Открытый урок по прививке

Возраст воспитанников: 8–10 лет.
Год обучения: второй.
Цель: знакомство со значением прививок для человека.
Задачи:
Обучающие:
1. Способствовать стремлению к здоровому образу жизни.
2. Познакомить со значением прививок для здоровья.
Развивающие:
1. Способствовать расширению кругозора обучающихся.
2. Способствовать развитию внимания.
Воспитывающие:
1. Способствовать воспитанию культуры здорового образа жизни.
2. Способствовать укреплению и сохранению здоровья обучающихся.
Тип учебного занятия: комбинированный (новый материал).
Форма организации проведения занятия: интегрированное занятие.
Педагогические технологи: здоровье сберегающие, педагогика
сотрудничества, игра, демонстрационный.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный,
практический, игра – активатора, игра “Светофорчики”, информационный.
Методическое обеспечение занятия: видео материалы из мультфильма “Про
бегемота, который боялся прививок” сфетофорчики (красный, жёлтый, зелёный по
числу участников), табличка со словом (иммунитет), листочки бумаги, ручки по
числу участников.
Оборудование: компьютер.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Здравствуйте, а теперь давайте, поиграем а игру “Приветсвие”.
Педагог: 1-я Игра – активатор “Приветствие”.
– Дети, давайте поприветствуем, всех, кто находится, в этом кабинете: “Я
приветствую, вас!”
– Я приветствую, тебя Земля; (руки опускаем вниз, направляем на землю и
произносим слова).
– Я приветствую, тебя Солнце; (руки поднимаем вверх и произносим слова).
– Я приветствую, тебя воздух; (ручки разводим в разные стороны и повторяем
слова).
II. Сообщение темы занятия.
Педагог: – Вы, любите смотреть мультфильмы
Воспитанники: да любим.
– Давайте посмотрим небольшой отрывок из мультфильма “О бегемоте, который
боялся прививок”
Просмотр отрывка из мультика.
Педагог:
– О чём мы будем говорить сегодня на валеологии?
Воспитанники: о прививках.
Педагог:
– Правильно тема нашего занятия “Прививки от болезней”.
III. 1. Информационное сообщение.
Педагог:
– Вы знаете, что вредные, болезнетворные микробы, попадая в организм,
размножаются, выделяют яды. От, них возникают различные болезни. Болезни бывают:
инфекционные и неинфекционные.
2. – А сейчас мы поиграем в игру “Кто больше знает”.
– Назовите Инфекционные болезни, которые вы знаете?
Воспитанники:
– Ангина, грипп, ветрянка, гнойная ангина.
Педагог:
– Как же защитить себя от этих болезней?
Воспитанники:
– Закалятся, вести здоровый образ жизни, соблюдать правила гигиены, делать
зарядку, правильно питаться.
Педагог:
– Молодцы, а ещё надо соблюдать режим дня, одеваться по погоде, соблюдать
двигательный режим (нельзя долго сидеть возле компьютера и телевизора, делать
физкультминутки на занятиях), но этого оказалось мало, для защиты от
заболеваний.
– И учёные – медики придумали еще одну защиту от таких болезней.
Информационное сообщение.
В результате прививки человек заражается вирусом в безопасной для себя форме,
и организм приобретает способность сопротивляться болезни, т. е. в организме
вырабатывается иммунитет (слово вывешивается на доске), к той
болезни, против которой была поставлена прививка, то есть организм появляется
защита от болезни.
В том случае если человек привитый, заболел например гриппом, то он легче
будет переносить болезнь или так же как и не привитый человек?
Воспитанники:
– Легче или вообще не заболеет.
Педагог:
– Делам вывод: прививки укрепляют иммунитет организма.
Словарная работа.
– Давайте запишем это слово на листочках иммунитет.
– Чтоже означает слово иммунитет.
Воспитанники:
– Защита
3. Анализ ситуации.
Давайте посмотрим, что же стало с бегемотом, который испугался прививки и
убежал из поликлиники?
(Просмотр отрывка из мультфильма.)
Воспитанники:
– Он заболел, желтухой.
