Ставят прививки без согласия

Ставят прививки без согласия thumbnail

Краткое содержание:

  • Могут ли поставить прививку ребёнку без согласия родителей?
  • Ребенку 15 лет сделали прививку без согласия родителей, это правомерно?
  • Ребёнку поставили прививку без согласия родителей, это правильно? Куда жаловаться?
  • Ребёнку 14 лет, могут ли ему поставить прививку без согласия родителей?
  • Согласие родителей
  • Нужно ли согласие родителей
  • Не согласие родителей на брак
  • Согласие обоих родителей
  • Нотариальное согласие родителей

Советы юристов

07.11.2016, 16:22

• г. Краснодар • Вопросов:7

Скажите пожалуйста имеют ли право медики делать прививки без письменного согласия родителей детям? Сегодня в школе моему ребенку сделали прививку от гриппа без какого либо согласия не знаю что делать. Заранее спасибо!

Адвокат • г. Миллерово • отзывов: 81 950 • ответов: 208 144

07.11.2016, 16:39

Нет, без письменного согласия родителей или законных представителей (опекунов) любое медицинское вмешательство недопустимо, за исключением экстренной медицинской помощи.

Уточнить

Вам помог ответ?ДаНет

Юрист • г. Тольятти • отзывов: 12 339 • ответов: 35 052

07.11.2016, 16:51

Не имели право делать прививку без согласия законных представителей то есть родителей Статья 32. Согласие на медицинское вмешательство Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина. В случаях, когда состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении в интересах гражданина решает консилиум, а при невозможности собрать консилиум – непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения. Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не достигших возраста, установленного частью второй статьи 24 настоящих Основ, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дают их законные представители после сообщения им сведений, предусмотренных частью первой статьи 31 настоящих Основ. При отсутствии законных представителей решение о медицинском вмешательстве принимает консилиум, а при невозможности собрать консилиум – непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения и законных представителей.

Уточнить

Вам помог ответ?ДаНет

Варвара

18.04.2006, 21:28

• г. Москва • Вопросов:1

В законе об иммунопрофилактике в статье 5 сказано, что граждане обязаны в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок. В том же законе в статье 11 сказано, что прививки проводятся с согласия граждан, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних. Таким образом, получается, что с одной стороны требуется письменный отказ от прививок, с другой стороны – согласие на проведение прививки. Если родители не давали письменного отказа и не давали письменного отказа, а прививку сделали, можно ли подавать в суд на медицинского работника, сделавшего прививку без согласия (и без письменного отказа)? На чьей стороне будет суд?

Варвара.

Юрист • г. Ростов-на-Дону • отзывов: 571 • ответов: 3 273

18.04.2006, 21:51

Уважаемая Варвара! Две приведенные Вами статьи не противоречат друг другу, просто они регулируют разные ситуации. Совершеннолетние граждане в силу ст.5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года сами совершают акт волеизъявления, в письменной форме отказываясь от прививки. В отношении же несовершеннолетних – требуется волеизъявление законного представителя. Таким образом, при отсутствии согласия законного представителя проведение профилактической прививки ребенку будет нарушением ст.11 указанного закона. Но при отсутствии неблагоприятных последствий для здоровья полагаю, что медицинский работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Если же отсутствует вред, то перспективы гражданского иска в суд являются крайне сомнительными. Непременным условием наступления гражданско-правовой ответственности является наличие вреда (ст.1064, 1099 Гражданского кодекса РФ); при отсутствии вреда само по себе нарушение нормы публичного права не дает суду права на удовлетворение иска.

Уточнить

Вам помог ответ?ДаНет

15.10.2016, 14:31

• г. Владивосток • Вопросов:8

С какого возраста ребенок сам может написать согласие/несогласие на медицинские прививки? Могут ли уволить учителя, если он не привился от гриппа?

Какие документы регламентируют ответы на эти вопросы?

Имеет ли право медицинский работник сделать прививку только с согласия ребенка (с 15 лет) без разрешения родителей (законных представителей)?

Юрист • г. Владивосток • отзывов: 9 891 • ответов: 31 009

15.10.2016, 14:35

Никак. Своё согласие ребёнок может дать по достижении 18 лет а до 18 лет за него решают родители или опекуны – которые являются законными представителями.

Задать вопрос

Вам помог ответ?ДаНет

Юрист • г. Новоалтайск • отзывов: 6 911 • ответов: 18 713

15.10.2016, 14:36

С какого возраста ребенок сам может написать согласие/несогласие на медицинские прививки?

