Конституция о правах ребенка о прививках

01 июня 2020 18:14:17
12098
Автор: Екатерина Скосаренко
Фото: https://altoday.com
Опубликование Минюстом РФ нового вариант КоАП не обошлось без скандалов
В нем появились штрафы за допускаемый российским законодательством и Конституцией отказ граждан от медицинских осмотров и вакцинации. Согласно новой версии обнародованного чиновниками проекта, граждан могут штрафовать до 7 тысяч рублей за нарушение закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в частности, за отказ от проведения медосмотров, профилактических прививок и гигиенического воспитания.
Замминистра юстиции Денис Новак пообещал, что санкцию КоАП якобы не будут применять к тем, кто отказывается от вакцинации по личным причинам и обстоятельствам. Штрафы будут назначены только в случае, если государство введет обязательные для всех медосмотры и прививки. В частности, когда россиян обяжут делать вакцинацию в случае поездок в страны с неблагоприятной эпидситуацией. В Роспотребнадзоре также заверяют, что эти штрафы коснутся, в основном, представителей профессиональных групп риска, например, работников скорой помощи, которые имеют шанс столкнуться с инфекционными больными каждый день и разнести инфекцию дальше по пациентам. Однако с учетом ужесточения медицинских требований из-за борьбы с коронавирусом и его профилактики, эти обещания не внушают доверия. Особенно, если вспомнить о последних подвижках в Совете Федерации РФ, в котором накануне сенаторы заявили о разработке законопроекта, запрещающего детям без прививок посещать школы и детсады. Это предложение также вызвало бурную общественную реакцию, и на сайте общественных инициатив появилась петиция с требованием не допустить обязательной вакцинации в РФ. Требование защитить права непривитых детей на момент публикации набрало уже более 130 тысяч подписей на сайте.
При этом вряд ли в Минюсте могли позабыть о том, что Конституция РФ в ст. 41 и п. 1 ст. 5 Закона N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний) провозглашает свободу граждан в вопросах получения медицинской помощи в отношении себя и своих несовершеннолетних детей. Согласно ст. 41 Конституции РФ медицинская помощь — это право каждого человека и гражданина, доступная возможность, решение по которой он принимает самостоятельно согласно своим убеждениям. Указанная норма Конституции РФ развита в федеральном законодательстве, где прямо указано, что граждане могут отказаться как от всех прививок, так и от отдельных видов, как сами (п. 1 ст. 5 ФЗ № 157), так и в отношении несовершеннолетних детей (пп.1 и 2 ст. 20 ФЗ № 323-ФЗ). Для этого необязательно иметь медицинские или иные противопоказания. Отметим, что эти нормы в Конституции сохранены в неизменности даже с учетом ее обновленной версии. Поэтому для того, чтобы штрафовать граждан за допускаемую Основным законом РФ свободу выбора медицинской помощи или отказа от нее, потребуется сначала внести изменения в Конституцию.
Источник
Что нужно знать родителям о прививках
КОНСТИТУЦИЯ РФ
Статья 21
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», от 17.09.1998 г. N 157-ФЗ
Статья 5. Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики
Пункт 1. Граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на:
· получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакциональных осложнениях;
· выбор государственных, муниципальных или частных организаций здравоохранения либо граждан, занимающихся частной медицинской практикой;
· бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок, и профилактические прививки по эпидемическим показаниям в государственных и муниципальных организациях здравоохранения;
· бесплатный медицинский осмотр, а при необходимости и медицинское обследование перед профилактическими прививками в государственных и муниципальных организациях здравоохранения;
· бесплатное лечение в государственных и муниципальных организациях здравоохранения при возникновении поствакцинальных осложнений;
· социальную защиту при возникновении поствакцинальных осложнений;
· отказ от профилактических прививок.
Пункт 2. Отсутствие профилактических прививок влечет:
· запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;
· временный отказ в приеме граждан в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;
· отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
· Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пункт 3. При осуществлении иммунопрофилактики граждане обязаны:
· выполнять предписания медицинских работников;
· в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок.
