Размножение растений прививкой конспект урока

Тема урока: Вегетативное размножение растений.  П.р. №  1 «Вегетативное размножение комнатных растений».

Цели урока: закрепить знание о размножении и его видах, познакомить обучающихся со способами вегетативного размножения, научить применять некоторые способы вегетативного размножения на практике.

Основные виды учебной деятельности:

ПредметныеНазывают, описывают и сравнивают разные способы вегетативного размножения растений. Применяют знания в практических ситуациях: размножать растения черенками, луковицами, почками, усами. Делают выводы о значении вегетативного размножения в природе и жизни человека. Фиксируют результаты практической работы. Соблюдают привила поведения в кабинете биологии.

Метапредметные: овладение способами самоорганизации учебной деятельности (постановка цели, планирование личной учебной деятельности, оценка личных учебных достижений, формирование приемов работы с информацией, развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации.

Личностные: развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы. Приобретать навыки ведения наблюдений

Средства обучения: проектор, электронная презентация; инструкции по проведению практической работы; оборудование для практической работы (горшки, совки, песок, почва, дренаж, вода); комнатные растения.

Тип урока: усвоения навыков и умений.

Структура урока:

  • Организация начала урока.

  • Проверка выполнения домашнего задания.

  • Актуализация знаний.

  • Изучение нового материала.

  • Лабораторная работа.

  • Подведение итогов урока. Выставление оценок.

  • Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организация начала урока

Здравствуйте!

Сегодня мы продолжим изучение важнейшего свойства всех живых организмов – размножения.

План нашей работы на уроке следующий:

  • вспомнить каково значение размножения, какие существуют виды размножения, чем они отличаются друг от друга;

  • узнать, что такое вегетативное размножение, познакомиться с его разновидностями;

  • освоить один из видов вегетативного размножения в ходе выполнения лабораторной работы.

  1. Проверка домашнего задания

  1. Каков биологический смысл размножения? (Увеличение числа особей одного вида, их распространение.) (фронтально)

  2. Найдите соответствие. (индивидуально)

1. Половое размножение

2. Бесполое размножение

А. В размножении участвуют два организма.

Б. Дочерние организмы генетически идентичны материнскому.

В. Происходит без образования половых клеток и последующего их слияния

  1. Какие виды бесполого размножения характерны для данных живых организмов? (карточки с картинками на столе у обучающихся, работа в парах)

  1. Выберите, какие из них делятся делением, почкованием, спорообразованием? (карточки с картинками на столе у обучающихся, работа в парах).

Проверка ответов, на слайде, обсуждение.

Изучение нового материала

Теперь задача. У моей знакомой растет очень красивый цветок пеларгонии, я хочу получить такое же растение, с такими же цветками. Как мне это сделать? (ответы обучающихся).

Вспомните! Как называются органы растения, не участвующие в половом размножении, а выполняющие функции питания и обмена веществ? (вегетативные).

Давайте с вами сформулируем тему урока из понятий, которые только что назвали: Размножение, растения, вегетативные.

Записываем тему в тетрадь.

И что же мы должны сегодня на уроке с вами узнать? (варианты ответов)

Размножение с помощью вегетативных органов (корней, побегов) называется вегетативным.

Запишем определение в тетрадь.

Помните мультфильм про медведя, который хотел то вершки, то корешки съесть?

Растения размножаются как с помощью подземных, так и надземных побегов.

На партах у детей, заполняют самостоятельно используя учебник и раздаточный материал.

ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ

ВЕГЕТАТИВНЫМ ПОБЕГОМ

КОРНЕМ

СТЕБЛЕМ

ЛИСТОМ ФИАКА, БЕГОНИЯ

Надземные побеги

КОРНЕВЫМИ ОТПРЫСКАМИ

  1. КОРНЕВЫМИ ЧЕРЕНКАМИ

  1. КОРНЕВЫМИ КЛУБНЯМИ

1. СТЕБЛЕВЫМИ ЧЕРЕНКАМИ

2. ОТВОДКАМИ

3.УСАМИ

4. ПРИВИВКОЙ

Подземные побеги

КЛУБНЕМ

  1. КОРНЕВИЩЕМ

  1. ЛУКОВИЦЕЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ СХЕМЫ

Листовыми черенками (бегония, сенполия, сансевьера)