Игра “Светофор здоровья”.
Педагог:
– А сейчас мы поиграем в игру “Светофор здоровья”, я задам вопрос, а вы
поднимите светофорчики, которые лежат перед вами, согласны?
Воспитанники:
– Да.
Педагог:
Как вы думаете, прививки: опасны, не опасны и не полезны, полезны?
– Поднимите светофорчики:
– красный если это опасно для здоровья;
– жёлтый, если и не опасно и не полезно;
– зелёный, если это полезно для здоровья.
Воспитанники: поднимают светофорчики зелёные.
4. Оздоровительная минутка.
Вот под елочкой зеленой.
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны, (Прыжки на одной ноге, на другой ноге.)
Кар-кар-кар. (Дети кричат “Кар-кар-кар” на выдохе.)
Целый день они летали, (Бег на месте со взмахами рук в стороны.)
Спать ребятам не давали,
Кар-кар-кар. (Дети кричат “Кар-кар-кар” на выдохе.)
Только к ночи умолкают,
Вместе с нами засыпают, (Ходьба на месте.)
Ш-ш-ш-ш. (Присед с выдохом.)
Спасибо! Садитесь.
Анализ ситуации:
Стихотворение С. Михалкова “Прививка”.
– Послушайте и скажите, почему испугались девочки.
Две сестрёнки Катя с Варей
Докторов почти не знали:
Не лечились, не болели,
потихонечку взрослели.
Пригласили на прививку,
пошли весело, с улыбкой.
В поликлинику вошли,
к кабинету подошли,
посмотрели друг на друга,
задрожали от испуга.
Врач сестрёнок приглашает:
– Заходите, кто желает.
– Ты иди, а я потом,
Молвит Катя шепотком.
– Ты же старше, ты иди,
И пример мне покажи.
Так стоят, в глазах тревога,
А войти никто не может.
– И чего боятся детки,
– Ведь не ставят здесь отметки?
– Делали ли вам прививки?
– От каких болезней?
IV. Игра “Вредно, полезно”.
Назовите, что для здоровья полезно, а что вредно.
V. Итог урока.
О чём мы сегодня говорили на занятии?
Воспитанники:
– О прививка.
Педагог:
Для чего делают прививки? (Они укрепляют иммунитет.)
Источник
Тема: Прививки от болезней
Цель: знакомство со значением прививок для человека.
Задачи:
Обучающие:
1. Способствовать стремлению к здоровому образу жизни.
2. Познакомить со значением прививок для здоровья.
Развивающие:
1. Способствовать расширению кругозора обучающихся.
2. Способствовать развитию внимания.
Воспитывающие:
1. Способствовать воспитанию культуры здорового образа жизни.
2. Способствовать укреплению и сохранению здоровья обучающихся.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Ребята, давайте, поиграем а игру “Приветсвие”.
– Поприветствуем, всех, кто находится, в этом кабинете: “Я приветствую, вас!”
– Я приветствую, тебя Земля; (руки опускаем вниз, направляем на землю и произносим слова).
– Я приветствую, тебя Солнце; (руки поднимаем вверх и произносим слова).
– Я приветствую, тебя воздух; (ручки разводим в разные стороны и повторяем слова).
2. Сообщение темы занятия.
– Вы, любите смотреть мультфильмы
– Давайте посмотрим небольшой отрывок из мультфильма “О бегемоте, который боялся прививок”
Просмотр отрывка из мультика.
– О чём мы будем говорить сегодня на уроке?
-Тема нашего занятия “Прививки от болезней”.
3. Работа по теме урока.
Сегодня мы поговорим о болезнях, которые можно предупредить, если вовремя сделать прививки.
Девиз сегодняшнего занятия: «Предупредить болезнь легче, чем её лечить».
–А сейчас мы узнаем, когда появились прививки.
Из истории (сообщения детей)
Значение слов
–А что означает слово прививка? Давайте узнаем о значении этого слова из словарей.
(Дети в группах работают со словарями. )
Из толкового словаря:
ПРИВИВКА – это…
ИНФЕКЦИЯ – это …
Главная цель вакцинации – формирование иммунитета/невосприимчивости/ к болезни.
