Приказ о прививках манту

Приказ о прививках манту thumbnail

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ “О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 26, ст. 2581; 2004, N 35, ст. 3607; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 30, ст. 4570; 2013, N 48, ст. 6165) и подпунктом 5.2.102 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526; 2013, N 16, ст. 1970; N 20, ст. 2477; N 22, ст. 2812; N 33, ст. 4386; N 45, ст. 5822; 2014, N 12, ст. 1296; N 26, ст. 3577; N 30, ст. 4307; N 37, ст. 4969; 2015, N 2, ст. 491; N 12, ст. 1763; N 23, ст. 3333; 2016, N 2, ст. 325; N 9, ст. 1268; N 27, ст. 4497; N 28, ст. 4741; N 34, ст. 5255; N 49, ст. 6922; 2017, N 7, ст. 1066), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза.

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившими силу Порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2001 г. N 892 “О реализации Федерального закона “О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 53, ст. 5185; 2006, N 3, ст. 297).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 мая 2017 г.

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 21 марта 2017 г. N 124н

Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза

1. Настоящие порядок и сроки устанавливают правила проведения профилактических осмотров граждан (взрослых и детей) в целях выявления туберкулеза в медицинских организациях и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, независимо от организационно-правовой формы (далее соответственно – порядок и сроки, профилактические осмотры, медицинские организации).

2. Профилактические осмотры граждан проводятся в медицинских организациях по месту жительства, работы, службы, учебы, по месту отбывания наказания в виде лишения свободы, в местах содержания под стражей.

3. Профилактические осмотры детей проводятся в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по “общей врачебной практике (семейной медицине)” или “фтизиатрии”, или “педиатрии”, “медицинским осмотрам профилактическим”, а также “рентгенологии”, “клинической лабораторной диагностике” (при проведении соответствующих исследований).

4. Профилактические осмотры взрослых проводятся в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по “общей врачебной практике (семейной медицине)” или “фтизиатрии”, или “терапии”, “медицинским осмотрам профилактическим”, а также “рентгенологии”, “клинической лабораторной диагностике” (при проведении соответствующих исследований).

5. В случае отсутствия у медицинской организации лицензий на медицинскую деятельность в части выполнения работ (услуг) по “рентгенологии” или “клинической лабораторной диагностике” указанная медицинская организация организует проведение профилактического осмотра с проведением соответствующих исследований в иной медицинской организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности в части выполнения требуемых работ (услуг), в соответствии с договорами, заключаемыми между этими медицинскими организациями.

6. Профилактические осмотры проводятся в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

7. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача обследуемым или его законным представителем информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство с соблюдением требований, установленных статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”*(1).

8. Профилактические осмотры представляют собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, свидетельствующих о наличии туберкулеза, с применением следующих методов обследования в зависимости от возраста:

а) дети в возрасте от 1 до 7 лет (включительно) – иммунодиагностика с применением аллергена бактерий с 2 туберкулиновыми единицами очищенного туберкулина в стандартном разведении;

б) дети в возрасте от 8 до 14 лет (включительно) – иммунодиагностика с применением аллергена туберкулезного рекомбинантного в стандартном разведении;

в) дети в возрасте от 15 до 17 лет (включительно) – иммунодиагностика с применением аллергена туберкулезного рекомбинантного в стандартном разведении или рентгенологическое флюорографическое исследование органов грудной клетки (легких);

г) взрослые – флюорография легких или рентгенография органов грудной клетки (легких);

д) нетранспортабельные и маломобильные граждане – исследование мокроты на кислотоустойчивые микобактерии методом микроскопии.

9. Сроки проведения профилактических осмотров в отношении отдельных групп граждан определены приложением к настоящим порядку и срокам.

10. При проведении профилактических осмотров учитываются результаты внесенных в медицинскую документацию исследований, проведенных гражданам, предшествующих проведению указанных профилактических осмотров, давность которых не превышает 6 месяцев с даты проведения исследования.

11. В целях организации проведения профилактических осмотров в медицинской организации назначается уполномоченное должностное лицо (далее – уполномоченное лицо).

12. Уполномоченное лицо контролирует составление врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми, врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), фельдшерами*(2) (далее – медицинский работник, ответственный за проведение профилактического осмотра) медицинской организации, в которой гражданин получает первичную медико-санитарную помощь, поименных списков граждан, подлежащих профилактическому осмотру в очередном календарном году, из числа находящихся у них на медицинском обслуживании.

