Обязательно ли ставить прививки детям после года

В первые месяцы жизни частота прививок у ребёнка наиболее высокая. Так делается, чтобы как можно раньше укрепить иммунитет и дать защиту от самых распространённых и опасных заболеваний. Однако и прививки после года имеют определённый порядок выполнения, зафиксированный в национальном календаре профилактической вакцинации. Несоблюдение графика или отказ от иммунизации подвергает ребёнка серьёзному риску.
Какие прививки делают после года
По достижении одного года интенсивность вакцинации заметно снижается. До поступления в детский сад или школу родителям необходимо самостоятельно следить за соблюдением календаря прививок для детей до 3 лет в России. Если малыши оформлены в ясли, о своевременной вакцинации заботится медицинский персонал этого заведения. Родителям надо лишь оформить в письменном виде согласие на иммунизацию.
Согласно национальному календарю профилактической вакцинации, детям в возрасте от 1 года до 3 лет обязательно необходимо ввести вакцины в соответствии с таблицей прививок (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. № 125н).
В 12 месяцев | Вакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита |
Четвертая вакцинация против вирусного гепатита В (группы риска) | |
В 15 месяцев | Ревакцинация против пневмококковой инфекции |
В 18 месяцев | Первая ревакцинация против полиомиелита |
Первая ревакцинация против коклюша, дифтерии, столбняка | |
Ревакцинация против гемофильной инфекции (группы риска) | |
В 20 месяцев | Вторая ревакцинация против полиомиелита |
Количество и частота выполнения прививок в 2 года ребенку сокращается ещё больше. Перед поступлением в первый класс его медицинская карта должна пополниться записями о трёх дополнительных вакцинациях в соответствии с графиком иммунизации.
Дети 6 лет | Ревакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита |
Дети 6-7 лет | Вторая ревакцинация против дифтерии, столбняка |
Ревакцинация против туберкулеза (БЦЖ) |
В период обучения в школе за соблюдением расписания вакцинации наблюдает школьная медсестра. Всем детям, не имеющим противопоказаний по здоровью, плановые прививки делают в один день, централизовано. Если у ученика имеются какие-либо отклонения от основной схемы иммунизации, его родители должны обсудить их со школьной администрацией заранее.
Дети 14 лет | Третья ревакцинация против дифтерии, столбняка |
Третья ревакцинация против полиомиелита | |
Дети 6-18 лет | Ежегодная вакцинация против гриппа |
Где можно пройти вакцинацию
Выбор поликлиники для проведения вакцинации ребёнку родители могут сделать самостоятельно. Однако следует помнить, что эта медицинская организация, а также выполняющий прививки персонал, должны иметь соответствующие документы и разрешения. Родители имеют право потребовать сертификат, подтверждающий допуск врача, медицинской сестры или фельдшера к выполнению такой манипуляции.
График прививок для детей после 12 месяцев
Чтобы план иммунизации, начатый в первые дни жизни, ребёнок и далее переносил нормально, следует придерживаться определённых правил.
Подготовка к прививанию и прививание годовалых детей
Соблюдая схему вакцинации до трех лет, необходимо помнить, что подготовка к прививке должна начинаться за несколько дней до самой процедуры. Прежде всего, надо позаботиться, чтобы ребёнок получал привычный рацион продуктов. Менять его в этот период (за 3 дня до прививки и столько же после) не рекомендуется. В особенности это касается детей, находящихся на грудном вскармливании.
В день прививки следует дать ребёнку назначенные участковым педиатром антигистаминные препараты. Необходимо также заранее приобрести детские свечи с парацетамолом. Они понадобятся в случае возникновения сильных реакций на препарат.
Если в течение нескольких недель перед вакцинацией ребёнок болел, об этом необходимо сообщить врачу до выполнения прививки. До начала процедуры врач должен выполнить следующие действия:
- измерить температуру у ребёнка и провести осмотр;
- путём опроса родителей и изучения медицинской карты определить противопоказания;
- при необходимости назначить дополнительные анализы (мочи, крови и так далее).