Благодаря вакцинации, в мире исчезли такие болезни, которые уносили многие миллионы человеческих жизней
– Как действует прививка? В организм человека вводят ослабленного или убитого микроба – возбудителя.
В результате в организме вырабатываются особые вещества, которые в дальнейшем способны убить настоящего возбудителя болезней.
3.ФИЗМИНУТКА
Солнце спит, небо спит, – (кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало – (встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок – (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)
Небо тучей заволок – (круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше – (барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик – (постепенно садятся и кладут голову на руки).
4. Работа в группах (4 – 5 человек).
кроссворд:
1. В огороде он живет,
Овощ это, не зверёк.
Круглый, красненький сеньор,
Это спелый … (помидор)
2. Колокольца золотые,
Сладким соком налитые,
Мишка с дерева сорвет,
Медвежатам отнесет.
(груша)
3. На ветке ягодки висят,
Воробушек им очень рад.
Ягодки с кислинками,
Но и с витаминками.
(смородина)
4.Меж зелёных листьев
Спрятались кисти.
Каждый будет ему рад,
Когда созреет….(виноград).
5. Шарики на веточках
Угощают деточек,
Желто-красный этот плод
Щедро дерево дает.
(яблоки)
6. С корзиной заяц в сад пошел.
Колючий куст он там нашел
Пусть от шипов он пострадал,
Зеленых ягодок набрал.
(крыжовник)
7, Кустик с запахом приятным,
Душистым, пряным, ароматным.
Он форму зонтика имеет,
Когда в нем семена созреют.
(укроп)
8. Широкие листочки выросли на грядке
Как их называют, знаете, ребятки?
Летние салаты с ними – объеденье,
Поскорей отведайте это угощенье.
(салат)
– Приготовьте ответ на мои вопросы:
1) Что такое прививка?
2) От каких болезней ставят профилактические прививки?
3) Для чего нужны прививки?
5. Заслушивание ответов групп.
6. Рассказ ученика об иммунитете.
7. Итог урока:
– Нужны ли прививки?
– Для чего они нужны ?
Источник
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 16 с углубленным изучением отдельных предметов»
Урок по теме «Вакцинация: за и против»
Автор О.В. Любомирова
учитель биологии
Арзамас, 2015
Предмет: биология. Учитель МБОУ СШ №16» г. Арзамаса
Тема урока: «Вакцинопрофилактика: за и против»”
Тип урока: проблемно-поисковый
Педагогические технологии: технология Дебаты.
Организация пространства: групповая работа.
Оснащение урока: компьютер, мультимедиапроектор, оценочные листы, звонок.
Планируемое формирование и развитие УУД:
Познавательные: анализ фактов, оценка их справедливости и значимости с позиции имеющихся биологических знаний.
Личностные: понимать важность знаний и активной жизненной позиции. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения здоровьесбережения и сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле, оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные: формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения; формировать способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации конфликта и к преодолению препятствий.
Коммуникативные:
умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из выступления одноклассников, определение основной и второстепенной информации, умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Задачи:
Обучающая: изучить данные свидетельствующие о противоположных точках зрения на вакцинацию, существующих в науке и обществе.
Развивающая: отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах, развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.
