Национальный закон о прививках

Национальный закон о прививках thumbnail

Бесплатная консультация юриста по телефону:

В настоящей статье мы рассмотрим закон о вакцинации — процедуре, которая заключается во введении антигенного материала в организм человека с целью вызвать иммунитет к болезни. В дальнейшем это должно предотвратить заражение либо ослабить отрицательные последствия заболевания.

Общие сведения

Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» N 157-ФЗ был принят в России в 1998 году. Закон регламентирует аспекты, связанные с процессом вакцинирования населения в целях профилактики от распространенных и опасных вирусов и инфекций. Последние изменения текст закона претерпевал в 2014 году.Также в это время вносились коррективы в закон о психиатрической помощи. Подробности здесь:

Структурно закон представлен шестью главами, включающими 23 статьи. Рассмотрим тезисно главные аспекты:

  • Основные положения: терминология, профильное законодательство, сфера действия закона;
  • Государственная политика в области иммунопрофилактики;
  • Права и обязанности граждан при ее осуществлении;
  • Финансовое обеспечение;
  • Организация деятельности:

    • национальный календарь профилактических прививок;
    • профилактическая вакцинация по эпидемическим показаниям;
    • требования к профилактическим прививкам и препаратам для иммунопрофилактики;
    • хранение и транспортирование медицинских средств;
    • госконтроль и статистическое наблюдение в области профилактики инфекционных заболеваний;
    • обеспечение учреждений медицинскими препаратами для профилактики иммунитета.

ФЗ о занятости населения в РФ в последней редакции 2018 года читайте здесь:

  • Соц. поддержка граждан на случай возникновения осложнений после вакцинации:

    • условия возникновения права на оказание соц. поддержки;
    • разовые и ежемесячные финансовые компенсационные выплаты;
    • пособие при уходе за больным ребенком до 18 лет, у которого возникли осложнения.

Читайте также о ФЗ 416 в новой редакции тут:

Прививки, которые делают взрослым и детям в нашей стране, можно разделить на 2 категории:

  1. Условно «обязательные» — входят в национальные и региональные календари профилактических вакцин. Призваны защитить от наиболее тяжелых и смертельных инфекций;
  2. «Желательные» — проводятся исходя из жизненных обстоятельств, например, перед путешествием в экзотические страны либо при трудоустройстве на специфическое производство, а также те, что проводятся по эпидемическим показаниям и по желанию.

Скачать Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

Какие были внесены изменения в порядок вакцинации граждан РФ?

В 2015 году, в связи с приостановлением действия положений отдельных законодательных актов России в части порядка индексации окладов денежного содержания различных категорий государственных служащих, пособий и компенсаций, было приостановлено действие пункта 2 статьи 20 закона ФЗ-157.

Читайте также об основных положениях Федерального закона №261. Подробности по ссылке:

С 1 января 2018 года действие пункта 2 ст. 20 о ежемесячных денежных компенсациях было возобновлено. Согласно положениям статьи, гражданам, которых поствакцинальные осложнения привели к инвалидности, положена ежемесячная денежная компенсация в размере 1000 рублей. С учетом индексации, которая по закону должна проводиться ежегодно 1 января, сумма компенсации составляет 1040 рублей.

Федеральный закон об адвокатской деятельности подробнее здесь:

Последние поправки в текст закона вносились в 2014 году. Тогда в статье 21 о компенсациях для родителей, вынужденных приостановить свою трудовую деятельность в связи с болезнью ребенка, вызванную осложнениями после прививки, возраст ребенка был увеличен с 15 до 18 лет.

Также в 2014 вносились некоторые правки в Федеральный закон о тишине, подробнее с которым вы можете ознакомиться тут:

Обязательная вакцинация детей

Вакцинация в России объявлена действующим законодательством добровольной процедурой, как и в большинстве стран Европы. Лишь в некоторых из европейских стран обязательными признаны единичные вакцины. В России же вопрос вакцинирования детей вправе решать только их родители. О том, какие сложности могут возникнуть в связи с отказом от вакцинирования, поговорим в конце статьи.

