Прополка прививка и почвенное удобрение учение кого

Внесение дополнительных элементов питания положительно влияет на плодоношение. Учитывают тип почвы, способ, время, частоту, количество и комбинации вносимых удобрений. Некоторые элементы накапливаются, сохраняются в плодовом дереве, и применяются во время их нехватки. Система удобрения плодового сада включает в себя известкование, применение минеральных и органических удобрений и микроудобрений, учитывая потребности почвы и плодовой культуры.

Известкование почвы

Присутствие ионов алюминия и водорода, недостаточное количество подщелачивающих элементов магния и кальция, влияют на pH почвы. Если продолжительное время вносятся кислые минеральные удобрения, а также происходит выделение органических кислот во время развития микроорганизмов, среда становится подкисленной. Использование извести (CaCO3) стабилизирует кислотность, снижая тем самым развитие грибов, отрицательно влияющих на почву и растения, а деятельность микроорганизмов, способных к фиксации атмосферного азота активизируется.

При избытке извести, органические удобрения и остатки перегнивающей органики минерализуются, и деревья не могут усваивать такие соединения. При определении степени известкования, исходят из показателя изначальной кислотности, типа и плотности почвы, механического состава, глубины пахотного слоя, наличия веществ, биологического происхождения.

Выращивание косточковых культур (вишня, слива) требует кислотность в промежутке от 6,5 до 7, семечковых культур – от 5,8 до 6,5. Известкование при посадке каждого дерева не делают из-за ухудшения приживаемости и роста. CaCO3 вносят на всей площадке, предназначенной для закладки сада.

Эта процедура имеет накопительный эффект, и ежегодно не требуется. На супесчаных и песчаных почвах не чаще чем через 6-8 лет, на суглинистых и глинистых через 7-10 лет. CaCO3 не сочетается с фосфоритной мукой и аммиачными формами азотных удобрений. В первом случае фосфор становится недоступным, во втором теряется азот. Их используют во время обработки почвы по отдельности.

Сколько удобрений вносить

Дозы зависят от биологических требований культуры к отдельным питательным элементам, уровня насыщенности и урожайности сада. Рассчитывая их, в каждом случае определяют: степень обеспеченности почв подвижными формами K и P, а при необходимости и микроэлементами. Учитывают планируемую урожайность. Используя поправочный коэффициент, корректируют объем удобрений, для обеспечения среднего уровня плодородия. Наличие в ста граммах почвы менее 15 мг P2O5 считается очень низким уровнем, от 15 до 20 – низким, 20-25 – средним, 25-30 – повышенным. Содержание K2O менее 10 мг – очень низкий, от 10 до 15 – низкий, 15-120 – средний, 20-25 – повышенный.

Наличие подвижных форм азота установить сложнее, как следствие регулировать дозу по анализу нельзя. Баланс элементов изменится в сторону P и K, если после их использования не отрегулировать содержание N. Увеличивая концентрацию фосфора и калия нужно увеличивать и дозу азота, используя поправочный коэффициент. Снижая содержание фосфора и калия, дозу азота не меняют. Избыток или недостаток элементов в почве и снабженность ими деревьев, определяют, анализируя наличие макро- и микроэлементов в листьях.

Проба берется в фазу затухания роста побегов, после двух-трех сухих дней (вода выщелачивает элементы питания). Утром выбирают около 40 листьев, расположенных вторыми либо третьими от роста побега. Затем сушат в затемнении либо в сушке при температуре около 50 градусов. Измельчают и производят валовой анализ, определяя количество элементов и его соответствие норме.

Этот способ не всегда точен, так как в листьях может содержаться разное их количество. Используя азотные составы, обращают внимание на возможность инфильтрационных и газообразных потерь N. Предотвращают это заделкой на глубину более 10 см.

Время и способ применения

Если планируется высадить деревья на маленьком расстоянии в ряду, с узкими междурядьями, кроме минеральных удобрений понадобятся органические, вносимые под плантажную вспашку. При расстоянии между рядами более 6 м, в дополнительной органике нет смысла. Непосредственно в посадочные лунки и траншеи добавляют перегной, выдержанный компост, на самое дно фосфор и калий, лучше всего сернокислый. Из-за отсутствия воздуха при глубокой заделке свежий навоз и незрелый компост, разлагается, выделяя сероводород и аммиак. Как следствие саженцы плохо приживаются.