Воспитывающая: воспитание интереса к познанию живой природы, воспитание патриотических чувств
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся, направленная на формирование УУД | Время |
Организационный этап | Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Здравствуйте. То есть будьте здоровы: физически, психологически, эмоционально. Мы снова вместе, в тёплом уютном классе, среди друзей. У нас есть прекрасная возможность общаться, спорить, познавать окружающий мир, учиться. | Р. Демонстрируют готовность к уроку. | 1 мин |
Постановка учебных задач | Сообщает тему урока: Сегодня тема нашего урока связана со здоровьем «Вакцинопрофилактика, за и против», как вы думаете какова цель вашей работы?» Объясняет функции участников игры Участники команды в соответствии с регламентом выдвигают последовательно аргументы, доказательства, вопросы другой команды в поддержание своей темы и опровержение темы команды оппонентов для доказательства выбранной темы. Спикер-таймер контролирует время и сообщает звуковым сигналом . Судейская коллегия ведёт протокол. Слушатели ведут опросный лист | К. Формулируют цель «Изучить и осмыслить все аргументы и факты о вакцинопрофилактике и сформировать собственное мнение о ней по итогам урока» Слушают | 2 мин |
Совместное открытие нового знания | Уточняет основной аспект разговора: «Итак, на наших дебатах сегодня речь пойдет о том что вакцинопрофилактика- основной способ защитить человечество от опасных инфекций», уточняет основные понятия названные каждой командой: вакцинопрофилактика, вакцина, иммунитет, Предлагает раунд вопросов, которые задают вторым спикерам игроки противоположной команды. Корректирует вопросы. Предлагает участникам команд выступить с новыми аргументами в защиту своего тезиса, если они у них есть. Каждый игрок имеет право высказать не более одного аргумента. Аргументы должны быть сформулированы в одно предложение. Делает резюме выступления обеих команд, выделяют ключевые проблемы обсуждения, обращает внимание на те моменты, которые стали камнем преткновения | 1 спикер команды утверждения. Представляет участников своей команды, обозначает, как они понимают тему и те аспекты, которые предлагают вынести на обсуждение. Предлагает ввести в игру ключевые понятия. Называет три важнейших аргумента в защиту своего тезиса. 1 спикер команды отрицания Представляет участников своей команды, обозначает, как они понимают тему, предлагает свои аспекты, которые хочет вынести на обсуждение. Соглашается с ключевыми понятиями команды оппонентов или предлагает ввести новые. Называет три важнейших аргумента в защиту своего тезиса Протоколист их фиксирует и представляет на экране. 2спикеры Дают развернутую аргументацию всех трех тезисов, названных первым 1спикером своей команды. Задают вопросы (по 3 вопроса от команды) 3 спикеры. Опровергают доводы и аргументы команды соперников. Завершают свою речь повтором позиции своей команды 1 спикеры команд делают резюме выступления своей команды и называет те аргументы своих спикеров, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции своей команды. | 5мин 1 мин. 8 мин. 5 мин 8 мин. 1мин 3мин 1мин |
Рефлексия | Предлагает судейской коллегии подвести итоги Награждает как отдельных спикеров, так и команду-победительницу. Предлагает слушателям проголосовать и принять сторону той или иной команды. | Судейская коллегия подводит итоги. Выделяет ключевые проблемы обсуждения, сравнивает аргументацию команд, отмечает сильные и слабые места выступлений обеих команд, объективность приведенных аргументов и поддержек. | 2мин |
Домашнее задание | Задаёт и поясняет домашнее задание «Напишите мини-сочинение «Отношение и участие моей семьи к вакцинопрофилактике» | 2мин. |
Тема дебатов: «Вакцинопрофилактика – основной способ защиты населения от опасных инфекций»
Аспекты темы , рассматриваемые в дебатах: социальный , Биологический (медицинский),экономический.
Понятия темы:
- Вакцина́ция — введение антигенного материала с целью вызвать иммунитет к болезни, который предотвратит заражение или ослабит его отрицательные последствия.
- Антигены – бактерии, вирусы или их токсины(яды), а также переродившиеся клетки организма.
- Антитела – молекулы белка, синтезируемые в ответ на присутствие антигена. Каждое антитело распознаёт свой антиген.
- Лимфоциты (Т и В) – имеют на поверхности клеток рецепторы, распознающие «врага», образовывают комплексы «антиген- антитело» и обезвреживают антигены.
- Поствакцинальные побочные эффекты (AEFI) — это нежелательные побочные эффекты, возникающие после прививки. Другими словами, это временная местная или общая реакция организма на введенную вакцину.
Тезисы утверждающей команды:
- Плановая и массовая вакцинация населения против наиболее опасных инфекций (оспы, дифтерии, полиомиелита, коклюша и др.) привела к резкому снижению заболеваемости и смертности от них.