Если противопоказания к иммунизации отсутствуют, вакцинация проходит в установленном порядке. По завершении процедуры родителям необходимо провести в медицинском учреждении ещё полчаса. В это время врач или медицинская сестра должны наблюдать за реакцией ребёнка на введённый препарат. При отсутствии отрицательных проявлений можно возвращаться домой.
Следует помнить, что наблюдение за привитыми должно осуществляться и в последующие дни. В случае введения живой вакцины реакция организма может наступить на 5-й…6-й либо 10-й…11-й дни. Проявление побочных эффектов от прививки с применением инактивированных препаратов наблюдается гораздо раньше – в первые 3 дня после вакцинации.
Восстановление графика прививок
Если по каким-либо причинам план иммунизации был нарушен (например, пропущена прививка в 18 месяцев), родители совместно с инфекционистом могут разработать индивидуальный график. В нём должны быть учтены состояние здоровья ребёнка, а также особенности вакцин. При этом за основу берётся стандартная схема иммунизации.
Например, для гепатита в приказе Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. № 125н утверждена стандартная схема выполнения прививок: 0-1-6. «0» – дата введения первой вакцины. Ревакцинация назначается через 1 и 6 месяцев после этого. При этом если ребёнок входит в группу риска, график будет отличаться, и иммунизация для него проводится по схеме 0-1-2-12.
Почему нужно делать обязательные прививки по возрасту
Несмотря на постоянное развитие науки, уже проявленная инфекция плохо поддаётся лечению. Как правило, усилия врачей направлены на устранение симптомов или последствий заболевания. В подобных условиях более рационально заранее ввести в организм ребёнка вакцину, которая сформирует искусственную защиту иммунитета.
В коллективе, большинство членов которого были своевременно привиты, шансы заболеть минимальны. Однако встреча нескольких непривитых детей в районе очага эпидемии приведёт к тому, что они также заразятся. При этом не знакомый с вирусом организм не сможет обеспечить надлежащую защиту.
Можно ли комбинировать вакцины
Национальный календарь профилактических прививок предусматривает введение препаратов от нескольких заболеваний одновременно (например, от кори, краснухи, эпидемического паротита). Кроме того, отдельные медицинские учреждения допускают сочетание вакцин, предусмотренных планом иммунизации в один день. В частности, это касается препаратов от полиомиелита и АКДС (комбинированный препарат против дифтерии, столбняка и коклюша).
Однако не все специалисты одобряют данную практику. Некоторые врачи считают, что назначение двух разных препаратов на один день может вызвать усиление отрицательной реакции организма. В особенности это касается введения живой вакцины от полиомиелита в сочетании с инактивированными. Назначение комбинированных прививок может выполнять лишь инфекционист после проведения соответствующего обследования ребёнка.
Что такое ревакцинация
Большинство современных прививок делаются по нескольку раз в соответствии с заданной схемой. Второе и все последующие введения препарата одной и той же группы называется ревакцинацией. Так организм получает дополнительное количество активных компонентов, необходимое для формирования правильного и устойчивого иммунитета. Например, в год и 3 месяца ребёнок проходит ревакцинацию против пневмококковой инфекции, а в полтора года делается первая ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка.
Для ревакцинации основной препарат соединяют с 0,5 мл адсорбирующего вещества. Оно необходимо для удержания всей смеси внутри мышцы. При этом само активное вещество не вызывает в организме сильных отрицательных реакций, как при первом введении. Однако возможны микротравмы, сопровождающиеся гематомой, вздутием, синяком. Они проходят в течение 5-7 дней.
Как формируется иммунитет
Иммунитет, оберегающий человека от вирусов, может быть натуральным и искусственно созданным. Первую естественную защиту ребёнок получает вместе с материнским молоком. В дальнейшем его организм начинает самостоятельно вырабатывать малое количество антител.
