Темы бесед по прививкам

Беседа с учащимися 5-8 классов
Тема: «Вакцинация и иммунизация населения» (Сл. 1 )
Цель проведения: здоровье сбережение воспитанников.
Что такое вакцинация? (Сл. 2)
Вакцинация –Прививка (медицина) — введение антигенного материала с целью вызвать иммунитет к болезни, который предотвратит заражение, или ослабит его последствия.
Антигенный материал (вакцина) – профилактическое средство, предназначенное для защиты от инфекционного заболевания.
Благодаря вакцинации многие болезни стали совершенно не опасными, о существовании некоторых из них мы узнаем только из архивных исторических материалов.
Что такое иммунитет? (Сл. 3)
Иммунная система (иммунитет) — естественный защитный механизм нашего организма. Иммунитет поддерживает постоянство внутренней среды, устраняет чужеродное воздействие инфекционных возбудителей, химических веществ, аномальных клеток и т.д.
Иммунитет отвечает за два важнейших процесса в организме:
1) замена поврежденных или состарившихся клеток различных органов нашего тела;
2) защита организма от проникновения разного рода инфекций — вирусов, бактерий, грибков.
Инфекция – это внедрение возбудителей болезни в организм человека, сопровождающееся комплексом реактивных процессов.
Когда вакцина попадает в организм, иммунная система внимательно изучает ее, запоминает и начинает вырабатывать специальные вещества для ее уничтожения. Вещества-убийцы действуют избирательно, у человека вырабатывается специфический иммунитет. Вакцина как бы «обучает» иммунную систему, подготавливая её к борьбе с «полноценной» инфекцией.
Таким образом, попадая в организм, вакцины вызывают такую же перестройку иммунной системы, которая происходит в результате настоящего заражения болезнью. С одним приятным исключением: человек при этом не заболевает.
После такой подготовки попадание инфекционных агентов в организм вызывает быстрое и мощное противодействие иммунной системы и болезнь не развивается.
У человека, перенесшего определенную инфекционную болезнь, вырабатывается к ней иммунитет, т.е. происходит его естественная «вакцинация». После перенесения некоторых болезней вырабатывается пожизненный иммунитет.
Иногда для выработки стойкого иммунитета вакцинацию необходимо повторять несколько раз. Некоторые вакцины действуют только в течение нескольких лет и поэтому прививку следует повторить. Перед этим необходимо проконсультироваться с врачом.
Виды вакцин (Сл. 4)
Все вакцины можно условно разделить на четыре группы:
Живые вакцины. Они содержат ослабленный живой микроорганизм. Примером могут служить вакцины против полиомиелита, кори, свинки, краснухи или туберкулеза.
Инактивированные вакцины. Содержат либо убитый целый микроорганизм (вакцины против коклюша, бешенства и вирусного гепатита А), либо компоненты клеточной стенки или других частей возбудителя (вакцины против коклюша и менингококковой инфекции).
Анатоксины. Вакцины, содержащие инактивированный токсин (яд), который вырабатывают бактерии. Примером могут служить вакцины против дифтерии и столбняка.
Биосинтетические вакцины. Вакцины, полученные методами генной инженерии. Примером может служить вакцина против вирусного гепатита B.
Для защиты от каждой болезни подбирается наиболее оптимальный вариант вакцины.
Когда проводилась первая вакцинация? (Сл. 5)
Первая вакцинация была произведена в 1796 году, когда англ. врач Эдвард Дженнер решился на эксперимент, привил коровью оспу нескольким пациентам, так как он заметил, что люди, переболевшие коровьей оспой, не заболевают натуральной оспой. И Дженнер инфицировал коровьей оспой мальчика. После его выздоровления учёный продолжил эксперимент – заразил своего подопечного настоящей оспой. Предположение оказалось правильным – мальчик не заболел. (Сл. 6)
Тогда врач начал делать прививки населению и наблюдал за реакцией организма. Результаты давали положительный эффект.
Метод Дженнера получил название “вакцинация” : от лат. слова “вакка” – корова, а состав, используемый для прививок, назвали “вакциной”. В настоящее время натуральная оспа ликвидирована.
В 1977 году был зарегистрирован последний случай оспы.
