Профилактические прививки лекция для родителей

Профилактические прививки лекция для родителей thumbnail

Иммунизация детей.

Сейчас разговоров о том стоит или нет прививать малыша очень много. Споры не утихают, каждая сторона предоставляет свои аргументы, каждые из которых звучат вполне убедительно. А что уж говорить о примерах: где-то у ребёнка появились осложнения из-за проведённой вакцинации, а где-то ребёнок заболел инфекцией, против которой не был привит.

К сожалению, статистика говорит не в пользу той стороны, которая отрицает необходимость профилактических прививок. Увидев однажды ребёнка больного коклюшем, или скажем дифтерией, вопрос о необходимости прививки у родителей даже бы не возник, т. к. эти заболевания считаются очень тяжелыми, а клиническая картина ужасает страданиями малыша. Многие заболевания, особенно это касается дифтерии, имеют очень высокую смертность. На волне отказов рост числа таких заболеваний повысился и, к сожалению, иногда регистрируются случаи с печальным исходом. Следует совершенно чётко понимать, что та группа заболеваний, против которых проводится вакцинация, является опасными. Существует реальный риск заражения т. к. эти заболевания не считаются «побеждёнными» как скажем оспа, против которой прививки на данный момент уже не проводятся. Кстати оспу удалось победить именно при помощи вакцинации.

Перед прививкой ребёнка необходимо обязательно показать педиатру. Самостоятельно обратите внимание, есть ли у ребёнка какие-либо тревожащие Вас симптомы (например, насморк или кашель). При наличии любых симптомов скажите об этом своему врачу.

Если Вы решаетесь на отказ от прививки, никто Вам помешать не может. Существует закон о том, что граждане имеют право на отказ от профилактических прививок (за детей, конечно, решают родители). Перед тем, как написать отказ внимательно прочитайте о тех заболеваниях, против которых Ваш ребёнок не будет иметь иммунитета. Уделите внимание именно этому вопросу т. к. во многих спорах оказывается, что информированность родителей именно по заболеваниям (и в особенности их лечение и осложнения) крайне мала.

Конечно, никто не будет заставлять вас делать прививки, и вы, и только вы решайте, что лучше и правильнее для ваших малышей. Но подходите к этому взвешено и разумно, а не следуя моде или чьим-то советам.

Иммунопрофилактика – это создание иммунитета к определенному виду патогенных микроорганизмов – искусственного активного (с помощью вакцин) или пассивного (с помощью сывороток и иммуноглобулинов).

Активную иммунизацию осуществляют с использованием различных типов вакцин, содержащих живые или убитые микроорганизмы, их токсины и антигены, полученные из культуры возбудителей химическим путем или с помощью генно-инженерных методов.

Живые вакцины, полученные из ослабленных иневирулентных штаммов микроорганизмов применяют для профилактики кори, краснухи, полиомиелита, эпидемического паротита, туберкулеза (БЦЖ), а также бруцеллеза, туляремии, сибирской язвы, чумы, желтой лихорадки и некоторых других инфекций. С помощью живых вакцин создается наиболее стойкий иммунитет.

Убитые (инактивированные) вакцины могут содержать микробные тела (корпускулярные вакцины) или их антигенные компоненты (молекулярные вакцины).Корпускулярные вакцины применяют для иммунопрофилактики полиомиелита, клещевого энцефалита, брюшного тифа и паратифов А и В, сыпного тифа, коклюша, лептоспироза. Инактивированные вакцины создают менее стойкий иммунитет по сравнению с живыми вакцинами, в связи с чем, в процессе вакцинации их вводят повторно.

Пассивная иммунизация проводится с использованием иммунных сывороток и иммуноглобулинов, содержащих готовые антитела к соответствующим возбудителям.

Главное понять несколько моментов.

Первый. Вакцинация – это «маленькая» болезнь.

