Вредные прививки для малышей

Вредные привычки у ребенка – это проблема, с которой приходится сталкиваться практически всем родителям. Детям очень трудно контролировать свои действия. Поэтому взрослые должны им помогать правильно координировать намерения и поступки. Какие бывают вредные привычки у детей и как от них избавиться, расскажет публикация.
Виды детских вредных привычек
Для начала стоит разобраться, какие вредные привычки у ребенка могут возникнуть. Условно их подразделяют на две категории. Это патологические и непатологические привычки.
К первой группе относятся те ритуалы, которые вырабатываются из-за нехватки родительской ласки, внимания или же очень строгого воспитания и жестокого наказания. К патологическим привычкам относятся следующие действия:
- Сосание пальцев, собственной одежды, постельного белья и прочего.
- Обкусывание ногтей, кутикулы, щек или губ.
- Ковыряние в пупке.
- Качание головой.
- Накручивание или даже выдергивание волос.
- Манипуляции с интимными частями тела (детский онанизм) и прочее.
Непатологические вредные привычки возникают из-за ненадлежащего воспитания. То есть, родители не прививают культурно-гигиенические навыки или же собственным примером демонстрируют нежелательное поведение. К непатологическим вредным привычкам у ребенка можно отнести следующие:
- Чавканье.
- Ковыряние в носу.
- Шарканье ногами.
- Сутулость.
- Чрезмерная жестикуляция.
- Очень громкая речь.
- Перебивание других во время разговора.
- Нецензурная речь.
- Чтение при посещении туалета или во время приема пищи и многое другое.
Причины возникновения дурных привычек
Нужно понимать, что вредные и полезные привычки у детей формируются окружающими людьми, в первую очередь родителями. Как они поступают, так и малыши будут себя вести. Дурные привычки чаще всего развиваются у детей в тех семьях, в которых наблюдается неблагополучная обстановка. Взрослые не занимаются ребенком или уделяют ему мало времени, поэтому он может приобрести неприятные склонности.
Также невротическое поведение может возникнуть у малыша из благополучной семьи. В таком случае причиной дурных привычек чаще всего становятся недоверительные отношения с родителями. Ребенок не делится своими проблемами и не обсуждает волнующие его темы. Такая холодная эмоциональная атмосфера вынуждает утешаться вредными привычками. Кроме того, их развитию способствуют постоянные конфликты в семье, которые ребенок вынужден наблюдать. Малыши острее взрослых реагируют на негативные эмоции. Поэтому у них из-за регулярных скандалов легко возникает невроз, который может проявляться в виде дурной привычки.
Профилактика вредных привычек у детей
Проще всего изначально предотвратить беду, чем в дальнейшем искать пути ее решения. С появлением ребенка в семье специалисты рекомендуют придерживаться следующей линии поведения:
- Любовь к малышу. Некоторые родители стараются воспитывать свое потомство в строгости. В целом это правильное решение, но важно не перегнуть палку. Ведь дурные привычки чаще возникают у тех детей, которые закомплексованы или запуганы агрессивным поведением взрослых.
- Грудное кормление. У детей, которые долгое время получают материнское молоко, как правило, не возникает патологических вредных привычек. Это доказывают специалисты и многочисленные исследования. Такие дети будут интуитивно искать материнскую грудь и не воспринимать соски, от которых бывает очень сложно отучить.
- Отказ от соски. Это нужно делать очень корректно, при помощи ласки. Даже у трехлетнего малыша нельзя насильно отбирать соску. В противном случае ребенок самостоятельно найдет ей замену. Он может начать грызть ногти, сосать палец или теребить волосы вплоть до подросткового возраста.
- Обучение нормам этикета. Этот пункт в профилактике вредных привычек у детей также является немаловажным. Даже до самых маленьких необходимо доносить, как можно и как нельзя вести себя в обществе. Некоторые родители это делают в игровой форме. Например, можно предложить малышу поиграть с воображаемым другом, который знает, как правильно себя вести. Однако здесь важно не переусердствовать, чтобы ребенок не взял в привычку постоянно лгать.