Примененные до посадки или во время удобрения, на длительный период обеспечивают дерево фосфором и калием. Азотные удобрения имеют большую подвижность, поэтому их обновляют на второй год после посадки, затем ежегодно. На песчаных и супесчаных почвах их заделывают два раза: до цветения и после опадания цвета. На глинистых и суглинистых только до цветения. Безводный аммиак и аммиачную воду вносят после сбора урожая, до наступления морозов.

Осенью заделывают увеличенное количество калийных, фосфорных и органических удобрений так, чтобы их хватило на 3-4 года. Если почвы легкие, органические удобрения применяются в запас на два года, азотные – ежегодно. Точечное внесение сложно в исполнении и не очень эффективно. Составы разбрасывают, помещая на глубину 15 см. Используя легкорастворимые формы минеральных удобрений, распределяют их при поливе.

При дождевании и капельном надкронном орошении понадобится 1% раствор, чтобы не ожечь листья. Концентрацию можно увеличить при капельном подкронном и внутрипочвенным поливе. Чтобы не осталось остатков на растении, сразу распыляют питательный состав, а потом поливают чистой водой. Чем плодородней почва, тем меньше удобрений нужно.

Применима высадка сидератов. Замедлить минерализацию и потерю гумуса можно соблюдая правила чередования культур, уменьшая почвенную обработку. Коэффициент использования элементов из почвы и удобрений зависит от плодородия, погодных условий, характеристик культуры.После подмерзания, поражения болезнями и вредителями используют подкорневые подкормки микроудобрений. Фосфор и калий для некорневой подкормки используют редко. Раствор солей распыляют на вегетативные органы перед цветением, во время роста плодов, после сбора урожая. Делать это можно точечно, можно совмещать с обработкой инсектицидами и фунгицидами.

Читайте также:  Гепатит б прививка новорожденному за и против

Минеральные удобрения

Комплексные – содержат не мене двух компонентов, и однокомпонентные – содержат один из главных элементов питания. По физическому составу бывают жидкими, в виде порошка, кристаллическими и гранулированными. Почвенный азот в основном находится в органической, недоступной форме. Возможен к усвоению азот, синтезированный клубеньковыми бактериями, из гумуса, и атмосферных осадков. При определенных условиях происходит переход из органической в минеральную форму в процессе нитрификации.

Аммиачная селитра содержит 34% N, обладает очень сильной гигроскопичностью, применяема для некислых почв, так как способствует подкислению. Жидкий аммиак (безводный) содержит 82% азота. Применяют также натриевую и кальциевую селитру, известково-аммиачную селитру, сульфат аммония, хлористый аммоний, мочевину (карбамид), аммиак водный. Выбор делают, исходя из необходимого количества азота и исходной кислотности.

Содержание фосфора в почвах находится в пределах от 0,03 до 0,25%. В доступной форме его мало, так как почти половина находится в органическом состоянии. Наибольшим содержанием фосфора (44-50%) отличается суперфосфат двойной гранулированный, применимый для всех почв. Другие формы: суперфосфат простой в виде порошка и гранул, преципитат, обесфторенный фосфат, термофосфат, костная мука, фосфорная мука.

Содержание калия в пределах от 0,6 до 3%, большая часть находится в доступном состоянии. Наиболее концентрированной формой является калийная соль (более 40%), мало гигроскопична, применима для всех почв, для кислых совместно с известкованием. Другие виды: калий хлористый, калий сернокислый, селитра калиевая, и др.

Только на сильнокислых и солонцеватых почвах применяют кальциевые удобрения, так как его естественного содержания достаточно. Косточковые деревья легко усваивают магний, поэтому магниевые удобрения нужны исключительно на почвах с высокой кислотностью, на дерново-подзолистых и торфянистых.