Попадая в организм, они вызывают реакции, сходные с заболеванием. Это процесс выработки нормального иммунного ответа. Поэтому и возникает температура, слабость, могут быть и специфические симптомы для данной инфекции (например, сыпь при кори, краснухе). Такие поствакцинальные реакции более характерны для живых вакцин. Вакцины, содержащие лишь единичные компоненты возбудителей таким эффектом практически не обладают (против гепатита В, против гриппа, пневмококка, гемофильной палочки).

Второй. Реакция на вакцину зависит от здоровья иммунной системы ребёнка на момент прививки. И поэтому нельзя на 100 % предугадать, как среагирует организм. Также нельзя сказать, как у двух разных людей будет протекать одно и тоже заболевание, хотя общие закономерности имеются. Поэтому не стоит опираться на опыт знакомых. На момент прививки ребёнок должен быть максимально здоров (для детей с хроническими заболеваниями – вне обострения). Это позволит снизить вероятность осложнений и выработать хороший иммунитет.

Третий. Очень много говорят о консервантах, которые используются для продления срока хранения вакцин. Их количество очень мало, и при проведении исследований не было отмечено их пагубного воздействия.

Четвёртый. Хочу коснуться частоболеющих детей и детей с хроническими заболеваниями. Многие родители говорят: «Он у нас и так больной, куда ему прививки делать…». Т. е. у ребёнка снижен иммунитет, а значит, если он заболеет, то протекать болезнь будет тяжелее, и риск осложнений выше, чем у здоровых детишек. Таким малышам проводить вакцинацию лучше в то время, когда нет обострений, на фоне адекватной базисной терапии при необходимости, с соблюдением мер предосторожности (которые зависят от конкретного заболевания.)

Пятый. Риск осложнений при заболевании во много раз выше, чем при вакцинации.

И напомню, что во все времена считалось,что болезнь лучше предупредить, чем лечить.

Читайте также:  Форма отказа от прививок для работы

Врач-педиатр Кичемасова Т.В

Профилактические прививки лекция для родителей

Источник

Администрация города Дзержинска Нижегородской области

Управление образования Администрации города Дзержинска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 30»

(МБОУ СШ № 30)

Городской творческий конкурс

в рамках Европейской недели иммунизации.

Номинация «Методическая разработка»

Лекция для родительского собрания на тему «Родителям о прививках»

Работу выполнил:

Люсина Елена Владимировна,

учитель начальных классов.

Дзержинск,2015 год.

Методическая разработка лекции для родительского собрания «Родителям о прививках»

Задачи:

1)Ознакомить родителей с основными мерами профилактики вирусных заболеваний в семьях с детьми школьного возраста.

2)Мотивировать родителей на соблюдение мер профилактики различных заболеваний путём вакцинации.

Методы и приёмы: лекция

Наглядность: памятка для родителей

Ожидаемые результаты:

Повысить количество участников плановых вакцинаций, проводимых в школе

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, памятки для родителей.

Ход собрания:

1.О вакцинации

Когда ребенок появляется на свет, он обычно имеет иммунитет (невосприимчивость) к некоторым инфекциям. Это заслуга борющихся с болезнями антител, которые передаются через плаценту от матери к будущему новорожденному. Впоследствии, вскармливаемый грудью младенец постоянно получает дополнительную порцию антител с молоком матери. Такой иммунитет называют пассивным. Он носит временный характер, угасая к концу первого года жизни. Создать длительный и, как говорят врачи, активный иммунитет к некоторым болезням, можно при помощи вакцинации.

Введение вакцины называют прививкой. В состав вакцин могут входить как отдельные части возбудителей инфекционных заболеваний (белки, полисахариды), так и целые убитые или ослабленные живые микроорганизмы. Среди микроорганизмов, против которых успешно борются при помощи прививок, могут быть вирусы (например возбудители кори, краснухи, свинки, полиомиелита, гепатита В, ротавирусной инфекции) или бактерии (возбудители туберкулеза, дифтерии, коклюша, столбняка, гемофилусной инфекции).