Федеральный закон о платной скорой помощи. подробности здесь:

Согласно утвержденному Министерством здравоохранения России Приказу от 21 марта 2014 г. №125н, в перечень условно обязательных вакцин, которые врачи начинают ставить буквально с первых дней жизни человека, входят бесплатные прививки для детей от следующих заболеваний:

  • Гепатит группы B: делается в течение первых суток жизни, затем в месячном возрасте, в 2 месяца и в 1 год;
  • Туберкулез: в период с 3-го по 7-ой день после рождения. Ревакцинация происходит уже в школе — в 7 и 14 лет;
  • Дифтерия: первая прививка — в 3 месяца, затем в период с 4-го по 5-ый месяц жизни и в полтора года. Уже в школе повторная вакцинация происходит в 6-7 и 14 лет;
  • Полиомиелит: в 3-месячном возрасте делается первое прививание. Второе и третье — в период с 4 по 5 месяц жизни и в полгода. Ревакцинация — в полтора года, 20 месяцев и уже в школе — в 14 лет;
  • Вакцинирование от коклюша и столбняка проводится по одинаковой схеме: в 3-ий месяц жизни, в период с 4 по 5 месяц, в полгода и 18 месяцев. Школьников прививают повторно в 6-7 и 14 лет;
  • Корь: прививка ставится в 12 мес., повторное вакцинирование — в 6 лет;
  • Краснуха: в 1 год, ревакцинирование приходится на 6-летний возраст. А вообще вакцинирование, как первое, так и повторное, может проводиться:

    • для детей в возрасте от года до 18 лет;
    • для женщин до 25 лет включительно, если те не болели, либо не были привиты оба раза.
  • Пневмококковая инфекция: первая — в 3 мес., вторая — в полгода, ревакцинация — в возрасте 15-ти месяцев.

Стоимость этих прививок оплачивается из федерального бюджета. Список обязательных прививок для детей значительно шире, чем тот же перечень для взрослых, поскольку иммунитет человека формируется именно в детском возрасте.

О конституционном суде в последней редакции читайте по ссылке:

Читайте также:  Где поставить прививку от энцефалита тюмень

В 2010 году также было рекомендовано ставить девочкам вакцину от вируса папилломы человека, поскольку ВПЧ часто становится причиной рака шейки матки.

Подробности о ФЗ №144 в новой редакции смотрите здесь:

В случае эпидемических показаний рекомендуется также проводить вакцинирование против следующих инфекций и вирусов:

  • Гемофильная и менингококковая инфекции;
  • Ветряная оспа;
  • Эпидемический паротит;
  • Брюшной тиф;
  • Холера;
  • Бешенство;
  • Сибирская язва;
  • Чума;
  • Туляремия;
  • Клещевой вирусный энцефалит;
  • Гепатит типа A и многих других.

Какие прививки обязаны делать взрослые по закону?

Бóльшая часть населения страны полагает, что во взрослом возрасте о собственном вакцинировании можно не заботиться, прибегая разве что к сезонной вакцинации от вируса гриппа. Однако современная медицина предусматривает систему ревакцинации для взрослых, ведь против некоторых инфекций иммунитет вырабатывается организмом человека не на всю жизнь.

Отдельные заболевания, такие как дифтерия, коклюш и столбняк, требуют проведения ревакцинации по достижении ребенком совершеннолетия. В последствии прививаться от дифтерии и столбняка взрослым необходимо каждые 10 лет.

Вакцинирование по закону проводится бесплатно в районных поликлиниках. От пациента потребуются паспорт и полис ОМС.

Прививание от туберкулеза положено проводить повторно взрослым гражданам в возрасте 21 и 28 лет.

От кори следует вакцинироваться гражданам:

  • до 35 лет — не привитым в детстве либо привитым однократно;
  • от 35 до 55 лет — входящим в «группу риска» — сотрудникам медицинских и образовательных учреждений, работникам сферы услуг (торговля, транспорт и др.).

Вирусный гепатит B, которым в России заражены миллионы людей, является крайне опасной инфекцией, разрушающей печень. 20% зараженных инфекция приводит к циррозу, 10% — к раку печени. Взрослым в возрасте от 18 до 55 лет согласно действующим нормативам положено бесплатное вакцинирование от вируса гепатита группы B.

Особенно часто негативное отношение и аргументация «против» связана именно с вирусом гепатита B. Противники вакцинации утверждают, что прививки от него не работают. Однако в России их начали ставить только в 1996 году. Многие взрослые граждане были заражены еще до того. Если же обратиться к «детской» статистике, за 10 лет в период с 2005 по 2015 годы показатель заболеваемости снизился в 5 раз.

