Профилактические прививки детям детские врачи и родители за кто против

Профилактические прививки детям детские врачи и родители за кто против thumbnail

Профилактические прививки детям. Детские врачи и родители – «за»! Кто – «против»?

© ООО «Издательство „СпецЛит“», 2013

Авторы:

Тимченко Владимир Николаевич – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой инфекционных заболеваний у детей им. проф.

М. Г. Данилевича ГБОУ ВПО СПбГПМУ, заслуженный врач РФ;

Леванович Владимир Викторович – доктор медицинских наук, профессор, ректор ГБОУ ВПО СПбГПМУ;

Александрова Елена Анатольевна – кандидат медицинских наук, ассистент кафедры инфекционных заболеваний у детей им. проф. М. Г. Данилевича ГБОУ ВПО СПбГПМУ;

Баннова Светлана Леонидовна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры инфекционных заболеваний у детей им. проф. М. Г. Данилевича ГБОУ ВПО СПбГПМУ;

Булина Оксана Владимировна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры реабилитологии ФПК и ПП ГБОУ ВПО СПбГПМУ;

Дробаченко Ольга Арнольдовна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры инфекционных заболеваний у детей им. проф. М. Г. Данилевича ГБОУ ВПО СПбГПМУ;

Каплина Татьяна Анатольевна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры инфекционных заболеваний у детей им. проф. М. Г. Данилевича ГБОУ ВПО СПбГПМУ;

Лушнова Ирина Витальевна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры инфекционных заболеваний у детей им. проф. М. Г. Данилевича ГБОУ ВПО СПбГПМУ;

Павлова Елена Борисовна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической фармакологии ГБОУ ВПО СПбГПМУ;

Субботина Марья Дмитриевна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры инфекционных заболеваний у детей им. проф. М. Г. Данилевича ГБОУ ВПО СПбГПМУ;

Чернова Татьяна Маратовна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры инфекционных заболеваний у детей им. проф. М. Г. Данилевича ГБОУ ВПО СПбГПМУ;

Назарова Анна Николаевна – ассистент кафедры инфекционных заболеваний у детей им. проф. М. Г. Данилевича ГБОУ ВПО СПбГПМУ;

Ширяева Ольга Алексеевна – ассистент кафедры инфекционных заболеваний у детей им. проф. М. Г. Данилевича ГБОУ ВПО СПбГПМУ

Условные сокращения

АДС – адсорбированный дифтерийно-столбнячный анатоксин

АДС-М – адсорбированный дифтерийно-столбнячный анатоксин с уменьшенным содержанием антигена

АД-М – адсорбированный дифтерийный анатоксин с уменьшенным содержанием антигена

АКДС – адсорбированная (ассоциированная) коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина

БЦЖ – противотуберкулезная вакцина

ВАП – вакциноассоциированный полиомиелит

ВГА – вирусный гепатит А

ВГВ – вирусный гепатит В

ВГС – вирусный гепатит С

ВИЧ/СПИД – вирус иммунодефицита человека / синдром приобретенного иммунодефицита

ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения

ВПЧ – вирус папилломы человека

ЖКВ – живая коревая вакцина

ИПВ – инактивированная полиомиелитная вакцина

ИФН – интерферон

ОПВ – оральная полиомиелитная вакцина

ОРВИ – острые респираторные вирусные инфекции

ЧБД – часто болеющие дети

HBsAg – поверхностный антиген вируса гепатита В

Ig – иммуноглобулин

Введение

В данной монографии представлены результаты многолетних исследований ведущих специалистов страны и мира по вопросам специфической профилактики (вакцинации) инфекционных заболеваний.

Здоровье – главное богатство человека, особенно когда речь идет о ребенке. Все родители хотят, чтобы их малыш рос здоровым, сильным и не болел инфекционными заболеваниями. Известно, что здоровье новорожденного во многом зависит от здоровья его матери. Рациональное питание женщины во время беременности, здоровый образ жизни, благоприятный климат в семье, радость предстоящего материнства – основы здоровья малыша. Грудное вскармливание – незаменимый фактор гармоничного роста и развития детей первого года жизни. При отсутствии у матери грудного молока кормить ребенка необходимо современными адаптированными продуктами детского питания.