Во время болезни организм увеличивает количество защитного белка. При этом он запоминает строение вируса или бактерии. К слабым инфекциям иммунитет становится устойчивым после первого перенесённого заболевания. Однако имеются штампы, защита против которых вырабатывается лишь после многократного столкновения с ними.
Процесс естественного формирования иммунитета длится слишком медленно, чтобы полагаться лишь на него. Вакцинация организма помогает ускорить выработку белка и усилить устойчивость к вирусам. Антитела, которые вырабатываются в ходе вакцинирования, являются основой специфического (направленного на борьбу с конкретной инфекцией) иммунитета, который, наряду с естественным, формирует надёжную защиту.
Действие препаратов на организм
При введении вакцины в организм ребёнка происходит моделирование инфекции в её наиболее слабом варианте. При этом сама болезнь не проявляется, однако включается защитная функция иммунитета. Она заставляет организм начать выработку антител и Т-лимфоцитов. Последние являются так называемыми «клетками памяти». Они остаются в иммунной системе человека длительное время и при столкновении с настоящим вирусом помогают быстро побороть болезнь.
В процессе активного действия вакцины и формирования алгоритма борьбы с заболеванием ребёнок может чувствовать легкое недомогание. Как правило, оно проявляется повышением температуры тела, слабостью и подобными симптомами.
Проводить или не проводить вакцинацию детей
Законодательство РФ даёт право родителям самостоятельно решать – прививать ли их детей. При этом, однако, необходимо помнить, что без дополнительной защиты иммунитет ребёнка значительно слабее, чем у его сверстников и, следовательно, он больше подвержен риску заболеть.
Существуют также случаи, когда вакцинация невозможна по медицинским показаниям. Окончательное решение в этом случае принимает педиатр после обследования ребёнка и проведения необходимых анализов.
Причины полного освобождения от прививок
Поводом для отказа от одной или всех вакцин из обязательного перечня может стать аллергическая реакция организма на один из её компонентов. Например, перед инъекцией вакцины против гепатита В необходимо убедиться в отсутствии у ребёнка непереносимости пекарских дрожжей. При иммунизации от кори и краснухи камнем преткновения может стать аллергия на яичный белок и так далее. Если имеются подозрения на подобные реакции организма, следует провести дополнительные анализы до начала вакцинации.
Источник
652 просмотра
16 февраля 2020
Ребёнку 1,1 лет. Из прививок только бцж в роддоме, мёд отвода по вакцинации не было, просто с мужем решили,что начнём прививать после года. Сейчас встал вопрос,с чего начать? К кому идти на консультацию,иммунологу,педиатру? Надо ли сдавать какие-то анализы? В каком порядке и с каким интервалом делать прививки? Наши или импортные?
На сервисе СпросиВрача доступна бесплатная консультация педиатра онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!
Врач КДЛ
Здравствуйте, Мария! Однозначно, нужна консультация педиатра.
Педиатр
Здравствуйте! Можно обратиться к педиатру по мж или же в центр вакцинопрофилактики. Начинать можно с Инфанрикс гекса.
Рентгенолог, Терапевт
Здравствуйте! Неоьходима сначала консультация педиатра. Специальной подготовки не требуется, если вы здоровы. Скорее всего назначат общий анализ крови. Начинать можно с гепатита в, или как пишет коллега с игфанрикс гекса, это многокомпонентная вакцина, гепатит в тоже туда входит.
Педиатр, Терапевт, Массажист
Идти к педиатру. Если будете делать анализы в частной клинике, назначит вам обязательно анализы. Если в поликлинике, анализов не понадобится. Начинать нужно Пентаксим с гепатитом В. Прививка трехкратно. Через 45 дней, гепатит придётся доделывать Через 6 месяцев после первой вакцины затем сделать превенар 2 кратно. Корь краснуха паротит. Перед всеми прививками следует сделать манту. Пока всё всё
Педиатр
Здравствуйте,идти нужно к своему педиатру,где после осмотра он распишит вам схему вакцинации.Так как ребенку год будет сначало проба Манту,затем можно начать с Пентаксим с гепатитом или Инфанрикс гекса( в нее уже входит гепатит).