Вакцинация – это самое эффективное и экономически выгодное средство защиты против инфекционных болезней, известное современной медицине. Необоснованная критика вакцинации в Российской прессе в начале 90-х годов была вызвана стремлением журналистов к раздуванию сенсаций из отдельных и не всегда доказанных случаев осложнений, после введения вакцин (т.н. поствакцинальных осложнений). Врачам известно, что побочные действия свойственны всем лекарственным препаратам, в том числе и вакцинам. Однако риск получить реакцию на прививку не идет ни в какое сравнение с риском осложнений от инфекционных болезней у непривитых детей. Например, по данным ученых, изучающих последствия заболевания корью, такие грозные осложнение как коревой энцефалит (воспаление мозга) и судорожный синдром возникают у 2-6 детей на каждую тысячу заразившихся. Коревая пневмония, от которой дети нередко умирают, регистрируется еще чаще – у 5-6% заболевших.

Современный мир немыслим без иммунопрофилактики. Прекращение прививок или даже временное снижение охвата ими чревато развитием эпидемий. Это, в частности, произошло в странах СНГ в 1990-х годах, кода разразилась эпидемия дифтерии с более чем 100 000 случаев заболевания (из них около 5 000 с летальным исходом). Прекращение прививок в Чечне привело в 1995 г. к вспышке полиомиелита со 150 паралитическими и 6 летальными случаями. Эти и подобные им ситуации в других странах показывают, что человечество стало вакцинозависимым. В настоящее время речь идет не о том, прививать или не прививать, а об оптимальном выборе вакцин, тактике проведения прививок, сроках ревакцинации и экономической эффективности использования новых – дорогостоящих – вакцин.

Конечно, бессмысленно призывать родителей к тому или иному (каждый несет свою ответственность за ребенка и решает эти задачи самостоятельно), но знать чуть больше о прививках не помешает.

2.Национальный календарь прививок

На сегодняшний момент, согласно Национальному календарю прививок, производится вакцинация против следующих заболеваний:

Гепатит В;

Дифтерия;

Корь;

Краснуха;

Столбняк;

Коклюш;

Туберкулез;

Полиомиелит;

Эпидемический паротит;

Грипп;

Гемофильная инфекция.

С 2014 года этот календарь дополнится вакцинацией против пневмококка, а значит – и против заболеваний, которые провоцируются этой инфекцией.

Чем опасны заболевания, прививки против которых включены в календарь прививок России?

Полиомиелит (или детский паралич) – острое инфекционное заболевание преимущественно, поражающее центральную нервную систему, в первую очередь спинной мозг. Заболевание приводит к развитию параличей, приводящих заболевшего ребенка к инвалидизации.

Острый гепатит «В» – тяжелое инфекционное заболевание, характеризующееся воспалительным поражением печени. Перенесенный в раннем возрасте вирусный гепатит «В» в 50-90% случаев переходит в хроническую форму, приводящую в дальнейшем к циррозу печени и первичному раку печени. Чем младше возраст, в котором происходит инфицирование, тем выше вероятность стать хроническим носителем.

Туберкулез – заболевание поражает легкие и бронхи, однако возможно поражение и других органов. При туберкулезе возможно развитие генерализованных форм, в том числе и туберкулезного менингита, устойчивых к противотуберкулезным препаратам.

Коклюш – инфекционное заболевание дыхательных путей. опасным является поражение легких, особенно в грудном возрасте. Серьезным осложнением является энцефалопатия, которая вследствие судорог, может привести к смерти или оставить после себя стойкие повреждения, глухоту или эпилептические приступы.

Дифтерия – острое инфекционное заболевание, характеризующееся токсическим поражением организма, преимущественно сердечно-сосудистой и нервной систем, а также местным воспалительным процессом с образованием фибринного налета. Возможны такие осложнения как инф.-токсический шок, миокардиты, полиневриты, включая поражение черепных и перифических нервов, поражение надпочечников, токсический невроз.