Иммунитет, полученный ребенком от матери, защищает его от ряда инфекционных заболеваний в течение первых месяцев жизни. В дальнейшем малыш остается без защиты от многочисленных вирусных и бактериальных агентов, обусловливающих развитие большого количества инфекционных заболеваний. Увеличение контактов с другими детьми и взрослыми существенно повышает риск развития заболеваний. Бесспорно, у родителей возникает вопрос – есть ли у ребенка возможность адаптироваться (приспособиться) к окружающему миру? Ответ однозначный – ДА, такая возможность помочь ребенку у взрослых имеется! Об этом свидетельствует исторический опыт, к которому, увы, многие часто не хотят прислушиваться. Ярким примером блестящей победы человека над болезнями является ликвидация на планете такого смертельного заболевания, как натуральная оспа. С другой стороны, мы постоянно являемся свидетелями развития тяжелых форм коклюша, дифтерии, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, малярии, холеры, геморрагических лихорадок в странах, где не уделяется должного внимания борьбе с инфекциями. Следует также не забывать о том, что характер современной цивилизации, возможность быстрого перемещения человека с одного континента на другой, изменение морально-нравственных принципов и ряд других обстоятельств обусловливают развитие эпидемии и даже пандемии в так называемых экономически развитых странах, среди различных групп населения. В данном случае речь идет о ВИЧ / СПИДе, новых вариантах гриппа, различных герпесвирусных инфекциях и оппортунистических заболеваниях.

Читайте также:  Если болеешь можно делать прививку от гриппа детям

Родители должны знать о том, что самым эффективным методом борьбы с так называемыми управляемыми детскими инфекциями является вакцинация. В России прививки проводятся в рамках Национального календаря профилактических прививок и Календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 г. № 51 н) в соответствии с законом «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний» (ФЗ № 157 от 17.09.1998 г.). Родителям следует помнить о том, что их отказ от вакцинации нарушает права ребенка на жизнь и здоровье, закрепленные в 1993 г. Венской декларацией и в 1998 г. Всемирной медицинской ассоциацией.

Вакцинация позволяет избежать смертельных исходов от инфекции, инвалидизации детей, формирования врожденных пороков развития, возникновения ряда онкологических заболеваний (рак шейки матки, рак печени, опухоли мужских и женских половых желез), «чумы XXI века» ВИЧ / СПИДа, снижает риск развития мужского и женского бесплодия.

Авторы уверены, что вы, дорогие читатели, по прочтении этой книги получите большое количество аргументов, свидетельствующих о необходимости проведения профилактических прививок – главного фактора в борьбе с грозными инфекциями.

Искренне ваш, авторский коллектив [email protected]

Глава 1. Что такое иммунизация и зачем нужны профилактические прививки детям?

Инфекционные болезни встречаются у детей очень часто. Они могут протекать в тяжелой форме, давать осложнения, приводить к инвалидизации и даже смерти ребенка.

Целью иммунизации является формирование специфического иммунитета к инфекционному заболеванию посредством искусственного создания инфекционного процесса, который в большинстве случаев протекает бессимптомно (т. е. без проявлений) или в легкой форме. В то же время для многих инфекционных болезней характерно тяжелое течение. Несмотря на большие возможности современной медицины, они могут давать серьезные осложнения с длительными, стойкими последствиями. Кроме того, болезнь лишает человека трудоспособности, а ребенка – возможности посещать школу или детский сад.

Что такое вакцинация и как реагирует на нее ребенок

В ответ на вакцинацию в организме ребенка возникает цепочка иммунологических реакций. В этом процессе выделяют три периода.

Первый период (скрытый) продолжается с момента введения вакцины до появления специфических факторов защиты (антител) в крови. В это время в организме ребенка происходят сложные иммунологические реакции, в результате которых активируются В-лимфоциты, которые и вырабатывают антитела. Основной функцией антител является связывание (нейтрализация) вирусов и бактерий. Некоторые В-лимфоциты живут долго и сохраняют так называемую иммунологическую память.