Здравствуйте, Ольга Анатольевна. С 18 лет. До 18 лет согласие родителей обязательно.

Задать вопрос

Вам помог ответ?ДаНет

Юрист • г. Калининград • отзывов: 3 597 • ответов: 5 999

15.10.2016, 14:37

Ребенок не может написать согласие, т.к. он является несовершеннолетним. Что касается учителя, то его не могут уволить, но имеют право отстранить от работы, в порядке, предусмотренном трудовым законодательством на основании закона об иммунопрофилактике.

Задать вопрос

Вам помог ответ?ДаНет

21.09.2014, 17:13

• г. Озерск • Вопросов:2

Могут ли поставить прививку ребёнку без согласия родителей?

Юрист • г. Пермь • отзывов: 70 688 • ответов: 208 728

21.09.2014, 17:14

Нет, не могут поставить.

Задать вопрос

Вам помог ответ?ДаНет

10.09.2020, 12:07

• г. Волгоград • Вопросов:2

Ребенку 15 лет сделали прививку без согласия родителей, это правомерно?

Адвокат • г. Ростов-на-Дону • отзывов: 11 910 • ответов: 24 396

10.09.2020, 12:10

Нет не правомерно при условии что такое согласие требуется.

Задать вопрос

Вам помог ответ?ДаНет

Читайте также:  Название прививок на турецком

12.02.2021, 22:37

• г. Казань • Вопросов:1

Ребёнку поставили прививку без согласия родителей, это правильно? Куда жаловаться?

Юрист • г. Москва • отзывов: 2 673 • ответов: 3 739

12.02.2021, 22:59

Можете пожаловаться прокурору.

Задать вопрос

Вам помог ответ?ДаНет

10.09.2020, 15:53

• г. Кемерово • Вопросов:3

Ребёнку 14 лет, могут ли ему поставить прививку без согласия родителей?

Юрист • г. Тула • отзывов: 14 554 • ответов: 27 682

10.09.2020, 16:12

Нет, не могут, только с согласия родителей, вакцинация носит добровольный характер.

Задать вопрос

Вам помог ответ?ДаНет

16.10.2020, 11:09

• г. Санкт-Петербург • Вопросов:1

Можно ссылку на закон, который нарушили сделав в саду прививку без согласия родителей.

Юрист • г. Нижний Новгород • отзывов: 68 • ответов: 114

16.10.2020, 11:28

Согласно п.2 ст. 11 Федерального закона “Об иммунопрофилактике Инфекционных болезней” от 17.09.1998 N 157-ФЗ, профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина, одного из родителей либо иного законного представителя несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет. Вы должны были подписать согласие на прививку вашем ребёнку.

Уточнить

Вам помог ответ?ДаНет

26.11.2018, 07:37

• г. Красноярск • Вопросов:2

Ребенку в садике сделали прививку без согласия родителей. Куда обратиться, чтобы не повторилось произошедшее?

Юрист • г. Москва • отзывов: 597 • ответов: 766

26.11.2018, 09:11

Согласно ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи. Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», профилактические прививки проводятся с согласия граждан, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних. Вы вправе обратиться с жалобой в Департаменты образования, здравоохранения, прокуратуру и к уполномоченному по правам ребенка.

Задать вопрос

Вам помог ответ?ДаНет

29.09.2020, 18:17

• г. Новосибирск • Вопросов:1

Ребенку сделали прививку Д-тест без моего согласия, можно ли проводить такое медицинское вмешательство без разрешения родителей?

Юрист • г. Санкт-Петербург • отзывов: 3 158 • ответов: 3 495

29.09.2020, 18:25

Здравствуйте. Нельзя без согласия законного представителя. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”:

Статья 20. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства 1. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Задать вопрос

Вам помог ответ?ДаНет

Юрист • г. Тула • отзывов: 14 554 • ответов: 27 682

29.09.2020, 18:39

Без согласия родителей делать прививку не могли.

Уточнить

Вам помог ответ?ДаНет

18.09.2020, 11:52

• г. Салехард • Вопросов:1

В садике поставили ребёнку прививку от гриппа без согласия родителей. Как быть и что делать?

Юрист • г. Барнаул • отзывов: 2 235 • ответов: 2 172

18.09.2020, 11:56

Здравствуйте! Если вы не согласны можете обратиться с жалобой на действия администрации садика в прокуратуру или комитет по образованию.