Корневыми черенками (шиповник, малина, одуванчик)

Стеблевыми черенками (смородина, тополь, ива)

Корневыми отпрысками (осина, рябина, тополь, осот)

Усами (земляника, хлорофитум)

Корневищами (ирис, ландыш, пырей)

Отводками (смородины, крыжовник, малина, яблоня)

Клубнями (картофель, топинамбур)

Прививкой (яблоня, груша, слива, вишня)

Лукавицами (лук, чеснок, тюльпан)

Растения, появившиеся путем вегетативного размножения, обычно развиваются значительно быстрее, чем особи, появившиеся из семян, т. е. половым путем. Они могут раньше перейти к плодоношению, значительно быстрее захватить необходимую им площадь, быстрее расселиться на большой территории. Вегетативное размножение позволяет сохранить неизменными свойства вида. В этом заключается его большое биологическое значение.

Физкультминутка

«да» – наклон головы направо, «нет» – налево

  1. Цветок- орган вегетативного размножения;

  2. При вегетативном размножении растений у потомства не появляется новых наследственных признаков.

«да» – наклон головы вперед, «нет» – назад

  1. Усы – это надземный ползучий побег;

  2. Тюльпан размножается корневищем.

«да» – сидеть, «нет» – встать

  1. Черенки бывают листовыми, стеблевыми, корневыми;

  2. Черенок – это отделенный от растения укоренившийся боковой побег.

Прежде чем вы приступите к выполнению лабораторной работы по инструкции, напоминаю о необходимости соблюдения техники безопасности

Каждая пара имеет свое задание. Внимательно прочтите инструкцию и приступайте к работе.

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

Тема: «Вегетативное размножение комнатных растений».

Цель: познакомиться с основными способами вегетативного размножения и применить их на практике.

Ход работы:

Главное правило: будьте аккуратны и выполняйте работу по плану. Желаю успеха!

  • постелить клеёнку на парту;

  • подготовленый горшок с грунтом поставить в поддон

  • осторожно полить землю из стакана, вода должна вытекать в поддон;

  • как только вода уйдет в поддон, переставить горшок на клеёнку и слить воду из поддона в ведро у доски;

  • поставить горшок снова в поддон;

  • взять шпатель и сделать ямку в земле ( ямка должна соответствовать размерам корневой системы высаживаемого растения);

  • посадить растение – поместить корни растения так, чтобы они свободно располагались в ямке;

  • прижать землю к стеблю отводка;

  • уплотнить землю вокруг растения;

  • умеренно полить посаженное растение;

  • засыпать поверхность горшка на 1 см. землей из пакета;

  • протереть горшок салфеткой;

  • поставить горшок с высаженным растением в отведенное для него место;

  • убрать рабочее место, снять перчатки и вымыть руки.

Оформить работу и сделать вывод.

V. Подведение итогов урока.

Что нового узнали на уроке?

Что больше всего понравилось на уроке?

Возникли ли у вас трудности?

VI. Домашнее задание (1 мин.)

Для всех: параграф 46, дома сделать иллюстрированный отчет по выполненной работе, прочитать материал как ухаживать за растением, которое вы сегодня посадили.

Источник

                                         План конспект урока по теме:

«Вегетативное размножение растений»  6 класс

Цели:   1.Продолжить формирование понятия – размножение;

2.Изучить способы вегетативного размножения, выработать практические умения и навыки по размножению растений с помощью вегетативных органов;

3.Воспитание бережного отношения к родной природе.

Оборудование:  таблицы по размножению,  комнатные растения, нож, вода, горшок с землей, черенки растений. Компьютер, оснащенный проектором.
Презентация урока.

Задачи урока: 

1. Конкретизировать знания учащихся о вегетативных органах растений и изучить основные способы вегетативного размножения растений.

2. Прививать практические навыки и умения – размножать растения и ухаживать за ними. 

3. Показать роль вегетативного размножения в природе и сельскохозяйственном производстве.

Тип урока: комбинированный.

I. Организационный момент (проверка готовности класса).

II. Мотивация знаний (материал урока раскрывает связи теоретических знаний с практикой, значение биологических знаний при выращивании растений).
 Ребята. мы с вами на протяжении нескольких уроков изучали строение растений, основные процессы протекающие в растениях. Узнали, что такое половое размножение у цветковых растений. А если растение не цветковое или процесс опыления не возможен, то как размножаются растения? Об этом мы поговорим сегодня на уроке.

