Медсестра в школе прививки

Если ваш ребенок посещает школу или детский сад, вы наверняка, хотя бы раз сталкивались с ситуацией, когда ребенку требовалась медицинская помощь. Рассказываем о том, какие действия имеет право предпринять медсестра в данном случае и что зависит только от вас.

Большинство родителей знают, что в последние годы действия медицинских работников при необходимости оказания помощи ребенку в школьных и дошкольных учреждениях строго контролируются. Об этом родителей предупреждают еще на первом собрании в начале учебного года. Получается, что если ребенок получает ушиб, травму, у него пошла кровь из носа и т.д., медицинская сестра по сути сделать ничего может.

Так ли это на самом деле, «Летидору» рассказал Александр Гулько, юрист, генеральный директор компании «Судебное бюро Гулько».

Что входит в обязанности медсестры

Если вернуться на несколько десятилетий назад, то многие из вас припомнят, что в каждой школе и детском саду был «свой» медицинский работник, который регулярно осматривал детей в начале года на предмет выявления педикулюза (вшей), делал прививки без спроса родителей, а стоматолог даже лечил зубы прямо во время уроков.

Сегодня стоматологические кабинеты в школах закрыли, а обязанности и возможности медработников были сильно сокращены.

Теперь даже оказание первой медицинской помощи может стать предметом судебного разбирательства.

Итак, что же все-таки дозволено делать медсестрам?

В современной России школьная медицинская сестра помимо контроля за соблюдением санитарно-гигиенического состояния учебных помещений и еды в пищеблоке, должна оказывать первую медицинскую помощь при заболеваниях и травмах до прибытия бригады скорой помощи. Кроме того, она направляет и сопровождает (если требуется) ученика в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение.

Первая медицинская помощь регламентируется Приказом Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 N 477н и дает возможность медработнику лишь наблюдать за состоянием пострадавшего ребенка до прибытия врачей. То есть сначала он должен вызвать бригаду неотложки или скорой (это зависит от состояния ребенка) и по возможности оповестить родителей.

Медсестра может сделать искусственное дыхание, восстановить и поддержать проходимость дыхательных путей, например, положить ребенка набок, если случился приступ эпилепсии, наложить жгут или повязку, чтобы остановить кровотечение и постараться промыть желудок при отравлении.

Уметь выполнять эти элементарные действия обязан каждый медицинский работник.

Но никакой медикаментозной помощи в школьных и дошкольных учреждениях детям не смогут оказать, просто потому что в аптечках никаких лекарственных препаратов нет.

Родители должны понимать, что школьные аптечки в Москве, например, формируются в соответствие с Письмом ДЗ г. Москвы «О рекомендуемом стандарте оснащения школьных аптечек» 01-34-4995/11 от 05.09.2011 г.

В ней можно найти лишь средство для дезинфекции ран, различные пластыри, стерильные бинты, гидроактивные ожоговые пластыри, пинцет, ножницы, одноразовые перчатки и маски, а также карандаш и блокнот для записей и номера телефонов аварийных и спасательных служб района и города.

Так, если у ребенка боль в животе (колики, например, или боль у девочек во время месячных) или головная боль, то в школе ему не смогут дать ни но-шпу, ни парацетамол. Их там просто нет.

Ученику придется терпеть до дома, ждать приезда родителей или ехать по «скорой» в больницу.

При этом отказаться от госпитализации ребенка может только родитель или его законный представитель. Но пока до родителя дозвонятся, пока он приедет в школу, ребенка уже скорее всего увезут в ближайший стационар.

Если ребенок получил травму на школьном дворе или во время прогулки в детском саду, медицинская сестра учебного учреждения имеет право оказать первую медицинскую помощь до прибытия скорой помощи. Не более того. А если травма произошла за воротами школы или детского сада, даже если это место находится в нескольких шагах от дошкольного или школьного учреждения, то оказание первой помощи не входит в обязанности медсестры. В такой ситуации можно рассчитывать только на бригаду скорой.