Задать вопрос

Вам помог ответ?ДаНет

Юрист • г. Нерехта • отзывов: 634 • ответов: 850

18.09.2020, 12:38

Вакцинация детей с 6 месяцев против гриппа входит в национальный календарь профилактических прививок. В соответствии с п.4 Порядка проведения профилактических прививок в рамках национального календаря, утвержденного приказом Минздрава России от 21.03.2014 г. № 125 н до проведения прививки законному представителю несовершеннолетнего должны быть разъяснены необходимость вакцинации, возможные поствакцинальные реакции и осложнения, последствия отказа от вакцинации и оформлено добровольное информированное согласие на эту процедуру. Если это не было сделано, Вы вправе обратиться с жалобой в органы управления образованием, в прокуратуру, в суд. В соответствии со ст.5 Федерального закона № 157-ФЗ от 17.09.1998 г. “Об иммунопрофилактике инфекционных болезней” Вы вправе отказаться от профилактической прививки Вашему ребенку, написав соответствующее заявление. Но если возникнет массовое инфекционное заболевание или угроза эпидемии, то Вашему ребенку могут запретить посещать детский сад.

Уточнить

Вам помог ответ?ДаНет

13.10.2015, 18:32

• г. Чебоксары • Вопросов:1

Как написать жалобу на медсестру, которая сделала ребёнку с бронхиальной астмой прививку, без согласия родителей.

Юрист • г. Санкт-Петербург • отзывов: 38 750 • ответов: 118 857

13.10.2015, 19:05

Пишите жалобу в произвольной форме.

Уточнить

Вам помог ответ?ДаНет

04.10.2019, 19:10

• г. Казань • Вопросов:1

Сыну в школе сделали прививку от гриппа без согласия родителей, медик сказала, что оно не требуется.

Юрист • г. Архангельск • отзывов: 29 312 • ответов: 59 391

04.10.2019, 19:15

Несовершеннолетние с 16 лет самостоятельно дают согласие (или отказываются) на медицинское вмешательство, согласие законного представителя не требуется. Ст.20,54 ФЗ № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”.

Уточнить

Вам помог ответ?ДаНет

17.10.2017, 14:28

• г. Краснодар • Вопросов:9

В детсаду делают детям прививки от гриппа без согласия родителей, могу ли я ее не делать?

Читайте также:  Прививка от бешенства для собак человеку

Юрист • г. Ульяновск • отзывов: 2 935 • ответов: 5 069

17.10.2017, 14:30

Доброго времени суток! Вы можете написать заявление на администрацию детского сада о том что отказываетесь чтобы вашему ребенку сделали прививку от гриппа но хочу вас предупредить что в этом случае администрация детского сада имеет право не допустить вашего ребенка в детский сад.

Уточнить

Вам помог ответ?ДаНет

27.10.2016, 06:17

• г. Барнаул • Вопросов:1

Имеют ли право принудительно ставить прививку от гриппа ребёнку без письменного согласия родителей. Я ученик 10 класса.

Юрист • г. Уфа • отзывов: 13 310 • ответов: 29 232

27.10.2016, 06:41

Здравствуйте, ваш ребенок имеет право отказаться от прививки в данном случае. Имеют право ставить без письменного согласия родителей в данном случае.

Уточнить

Вам помог ответ?ДаНет

18.09.2013, 07:44

• г. Черногорск • Вопросов:1

Моему ребенку в МДОУ поставили прививку без согласия родителей, и даже не поставили в известность о факте прививки, об этом я узнала от ребенка. Как составить жалобу и куда ее направить, чтобы это не осталось без внимания, и могу ли я требовать перевода в другой дет. сад, если это не единственная претензия к данному учреждению?

Юрист • г. Липецк • отзывов: 72 366 • ответов: 163 173

18.09.2013, 07:46

Прививки делает не детский сад, а обслуживающая его детская поликлиника. Жалобу писать в Управление здравоохранения вашего региона и можно в районную прокуратуру.

Задать вопрос

Вам помог ответ?ДаНет

21.09.2020, 23:16

• г. Тюмень • Вопросов:2

Ребенку в детском саду, без согласия родителей по ошибке поставили прививку от гриппа. Что в таком случае делать?

Юрист • г. Москва • отзывов: 1 082 • ответов: 1 847

21.09.2020, 23:24

Вы родитель или сотрудник сада?