Детям и взрослым крайне рекомендуется ежегодно ставить прививку от гриппа. Традиционно кампания проводится с конца августа по октябрь. В состав вакцины Минздравом, в соответствии с рекомендациями ВОЗ, закладываются штаммы наиболее опасных и актуальных на предстоящий сезон вирусов. По закону бесплатна данная процедура для:

  • Детей от полугода;
  • Школьников и студентов;
  • Призывников;
  • Пенсионеров старше 60 лет;
  • Беременных женщин;
  • Граждан с тяжелыми хроническими заболеваниями;
  • Работников государственных организаций в сфере оказания услуг (медицинских, образовательных и др.)
  • Иных категорий в соответствии с региональными законами.

Чем грозит отказ от иммунопрофилактики?

Согласно положениям части 1 статьи 5 закона ФЗ-157 о правах и обязанностях при осуществлении иммунопрофилактики, граждане имеют право на отказ от профилактических прививок. Для этого необходимо предоставить письменное заявление в соответствующий орган (родильный дом, поликлиника и др.)

В связи с отказом от прививки законом 157-ФЗ предусмотрены не ответственность, а ограничения. Так, в части 2 ст. 5 сказано, что отсутствие профилактических прививок, предусмотренных государством, влечет за собой:

  • Запрет на въезд в страны, для пребывания в которых требуется вакцинирование от конкретных инфекций;
  • Отказ от прививок детям может повлечь за собой временный отказ в принятии ребенка в детский сад, школу, а взрослого — в санатории в связи с угрозой масштабной эпидемии или вспышкой в учреждении массового заболевания детей;
  • В случае отказа от вакцинации, гражданину РФ может быть отказано в трудоустройстве, либо тот может быть отстранен от работы, связанной с высоким риском инфекционных заболеваний.

Государство, в частности, Министерство здравоохранения РФ, не имеет законного права вакцинировать детей в обязательном порядке, равно как принуждать их родителей дать согласие на то, чтобы ребенку были поставлены прививки. Поэтому ведомство ищет альтернативные инструменты влияния.

В середине сентября 2017 года сообщалось о предложении Минздрава РФ ввести изменения в закон, введя наказание в виде штрафов или ограничения за отказ родителей от прививок, которые положено ставить детям. Например, оплачивать больничный таких граждан не в полном размере.

В последние годы в России развивается тенденция отказа от достижений современной медицины. В социальных сетях появляются целые сообщества «родителей-антипрививочников». Их представители утверждают, что случаи тяжелых осложнений после вакцинации учащаются и призывают остальных россиян отказаться от прививания детей.

Однако в советские годы, когда возможность отказа от вакцинации законом не была предусмотрена и дети прививались в обязательном порядке, никаких массовых осложнений или эпидемий не было. Проблема с качеством вакцин стояла остро на рубеже 90-х и последующих десятилетий, но сегодня российская медицина способна обеспечить своих граждан качественными медикаментами. Позаботьтесь о здоровье своей семьи, отнеситесь к вопросу вакцинации серьезно!

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Источник

Оригинал статьи опубликован на сайте ООО «Факультет Медицинского Права»

29 мая 2020 года на официальном Портале нормативных правовых актов был размещен разработанный Минюстом проект Кодекса об административных правонарушениях (далее – проект – КоАП). За этим последовало объявление в средствах массовой информации о том, что проектом предлагается ввести административную ответственность за отказ от вакцинации. Опасения о привлечение к ответственности за отказ от вакцинации поддержал Роспотребнадзор, при этом уточнил, что штрафовать за отказ от вакцинации будут только профессиональные группы риска.

В настоящей статье мы решили разобраться, что предусматривает проект КоАП на самом деле и будут ли привлекать к ответственности за отказ от вакцинации.

Читайте также:  Прививки для поросят от паратифа

Обращаем внимание, что проект Кодекса предусматривает значительное количество различных нововведений. В настоящей статье произведен анализ наиболее актуальной части проекта, касающейся «административной ответственности за отказ от обязательной вакцинации».

«Свежий» состав и новые санкции

Начнем с того, что проектом КоАП предлагается ввести, а вернее даже оставить административную ответственность за нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (глава 10, статья 10.1 проекта КоАП). Однако в проекте появляется отдельная норма, посвященная нарушениям санитарно – противоэпидемических (профилактических) мероприятий (часть 4 статьи 10.1 проекта КоАП). Цитируем: «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе по осуществлению мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан…». К слову, именно вокруг этой нормы сейчас возник сыр-бор.