В школах и детских садах прививки проводятся бесплатно в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и с календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

О любых плановых прививках в учебных учреждениях родители или опекуны должны быть заранее уведомлены через руководителей организаций.

Обычно это происходит так: медсестра приносит пачку документов «на согласие родителей» классному руководителю и тот раздает их детям. Дома родители подчеркивают согласен/не согласен и ставят дату и подпись.

Вообще прививки должны проводиться в специально подготовленных прививочных кабинетах. Но в школе чаще всего они отсутствуют, поэтому для проведения вакцинации разрешается использовать кабинет школьной медсестры в строго определенное время. В этот период там не должны проводиться другие медицинские процедуры, то есть там не должно быть детей, которые пожаловались на головную боль или у которых поднялась температура, и они ожидают приезда неотложки или родителей.

В идеале осуществляет прививочные манипуляции в школах и детских садах специальная выездная бригада лечебно-профилактического учреждения, которое должно иметь лицензию на соответствующий вид деятельности. В состав бригады входит врач (в сельской местности фельдшер) и медсестра.

Прививки должны осуществляться медицинским персоналом, прошедшим подготовку в области вакцинопрофилактики.

На деле все прививки, а также «пуговки» (реакцию Манту) и диаскинтест делает школьная медсестра.

В любом случае врач или медсестра должны осмотреть ребенка, расспросить о его самочувствии, выяснить, не общался ли он недавно с инфекционными больными, измерить температуру, а затем оформить допуск к вакцинации или дать медицинский отвод.

Сразу после прививки медсестра должна наблюдать за ребенком не менее 30 минут.

Самое главное, что прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия одного из родителей либо иного законного представителя несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет, законного представителя лица, признанного недееспособным.

Очень важно знать, что отсутствие в карте ребенка отказа, который обычно просят подписать родителей-отказников, не дает права медицинскому персоналу самовольно его прививать. То есть пока медсестра не получит на руки документ, в котором родитель соглашается или не соглашается на прививку, делать ее она не имеет права.

Что происходит сегодня: несколько школ и садов объединили в одно учреждение, то есть, например, пять школ и три сада – это одно юридическое лицо, и для такой организации полагается один медработник. Он в течение дня переходит от школы к школе, от садика к садику и еще обязан по делам приходить в поликлинику, которая обслуживает эти школы и сады.

Неудивительно, что в нужный момент медсестры может не оказаться на месте.

Пока эта проблема не решится на государственном уровне, родителям необходимо самим быть более бдительными и по возможности научить своих детей ориентироваться в разных обстоятельствах.

Поговорите с администрацией школы о возможности иметь миниаптечку в кабинете классного руководителя, у охранника или в учительской. В такую аптечку может входить самый минимум препаратов: перекись водорода, чтобы остановить кровь, хлоргексидин для обработки раны, пластырь и стерильный бинт.

Если у ребенка есть проблемы со здоровьем (были эпилептические приступы, астма, ребенок страдает энурезом и т.д.) при приеме в дошкольное и особенно школьное учреждение обязательно сообщайте о них классному руководителю и медицинскому сотруднику.

Читайте также:  Если есть впч стоит ли делать прививку

Они должны быть предупреждены, чтобы дать необходимую информацию, если приедет бригада скорой помощи.

Если ребенок долгое время находится в саду или школе и ему по показаниям врача необходимо принимать лекарственные препараты в момент нахождения в этом учреждении, то воспитатель, классный руководитель и медсестра должны об этом знать.

Если вашему ребенку предстоит плановая вакцинация в здании сада или школы, то, прежде всего, вы должны получить на руки документ, в котором вы укажете свое согласие или несогласие на прививку. Вы не обязаны при этом указывать причину отказа. Ребенок также не обязан объяснять это медсестре. Внимательно читайте на бланке, какую именно вакцину предлагают ввести ребенку и какого числа будет проведена вакцинация.

Если прививка планируется через несколько дней, то накануне обязательно удостоверьтесь, что ребенок здоров.