Проблемный вопрос классу:

– Почему растения, для которых характерен в основном неподвижный образ жизни, широко распространены по земному шару?

Читайте также:  Календарь прививок в турции

Ответ на этот вопрос вы найдёте сегодня на уроке, тема которого “Вегетативное размножение растений.

Открываем тетради, записываем число и тему урока.

Давайте посмотрим на тему, которую записали, и разберём, что она означает. Начнём с конца.

  1. Какие растения являются Цветковыми? Как ещё их называют и почему?( Растения которые цветут, Покрытосеменные)
  2. На какие две группы можно разделить все органы цветковых растений? Что относят к вегетативным, а что к генеративным органам?( вегетативные – корень, побег, лист,  ; генеративные – цветок, плод и семя )

Что такое размножение? (Размножение – воспроизведение себе подобных)

Объяснение учителя:
Растения расселяются, занимают новые территории благодаря размножению. Ведь размножение – это характерный признак всех живых организмов воспроизводить себе подобных. Хотя каждый организм живет ограниченное время, благодаря размножению растения существуют на Земле миллионы лет.
Размножение – единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма, и, следовательно, к этому процессу относиться следует с глубочайшим трепетом и уважением. В определенную пору размножаются растения, животные, грибы, бактерии. Это один из сложных процессов жизнедеятельности, благодаря которому, не прерывается нить жизни.

  1. Какие способы размножения растений вам известны? ((половое и бесполое)

Учитель: Подумайте, какую форму бесполого размножения человек часто использует в своей практической деятельности? (Вегетативное размножение растений)

  1. Почему размножение называют вегетативным?
  2. Перечислить вегетативные органы цветковых растений. Вегетативное размножение растений – это способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются из вегетативных органов, их частей или их видоизменений, а также групп клеток.

    Почему именно этот способ размножения? В чем его преимущества?  (Если затруднено размножение с помощью семян, быстрее вырастают и начинают плодоносить, быстрее расселяются и захватывают новые территории).

Используя свой жизненный опыт, вспомните, какими способами осуществляется вегетативное размножение растений?

  Слайд  «Вегетативное размножение»

III. Усвоение новых знаний.
(Заполнение таблицы по ходу объяснения нового материала.)

Способы вегетативного размножения:

1. Листьями – целым листом (бегония, очиток, каланхоэ, седум, фиалка) или частью листа (сансевьера)

Надземные части побегов

2.Стеблевые черенки .          Стеблевой черенок – это отрезок побега с несколькими узлами, почками и придаточными корнями ( смородина, роза, тополь, бальзамин, роза, виноград, традесканция)

* Перед фрагментом “Размножение отводками” сообщение учителя:

К сожалению, при размножении стеблевыми черенками не всегда удаётся легко получить новое растение: черенки являются очень уязвимыми, они могут загнивать, повреждаться болезнями и вредителями. Поэтому в садоводстве чаще применяют другой, более надёжный способ – размножение отводками.

3. Отводками. Отводок – это отделенный от растения укоренившийся боковой побег ( крыжовник ,смородина, жасмин)

4. Делением кустов- большой куст делят на части (Деление куста – это деление растения с побегами и корнями в продольном направлении на несколько частей, которые затем рассаживаются(многолетние травы, пионы, полынь, маргаритки, флоксы, примула)

5. Усами. Усы – это удлиненные надземные ползучие недолговечные

 побеги с длинными междоузлиями и чешуевидными листьями, образующие на верхушках розетки листьев, укореняющиеся с помощью придаточных корней (хлорофитум, виктория, лютик, земляника.)

6. Ползучими побегами
(луговой чай, клюква, живучка, белый клевер)  Разрастаясь растение захватывает всё большую площадь, вытесняя при этом  иногда соседние растения. Новые растения, нарастая своими верхушками,  старятся и начинают отмирать у основания. Боковые побеги разъединяются , и оказывается уже несколько самостоятельных растений.

Частями корня

 7.Корневой черенок   Корневой черенок – 

это отрезок корня с придаточными почками у корнеотпрысковых растений – одуванчик, малина, вишня, осот.