Какие виды иммунизации существуют? (Сл. 7)
В основе любой вакцинации лежит использование естественных механизмов, происходящих в иммунной системе организма человека. Человеку вводят либо ослабленных возбудителей определенной инфекционной болезни, вследствие чего организм начинает вырабатывать антитела (активная иммунизация), либо сразу готовые антитела против данной болезни (пассивная иммунизация).
Активная иммунизация
Это введение вакцины для формирования длительной защиты организма. Живые вакцины противопоказаны больным, получающим иммуносупрессоры, на фоне лихорадки или в период беременности. (Сл. 8)
Пассивная иммунизация
Пассивная иммунизация не предохраняет от конкретной болезни, а лишь смягчает ее течение.(Сл.9) Иммунные сыворотки, применяемые для лечения столбняка, кори, краснухи, свинки, гепатита и бешенства, получают от привитых людей. Иммунной сывороткой животных лечат дифтерию, ботулизм, газовую гангрену, отравления змеиными ядами.
Прививки от дифтерии и столбняка.
Существуют вакцины от болезней, возбудители которых вырабатывают яд (токсин). К таким возбудителям в первую очередь относятся возбудители дифтерии и столбняка. (Сл. 10) Выделяемые ими токсины обезвреживаются и превращаются в анатоксины, используемые в качестве вакцин.
Группы риска (Сл.11)
Людям, которым длительное время приходится находиться на свежем воздухе, необходимо делать прививки против клещевого энцефалита. Работники сельского хозяйства и лесничеств должны вакцинироваться не только против столбняка, но и против всех зоонозных заболеваний. Людям с ослабленной иммунной системой рекомендуется делать прививки против гриппа.
Если собираетесь посетить тропические страны, узнайте, против каких заболеваний надо сделать прививки.
Вакцинация детей (Сл. 12)
Детей необходимо вакцинировать против детских инфекционных заболеваний. Прививки рекомендуется проводить в соответствии со специальным графиком вакцинации детей.
Опасна ли вакцинация? (Сл.13)
У детей вакцина нередко вызывает легкую прививочную реакцию, например, небольшое повышение температуры тела, умеренную болезненность, покраснение и припухание в месте инъекции, потерю аппетита. Реже встречаются серьезные поражения и обычно они наблюдаются у детей с хроническими заболеваниями. Таким детям прививки делают в больнице под наблюдением врача. Наиболее опасной является пассивная иммунизация, при применении которой в организм пациента попадает чужой белок. При наличии повышенной чувствительности к чужому белку возможно возникновение сывороточной болезни. В легких случаях наблюдаются такие симптомы сывороточной болезни, как увеличенные лимфоузлы и крапивница. Кроме того, возможен аллергический шок, являющийся частой причиной смерти пациента.
Кто оплачивает затраты на вакцинацию? (Сл.14)
Некоторые затраты на вакцинацию (например, при плановых прививках детей или применении вакцины против столбняка в случае травмы и др.) частично оплачивает больничная касса. Другие специальные вакцины, например, при поездках заграницу необходимо оплачивать самостоятельно.
Вакцинация при поездках за границу
Перед путешествием в тропические экзотические страны (например, в африканские или южноамериканские страны) необходимо получить подробную информацию о необходимых и рекомендованных прививках. Всемирная Организация Здравоохранения ежегодно публикует требования для всех стран, предъявляемые к иммунному статусу иммигрантов. Для уточнения информации о прививках можно обратиться в посольство конкретной страны. (Сл.15)
Источник
Беседа с детьми о прививках.
Цель: познакомить детей с понятиями «вакцина», «иммунитет»; дать детям представления о профилактических мерах борьбы с инфекционными заболеваниями; приучать детей не бояться прививок; развивать фантазию, творческие способности.
ХОД БЕСЕДЫ:
Чтение стихотворение С.Михалкова «На прививку».
-Ребята, как вы думаете, почему у него дрожат коленки? Дети: Он боится уколов.
– А вы боитесь прививок? (ответы детей).
– А кто знает, для чего нам делают прививки? Дети: Чтобы мы не болели.
– Что такое прививка? (ответы детей).