Почвы, пригодные для сада, в большинстве своем содержат достаточное количество серы. Ее недостаток может ощущаться на малогумусных, легких дерново-подзолистых почвах. Сера входит в состав удобрений: сульфат аммония, сульфат калия, сульфат железа и др. содержание в почвах железа составляет 1-11%. Потребность плодовых деревьев удовлетворяется в полной мере. Недостаток имеет место на щелочных или карбонатных почвах, имеющих низкое содержание подвижных форм железа, также при избытке цинка, марганца, меди, никеля, кобальта, хрома, фосфора и недостатке калия, магния, кальция.

Следствием недостатка железа является хлороз. Это заболевание можно устранить внесением комплексных соединений железа (железный купорос, хелаты железа) или опрыскиванием, избегая повреждения листьев и плодов. Способствует повышению содержания железа: внесение серы, задернение сада многолетними травами, внесение органических удобрений.

Естественное содержание подвижного марганца колеблется от 1 до 150 мг/кг. Недостаток у плодовых культур может проявиться на слабовыщелочных черноземах, карбонатных, переизвесткованных почвах, в виде хлороза листьев, особенно при недостатке влаги в вегетационный период. В ассортименте имеется: сернокислый марганец, марганцевый шлам, марганизированный суперфосфат.

Микроудобрения

Они включают в себя микроэлементы, требуемые растениям в небольших количествах. Их недостаток более ощутим на торфянистых, песчаных, карбонатных и переизвесткованых почвах. Потребность борных удобрений выше на кислых и переизвесткованных, сухих и чрезмерно влажных почвах, а также при продолжительном применении высоких доз минеральных удобрений, особенно азота.

Бор не подвижен в растении и не используется повторно, но у косточковых культур при избытке в листьях наблюдается передвижение его в плоды. При недостатке бора оптимальной для плодовых культур будет некорневая подкормка борной кислотой, борным концентратом, бурой.

Молибдена в почвах очень мало, десятитысячные доли. Симптомом нехватки у деревьев является: образование мелких листьев, отмирание их краев, особенно на дерново-подзолистых почвах. В щелочном грунте подвижность молибдена возрастает, поэтому при известковании его отдельное внесение не требуется. На кислой среде эффективней внесение молибденовых удобрений (аммоний молибденово-кислый, молибдат аммония-натрия, суперфосфат простой с молибденом) с бором. Так совместно они активизируют жизнедеятельность клубеньковых бактерий, снабжая растение азотом. В листьях содержится постоянное количество молибдена, увеличиваясь только к сроку опадения.

Содержание меди – тысячные доли процента. Чем выше pH почвы, тем растворимость Cu ниже. При известковании повышенными дозами, доступность снижается, и повышается вымываемость. Применять сульфат меди, медно-калийное удобрение следует с осторожностью, по причине сильно угнетающего действия данного элемента на плодовые культуры, в случае избытка. Иногда достаточно регулярной обработки медьсодержащими фунгицидами.

Содержание цинка – сотые и тысячные доли процента. Малое количество гумуса, засоленность, карбонатность, щелочность почвы снижают его доступность. Розеточность – симптом недостаточности, особенно при высоком соотношении количества подвижных форм фосфора, меди и цинка. Сернокислый цинк используют при некорневой подкормке, цинковое полимикровое удобрение заделывает в почву, порошком, содержащим цинк, опудривают семена.

Обычно кобальта достаточно, на кислых почвах его больше, поэтому используют удобрения, содержащие данный элемент, только на щелочных. Сульфат кобальта включает в свой состав 21% Co, хлорид кобальта – 27%. Расход при заделке в почву 0,1-0,2 кг на один гектар, при некорневой подкормке – 0,3- 0,5 кг/га.

Органические удобрения

Они усиливают развитие микроорганизмов, снижают кислотность, улучшают химические и физические свойства почвы, баланс влаги и воздуха. Особенно эффективны на неплодородных почвах, ежегодно требуется около 20 тонн на одни гектар. На глинистых и суглинистых – 15, черноземных – 10.

Читайте также:  Полиомиелит от чего эта прививка

Прежде чем элементы, входящие в их состав станут доступны плодовому дереву, должна пройти минерализация. Это длительные процесс, поэтому элементы высвобождаются постепенно, не создавая высокой концентрации. Скорость зависит от баланса C и N.

