Открытый урок по прививке

Открытый урок по прививке thumbnail

Возраст воспитанников: 8–10 лет.

Год обучения: второй.

Цель: знакомство со значением прививок для человека.

Задачи:

Обучающие:

1. Способствовать стремлению к здоровому образу жизни.
2. Познакомить со значением прививок для здоровья.

Развивающие:

1. Способствовать расширению кругозора обучающихся.
2. Способствовать развитию внимания.

Воспитывающие:

1. Способствовать воспитанию культуры здорового образа жизни.
2. Способствовать укреплению и сохранению здоровья обучающихся.

Тип учебного занятия: комбинированный (новый материал).

Форма организации проведения занятия: интегрированное занятие.

Педагогические технологи: здоровье сберегающие, педагогика
сотрудничества, игра, демонстрационный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный,
практический, игра – активатора, игра “Светофорчики”, информационный.

Методическое обеспечение занятия: видео материалы из мультфильма “Про
бегемота, который боялся прививок” сфетофорчики (красный, жёлтый, зелёный по
числу участников), табличка со словом (иммунитет), листочки бумаги, ручки по
числу участников.

Оборудование: компьютер.

Ход занятия

I. Организационный момент.
Здравствуйте, а теперь давайте, поиграем а игру “Приветсвие”.

Педагог: 1-я Игра – активатор “Приветствие”.

– Дети, давайте поприветствуем, всех, кто находится, в этом кабинете: “Я
приветствую, вас!”

– Я приветствую, тебя Земля; (руки опускаем вниз, направляем на землю и
произносим слова).

– Я приветствую, тебя Солнце; (руки поднимаем вверх и произносим слова).

– Я приветствую, тебя воздух; (ручки разводим в разные стороны и повторяем
слова).

II. Сообщение темы занятия.

Педагог: – Вы, любите смотреть мультфильмы

Воспитанники: да любим.

– Давайте посмотрим небольшой отрывок из мультфильма “О бегемоте, который
боялся прививок”

Просмотр отрывка из мультика.

Педагог:

– О чём мы будем говорить сегодня на валеологии?

Воспитанники: о прививках.

Педагог:

– Правильно тема нашего занятия “Прививки от болезней”.

III. 1. Информационное сообщение.

Педагог:

– Вы знаете, что вредные, болезнетворные микробы, попадая в организм,
размножаются, выделяют яды. От, них возникают различные болезни. Болезни бывают:
инфекционные и неинфекционные.

2. – А сейчас мы поиграем в игру “Кто больше знает”.

– Назовите Инфекционные болезни, которые вы знаете?

Воспитанники:

– Ангина, грипп, ветрянка, гнойная ангина.

Педагог:

– Как же защитить себя от этих болезней?

Воспитанники:

– Закалятся, вести здоровый образ жизни, соблюдать правила гигиены, делать
зарядку, правильно питаться.

Педагог:

– Молодцы, а ещё надо соблюдать режим дня, одеваться по погоде, соблюдать
двигательный режим (нельзя долго сидеть возле компьютера и телевизора, делать
физкультминутки на занятиях), но этого оказалось мало, для защиты от
заболеваний.

– И учёные – медики придумали еще одну защиту от таких болезней.

Информационное сообщение.

В результате прививки человек заражается вирусом в безопасной для себя форме,
и организм приобретает способность сопротивляться болезни, т. е. в организме
вырабатывается иммунитет (слово вывешивается на доске), к той
болезни, против которой была поставлена прививка, то есть организм появляется
защита от болезни.

В том случае если человек привитый, заболел например гриппом, то он легче
будет переносить болезнь или так же как и не привитый человек?

Воспитанники:

– Легче или вообще не заболеет.

Педагог:

– Делам вывод: прививки укрепляют иммунитет организма.

Словарная работа.

– Давайте запишем это слово на листочках иммунитет.
Чтоже означает слово иммунитет.

Воспитанники:

– Защита

3. Анализ ситуации.

Давайте посмотрим, что же стало с бегемотом, который испугался прививки и
убежал из поликлиники?

(Просмотр отрывка из мультфильма.)

Воспитанники:

– Он заболел, желтухой.