– Прививка – это введение вакцины в наш организм. А кто знает, что такое вакцина? (ответы детей). Вакцина – это самое эффективное и экономически выгодное средство защиты против инфекционных болезней, известное современной медицине. С изобретением вакцин у нас появилась возможность защитить малышей, т.е вас, от серьёзных болезней, которые могут вызвать осложнения. Среди них такие болезни как полиомиелит, коклюш, туберкулёз. Давайте вместе повторим и запомним это новое для нас слово «вакцина».(дети хором повторяют).
– Чтобы разобраться во всех тонкостях вакцинации и сроках прививок, предлагаю вам заглянуть в прививочный букварь. (выставляется плакат: «Календарь профилактических прививок России».)
– Посмотрите внимательно на него, что вы видите на нём?(ответы детей). Это не просто цифры и слова. Здесь указано, когда, сколько раз и в каком возрасте делать прививки людям.(просмотреть календарь и подвести к выводу, что большинство прививок ставят с момента рождения и до 7 лет).
-Прививки делают исключительно от инфекционных болезней. Но далеко не от всех, а только от тяжёлых, опасных, способных вызвать тяжёлые осложнения, а также от тех инфекций, которыми одновременно заболевают множество людей. Например, от гриппа. Вас прежде всего прививают от детских инфекций (коклюш, дифтерия, краснуха, корь, свинка, полиомиелит), а также от тех болезней, которым «все возрасты покорны» – туберкулёза, вирусного гепатита, столбняка. Ещё бывают прививки от инфекций, которыми можно заразиться лишь в определённых обстоятельствах. Например, бешенство или клещевой энцефалит.
– Кто – нибудь знает, как работает прививка?(ответы детей).
– Главная цель прививки – формирование иммунитета к болезни. А что такое иммунитет? (ответы детей).
– Иммунитет – это невосприимчивость организма к болезням. Это наша защита от болезней. Давайте произнесём вместе это слово «иммунитет». (дети повторяют хором).
– И если он слабеет, то мы с вами болеем. Чтобы иммунитет наш был сильным, нам ставят прививки, т.е. вводят в организм ослабленного или убитого микроба – возбудителя той или другой инфекции, от которой делается прививка. В результате в организме начинают вырабатываться особые вещества (их называют антителами) и клетки (их образно зовут киллерами), которые способны убить настоящего возбудителя при заражении.
– Ребята, а из вас кто – нибудь знает правила проведения прививок? (ответы детей).
– Давайте обобщим ваши ответы:
1.Прививки должны проводиться в лечебно – профилактических учреждениях.
2.Перед прививкой врач должен осмотреть вас: смерить температуру; осмотреть горло и кожные покровы; спросить, не жалуется ли прививаемый на что – нибудь.
3.В медицинском документе производится соответствующая запись врача о проведении прививки. Как называется такой документ? (сертификат профилактических прививок). (если дети не назвали, назвать самому и показать сертификат).
4.Ставят прививки только утром.
5.Затем наблюдают за привитым в течении 3-х суток.
-Ребята, некоторые взрослые утверждают, что прививки ставить не нужно. А вы как считаете? (ответы детей)
– Почему они необходимы? (ответы детей).
– Учёные всего мира сейчас работают над усовершенствованием вакцин. Хотят придумать что – то такое, чтобы вакцинация проходила без уколов. Например, учёные хотят попытаться уменьшить количество уколов. Они первую и повторную прививку делают за один раз, затем вакцины постепенно высвобождаются и начинают действовать. Первая – через несколько дней, вторая – месяц спустя, третья – через полгода. Также учёные хотят создать вакцины, которые можно глотать или вдыхать, кроме того, вакцину можно было бы ещё и есть. Вот было бы здорово.
– А сейчас мы с вами поиграем игру « На приёме у доктора».
Источник
Для чего делают прививки?
Начатая с 50-60 годах массовая вакцинация детей привела к резкому снижению коклюша,дифтерии,столбняка,полиомиелита и кори.Значительно уменьшилась тяжесть заболеваний,летальные исходы стали регистрироваться в еденичных случаях.Однако достигнутое к концу 70-х годов благополучие сохранялось недолго.Абсолютно все болезни,против которых прививки делаются,попрежнему широко распространены(туберкулёз,дифтерия,корь,столбняк,полиомиелит,коклюш,свинка).Дети этими болезнями болеют,а исходы бывают разные. И зависит это в большинстве случаев от того, делали прививку или нет.
