После предохранительной прививки в организме человека

- Статьи
- Что происходит в организме при вакцинации
Что происходит в организме при вакцинации
Делать прививку или нет? Будут осложнения? Чем это закончится? Вопросов очень много. Выбор, конечно, делает для себя каждый сам. Но нужно знать, что происходит в организме при введении вакцины.
Начнем издалека: что происходит в организме когда в него поступает возбудитель заболевания (вирус или бактерия)? Дело в том, что у человека есть система защиты, включающаяся в ответ на проникновение чужого биологического материала, – это иммунная система сложная еще не до конца изученная и постоянно подкидывающая сюрпризы. Иммунная система имеет два варианта ответов: неспецифический (на любой агент) и специфический (на строго определенный). В случае с вакцинацией включается как раз специфический иммунный ответ.
Его и будем разбирать. За специфический иммунитет отвечают лимфоциты. Лимфоциты — это клетки крови. Выделяют два типа этих клеток: Т-лимфоциты и В-лимфоциты.
В-лимфоциты созревают в красном костном мозге, часть из них имеют рецепторные белки, соответствующие строго определенному чужеродному белку, но большая часть В-лимфоцитов активируясь начинают синтезировать антитела или иммуноглобулины, которые связывают определенный чужеродный белок, инактивируя белок или агента в котором этот белок располагался.
Т-лимфоциты созревают сначала в костном мозге, а затем в тимусе, специальной иммунной железе. На поверхности Т-лимфоцитов располагаются рецепторы, связывающие определенные чужеродные белки.
После того как чужеродный белок связывается с рецептором происходит активация Т-лимфоцита и он через несколько этапов активации начинает синтезировать и выделять вещества токсичные для биологического агента (вирус или клетка) несущего белок, который связал рецептор Т-лимфоцита.
Лимфоциты, созревая, перестраивают свои гены рецепторов или антител, в ходе созревания в каждом лимфоците из кусков собирается ген или рецептора или антитела (иммуноглобулина). В это сложно поверить, но в нашем организме находится огромное количество лимфоцитов, каждый из которых несет ген рецептора или иммуноглобулина (антитела) к любому из возможно встречаемых чужеродных белков, даже к тем, которых никогда организм не встретит. Это, можно сказать, система, предусматривающая все, даже то, чего не может быть. Но эти клетки присутствуют практически в единичном экземпляре, но каждая из них активируется на строго определенный белок определенного носителя.
Итак описанные выше клетки участвуют в реакциях специфического иммунитета., который мы рассмотрим прямо сейчас. Возбудитель заболевания и по совместительству носитель чужого белка поступает в организм. Этого агента поглощает специальная клетка — антиген репрезентирующая клетка, которая переваривает этот агент, но не полностью, частично расщепленный белок встраивается в цитоплазматическую мембрану клетки, в результате чужеродный белок оказывается на поверхности клетки и взаимодействует с соответствующим рецептором Т-лимфоцита, который явно есть в том наборе лимфоцитов, это приводит к активации Т-лимфоцита, и он взаимодействует с соответствующими Т-лимоцитами (с таким же рецептором) и В-лимфоцитами (с таким же геном антител).
Активация прежде всего приводит к множественным делениям этой клетки, в результате вместо одной клетки, пусть и активной, в организме появляется множество потомков этой активированной клетки, то есть ее клонов (именно поэтому это называют клональной теорией), и эти клоны, потомки множества делений одной активированной чужеродным белком клетки, начинают созревать и в результате созревания образуют Т-лимфоциты, убивающие чужеродный агент (возбудитель заболевания), несущий белок их активировавший, или В-лимфоциты, синтезирующие антитела (иммуноглобулины) к чужеродному белку их активировавшему. Эти антитела связывают белок и несущий его агент, инактивируя возбудителя.
Этот ответ направлен на инактивацию возбудителя заболевания, но он требует времени на процессы запуска иммунного ответа. А в это время возбудитель заболевания разрушает организм носителя.
В этом случае вопрос только один: кто успеет первым? Если успеет иммунная система из-за свой силы или слабости возбудителя, то организм переболеет и выздоровеет, и в последствии будет недоступен возбудителю. Люди переболевшие чумой или натуральной оспой больше не заболевают. Но иммунная система может не успеть развернуть свою активность или из-за избыточной активности возбудителя, или из-за собственной слабости — и в результате заболевший может погибнуть, как в случае бешенства или стать калекой, как в случае натуральной оспы или полиомиелита.