При составлении поименного списка медицинский работник, ответственный за проведение профилактического осмотра, в отношении каждого гражданина указывает: возраст, метод обследования, планируемые дату и место проведения профилактического осмотра.

13. Уполномоченное лицо на основании поименных списков составляет календарный план проведения профилактических осмотров граждан с указанием дат и мест их проведения, количества необходимых исследований, числа граждан по каждой возрастной группе (далее – календарный план).

14. Календарный план подписывается руководителем медицинской организации или уполномоченным лицом не позднее чем за месяц до начала календарного года и доводится до сведения медицинских работников, участвующих в проведении профилактических осмотров, в том числе ответственных за проведение профилактических осмотров.

Читайте также:  Прививка от кори в поликлиниках москвы

15. В случае изменения численности граждан, подлежащих профилактическим осмотрам, медицинский работник, ответственный за проведение профилактического осмотра, представляет до 20 числа текущего месяца уточненный поименный список граждан уполномоченному лицу.

16. Уполномоченное лицо организует проведение мероприятий по информированию граждан по вопросам профилактики туберкулеза (в том числе в трудовых и учебных коллективах).

17. Медицинский работник, ответственный за проведение профилактического осмотра:

а) осуществляет информирование граждан, находящихся на медицинском обслуживании в медицинской организации, о необходимости прохождения профилактического осмотра (в том числе о дате, времени и месте его проведения), о его целях и задачах;

б) проводит разъяснительную работу и мотивирование граждан к прохождению профилактического осмотра;

в) организует выдачу направлений, в том числе в электронной форме, на исследования, предусмотренные пунктом 8 настоящих порядка и сроков.

18. По завершении профилактического осмотра в Медицинскую карту пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях*(3) (историю развития ребенка), на отдельную страницу вносятся:

а) объективные данные по результатам проведенных исследований;

б) сведения о наличии контактов с больным туберкулезом, результаты осмотров врачами-специалистами (в случае выявления патологических состояний, свидетельствующих о наличии туберкулеза);

в) заключение об отсутствии (выявлении) патологических состояний, свидетельствующих о наличии туберкулеза.

19. При выявлении в результате профилактического осмотра патологических состояний, свидетельствующих о наличии туберкулеза, медицинский работник, проводящий профилактический осмотр, должен в течение 2 календарных дней со дня завершения профилактического осмотра организовать обследование гражданина в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи больным туберкулезом*(4).

20. Информация о состоянии здоровья, полученная по результатам профилактического осмотра, предоставляется гражданину в доступной для него форме в соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”*(5).

В отношении несовершеннолетнего, не достигшего возраста, установленного частью 2 статьи 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”*(6), информация о состоянии здоровья предоставляется его законному представителю.

_____________________________

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165.

*(2) В случае возложения на них функций лечащего врача в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 марта 2012 г. N 252н “Об утверждении Порядка возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 апреля 2012 г., регистрационный N 23971).

*(3) Учетная форма N 025/у, утвержденная приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н “Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 февраля 2015 г., регистрационный N 36160).

*(4) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. N 932н “Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 марта 2013 г., регистрационный N 27557).

*(5) Собрание законодательства Российской Федерации 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165.

*(6) Собрание законодательства Российской Федерации 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 27, ст. 3477, N 48, ст. 6165; 2016, N 27, ст. 4219.

Приложение
к порядку и срокам проведения
профилактических медицинских
осмотров граждан в целях выявления
туберкулеза, утвержденным приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 21 марта 2017 г. N 124н

Сроки проведения профилактических осмотров

Группы граждан

Сроки проведения профилактического осмотра

1 раз в год

Не менее чем 1 раз в два года

2 раза в год

В индивидуальном порядке

Дети

+

Взрослые

+

(при показателе общей

заболеваемости туберкулезом в субъекте Российской Федерации 40 и более на 100 000 населения)

+

(при показателе общей заболеваемости туберкулезом в субъекте Российской Федерации менее 40 на 100 000 населения)

Работники родильных домов, (отделений, перинатальных центров)

+

Лица с ВИЧ-инфекцией

+

Лица, снятые с диспансерного наблюдения в специализированных противотуберкулезных медицинских организациях в связи с выздоровлением от туберкулеза, – в течение первых 3 лет после снятия с диспансерного наблюдения