Педиатр
Здравствуйте! Начнёте с Инфанрикс гекса, но сначала,конечно,надо будет сделать Манту с осмотром педиатра .
Педиатр
Идти к педиатру, он составит индивидуальный график.
Я бы начал вас прививать с корь-краснухи-паротита.
Вакцины иностранные (потому что там есть комбинированные необходимые в вашем случае)
Педиатр
Здравствуйте начните с оак, оам, кал на яйца глистов, соскоб на энтеробиоз
Начать с манту
Потом гепатит
Акдс
Превенар
Педиатр
Здравствуйте,Мария. По исполнению ребенку год вы, наверное, проходили медосмотр, сдавали анализы. Если все хорошо о результату медосмотра и анализам – сдавать анализы повторно не обязательно ( только, если сами захотите ). Начните с реакции Манту, так как годо от БЦЖ, скорее всего, у вас уже прошел. Через 72 часа, при хорошем результате Манту, можно начать по такой схеме ( в скобках импортные вакцины, если есть возможность, конечно, это сократит и время и количество инъекций ) :
V1 АКДС +V 1 ИПВ+ V 1 гепатит ( пентаксим+гепатит или инфанрикс гекса )
через 45 дней
V 2 АКДС +V 2 ИПВ + V 2 гепатит ( пентаксим или инфанрикс гекса )
через 45 дней
V 3 АКДС + V 3 ОПВ + V 1 превенар-13 ( пентаксим или инфанрикс без гекса, или вместо ОПВ можно БиВакполио тоже капли, но в этом варианте с АКДС )
через 30 дней
V кори + V паротита + V краснухи( это 2 укола или можно так – приорикс ( это одним уколом )
через 4 месяца после V 2 гепатит и через 1 месяц после любой последней прививки необходимо сделать V 3 гепатит + V 2 превенар-13 и закончено с гепатитом и превенаром
через 1 год после V 3 АКДС ( пентаксим ) необходимо привить
По моим расчетам уже пройдет год после реакции Манту и ее необходимо повторить вновь, и затем через 72 часа
RV АКДС + RV 1 ОПВ или Бивакполио ( пентаксим или инфанрикс без гекса )
через 1 месяц после RV 1 ОПВ
RV 2 ОПВ или Бивакполио
Реакция Манту проводится 1 раз год – это обследование на наличие в организме возбудителей туберкулеза.
При желании и возможности, конечно, можно привиться от менингококовой инфекции – Менактра, после исполнения 2х лет проводится однократно, и весной-осенью можно привиться вакциной от клещевого энцефалита ( если в вашем регионе это актуально ), она проводится 2х кратно с интервалом 1-7 месяцев.
Постаралась понятнее распределить график введения вакцин. Надеюсь, понятно). Если возникнут вопросы – пишите, можно в личку)
Оцените, насколько были полезны ответы врачей
Проголосовало 2 человека,
средняя оценка 5
Что делать, если я не нашел ответ на свой вопрос?
Если у Вас похожий или аналогичный вопрос, но Вы не нашли на него ответ – получите свою бесплатную онлайн консультацию врача.
Если Вы хотите получить более подробную консультацию врача и решить проблему быстро и индивидуально – задайте платный вопрос в приватном личном сообщении. Будьте здоровы!
Источник
В Интернете уже на протяжении нескольких лет активно обсуждается открытое письмо онкоиммунолога Веры Владимировны Городиловой, зам. директора Московского научно-исследовательского онкологического института им. Герцена по научной работе, руководителя лаборатории клинической иммунологии опухолей, адресованное ею в Национальный комитет по биоэтике. Нам трудно сказать, насколько подлинным является этот документ – ведь Вера Владимировна скончалась еще в “доинтернетную эпоху”, в 1996 году, однако само содержание письма до сих пор активно дискутируется в Интернете.