Если есть возможность, то постарайтесь лично присутствовать во время введения вакцины. После ее введения оставайтесь с ребенком около медицинского кабинета в течение 15-30 минут. Это важно, чтобы вовремя заметить реакцию на вакцину.

Если вы не можете присутствовать в момент введения вакцины, то объясните ребенку (это обычно возможно у детей школьного возраста и «не работает» с дошкольниками), как должна вести себя медсестра. Важно, чтобы она как минимум спросила о самочувствии и измерила температуру. Если медсестра сразу после введения вакцины скажет, что он может идти в класс, нужно ответить, что мама/папа/бабушка сказали, что нужно подождать некоторое время, чтобы посмотреть на реакцию организма.

Медсестры в этом случае никогда не отказывают, поскольку это их прямая обязанность.

Всегда предупреждайте детей об опасностях, которые могут произойти при большом скоплении людей на детских площадках и о правилах поведения в общественных местах.

При покупке «сменки», спортивной обуви для физкультуры и зимней обуви, учитывайте, что она не должна быть скользкой. В противном случае травм не избежать.

Если дочь в подростковом возрасте испытывает боли во время месячных, заранее лично напишите записку учителю физкультуры с просьбой освободить ее от занятий или по меньшей мере снизить нагрузку в эти дни. Медсестра в этой ситуации могла бы помочь и снять с урока, но не всегда ее можно застать на месте.

Столкнулся с проблемой медицинского персонала в госучреждениях Москвы. Сыну в саду разбили лицо, было подозрение на смещение перегородки, шрамы остались спустя 2 года. Педагоги бездействовали, а медсестры в детском саду не оказалось. Мы своим ходом по пробкам в крови ехали в Морозовскую и там еще 1,5 часа сидели в общей очереди.

Анастасия Саратова, г. Калуга

У меня сын часто жаловался на головную боль, обычно во время учебного процесса. Раньше он ходил к медсестре, и она всегда давала ему обезболивающее (но-шпу). Но с прошлого года, когда отменили любые лекарственные препараты в школьных учреждениях, а он опять пришел с жалобой в медкабинет, медсестра позвонила мне и спросила разрешения дать сыну таблетку из своей личной аптечки. Я разрешила.

Моей дочери нужна ревакцинация, а вот какая, не помню (вовремя не сделали по причине болезни), и вот уже три дня не могу застать медсестру на месте, чтобы выяснить, какая прививка нужна, и попросить у нее допуск. Медсестра все время «в полях» – то в местной поликлинике, то ушла в другое здание.

Алексей Корнейчук, г. Тверь

У нас регулярно на уроках физкультуры травмируются дети – как правило, мальчики: то вывих, то растяжение. Всегда после этого они уходят к медсестре, и она вызывает скорую, еще ни разу это не было оправдано, достаточно было просто отпустить ребенка с занятий, позвонить родителям, чтобы забрали, а так только зря «скорую» оторвали от действительно важных дел.

Кстати, один раз учитель физкультуры однокласснику сына побрызгал при растяжении каким-то спреем. Но потом все равно отправил в медкабинет.

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!

Источник

вопрос №15653969

прочитан 8 раз

Оцените вопрос

отзывов: 5 738

ответов: 13 431

г. Великий Новгород

Если у него есть соответствующее образование и полномочие, прописанное в должностной инструкции, то может.

Имеет ли права школа продолжать занятия в определённых классах, если комитет по образованию объявил карантин.

вопрос №16888598

прочитан 1 раз

отзывов: 51 924

ответов: 107 918

г. Барнаул

Не может. Школа будет привлечена к административной ответственности по ст. 10.6 КОАП РФ.

г. Красноярск • Вопросов: 1

Имеет ли право школа уведомить о беременности в прокуратуру если мне уже есть 16 лет?

вопрос №16760895

прочитан 1 раз

отзывов: 33 332

ответов: 53 411

г. Красногорск

В этом случае, это будет разглашением личной информации, т.к. вы вступили в возраст согласия.