Игра “Светофор здоровья”.

Педагог:

– А сейчас мы поиграем в игру “Светофор здоровья”, я задам вопрос, а вы
поднимите светофорчики, которые лежат перед вами, согласны?

Воспитанники:

– Да.

Педагог:

Как вы думаете, прививки: опасны, не опасны и не полезны, полезны?

– Поднимите светофорчики:
– красный если это опасно для здоровья;
– жёлтый, если и не опасно и не полезно;
– зелёный, если это полезно для здоровья.

Воспитанники: поднимают светофорчики зелёные.

4. Оздоровительная минутка.

Вот под елочкой зеленой.

Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны, (Прыжки на одной ноге, на другой ноге.)
Кар-кар-кар. (Дети кричат “Кар-кар-кар” на выдохе.)
Целый день они летали, (Бег на месте со взмахами рук в стороны.)
Спать ребятам не давали,
Кар-кар-кар. (Дети кричат “Кар-кар-кар” на выдохе.)
Только к ночи умолкают,
Вместе с нами засыпают, (Ходьба на месте.)
Ш-ш-ш-ш. (Присед с выдохом.)

Спасибо! Садитесь.

Анализ ситуации:

Стихотворение С. Михалкова “Прививка”.

– Послушайте и скажите, почему испугались девочки.

Две сестрёнки Катя с Варей
Докторов почти не знали:
Не лечились, не болели,
потихонечку взрослели.
Пригласили на прививку,
пошли весело, с улыбкой.
В поликлинику вошли,
к кабинету подошли,
посмотрели друг на друга,
задрожали от испуга.
Врач сестрёнок приглашает:
– Заходите, кто желает.
– Ты иди, а я потом,
Молвит Катя шепотком.
– Ты же старше, ты иди,
И пример мне покажи.
Так стоят, в глазах тревога,
А войти никто не может.
– И чего боятся детки,
– Ведь не ставят здесь отметки?

– Делали ли вам прививки?
– От каких болезней?

Читайте также:  Сроки прививок корь краснуха

IV. Игра “Вредно, полезно”.

Назовите, что для здоровья полезно, а что вредно.

V. Итог урока.

О чём мы сегодня говорили на занятии?

Воспитанники:

– О прививка.

Педагог:

Для чего делают прививки? (Они укрепляют иммунитет.)

Источник

Тема: Прививки от болезней

Цель: знакомство со значением прививок для человека.

Задачи:

Обучающие:

1. Способствовать стремлению к здоровому образу жизни.
2. Познакомить со значением прививок для здоровья.

Развивающие:

1. Способствовать расширению кругозора обучающихся.
2. Способствовать развитию внимания.

Воспитывающие:

1. Способствовать воспитанию культуры здорового образа жизни.
2. Способствовать укреплению и сохранению здоровья обучающихся.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Ребята, давайте, поиграем а игру “Приветсвие”.

– Поприветствуем, всех, кто находится, в этом кабинете: “Я приветствую, вас!”

– Я приветствую, тебя Земля; (руки опускаем вниз, направляем на землю и произносим слова).

– Я приветствую, тебя Солнце; (руки поднимаем вверх и произносим слова).

– Я приветствую, тебя воздух; (ручки разводим в разные стороны и повторяем слова).

2. Сообщение темы занятия.

– Вы, любите смотреть мультфильмы

– Давайте посмотрим небольшой отрывок из мультфильма “О бегемоте, который боялся прививок”

Просмотр отрывка из мультика.

– О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

-Тема  нашего занятия “Прививки от болезней”.

3. Работа по теме урока.

Сегодня мы поговорим о болезнях, которые можно предупредить, если вовремя сделать прививки.

Девиз сегодняшнего занятия: «Предупредить болезнь легче, чем её лечить».

А сейчас мы узнаем, когда появились прививки.

Из истории (сообщения детей)

Значение слов

–А что означает слово прививка? Давайте узнаем о значении этого слова из словарей.

(Дети в группах работают со словарями. )

Из толкового словаря:

ПРИВИВКА – это…

ИНФЕКЦИЯ – это …

Главная цель вакцинации – формирование иммунитета/невосприимчивости/ к болезни.