На примере натуральной оспы врачи поняли, что надеяться на природу глупо, болезнь косит людей тысячами, а выживают без последствий или почти без них единицы, то есть средне-статистическая иммунная система слишком слаба. Однако коровья оспа поражавшая людей, ухаживавших за коровами, не вызывала гибели или серьезных уродств, но приводила к тому, что человек в дальнейшем или не заболевал оспой вообще или переносил ее без последствий.
Это связано с тем что некоторые белки коровьей и натуральной оспы совпадают, поэтому коровья оспа — неопасная для человека, запускает иммунный ответ на натуральную оспу, обеспечивая возникновение клеток памяти, которые активируются при проникновении вируса натуральной оспы и ответ развивается значительно быстрее, обеспечивая человеку защиту от заболевания.
Именно коровья оспа стала первой вакциной, защищавшей людей от очень опасной натуральной оспы. Позже микробиологи и врачи поняли, что можно ввести убитого возбудителя заболевания, из-за того что возбудитель мертв он не может вызвать заболевание, но его белки сохранились и могут запустить иммунный ответ, который закрепится в клетках памяти и обеспечит более быструю реакцию, а значит и отсутствие заболевания при следующем контакте с возбудителем. На этом базируется вакцина против бешенства, разработанная Пастером, и многие другие.
Таким образом вакцина позволяет организму выработать устойчивость к возбудителю заболевания без, собственно, заболевания, которое может казаться смертельным или опасным. Можно сказать создается броня для атаки до нее, а не после. По-моему лучше создать броню раньше, чем лечить заболевшего ребенка с непредсказуемым результатом. Хотя это решать родителям.
А как же осложнения? Здесь все просто. Помимо специфического иммунного ответа запускается еще и неспецифический, являющийся общим воспалением, то есть повышением температуры, ознобом, болью, как при простуде, но он быстро заканчивается и больше не влияет на процесс. На самом деле, это тоже часть защитной системы, запрограммированная эволюцией. При повышенной температуре организму-носителю не очень хорошо, это факт. Но это «не очень хорошо» также распространяется и на возбудителя заболевания. Это, если хотите, тыловой заслон, выигрыш времени на мобилизацию армии, на то, чтобы успел раскачаться иммунный ответ. Ну а побочные явления — увы, закон сохранения энергии говорит, что за все нужно платить. В данном случае — жаром, ознобом и ломотой в суставах.
И, по-моему, лучше вакцинировать ребенка и потерпеть его плач из-за температуры, часто незначительной, но быть уверенным, что не будешь сидеть рядом с умирающим от туберкулеза или другой страшной болезни ребенком, которого не вакцинировали.
Но есть еще одна сторона вирусов, о которой тоже нужно знать. Некоторые вирусы постоянно мутируют, и вакцина разрабатывается сейчас на уже имеющийся вирус, но через пол-года или год организм встретится с новой, уже перемутировавшей версией, чьи белки отличаются от тех, которые были в вакцине. Следовательно, вакцина в лучшем случае окажется малоэффективна, в худшем — вообще бесполезна.
И, как назло, именно таким вирусом и является вирус гриппа, который изменяется каждый год. И поэтому «новейшая вакцина от гриппа», которую на самом деле сварили пол-года назад, сработает, только если вы столкнетесь с прошлогодней версией вируса. Новая же версия вируса вакциной не инактивируется. Именно поэтому вакцина от гриппа, к сожалению, ненадежна. И именно в этом случае вас, скорее всего ожидает ломота в суставах и температура дважды — сначала от вакцины, ну а потом, при неудачном раскладе, и от нового вируса гриппа.
Так что думайте, думайте. Думайте, когда можно пренебречь вакцинированием, а когда этого делать не стоит. И самое главное — покупайте качественные вакцины.
Фотоальбом
Комментарии
Источник
Вакцины спасают жизни миллионам людей. По данным ВОЗ во всем мире умирает более 12 миллионов детей, 2/3 этих смертей вызваны болезнями, которые могли бы быть предотвращены при помощи вакцин.