У привитых детей заболевание протекает более спокойно, и осложнения возникают очень редко. Заболевания непривитых детей характеризуются тяжёлым течением и серьёзными осложнениями.
Поэтому для нормальных,здравомыслящих и благоразумных родителей нет и не может быть никакой дискуссии по поводу того, надо прививки делать или не надо.
Делать обязательно!
Совершенно другой вопрос состоит в том, что ответные реакции на прививки целиком зависят от состояния организма ребёнка. А если Вы очень боитесь, то логика не в том, чтобы прививки не делать. Логика в целенаправленной подготовке организма – нормальном образе жизни, естественном вскармливании, закаливании, устранении контактов с источниками аллергии и т.п.
Прививки необходимо проводить в назначенные педиатром сроки и, чем более Вы точны, тем выше профилактическая эффективность. Это обязательно следует учитывать при планировании, например, отпуска, неплохо бы и самим поинтересоваться, – когда и какую прививку необходимо делать.
Каждая страна мира имеет свой, утверждённый соответствующим гос.органом, календарь профилактических прививок. Календарь учитывает возраст ребёнка, интервал между прививками и перечень конкретных болезней, для предупреждения которых прививки и делают.
Что такое вакцинация и ревакцинация?
В чём же состоит суть профилактических прививок?
В организм вводится особый медицинский препарат – вакцина.В ответ на введение вакцины организм вырабатывает особые клетки – специфические антитела,которые и защищают человека от соответствующей болезни.
Каждая из вакцин имеет свои сроки, свою схему и свои пути введения(через рот, внутримышечно, подкожно, внутрикжно).
На каждую вакцину организм реагирует по – разному. В некоторых случаях одной прививки вполне достаточно для выработки длительного иммунитета. В других- необходимы многократные введения. Отсюда возникли два слова – вакцинация и ревакцинация.
Суть вакцинации – добиться выработки специфических антител в количестве, достаточном для профилактики конкретной болезни. Но этот стартовый(защитный) уровень постепенно снижается и необходимы повторные введения для поддержания их (антител) нужного количества. Вот эти повторные введения вакцины и есть ревакцинация.
Что такое реакция Манту?
Самая первая прививка – это прививка против туберкулёза (противотуберкулёзная вакцина называется БЦЖ).
Она, как правило, делается непосредственно в роддоме на 4-7 день после рождения, однократно. Вдальнейшем, теоретически, ревакцинация осуществляется в 7, 12 и 16-17 лет. Почему теоретически? Да потому, что вопрос о том, делать или не делать ревакцинацию против туберкулёза, во многом зависит от реакции Манту. Эту реакцию делают детям ежегодно, но подавляющее большинство родителей понятия не имеют,что это и для чего это.
Дело в том, что каждый человек рано или поздно инфицируется бактерией туберкулёза, то есть микроб попадает в человеческий организм. Но сам факт инфицирования вовсе не свидетельствует о том, что человек заболел туберкулёзом.
Допустим, микроб попал, а организм, благодаря всё той же прививке, имеет защитное количество антител – вот болезнь и не развивается, хотя туберкулёзная бактерия присутствует.
Реакция Манту – это не прививка, это проба на ифицирование туберкулёзом. Выражение «не прививка, а проба» весьма принципиально. После проб не бывает общих реакций – не повышается температура, не изменяется самочувствие. Местная реакция, то есть непосредственно в том месте, куда укололи, вполне может быть, собственно для этого проба и делается.
Если в организме туберкулёзных бактерий нет – проба отрицательная, а после инфицирования она становится положительной.
Какже всё это осуществляется на практике?