Длительность первого периода варьирует от нескольких дней до 2 нед. и зависит от вида вакцины, способа ее введения и особенностей иммунной системы ребенка.

Второй период характеризуется повышением концентрации специфических антител в крови. После введения некоторых вакцин специфические антитела появляются очень быстро, и так же быстро повышается их содержание в крови, что позволяет использовать эти вакцинные препараты для экстренной профилактики при контакте с больными корью, полиомиелитом, эпидемическим паротитом, вирусным гепатитом А.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник

Не секрет, что при приёме в детский сад и школу в Белгородской области необходимо собрать целый пакет документов на ребёнка. Входит в него и сертификат прививок. Тем временем родители делятся на тех, кто за прививки и кто против них.

В департаменте образования Москвы предложили на законодательном уровне закрепить право отказывать в приёме ребёнка в образовательное учреждение, если у него отсутствуют медицинские документы и прививки. Обосновывают свою инициативу чиновники так: именно образовательная организация несёт ответственность за жизнь и здоровье учащихся.

Иммунизация ребёнка проводится по национальному календарю профилактических прививок. В него включён перечень инъекций от инфекционных заболеваний, которые протекают тяжело, с осложнениями и у которых высокая смертность после болезни даже при своевременной диагностике.

Прививают ребёнка от вирусного гепатита В, туберкулёза, пневмококка, дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, гемофинальной инфекции (группы риска), против кори, краснухи, эпидемического паротита и гриппа.

Так, в число обязательных вакцинаций входит прививка против туберкулёза. С сентября 2016 года всеми известную с детства «пуговку» – пробу Манту – по рекомендации Минздрава заменил диаскинтест (ДСТ). Это вызвало дискуссии. Диаскинтест делают детям с восьми лет для лучшего выявления туберкулёза, мальчикам и девочкам младше восьми лет по-прежнему делают манту. Диаскинтест никакого вреда, как и манту, нанести здоровью ребёнка не может, считают в противотуберкулёзном диспансере.

Диаскинтест безопасен. Вводятся участки ДНК микробактерии туберкулёза, которые могут вызвать реакцию, если у детей есть признаки туберкулёза. Заразить детей этим невозможно. Там два гена специфических вводятся внутрикожно, как и манту. Если реакция есть, такой ребёнок подлежит обследованию в детском отделении противотуберкулёзного диспансера.Ольга Гончаренко, заместитель главного врача ОГКУЗ «Противотуберкулёзный диспансер»

Читайте также:  Побочные действия прививки от гриппа для детей

Вакцины вводят только с письменного согласия родителей, отказ от прививки, к слову, также предоставляется в письменном виде. Тенденция последних лет – всё больше родителей отказываются делать прививки своим детям. Об этом говорят как на местном, так и на федеральном уровне. Стоит отметить, что в последнее время в белгородском департаменте здравоохранения наблюдают «незначительную тенденцию к уменьшению числа отказников».

Врачи и эксперты говорят, что отказ от вакцинации – это больной вопрос и надо что-то менять. Предлагали даже ввести штраф для «отказников», но законодательно пока ничего не изменилось.

Даже на телеканалах сегодня звучат противоположные мнения. Геннадий Онищенко пытался провести идею об отказе от письменного согласия родителей на прививку, но на данный момент всё так, как есть. Наша задача – переубеждать, работать в разных группах населения.Елена Оглезнева, руководитель управления Роспотребнадзора по Белгородской области

Руководитель департамента здравоохранения Наталия Зубарева для борьбы с «мутной тенденцией» предлагает рассказывать о последствиях: что будет с ребёнком, если не сделать вакцинацию. Ведомство распространяет информационные листовки о рисках для здоровья при отказе от вакцинации, проводит дни открытых дверей и другие акции, чтобы рассказать о последствиях отказа, однако всё равно с необходимостью вакцинации соглашаются не все.

В департаменте здравоохранения региона говорят, что больше всего отказников на 1 000 детей приходится в Прохоровском, Ракитянском, и Краснояружском районах, а также в Шебекинском горокруге и Белгороде.

Средства на лекарственные препараты, которые входят в нацкалендарь прививок, выделяют из федерального бюджета, а затем бесплатно распределяют в медорганизации для вакцинации детей.