Сегодня мы решили привести текст этого послания и самый актуальный ответ на него – открытое письме врача-инфекциониста Центра новых медицинских технологий, преподавателя медицинского факультета НГУ Петра Гладкого, которое он опубликовал на своем сайте.
Если у вас есть сомнения, ставить ли прививки вашему ребенку, – прочитайте обе статьи и сделайте выводы!
Открытое письмо онкоиммунолога
Профессора В.В. Городиловой
Давно следовало серьезно подумать о нарастающем детском лейкозе, о котором говорил уже в начале 60-х академик Зильбер, о разбалансированной иммунной системе в результате неугасающего “поствакцинального состояния”, начинающегося у нас с роддомов и активно продолжающегося в детском и подростковом периодах.
Доказано, что у младенцев иммунная система незрелая, она начинает функционировать в пределах “нормы” через 6 месяцев. Какая может быть БЦЖ в неонатальном периоде? Неонатология обязывает наблюдать за новорожденными в первый месяц после рождения. За это время должна быть проведена не вакцинация, а скрининг новорожденных на иммунодефициты, исследования с целью установления наследственных заболеваний, прогноза предпосылок к патологиям. Западные страны не прививают крох живыми вакцинами. Но там уже несколько десятилетий проводят оценки иммунного статуса сразу после рождения.
После БЦЖ начинается перестройка иммунной системы, в первую очередь – макрофагальной составляющей на живые микобактерии туберкулёза. Готова ли иммунная система младенца бороться со столь сильной нагрузкой?
Грубое нарушение защитного механизма “иммунотерапией” вызывает ускоренную потерю “иммуносилы”, допускаю – инволюцию тимуса, не успевшего приступить к своим обязанностям, открывает дорогу к онкозаболеваниям…
Кровь, как известно, состоит из жидкой плазмы, эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов. Можно думать, при интенсивной подолжительной иммуностимуляции в крови накапливаются факторы, воздействующие на клетки иммунной системы, нарушающие условия функционирования лимфоцитов, повышаюшие “расход” определённых типов клеток белой крови. Истощение их приведёт к изменению кроветворения, аналогично тому, как при длительной анемии активизируется эритропоэз. Хочу напомнить о работах Н. П. Шабалова, указывающих на провоцирующую роль вакцин в латентно протекающем лейкозе у детей, а также о тяжёлых обострениях лейкоза под влиянием прививок, о чем упоминается в педиатрической литературе, но меры не принимаются.
Допускаю, что БЦЖ, живые микобактерии туберкулёза, подавляют активность Т-системы новорожденных, вызывая вторичную иммунологическую недостаточность. Это следует расценивать как результат функционального расстройства иммунной системы детей.
Полностью разделяю требования Галины Червонской – прививки должны быть индивидуальными и рациональными. Необходимо иммунологическое обследование до и после этого небезобидного вмешательства. Нельзя беспредельно накапливать антитела – их избыток приводит к аутоиммунным процессам. Отсюда и “помолодевшие” аутоиммунные заболевания у молодёжи: ревматоидный артрит, системная красная волчанка, заболевания почек, щитовидной железы, расстройство нервной, эндокринной систем, онкозаболевания, а среди них – детский лейкоз.
Считаю, что Минздрав обязан разработать план по организации иммунологического обследования-скрининга детей на иммунодефициты. Он должен отвечать запросам детской эко- и эндопатологии и определять более серьёзные показания к прививкам, особенно живыми вакцинами.
На собственном горьком опыте знаю, что насильственная вакцинация приносит вред. Моей внучке была сделана прививка АКДС. Возникло тяжелейшее осложнение – отёк мозговых оболочек.
Каждый человек – индивидуальность. Любая вакцина ослабляет организм: сколько процесс продлится – предсказать невозможно. Следовая патология на вакцинальное повреждение обязательно остаётся.
