Позиция рпц по прививкам

Позиция рпц по прививкам thumbnail

14 декабря 2009 г. 16:57

В декабрьском номере газеты «Церковный вестник» (№ 23, 2009) публикуется статья, рассказывающая о позиции Русской Православной Церкви в отношении вакцинопрофилактики.

Последнее время в православной среде все чаще звучит совет: «Не делайте!» В монастырях, на приходах и в церковных лавках стала активно распространяться литература и видеопродукция антипрививочного движения. Как ни странно, но медицинский по существу вопрос стал «яблоком раздора» в среде верующих людей. Какова же на самом деле позиция Русской Церкви в отношении вакцинопрофилактики?

Этой проблеме был посвящен доклад кандидата медицинских наук, педиатра, клинического фармаколога из Московской академии им. И.М. Сеченова И.А. Дронова и кандидата медицинских наук, эпидемиолога противотуберкулезного диспансера №12 Санкт-Петербурга С.В. Федорова, прозвучавший на II съезде Общества православных врачей России в Воронеже.

Любое действие, как известно, рождает противодействие. Если разбираться в истории вопроса, то выяснится, что антипрививочная кампания стартовала следом за тем, как был сделан первый укол с вакциной в конце XVIII века. Произошло это в Великобритании.

В нашей стране движение, ратующее за отказ от прививок, зародилось 15 сентября 1988 года, после публикации в «Комсомольской правде» статьи под заголовком «Ну, подумаешь укол», в которой вирусолог Г.П. Червонская выступила с критикой отечественной системы вакцинопрофилактики. С тех пор кандидат биологических наук Г.П. Червонская является лидером антипрививочного движения в нашей стране. Целый ряд ее публикаций в прессе на закате советской власти спровоцировал массовый отказ от прививок, который привел к эпидемии дифтерии, унесшей свыше четырех тысяч жизней. Это лишило противников иммунопрофилактики возможности выступать с публичной трибуны. Но, как оказалось, только на время.

Сегодня антипрививочное движение в нашем государстве переживает период очередного расцвета. Являясь частью международного процесса, оно старается привлечь на свою сторону и духовенство Русской Православной Церкви, придавая отказу от прививки биоэтическое обоснование.

«Безусловно, существует целый ряд медицинских проблем, которые влияют на возникновение и стимулируют активность антипрививочного движения, — отмечает один из авторов доклада И.А. Дронов. — Это и развитие поствакцинальных реакций и осложнений, которые могут привести к болезни здорового ребенка; и использование вакцинных препаратов, которые часто вызывают прививочные реакции и могут приводить к серьезным осложнениям; и формальный подход к иммунопрофилактике, при котором не учитываются индивидуальные особенности ребенка; и отсутствие полноценного информирования о прививке, из-за чего родители ребенка не получают объективную информацию о необходимости вакцинации, последствиях отказа от нее, возможных реакциях и осложнениях; и административные методы решения медицинских вопросов, в частности, регламентирование уровня охвата прививками».

Если обобщить постулаты лидеров антипрививочного движения, то сводятся к следующим утверждениям:

— эффективность вакцинопрофилактики не имеет доказательной базы;
— вакцинация неблагоприятно влияет на иммунную систему;
— вакцины содержат крайне опасные токсические компоненты;
— развитие многих заболеваний связано с вакцинацией;
— массовая вакцинация выгодна только производителям препаратов;
— органы здравоохранения скрывают правду о поствакцинных осложнениях;
— медицинские работники не прививают своих детей.

В качестве одного из примеров, опровергающих несостоятельность первого постулата, И.А. Дронов привел данные исследования о динамике заболеваемости корью в СССР/России. Из них следует, что внедрение плановой массовой вакцинации привело к очень быстрому снижению заболеваемости корью более чем в четыре раза, а введение плановой ревакцинации свело заболеваемость к единичным случаям. Так, за весь 2008 год в России было зафиксировано всего 27 случаев заболевания корью.

Православные медики крайне обеспокоены активностью лидеров противопрививочного движения, которые, выступая на различных православных форумах, ставят вопрос о греховности вакцинации. Так, в рамках XIV международных Рождественских образовательных чтений Г.П. Червонская сделала доклад на тему «Прививки и здоровье детей», а также провела семинар на тему «Прививки: мифы и реальность» в Марфо-Мариинской обители.

