным нарушением общего состояния ребенка – опять-таки, типичный пример – коклюшный компонент вакцины АКДС.
Для родителей очень важно осознавать принципиальную разницу между реакцией на прививку и осложнением после прививки.
Реакции на вакцинацию, в той или иной степени выраженности, просто обязаны быть и это, как мы уже отметили, абсолютно нормально.
Что же такое осложнения? Вот это, как раз то, чего быть не должно, что бывает крайне редко. Не должно быть ни судорог, ни потери сознания, ни температуры выше 40 °С. Не должен ребенок покрываться с ног до головы сыпью, а в том месте, куда укололи, не должно быть никаких нагноений.
Осложнения после прививок – это всегда серьезно. Каждый такой случай подробно анализируется, целая врачебная комиссия решает – почему так получилось и что же делать дальше? Прививать или нет, если да, то каким препаратом и от каких болезней.
Когда можно и когда нельзя делать прививки?
Прежде всего, помнить, что любая прививка делается ребенку, у которого в этот момент нет никакой острой инфекционной болезни – ни насморка, ни поноса, ни сыпи, ни повышения температуры тела. Почему важно именно отсутствие инфекционной болезни? Да потому, что любая вакцина – это нагрузка на иммунитет. Для того, чтобы отреагировать на прививку правильно и выработать достаточное количество антител, организм должен быть более менее свободен от других дел, в свою очередь связанных с выработкой иммунитета. Отсюда два вывода: если у ребенка нога в гипсе, то это не противопоказание к прививке. Если любая, пусть даже инфекционная болезнь, протекает с нормальной температурой и с ненарушенным общим состоянием – понятно, что такая болезнь не несет в себе существенной нагрузки на иммунитет и не является противопоказанием к вакцинации.
Из приведенного правила есть исключения. Некоторые инфекционные болезни специфически поражают именно те клетки человеческого организма, которые ответственны за выработку иммунитета. Это, к примеру, ветряная оспа и инфекционный мононуклеоз. Т. е. если у ребенка ветрянка, то нормальная температура и удовлетворительное общее состояние все равно не являются поводом к тому, чтобы делать прививки. Но исключения лишь подтверждают правила – умеренное шмыганье носом при общем бодром состоянии вполне позволяет прививки делать.
Некоторые перенесенные ребенком инфекционные болезни вызывают длительное ослабление защитных сил организма и это, в свою очередь, является противопоказанием к проведению прививок на определенный срок (около 6 месяцев после выздоровления). К таким болезням относят менингит, вирусный гепатит, уже упомянутый нами инфекционный мононуклеоз.
В то же время делать или не делать прививку – вопрос, относящийся исключительно к компетенции врача. Для каждой болезни – аллергической, врожденной, неврологической и т. п. – разработаны соответствующие правила: как, когда и чем прививать.

Как подготовиться к прививке?

Специально ничего делать не надо. Ну разве что всячески избегать экспериментов в отношении еды — никаких новых продуктов не давать.
Помните: подготовить здорового ребенка к вакцинации какими бы то ни было лекарствами невозможно. Любые препараты, якобы облегчающие переносимость прививки: «витаминчики», гомеопатические средства, травки «для сосудов», полезные бактерии, капельки «для иммунитета» и т. д. и т. п. — все это популярные способы психотерапии мамы и папы, попытка реализации распространенного ментального принципа «ну надо же что-то делать» и бизнес производителей (распространителей) этих лекарств.

Читайте также:  Противопоказания к проведению прививок

И еще несколько советов:

  • чем меньше нагрузка на систему пищеварения, тем легче переносится прививка. Ни в коем случае не заставляйте ребенка есть. Не предлагайте еду, пока не попросит. За сутки до вакцинации по возможности ограничивайте объем и концентрацию съедаемой пищи;
  • не кормите (ничем) минимум час до прививки;
  • собираясь в поликлинику на прививку, очень-очень постарайтесь не переусердствовать с одеждой. Будет крайне нежелательно, если прививку сделают сильно пропотевшему малышу с дефицитом жидкости в организме. Если в поликлинику все-таки попали потные, подождите, переоденьте, хорошо напоите;
  • 3—4 дня перед прививкой максимально ограничьте общение ребенка с людьми (детьми). Не ищите инфекций: по возможности избегайте многолюдных мероприятий, магазинов, общественного транспорта и т. д.;
  • находясь в поликлинике, сдерживайте свою общительность. Постойте (посидите) в сторонке, сократите контакты. В идеале посадите в очередь папу, а сами погуляйте с малышом на свежем воздухе.

Действия после прививки

  1. Гулять!!!
  2. Стараться немного недокармливать (при наличии аппетита) или кормить только по аппетиту (если аппетит снижен или отсутствует).

  3. Побольше пить – минеральная вода, компот из сухофруктов, зеленый, фруктовый, ягодный чай.

  4. Чистый прохладный влажный воздух.