Добавлю к этому что реакция Манту – тоже серьёзная иммунологическая перестройка. Вы только подумайте: организм “обязан” выдать реакцию с местными проявлениями в месте введения аллергена – туберкулина, на крохотное количество биологической диагностической пробы. И организм реагирует воспалительным процессом – покраснением разной величины. Эта диагностическая проба – ничуть не менее опасное вмешательство, чем вакцина, постольку тоже – чужеродный белок, аллерген.
Конечно же, прививки не должны быть обязательными, тем более плановыми. Как всякое медицинское вмешательство, вакцинация не может быть массовой и должна быть добровольной. Ведь с возбудителем инфекционной болезни ребенок то ли встретится, то ли нет, а вакцина обязательно нарушит естественный ход событий. Да и кто просчитал, что в наше время опаснее: дифтерит, туберкулёз или осложнения от прививок против них?
Думаю, мы занимаемся не “той” вакцинацией в век сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, патологии органов дыхания, почек, распространённого диабета, опорно-двигательной патологии, нарушения психического здоровья детей. Прививки следует рассматривать как меру чрезвычайную, тщательно учитывая динамику заболеваемости конкретной инфекционной болезнью, чтобы проводить строго селективную вакцинацию.
Иммунная система не выдерживает “планового натиска”, она ломается, функции её извращаются, она “сбивается с курса”, предписанного природой, человек становится более уязвимым к простуде, аллергенам, онкозаболеваниям… Растёт аллергия среди малышей – есть ли теперь такие дети, которые бы не страдали аллергическими заболеваниями?! В первое полугодие дети страдают желудочно-кишечной дистрофией и изменениями на коже, вызываемыми пищевыми аллергенами разной этиологии. Со второго полугодия присоединяются астматические бронхиты (кстати, одно из осложнений на АКДС, АДС). Ну, а к 3-4 годам начинают проявляться клинические симптомы сенсибилизации пыльцой – по этим проблемам публикации неисчислимы.
Разбалансированная иммунная система “не замечает” неповинующихся клеток, вышедших из-под её контроля, перерождающихся в опухолевые из-за искажённых функций макрофагального звена и, в целом, лимфоцитов. Я не встретила ни одной работы отечественных авторов, которая бы ответила на вопрос: что происходит с тимусом после БЦЖ, после “поствакцинального напряжения” во время полового созревания подростков? Зато известно: нельзя пользоваться живыми вакцинами при иммунодефицитах и ферментопатиях, они способствуют развитию инфекционного процесса среди восприимчивых детей.
Иммунная система – тонкий сбалансированный механизм, она подвержена расстройству. В результате постоянного раздражения – стимуляции вакцинами, имунная система вместо того чтобы охранять организм, губит собственные клетки за счет накопления антител, за счет аутоиммунных процессов и функционального изменения свойств клеток.
Какими бы временными ни были формы иммунопатологии, все они сводятся к нарушению баланса Т-клеточных систем, приводя функционально и структурно к многочисленным расстройствам в здоровье ребенка. Запас лимфоцитов истощается, организм оказывается беззащитен перед антропогенными факторами. Человек стареет раньше времени. Физиологическое старение – процесс постепенного увядания звеньев иммунной системы. Вакцины подстёгивает процесс “расходования” лимфоцитов, искусственно приводя организм к преждевременному старению, отсюда cтарческие болезни у молодёжи. В онкологии основополагающим является дисбаланс между скоростью иммунного ответа и опухолевым ростом. Нарастание онкозаболевания опережает скорость размножения реагирующих на него лимфоидных клеток, направленных на борьбу с непристанно поступающими антигенами – вакцинами.
Известный хирург, академик Амосов в своей книге “Раздумья о здоровье”, утверждает, что практически невозможно провести границу между вроде бы противоположными понятиями “здоровье” и “болезнь”. К похожим рассуждениям был склонен и Авиценна, живший свыше тысячи лет назад: он различал между этими двумя понятиями различные переходные стадии. А где “переходные стадии” между здоровьем и “малой болезнью” – прививкой?