- Избегание стрессовых ситуаций. Психологи, проведя ряд исследований, пришли к выводу, что после сильного душевного потрясения у многих детей появляются патологические привычки. Это может быть чрезмерно активная жестикуляция, раскачивание головой, накручивание волос на палец. Чтобы такого не допустить, родителям и другим взрослым необходимо следить за своим поведением и не выяснять отношения в присутствии детей.
- Личный пример. Глупо ругать ребенка за то, что делают сами же родители. Если они курят или употребляют алкоголь, то и у их детей со временем появится такая привычка. Только личный пример покажет, как правильно себя вести, и будет более эффективным, чем лицемерные нотации. Поэтому родители в первую очередь должны следить за собой: не чавкать за столом, не сутулиться, не шаркать ногами, культурно выражаться и так далее.
Способы борьбы с детскими дурными привычками
Психологи отмечают, что у детей еще можно исправить любое негативное поведение. Существует несколько общих способов, как отучить ребенка от вредных привычек. Ими можно воспользоваться в том случае, когда неизвестна причина негативного поведения.
- Справедливое наказание. Ни в коем случае нельзя игнорировать пагубные пристрастия своего ребенка. Но наказание не должно быть жестоким, иначе это только усугубит проблемную ситуацию.
- Полная нагрузка. Как говорят в народе, дурная голова не дает покоя ногам. Это мудрое высказывание можно применить к некоторым детским вредным привычкам. Чтобы на них не оставалось времени, нужно по максимуму занять свободное время.
- Расслабляющий массаж. Этот способ поможет устранить такие проблемы, как сосание пальца, разговоры во сне, сомнамбулизм и прочее. Специалисты сначала рекомендуют принять ребенку расслабляющую теплую ванну с лавандой или ромашкой. После нее нужно размять плечи и мышцы спины. Это лучше делать взрослому. Движения должны быть несильными, чтобы не травмировать детский организм.
- Позитивная ассоциация. Бороться с вредными привычками у ребенка помогает не только личный пример родителей. У многих детей есть хотя бы один любимый анимационный персонаж, артист, герой из компьютерных игр. Тогда следует донести до ребенка, что его кумир не одобряет вредные привычки, имеющиеся у его фанатов.
- Забавный пример. Психологи рекомендуют знакомить своих детей с поучительными историями из «Вредных советов» Григория Остера. Веселые и саркастичные стихотворения лучше читать вместе с ребенком и параллельно объяснять ему культурные и моральные нормы поведения, принятые в обществе.
- Поощрение. Детей необходимо вознаграждать каждый раз, когда они хоть немного преодолевают свои слабости. Например, после такой маленькой победы можно предложить пойти в кафе или на любимый кинофильм. Но ни в коем случае нельзя давать деньги, поскольку за ребенком может закрепиться потребительское поведение.
- Единство в воспитании. Чтобы избежать возникновения у ребенка двойных стандартов, родители должны требовать от чада одного и того же. Чаще всего возникают асоциальные вредные привычки у детей и подростков, которые умело манипулируют взрослыми. Поэтому проказника должны отчитывать и мама, и папа, чтобы он осознал неправильность своего поступка.
- Консультация у психолога. Она может стать как дополнением, так и основным способом решения проблемы. Если случай серьезный, то лучше сразу же обратиться к специалисту. Хороший психолог сможет грамотно выстроить работу и помочь избавиться от дурной привычки, не травмируя психику ребенка.
Также специалисты выделяют частные рекомендации, которые нужно применять в той или иной конкретной ситуации. Далее будет рассмотрено несколько наиболее часто встречающихся случаев.
Сосание пальцев
Как правило, чаще всего встречаются подобные вредные привычки у детей дошкольного возраста. В определенной мере это физиологическая потребность, которая со временем ослабевает. Если же малыш старше пяти лет все еще сосет пальчик, то родителям стоит обратить на это внимание. Это может быть признаком низкой самооценки, излишней тревожности или эмоциональных расстройств. Доктора отмечают, что продолжительное сосание негативно сказывается на процессе роста и формировании зубов. Поэтому с данной проблемой необходимо бороться.