Уточнить

Вам помог ответ?ДаНет

Юрист • г. Москва • отзывов: 15 • ответов: 25

21.09.2020, 23:31

Уважаемая Наталья, если уже сделали прививку, то отменить ее невозможно. Если же Вас интересует вопрос ответственности руководителя дошкольного учреждения (совместно с воспитателем группы и медицинским работником), то вы вправе обратиться к руководителю всего образовательного учреждения (в Москве созданы единые учреждения, куда входят детские сады и школы), копию направить в отдел образования района (города, области) с соответствующей жалобой в части нарушения прав ребенка (несогласование с законными представителями ребенка действий, которые могут повлечь ущерб здоровью ребенка). Отдельно можно обратиться с таким же заявлением в органы прокуратуры для привлечения к ответственности соответствующих лиц. Подобный порядок действий относится к родителям ребенка.

Уточнить

Вам помог ответ?ДаНет

08.09.2020, 12:07

• г. Хабаровск • Вопросов:1

Моей дочери сегодня сделали прививку от гриппа без согласия родителе, ей 16 лет. Разве это допустимо?

Юрист • г. Ростов-на-Дону • отзывов: 2 566 • ответов: 4 300

08.09.2020, 12:45

Здравствуйте Марина! В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» граждане имеют право на отказ от профилактических прививок. Частью 2 установлено, что профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия гражданина на медицинское вмешательство. При этом за несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет согласие дает родитель или законный представитель (опекун, приемный родитель). Отказ от прививки должен быть оформлен в письменном виде (часть 3 статьи 11). С 16 лет несовершеннолетий дает согласие самостоятельно.

Задать вопрос

Вам помог ответ?ДаНет

23.11.2020, 14:54

• г. Барнаул • Вопросов:3

Ребенку в детском саду без согласия родителей поставили прививку от гриппа. Законно ли это и что делать в данной ситуации?

Юрист • г. Санкт-Петербург • отзывов: 1 847 • ответов: 3 419

23.11.2020, 14:57

Это незаконно надо подать жалобу в комитет образования и прокуратуру.

Уточнить

Вам помог ответ?ДаНет

07.07.2016, 19:49

• г. Сыктывкар • Вопросов:1

В течении какого времени родитель могу подать заявление в прокуратуру или суд на медработника, сделавшего прививку ребёнку без согласия родителей?

Юрист • г. Ульяновск • отзывов: 348 • ответов: 1 027

07.07.2016, 19:50

Общий срок исковой давности 3 года.

Уточнить

Вам помог ответ?ДаНет

Сыну в школе сделали прививку от гриппа без согласия родителей, медик сказала, что оно не требуется. Куда обратиться с жалобой?

Читать 1 ответ юристов

Ребёнок 5 лет сделали прививку манту в саду без согласия родителей? Имею ли я право писать жалобу? Если да то куда? Спасибо.

Читать 1 ответ юристов

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос – позвоните, юрист Вам поможет:

Бесплатно с мобильных и городских

Администратор печатает сообщение

Источник

В связи с эпидемией коронавирусной инфекции в России планируется проведение массовой прививочной кампании – вакцину для нее в экстренном порядке готовят ученые. Недавно опубликованный проект нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), и вступивший в силу с апреля закон о крупных штрафах за невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий и предписаний санитарных властей встревожили многих: не грозят ли санкции гражданам, которые откажутся от вакцинации? В Роспотребнадзоре заверяют, что в проекте КоАП говорится лишь о случаях, когда прививаться должны работники определенных профессий, связанных с риском заражения.

Позволяют ли действующие в России законы принуждать граждан к вакцинации и наказывать за отказ от прививок, и вводятся ли такие наказания в новом административном кодексе, мы спросили у адвоката, учредителя юридической компании «Факультет медицинского права» Полины Габай. Портал Милосердие.ru публикует подробный ответ эксперта.

Читайте также:  Когда поднимается температура при прививке акдс

«Определения «принудительная вакцинация» на законодательном уровне не существует, – отметила Полина Габай.

– На сегодняшний день проведение профилактических прививок входит в число санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, правила организации которых установлены Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – ФЗ № 157), а также Приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении Национального календаря профилактических прививок и Календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (далее – Национальный календарь прививок).

При этом ни один из указанных актов не устанавливает обязанность лиц, в том числе лиц, входящих в профессиональную группу риска (например, медицинских работников), на проведение профилактических прививок.