8. Корневыми отпрысками.   Слива, малина, вишня сирень, осина, Иван-чай, бодяг. Некоторые растения способны образовывать почки на корнях. Побеги, выросшие из этих почек, называют корневыми отпрысками, а сами растения корнеотпрысковыми.

Подземными видоизменёнными побегами.

9. Луковица.   Детка луковицы – это разросшаяся боковая почка, отделившаяся от луковицы, – лук, чеснок, тюльпан, нарцисс)

10. Клубень.      Клубень — это однолетний подземный побег растения с утолщенным стеблем, часто имеющим сферическую форму, и зачаточными листьями, из пазушных почек которых на следующий год вырастают новые побеги (картофель, тапинамбур, георгина, батат)

11. Клубнелуковица.  Встречается у гладиолуса.

12. Корневищем.      Размножаются пырей, ландыш, ирис , орхидея.

* Перед фрагментом “Прививка почкой (окулировка)” сообщение учителя:

Следующий способ размножения является достаточно сложным и может быть выполнен при наличии необходимых навыков. Без него не обходится ни один садовод, поэтому следите за тем, в каком порядке проводятся действия и запоминайте названия.

13. Прививка   Это приживление одной части  растения на другое растение. Другое название –Трансплантация.

Растение на которое прививают, называется – подвоем, а растение которое прививают – привоем. В с/х прививки имеют большое практическое значение. Выращивание сортовых плодовых деревьев всегда осуществляется прививками.

Прививкой размножают растения, у которых затруднено образование  придаточных корней (яблоня, груша, цитрусовые).

Прививка:

а) почкой  или глазком (летом)  окулировка  важно чтобы срезанный глазок имел небольшой участок коры и камбиального слоя. Сращивание глазка с подвоем происходит через 10-15 дней.

б) черенком (весной).  Черенки срезают у сильных здоровых растений , как правило, зимой. Хранят черенки до весны в прохладном месте, обычно под снегом.

14. Культура тканей. Для выращивания новых растений берут небольшие кусочки живой ткани растения или отдельные клетки, взятые из любого органа. Этот способ дорогой и трудоёмкий. Но почему его используют? Об этом прочитаем в учебнике на странице 126.( или сообщение ученика)

Мы перечислили основные методы вегетативного размножения. А какого его значение?

Значение вегетативного размножения.

1. Растения быстро расселяются на новой территории.

2. Иногда семенное размножение затруднено и вегетативный способ размножения является единственным, например, земляника, ландыш, сныть растущие в тени, практически не цветут и не образуют семян.

3. Сохраняются все признаки материнского растения.

4. Успешная конкуренция с другими растениями. 

IV. Закрепление новых знаний:

1.О каком способе вегетативного размножения идет речь в загадке:

«У мамы дочки на шнурочке»?

2.Прокомментируйте поговорки:

«Приживчивое дерево ива: из тычки растет»

«Верба что луговая трава: ее выкосишь, а она снова выросла»

«Кто крапиву с корнем не удаляет, тот понапрасну пропалывает»

Выставление оценок.

Домашнее задание: §43, заполнить таблицу.

Заполнение таблицы по ходу объяснения нового материала.

Способ вегетативного размножения растений

Названия растений

А.Лист
1. листовыми черенками

сердечник луговой, каланхоэ,

бегония, очиток, глоксиния,фиалка

2. частями листа

бегония Рекс, сансевьера

Б.Корень

1. корневыми отпрысками

рябина, осина, Иван-чай, малина, вишня, облепиха

2. корневыми черенками

одуванчик, шиповник, осот, азалия, ива

В. Подземные видоизмененные побеги

1 .корневище

пырей, ландыш, ирис, ревень,орхидея

2. клубень

хохлатка, картофель, топинамбур

3. луковица

пролеска, тюльпан, лук, чеснок, лилия, нарцисс.

4. клубнелуковица

шафран, гладиолус.

Г.Надземные части побегов

1. деление кустов

ковыль, полынь, аспидистра, примула, маргаритка, флоксы

2. стеблевые черенки

ива, смородина, бальзамин, традесканция, хризантема

3. отводки

жасмин, смородина, крыжовник

4. усы

земляника, лютик, хлорофитум, камнеломка, виктория, клубника.

Самоанализ урока по биологии по теме:

« Вегетативное размножение растений»

        Урок посвящен изучению новой темы. Данная тема входит в состав раздела « Жизнь растений».  