Закон № 5487-1 от 22 июля 1993 года «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»
Статья 32. Согласие на медицинское вмешательство
Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина.
В случаях, когда состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении в интересах гражданина решает консилиум, а при невозможности собрать консилиум – непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения.
Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не достигших возраста, установленного частью второй статьи 24 настоящих Основ, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дают их законные представители после сообщения им сведений, предусмотренных частью первой статьи 31 настоящих Основ. При отсутствии законных представителей решение о медицинском вмешательстве принимает консилиум, а при невозможности собрать консилиум – непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения и законных представителей.
Статья 33. Отказ от медицинского вмешательства
Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 настоящих Основ.
При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником.
При отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшего возраста, установленного частью второй статьи 24 настоящих Основ, либо законных представителей лица, признанного в установленном законном порядке недееспособным, от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц.
Статья 34. Оказание медицинской помощи без согласия граждан
Оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или их законных представителейдопускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, или лиц, совершивших общественно опасные деяния, на основаниях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Решение о проведении медицинского освидетельствования и наблюдения граждан без их согласия или согласия их законных представителей принимается врачом (консилиумом), а решение о госпитализации граждан без их согласия или согласия их законных представителей – судом.
Оказание медицинской помощи без согласия граждан или согласия их законных представителей, связанное с проведением противоэпидемических мероприятий, регламентируется санитарным законодательством.
Освидетельствование и госпитализация лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, проводятся без их согласия в порядке, устанавливаемом Законом Российской Федерации “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”.
В отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния, могут быть применены принудительные меры медицинского характера на основаниях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Пребывание граждан в больничном учреждении продолжается до исчезновения оснований, по которым проведена госпитализация без их согласия, или по решению суда.
Международная «Конвенция о правах ребенка», принятая ООН в 1989 году, и ратифицированная Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года
Статья 3
1. Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
2. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
3. Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Статья 5
Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и в соответствующих случаях членов расширенной семьи или общины, как это предусмотрено местным обычаем, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.
Статья 16
1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
2. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.
Источник
Вакцинация (профилактическая прививка) является одним из видов медицинских вмешательств (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; ст. 1 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»).
Правовые основы отказа от прививок
Гражданин, один из родителей или иной законный представитель несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет, законный представитель лица, признанного недееспособным, вправе отказаться от вакцинации (ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ; п. 1 ст. 5, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ).
Справка. Законный представитель.
Законными представителями несовершеннолетних являются, в частности, родители, усыновители, опекуны или попечители. Законными представителями лиц, признанных судом недееспособными, являются опекуны (п. 1 ст. 26, п. 1 ст. 28, п. 2 ст. 29, п. 1 ст. 32 ГК РФ; п. 1 ст. 64 СК РФ).
Отказ от проведения медицинского вмешательства, в том числе профилактических прививок, содержится в медицинской документации гражданина и оформляется в виде документа на бумажном носителе либо формируется в форме электронного документа, подписанного гражданином (одним из родителей или иным законным представителем) с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения ЕСИА, а также медицинским работником с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
При этом отказ от вакцинации одного из родителей (иного законного представителя) может быть в форме электронного документа при наличии в медицинской документации пациента сведений о его законном представителе (ч. 7 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ; п. п. 1, 3 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ; Письмо Минздрава России от 13.07.2015 № 24-2/3048428-1510 «По вопросу организации вакцинации населения Российской Федерации»).
При отказе от медицинского вмешательства гражданину, одному из родителей или иному законному представителю указанных выше лиц в доступной форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа (ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ; п. 1 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ).
Обратите внимание! В связи с коронавирусной инфекцией до стабилизации эпидемиологической ситуации в субъектах РФ приостановлена плановая вакцинация взрослого населения (Письмо Роспотребнадзора от 25.03.2020 № 02/5067-2020-23 «О приостановлении вакцинации в субъектах»).