Благодаря вакцинации, в мире исчезли такие болезни, которые уносили многие миллионы человеческих жизней

– Как действует прививка? В организм человека вводят ослабленного или убитого микроба – возбудителя.

 В результате в организме вырабатываются особые вещества, которые в дальнейшем способны убить настоящего возбудителя болезней.

3.ФИЗМИНУТКА

Солнце спит, небо спит, – (кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало – (встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок – (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)
Небо тучей заволок – (круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше – (барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик – (постепенно садятся и кладут голову на руки).

4. Работа в группах (4 – 5 человек).

кроссворд:

1. В огороде он живет,

Овощ это, не зверёк.

Круглый, красненький сеньор,

Это спелый … (помидор)

2. Колокольца золотые, 
Сладким соком налитые, 
Мишка с дерева сорвет, 
Медвежатам отнесет.
(груша)

3. На ветке ягодки висят, 
Воробушек им очень рад. 
Ягодки с кислинками, 
Но и с витаминками.
(смородина)

4.Меж зелёных листьев
Спрятались кисти.
Каждый будет ему рад,
Когда созреет….(виноград).

5. Шарики на веточках 
Угощают деточек, 
Желто-красный этот плод 
Щедро дерево дает.
(яблоки)

6. С корзиной заяц в сад пошел. 
Колючий куст он там нашел 
Пусть от шипов он пострадал, 
Зеленых ягодок набрал.
(крыжовник)

7, Кустик с запахом приятным, 
Душистым, пряным, ароматным. 
Он форму зонтика имеет, 
Когда в нем семена созреют. 
(укроп)

8. Широкие листочки выросли на грядке 
Как их называют, знаете, ребятки? 
Летние салаты с ними – объеденье, 
Поскорей отведайте это угощенье. 
(салат)

– Приготовьте ответ на мои вопросы:

1) Что такое прививка?

2) От каких болезней ставят профилактические прививки?

3) Для чего нужны прививки?

5. Заслушивание ответов групп.

6. Рассказ ученика об иммунитете.

7. Итог урока:

– Нужны ли прививки?

– Для чего они нужны ?

Источник

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 16 с углубленным изучением отдельных предметов»

Урок по теме «Вакцинация: за и против»

Автор О.В. Любомирова

 учитель биологии

Арзамас, 2015

Предмет: биология. Учитель МБОУ СШ №16» г. Арзамаса

Читайте также:  Пневмо 23 прививка когда ставится

Тема урока: «Вакцинопрофилактика: за и против»”

 Тип урока: проблемно-поисковый

Педагогические технологии: технология Дебаты.

Организация пространства: групповая работа.

Оснащение урока: компьютер,  мультимедиапроектор, оценочные листы, звонок.

Планируемое формирование и развитие УУД:

Познавательные:  анализ фактов, оценка их справедливости и значимости с позиции имеющихся биологических знаний.

Личностные:  понимать важность знаний и активной жизненной позиции. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения здоровьесбережения и сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле, оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные: формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения; формировать способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации  конфликта и к преодолению препятствий.

Коммуникативные:

умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из выступления одноклассников, определение основной и второстепенной информации, умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;  владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Задачи:

Обучающая: изучить данные свидетельствующие о противоположных точках зрения на вакцинацию, существующих в науке и обществе.

Развивающая: отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах, развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.

Воспитывающая: воспитание интереса к познанию живой природы, воспитание патриотических чувств

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся, направленная на формирование УУД

Время

Организационный этап

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.

Здравствуйте. То есть будьте здоровы: физически, психологически, эмоционально. Мы снова вместе, в тёплом уютном классе, среди друзей. У нас есть прекрасная возможность общаться, спорить, познавать окружающий мир, учиться.

Р. Демонстрируют готовность к уроку.

1 мин

Постановка учебных задач

Сообщает тему урока:

Сегодня тема нашего урока связана со здоровьем «Вакцинопрофилактика, за и против», как вы думаете какова цель вашей работы?» 

