Все прививки детям против вирусов


Детские прививки — тема актуальная для родителей, пожалуй, вплоть до взросления ребенка. Врачи убеждены, что вакцинация спасает малышей и подростков от многих проблем со здоровьем, но беспокойные мамы и папы часто с настороженностью относятся к этому виду профилактики. Как сделать так, чтобы избежать побочных эффектов прививок, но при этом сформировать сильный иммунитет у ребенка? Поговорим об этом подробнее в данной статье.

Типы прививок и нормы вакцинации в России

Вакцинация подразумевает целенаправленное обогащение иммунитета информацией об опасных микроорганизмах, с которыми он прежде не сталкивался. Практически все инфекции оставляют в организме своеобразный след: иммунная система продолжает помнить врага «в лицо», поэтому новая встреча с заразой уже не оборачивается недомоганием. Но многие болезни — особенно в детстве — чреваты не только неприятными симптомами, но и осложнениями для здоровья, которые способны наложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. И гораздо разумнее вместо получения подобного опыта в «боевых условиях», облегчить жизнь ребенку, используя вакцину.

Прививка — это фармацевтический препарат, содержащий убитые или ослабленные частицы бактерий и вирусов, что позволяет телу выработать иммунитет без серьезных потерь для здоровья.


Идея вакцинации сравнима с японским боевым искусством джиу-джитсу, основной принцип которого — обращение действия врага против него самого. Вместо борьбы с последствиями болезни при помощи лекарств, врачи предлагают поделиться с организмом информацией о ней заранее, тем самым предотвратив ущерб здоровью.

Использование вакцин оправдано как для профилактики заболевания, так и для его лечения (при затяжном течении болезни, когда требуется простимулировать иммунную систему). Профилактические прививки применяются у маленьких и взрослых пациентов, их комбинация и последовательность введения прописаны в особом документе — Национальном календаре профилактических прививок. Это — рекомендации экспертов по достижению наилучшего результата при минимальных отрицательных последствиях.

Существуют вакцины, которые не применяются в обычных условиях, однако оказываются крайне полезными в случае вспышки той или иной болезни, а также во время поездки в регион, известный сложной эпидемической ситуацией по определенной инфекции (например, холере, бешенству, брюшному тифу и т.д.). Узнать, какие профилактические прививки будет полезно поставить детям по эпидемическим показаниям, можно у педиатра, иммунолога или инфекциониста.

Принимая решение о вакцинации, важно иметь в виду юридические нормы, принятые на территории Российской Федерации:

  • прививка — добровольный выбор родителей. Наказания за отказ от нее не предусмотрено, однако стоит обдумать, чем чревато такое решение для благополучия как вашего ребенка, так и других малышей, которые могут однажды заразиться от него инфекционной болезнью;
  • любая вакцинация проводится в медицинских организациях, имеющих допуск к этому типу процедур (речь идет не только о государственных поликлиниках, но и о частных центрах);
  • прививку должен ставить медик, имеющий допуск к проведению вакцинации (врач, фельдшер или медицинская сестра);
  • проведение вакцинации допустимо лишь препаратами, официально зарегистрированными в нашей стране;
  • перед началом процедуры врач или медсестра обязаны разъяснить родителям ребенка положительные и отрицательные свойства прививки, возможные побочные эффекты и последствия отказа от вакцинопрофилактики;
  • перед введением вакцины ребенка обязан осмотреть врач или фельдшер;
  • если в один день ведется вакцинация сразу по нескольким направлениям, то прививки ставятся в разные участки тела, каждый раз — новым шприцем;
  • за исключением ситуации, описанной выше, период между двумя вакцинациями от разных инфекций должен быть не менее 30-ти дней.

Календарь прививок для детей до 3 лет

Большая часть прививок из Национального календаря для детей приходится на первые полтора года жизни. В этом возрасте ребенок наиболее восприимчив к инфекциям, поэтому задача родителей и врачей — сделать так, чтобы заболевания обходили вашего кроху стороной.

Малышу, разумеется, сложно объяснить, насколько важна вакцинация и почему нужно потерпеть боль. Однако эксперты советуют подойти к процессу деликатно: постараться отвлечь малыша от медицинской манипуляции, непременно похвалить за хорошее поведение и внимательно проследить за его самочувствием в первые трое суток после процедуры.