Вопрос о необходимости реагирования на сложившуюся вокруг вакцинопрофилактики ситуацию на общецерковном и государственном уровне был поднят в сентябре 2008 года на круглом столе «Вакцинопрофилактика у детей: проблемы и пути их решения», организованным Синодальном отделом по церковной благотворительности и социальному служению. В итоговом документе участники круглого стола осудили антипрививочную пропаганду и подчеркнули недопустимость распространения в обителях и храмах Русской Православной Церкви антипрививочной литературы и соответствующей мультимедийной продукции.

Следом за этим обсуждением последовало совместное заявление Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московского Патриархата и Общества православных врачей России о проблемах вакцинации в России. Врачи православного вероисповедания, основываясь на евангельском учении и научном знании, видят следующие пути решения возникающих проблем:

— совершенствование практики вакцинопрофилактики: использование более безопасных вакцин, повышение уровня знаний врачей по вакцинологии, строгое соблюдение законности и медицинских правил при проведении вакцинации, предоставление объективной и полной информации, в том числе по осложнениям, регистрация и анализ нежелательных реакций на вакцинацию, адекватная социальная защита при поствакцинных осложнениях;

Читайте также:  Время прививки винограда видео

— просветительская деятельность: формирование общественного мнения о пользе вакцинопрофилактики, активный анализ и аргументированная критика выступлений антипрививочного движения, как в профессиональных, так и в массовых изданиях.

На II съезде Общества православных врачей России в Воронеже было принято решение организовать активную медико-просветительскую деятельность в Интернете, а также выпустить брошюру для родителей по вопросам вакцинопрофилактики.

Совместное заявление Совета и Общества православных врачей России о проблемах вакцинации в России

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

Источник

Не секрет, что позиция консервативных духовенства и мирян РПЦ — так называемого «глубинного православия» — по многим вопросам кардинально отличается от позиции официального церковного руководства. Так называемый «народ церковный» порой почитает святых, не признанных патриархией, осуждает как ересь экуменическое движение, в котором участвует РПЦ, прислушивается к словам среднеуральского старца Сергия (Романова), игнорируя его отлучение…

Важный элемент низовой церковной фронды — неприятие разного рода общенациональных кампаний, инициируемых властью.

Наиболее ревностные монашествующие и миряне отказываются от ИНН, паспортов с чипами и медицинских полисов. Вокруг одного из духовных центров РПЦ — Серафимо-Дивеевского монастыря — сложился культ местной «новомученицы» Марины (1975 г.р.), которая уничтожила свой полис и погибла от смертельной болезни. Общенародное голосование или перепись населения также вызывают в этой среде почти апокалиптические страхи.

Сейчас внимание «глубинного православия» приковано к вакцинации от коронавируса. Основными источниками страхов тут служат два тезиса: а) вакцинация будет насильной, принудительной; б) вместе с вакциной в организм будут вводить жидкий чип, с помощью которого, используя технологию 5G, мировое правительство во главе с антихристом сможет управлять поведением людей, превращая их в зомби-биороботов. И звучат эти тезисы не только в проповедях радикалов, но и в некоторых официальных церковных документах…

История вопроса: от абортов к 5G

Как относились православные к прививкам в советское время — доподлинно неизвестно. Тогда их мнением особо не интересовались, а если какая-нибудь фанатичная мамаша не давала вакцинировать детей, ее запросто лишали родительских прав. Активно обсуждаться эта проблема стала в РПЦ только в 90-е, когда и возникли первые движения против вакцинации, рассматривавшие ее в ряду других «биоэтических» грехов, типа абортов и контрацепции.

Эти движения повлияли на принятую в 2000 году Социальную концепцию РПЦ, где осуждается любое использование абортивных материалов в медицине.

В свою очередь, на Социальную концепцию ссылается Совет по биомедицинской этике Московского патриархата, который в совместном с Обществом православных врачей России заявлении о проблемах вакцинации от 25 мая 2009 года указывает, что для изготовления некоторых вакцин «используются ткани абортированного эмбриона».