Объясняет функции участников игры

Участники команды в соответствии с регламентом выдвигают последовательно аргументы, доказательства, вопросы другой команды в поддержание своей темы и опровержение темы команды оппонентов для доказательства выбранной темы.

Спикер-таймер контролирует время и сообщает звуковым сигналом .

Судейская коллегия ведёт протокол. Слушатели ведут опросный лист

К. Формулируют цель

 «Изучить и осмыслить все аргументы и факты о вакцинопрофилактике и сформировать собственное мнение о ней по итогам урока»

Слушают

2 мин

Совместное открытие нового знания

Уточняет основной аспект разговора: «Итак, на наших дебатах сегодня речь пойдет о том что вакцинопрофилактика- основной способ защитить человечество от опасных инфекций», уточняет основные понятия названные каждой командой: вакцинопрофилактика, вакцина, иммунитет,

Предлагает раунд вопросов, которые задают вторым спикерам игроки противоположной команды.

Корректирует вопросы.

Предлагает участникам команд выступить с новыми аргументами в защиту своего тезиса, если они у них есть. Каждый игрок имеет право высказать не более одного аргумента. Аргументы должны быть сформулированы в одно предложение.

Делает резюме выступления обеих команд, выделяют ключевые проблемы обсуждения, обращает внимание на те моменты, которые стали камнем преткновения

1 спикер команды утверждения. Представляет участников своей команды, обозначает, как они понимают тему и те аспекты, которые предлагают вынести на обсуждение. Предлагает ввести в игру ключевые понятия. Называет три важнейших аргумента в защиту своего тезиса.

1 спикер команды отрицания  Представляет участников своей команды, обозначает, как они понимают тему, предлагает свои аспекты, которые хочет вынести на обсуждение.

Соглашается с ключевыми понятиями команды оппонентов или предлагает ввести новые. Называет три важнейших аргумента в защиту своего тезиса

Протоколист их фиксирует и представляет на экране.

2спикеры

Дают развернутую аргументацию всех трех тезисов, названных первым 1спикером своей команды.

Задают вопросы (по 3 вопроса от команды)

3 спикеры. Опровергают доводы и аргументы команды соперников.

Завершают свою речь повтором позиции своей команды

1 спикеры команд делают резюме выступления своей команды и называет те аргументы своих спикеров, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции своей команды.

5мин

1 мин.

8 мин.

5 мин

8 мин.

1мин

3мин

1мин

Рефлексия

Предлагает судейской коллегии подвести итоги

Награждает как отдельных спикеров, так и команду-победительницу.

Предлагает слушателям проголосовать и принять сторону той или иной команды.

Судейская коллегия подводит итоги. Выделяет ключевые проблемы обсуждения, сравнивает аргументацию команд, отмечает сильные и слабые места выступлений обеих команд, объективность приведенных аргументов и поддержек.

2мин

Домашнее задание

Задаёт и поясняет домашнее задание

«Напишите мини-сочинение «Отношение и участие моей семьи к вакцинопрофилактике»

2мин.

Читайте также:  Прививка кедра на сосну видео

Тема дебатов: «Вакцинопрофилактика – основной способ защиты населения от опасных инфекций»

Аспекты  темы , рассматриваемые в дебатах: социальный , Биологический (медицинский),экономический.

Понятия темы:

  • Вакцина́ция — введение антигенного материала с целью вызвать иммунитет к болезни, который предотвратит заражение или ослабит его отрицательные последствия.
  • Антигены – бактерии, вирусы или их токсины(яды), а также переродившиеся клетки организма.
  • Антитела – молекулы белка, синтезируемые в ответ на присутствие антигена. Каждое антитело распознаёт свой антиген.
  • Лимфоциты (Т и В) – имеют на поверхности клеток рецепторы, распознающие «врага», образовывают комплексы «антиген- антитело» и обезвреживают  антигены.
  • Поствакцинальные побочные эффекты (AEFI) — это нежелательные побочные эффекты, возникающие после прививки.  Другими словами, это временная местная или общая реакция организма на введенную вакцину.