На сегодняшний день, за невыполнение противоэпидемических мероприятий ответственность предусмотрена общей нормой ч. 1 ст. 6.3 КоАП и специальной – ч. 2 и ч .3 ст. 6.3 КоАП (совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления ограничительных мероприятий (карантина)). При этом часть 1 статьи 6.3 КоАП устанавливает ответственность за нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ № 52) санитарно – противоэпидемические (профилактические) мероприятия – это организационные, административные, инженерно – технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (далее- противоэпидемические мероприятия).

В перечень данных мероприятий согласно части 1 статьи 29 ФЗ № 52 входят мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории РФ, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями (ps: обязательная госпитализация, изоляция и др.), проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Однако список противоэпидемических мер не является исчерпывающим, ФЗ № 52 допускает дополнительные противоэпидемические мероприятия. Такие мероприятия проводятся на основании предписаний должностных лиц Роспотребнадзора при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) (ч. 2 ст. 50 ФЗ № 52).

Таким образом, новый состав коснется не только проведения профилактических прививок (как об этом пишут СМИ), но и всего существующего диапазона противоэпидемических мероприятий, которые перечислены абзацем выше.

Возникает резонный вопрос: какая необходимость предусматривать отдельный административный состав нарушений противоэпидемических мероприятий, отделяя его от нарушений санитарных правил и гигиенических нормативов?

При сравнении санкций ответ становится очевидным – увеличение размера штрафа и смягчение наказания в виде административного запрета деятельности (ниже приводим сравнительную таблицу на примере ч.1 ст. 6.3 КоАП РФ).

За что: порядок или факт нарушения

Как указано выше, разработчики предлагают установить ответственность за «нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения к организации и проведению санитарно – противоэпидемических (профилактических) мероприятий…». Из данной формулировки пока что сложно однозначно сказать, за совершение/не совершение каких именно действий лица будут привлекаться к административной ответственности по части 4 статье 10.1 проекта КоАП. Однако полагаем, что, скорее всего, в соответствии с указанной нормой административная ответственность будет наступать за нарушение порядка организации санитарно – противоэпидемических (профилактических) мероприятий, и непосредственно за нарушение указанных мероприятий. Например, ответственность по части 4 статьи 10.1 проекта КоАП для граждан может наступить в случае ненадлежащего оформления отказа от проведения профилактической прививки. Согласно части 3 статьи 5 ФЗ от 17.09.1998 № 157-ФЗ при осуществлении иммунопрофилактики граждане обязаны в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок. В любом случае формулировка «к организации и проведению» предполагает двоякое толкование и требует уточнения.

Отметим, что в настоящее время действуют порядки проведения профилактических прививок (национальный календарь прививок (Приказ Минздрава от 21.03.2014 № 125н), некоторые нормы ФЗ от 17.09.1998 № 157-ФЗ), порядки проведения медицинских осмотров (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н, Приказ Минздрава России от 13.03.2019 № 124н, Приказ Минздрава России от 10.08.2017 № 514н и другие). В тоже время по некоторым противоэпидемическим мероприятиям порядки отсутствуют. Так, проект к таким мероприятиям относит меры в отношении больных инфекционными заболеваниями. Такими мерами согласно статье 33 ФЗ № 52 являются обязательная госпитализация или изоляция больных инфекционными заболеваниями, лиц с подозрением на такие заболевания и контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, а также лиц, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней. Проведение указанных мероприятий должно быть в случае, если данная категория лиц представляет опасность для окружающих, в порядке, предусмотренном законодательством РФ. В то же время, на сегодняшний день порядки госпитализации и изоляции больных ряда инфекционных заболеваний законодательно не регламентированы. Так, например, указанные порядки отсутствуют для больных вирусными геморрагическими лихорадками (желтая лихорадка, лихорадка Денге и др.). Таким образом, привлечение к ответственности по части 4 статьи 10.1 проекта КоАП РФ за нарушение организации противоэпидемических мероприятий (например, порядка обязательной госпитализации, изоляции больных желтой лихорадкой) представляется затруднительным. Отметим, что аналогичная проблема возникнет и при привлечении к административной ответственности по данному составу и за нарушение противоэпидемических мероприятий, связанных с COVID-19, если такие мероприятия не будут регламентированы на федеральном уровне в соответствующем нормативном правовом акте.

Читайте также:  Ася казанцева о прививках

О (не) обязательной вакцинации

Возвращаемся к вопросу дня – возможна ли ответственность за отказ от вакцинации в свете проекта КоАП.