Читайте также:  Прививка от полиомиелита и акдс комаровский

Столбняк – поражает нервную систему и сопровождается высокой летальностью вследствие паралича дыхания и сердечной мышцы.

Корь – заболевание может вызвать развитие отита, пневмонии, не поддающей антибиотикотерапии, энцефалит. Риск тяжелых осложнений и смерти особенно велик у маленьких детей.

Эпидемический паротит – заболевание может осложняться серозным менингитом, в отдельных случаях воспалением поджелудочной железы. Свинка является одной из причин развития мужского и женского бесплодия.

Прививка против гриппа. Из-за риска возможных тяжелых осложнений, она показана детям с 6-месячного возраста, страдающих хроническими заболеваниями бронхо-легочной системы, почек, сердца.

Необходимо прививаться вакцинами, состав которых меняется ежегодно и соответствует спектру тех вирусов, которые распространены именно в этом году (мониторинг проводит ВОЗ).

Делать прививку против гриппа надо еще и потому, что в присутствии вирусов гриппа очень многие слабые вирусы и бактерии становятся более агрессивными и могут вызывать обострения хронических заболеваний или провоцировать возникновение другой инфекции. Для выработки иммунитета от гриппа, вакцинацию надо проводить за 2 недели до начала эпидемии.

Прививки, не включенные в календарь

Теперь о прививках не входящих в национальный российский календарь. Эти вакцины рекомендованы ВОЗ и входят в национальные календари других стран.

Первой упомянем ветрянку. Ветряная оспа крайне заразна, у разных детей протекает по разному и может иметь весьма неприятные последствия.

Клещевой энцефалит.

Менингококковая инфекция. Вакцинируют детей старше 2 лет, обычно по эпидемиологическим показаниям.

Пневмококковая инфекция – причина большинства пневмоний (в том числе тяжелейших), части менингитов и септических состояний. Об актуальности свидетельствует хотя бы то, что вакцина присутствует в национальных календарях более чем 40 стран.

Папилломавирусная инфекция. Вакцинация против этого вируса особенно показана девочкам, поскольку является причиной львиной доли рака шейки матки.

Гепатит А. Вакцинация против гепатита А проводится по эпидемическим показаниям в очагах вспышки и у детей в группах риска.

3.Техника безопасности при проведении прививок

Важно знать:

Вакцинация бывает как однократной (корь, паротит, туберкулез), так и многократной (полиомиелит, АКДС). Кратность говорит о том, сколько раз должен ребенок получить вакцину для образования иммунитета. ОПАСНО прерывать начатую схему вакцинации, в особенности против дифтерии, т. к. получение ребенком недостаточного количества вакцины (например, 1 раз вместо 2-х при АДС-М), может привести не к выработке иммунитета, а к неадекватно тяжелой реакции при встрече с возбудителем (токсическая форма дифтерии), что гораздо опасней простого заболевания. Поэтому, раз уж вы начинаете делать прививку, то делайте ее полностью. Отказаться Вы теперь можете только от ревакцинации.

Ревакцинация – мероприятие, направленное на поддержание иммунитета, выработанного предыдущими вакцинациями. Обычно проводится через несколько лет после вакцинации. По этому признаку ее легко отличить. Про нее как раз можно думать – делать или нет.

Профилактические препараты – препараты, позволяющие свести к минимуму осложнения от прививки. Применяются как антигистаминные препараты, так и гомеопатические средства. В любом случае, желательно, чтобы они назначались врачом. Препарат дается 2 дня до прививки, в день прививки, 2 дня после прививки, если нет особых указаний врача.

Если же Вы решили прививать ребенка нужно помнить следующее.

Чтобы вакцинация была эффективной, к ней нужно тщательно подготовиться.