Православие «не приемлет лечебные методики, связанные с использованием эмбриональной ткани человека», подчеркивается в документе. Миллион просмотров набрал на YouTube фильм популярного православного режиссера Галины Царевой «Пандемия лжи», разоблачающий прививки как «заговор мирового правительства с целью уменьшения населения Земли».

Вероятно, нынешняя вакцина от коронавируса эмбриональных тканей не использует, но страх уже посеян и укоренен. Так, член Синода Грузинского патриархата митрополит Хонский и Самтредский Савва утверждает, что вакцина «будет не столько бороться с вирусом, сколько порабощать людей, управлять людьми, подчинять их».

Позиция рпц по прививкамВид из окна операционного блока городской клинической больницы № 15 имени О. М. Филатова в Москве. Фото: РИА Новости

В многочисленных видеороликах старца Сергия (Романова) из Среднеуральского монастыря тема раскрыта подробнее. Он позаимствовал у протестантских фундаменталистов из США и Великобритании «учение» о том, что вообще «смысл нынешней пандемии» сводится к установлению тотального контроля над сознанием каждого человека. Адепты этого учения, пытавшиеся уничтожать вышки мобильной связи, верят, что пандемия «придумана» ради вакцинации, которая позволяет внедрить в организм человека элементы, чувствительные к сигналу 5G.

Синод Православной церкви Молдовы, являющейся полуавтономной частью РПЦ, принял такое учение на официальном уровне.

30 июня он издал заявление, в котором говорится, что вакцина от COVID-19 позволяет «глобальной системе антихриста ввести микрочипы в тела людей, чтобы контролировать их с помощью технологии 5G». В документе указывается, что «бенифициаром» упомянутой системы является миллиардер Билл Гейтс, якобы и разработавший всю технологию. Хотя этот документ вывешен на некоторых официальных сайтах РПЦ, мы должны напомнить, что Генпрокуратура РФ считает такую концепцию «недостоверной информацией, распространяемой под видом достоверной». Но для многих верующих публикации той же Почаевской лавры гораздо авторитетнее, чем позиция Генпрокуратуры РФ.

Патриарх не разделяет энтузиазма

Информация о внедрении российской вакцины от коронавируса еще до окончания всех стадий ее клинических испытаний вызвала очень разную реакцию в высшем церковном руководстве. Сравнительно молодой «министр иностранных дел» РПЦ митрополит Иларион (Алфеев), еще в июне вызывавшийся стать добровольцем при испытании вакцины, принял ее с необыкновенным энтузиазмом. Каждую свою проповедь он теперь посвящает убеждению аудитории в немедленном вакцинировании и смирении перед возможными негативными последствиями.

Читайте также:  Прививка населения от грызунов

Главный его аргумент — «риски побочных эффектов и самого заболевания несопоставимы». Об этом Иларион, в частности, заявил 12 сентября в эфире телеканала «Россия 24». А в проповеди в храме Черниговского подворья в Москве 11 сентября он развил целое богословское учение о том, почему христиане должны избегать страданий от коронавируса.

Правда, критики Илариона не преминули заметить, что традиционное православное учение и, в частности, жития святых, наоборот, учат принимать страдания, попускаемые Богом, ради очищения души.

Совсем другую, сдержанную позицию занял патриарх Кирилл (Гундяев). Его официальный представитель, зам. председателя синодального Отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе заявил 4 сентября изданию «Открытые медиа»: «До того момента, пока вакцина против коронавируса не пройдет все клинические испытания, вопрос о том, будет ли святейший патриарх вакцинироваться и заявлять это публично, не является актуальным».

Позиция рпц по прививкамФото: Антон Новодережкин / ТАСС

Ранее Иларион косвенно критиковал патриарха за непоследовательность в проведении антикоронавирусных мер. Митрополит отметил, что 18 июля, на день преподобного Сергия Радонежского, всю свою проповедь в Троице-Сергиевой лавре патриарх посвятил не Сергию, а эпидемии. Но при этом, продолжает Иларион, «все, что происходило вокруг, совершенно не свидетельствовало о том, что люди заботятся друг о друге, о тех, кто пришел в лавру на этот праздник… В лавре в пасхальные дни началась вспышка болезни, там погибли люди, монахи, мы за них молились, за их упокой, но как будто бы эти уроки ничему людей не научают».