Навоз – самое известное удобрение, органического происхождения. Его состав зависит от сельскохозяйственного животного, подстилочного материала, корма. К примеру, навоз КРС на соломе имеет следующий состав: 77,3% – вода, 20,3% – органическое вещество, 0,45% – общий N, 0,14% – аммиачный N, 0,23% – P2O5, 0,5% – K2O, 0,4% – CaO, 0,11% – MgO, 0,06% – SO3, 19 – C:N.

Подстилочным материалом может быть: солома, сфагновый торф, сухая торфяная крошка. Содержание N и P2O5 обусловлено стадией разложения: в свежем 0,53% и 0,31%, в перегное навоза 0,73% и 0,46% соответственно.

В качестве хорошего азотно-калийного удобрения используется навозная жижа, которую получают во время содержания КРС в стойле или разложении навоза в навозохранилищах. Быстроусвояемым и изобильным по составу является помет птиц. Жидкий – при содержании крылатых в клетках, подстилочный с торфом, соломой, или опилками. В составе аммиак и мочевая кислота.

Торф содержит значительное количество органических веществ и азота, который в большей частью недоступен, и подлежит минерализации. Как источник K и P применима зола. Ее составляющие обусловлены видом топлива (солома, дрова, торф). Эффективны в плодовом саду сидераты: люпин, донник, фацелия. Они не только обогащают почву органическими веществами и азотом, но предупреждают эрозивные процессы.

Подписывайтесь на канал и ставьте лайк, чтобы следующая статья попала в вашу ленту Дзена.

Вам может быть интересно:

Компост за 5 шагов

Изобрели супер замазку для садовых деревьев

Agropk.by, мы работаем для вас

Оригинальная статья https://agropk.by/itma/sistema-udobreniya-sada

Источник

Краткий конспект по культурологии



3.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

3.1. Предпосылки формирования теории и
истории культуры

Культурология, как самостоятельная наука формируется к началу XX века, но
предпосылки складываются в недрах философии.

Уже философы античности ставили вопрос о специфике человеческого бытия,
определяли культуру, как вторую природу, фиксировали наличие различных традиций,
обрядов, верований.

В плотную подошли к формированию теории и истории культуры гуманисты
возрождения, которые обратились к изучению историко-культурного идеала своей
эпохи – “золотого” века античности. Именно тогда, благодаря истории изучения
языка, искусства, науки, права, вырабатывается ряд понятий и идей, которые затем
включаются в понятийный и методологический аппарат теории и истории культуры
(идея исторической эпохи, как сложного, взаимосвязанного целого, понятие
“исторический контекст” и вытекающие из него методологические требования учёта
условий, места и времени происходившего события; это также и осознание
многоликости и разнообразия историко-культурного процесса, постановка
проблематики рассмотрения предмета истории).

Просветители XVIII века, унаследовав от гуманитариев Возрождения их достижения,
сделали важный шаг вперёд, к формированию культурологической мысли. Их
оригинальным вкладом явилась выработка идеи “бесконечного и неуклонного
прогресса человеческого рода” (Гердер). Просветительское движение широко стало
применять понятие “культура”, в связи появлением особой дисциплины внутри
философии “философии истории”. Вольтер понимал под этим термином универсальное
обозрение человеческой культуры.

Гегель вкладывает в этот термин другой смысл в “философии истории” он
создаёт абстрактную идеалистическую схему, согласно которой, история
человечества – есть процесс духа в сознании свободы, который развивался через
дух конкретных народов, сменяющих друг друга по мере выполнения своей миссии.
Гегель делит историю на четыре периода: Восточный мир (Китай, Индия, Персия,
Египет); Греческий мир; Римский мир; Германский мир.

Вольтер наоборот изучал нравственные нормы, традиции, которые отличаются
уникальностью и относительной неустойчивостью.

Таким образом философия истории развивается в двух направлениях:

·        
Гегелевское, ориентируясь на верховные принципы истории,
пренебрегая конкретными фактами и событиями. Анализ направлен больше на
абстрактные понятия (человечество, дух человечества), нежели на конкретные
культуры.