Психологи рекомендуют родителям попробовать следующий эффективный способ. Каждый раз когда малыш засыпает, маме нужно расположиться рядом, взять его за руки и спокойно, ласково разговаривать с ним. Такие ритуалы помогут малышу успокоиться и стать уравновешенным. Если же ребенок все равно пытается тащить кулачок в рот, то тогда нужно заранее успокаивать нервную систему. За час-два до сна можно исключить активные игры, искупать малыша, сделать ему расслабляющий массаж или почитать сказки. Ни в коем случае нельзя бить по пальцам и хватать ребенка за руку – это только усугубит привычку.
Обгрызание ногтей
Обычно эта вредная привычка у ребенка зарождается в тот период, когда у него начинают прорезываться зубки, и он часто держит пальчики во рту. Другой причиной могут послужить постоянные детские переживания. Обгрызание ногтей или кутикулы отвлекает от проблем и успокаивает.
Психологи рекомендуют обратить внимание на эмоциональную атмосферу в семье, возможно, причина в этом. Избавлять малыша от проблемы нужно спокойно, демонстрируя уважение и любовь. Нужно рассказать о влиянии вредных привычек на здоровье ребенка. Акцент следует делать на том, что многие заболевания передаются именно через грязные руки. Поэтому их нужно почаще мыть и не тянуть в рот.
Можно предложить малышу грызть вместо ногтей тыквенные семечки или сухофрукты. Некоторые дети просто не знают, как ухаживать за ногтями. В таком случае стоит объяснить, как проходит процедура. Девочкам постарше можно сделать красивый маникюр. Большинству из них становится жалко портить такие ногти, и они перестают их грызть. Если же дело происходит во время продолжительной поездки, то лучше обклеить кончики пальцев цветными лейкопластырями. Также можно занять ручки ребенка, предложив полепить из пластилина фигурки, поиграть в конструктор и так далее.
Ковырянье в носу
Встречается эта вредная привычка у детей школьного, дошкольного возраста и даже у некоторых взрослых. Не очень приятно наблюдать, как другой человек орудует у себя в носу, поэтому от такого поведения нужно избавляться. В первую очередь родителям и другим взрослым следует присмотреться к себе. Возможно, они сами занимаются на людях вычищением носа, а ребенок просто повторяет. Нельзя кричать на ребенка или бить его по рукам, особенно если привычка появилась из-за каких-то страхов, тревожности или неуверенности в себе. Лучше занимать ручки малыша каждый раз, как только он тянется к носу. Можно дать любимую игрушку, орешки, сухофрукты или тыквенные семечки. Также важно научить ребенка сморкаться, тогда и повод лезть в нос отпадет.
Накручивание волос
Волосы можно назвать встроенным снимателем стресса, потому что они шелковистые и приятные на ощупь. Поэтому некоторые детишки накручивают свои или мамины локоны, чтобы успокоиться и сосредоточиться.
Как избавить ребенка от вредной привычки? Можно дать ему резинку для волос, чтобы он накручивал ее на пальцы, или веревочку, чтобы завязывал узлы. Также сгодятся бусы на веревочке, которые можно перебирать пальчиками. Если же девочка постоянно трогает свои длинные волосы, ей можно предложить коротко подстричься или носить прически, при которых локоны полностью убраны.
Иногда эта привычка перерастает в трихотилломанию – патологическое желание выдергивать свои волосы. При первых же признаках этого психологического заболевания нужно срочно обращаться к педиатру, чтобы он назначил лечение.
Детский онанизм
Эта вредная привычка в жизни ребенка начинает формироваться, когда его освобождают от пеленок. В этот период малыши активно трогают руками все части тела, в том числе половые органы. Раньше они были недоступны, поэтому представляют интерес. Психологи в этом случае предлагают следовать нескольким эффективным рекомендациям:
- Побольше общаться со своим ребенком.