отзывов: 31 688

ответов: 64 865

г. Москва

Имеет право.

В половую связь то Вы вступили в 15 лет, получается. Или нет?

г. Биробиджан • Вопросов: 2

Имеет ли право школа выдать справку матери о том что я обучалась в этой школе без моего согласия. Мне уже 37 лет.

отзывов: 55 695

ответов: 152 346

г. Долгопрудный

Не может. Не может никакое учреждение фиксировать периоды, когда человек осуществлял действия помимо своей воли.

Имеет ли право школа при дистанционном обучении, требовать учителя проводить уроки онлайн?

вопрос №17209653

прочитан 4 разa

отзывов: 3 160

ответов: 6 503

г. Кемерово

Школы самостоятельно определяют форму дистанционного обучения

Учителя обязаны подчиняться решениям школьной администрации.

Имеет ли право школа давать характеристику семьи учащегося?

вопрос №16838976

прочитан 1 раз

отзывов: 9 901

ответов: 14 733

г. Нижний Новгород

Семьи нет, это делают ТОЛЬКО органы опеки и попечительства.

г. Краснодар • Вопросов: 5

Школа обязывает покупать форму. Я не хочу. Имеет ли право школа это делать?

вопрос №13028094

прочитан 12 раз

отзывов: 31 296

ответов: 49 434

г. Москва

В данном случае подобные вопросы решаются непосредственно в школе, однако это не является обязанностью, поскольку ее отсутствие никак не может влиять на получения образования согласно ФЗ об образовании.

отзывов: 12 139

ответов: 20 680

г. Москва

Марина Всеволодовна, добрый день!

Школа имеет право требовать форменной одежды для детей:

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 148-ФЗ

А так же если у школы есть оформленный локальные акт о данном требовании.

Цитата:

Статья 38. Одежда обучающихся. Форменная одежда и иное вещевое имущество (обмундирование) обучающихся

[Закон “Об образовании в РФ”] [Глава 4] [Статья 38]

1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения, если иное не установлено настоящей статьей. Соответствующий локальный нормативный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при его наличии).

отзывов: 12 548

Читайте также:  Прививки которые делают кроликам

ответов: 33 332

г. Иваново

Введение формы — это не право и уж тем более не обязанность школы, а рамки её компетенции и не более. Не поддавайтесь на строгие голоса учителей и директора, нет никакого закона о школьной форме, никакой обязаловки. Удачи.

г. Белгород • Вопросов: 3

Имеет ли право школа, выгнать ребенка из школы, или перевести его на домашнее обучение?

вопрос №13294787

прочитан 17 раз

отзывов: 123 375

ответов: 328 992

г. Новосибирск

Конечно же не имеет такого права, если вы считаете что права ребенка нарушаются, то срочно пишите жалобу в отдел образования.

отзывов: 168

ответов: 407

г. Вологда

Да, образовательное учреждение имеет право вывести ребенка из школы, но это не решение одного дня и за данным решением стоит очень большая работа педагогического состава.

Всего вам хорошего!

отзывов: 2 140

ответов: 3 564

г. Сочи

Выгнать не имеет права.

Для отчисления должны быть веские основания.

Обратитесь с жалобой в прокуратуру.

Юрист

Кодзоков И. А.

отзывов: 2 192

ответов: 4 715

г. Москва

Нет, выгнать не могут, но исключить могут при нарушении условий, прописанных в Уставе школы, это систематическое отсутствие (прогулы) на занятия без уважительной причины, неуспеваемость и так далее.

Или могут предложить домашнее обучение или самообразование.

Надо пойти к директору и разобраться.

(текст отредактирован 12.10.2017, 13:36)

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:

Бесплатно с мобильных и городских

Источник

В новом учебном году в школах каждый день дежурят медработники. Правда, продлится это всего несколько недель. А что потом? Врачи и медсестры вернутся в поликлиники? И по-прежнему будут заглядывать к ученикам по графику на несколько часов? В некоторые детсады и школы – даже не каждый день?