Этот класс со средним уровнем обучаемости, с невысокой степенью активности. Поэтому использованы разнообразные формы организации познавательной деятельности, сочетая коллективную и индивидуальную работу. Я выбрала тип урока – комбинированный: объяснение нового материала с применением ИКТ и при проведении практической и демонстрационной работы. Считаю, что данная структура урока рациональна для достижения поставленных целей:

1. Продолжить формирование понятия – размножение;

2. Изучить способы вегетативного размножения, выработать практические умения и навыки по размножению растений с помощью вегетативных органов;

3. Воспитание бережного отношения к родной природе.

Читайте также:  Календарь профилактических прививок на фапе

 Чтобы полнее раскрыть поставленные задачи, много использовала различные методы и приемы: метод практической деятельности, частично поисковый, ставились проблемные вопросы.

        В ходе урока использовала наглядный метод: практическая работа с раздаточным материалом. Применяла ИКТ для изучения различных видов вегетативного размножения.

        При изучении нового материала выстраивала логическую цепочку, чтобы сделать вывод.  

        К концу урока учащиеся сделали логические выводы.

       Считаю, что урок представлял собой целостную систему. Задачи, поставленные в начале урока,  были реализованы.      

                                     Учительница биологии ООШ с.Бекетово: Тимербаева М.Г.            

Источник

Тема:  лаб/ работа  «ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ  РАСТЕНИЙ»

Цели и задачи:  выявить основные способы и методы искусственного вегетативного размножения растений  в сельскохозяйственном растениеводстве и садоводстве, комнатном цветоводстве; развивать практические навыки и умения по черенкованию комнатных растений; воспитывать интерес к познавательной и творческой деятельности, стремление к знаниям, интерес к предмету, бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник, р/т№2, таблицы: «Вегетативное размножение», «Вегетативное размножение клубнями и луковицами», «Вегетативное размножение комнатных растений», натуральные объекты: комнатные растения, черенки растений.

Ход урока:

1.Организационный момент (наличие у учащихся необходимых принадлежностей к уроку, приветствие).

2.Мотивация.

3.Выполнение лабораторной работы.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«РАЗМНОЖЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ СТЕБЛЕВЫМИ ЧЕРЕНКАМИ»

Цель: освоить способы действия при размножении комнатных растений стеблевыми черенками.

Оборудование: горшок с землей, ножницы, стакан с водой, стакан для накрывания растения, резиновые перчатки.

Ход работы

1. Осторожно срежьте стеблевой черенок с 3-4 листьями с растения колеус.

2. Удалите с них два нижних листа.

3. Сделайте в почве углубление

4. Поместите черенок в почву так, чтобы нижний узел был скрыт почвой.

5. Присыпьте черенок землей.

6. Аккуратно полейте.

7. Накройте черенок стаканом.

8. Оформите протокол опыта

9. Сделайте вывод.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«РАЗМНОЖЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ ЛИСТОВЫМИ ЧЕРЕНКАМИ»

Цель: освоить способы действия при размножении комнатных растений листовыми  черенками.

Оборудование: горшок с влажным песком, ножницы, стакан с водой, стакан для накрывания растения, резиновые перчатки.

Ход работы

1. Осторожно срежьте лист с растения узамбарская фиалка

2. Сделайте в песке углубление.

3. Поместите листовой черенок в углубление и присыпьте черенок песком.

4. Полейте небольшим количеством воды

5. Накройте черенок стеклянным стаканом

6. Оформите протокол опыта

7. Сделайте вывод.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«РАЗМНОЖЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ ПОЛЗУЧИМИ ПОБЕГАМИ»

Цель: освоить способы действия при размножении комнатных растений ползучими побегами

Оборудование: горшок с почвой, ножницы, стакан с водой, резиновые перчатки.

Ход работы

1. Осторожно срежьте с материнского растения хлорофитум маленькое растеньице с корешками

2. Сделайте в почве углубление

3. Поместите туда маленькое растение и аккуратно присыпьте землей

4. Полейте растение

5. Оформите протокол опыта

6. Сделайте вывод.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«РАЗМНОЖЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ ОТВОДКАМИ»

Цель: освоить способы действия при размножении комнатных растений отводками

Оборудование: горшок с почвой, стакан с водой, шпильки, резиновые перчатки.