- Не оставлять его одного в кроватке. Если малыш отказывается спать, то нужно попытаться уговорить. Если и это не помогает, то лучше уложить его спать немного позднее.
- Не надевать на кроху тесную одежду и соблюдать гигиену. Это избавит от зуда половых органов, и малышу незачем будет их трогать.
- Если малыш был замечен за мастурбацией, то его нельзя укачивать на коленке у взрослого.
- Не разрешать ребенку долго сидеть на горшке. Поэтому лучше предупреждать возникновение запоров.
Принятие пищи с открытым ртом
В первую очередь необходимо донести до ребенка, что вид жующего и открытого рта неприятен и даже пугает некоторых людей. Из-за этого у них может пропасть аппетит, поэтому они больше не захотят сидеть рядом с таким некультурным человеком. После беседы можно придумать вместе с ребенком какую-нибудь смешную фразу, при произнесении которой нужно переставать жевать с открытым ртом. Например: «Осторожно, открытый иллюминатор!» Наши предки избавляли от подобных вредных привычек детей школьного возраста следующим образом. Перед ними во время приема пищи просто ставили зеркало. Со временем ребенок понимал, что ведет себя некрасиво, поэтому начинал жевать с закрытым ртом.
Перебивание разговора взрослых
Пожалуй, все родители сталкиваются с этой детской привычкой. Малыши очень любопытны и эмоциональны, поэтому они стремятся немедленно задать вопрос или поделиться каким-то для них открытием. Большинство родителей обычно отмахиваются привычной фразой типа «Отстань!» или «Перестань меня дергать!». Но они тут же выполняют требование ребенка. В этом и есть ошибка, потому что малыш видит, что его метод дает результат.
Для детей лучше установить свои правила. Если ребенку что-то нужно от родителей пока они разговаривают, пусть он прикоснется рукой. На это нужно ответить подобным жестом. Так ребенок поймет, что его услышали, и сможет немножко потерпеть.
Родителям следует понимать, что еще в раннем возрасте формируются все вредные и полезные привычки. Для детей по этой причине важно устраивать небольшие уроки по культурному поведению в обществе. Так они поймут, как можно и как нельзя вести себя на людях. И конечно же, немаловажен личный пример родителей, ведь малыши постоянно копируют поведение взрослых. Кроме того, стоит обращать внимание на эмоциональную атмосферу в доме. Ведь зачастую вредные привычки патологического характера вырабатываются из-за неблагоприятной семейной обстановки.
Источник
Привычка – это повторяющееся действие, часто неосознанно, имеющее свою причину и выполняющее определенную роль. Это своего рода ритуал, который ребенок выполняет всякий раз при возникновении определенных обстоятельств.
Привычки подразделяют на патологические (вредные) и непатологические.
К первой группе относятся те ритуалы, которые вырабатываются из-за нехватки родительской ласки, внимания или же очень строгого воспитания и жестокого наказания.
манипуляции с интимными частями тела (детский онанизм).
Непатологические вредные привычки возникают из-за ненадлежащего воспитания. То есть, родители не прививают культурно-гигиенические навыки или же собственным примером демонстрируют нежелательное поведение. К непатологическим вредным привычкам у ребенка можно отнести следующие:
чтение или просмотр экрана при посещении туалета или во время приема пищи.
Чтобы устранить вредную привычку в поведении ребенка, следует выяснить причину такого поведения и воздействовать на нее.
Вид
Причины
Профилактика
Нецензурная речь
1.Интерес, эксперимент. Проблема бранных слов начинается года в 3—4 года. В этом возрасте ребенок часто и охотно употребляет слова, смысла которых он может и не понимать, но звучание или интонация произносимого ему нравится.
2.Привлечение внимания.
3.Протест.
4.Орудие агрессии.
5.Снятие напряжения.
- Не паникуйте, постарайтесь отреагировать спокойно, чтобы
не привлекать внимание ребёнка к бранным словам.
- Постарайтесь поговорить с ребёнком и выяснить, где он
услышал «плохие» слова. Обязательно нужно объяснить ребенку, что слово, которое он произнёс, плохое.