·        
Вольтеровское, характеризовалось интересом к историческим фактам,
включая в поле своих исследований события, традиции, обычаи…, показывая
многоликость культуры.

3.2. Теория единства и
многообразия культурно-исторического процесса

Характерной чертой теории единства и разнообразия культурно-исторического
процесса является признание множества разных видов и форм культуры,
расположенных в определённой последовательности и образующих в совокупности
единую линию в духовной эволюции человека. Эта концепция выражалась
преимущественно в рамках немецкой школы (Гердер, Гегель, Вильгельм Гумбольдт,
Маркс и Энгельс, Карл Ясперс).

3.3. Теория культурного
полицентризма

Данные концепции базируются на представлении об историческом круговороте –
общество в целом, или отдельные его сферы движутся по замкнутому кругу.

В XIX веке возникла теория культурного полицентризма: каждая культура возникает,
развивается и погибает; единой общечеловеческой культуры нет, отсутствует
преемственность между предыдущей и последующей культурой. У ряда мыслителей
XIX-XX вв. эта идея сочетается с положением о абсолютной замкнутости и
непроницаемости различных культур.

В середине XIX века русский историк славянофил Станислав Данилевский
создаёт новую историю культуры. Он различал десять культурно-исторических типов
(Индийский, Китайский, Египетский, Древнесеметический, Еврейский, Иранский,
Греческий, Римский, Аравийский (Новосеметический), Германо-Романский
(Европейский), два Американских типа – Мексиканский и Перуанский, погибшие
насильственной смертью.

Данные типы вытеснили и сменили друг друга в истории. Для каждого характерны
лингвистическая общность и почти все они исчерпали свои творческие возможности.
Данилевский пишет: подобно живым организмам, типы в истории находятся в
непрерывной борьбе друг с другом, проходя в развитии стадии возмужания,
дряхления и неизбежной гибели. Данилевский поддерживал идею обособленных,
локальных исторических типов. Взаимодействие между культурами он описывает
сельскохозяйственными терминами: прополка, прививка, почвенные удобрения. Всегда
можно найти ряд агрессивных типов, таков Западно-Европейский по отношению к
славянским.

Читайте также:  Как правильно делать прививку щенку алабая

Качественно новым, перспективным, с точки зрения истории, Данилевский считал
славянский тип, наиболее выраженный В Русской культуре. Свою концепцию
Данилевский изложил в серии статей, вышедших сборником в 1869 году – “Россия и
Европа”.

На западе, эта концепция, получила известность благодаря Освальду Шпенглеру,
который также опирался на идею локального существования культур (1918 год “Закат
Европы”).

Шпенглер показывает, что история это совокупность независимых друг от
друга культур; Каждой культуре соответствует свой тип человека и своя судьба.
Какими-либо причинами характер культур объяснить невозможно. Культуры рождаются,
утверждают свою творческую мощь, после чего умирают, превращаясь в цивилизации.
Шпенглер насчитывает восемь культур: Индийская, Китайская, Вавилонская,
Египетская, Греко-Римская, Византийско-Арабская, Западно-Европейская, Майя.
Западная культура – “Фаустовская” – умирает и своё место в исторической
последовательности должна занять новая – Русско-Сибирская. Анализируя переход от
культуры к цивилизации Шпенглер утверждает, что это переход от творческого
созидания к окостенению, механической работе. Для Греко-Римской культуры, это
была эпоха Эллинизма; для Западной Европы – XIX век, с которого начинается его
деградация. цивилизация, как противоположность культуре, сравнивается Шпенглером
с “мёртвой протяжённостью”, “бездушным интеллектом”, поэтому люди XX века должны
избавиться от культурных претензий и заниматься голым “техницизмом” и
“интеллектуализмом”.

Подобный пессимизм был обусловлен кризисом в Германии, душевной депрессией и
моральным упадком, охватившим Европу начала XX века, в результате Первой Мировой
войны.