Тем временем в Киеве бывший начальник Кирилла (более месяца он возглавлял РПЦ в 1990 г. как патриарший местоблюститель), а ныне «анафематствованный раскольник» патриарх Филарет (Денисенко) благополучно справился с коронавирусом в возрасте 91 года!

Об этом сообщил второй по старшинству иерарх не признанного Москвой Киевского патриархата митрополит Иоасаф (Шибаев). «Его самочувствие улучшается настолько, что есть надежда на скорый выход из больницы», — написал Иоасаф в фейсбуке. Госпитализировали Филарета 4 сентября, когда его плановое тестирование на COVID-19 показало положительный результат.

Позиция рпц по прививкамБывший глава Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет. Фото: Zuma / TASS

Заболеваемость не идет на спад…

С началом сентября в РПЦ наметился новый рост заболеваемости, который коснулся духовных школ и некоторых монастырей. После заражения нового ректора Московской духовной академии епископа Феодорита она была закрыта на карантин.

Примечательно, что в апреле заразился прежний ректор, епископ Питирим, и тогда вирус коснулся более чем 100 студентов.

Закрыта на карантин и Санкт-Петербургская академия — альма-матер нынешнего патриарха. Там болеют около 90 преподавателей и студентов. Закрылась и небольшая Оренбургская духовная семинария. Среди монастырей самый строгий режим в Псковской епархии, возглавляемой митрополитом Тихоном (Шевкуновым), а на прошлой неделе закрылся на карантин Валдайский Иверский монастырь, расположенный в непосредственной близости к резиденции президента на Валдае.

Пожалуй, РПЦ можно признать наиболее пострадавшим от нынешней пандемии социальным институтом России. По некоторым оценкам, вирус уже коснулся примерно 7% ее клира, скончалось несколько видных иерархов, почти вся старшая братия Троице-Сергиевой лавры, включая известного экзорциста архимандрита Германа. Переболело большинство обитателей крупнейших и авторитетных монастырей — Киево-Печерской лавры, Серафимо-Дивеевского, Псково-Печорского… Понятно, что тому есть вполне логичные объяснения — поток людей в храмах и монастырях контролировать труднее, чем в госучреждениях, а формы церковного общения (например, на исповеди) подразумевают довольно близкий контакт.

Но внутри церкви такая картина все чаще объясняется «мистически» — в категориях гнева Божия и апостасии…

Источник

14 декабря 2009 г. 16:57

В декабрьском номере газеты «Церковный вестник» (№ 23, 2009) публикуется статья, рассказывающая о позиции Русской Православной Церкви в отношении вакцинопрофилактики.

Последнее время в православной среде все чаще звучит совет: «Не делайте!» В монастырях, на приходах и в церковных лавках стала активно распространяться литература и видеопродукция антипрививочного движения. Как ни странно, но медицинский по существу вопрос стал «яблоком раздора» в среде верующих людей. Какова же на самом деле позиция Русской Церкви в отношении вакцинопрофилактики?

Этой проблеме был посвящен доклад кандидата медицинских наук, педиатра, клинического фармаколога из Московской академии им. И.М. Сеченова И.А. Дронова и кандидата медицинских наук, эпидемиолога противотуберкулезного диспансера №12 Санкт-Петербурга С.В. Федорова, прозвучавший на II съезде Общества православных врачей России в Воронеже.

Читайте также:  Прививка яблонь весенними черенками

Любое действие, как известно, рождает противодействие. Если разбираться в истории вопроса, то выяснится, что антипрививочная кампания стартовала следом за тем, как был сделан первый укол с вакциной в конце XVIII века. Произошло это в Великобритании.

В нашей стране движение, ратующее за отказ от прививок, зародилось 15 сентября 1988 года, после публикации в «Комсомольской правде» статьи под заголовком «Ну, подумаешь укол», в которой вирусолог Г.П. Червонская выступила с критикой отечественной системы вакцинопрофилактики. С тех пор кандидат биологических наук Г.П. Червонская является лидером антипрививочного движения в нашей стране. Целый ряд ее публикаций в прессе на закате советской власти спровоцировал массовый отказ от прививок, который привел к эпидемии дифтерии, унесшей свыше четырех тысяч жизней. Это лишило противников иммунопрофилактики возможности выступать с публичной трибуны. Но, как оказалось, только на время.