- Попытайтесь переключить внимание ребёнка на что-то
более увлекательное и интересное.
- Если ребёнок употребил нехорошее слово при посторонних
людях, не ругайте его сразу же при всех. Дома серьёзно поговорите с ребенком. Таким способом он пытается привлечь как ваше, так и внимание окружающих.
- Если пункты выше не помогли, тогда можно пойти на
следующие меры. За каждое бранное слово лишайте ребёнка любимого занятия, заменяя его нелюбимым. Например, вместо просмотра мультфильмов пусть просто сидит на стуле определенное время. За отсутствие «плохих» слов поощряйте ребёнка.
Сосание пальца, губ, щек, одежды или постельного белья, кусание и грызение ногтей, накручивание волос- невротические действия, часто не осознаваемые и не всегда контролируемые
1. Ребёнка слишком рано отлучили от груди.
Лишенные материнской груди до срока сосут соску или палец до трех-четырех лет, что в таких случаях нормально.
2. Ребенок проголодался.
3.Режутся зубы. При зуде в дёснах ребенок находит все, что угодно: пальцы, кулаки, другие посторонние предметы, только бы почесать десна.
4. Психологические причины.Если эта вредная привычка наблюдается у ребенка старше 3 лет. Чаще всего причиной ее возникновения служат недостаточное внимание родителей (близких взрослых), нежелание услышать, понять ребёнка, вникнуть в то, на что он стремится обратить внимание – то есть безразличие. Такие факторы усугубляют проблему и закрепляют привычку.
- Нельзя всячески пытаться запретить ребенку сосать палец, тем самым еще больше привлекая к этой патологической привычке негативное внимание малыша;
- Наблюдайте за ребенком, постарайтесь понять, что вызывает в нём беспокойство;
- Уделяйте внимание телесному контакту с ребенком: массаж, телесные игры, «обнимашки»;
- Рисуйте, лепите;
- Давайте пить из трубочки, поилки;
- Играйте с водой и в воде;
- При засыпании ребенка рекомендуется включать тихую ритмичную музыку;
- При грызении ногтей их коротко обрезайте;
- Разрешайте грызть игрушку или предмет находящийся в руках ребенка, но обязательно чистый;
- Можно потереть ладонь о ладонь, когда возникает импульс к грызению ногтей.
Ритмическое раскачивание головой и туловищем
Факторы, приводящие к раскачиваниям, в целом схожи с таковыми при сосании пальцев:
1. К психотравмирующим факторам, провоцирующим возникновение раскачивания, в первую очередь относят, разлучение ребенка с матерью и, как следствие, воспитание его в детских закрытых учреждениях (домах ребенка).
2. Хронический дефицит внешней ритмической стимуляции- ограничение двигательной активности. Ребёнок при помощи данного «упражнения» старается самостоятельно снизить уровень мышечного напряжения.
3. Первые проявления раскачивания могут возникнуть в связи с изменением жизненного стереотипа ребенка (появление зубов, переход от сидения к ползанию, от ползания к ходьбе). Малыш так готовит свой вестибулярный аппарат к смене основного двигательного процесса – готовится учиться ползать или начать ходить. Либо пытается унять болевые ощущения от прорезывания зубов.
4. Раскачивание может быть последствием гипоксии плода, «заработанной» малышом в процессе родов и мамой (курение во время беременности).
- Не следует удерживать ребенка от ритмических телодвижений, не следует ругать его за это потому, что обе эти меры только увеличат его нервное напряжение;
- Незадолго до сна рекомендуются ритмические игры, танцы;
- При засыпании ребенка рекомендуется включать тихую ритмичную музыку;
- Полезно покачать ребенка несколько раз в день по 10-15 минут на качелях;
- В борьбе с этой привычкой помогают игрушки — качалки (лошадки, прыгуны, мячи);
- Занятия творческими видами деятельности и физические упражнения.