Я абсолютно убеждена, что вся онкология начинается с негативной перестройки иммунной системы с последующим угнетением её функций как результата “сверхнагрузки”. Именно при врождённых и приобретённых иммунодефицитах отмечается более частое развитие злокачественных новообразований…
Почему я против отказа от прививок
Врач-инфекционист Центра новых медицинских технологий, преподаватель НГУ Петр Гладкий
Ответ на открытое письмо онкоиммунолога профессора В.В. Городиловой
Несмотря на то, что польза профилактических прививок на сегодняшний день кажется очевидной не только врачам-инфекционистам и вакцинологам, но всем, кто заботится о здоровье – до сих пор можно встретить статьи, сводящие на нет все усилия специалистов по ликвидации инфекционной заболеваемости. Одна из них – открытое письмо онкоиммунолога профессора В.В. Городиловой.
Ни в коей мере не пытаюсь поставить под сомнение квалификацию и опыт уважаемой коллеги, это за пределами моей компетенции.
Речь пойдет только о том, что мне видится самым важным: об ошибочных посылах, и следующих за ними неверных выводов; о неверно расставленных на мой взгляд акцентах и о том, какой вред это может нанести обычному человеку, после прочтения такой статьи. Именно это и побудило меня выступить с открытым ответом на упомянутую статью.
Итак, что же пишет автор? На что обращает наше внимание?
1. Очень многие вакцины вредны и опасны (примеры: БЦЖ, так как нагружают еще не зрелый тимус новорожденного ребенка; АКДС, так как содержит токсичный коклюшный компонент, и другие – живые и ослабленные вакцины).
2. Очень часто врачи прививочных кабинетов и школ проводят вакцинацию формально или даже принудительно, не учитывая противопоказаний. В результате – часто развиваются поствакцинальные осложнения.
3. Из всего указанного следует, что поголовная вакцинация – зло, что она должна быть запрещена, а те кто этого не понимают и продолжают выполнять приказ Минздрава – преступники. Кроме того, вызывает большие сомнения тот факт, что сейчас актуальна вакцинация против дифтерии (в оригинальном тексте – дифтерита) и других инфекций – их давно нет. Продолжение всеобщей вакцинации против большинства инфекций на фоне все чаще регистрируемых осложнений – преступление. Она должна проводиться выборочно.
Что можно возразить против этого?
1. Идея вакцинации, как прививки болезни в легкой форме, в свое время получила популярность не благодаря безопасности тогдашних прививок, а наоборот, благодаря их эффективности и вопреки известным рискам. Потому что инфекционные болезни во все времена уносили огромное количество жизней. С внедрением вакцин резко снизилась заболеваемость натуральной оспой и смертность от нее, а в 20 веке она была признана ликвидированной – в 1980 была отменена и вакцинация. На примере оспы (конечно, с оговоркой, что нельзя полностью исключить ее возврат) можно понять, что вакцинация, проводимая не от хорошей жизни, с ликвидацией болезни может быть также отменена. Но это возможно ТОЛЬКО при создании иммунной прослойки у 95 – 97% населения – значит, только при ВСЕОБЩЕЙ вакцинации против инфекций, имеющих глобальное, пандемическое распространение.
2. Живые и убитые вакцины, безусловно, представляют опасность, так как содержат инфекционное начало, пусть и ослабленное. Однако, не следует путать вакцинальный процесс (инфекционный, но ослабленный) с поствакцинальным осложнением (которое само по себе является противопоказанием к дальнейшим вакцинациям данной вакциной). Понимая риск, современная наука стремится к уходу от вышеупомянутых вакцин и переходу на рекомбинантные, то есть генно-инженерные вакцины. Примеры: вакцина против вирусного гепатита В (она не содержит ослабленного вируса и поэтому не может вызвать даже легкую форму гепатита, желтуху новорожденных). Благодаря этой вакцине, внедренной в мировую практику в начале 21 века, манифестные формы болезни стали регистрироваться намного реже, смертность от фульминантной (молниеносной) формы болезни резко снизилась, количество заболевающих циррозом печени и первичным раком печени за счет гепатита В резко снизилось.