Ход работы

1. Осторожно пригните побег сингониума так, чтобы его средняя часть касалась земли, а верхушка была направлена вверх.

2. Закрепите этот побег на грунте другого горшка с помощью шпилек (1-2)

3. Закрепив отводок сингониума, слегка присыпьте его землей.

4. Полейте небольшим количеством воды

5. Отделяется дочерний побег не сразу, а после укоренения молодого растения.

6. Оформите протокол опыта

7. Сделайте вывод.

4.Физминутка.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ К УРОКУ.

Трудно укореняющиеся черенки обрабатывают ростовыми веществами. Сок алоэ стимулирует развитие растений, образование корней у черенков. Его можно использовать как весьма доступный и эффективный биостимулятор для укоренения черенков. Гумат натрия используется из расчета 1—1,5 г на 100 мл горячей воды.
При черенковании кактусов и других суккулентов срезы необходимо присыпать толченым углем, дать 2—3 дня подсохнуть, после чего черенки высадить в специально подготовленные горшки или ящики. На дно горшка или ящика укладывают дренажный слой (мелкие черепки, гальку или крупнозернистый песок) высотой 2—3 см, затем насыпают дерновую и листовую землю (поровну), смешанную с 1/5 части хорошо промытого песка. Высота питательного слоя должна быть 4—5 см. Сверху кладут слой крупнозернистого, хорошо промытого речного песка толщиной 3 см.
Опыт показывает, что легче укореняются те черенки, которые размещены у стенок горшка, так как кислород воздуха, проникая через поры стенки, находится, в непосредственном контакте с корнями растений, стимулируя их развитие. Во избежание закисания почвы предпочтительнее использовать горшки маленьких размеров и помещать по нескольку черенков по периметру горшка, что гарантирует успешное укоренение.
Сажают черенки с помощью заостренной палочки толщиной в карандаш. Острым концом в песке делают отверстия на расстоянии 5-6 см одно от другого и сажают черенки так, чтобы их нижний конец погрузился в слой песка на 1—2 см (травянистых растений — мельче, древесных — глубже). Затем песок к черенку плотно прижимают.
Посаженные черенки (ежедневно утром и вечером до конца укоренения) опрыскивают водой комнатной температуры. Горшки или ящики накрывают стеклом, так как под ним лучше сохраняется тепло и влажность, устанавливают в светлом, но несолнечном месте с температурой 20—25°С тепла. При такой температуре черенки через 2—4 недели образуют корни и начинают расти.
После укоренения молодые растения постепенно приучают к комнатному воздуху. Для этого днем снимают стекло сначала на 1—2, на следующий день — на 2—3 часа, а через 1—1,5 недели убирают совсем. Затем их высаживают в горшочки размером 7×7 или 10×10 см (учитывая длину черенка) и обязательно с комочком почвы вокруг корней. Для посадки берут смесь, соответствующую данному виду, но более легкую, чем для взрослого растения. На дно горшка кладут черепок выпуклой стороной вверх, поверх него насыпают слой песка толщиной 2—3 см. На дренаж насыпают земляную смесь. После этого укоренившийся черенок опускают в горшок и присыпают почвой. Постукиванием горшка о стол землю распределяют равномерно между корнями, а по краям уплотняют плоской деревянной палочкой. После посадки растеньице поливают тепловатой водой, 7—10 дней содержат в затененном месте и ежедневно опрыскивают. Через год, а некоторые быстрорастущие культуры (бегонии, фуксии и др.) и раньше, пересаживают в посуду больших размеров. Лучшее время для пересадки — март—апрель.
Стеблевые черенки традесканций, пеларгоний, седума и некоторых других растений высаживают сразу в горшки. Фикусы, олеандры можно укоренять в бутылке с водой на солнечном окне. Листовыми черенками (целыми листьями с черешком) размножают бегонию реке, сенполию и пеперомию.
У хорошо сформированного листа бегонии реке подрезают толстые жилки в местах расхождения, кладут нижней поверхностью на влажный песок, прикалывают деревянными крючками или слегка придавливают небольшими камешками. Через 3—4 недели из каждого надреза вырастает новое растение.
Частями листьев размножают сансевиерии. При этом развитые листья разрезают на куски длиной 6—10 см. Поверхность срезов присыпают угольным порошком, черенки сутки подсушивают, потом высаживают в речной песок. У кактусов и других суккулентов срезы присыпают порошком из толченого древесного угля, дают черенку несколько подсохнуть, а затем укореняют в чистом полусухом песке без укрытия стеклом.
Многие комнатные растения (аспйдистру, хлорофитум, пеперомию и др.) размножают делением куста, обычно весной при пересадке.
У камнеломки и хлорофитума развиваются свешивающиеся боковые побеги — «усы», оканчивающиеся новыми растеньицами, образующими (даже в воздухе) корешки. Эти растеньица отрезают и высаживают в отдельные горшочки с рыхлой землей.
Луковичные растения размножают молодыми луковичками (детками), которые образуются у донца материнской луковицы (у амариллисов, кринумов, зефирантесов и др.). Стеблевыми отростками можно размножать шаровидных кактусов-карликов, которые при пересадке взрослого растения отделяют и сажают в другой горшок.
Корневыми отпрысками размножают кливии, филодендроны, агавы, алоэ, драцены и др., т.е. растения, которые образуют на придаточных корнях маленькие растеньица. При пересадке материнского растения их осторожно отделяют, сохраняя корешки, и сажают в отдельную емкость.
Растения с подземными стелющимися разветвленными стеблями (сансевиерию, аспидистру и др.) размножают глазками или почками, из которых развиваются новые побеги. Корневища разрезают острым ножом так, чтобы на каждом отрезке была почка. Место разреза посыпают толченым древесным углем. Отрезки высаживают в горшки с песчанистой почвой.
Если растения плохо размножаются черенками или если нужно в короткое время получить довольно большое молодое растение, делают воздушные отводки (у цитрусовых, фикусов, драцен). Для этого на ветке под узлом делают косой надрез до середины стебля, и надрез раздвигают или срезают кольцо коры шириной около 2 см — до камбия. Часть ветки в месте подреза или срезанного кольца обертывают влажным мхом, а сверху — полиэтиленовой пленкой, закрепив ее на обоих концах. Мох периодически увлажняют. Через 1—2 месяца в месте подреза образуются корни. Отводок отрезают и высаживают в легкую землю. Первое время уход осуществляется как за высаженными укоренившимися черенками.
Прививками размножают растения в том случае, когда другими способами не удается в полной мере сохранить те или иные декоративные или сортовые особенности растений, или если красивое, ценное растение в комнатных условиях на своих корнях не растет, а на корнях менее прихотливого растения оно растет хорошо. Последнее в основном относится к кактусам. К тому же известно, что порой оказывает большое влияние на привитую часть. Он способен ускорить и усилить рост и развитие привитого растения, заставить его раньше, обильнее, продолжительнее и красивее цвести, увеличить или сократить срок его жизни, повысить устойчивость к вредителям и болезням. В домашних условиях любители часто прививают цитрусовые (лимоны, апельсины, мандарины) и по праву гордятся результатами, удивляя друзей и соседей.