Техника безопасности при проведении прививок:

1.Перед тем как начать делать прививки

посетите детского невропатолога;

если ребенок ни разу не проходил диспансеризацию, то придется пройти;

если у ребенка есть какое-либо основное заболевание, родовая травма, диатез, посоветуйтесь с тем врачом, который им занимается, или с иммунологом;

убедитесь в том, что все сроки, указанные в противопоказаниях к прививкам, для Вашего ребенка истекли;

не менее чем за неделю перестаньте вводить новые виды пищи;

посоветуйтесь со своим педиатром о способе предотвращения аллергических реакций на вакцину;

сдайте все анализы, получите результаты и убедитесь в том, что они позволяют делать прививку;

посмотрите внимательно на ребенка и решите, выглядит ли он достаточно здоровым, если да, то переходите к п.2.

2.Подготовка к прививкам

чем меньше времени пройдет между получением результата анализов и собственно прививкой, тем лучше;

начните давать ребенку профилактический препарат;

следите, чтобы он не заболел за эти дни;

не волнуйтесь, а то он гарантированно заболеет;

узнайте у своего врача, через какое время после прививки можно ожидать всяческих неприятностей (от 5 часов до нескольких дней для разных вакцин, в среднем 15 дней, для полиомиелита 30 и больше).

3.В день прививки

снова придирчиво оцените состояние ребенка;

если есть сомнения, свяжитесь с врачом – рассуждения типа “столько готовились, не пропадать же стараниям” могут Вам дорого обойтись;

хорошо, если перед прививкой ребенка осмотрит врач;

сделайте прививку;

вечером дайте ребенку профилактический препарат;

внимательно следите за малейшими изменениями физического и психического состояния ребенка, особенно если не применяете профилактику, сообщите врачу обо всем, что покажется необычным, это пригодится при подготовке к следующей вакцинации;

при малейших признаках удушья вызывайте “неотложку”, затем звоните своему врачу. Следите за тем, что колют ребенку прибывшие врачи. К сожалению, вместо противоотечного препарата могут всадить антибиотик. Желательно к моменту решительных действий уже знать мнение своего врача. Берите справки у всех врачей, с которыми контактируете по этому поводу.

Читайте также:  Воронеж ветклиника прививка от бешенства

4.Далее

продолжайте давать профилактический препарат столько дней, сколько прописано;

наблюдайте за изменением состояния ребенка столько дней, сколько может длиться реакция;

если все сроки прошли, а какие-то остаточные явления остались (ребенок нервный, на месте введения вакцины – воспаление, др.), свяжитесь с врачом;

не забывайте, что иммунитет ребенка снижен довольно долгое время после прививки (не менее месяца);

некоторое время не вводите ребенку новые виды пищи.

5.Когда Вы будете прививать ребенка во второй раз, вам, вероятно, не придется снова проходить всех врачей, но, начиная с пункта про анализы, всю схему придется повторить.

ВАЖНО! Первая вакцинация прошла незаметно, не говорит о том, что и в следующий раз все будет так же. При первой встрече с аллергеном организм может не среагировать, а вот реакция на повторное вторжение может быть довольно сильной. Вероятность побочных эффектов возрастает с количеством вакцинаций.

4.Профилактика заболеваний.

Некоторые болезни можно предотвратить. В этом нет ничего сложного.

Все меры предупреждения болезней просты и доступны каждой семье.

– Соблюдение гигиенических правил (регулярно проветривать помещения; ежедневно проводить влажную уборку. Пыльная и теплая среда для циркуляции вирусных частиц – самая благоприятная. Такие условия значительно продлевают срок жизни вируса гриппа и способствуют его заражению, поэтому влажная уборка помещений, плюс проветривание будут вашим вкладом в борьбе с гриппом. Бодрая прохладная температура в помещении, плюс чистота – это среда, где вирус просто не живет.), режима,

– полноценное питание и контроль продуктов питания

– разумное закаливание, систематические физические упражнения, занятия спортом,

-своевременные профилактические прививки

-ограничение возможного контакта с инфекционными больными (Массовые места скопления людей. Ограничить по максимуму места, где находится много людей. В этих местах люди своим теплом обычно создают необходимые условия для передачи вируса, ну и плюс количество заболевших велико и вариант с таким соприкоснутся вблизи, тоже вероятность велика).