Сегодня антипрививочное движение в нашем государстве переживает период очередного расцвета. Являясь частью международного процесса, оно старается привлечь на свою сторону и духовенство Русской Православной Церкви, придавая отказу от прививки биоэтическое обоснование.

«Безусловно, существует целый ряд медицинских проблем, которые влияют на возникновение и стимулируют активность антипрививочного движения, — отмечает один из авторов доклада И.А. Дронов. — Это и развитие поствакцинальных реакций и осложнений, которые могут привести к болезни здорового ребенка; и использование вакцинных препаратов, которые часто вызывают прививочные реакции и могут приводить к серьезным осложнениям; и формальный подход к иммунопрофилактике, при котором не учитываются индивидуальные особенности ребенка; и отсутствие полноценного информирования о прививке, из-за чего родители ребенка не получают объективную информацию о необходимости вакцинации, последствиях отказа от нее, возможных реакциях и осложнениях; и административные методы решения медицинских вопросов, в частности, регламентирование уровня охвата прививками».

Если обобщить постулаты лидеров антипрививочного движения, то сводятся к следующим утверждениям:

— эффективность вакцинопрофилактики не имеет доказательной базы;
— вакцинация неблагоприятно влияет на иммунную систему;
— вакцины содержат крайне опасные токсические компоненты;
— развитие многих заболеваний связано с вакцинацией;
— массовая вакцинация выгодна только производителям препаратов;
— органы здравоохранения скрывают правду о поствакцинных осложнениях;
— медицинские работники не прививают своих детей.

В качестве одного из примеров, опровергающих несостоятельность первого постулата, И.А. Дронов привел данные исследования о динамике заболеваемости корью в СССР/России. Из них следует, что внедрение плановой массовой вакцинации привело к очень быстрому снижению заболеваемости корью более чем в четыре раза, а введение плановой ревакцинации свело заболеваемость к единичным случаям. Так, за весь 2008 год в России было зафиксировано всего 27 случаев заболевания корью.

Православные медики крайне обеспокоены активностью лидеров противопрививочного движения, которые, выступая на различных православных форумах, ставят вопрос о греховности вакцинации. Так, в рамках XIV международных Рождественских образовательных чтений Г.П. Червонская сделала доклад на тему «Прививки и здоровье детей», а также провела семинар на тему «Прививки: мифы и реальность» в Марфо-Мариинской обители.

Вопрос о необходимости реагирования на сложившуюся вокруг вакцинопрофилактики ситуацию на общецерковном и государственном уровне был поднят в сентябре 2008 года на круглом столе «Вакцинопрофилактика у детей: проблемы и пути их решения», организованным Синодальном отделом по церковной благотворительности и социальному служению. В итоговом документе участники круглого стола осудили антипрививочную пропаганду и подчеркнули недопустимость распространения в обителях и храмах Русской Православной Церкви антипрививочной литературы и соответствующей мультимедийной продукции.

Следом за этим обсуждением последовало совместное заявление Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московского Патриархата и Общества православных врачей России о проблемах вакцинации в России. Врачи православного вероисповедания, основываясь на евангельском учении и научном знании, видят следующие пути решения возникающих проблем:

— совершенствование практики вакцинопрофилактики: использование более безопасных вакцин, повышение уровня знаний врачей по вакцинологии, строгое соблюдение законности и медицинских правил при проведении вакцинации, предоставление объективной и полной информации, в том числе по осложнениям, регистрация и анализ нежелательных реакций на вакцинацию, адекватная социальная защита при поствакцинных осложнениях;

— просветительская деятельность: формирование общественного мнения о пользе вакцинопрофилактики, активный анализ и аргументированная критика выступлений антипрививочного движения, как в профессиональных, так и в массовых изданиях.

На II съезде Общества православных врачей России в Воронеже было принято решение организовать активную медико-просветительскую деятельность в Интернете, а также выпустить брошюру для родителей по вопросам вакцинопрофилактики.

Совместное заявление Совета и Общества православных врачей России о проблемах вакцинации в России

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

Источник