В современной правовой системе России существует достаточно механизмов, которые защищают интересы родителей, принявших осознанное решение отказаться от вакцинации, и их детей. Однако, несмотря на все эти механизмы, не секрет, что многие родители, отдавая своего ребёнка в детский сад или школу, часто сталкиваются с проблемой, когда медицинские работники детских образовательных учреждений проявляют полную некомпетентность в правовых вопросах вакцинации, нарушая тем самым права ребёнка на образование, а также право добровольного получения медицинской помощи или отказа от неё. Зачастую медицинский персонал, используя рычаги психологического давления, незаконно принуждает родителей делать детям прививки под угрозой недопущения ребёнка в детское образовательное учреждение.
К примеру, в поликлинике детский врач утверждает, что прививание ребёнка от полиомиелита, кори, краснухи, дифтерии и других инфекций обязательны. Но нужно понимать, что медики достаточно мотивированы, чтобы советовать вам это, потому что у них поставлен определённый план, так называемый «прививочный охват». Вакцинация детей приносит врачам доход в виде премии к окладу.
Поэтому чем больше детей получило подкожных инъекций, являющихся с их слов «обязательными», тем «лучше» выполнил свою работу врач. А комиссия перед детским садом – это лишний повод заставить маму согласиться на прививку, пригрозив тем, что невозможно допустить посещение группы непривитым воспитанником. По их утверждению, он может представлять опасность всему коллективу, что, конечно, является абсолютной ложью. Окончательное заключение в медицинской карте всегда ставит заведующая детской поликлиникой. Но и она не имеет права запрещать ребёнку без прививок посещать детский сад.
Однако, все эти злоупотребления рассчитаны на родителей, ничего не знающих о своих правах в области вакцинопрофилактики. В случае, если родитель проявляет правовую грамотность и апеллирует к нормам закона, медики отступают, не имея возможности что-то противопоставить в ответ отказу от прививок.
Попробуем же разобраться в этих нормах, своих правах и ответственности лиц, нарушающих наши права. Первая и самая главная норма действующего законодательства, на которую надо сослаться, содержится в абзаце 7 части 1 статьи 5 «Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики» закона № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», в соответствии с которой граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок. Важно отметить, что в случае отказа от прививки вам могут отказать в приёме в учебное заведение, но только временно и только в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий (абзац 2 ч. 2 ст. 5 закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»). К слову сказать, эпидемию у нас объявляет Главный санитарный врач своим постановлением, а не мед. сестра детского сада, так что, если вам говорят, что «мы вам откажем, потому что у нас “эпидемия”», требуйте постановление Главного санитарного врача об объявлении эпидемиологической ситуации.
Кроме того, законодательство содержит нормы о добровольности любого медицинского вмешательства (а вакцинация тоже является медицинским вмешательством), а также о правах гражданина на отказ от такого вмешательства. А именно в соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 20 закона № 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан» необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи. Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращении.
На основании указанных норм родитель ребёнка имеет право отказаться от любой вакцинации, написав при этом письменный отказ от прививок, как при прохождении медицинской комиссии в садик или школу, так и в процессе посещения ребёнком садика или школы на любом этапе. При этом никакой мед. работник не имеет права требовать с вас никаких дополнительных справок или документов, а тем более требовать сделать какую-либо прививку. Данные действия являются незаконными, порождая тем самым правовую ответственность лица, принявшего незаконное решение.
Правовые основы отказа от прививок
Кроме того, важно отметить, что решение об отказе в принятии ребёнка в образовательное учреждение (детский сад или школу) может оформляться только в письменном виде: в форме отказа (приказа или решения) для вновь поступающих детей, а также в форме приказа об отстранении ребёнка от посещения садика или школы для детей, уже посещающих образовательное учреждение.
Данный приказ или иной распорядительный документ может быть подписан только должностным лицом, то есть заведующей детским садом или директором школы. К примеру, никакая мед. сестра или врач не вправе принять такое решение, так как должностными лицами они не являются. Кроме того, такой приказ должен содержать правовые основания, а именно нормы закона, в соответствии с которыми ребёнок отстраняется от посещения образовательного учреждения или не допускается к посещению (для вновь поступающих детей). К слову сказать, таких норм применительно к данной ситуации просто не существует. Приказ, подписанный должностным лицом, можно обжаловать в судебном порядке или путём направления жалобы в органы Прокуратуры.