“Российская газета” не раз ставила проблему школьной медицины. Она острейшая. Но просто и быстро ее не решить, уверены опрошенные “РГ” эксперты. Первый вопрос – деньги. По оценкам, на обеспечение школ и детских садов медицинскими работниками нужно примерно 100 миллиардов рублей в год дополнительного финансирования. Второй вопрос – где эти средства взять. Ведь здравоохранение и образование финансируются сегодня из разных источников. Ну и третий вопрос – кадры. Педиатров сегодня примерно в два раза меньше, чем школ и детских садов вместе взятых.

– Число медработников в школах снижается много лет подряд. По данным минпросвещения, в прошлом учебном году их оставалось всего 17 250 человек, в школах работали 26 056 медкабинетов. И это при том, что в стране более 40 тысяч школ и около 17 миллионов школьников, – рассказала “Российской газете” зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке, координатор проекта ОНФ “Равные возможности – детям” Любовь Духанина. – Даже медосмотрами и диспансеризациями бывают охвачены не все ребята. В год объявления Десятилетия детства, как показал опрос ОНФ и Фонда “Национальные ресурсы образования”, только 52 процента из 3,5 тысячи опрошенных родителей сообщили о том, что их ребенок регулярно проходит эти процедуры.

Педагоги постарше, бабушки и дедушки помнят: в советские годы медкабинеты в школах не пустовали. Детям там делали не только прививки, но даже лечили зубы. Сейчас многие из них на замке: устарели, не соответствуют лицензионным требованиям. Но это как раз задача решаемая, уверены эксперты. По планам программы Десятилетия детства в 2021 году должен быть разработан новый стандарт школьных медкабинетов и школьных аптечек. В соответствии с ним будут постепенно переоснащаться абсолютно все российские школы. Главный вопрос: кто в этих кабинетах будет работать?

Как прозвучало на всероссийском совещании уполномоченных по правам ребенка в РФ, в России около 100 тысяч школ и детских садов вместе взятых. В то время как педиатров – в два раза меньше. То есть чтобы направить педиатра в каждую образовательную организацию, придется вообще закрыть все больницы и поликлиники – сценарий совершенно нереальный.

А те врачи, которые все-таки работают в школах, чаще всего находятся в штате медицинских организаций. Нередко они, также как и медсестры, обслуживают несколько образовательных организаций, совмещая это еще и с приемом пациентов в поликлинике.

И при любом ЧП, даже разбитой коленке, педагоги не могут оказывать помощь ребенку – они должны вызывать “скорую”.

Выход?

– Мы понимаем, что медработник в школе, безусловно, должен быть. Поэтому мы пошли по пути создания совершенно новой должности – бакалавр школьной медицины. Уже подготовлен и утвержден профессиональный стандарт – это средний медицинский работник с высшим медицинским образованием, программа обучения которого включает знания по гигиене детей и подростков, по особенностям психологии школьников. Это одно из направлений повышения присутствия медиков в школе, – заявила директор департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Министерства здравоохранения РФ Елена Байбарина на совещании уполномоченных по правам ребенка.

Где таких медсестер с высшим профильным образованием для работы в школе сейчас готовят? Какие вузы? И сколько лет придется ждать, чтобы закрыть ими нехватку медиков во всех школах?

– Профстандарт “Специалист по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним обучающимся в образовательных организациях” был утвержден минюстом и опубликован 28 августа 2020 года. Он рассчитан на медсестер с высшим образованием. Сейчас их уже готовят, например, медицинские вузы Тюмени и Ростова-на-Дону. Но каждая группа – 20 человек или около того. И таких – одна-две на факультете, не больше. То есть выпускаться в год будет несколько десятков человек, а реальная потребность – десятки тысяч! Цифры совершенно несопоставимы, – поделилась с “РГ” главный научный сотрудник лаборатории комплексных проблем гигиены детей и подростков НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ “НМИЦ Здоровья детей” Минздрава России Ирина Рапопорт.