Проведение профилактических прививок входит в число санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, правила организации которых установлены Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – ФЗ № 157), а также Приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении Национального календаря профилактических прививок и Календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (далее – Национальный календарь прививок). При этом ни один из указанных актов не устанавливает обязанность лиц, в том числе лиц, входящих в профессиональную группу риска (например, медицинских работников), проводить профилактические прививки.

Далее важно отметить, что вакцинация является медицинским вмешательством, к ней применяются положения Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323). Как известно для проведения медицинского вмешательства согласно ч. 1 ст. 20 ФЗ № 323 требуется информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. А в случае нежелания подвергаться такому вмешательству пациент имеет право на отказ от него. Данные нормы вполне понятны, поскольку медицинское вмешательство корреспондирует конституционному праву каждого на свободу и личную неприкосновенность, в том числе и на физическую свободу. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство является одной из форм реализации данного конституционного права. Напомним, что основополагающий постулат о праве на свободу и личную неприкосновенность зафиксирован не только в Конституции РФ (ст. 22), но и во Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 (ст.3), Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 (ч. 1 ст.5).

Право на отказ от медицинского вмешательства предусмотрено в первую очередь статьей ФЗ № 323. Кроме того, право на отказ от профилактической прививки предоставлено гражданину ст. 5 ФЗ № 157. При этом ФЗ № 157 такое право предоставляет всем лицам, которые подлежат вакцинации в соответствии с Национальным календарем прививок. Это касается и профессиональных групп риска, в частности медицинских работников. Таким образом, лицам, в том числе работникам, которые относятся к профессиональным группам риска (Постановление Правительства РФ от 15.07.1999 № 825), не может быть принудительно навязано проведение профилактической прививки.

В тоже время право на отказ от медицинского вмешательства не является абсолютным. В частности, возможны случаи, когда допускается медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя. Эти случаи регулируются п. 9 ст. 20 ФЗ № 323. Теоретически можно предположить, что в ситуации с распространением инфекционного заболевания, в частности COVID-19, возможно применить исключительный случай, разрешающий медицинское вмешательство без согласия в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, предусмотренный пп. 2 ч. 9 ст. 20 ФЗ № 323.

Между тем в действительности, по нашему мнению, данная норма не имеет отношения к профилактическим прививкам при COVID-19, поскольку касается лиц, страдающих указанным заболеванием. Для ее применения в первую очередь нужно установить диагноз, а вакцинирование от заболевания, в том числе от коронавирусной инфекции, предполагает, отсутствие заболевания и профилактику его возникновения.

Таким образом, по нашему мнению, отказ от вакцинации не может повлечь наступление ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 10.1 проекта КоАП РФ, поскольку лицам, в том числе входящим в профессиональную группу риска, законом предоставлено право отказаться от медицинского вмешательства, в частности от профилактической прививки.

Однако полагаем, что для «претворения в жизнь» ответственности за отказ от вакцинации необходимо внести соответствующие поправки как в ФЗ № 157, так и в ФЗ № 323 в части осуществления медицинского вмешательства (вакцинирования) без согласия лица в случае, если это связано с проведением профилактических прививок по эпидемическим показаниям и с угрозой распространения заболеваний, представляющих угрозу для окружающих. Без соответствующих изменений в федеральные законы предлагаемая норма не может являться основанием для привлечения к ответственности по части 4 статьи 10.1 проекта КоАП, например, в случае отказа от вакцинации работника из профессиональной группы риска, в частности медицинского работника.

Однако стоит отметить, что неизвестно как будет работать на практике новая норма. Не исключено, что медицинских работников будут привлекать за отказ от вакцинации. Опасения вызывают и комментарии Роспотребнадзора, который отметил, что штрафовать за отказ от вакцинации будут только профессиональные группы риска. Однако повторно сообщаем, что, на наш взгляд, воплощение идеи об ответственности за отказ от вакцинации требуется внесения изменений в ФЗ № 323 и другие нормативные правовые акты.

Напоследок

Считаем важным отметить, что при реализации права на отказ от прививок для гражданина наступают неблагоприятные последствия, одним из которых является отказ в приеме граждан на работу или отстранение граждан от работы, выполнение которой связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, установлен Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825. В число вышеупомянутых работ входят работы с кровью и биологическими жидкостями человека и работы с больными инфекционными заболеваниями. Медицинские работники в большинстве своем заняты именно в сфере выполнения подобного рода работ, особенно работ с кровью и биологическими жидкостями человека.

Если Вам нравятся наши публикации, ставьте лайк, чтобы видеть их в своей ленте чаще.

Источник