+

Лица, состоящие на диспансерном наблюдении (в том числе профилактическом наблюдении) в наркологических и психиатрических специализированных медицинских организациях

+

Лица, освобожденные из мест отбывания наказания в виде лишения свободы, из мест содержания под стражей, – в течение первых 2 лет после освобождения

+

Подследственные, содержащиеся в местах отбывания наказания в виде лишения свободы, в местах содержания под стражей

+

Дети в возрасте от 1 до 17 лет включительно, невакцинированные против туберкулеза

+

Дети в возрасте от 1 до 17 лет включительно, больные сахарным диабетом, хроническими неспецифическими заболеваниями органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы

+

Дети в возрасте от 1 до 17 лет включительно, получающие кортикостероидную, лучевую, цитостатическую и иммуносупрессивную терапию, генноинженерные иммунобиологические препараты

+

Дети в возрасте от 1 до 17 лет включительно из числа мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев

+

Дети в возрасте от 1 до 17 лет включительно, проживающие в организациях социального обслуживания

+

Взрослые, больные хроническими неспецифическими заболеваниями органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы

+

Взрослые, больные сахарным диабетом

+

Взрослые, получающие кортикостероидную, лучевую, цитостатическую и иммуносупрессивную терапию

+

Лица без определенного места жительства

+

Беженцы

+

Лица, проживающие в стационарных организациях социального обслуживания

+

Работники организаций социального обслуживания

+

Работники медицинских, в том числе санаторно-курортных организаций, образовательных, оздоровительных и спортивных организаций для детей

+

Лица, проживающие совместно с беременными женщинами и новорожденными

+

Лица, у которых диагноз ВИЧ-инфекция установлен впервые

+

Лица из окружения детей, имеющих измененную чувствительность к аллергенам туберкулезным, если с момента последнего обследования прошло более 6 месяцев

+

Лица, в отношении которых имеются данные о наличии контакта с больным с заразной формой туберкулеза

+

Читайте также:  Прививки для шотландца вислоухого кота

Источник

В нашем современном обществе все родители сталкиваются с такой проблемой, что при поступлении ребёнка в детский сад или школу одним из обязательных требований медиков является постановка реакции Манту, направленной на выявление возможного заболевания туберкулёзом у ребёнка. Законно ли данное требование и как отказаться от этой процедуры, рассмотрим в данной статье.

В 2001 году был принят закон № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулёза в Российской Федерации», в соответствии с которым граждане имеют право отказаться от противотуберкулёзной помощи. В соответствии с положениями ч. 2 ст. 7 данного закона «противотуберкулёзная помощь оказывается гражданам при их добровольном обращении или с их согласия». Исключение из этого правила составляют только те случаи, когда у человека уже выявлено заболевание туберкулёзом, а также его опасными формами, представляющими опасность заражения для окружающих.

Таким образом, с точки зрения закона, никто не вправе принуждать вас и вашего ребёнка проходить какое-либо обследование на выявление туберкулёза, если вы отказываетесь от такой помощи. Однако, что же происходит на практике, когда мы с ребёнком идём в садик или школу? Здесь стоит остановиться на двух моментах, в зависимости от принятого родителями решения, обследоваться им или нет. Некоторые родители не против туберкулинодиагностики как таковой, то есть проверки здоровья ребёнка на возможное наличие в организме туберкулёза. Однако их не устраивает вид исследования, предлагаемый государственной бесплатной медициной в виде постановки реакции Манту, которая связана с введением в организм ребёнка определённого комплекса веществ, входящих в состав данного препарата. Диаскинтест, который сегодня предлагают как альтернативу Манту, также рассчитан на введение внутрь организма ребёнка и содержит всё те же ядовитые химикаты и опасные биовещества.

отказ от прививки манту

В настоящее время есть, однако, и иные методы обследования, основанные на анализе биологического материала (например, крови), взятого из организма ребёнка, что представляется наиболее безопасным, поскольку не происходит введения в организм инородных веществ, минуя защитные барьеры организма. В частности, сейчас наиболее популярными и информативными считаются такие методы исследования, как Квантифероновый тест и тест Т-спот, которые являются, тем не менее, дорогостоящими процедурами. Так вот, с точки зрения действующего законодательства, вы можете использовать любой метод обследования своего ребёнка, какой сочтёте нужным, в любой по вашему выбору клинике и любым врачом по вашему предпочтению. Бывает так, что медики в дополнение к сделанному тесту требуют заключение фтизиатра, при этом не любого, а именно фтизиатра из противотуберкулёзного диспансера.