По словам специалиста, врачи и медсестры начали появляться в гимназиях и институтах благородных девиц в России еще в XIX веке. Этой профессии – школьный врач, школьный медработник – больше века. Но ее до сих пор нет в утвержденном едином квалификационном справочнике. Как итог – эта работа практически не оплачивается из фонда ОМС.

– Оплачиваются прививки, профилактические осмотры. А вот таких медицинских услуг, как профилактическая и просветительная работа в школе, как работа с детьми, обратившимися в школьный медицинский кабинет, – их просто нет. И получается, что де-юре медицинский работник в школе ничего не делает. Его труд не ценится, он получает копейки, – говорит Ирина Рапопорт. – Мы проводили исследования: в школе, где учатся 700-800 человек, в медицинский кабинет дети обращаются 25-30 раз в день с болями разного характера, началом простудных заболеваний, аллергическими реакциями, мелкими травмами и др. Все это нужно прописывать, приводить в соответствие все ведомственные документы. Иначе ситуация с мертвой точки не сдвинется.

Читайте также:  Корь детские сады без прививок

В России школ и детских садов вместе взятых – около 100 тысяч. В то время как педиатров – в два раза меньше

– Простого решения здесь нет, – замечает директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. – В советской школе каждый день был врач, была медсестра, там же делали прививки. И нередко в школе и в детских садах был свой изолятор. Вернуть эту систему объективно очень сложно. Да и стоит ли это делать? Не уверена.

По словам Абанкиной, в регионах есть хорошие примеры современной организации школьной медицины. Например, на Ямале созданы специальные центры здоровья, где ученики со всего района регулярно проходят профилактические осмотры, получают консультации узких специалистов. В самих же школах дежурят медсестры.

– Не уверена, что для специалиста по школьной медицине обязательно необходимо высшее образование. Ведь медицинский вуз есть не в каждом регионе, – рассуждает Ирина Абанкина. – Возможно, хватит и среднего профобразования. Главное – четко определить должностные обязанности медика, который сопровождает учебный процесс. Включая профилактику заболеваний, мониторинг здоровья школьников, контроль соблюдения санитарно-эпидемиологических норм, контроль питания. Ну и, конечно, оказание первой помощи. При необходимости должна быть возможность направить ребенка на прием к узкому специалисту в поликлинику. Подготовка таких кадров – это абсолютно насущная задача. На них должно быть выделено постоянное и системное финансирование. Какое? Если взять среднюю зарплату в системе образования – это около 40 тысяч рублей, то получается, что в год, по самым грубым подсчетам, на обеспечение школ и детских садов медицинскими работниками нужно примерно 100 миллиардов рублей дополнительного финансирования с учетом налогов и страховых взносов. И это только зарплаты. Действительно много. Но общий бюджет школьного и дошкольного образования в стране – около 2,3 триллиона рублей. Если мы хотим, чтобы здоровьем школьников постоянно занимались профессионалы, нужно расставлять приоритеты. Необходимо задуматься о том, как найти эти средства в бюджетах разных уровней.

Осенью Госдума может рассмотреть законопроект о школьной медицине в новой редакции, подготовленный профильным комитетом.

– Ну не могут учителя вести вопросы охраны здоровья. Им нужен помощник, – рассказал председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов. – Статус медработника в школе необходимо поднять. Сегодня он считается вспомогательным персоналом, а должен как минимум войти в состав педсовета.