Онанизм ( манипуляции с интимными частями тела)
Прикосновение детей к своим половым органам может проявляться как интерес к ним. Это является нормой психосексуального развития. А так же причиной прикосновения ребенка к своим половым органам может быть:
1. Опрелость;
2. Глисты;
3. Запоры;
4. Тесная одежда;
5.Нельзя исключать и просто подражание другим детям.
6. Пренебрежение или, наоборот, слишком тщательное соблюдение гигиенических норм;
7. Эмоциональная холодность родителей (близких взрослых), или, наоборот, гиперопека.
- Не позволяйте ребенку подолгу засиживаться в туалете;
- Тщательно следите за гигиеной, чтобы не было зуда;
- Ребенок не должен носить одежду, из которой он вырос;
- От попыток онанизма отвлекают, не заостряя внимание ребенка на нем, интересными занятиями (в этот момент переключить ребенка);
- Полезны курсы приема успокаивающих лекарственных трав, рекомендуемые врачом;
- Пока ребенок не уснул, его поведение в постели контролируется. Руки он должен держать поверх одеяла.
Кусание других детей
Дети кусаются по разным причинам в зависимости от их возраста.
1. В возрасте 5-7 месяцев, дети обычно кусают других, когда чувствуют дискомфорт вокруг рта, или же когда у них сильные боли, вызванные прорезыванием зубов. Дети в таком возрасте отучаются кусаться, когда видят и слышат реакцию человека, которого они укусили.
2. В возрасте 8-14 месяцев, дети обычно кусают других, когда сами очень сильно возбуждены. Чаще всего они кусают взрослых или других детей, которые находятся рядом с ними. Твердое «нет» обычно останавливает привычку кусаться у таких детей.
3. В возрасте 15-36 месяцев, дети могут кусать окружающих от раздражения или из-за желания контролировать действия другого человека. Обычно они кусают других детей. Менее часто они кусают взрослых. Дети в таком возрасте прекращают кусаться, как только понимают, что подобное поведение недопустимо.
4. После 3 лет, дети обычно кусаются, когда чувствуют свою беспомощность или же когда они напуганы, например, когда думают, что кто-то другой может их обидеть.
Избавляемся от кусания у детей в возрасте от 5 до 7 месяцев
- Кольца для прорезывания зубов или мягкие игрушки могут уменьшить неприятные ощущения ребенка из-за прорезывания зубов;
- Кусание или жевание чистой, смоченной и охлажденной ткани также может снизить боль от прорезывания зубов.
Избавляемся от кусания у детей в возрасте от 8 до 14 месяцев
- Твердый голос, строгое выражение лица и четкие правила относительно кусания: «Мы никогда не кусаем людей. Мы кусаем еду, например, яблоки и печенье». Дети в таком возрасте могут не понимать слов, но они понимают язык тела, выражение лица и тон голоса. ;
- Если ребенок кусается, скажите «Кусаться – это больно». Если ребенок укусил Вас, преувеличьте свою боль. Благодаря этому ребенок сможет понять, почему Вы расстраиваетесь, когда он кусается;
Избавляемся от кусания у детей в возрасте от 15 месяцев
- Помогите ребенку описать его чувства словами, например, «ты наверное злишься на Ваню за то, что он забрал твою игрушку»;
- Приучайте ребенка к сопереживанию, это умение понимать чувства окружающих;
- Отвлеките ребенка, которого начинает раздражать игра, поделайте что-то успокаивающее, например, почитайте, порисуйте или постройте что -нибудь;
- Остановите ребенка, если Вам кажется, что он собирается кого-то укусить. Отвлеките внимание ребенка, посмотрев прямо ему в глаза. Твердым голосом с грозным выражением лица скажите: «Нет, мы никогда не кусаем людей»;
- Позитивная похвала поможет предотвратить кусание у ребенка. Похвалите ребенка, когда он ведет себя так, как Вы его об этом просили, например, делится, хорошо себя ведет, считается с чувствами других, проявляет терпение. В скором времени ребенок поймет, что чувствует себя лучше, когда ему уделяют внимание за хорошее поведение, чем когда ему уделяют негативное внимание за то, что он кусал других или агрессивно себя вел.