Сразу оговорюсь, что данное требование неправомерно, так как нет ни одного нормативно-правового акта, обязывающего вас посещать фтизиатра именно в районном противотуберкулёзном диспансере по месту жительства. Медицина относится к сфере услуг, а значит, на неё распространяются все гражданско-правовые нормы, которыми регулируются правоотношения по договорам возмездного оказания услуг, в том числе и свобода договора.

Здравоохранение в целом у нас в стране относится к сфере услуг, а поставщик услуг, как известно, не вправе навязывать свои услуги клиенту. То есть вы, по своему выбору, можете посетить фтизиатра как в противотуберкулёзном диспансере, так и фтизиатра в любой платной клинике, имеющей государственную лицензию по специализации «фтизиатрия» или вообще отказаться от его посещения.

Если говорить о бесплатной государственной медицине, то право выбора врача и лечебного заведения также предусмотрено ст. 21 закона «Об охране здоровья граждан».

выбор врача

Для тех родителей, которые отказываются от туберкулинодиагностики вообще, нет также никаких ограничений в посещении их ребёнком образовательных учреждений. Исключение составляют дети, у которых уже выявлено заболевание туберкулёзом, и ряд других случаев, о которых говорится ниже. Итак, как уже было указано в самом начале статьи, основным законом, которым регулируются правила оказания противотуберкулёзной помощи гражданам, является Федеральный закон «О предупреждении распространения туберкулёза в Российской Федерации» № 77-ФЗ от 18.06.2001г. В соответствии с положениями ч. 2 ст. 7 данного закона противотуберкулёзная помощь оказывается гражданам при их добровольном обращении или с их согласия, то есть заставить вас проходить фтизиатра, если вы этого не хотите, никто не может.

Однако, как правило, медики ссылаются на положение абзаца 2 п. 5.7. санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулёза», в соответствии с которыми: «Дети, туберкулинодиагностика которым не проводилась, допускаются в детскую организацию при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания». При этом почему-то они забывают другие положения этих правил, в частности раздел 3 «Выявление больных туберкулёзом», в котором говорится о следующем:

3.1. Выявление больных туберкулёзом осуществляется врачами всех специальностей, средними медицинскими работниками медицинских и оздоровительных организаций.
3.2. При подозрении на туберкулёз в медицинских организациях проводится обследование заболевшего в установленном объёме в целях уточнения диагноза.
3.3. При обнаружении во время обследования пациента признаков, указывающих на возможное заболевание туберкулезом, в целях постановки окончательного диагноза он направляется в специализированную медицинскую организацию по профилю «фтизиатрия» по месту жительства.

фтизиатрия, медицина

Туберкулёз – это серьёзное специфическое заболевание, имеющее свои клинические признаки (симптомы), которые могут быть выявлены как врачами всех специальностей, так и средними медицинскими работниками (медсестры, фельдшеры). Следовательно, прежде чем направлять ребёнка к фтизиатру на принудительной основе, у него должны быть выявлены признаки туберкулёза, это может сделать любой педиатр в детской поликлинике. Поэтому, если перед посещением детского сада или школы, вы посетили педиатра и получили от него справку о том, что ребёнок здоров и может посещать детское учреждение, никакой врач не вправе направлять вас на обследование к фтизиатру без клинической картины заболевания с признаками, зафиксированными в медкарте ребёнка.

Читайте также:  Противопоказания для онкобольных прививок

К сожалению, мед. работники также скромно умалчивают и о п. 5.1 (абзац 2) упомянутых санитарных правил, в котором сказано, что «в обязательном порядке обследуются дети из социально неблагополучных семей и проживающие на территории Российской Федерации дети иностранных граждан, прибывшие из неблагополучных по туберкулёзу стран». Таким образом, если все члены вашей семьи являются гражданами РФ и семья не является социально неблагополучной, нигде не состоит на учёте, а у вашего ребёнка не выявлены первичные признаки заболевания туберкулёз, то ваш ребёнок не подлежит обязательному обследованию на туберкулёз. Чаще всего врачи мотивируют направление ребёнка к узкому специалисту отказом от реакции Манту, однако, отказ от реакции Манту не является диагнозом, необходимым для направления к специалисту.