Арнольд Тойнби (1889-1975, англ. историк и социолог) под влиянием
Шпенглера попытался переосмыслить всё общественное развитие человечества
(“Исследование истории”, 1934-1961). Он показывает, что история человечества –
совокупность отдельных несвязанных и связанных между собой цивилизаций. Каждая
проходит стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего, как
правило, гибнет, уступая место другой. Движущее начало цивилизации – “творческое
меньшинство”, которое ведёт за собой “инертное большинство”. Специфика
цивилизации определяется своеобразием “исторических вызовов” и ответов на них
“меньшинства”. Иногда “меньшинство” не в состоянии решить очередную
социально-историческую проблему и навязывает свою власть силой, а не
авторитетом, становясь господствующим меньшинством – наступает надлом, возникает
классовая борьба, приводящая к гибели. Анализируя преемственные цивилизации,
Тойнби приходит к выводу, что средством связи выступает религия, оказываясь
одной из самых серьёзных проблем человечества.

3.4. Антитезис массовой и
элитарной культуры в XX веке

XX век вносил в теорию культуры проблему культуры и цивилизации и связанный с
этим вопрос о элитарной и массовой культуре.

Николай Бердяев (1874-1948) в 1924 году в труте “Новое средневековье”
утверждает, что наиболее острая тема в нашу эпоху – тема культуры и цивилизации.
Устремление людей Запада к былым культурным эпохам, экзотическим культурам
Востока, он связывал с протестом против окончательного перехода культуры в
цивилизацию (от созерцания и творчества ценностей к самой жизни, отдание себя её
стремительному потоку). С развитием цивилизации связано появление системы
экономического материализма. Главная сторона цивилизации – воля к могуществу, во
чтобы-то ни стало. Воля к “мощи жизни уничтожает личность и культуру. Таков
порядок истории”. Человечество по Бердяеву прошло три этапа: варварство (дохристианство),
культура (до индустриальное) и цивилизация. Человечеству предстоит четвёртый
этап – религиозное преображение. Для Бердяева, это разновидность направления
развития человеческого духа, единственный путь, способный вывести из духовного
тупика – особый путь России, никогда не бывшей довольной собой, не желавшей
создавать единую культуру и удерживающейся на серединной культуре. В работе
“Воля к жизни, воля к культуре” он утверждал, что русские нуждаются в культуре
как и другие народы и им придётся пройти этап цивилизации, но они не будут
скованы прагматизмом, как народы Запада.

Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955, Испания) “Восстание масс” (1930 год).
Оценивая итоги XIX века, Ортега показывает, что он принёс массу завоеваний:
победа демократии и парламентаризма, развитие науки и техники. Но получив новые
источники комфорта и богатства, дал массе людей ощущение лёгкости жизни, лишил
нравственной требовательности к себе, чувства ответственности перед настоящим и
будущим, уважения к труду и традиционным нормам жизни. Эту историческую ситуацию
Ортега называет “Восстание масс”. Путь от культуры к цивилизации породил
“человека-массу” – тип нашего времени, преобладающий и господствующий в
обществе. Человек-собственник, лишённый достоинства. Он удовлетворён живя как
все, ощущая себя посредственностью (отличаться неприлично). Массе Ортега
противопоставляет независимое меньшинство, а “человеку-массе” –
индивидуальность, незаурядность. “Избранный” отличается от массы духовным
превосходством, руководствуется нормами, составляющими основу культуры. Для
“Худшего” человека – безудержный рост жизненных потребностей и принципиальная
неблагодарность ко всему, что позволяет их удовлетворить. Именно из этого
рождается атмосфера насилия, культ силы в обществе, который грозит смести
Европейскую культуру “Духовный Аристократизм” Ортеги обращён против такого строя
жизни, который стандартизирует людей, интересы которых, всецело связаны с
защитой лёгкого и комфортного существования, основанного на безразличии к высшим
нравственным нормам – основе культуры. Ортега доказывает, что Европа переживает
духовный кризис. Однако история никогда не отвергала полностью созданные в
прошлом ценности, их необходимо сохранить и преобразовать соответственно
будущего, более высокого этапа развития. Современный кризис лишь говорит о
предстоящем возрождении Европы.

Источник