Тезисы утверждающей команды:

  •  Плановая и массовая вакцинация населения против наиболее опасных инфекций (оспы, дифтерии, полиомиелита, коклюша и др.) привела к резкому снижению заболеваемости и смертности от них.
  • Вакцинопрофилактика является весьма результативным (рентабельным) в экономическом отношении мероприятием
  • Благодаря достижениям современной биологии: генной инженерии и микробиологии, улучшения биотехнологического производства постоянно совершенствуется качество вакцин, что обеспечивает их высокую эффективность и безопасность.

Тезисы отрицающей команды:

  • Вакцинация достаточно часто сопровождается побочными эффектами.
  • Участковые педиатры, также как и санитарные врачи и эпидемиологи, занимающиеся практикой иммунопрофилактики, мало знакомы с  иммунологическими аспектами инфекционных болезней. Медицинские работники в силу своей загруженности (недостаток педиатров в стране) не успевают глубоко обследовать пациента перед вакцинацией.
  • Промышленные компании, выпускающие вакцины заинтересованы не в качестве вакцинации а. в сверхприбыли, поэтому не всегда осуществляют должный контроль за качеством вакцины(это значительно удорожает препарат), навязывают процесс вакцинации через СМИ и органы власти на местах, даже когда прививки реально опасны для населения.

Урок проводился с использованием педагогической технологии «Дебаты». Урок готовится и проводится в течение недели. Игра требует серьезной информационной подготовки, поэтому состоит из нескольких этапов:

  1. Сбор участников команд, знакомство с идеей того, как будет проходить советы, как лучше к нему подготовиться, объяснение правил игры «Дебаты», формирование команд. В состав команды могут входить 6 человек. (Команды формировались с учётом желания детей, выдвижения коллектива, мнения педагогов). Способ формирования команд – жеребьевка.
  2. Встреча команд: обсуждение и выбор темы-тезиса. Тема должна соответствовать следующим условиям: четкость в формулировке, отсутствие разночтения, перспективность для обсуждения, значимость для участников и зрителей. Кроме того, тезис должен звучать так, чтобы простым прибавлением частицы «не» из него могло получиться противоположное утверждение. Тема вакцинации особенно актуальна в период эпидемии гриппа.
  3. Самостоятельная работа команд: формирование кейса – системы аспектов, аргументов, поддержек, которые пригодятся команде для доказательства правильности и обоснованности своей позиции. Поиск и отбор необходимой информации, посещение консультационных пунктов. Подготовка демонстрационных материалов (таблиц, карт, схем).
  4. Представление найденных материалов, обсуждение, распределение ролей на игру.
  5. Дебаты. Во время встречи одна из команд представляет систему доказательств (кейс) в защиту выдвинутого тезиса и пытается убедить участников и Судейскую коллегию в правильности своей позиции – это команда «Утверждение» («У»). Вторая команда критикует позицию оппонентов и стремится обосновать аргументами свою позицию – антитезис. Соответственно, эта команда – «Отрицание» («О»). В каждой команде выбирается по три спикера и по одному представителю направляется в состав Судейской коллегии.  В ходе дебатов работает протоколист, который  на доске фиксирует основные тезисы спикеров. Спикеры выступают по очереди, каждый из них ведет только свою часть спора, командам выделяется время для вопросов в определенное время.
  6. Подведение итогов игры, выступление судейской коллегии в которую входят по одному представителю от играющих команд и один внешний эксперт. Судейство в дебатах имеет важное значение, поэтому критерии оценок должны быть очень четкими. (судейский протокол в приложении)

     Игра «Дебаты» помогает подросткам развить умения критически мыслить, рассуждать, продуктивно организовывать процесс дискуссии. «Дебаты» формируют готовность противостоять «информационному зомбированию» и умение самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию. Игра позволяет тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и источниками, отрабатывать умения ведения дискуссии и отстаивания собственной точки зрения, слышать и правильно воспринимать другого человека, помогает достичь понимания того, что другая позиция тоже имеет право на существование. Как командная, игра учит взаимодействию, работе в команде, развивает умение делиться с участниками команды своими идеями и соображениями, помогать и поддерживать друг друга.

Отличительными признаками дебатов являются: соблюдение строгого временного лимита, четкие ролевые предписания, разнообразие и объективность критериев оценки.

Источник