Так, за 2018 год в Белгородскую область поступило 155,3 млн рублей на иммунобиологические лекарственные препараты, а за восемь месяцев 2019-го – уже 97,7 млн рублей.

Есть заболевания, которые человечество победило вакциной. Нигде больше не регистрируют заболевания оспой.

Медики уверены, что будь все мальчики и девочки вакцинированы, можно было бы забыть названия и этих болезней: корь, дифтерия, коклюш, краснуха, столбняк, эпидемический паротит (более известный как свинка), гепатит А и полиомиелит (или детский спинномозговой паралич). Но вакцинированные от этих заболеваний родители (в детстве или отрочестве) с возрастом забывают или не знают, что им помогло сохранить здоровье и жизнь.

Я считаю, что ничего лучше естественного, природного иммунитета нет. Дети в условиях цивилизации и так ослаблены. То количество прививок, которые насаждаются детям, с моей точки зрения, очень выгодный коммерческий проект. Я не против прививок как таковых. Я понимаю, что есть жизненные обстоятельства, которые диктуют использование прививок. Если бы я поехала в экзотическую страну, инфекционный очаг, то прививка – это вариант. Но что касается прививок по графику – я не вижу в этом смысла. Мой ребёнок здоров без прививок. И не мой ребёнок угроза всем остальным, они же привитые. Они носители инфекции.Ольга Киприянова, родитель

Отдельная история – с профилактикой сезонных заболеваний. Темнеет всё раньше, холодает, витамина D в организме становится всё меньше. Чихает сосед, и тут же число заболевших растёт в геометрической прогрессии. Простуда и грипп. Если от первой можно защититься тёплым шарфом, тщательным мытьём рук и горячим чаем после улицы, то от гриппа эксперты рекомендуют сделать прививки.

Когда эпидемия гриппа начинается в группе детского сада или в классе школы, то их закрывают на карантин. Знания ученики потом «догоняют». Но совсем другая ситуация со взрослым населением. Работа предприятия в случае эпидемии может быть просто парализована. Поэтому вакцинация экономически оправдана и выгодна как для компании, так и для работника.

Вакцинация на сегодня – самый доступный и экономически целесообразный способ снижения заболеваемости гриппом. Наиболее эффективно привиться от гриппа до начала эпидемии. Защитный эффект развивается через 10−12 дней после вакцинации и длится до года.Елена Оглезнева, руководитель управления Роспотребнадзора по Белгородской области

Елена Оглезнева, руководитель управления Роспотребнадзора по Белгородской области

Фото:Елена Свиридова/ИА “Бел.Ру”

Константин Горбунов, отец 11-летней Маши, говорит, что всегда подписывает согласие на прививку против гриппа, если состояние дочери хорошее. Если же иммунитет ребёнка ослаблен – вакцинация переносится на некоторый срок.

Сложно сказать, помогают ли прививки или нет. Но субъективно – стала болеть реже и переносит грипп легче. Но один раз попалась не очень хорошая вакцина, либо вакцинирование было сделано в момент инкубационного периода заболевания, когда не было внешних проявлений, и тогда она её плохо перенесла, долго выздоравливала. По моим наблюдениям, если прививки делают меньше трети класса, то ребёнок всё равно подхватывал инфекцию, не одну, так другую. Карантинов за предыдущие два года не было, насколько я помню. Случаи, когда после прививки другие дети заболели, а она нет, были, но не уверен, что дело в прививке, т. к. она работает против определённого штамма вируса, которых далеко не один.Константин Горбунов, родитель

Читайте также:  Прививка гепатит в детям названия вакцин

Не стоить делать прививку, если ребёнок простужен или только выздоравливает, если кто-то болеет из окружения девочки или мальчика. Ведь может быть так, что клинически инфекция не проявилась, но уже живёт в организме, тогда заболевание будет протекать тяжело, возможно, и с осложнениями. У детей, которые имеют хронические заболевания, введение инъекции не должно совпадать с обострением, это чревато тяжёлыми последствиями.

А Наталия Макарова считает прививки недействующими и сына не вакцинирует.