Многие педиатры любят рассказывать страшные истории о том, что происходило в “допрививочную эру” или о несчастьях “антипрививочников”. На пятом курсе, цикле инфекционных болезней, нам рассказали историю, которая запомнилась мне навсегда. Дочь детского писателя Роальда Даля страдала от кори, когда ей было всего 7 лет. Казалось, Оливия уже выздоравливала, и он сидел на кровати, обучая ее делать животных из каркасной проволоки, и тут заметил, что ей трудно координировать движения пальцев. “С тобой все в порядке?”, — спросил он ее. “Я засыпаю”, — ответила она. Через час она потеряла сознание. Через двенадцать была мертва. Это произошло за год до того, как была произведена вакцина против кори, в 1962 году. В 1986 году Даль написал письмо для службы здравоохранения Великобритании, в надежде на то, что эта история сможет убедить родителей вакцинировать своих детей.
Но являются ли такие эмоциональные истории верным способом убедить родителей, которые опасаются вакцин? На самом деле, и врачам, и пациентам необходимо быть более терпимыми и открытыми к обсуждению вопросов вакцинопрофилактики. Верным способом убедить сомневающихся родителей будет все таки наличие фактов, подтверждающих положительное влияние вакцин на здоровье подрастающего поколения, а не эмоциональные истории о несчастьях тех, кто от них отказался.
Так почему же все таки нужно вакцинироваться?
Вакцина стимулирует организм к выработке антител (особых белков, появляющихся в ответ на введение вакцины) и обеспечивает защиту от болезни, воздействуя на иммунную систему в контролируемых масштабах.
Вся вакцинопрофилактика основана на феномене иммунологической памяти. К определенному возрасту наша иммунная система уже знакома со многими инфекциями и имеет «клетки памяти», которые готовы отреагировать на повторное получение антигена. Но, несмотря на их готовность проснуться, остаются веские причины для регулярной вакцинации или ревакцинации. Вот некоторые из них:
- Иногда вакцина не обеспечивает пожизненную защиту, так как иммунитет постепенно может исчезать (например, вакцина против дифтерии, столбняка и коклюша)
- Вирус или бактерии могут подвергаться изменениям с течением времени (например, вирус гриппа)
- С возрастом иммунная система может стать более восприимчивой к определенным болезням (например, к пневмококку)
Многие отказываются от вакцинации детей или забывают о повторной вакцинации во взрослом возрасте, и вот здесь стоит напомнить, что заболевание проще предупредить, чем лечить!
В этой статье я постараюсь развенчать основные мифы о вакцинах и вакцинации
Миф: У детей есть природный иммунитет, который может пострадать, если его «нагружать» многочисленными прививками
Факт: Напомню, что у ребенка нет врожденного иммунитета против опасных инфекций. В настоящее время вакцины содержат минимальное количество антигенов, но этого достаточно чтобы сформировать клеточную память, которая в определенный момент времени сможет ответить в полную силу. Наша иммунная система работает постоянно и ее невозможно перегрузить вакцинами, а вот пренебрежение ими причинит серьезный вред здоровью
Миф: Поствакцинальная реакция на АКДС опаснее, чем болезни, от которых она защищает
Факт: Когда говорят об осложнениях вакцинации, то подразумевают именно АКДС (коклюшно-дифтерийно-столбнячную вакцину). Наличие клеточного компонента клетки бактерии-возбудителя коклюша, иногда даёт побочные реакции, например сильное повышение температуры, беспокойство. Не так часто, как пишут об этом, не так это страшно, как об этом говорят, но тем не менее это есть. Естественно, при вакцинации нужен медицинский контроль. Дети с проблемами с иммунитетом могут получить осложнения и после полиомиелитной вакцины, и после коревой. По статистике частота встречаемости таких детей 1 на 550 тыс. Это большая редкость, и риски таких заболеваний не сопоставимы с быстро проходящими поствакцинальными реакциями.
Миф: Люди с аллергией, хроническими заболеваниями не должны прививаться, так как у них ослабленный иммунитет
Факт: Именно ослабленный иммунитет – виновник того, что инфекционные заболевания протекают намного тяжелее, чем у здоровых людей. Без предварительной подготовки, не имея специфического иммунитета, при встрече с настоящей инфекцией ослабленные основным заболеванием защитные механизмы человека могут не сработать. Так, коклюш или ветряная оспа могут сильно отягощать течение хронических недугов, иногда они становятся причиной смерти. При правильном подходе, под контролем врача прививки безопасны и эффективны, а кратковременные обострения основного заболевания проходят в течение нескольких дней.