– В 2017-м Роспотребнадзор опубликовал данные о том, что здоровыми в России являются только 12% детей. Больше половины школьников младших классов и 60% старшеклассников имеют хронические заболевания. А многолетнее исследование НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ “НМИЦ Здоровья детей” Минздрава России показало, что в процессе обучения с 1-го по 11-й класс с 4,3% до нуля сокращается число школьников первой группы здоровья. Растет число ребят, нуждающихся в особых условиях обучения, питания, специализированном медицинском обслуживании. Растет и учебная нагрузка на детей, – говорит зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. – Решение проблемы с обеспечением школ медицинскими работниками упирается в действующее законодательство. Согласно текущим нормам, школа не обязана включать медработника в штат организации. А предусмотренные федеральным законом об образовании требования по охране здоровья обучающихся не относятся к видам медпомощи. То есть по закону получается, что для соблюдения требований по охране здоровья учащихся медработник не требуется. В прошлом году была предпринята попытка законодательно возложить оказание медицинской помощи школьникам на педагогов. Но позиция Общероссийского народного фронта неизменна – это должен делать врач, который присутствует в школе в течение всего времени, пока там находятся дети. Будем последовательно работать над этой задачей, чтобы обеспечить защиту здоровья учащихся.

Медсестра в школе прививки

Инфографика “РГ”/ Леонид Кулешов/ Ксения Колесникова

А что думают родители?

– Детские травмы во время перемен, во время уроков физкультуры – не редкость. И далеко не всегда это просто разбитые коленки. Бывают очень серьезные случаи. И родителям очень важно, чтобы рядом был человек, которые сможет провести первичную диагностику, оценить состояние ребенка, оказать первую помощь, – комментирует директор по развитию Национальной родительской ассоциации Марианна Шевченко. – А еще, конечно, нужно профессиональное сопровождение образовательного процесса. Дети проводят в школе по 6-8 часов. Что они едят? Как они сидят? Какая у них физическая активность? Учителям, будем честны, просто не до этого: они и так загружены. А ведь есть дети-аллергики, дети-диабетики, и другие ребята с особенностями здоровья. Для них должны быть условия. Лично знаю случаи, когда ребенок вынужден был делать себе уколы инсулина в школьном туалете. Просто потому, что других помещений для этого не было. Нужны не только медкабинеты, но и человек, который мог бы помочь ребенку. Я думаю, что в рамках программы 10-летия детства этот вопрос нужно решать в первую очередь. Не отдавать его на откуп регионам или тем более самими школам. А решать на федеральном уровне.

Медсестра в школе прививки

Больше половины школьников младших классов имеют хронические заболевания. Фото: Олег Золото / “Комсомольская Правда”

Компетентно

Евгений Ямбург, директор школы № 109, заслуженный учитель России:

– У нас в школе и медицинская и психологическая службы остались. Но это сегодня редкость. Проблема в том, что несколько лет назад произошло разделение по ведомствам, это самый отвратительный “туннельный подход”. Школьная медицина теперь финансируется из бюджета здравоохранения. А образованию осталось только образование.

Знаю случаи, когда ребенок вынужден был делать себе уколы инсулина в школьном туалете. Просто потому, что других помещений для этого не было

Но между педагогикой и медициной не должно быть границ, они связаны нерасторжимо. В школах необходимо возрождать медико-психолого-педагогическую службу. И первая ее задача – диагностика. Чем раньше мы выявим проблему, тем больше времени будет на то, чтобы ее решить. Некоторые нарушения в развитии (не будем сейчас называть диагнозы) компенсируются только до 9 лет, пока у ребенка пластичен мозг. А мы этот период в начальной школе часто упускаем.

Вторая и третья задача – коррекция и профилактика. Здесь психологи, врачи, учителя и логопеды должны работать в симбиозе. Та же близорукость – ее дети начинают приобретать в начальной школе, а уже в выпускных классах она становится невосполнимой. У нас же есть большой опыт профилактики – мы, например, знаем, что правильно организованная игра в пинг-понг может снимать напряжение с глаз. Почему бы под контролем врача не проводить ее на переменах? Или другие активности для укрепления здоровья? Ту же профилактику гиподинамии, другие неинвазивные процедуры…

Сейчас в условиях пандемии все встрепенулись. Вспомнили про школьную медицину. Но хорошо, чтобы это осталось не просто ярким эпизодом. Чтобы это получило свое развитие и проблема наконец-то решилась.

Источник