- Вакцинопрофилактика является весьма результативным (рентабельным) в экономическом отношении мероприятием
- Благодаря достижениям современной биологии: генной инженерии и микробиологии, улучшения биотехнологического производства постоянно совершенствуется качество вакцин, что обеспечивает их высокую эффективность и безопасность.
Тезисы отрицающей команды:
- Вакцинация достаточно часто сопровождается побочными эффектами.
- Участковые педиатры, также как и санитарные врачи и эпидемиологи, занимающиеся практикой иммунопрофилактики, мало знакомы с иммунологическими аспектами инфекционных болезней. Медицинские работники в силу своей загруженности (недостаток педиатров в стране) не успевают глубоко обследовать пациента перед вакцинацией.
- Промышленные компании, выпускающие вакцины заинтересованы не в качестве вакцинации а. в сверхприбыли, поэтому не всегда осуществляют должный контроль за качеством вакцины(это значительно удорожает препарат), навязывают процесс вакцинации через СМИ и органы власти на местах, даже когда прививки реально опасны для населения.
Урок проводился с использованием педагогической технологии «Дебаты». Урок готовится и проводится в течение недели. Игра требует серьезной информационной подготовки, поэтому состоит из нескольких этапов:
- Сбор участников команд, знакомство с идеей того, как будет проходить советы, как лучше к нему подготовиться, объяснение правил игры «Дебаты», формирование команд. В состав команды могут входить 6 человек. (Команды формировались с учётом желания детей, выдвижения коллектива, мнения педагогов). Способ формирования команд – жеребьевка.
- Встреча команд: обсуждение и выбор темы-тезиса. Тема должна соответствовать следующим условиям: четкость в формулировке, отсутствие разночтения, перспективность для обсуждения, значимость для участников и зрителей. Кроме того, тезис должен звучать так, чтобы простым прибавлением частицы «не» из него могло получиться противоположное утверждение. Тема вакцинации особенно актуальна в период эпидемии гриппа.
- Самостоятельная работа команд: формирование кейса – системы аспектов, аргументов, поддержек, которые пригодятся команде для доказательства правильности и обоснованности своей позиции. Поиск и отбор необходимой информации, посещение консультационных пунктов. Подготовка демонстрационных материалов (таблиц, карт, схем).
- Представление найденных материалов, обсуждение, распределение ролей на игру.
- Дебаты. Во время встречи одна из команд представляет систему доказательств (кейс) в защиту выдвинутого тезиса и пытается убедить участников и Судейскую коллегию в правильности своей позиции – это команда «Утверждение» («У»). Вторая команда критикует позицию оппонентов и стремится обосновать аргументами свою позицию – антитезис. Соответственно, эта команда – «Отрицание» («О»). В каждой команде выбирается по три спикера и по одному представителю направляется в состав Судейской коллегии. В ходе дебатов работает протоколист, который на доске фиксирует основные тезисы спикеров. Спикеры выступают по очереди, каждый из них ведет только свою часть спора, командам выделяется время для вопросов в определенное время.
- Подведение итогов игры, выступление судейской коллегии в которую входят по одному представителю от играющих команд и один внешний эксперт. Судейство в дебатах имеет важное значение, поэтому критерии оценок должны быть очень четкими. (судейский протокол в приложении)
Игра «Дебаты» помогает подросткам развить умения критически мыслить, рассуждать, продуктивно организовывать процесс дискуссии. «Дебаты» формируют готовность противостоять «информационному зомбированию» и умение самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию. Игра позволяет тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и источниками, отрабатывать умения ведения дискуссии и отстаивания собственной точки зрения, слышать и правильно воспринимать другого человека, помогает достичь понимания того, что другая позиция тоже имеет право на существование. Как командная, игра учит взаимодействию, работе в команде, развивает умение делиться с участниками команды своими идеями и соображениями, помогать и поддерживать друг друга.
Отличительными признаками дебатов являются: соблюдение строгого временного лимита, четкие ролевые предписания, разнообразие и объективность критериев оценки.
Источник