Более того, следует заметить, что вакцинация является медицинским вмешательством, к ней применяются положения Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323). Как известно, для проведения медицинского вмешательства согласно ч. 1 ст. 20 ФЗ № 323 требуется информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. А в случае нежелания такого вмешательства пациент имеет право на отказ от него.

Данные нормы вполне понятны, поскольку медицинское вмешательство корреспондирует конституционному праву каждого на свободу и личную неприкосновенность, в том числе и на физическую свободу, информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство является одной из форм реализации данного конституционного права.

Напомним, что основополагающий постулат о праве на свободу и личную неприкосновенность зафиксирован не только в Конституции РФ (ст. 22), но и во Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 (ст.3), Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 (ч. 1 ст.5).

Право на отказ от медицинского вмешательства предусмотрено в первую очередь статьей 26 ФЗ № 323.

Кроме того, право на отказ от профилактической прививки предоставлено гражданину ст. 5 ФЗ № 157. При этом ФЗ № 157 такое право предоставляет всем лицам, которые подлежат вакцинации в соответствии с Национальным календарем прививок. Это касается и профессиональных групп риска, в частности медицинских работников. Таким образом, лицам, в том числе работникам, которые относятся к профессиональным группам риска (Постановление Правительства РФ от 15.07.1999 № 825), не может быть принудительно навязано проведение профилактической прививки.

В то же время право на отказ от медицинского вмешательства не является абсолютным.

В частности, возможны случаи, когда допускается медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя. Эти случаи регулируются п. 9 ст. 20 ФЗ № 323.

Теоретически можно предположить, что в ситуации с распространением инфекционного заболевания, в частности COVID-19, возможно применить исключительный случай, разрешающий медицинское вмешательство без согласия в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, предусмотренный пп. 2 ч. 9 ст. 20 ФЗ № 323.

Между тем в действительности, по моему мнению, данная норма не имеет отношения к профилактическим прививкам при COVID-19, поскольку касается только лиц, страдающих указанным заболеванием. Для ее применения в первую очередь нужно установить диагноз, а вакцинирование от заболевания, в том числе от коронавирусной инфекции, предполагает, что заболевания нет.

Таким образом, по моему мнению, отказ от вакцинации не может повлечь наступления ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее- КоАП), поскольку лицам, в том числе входящим в профессиональную группу риска, законом предоставлено право отказаться от медицинского вмешательства, в частности от профилактической прививки.

В то же время последствия отказа от вакцинации для работников имеются.

Таковым является отказ в приеме граждан на работу или отстранение граждан от работы, выполнение которой связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Следовательно, в случае отказа медицинского работника от вакцинации работодатель должен принять соответствующие меры по его отстранению от работы.

И если, например, медицинская организация таких мер не предпримет, это будет свидетельствовать о нарушениях противоэпидемических мероприятий, в частности, невыполнение требований ч. 2 ст. 5 ФЗ-157, и Постановления Правительства РФ от 15.07.1999 № 825, согласно которому утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.

Проектом Кодекса об административных правонарушениях предлагается установить отдельную ответственность за нарушения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (часть 4 статьи 10.1 проекта КоАП). По моему мнению, в соответствии с указанной нормой административная ответственность будет наступать за нарушение порядка организации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, и непосредственно за нарушение указанных мероприятий.

Например, ответственность по части 4 статьи 10.1 проекта КоАП для граждан может наступить в случае ненадлежащего оформления отказа от проведения профилактической прививки. Согласно части 3 статьи 5 ФЗ от 17.09.1998 № 157-ФЗ при осуществлении иммунопрофилактики граждане обязаны в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок.

Также разработчики предлагают увеличить размеры административных штрафов и смягчить наказание в виде административного запрета деятельности (до 30 суток).

Однако по сути ничего не меняется. И отказ от вакцинации по-прежнему не повлечет ответственности по ч.4 ст. 10.1 проекта КоАП, по тем же причинам, о которых я говорила ранее.

Что же на самом деле будет происходить в реальности, будут ли привлекать медицинских работников за отказ от вакцинации, неизвестно.

Тем более, опасения вызывают комментарии Роспотребнадзора, который отметил, что штрафовать за отказ от вакцинации будут только профессиональные группы риска. Однако я полагаю, что для воплощения идеи об ответственности за отказ от вакцинации, требуется внести изменения в ФЗ № 323 и другие нормативные правовые акты».

Источник