Вот почти полный арсенал средств, обеспечивающих здоровье и правильное развитие ребёнка.

При малейшем подозрении на инфекционную болезнь в семье до прихода врача надо отделить больного от здоровых детей, предупредить окружающих о заболевании и как можно быстрее сообщить о болезни ребёнка в ясли, детский сад, школу, если заболевший посещал их. Всем этим можно оградить от заражения других детей и предупредить появление бациллоносительства и распространение болезни.

В целях профилактики заболеваний, предлагаем выполнять следующие правила:

1) Сообщать учителю о малейших признаках нездоровья ребенка накануне посещения школы.

2)Об отсутствии ребенка в школе необходимо предупредить по телефону.

3)Если ребенок отсутствует в школе по болезни, либо по какой-то другой причине более 3-х дней, то родители обязаны предоставить справку от врача-педиатра.

4) При проведении плановой вакцинации, родители должны дать письменное согласие на проведение прививки в детском саду. Если ребенок прививается в другом учреждении, родители обязаны сделать прививки в течение недели. В случае медицинского отвода от прививок, необходимо предоставить справку от лечащего педиатра.

5) Родители должны выполнять все мероприятия (оздоровительные,

профилактические, восстановительные – после болезни), назначенные врачом-педиатром.

6)С целью ранней диагностики туберкулеза, ежегодно (1 раз в год) в

учреждении детям ставится вк проба Манту. Отсутствующим детям

необходимо ее сделать в поликлинике по месту жительства.

5.Значение личной гигиены школьника для профилактики инфекционных заболеваний.

Каждый школьник должен соблюдать следующие правила личной гигиены.

  • Ежедневно совершать утренний туалет.

  • Тщательно мыть руки перед приемом пищи и после каждого посещения туалета.

  • Не брать в рот посторонние предметы: ручку, карандаш и др.; при чтении книг не слюнявить пальцы.

  • Содержать свое рабочее место в чистоте и порядке.

  • Принимать пищу только в специально отведенных для этого местах (при их наличии) .

  • Моем нос. Увлажнение это, конечно, хорошо и смывает часть вирусов, но полноценную промывку носовых ходов теплой водой не заменит. Делается просто: набираете в пригоршни теплой воды и втягиваете, но без фанатизма, в нос, чтобы вода зашла, но не слишком далеко в носовые ходы, ибо и болеть будет и ощущения в целом не приятные, набрали и после высморкались. Если делать так утром и вечером в обязательном порядке, то существует очень большая вероятность, что вирус гриппа, да и любой другой ОРВИ не успеет просто зацепиться за слизистую носовой полости, а если еще и прополоскать горло обычной водой при умывании, то считайте, что себя обезопасили процентов на 90.

  • Проверять наличие сменной обуви у учеников, особенно в осенний и весенний периоды.

РОДИТЕЛИ! ПОМНИТЕ!

Прививая ребенка, Вы защищаете его от инфекционных заболеваний!

Отказываясь от прививок, Вы рискуете здоровьем и жизнью Вашего ребенка!

Помогите Вашему ребенку!

Прочтите внимательно памятку и защитите его от инфекционных заболеваний, и от вызываемых ими тяжелых осложнений и последствий!

Используемые источники:

  1. https://www.e-mama.ru/privivki/463.html

  2. https://nt-school20.ucoz.ru/news/profilaktika_infekcionnykh_zabolevanij_v_shkole/2014-09-15-118

  3. https://grippozus.ru/12-profilaktika-grippa-i-orvi.html

  4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/09/08/roditelyam-o-privivkakh

  5. https://www.immunocenter.ru/parents/%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%8B-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8B

Источник