Миф: Нельзя прививать детей с неврологическими заболеваниями
Факт: Можно и нужно. Дети с неврологическими заболеваниями должны прививаться по специальным схемам, допускается некоторое смещение графика прививок, рекомендованного Национальным календарем. При стабильных неврологических состояниях — вакцинация проводится по общему графику. В противном случае ребенок может подхватить какую-либо опасную инфекцию, что ухудшит течение неврологического заболевания.
Миф: Прививки вызывают развитие различных заболеваний
Факт: В истории вакцинации насчитывается немало примеров, когда прививки объявляли причиной развития самых разнообразных недугов. Например, нашумевшая публикация английского д-ра Уэйкфилда, о том, что комбинированные вакцины против кори, паротита и краснухи вызывают аутизм. Врач пришел к выводу, что у 12 из 170 наблюдавшихся у него детей причиной нарушения поведения и речи, характерных для аутизма, послужила прививка комбинированной корь-паротитной-краснушной вакциной, особенно ее коревой компонент. Эти наблюдения легли в основу одной единственной научной публикации, которая позднее была признана несостоятельной, а самого доктора уличили в подтасовке данных. Например, в публикации утверждалось, что признаки аутизма появлялись у детей спустя несколько дней после прививки. На самом деле, у некоторых эти признаки возникали через месяцы, у некоторых – появлялись до вакцинации, а у троих участников эксперимента в медицинских картах диагноз «аутизм» вообще не фигурировал.
Но сам по себе описанный факт требовал проверки. Даже один заболевший после вакцинации ребенок привёл бы к серьёзному пересмотру взглядов на использованный препарат, при подтверждении его связи с развитием аутизма. Однако, ни одна другая группа ученых, пытавшаяся повторить исследование Уэйкфилда, не подтвердила полученные им результаты. В 2012 году в обзоре крупнейшей независимой организации, занимающейся изучением эффективности различных медицинских технологий, Cochrane Collaboration, были объединены данные 64 крупных исследований с общим количеством участников более 14 миллионов человек (выборка Уэйкфилда ничтожна в сравнении с этой цифрой). Одним из выводов этой колоссальной работы было как раз отсутствие связи между прививкой от кори и аутизмом. В 2014 году был опубликован крупный метаанализ (это метод обобщения и обработки данных множества высококачественных исследований, практически исключающий ошибки в интерпретации результатов), объединивший результаты 10 исследований. В общей сложности были проанализированы данные по 1266327 детям, и авторы с уверенностью доказали, что никакой связи между вакцинацией и расстройствами аутистического спектра не существует.
Позднее выяснилось, что доктор Уэйкфилд был лично заинтересован в отказе от комбинированной вакцины, и, вероятно, умышленно выбирал пациентов с аутизмом в исследование, поскольку принимал участие в выпуске новой моновакцины от кори. Это одна из причин, почему в настоящее время после каждой научной публикации учёные обязаны раскрывать свою заинтересованность в результатах исследования. Действия Уэйкфилда были признаны противозаконными и нарушающими все правила проведения клинических испытаний, поэтому за этот проступок главный медицинский совет Великобритании лишил его права заниматься медицинской деятельностью навсегда.
Что же на самом деле может происходить после прививки? После вакцинации ребенок может:
- быть неспокойным;
- быть более сонным, чем обычно;
- иметь повышенную температуру тела (до 37,7°);
- испытывать боль в месте инъекции, которое может припухнуть и покраснеть.
Эти реакции являются нормальным поведением организма, сражающегося с «убитым» вирусом, и обычно проходят через 12 часов или на следующие сутки после укола. Сильные нежелательные реакции наблюдаются крайне редко и чаще связаны с уже имеющимся заболеванием, совпавшим с периодом проведения вакцинации, и именно поэтому перед любой прививкой обязательно проводится осмотр ребенка врачом-педиатром.