Там, где невозможно полностью уйти от вирусного начала, ушли от живых вакцин к инактивированным. Пример – ИПВ против полимиелита. Благодаря вакцинам против этой калечащей инфекции заболеваемость хотя и не ликвидирована полностью, но резко снижена, и вполне возможна ее ликвидация в обозримом будущем.
Ученые изобрели также способ очистки вакцины, предусматривающий сохранение только основных антигенов вируса, поэтому и лучше переносимых. Пример: субъединичные вакцины против гриппа.
3. Благодаря вакцинации против дифтерии (в которой сомневается автор статьи), заболеваемость снизилась с 41, 1 на 100 тыс. населения в довакцинальную эпоху за 5 лет сократился до 3,0.
В 1980 е годы существовала спорадическая заболеваемость почти исключительно взрослых – дети не болели, так как имели прививочный иммунитет. В начале 90х, на фоне массового отказа родителей от прививок, заболеваемость дифтерией резко возросла и в 1994 году приближалась к заболеваемости довакцинальной эпохи. С 2005 года эта инфекция не регистрируется в Новосибирске. Примерно тогда же исчезла и корь. Пандемического распространения этих инфекций не стало.
4. Подросло поколение людей – родившиеся в 1980е и позже – которые вообще не знают и не могут понять, как люди раньше жили в условиях высокой заболеваемости такими инфекциями, как дифтерия, корь, полиомиелит, тяжелые формы вирусных гепатитов. Но именно потому, что вакцинация проводится тотально, стало возможным свести заболеваемость ими к минимуму или даже полностью искоренить.
К сожалению, сейчас неблагополучно в области заболеваемости туберкулезом, в настоящее время болеют вполне социально адаптированные люди. И это несмотря на прививки БЦЖ, первая из которых делается еще в роддоме.
К сожалению, из-за токсичности коклюшного компонента вакцин АКДС (о чем упоминает автор) в свое время перешли на АДС-М, но и заболеваемость коклюшем сохранилась. Однако в последние годы, более безопасные импортные вакцины (Инфанрикс, Пентаксим) свели этот риск к минимуму.
Считаю, что доля истины в статье есть. Согласен с тем, что в поликлиниках и школах может быть нарушен индивидуальный подход, да и вызывает тревогу тот факт, что бесплатно можно поставить только самую дешевую прививку. Являюсь сторонником платных вакцинальных кабинетов и взвешенного подхода в проблеме оценки противопоказаний к вакцинации.
В прививочных кабинетах частных медицинских центров ведут прием врачи-иммунологи, которые вполне могут исследовать при необходимости иммунный статус прививаемого человека.
Однако, все эти вопросы решаемы, и важно, под каким углом зрения написана статья. Потому что от этого будет зависеть и то, последует ли за прочтением статьи массовый отказ от прививок или нет.
Акцент сделан на том, что всеобщей вакцинации вообще быть не должно. Вывод сделан на основании тревоги, которую вызывают поствакцинальные осложнения. Вывод сделан без учета и без знания ситуации по заболеваемости той или иной инфекцией.
Так для чего же прививают против инфекций, которые уже не регистрируются? (корь, дифтерия, полиомиелит)?
Они не регистрируются у нас, но могут вполне быть завезены из эндемичных регионов. Особенно это касается летучих инфекций. Поэтому пока они хоть где-то регистрируются, учитывая их опасность – к ним отношение такое же, как когда заболеваемость была высокой.
Итак, я считаю, что отказ от всеобщей вакцинации против инфекций, имеющих (или имевших в недавнем прошлом), пандемическое распространение, был бы большой ошибкой.
К сожалению, у нас нет единого взгляда на проблему инфекционной заболеваемости, их специфической профилактики и проблемы побочных реакций, вакцинального процесса, осложнений, риска развития опухолей. Каждая служба смотрит на эту проблему – опасности инфекций и опасности вакцинации – только с точки зрения своих приорите