Истерики
Важно различать понятия «истерика» и «каприз»:
- К капризам ребенок прибегает преднамеренно, чтобы добиться желаемого, чего-то запретного или невозможного в данный момент. Капризы, также как и истерики, нередко сопровождаются плачем, криком, топаньем ног, разбрасыванием предметов;
- Истерики обычно непроизвольны. Ребенок не может справиться с эмоциями. Детская истерика сопровождается громким плачем, криками, битьем головой об пол, битьем кулаками о поверхность, царапанием лица. В тяжелых случаях могут быть непроизвольные судороги, так называемый «истерический мост», когда ребенок выгибается дугой. Особенностью детских истерик является то, что они возникают в ответ на обиду или неприятное известие, усиливаются при внимании окружающих и могут быстро прекратиться после того, как внимание исчезнет.
Существуют типичные ситуации, которые приводят к истерикам и скандалам. Если ребенок:
1. Не может выразить словами свои чувства и желания;
2.Играет с игрушками, которые не подходят ему по возрасту и делают его неуспешным в игре;
3.Не получает от окружающих желаемого;
4.Отрывается от интересного занятия; 5.Переутомился и устал;
6.Хочет привлечь внимание взрослых.
Большинство истерик можно предотвратить, поняв их причины. Используйте различные приемы, которые помогут предотвратить возникновение истерики у детей:
- Наблюдая за ребенком, постарайтесь понять, какое состояние говорит о приближении истерики. Это могут быть поджатые губы, сопение, легкое хныканье. Если вы уловили какие-либо признаки, старайтесь переключить внимание ребенка на что-то интересное (предложите другую игрушку, книжку, перейдите в другую комнату, покажите, что происходит за окном). Этот прием может быть эффективен только тогда, когда истерика еще не разгорелась;
- Полноценный отдых. Дети еще не умеют контролировать состояние усталости, задача взрослых – следить за состоянием ребенка и не допускать переутомления;
• Прояснение чувств ребенка. Назовите чувства ребенка и дайте понять, что вы их разделяете: «Я понимаю, что ты разозлился», «Я думаю, ты устал, мы сегодня много гуляли», «Ты, наверное, обиделся, потому что Дима не дал тебе машинку». Это поможет малышу научиться говорить о своих чувствах и контролировать их;
• Время для игр. Очень важно, чтобы у ребенка было достаточно свободного времени для игры, когда никто не отвлекает и не мешает игровому процессу;
• Право выбора. Предоставляйте ребенку право выбора. Выбор должен быть понятен ребенку (во что играть, какую книжку читать…);
• Не бросайте ребенка в одиночестве, это может его напугать. Будьте поблизости, в поле зрения ребенка, постарайтесь сохранить спокойствие и уверенность в себе. Занимайтесь своими делами, игнорируя истерику. Ребенок поймет, что это не приносит желаемого внимания и впредь не стоит тратить свои силы;
• Если ребенок устроил истерику, чтобы получить желаемое, не уступайте;
• Не прибегайте к физическим наказаниям. Это лишь усугубит состояние ребенка, получается, что его наказывают за то, с чем он не может справиться;
• Используйте тактильный контакт. Попробуйте крепко обнять ребенка и удерживать некоторое время в своих объятиях, повторяйте, что вы его любите, даже в те моменты, когда он злится, но вас огорчает, когда он громко кричит и бросается на пол. Но не стоит насильно удерживать ребенка в объятиях, если он вырывается, лучше оставить его на диване или на полу.
Самое главное – выработайте всем “семейством” единую линию запретов и поощрений. Нужно учить ребенка выражать свои желания приемлемым способом, объяснять, что криком получить требуемое невозможно, и своим поведением не закреплять у ребенка подобные манипуляции.