В вышеуказанном разделе 3 санитарных правил «Выявление больных туберкулёзом» расписан не только порядок выявления лиц с подозрением на туберкулёз по клиническим признакам, но и порядок направления граждан для уточнения диагноза к фтизиатру. Более того, согласно Постановлению Правительства РФ от 25.12.2001 г. о реализации Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулёза в РФ» «врач может направить ребёнка для завершения обследования к фтизиатру только после обнаружения у него признаков возможного заболевания». (Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза п.9).

обследование у врача

Участковый педиатр также обязан указать в медицинской карте предварительный диагноз. При отсутствии у ребёнка признаков туберкулезной интоксикации врач не может подозревать у него туберкулёз, без признаков недомогания или симптомов ребёнок считается здоровым. Поэтому такой ребёнок не может рассматриваться как субъект, нарушающий благоприятную окружающую среду других людей, и не может представлять опасности для здоровья других несовершеннолетних. В противном случае это дискриминирует права ребёнка и нарушает действующее законодательство. Также родителей, отказавшихся от пробы Манту, фтизиатры направляют делать рентген ребёнку. Но требование подвергнуть ребёнка рентгеновскому обследованию, если есть отказ от реакции Манту, также противоречит праву на отказ от медицинского вмешательства в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан». Назначение рентгенологического обследования ребёнку также недопустимо согласно санитарным правилам и нормативам СаНПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований, п.7.21 «Не подлежат профилактическим рентгеновским исследованиям дети до 14 лет и беременные…».

В настоящее время Генпрокуратурой рассмотрено более 300 обращений граждан о принуждении прохождения туберкулинодиагностики и отказе образовательных организаций в приёме детей без заключения фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулёзом. В письме Генпрокуратуры РФ от 15.09.2014 г. № 72Н-1164-14 сказано, что «с учётом принципа добровольности получения противотуберкулёзной помощи, при отсутствии контакта с туберкулёзным больным, родители ребёнка вправе отказаться от туберкулинодиагностики, что не должно повлечь ограничения его права на посещение образовательного учреждения».

Согласно решению Верховного Суда РФ от 17.02.2014 г. № АКПИ14-1454 «Оспариваемое положение п 5.7 Правил не противоречит приведённым нормам закона, так как не регулирует отношения, связанные с оказанием противотуберкулёзной помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет, а также не предусматривает медицинского вмешательства без информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на такое вмешательство, закреплённое в ст. 20 ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ». Не устанавливает оспариваемое положение и ограничения прав на образование, гарантированных Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (Закон об образовании).

право на образование

Следовательно, п. 5.7. указанных Правил не касается тех детей, родители которых предоставили письменный отказ от реакции Манту и оказания другой противотуберкулёзной помощи, при условии, что у этих детей не заподозрено заболевание туберкулёз. Но, несмотря на всё это, правила СП 2.1.2.3114-13 трактуются медицинскими работниками образовательных учреждений как запрет в приёме детей в детские организации без туберкулинодиагностики вплоть до того, что детей отчисляют из садов и школ, нарушая тем самым, кроме перечисленных законов, также положения ст. 43 Конституции РФ о праве на образование, в том числе дошкольное, и Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012, в котором не указано никаких медицинских причин для отстранения ребёнка от посещения образовательного учреждения.

Форма отказа от пробы Манту и другой туберкулинодиагностики скачать.
Отказ от реакции Манту в школе образец скачать.
Ответ на требование мед. работников отстранить ребёнка от занятий скачать.
Ответ Генеральной прокуратуры скачать.
Ответ уполномоченного по правам ребёнка скачать.
Отказ от профилактической туберкулёзной помощи скачать.

В заключении, уважаемые родители, хочу пожелать вам стойкости в этой борьбе по отстаиванию ваших прав и прав ваших детей, так как, как показывает мой опыт, борьба эта нелегка ввиду полного правового невежества медицинских работников в сфере образования. Однако, дорогу осилит идущий, и пусть удача сопутствует вам на этом пути.

Контакты Елены для всех родителей, которым нужны совет или помощь: michelle-77@mail.ru, +7-921-634-55-35.

Приказ о прививках манту

Источник