Читайте также:  Прививки входят в омс

Размножение стеблевыми черенками (укореняются черенки герани, традесканции, бальзамина или других растений).

Учитель. Вы на даче нечаянно сломали куст смородины. Сорт хороший: крупная, сладкая ягода. Сломали ветки, потом их обрезали, а вечером сожгли. Правильно ли вы поступили? (Эти ветки можно было укоренить и таким образом размножить смородину.)

Размножение подземным побегом – корневищем (аспидистра, сансевьера).

Учитель. Ирисы – декоративные корневищные растения. Они цветут в мае–июне, а затем остаются только листья. Можно ли их срезать? Почему? А можно ли срезать злостные сорняки, например пырей? (Через листья происходит воздушное питание растений и образуются органические вещества для следующего года развития, поэтому листья ириса срезать нельзя, а сорняки необходимо удалять тщательно, чтобы не только листьев, но и корневищ не оставалось.)

Размножение подземным побегом – луковицей (гипеаструм, гемантус, зефирантес).

Учитель. У меня в доме живет мальчик, мой сосед. Он недавно увлекся комнатным цветоводством, и у него на подоконнике теперь стоят горшки с разными растениями. Недавно он ждал гостей к себе на день рождения и решил покрасить масляной краской все горшки, чтобы было красиво. За кисточкой он пришел ко мне. Как вы думаете, я одобрила его намерения? Почему? (Через масляную краску не проходит воздух, и корни от его недостатка могут погибнуть, а значит – погибнет все растение.)