Ребёнку ежегодно делают реакцию Манту. Она, разумеется, отрицательная, но вот, в один не очень прекрасный момент, из отрицательной проба становится положительной. Медики называют это вираж туберкулиновой прбы и этот самый вираж рано или поздно имеет место практически у всех людей, но у одного в 3 года, а у другого-в 12 или 19.И вот тут-то возникает весьма ответственная ситуация. Необходимо получить ответ на очень принципиальный вопрос: человек инфицировался, но не заболел, естественно потому, что имел иммунитет,или заражение привело к возникновению заболевания – защитных антител не хватило.Отвечают на этот вопрос врачи, специалисты по туберкулёзу – фтизиатры.Для этого ребёнок осматривается,берутся определённые анализы,при необходимости делается рентгенография органов грудной клетки. В зависимости от результатов врач делает соответствующее заключение. Если выявлен туберкулёз – лечим туберкулёз, сомнительные результаты – курс профилактического лечения, если всё в порядке – не лечим. В последнем случае ревакцинацию делать не надо, потому что противотуберкулёзный иммунитет поддерживается уже не вакциной, а непосредственно попавшим в организм микробом.
Задача медиков – не упускать такого ребёнка из поля зрения,поставить на учёт и регулярно осматривать, дабы вовремя выявить ситуацию, когда организм не справится и таки придётся лечить.
Как реагирует организм на прививки?
После любой прививки может иметь место реакция организма – повышение температуры тела, отказ от еды, вялость.Это нормально: организм вырабатывает иммунитет(защиту) к конкретной болезни. Одни вакцины переносятся очень легко и почти никогда не дают серьёзных реакций (например вакцина против полиомиелита). Введение других препаратов, напротив, часто сопровождается выраженным повышением температуры и существенным нарушением общего состояния ребёнка (например коклюшный компонент вакцины АКДС).
Для родителей очень важно осознать принципиальную разницу между реакцией на прививку и осложнением после прививки.
Что такое осложнения?
Осложнения – это то, чего быть не должно, что бывает крайне редко. Не должно быть судорог, ни потери сознания, ни температуры выше 40 градусов. Не должен ребёнок с ног до головы покрываться сыпью, а в том месте, куда укололи, не должно быть никаких нагноений.
Осложнения после прививок – это всегда серьёзно.каждый такой случай подробно анализируется, целая врачебная комиссия решает – почему так получилось и что же делать дальше, прививать или нет, если да, то каким препаратом, и от каких болезней.
Когда можно и когда нельзя делать прививки?
Прежде всего, следует помнить, что любая прививка делается ребёнку, у которого в этот момент нет никакой острой инфекционной болезни – ни насморка, ни поноса, ни сыпи, ни повышения температуры тела.
Почему важно именно отсутствие инфекционной болезни? Да потому, что любая вакцина – это нагрузка на иммунитет. Для того, чтобы отреагировать на прививку правильно и выработать достаточное количество антител, организм должен быть более менее свободен от других дел, в свою очередь связанных с выработкой иммунитета. Отсюда два вывода: если у ребёнка нога в гипсе, то это не противопоказание к прививке. Если любая, пусть даже инфекционная болезнь протекает с нормальной температурой и нормальным общим состоянием – понятно, что такая болезнь не несёт в себе существенной нагрузки на иммунитет и не является противопоказанием к вакцинации.
Когда прививку нужно отложить?
Некоторые перенесённые ребёнком инфекционные болезни вызывают длительное ослабление защитных сил организма и это, в свою очередь, является противопоказанием к проведению прививок на определённый срок (около 6 месяцев после выздоровления. К таким болезням относят: менингит, вирусный гепатит, инфекционный мононуклеоз.
В то же время делать или не делать прививку – вопрос, относящийся исключиткльно к компетенции врача. Для каждой болезни – аллергической, врождённой, неврологической и т.п. – разработаны соответствующие правила: как,когда и чем прививать.
Как подготовиться к прививке?
Специально ничего делать не надо. Ну, разве что всячески избегать экспериментов в отношении еды – никаких новых продуктов не давать.
Детям со склонностью к аллергическим реакциям, в некоторых случаях за 2-3 дня до вакцинации врачи назначают противоаллергические препараты и глюконат кальция. ВАЖНО: это назначают именно врачи!!!Посоветоваться с педиатром можно и нужно, но проявлять инициативу не надо.
Поскольку место укола 1-2 дня не желательно мочить, хорошо бы перед посещением поликлиники, накануне вечером, искупать ребёнка.