Никто, ни заведующая детским садом, ни директор школы на это не пойдут, так как такое решение является незаконным и нарушает право ребёнка на образование, предусмотренное действующей Конституцией (ст. 43), а также Законом об образовании. В соответствии со статьёй 5 закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гарантировано право на образование в РФ, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, а также других обстоятельств.
В случае, если решением суда или органов Прокуратуры действия должностного лица будут признаны незаконными, указанное должностное лицо привлекается к административной ответственности, предусмотренной Кодексом об административных правонарушениях. Действия данного должностного лица подпадают под действие статьи 5.57 КоАП РФ, в соответствии с которой виновное должностное лицо подлежит привлечению к административной ответственности.
Форма отказа может быть произвольной, однако, существует Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.01.2009 N19 н, в соответствии с которым утверждена рекомендуемая форма отказа от прививки. Форма эта является рекомендуемой (это указано в самом приказе и утверждённой им форме), что означает, что обязательной формы отказа не существует, вы можете написать его в любой форме, главное, чтобы в отказе были указаны: ФИО родителя и ребёнка; указание на то, от какой именно прививки вы отказываетесь; что вам разъяснены последствия такого отказа, а также стояли ваша подпись и дата заполнения отказа. Не принять у вас отказ от прививки, написанный в произвольной форме на листе бумаги, врач не имеет правовых оснований.
Противопоказания для вакцинации
В список противопоказаний к вакцинации включены следующие состояния (п. 3.1 МУ 3.3.1.1095-02, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 09.01.2002):
Правовые основы отказа от прививок
Острые инфекционные и неинфекционные заболевания, обострение хронических заболеваний являются временными противопоказаниями для проведения прививок. Плановые прививки проводятся через две – четыре недели после выздоровления или в период ремиссии. При нетяжелых ОРВИ, острых кишечных заболеваниях и других заболеваниях прививки проводятся сразу после нормализации температуры (таблица № 1 МУ 3.3.1.1095-02).
Наличие или отсутствие противопоказаний к использованию той или иной вакцины относится к сфере специальных медицинских знаний и должно проверяться перед каждой предполагаемой вакцинацией по отношению к каждому пациенту.
Наличие противопоказания не означает, что в случае проведения прививки у вакцинированного обязательно возникнет осложнение, речь идет лишь о повышении риска неблагоприятной реакции, что, однако, должно рассматриваться как препятствие к проведению вакцинации в большинстве случаев (п. 3.2 МУ 3.3.1.1095-02).
Вакцинация прочих граждан (не детей)
Частью 3 статьи 37 Конституции РФ гарантированы права каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно абз. 6 ст. 21 ТК РФ «Работник имеет право на: полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда…».
Статьей 76 ТК РФ предусмотрено, что «Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника
-не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
-при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором;
-по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
-в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
То есть если работник отстранен не по своей вине, то заработная плата должна начисляться.
Таким образом, ТК РФ ничем не поможет и не защитит работников именно по причине положения этого закона, выделенного курсивом. Однако работник в любом случае вправе ссылаться на наличие у него конституционной гарантии безопасности труда, поскольку понуждение работника к вакцинации от коронавируса, учитывая отсутствие безусловных доказательств безопасности вакцины, нарушает эту гарантию, подвергает риску существенного ухудшения здоровья, может причинить вред любой степени тяжести в виде поствакцинальных осложнений.
Рассмотрим специфику трудовых обязанностей именно педагогов
Часть 9 статьи 48 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) “Об образовании в Российской Федерации” обязует педагогов проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.
Обязанности вакцинироваться не предусмотрено данным положением закона не предусмотрено.
Нарушенные трудовые права можно восстановить через суд.
Но можно защититься и самому, зная свои права.
продолжение статьи Правовые основы отказа от прививок читай во 2 части
Источник