Штаммов гриппа много, каждый год образовываются новые. Считаю это бесполезным занятием. Да, мы болеем, но дело здесь не в отсутствии прививки. Фармацевтика – это бизнес, а я хочу иметь здорового ребёнка.Наталия Макарова, родитель

Есть родители, которые отказываются делать прививки не из-за неуверенности в её эффективности, а из-за физиологических особенностей ребёнка.

У нас в стране законодательство позволяет родителю всё же сделать окончательный выбор: делать прививки или отказываться от них. Я пользуюсь этим правом и официально отказываюсь от всех прививок. У меня есть масса причин, одна из них – ребёнок странно принимает медикаментозные препараты. Это не аллергия. Я сознательно не делаю прививки своему сыну с рождения. Я убеждена, что до определённого возраста прививки не усиливают иммунитет ребёнка, а ослабляют. У старшего сына тоже был отвод от прививок. А сейчас новорождённым за год восемь инъекций «сажают».Ольга Киприянова, родитель

По её словам, оба сына болеют крайне редко. Их «больничные» можно посчитать по пальцам одной руки. Мама из Белгорода уверена, что за поголовной вакцинацией стоит мощнейшее лобби.

Это безответственное отношение к ребёнку. Почему, если сломать ногу, то лечить её будет не терапевт, и если инфаркт миокарда, то терапевт тоже лечить не будет, если осложнения ухо-горло-нос, то лечит ЛОР? Почему назначение на прививки делает врач общей практики? У него идёт явное стимулирование, его «прессуют», если прививочная кампания не состоялась, то есть он человек зависимый. Но ни один врач не признает, что через неделю после прививки ребёнок заболел бронхитом, появился постоянный насморк. Я это проходила как мать.Ольга Киприянова, родитель

В депздраве основными причинами отказа называют недостаточную осведомлённость о преимуществах вакцинопрофилактики, религиозные убеждения, кочующий образ жизни некоторых семей (например, мигранты и цыгане), а также антивакцинальную позицию в некоторых СМИ.

Ольга рассказала ИА «Бел.Ру», почему она отказалась от прививок своим детям, хотя ей в детстве их делали.

У меня ребёнок не болел вообще. В полгода нас уговорили сделать старшему полиомиелит. Мы сделали. В течение недели – тяжелейший бронхит у полугодовалого ребёнка. На месяц-два его отбросило в развитии. То есть когда его сверстники сели, он ещё облокачивался на подушку. Я тут же провела параллель: это прививка. «Нет», – говорят врачи.Ольга Киприянова, родитель

В результате мама оформила в станции эпидемиологического надзора отвод на прививки и приняла ответственность за здоровье сына на себя.

Осложнения. Сопричастные заболевания. Смертность. Об этом предупреждают врачи, если родитель пишет отказ. Но какие ещё отголоски отказа прозвучат в жизни семьи?

Отказ от прививок несёт и другие сюрпризы: отказ при приёме в детский сад или школу, могут даже возникнуть проблемы с отдыхом за границей (если для въезда в страну нужны какие-то обязательные прививки).

Когда оформляла ребёнка в детский сад, сразу сказала, что прививки ребёнку делать не буду. «Вы не имеете права!». Имеем право. Заведующая одним из отделений поликлиники говорила, что не отдаст документы. Она не видела медицинскую карту моего ребёнка, не попыталась узнать, почему «нет». Но после того, как увидела, что мама подготовлена и знает о своих правах, отступила. А заведующая поликлиникой говорила уже на другом уровне. Она понимает, почему я беру ответственность на себя. Мне выдали документы для устройства в детский сад.Ольга Киприянова, родитель

Документы родители подали в частный детский сад, там ребёнка приняли. Собеседница рассказала, что таких же мальчишек и девчонок, которым не делают прививки, много в частных дошкольных и общеобразовательных учреждениях.

Специалисты напоминают, эпидемический процесс – непрерывен, и в закрытых коллективах есть носители, например, пневмококковой и менингококковой инфекции. А у родителей – право выбора: обучать организм детей к устойчивости инфекции малой долей вируса или отказаться от этого.

Источник