Что делать после прививки?
– Стараться немного недокармливать ребёнка (при наличии хорошего аппетита) или кормить только по аппетиту (если аппетит снижен или отсутствует).
– Много пить – минеральная вода, компот из сухофруктов, зелёный, фруктовый, ягодный чаи.
– Полезен чистый прохладный влажный воздух. Температура тела ниже 37,5 градусов вполне позволяет гулять на свежем воздухе.
– Максимально ограничить общение – ребёнок вырабатывает иммунитет, его организм занят.Другие микробы ему сейчас не желательны. А источник этих других микробов – другие люди.
– При повышении температуры тела и существенном нарушении общего состояния необходим осмотр врача. Если врача вызвать невозможно, то парацетамол в любом виде (свечи,таблетки,сироп) вполне можно дать. Не помешает аскорбиновая кислота и глюконат кальция.
Национальный календарь профилактических прививок
Возраст | Наименование прививки |
Новорожденные ( впервые 12 ч.жизни) | Первая вакцинация против вирусного гепатита В |
Новорожденные (3 -7 дней) | Вакцинация против туберкулеза |
1 месяц | Вторая вакцинация против вирусного гепатита В |
3 месяц | Первая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита |
6 месяцев | Третья вакцинация против дифтерии , коклюша, столбняка, полиомиелита Третья вакцинация против вирусного гепатита В |
12 месяцев | Вакцинация против кори, краснухи эпидемического паротита |
18 месяцев | Первая ревакцинация против дифтерии, коклюша,столбняка, полиомиелита |
20 месяцев | Вторая ревакцинация против полиомиелита |
6 лет | Ревакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита |
7 лет | Ревакцинация против туберкулеза Вторая ревакцинация против дифтерии, столбняка |
13 лет | Вакцинация против краснухи (девочки) Вакцинация против вирусного гепатита В ( ранее не привитые) |
14 лет | Третья вакцинация против дифтерии, столбняка Ревакцинация против туберкулеза Третья ревакцинация против полиомиелита |
Дети, посещающие дошкольные учреждения | Вакцинация против гриппа – ежегодно до наступления вспышек ОРВИ и гриппа |
Осложнения, которые возможны в результате болезни у не привитых той или иной вакциной детей.
Дифтерия – из-за дифтерийной пленки, вызывающей затруднения дыхания, наступает инвалидизация: миокардит (воспаление сердечной мышцы), полиневрит (множественное поражение нервов), параличи (в том числе дыхательной мускулатуры), снижения зрения, поражения почек. Смертность 10 %.
Столбняк– из-за судорог групп мышц смертность составляет 60% (наступает спазм дыхательной мускулатуры и паралич сердечной мышцы).
Коклюш– после долгого изнуряющего кашля развивается пневмония и бронхиальная астма, возможен отек мозга.
Полиомиелит – поражение нервной системы, атрофия мышц, в результате чего возникает хромота, а в тяжелых случаях – паралич.
Корь – пневмонии и неврологические расстройства. Еще более опасны менингиты.
Краснуха – у не привитых беременных в случае заболевания в первом триместре беременности в 60% случаев врачи фиксируют уродство плода. Поэтому заболеть в такое время никак нельзя!
Туберкулез – инвалидизация в результате поражения легких, костной системы и других органов. Высокая смертность.
Паротит – вызывает бесплодие у мальчиков. Иногда поражает яичники у девочек, что тоже крайне неблагоприятно для продолжения рода.
Гепатит « В » – переходит в хроническую форму; со временем возможен цирроз печени.
ПОМНИТЕ, РОДИТЕЛИ! ЗДОРОВЬЕ ВАШИХ ДЕТЕЙ ЗАВИСИТ ПОЛНОСТЬЮ ОТ ВАШЕГО РЕШЕНИЯ-ПРИВИВАТЬ РЕБЁНКА ИЛИ ОСТАВИТЬ НЕЗАЩИЩЁННЫМ ОТ ДЕТСКИХ ИНФЕКЦИЙ.БУДЬТЕ РАЗУМНЫ И БЕРЕГИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ!!!
Источник