  5. Максимально ограничить общение с людьми – ребенок вырабатывает иммунитет, его организм занят. Другие микробы нам сейчас нежелательны. А источник этих других микробов – другие люди.

  6. При повышении температуры тела и существенном нарушении общего состояния – осмотр врача, но парацетамол в любом виде (свечи, таблетки, сироп) вполне можно дать.  Чем выше температура тела, тем актуальнее правила, изложенные в пунктах 2,3 и 4.

Если ребенок после прививки заболел

В пятницу Пете сделали прививку, в понедельник он начал кашлять, а в среду врач поставил диагноз “воспаление легких”. Вечные вопросы: почему это произошло и, разумеется, кто виноват?
С точки зрения родителей, виновата прививка – этот факт очевиден и лежит на поверхности – углубляться не очень то и хочется. На самом деле вероятных причины три:

  1. Неправильные действия непосредственно после прививки.

  2. Дополнительное инфицирование, чаще всего, острая респираторная вирусная инфекция на фоне “занятого” иммунитета.

  3. Снижение иммунитета вообще – “благодаря” соответствующему воспитанию.

Так кто виноват и что делать, дабы этого не произошло? Вопрос риторический, ведь очевидно, что способность ребенка нормально реагировать на прививки во многом зависит от системы ухода и воспитания. А это уже полностью в компетенции родителей.

автор Комаровский Е.О.
опубликовано 18/01/2007 14:24
обновлено 17/08/2018
— Образ жизни

Источник

Самые яркие высказывания Евгения Олеговича Комаровского о том, чему нужно учить в школе, почему необходимо делать прививки и нельзя делать уколы в попу и зачем родителям становиться почти врачами.

Евгений Олегович Комаровский – самый известный детский врач не только на Украине, но и далеко за ее пределами. Ему доверяют миллионы мам, советы доктора помогают им в самых разных ситуациях, связанных со здоровьем детей.

«Летидор» выбрал самые яркие высказывания из интервью Комаровского, которое он дал интернет-изданию «Украинская правда. Жизнь» .

О тяжелой женской доле

«Я реально понимаю, что в этой стране большинство мужчин готовы выполнять отцовские функции исключительно биологически: после зачатия все околодетские решения берут на себя женщины. Вот такая страна, где найти нормального мужика – чуть ли не самая главная бабья задача и удача в жизни. Но именно эти мужчины, которые детьми не интересуются, становятся политиками. Я мам пытаюсь адаптировать к тому, что нельзя на мужика надеяться, но при этом надо самой все успеть и доказать, и смочь, и вы все это можете, и все умеете.

А женщины знают: «В тот момент, когда я стала мамой, моя жизнь кончилась. Я всего, чего хотела, добилась: у меня есть вот этот алкоголик, у меня есть ребенок, «я така, як всі» («я такая, как все» – перевод с укр.).

О долге взрослых перед детьми

«Стая, не способная обеспечить безопасность детенышей, обречена на вымирание. Меня очень волнует тема неотложной помощи, я об этом книгу написал и программы об этом снимаю. Вот в Финляндии я беседовал с детьми из русско-финской школы. Спрашиваю: «Вот вы пошли всем классом в лес, кто-то упал и сломал ногу – что вы будете делать?» Причем этот вопрос я задаю восьмиклассникам. Вы никогда не догадаетесь, что они ответили! Они говорят: «А зачем оно нам надо? С нами же учитель». То есть взрослый – он для того, чтобы защищать детей. Дети – смысл существования государства. Говорю: «А вы пошли сами, и такое случилось. Что будете делать?» – «Позвоним, через 3 минуты прилетит вертолет». У нас ведь взрослые не знают, что делать, и вертолеты не прилетят».

Читайте также: Почему нафтизин – это смертельно опасный препарат для ребенка

Почему всем мамам нужно стать почти врачами

«Когда государство не может обеспечивать безопасность ваших детей, вы обязаны становиться почти врачами. Вы должны минимизировать контакты с системой здравоохранения. Поскольку обращение к системе – это риск. Риск неправильного диагноза, риск необоснованного лечения, ненужной операции, риск бизнеса на лекарствах и обследованиях, риск госпитализации ради выполнения плана койко-дней, риск внутримышечных инъекций, которые не нужны, риск, риск, риск… Поэтому вы должны попадать туда только тогда, когда это неотложная помощь, интенсивная терапия, операция, реанимация. Во всех остальных случаях вы должны избежать системы здравоохранения. Все! Другого пути нет».

Почему приходится учить мам

«Я бы предпочел учить врачей, но они не хотят. Не хотят не потому, что плохие, а потому что если лечить по Комаровскому, так можно доктору с голоду умереть. Поэтому я учу вас, родителей. Я уверен, что в рамках нормальной реформы здравоохранения, в рамках нормальных протоколов лечения и подготовки адекватных педиатров я стану не нужен мамам и спокойно сосредоточусь на педиатрах, семейных врачах».