Упрямство
Период упрямства — необходимая фаза развития, которую проходит ребенок в кризисные моменты дошкольного развития: в 1 год, в 3 года и в 7 лет. Чаще всего, упрямство — это защитная реакция на чрезмерную опеку, либо авторитарность. Так или иначе причины упрямства связаны с различными типами отношения взрослого и ребёнка и типами воспитания:
1.Эмоциональное отвержение ребёнка.
Ребенку мало уделяют внимания, недостаточно прикасаются (гладят, обнимают), не разговаривают, молчат или ограничиваются короткими фразами. Ребёнок стремиться удовлетворить потребность в тактильных прикосновениях, эмоциональной близости капризничает, бывает навязчивым или делает что-либо «наоборот», волей-неволей привлекает внимание к себе.
2.Отсутствие запретов.
Ребёнку всё позволяется, поощряется и, как следствие, упрямство– это лишь импульсивное поведение.
- Негармоничность в отношениях родителей. Ребёнок капризничает, упрямится в присутствии только обоих родителей. Так бывает в тех семьях, где обычным эмоциональным фоном является постоянное недовольство друг другом, выяснение отношений.
4. Большое количество требований и запретов. Чрезмерно категоричные требования со стороны взрослых в отношении ребёнка к формированию навыков опрятности, правильной речи, стремление всё организовать, упорядочить. 5 Ограничения. Чрезмерные ограничения у детей с холерическим темпераментом и избыточной стимуляцией у детей с флегматическим темпераментом. 6. Тревожные родители.
Слишком тревожные родители, как правило, мамы, постоянно боятся за ребёнка, пытаются его жалеть, опекать. В такой семье наблюдается снижение позитивных эмоций, а это причина постоянного «нытья», беспокойства ребёнка, которое воспринимается как упрямство.
7. Непоследовательность воспитания.
Такой тип предполагает нестабильность. Сегодня это можно, а завтра – нет. Или ничем не обоснованные отказы взрослых «не хочу я это делать», «некогда мне». Ребёнку непонятно такое поведение близких людей, он пытается настоять на своём.
Постарайтесь следовать изложенным ниже правилам — это будет залогом в вашей борьбе с упрямством ребенка:
- Не фиксируйте внимание на упрямстве;
- Не забывайте хвалить ребенка, когда он этого заслуживает;
- Не соглашайтесь с ребенком только ради того, чтобы он от вас “успокоился”;
- Никогда не используйте силовых методов, не показывайте своего морального и физического превосходства;
- Постарайтесь увлечь упрямого ребенка игрой — таким образом вы сможете победить то или иное проявление упрямства, не ущемив детского самолюбия. Ребенок должен выполнить ваше требование с мыслью, что оно совпадало с его желанием;
- Чаще ставьте себя на место ребенка и смотрите на мир “его глазами”;
- Предоставьте ребенку право выбора!
Драчливость
Как правило, основными причинами проявления агрессии в виде драчливости являются:
1. Изучение границ вседозволенности;
2. Ревность к другим детям или к вещам;
3. Конфликты в семье;
4. Ошибки в воспитании;
5. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь, детей.
Помните, что многое зависит от вашей реакции на драки ребенка. Кричать на ребенка и тем более его бить, бесполезно и неэффективно. Помогите ему правильно реагировать в этих ситуациях, но сначала сами этому научитесь. Ведь ребенок во всем подражает вам. Злость – это естественная реакция защиты. И важно ее не подавлять, а научиться давать ей выход. Покажите разные способы выражения злости:
- потопать;
- похлопать в ладошки;
- комкать и рвать бумагу;
- резать ножницами;
- кидать мягкие мячики;
- вовремя предупредите «рукоприкладство» со сторон ребенка:когда видите, что ребенок начинает нервничать и сердиться, отвлеките его чем – нибудь, предложить вместе поиграть;
- если агрессивное поведение уже случилось, нужно прервать игру, присесть на уровень его глаз, взять за руки, поймать взгляд и сообщить:«У нас есть важное правило — нельзя бить других детей. И мы всегда будем его соблюдать! Маше очень больно. А я сержусь, когда кто-то бьет и обижает других детей!» ВАЖНО: все фразы формулируйте безлично.
Источник