Размножение надземными побегами – розетками листьев, усами (камнеломка, хлорофитум).

Учитель. Если посаженное растение накрыть банкой и напустить под нее табачный дым, то растение погибнет. В квартирах, где живут курильщики, плохо растут цветы. Это еще раз говорит о вреде никотина: он действует как яд не только на человека, но и на растения.

Размножение листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония, сансевьера, глоксиния).

Размножение прививкой.

Этот способ демонстрирует на двух сортах герани сам учитель и дает определения: привой, подвой.

Окулировка: 1 – на подвое и привое делают косой срез; 2 – места среза соединяют так, чтобы они внизу точно состыковались; 3 – место прививки тщательно обвязывают

Привой с несколькими листьями срезается с однолетнего побега герани косо, в один прием, острым чистым скальпелем или лезвием. В качестве подвоя подбирается такой же толщины побег другого сорта герани. На нем делается такой же косой срез. Плотно соединив привой и подвой, очень тщательно обвязывают место прививки.

За растениями, которые сегодня посажены, необходимо ухаживать и наблюдать, как они будут развиваться.

 Способ прививки, при котором в качестве привоя используют почку с кусочком коры и древесины (глазок), получил название окулировки (от лат. окулус – «глаз», иначе – прививка глазком). На подвое острым ножом делают Т-образный надрез коры. Края коры подвоя осторожно отгибают и вставляют глазок. Почка привоя выступает наружу. Место соединения привоя и подвоя обвязывают. Чаще окулировку производят в конце лета, но можно это делать и весной. Глазки берут с однолетних побегов. Выбирают наиболее крупные почки с плодоносящих растений того сорта, который хотят размножить. В случае удачной прививки, когда обеспечивается срастание привоя и подвоя, глазок дает начало побегу. Побеги, развивающиеся из почек подвоя, срезают. Новое растение представляет организм, у которого корневая система унаследована от подвоя, а почти вся надземная часть – система побегов привоя.

5.Подведение итогов урока, оценивание знаний учащихся.

6.Домашнее задание: §33, повторить §31-32.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«РАЗМНОЖЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ СТЕБЛЕВЫМИ ЧЕРЕНКАМИ»

Цель: освоить способы действия при размножении комнатных растений стеблевыми черенками.

Оборудование: горшок с землей, ножницы, стакан с водой, стакан для накрывания растения, резиновые перчатки.

Ход работы

1. Осторожно срежьте стеблевой черенок с 3-4 листьями с растения  традесканция.

2. Удалите с них два нижних листа.

3. Сделайте в почве углубление.

4. Поместите черенок в почву так, чтобы нижний узел был скрыт почвой.

5. Присыпьте черенок землей.

6. Аккуратно полейте.

7. Накройте черенок стаканом.

8. Оформите протокол опыта

9. Сделайте вывод.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«РАЗМНОЖЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ ЛИСТОВЫМИ ЧЕРЕНКАМИ»

Цель: освоить способы действия при размножении комнатных растений листовыми  черенками.

Оборудование: горшок с влажным песком, ножницы, стакан с водой, стакан для накрывания растения, резиновые перчатки.

Ход работы

1. Осторожно срежьте лист с растения узамбарская фиалка

2. Сделайте в песке углубление.

3. Поместите листовой черенок в углубление и присыпьте черенок песком.

4. Полейте небольшим количеством воды.

5. Накройте черенок стеклянным стаканом.

6. Оформите протокол опыта.

7. Сделайте вывод.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

« РАЗМНОЖЕНИЕ  КОМНАТНЫХ  РАСТЕНИЙПОЛЗУЧИМИ ПОБЕГАМИ»

Цель: освоить способы действия при размножении комнатных растений ползучими побегами.

Оборудование: горшок с почвой, ножницы, стакан с водой,  резиновые перчатки.

Ход работы

1. Осторожно срежьте с материнского растения хлорофитум маленькое растеньице с корешками.

2. Сделайте в почве углубление.

3. Поместите туда маленькое растение и аккуратно присыпьте землей.

4. Полейте растение.

5. Оформите протокол опыта.

6. Сделайте вывод.