Читайте также: Можно ли целовать ребенка в губы? Отвечают эксперты

Почему нужно благодарить врачей

«Другого пути нет. Когда мы знаем, что врач получает в месяц 2 тысячи гривен, а жить за эти деньги он не может – это же очевидно. Другой вопрос, когда он требует деньги ДО оказания услуг – это аморально».

Читайте также:  Как делать прививки безопасно

О лайфхаках для родителей

«Ну есть у меня 10 лайфхаков по укреплению детского иммунитета. И все это у меня на сайте опубликовано – берите, читайте, учитесь. Если я призываю к тому, чтобы у ребенка был чистый воздух и физические нагрузки, то вы должны четко понимать, что в условиях, когда возможности получения адекватной государственной помощи минимальны, ваши личные усилия по поддержанию здоровья ребенка должны быть максимальными.

…родителям нужно четко понимать, что их личные возможности по обеспечению детского здоровья намного больше влияния государства».

О физкультуре

«Образ жизни детей кардинально меняется. Дети пялятся в гаджеты с утра до ночи, и родителям так спокойней. Мы выбираем школы с тремя языками – а должны выбирать школу, где бассейн и каток.

…школьной физкультуры в ее нынешнем виде не должно быть. Дети должны заниматься спортом после школы. Нужно чередовать умственные и физические нагрузки. Надо придумывать, как заставить детей двигаться, изучая физику, природоведение и географию. Но физкультура – после занятий».

Читайте также: Врачи против родителей: развенчиваем мифы о прививках

Чему нужно учить в школе

«…школа должна быть центром всего. Здесь должен быть и драмкружок, и кружок по фото, и рисование, художественная гимнастика, и все, что хотите. Все – в школе. Закончил обязательную программу в 16:00 – и началось все остальное. Ребенку интересно в такой школе, он не хочет оттуда уходить.

Возьмем финскую школу. Там 50% учителей – мужчины. Потому что это высокооплачиваемая и одна из самых престижных специальностей.

Какая ботаника может быть в классе? Она должна проходить в лесу.

Беда в том, что запрос у родителей совсем другой: «А где у вас тут язык? Углубленное изучение математики?»

О прививках

«…рассказы о том, как стало плохо от прививки, присутствуют в информационном поле постоянно. А рассказов о том, как стало плохо от болезни – нет в принципе как таковых.

…человек привык, что если говорят «это вам надо сделать» – то это кому-то выгодно. Другого наш человек представить не может. Если кто-то говорит, что надо делать прививки – все! Его купили производители вакцин.

А Комаровский когда-то заведовал дифтерийным отделением и насмотрелся на смерти детей. Я не хочу, чтобы это повторилось. Это страшно.

Взять коклюш. Ребенок же умирает не именно от него – а от воспаления легких, которое является осложнением основной болезни. И значит что? Он умер не от коклюша, а от воспаления легких. Все. Нет смертей от коклюша. И это скрывается постоянно.

Шумиха вокруг вакцинации, вот это все – это работа СМИ.

Если сидит в студии женщина, у которой умер ребенок, все мы подсознательно на стороне этой женщины. Кто привел эту женщину в студию? Журналисты.

А когда вы приведете в студию женщину, у которой ребенок умер от кори или коклюша? Никогда!!! Потому что она не придет, ведь надо будет всему миру признаться в своих ошибках. А прийти, чтобы обвинить бездушных врачей – очередь из желающих».

Читайте также: Держите крепче своих детей! Совет мамы, пережившей потерю ребенка

Об уколах в попу

«Я уже много лет говорю: нигде в мире не лечат детей внутримышечными инъекциями. Детям не колют антибиотики в попу. Каждый укол в детскую попу – это укол во взрослую совесть. Мне кажется, что после того, как я миллионам женщин объясняю, что это неправильно, эти миллионы женщин должны объединиться для защиты собственных детей. Но они ничего не делают.

Если бы каждая мама после каждого укола в попу устраивала скандал и защищала своего ребенка, постепенно их перестали бы делать. Но мать готова согласиться на то, чтобы ее ребенку 4 раза в день делали уколы, лишь бы не ссориться с врачом».

О кока-коле

«Кока-колу нужно давать редко. И ребенок должен знать, что она безумно вкусная. И поэтому когда он по-настоящему заболел и отказывается от любого питья, он будет пить кока-колу. И никуда он не денется, и она ему действительно нравится. И вы реально можете ее давать.

Поверьте мне, это рекомендация, которая выстрадана.

Вот лучше сегодня выпить литр ненавистной вам кока-колы или пепси-колы, причем не «лайт», а обычной, нормальной, потому что это не только источник жидкости, которая быстро всасывается, но и источник концентрированной энергии – глюкоза, сахар, которые и нужны как раз при болезни. Вот это очень важно.

Так вот лучше сейчас попить ненавистной кока-колы, чем ехать в больницу, орать, ставить капельницу и потом кушать жутко «полезные» антибиотики».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Реальные истории о том, как запугивание калечит психику

Можно ли идти в детский сад с насморком: отвечает доктор Комаровский

Источник