Миф: Вакцинация намного опаснее, чем признает официальная медицина. Количество осложнений после прививок замалчивается
Факт: Все случаи серьезных осложнений тщательно расследуются и фиксируются. Любой врач может добавить информацию о возникшем нежелательном явлении через сайт Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения. Каждое заявление подлежит статистическому учету, на основании которого принимается решение об изъятии партии той или иной вакцины. Практически все реакции на иммунобиологические препараты известны медицине, поэтому врачи могут оказать адекватную и оперативную помощь в случае появления поствакцинальных или нежелательных реакций.
Миф: К вакцинации существует множество противопоказаний
Факт: Абсолютных противопоказаний для постановки вакцины очень немного. Это иммунодефицитные состояния – первичные (редкие генетические заболевания, например синдром Вискотта-Олдрича) или вторичные (СПИД). Однако, даже при иммунодефиците противопоказано введение исключительно живых вакцин, тогда как введение инактивированных допускается), а также осложнения при введении предыдущей дозы этой же вакцины (реакция анафилактического шока, коллапс, судороги на фоне нормальной температуры тела).
Миф: Часто болеющих детей лучше не вакцинировать
Факт: Если ребенок часто страдает простудными заболеваниями его нужно вакцинировать обязательно. Более того, наличие у ребенка легкого заболевания (например насморка без температуры) не является противопоказанием к проведению плановой прививки. Постановку вакцины можно отложить на 2-4 недели при обострении инфекционного или хронического заболевания.
Миф: Перед вакцинацией необходимо сдать ряд анализов
Факт: Вообще, если на момент постановки вакцины ребенка ничего не беспокоит, то такие исследования как общий анализ крови, общий анализ мочи и кала – абсолютно не обязательны! Конечно, только врач-педиатр решает здоров или нет ребенок, но если накануне он спал как обычно, не температурил, играет как обычно и улыбается-никакая подготовка перед постановкой прививки не нужна.
Безопасны ли вакцины?
Как и любой лекарственный препарат, вакцина не обладает 100% безопасностью, но современные иммунобиологические препараты являются высокотехнологичными продуктами, которые перед попаданием в организм человека более двух лет проходят многочисленные исследования и тесты. И даже после того, как вакциной начинаются пользоваться медики, контролирующие органы здравоохранения продолжают следить за её качеством и безопасностью. Сбор и анализ информации о случаях побочных действий, о серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях и об особенностях взаимодействия лекарственных препаратов с другими лекарственными препаратами фиксируется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.
Необходимо отметить, что у вакцин самое большое соотношение польза/риск по сравнению с другими препаратами. Последствия от вызванных инфекциями заболеваний намного серьезнее нежелательных реакций после прививки. Вакцины – действительно безопасные препараты, прошедшие годы исследований, десятилетия практического применения. Они способны защищать нас от тяжелых заболеваний.
Сделать прививку вовремя – одна из важнейших обязанностей родителей, для этого и существует Национальный календарь профилактических прививок.
Источник:
- https://science.sciencemag.org/content/356/6336/370
- https://science.sciencemag.org/content/356/6336/364.full
- Brunson, E. K. (2013). The impact of social networks on parents’ vaccination decisions. Pediatrics, 131(5)
- Leask, J., Kinnersley, P., Jackson, C., Cheater, F., Bedford, H., & Rowles, G. (2012). Communicating with parents about vaccination: A framework for health professionals. BMC Pediatrics, 12, 154.
- Catherine C. McClure, Jessica R. Cataldi, Sean T. O’Leary, Vaccine Hesitancy: Where We Are and Where We Are Going, Clinical Therapeutics, 2017, 39, 8, 1550
- https://www.roszdravnadzor.ru
- Demicheli V, Rivetti A, Debalini MG, Di Pietrantonj C. Vaccines for measles, mumps and rubella in children. Cochrane Database of Systematic Reviews 2012, Issue 2. Art. No.: CD004407. DOI: 10.1002/14651858.CD004407.pub3.
- Taylor LE, Swerdfeger AL, Eslick GD. Vaccines are not associated with autism: an evidence-based meta-analysis of case-control and cohort studies. Vaccine. 2014 Jun 17;32(29):3623-9. doi: 10.1016/j.vaccine.2014.04.085.
- Казанцева А. В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов. Изд. АСТ, Corpus. 2016
Источник