Возраст ребенка


Процедура


Используемый препарат


Техника прививания


Первые 24 часа жизни

Первая прививка против вирусного гепатита В

Эувакс В, Энджерикс В, Эбербиовак, Гепатект и другие

Внутримышечно (обычно — в среднюю треть бедра)


3–7 день жизни

Прививка против туберкулеза

БЦЖ, БЦЖ-М

Внутрикожно, с наружной стороны левого плеча


1 месяц

Вторая прививка против вирусного гепатита В

Эувакс В, Энджерикс В, Эбербиовак, Гепатект и другие

Внутримышечно (обычно — в среднюю треть бедра)


2 месяца

Третья прививка против вирусного гепатита В (для детей из группы риска)

Эувакс В, Энджерикс В, Эбербиовак, Гепатект и другие

Внутримышечно (обычно — в среднюю треть бедра)

Первая прививка против пневмококковой инфекции

Пневмо-23, Превенар

Внутримышечно (в плечо)


3 месяца

Первая прививка против дифтерии, коклюша, столбняка

АКДС, Инфанрикс, АДС, АДС-М, Имовакс и другие

Внутримышечно (обычно — в среднюю треть бедра)

Первая прививка против полиомиелита

ОПВ, Имовакс Полио, Полиорикс и другие

Орально (вакцина закапывается в рот)

Первая прививка против гемофильной инфекции (для детей из группы риска)

Акт-ХИБ, Хиберикс, Пентаксим и другие

Внутримышечно (в бедро или в плечо)


4,5 месяца

Вторая прививка против дифтерии, коклюша, столбняка

АКДС, Инфанрикс, АДС, АДС-М, Имовакс и другие

Внутримышечно (обычно — в среднюю треть бедра)

Вторая прививка против гемофильной инфекции (для детей из группы риска)

Акт-ХИБ, Хиберикс, Пентаксим и другие

Внутримышечно (в бедро или в плечо)

Вторая прививка против полиомиелита

ОПВ, Имовакс Полио, Полиорикс и другие

Орально (вакцина закапывается в рот)

Вторая прививка против пневмококковой инфекции

Пневмо-23, Превенар

Внутримышечно (в плечо)


6 месяцев

Третья прививка против дифтерии, коклюша, столбняка

АКДС, Инфанрикс, АДС, АДС-М, Имовакс и другие

Внутримышечно (обычно — в среднюю треть бедра)

Третья прививка против вирусного гепатита В

Эувакс В, Энджерикс В, Эбербиовак, Гепатект и другие

Внутримышечно (обычно – в среднюю треть бедра)

Третья вакцинация против полиомиелита

ОПВ, Имовакс Полио, Полиорикс и другие

Орально (вакцина закапывается в рот)

Третья прививка против гемофильной инфекции (для детей из группы риска)

Акт-ХИБ, Хиберикс, Пентаксим и другие

Внутримышечно (в бедро или в плечо)


12 месяцев

Прививка против кори, краснухи, эпидемического паротита

MMR-II, Приорикс и другие

Внутримышечно (в бедро или в плечо)


1 год и 3 месяца

Ревакцинация (повторная прививка) против пневмококковой инфекции

Пневмо-23, Превенар

Внутримышечно (в плечо)


1 год и 6 месяцев

Первая ревакцинация против полиомиелита

ОПВ, Имовакс Полио, Полиорикс и другие

Орально (вакцина закапывается в рот)

Первая ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка

АКДС, Инфанрикс, АДС, АДС-М, Имовакс и другие

Внутримышечно (обычно – в среднюю треть бедра)

Ревакцинация против гемофильной инфекции (для детей из группы риска)

Акт-ХИБ, Хиберикс, Пентаксим и другие

Внутримышечно (в бедро или в плечо)


1 год и 8 месяцев

Вторая ревакцинация против полиомиелита

ОПВ, Имовакс Полио, Полиорикс и другие

Орально (вакцина закапывается в рот)

Читайте также:  Прививки детям делают теперь в бедро

Как и в случае с любым другим использованием лекарственных препаратов, вакцинация имеет противопоказания. У каждой прививки они индивидуальны, но важно исключить введение вакцины на фоне уже имеющейся инфекции и при аллергии у ребенка на тот или иной продукт. Если у вас есть основания сомневаться в безопасности официально утвержденного графика прививок, стоит обсудить с врачом альтернативные схемы вакцинации и другие меры по профилактике болезней.

Календарь прививок детям от 3 до 7 лет

В дошкольном возрасте вакцинироваться детям нужно гораздо реже. Однако важно не забывать сверяться с Календарем профилактических прививок, дабы случайно не забыть навестить педиатра в срок.


Возраст ребенка


Процедура


Используемый препарат


Техника прививания


6 лет

Ревакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита

MMR-II, Приорикс и другие

Внутримышечно (в бедро или в плечо)


6–7 лет

Вторая ревакцинация против дифтерии, столбняка

АКДС, Инфанрикс, АДС, АДС-М, Имовакс и другие

Внутримышечно (обычно — в плечо)

Ревакцинация против туберкулеза

БЦЖ, БЦЖ-М

Внутрикожно, с наружной стороны левого плеча

Календарь профилактических прививок школьников

В школьные годы за сроками вакцинации детей обычно следит сотрудник медпункта — всем ученикам прививки часто ставят централизованно, в один день. Если у вашего чада есть особенности здоровья, требующие отдельной схемы вакцинопрофилактики, — не забудьте обсудить это с представителями школьной администрации.


Возраст ребенка


Процедура


Используемый препарат


Техника прививания


Ежегодно с 7 до 18 лет

Прививка против гриппа

Ваксигрипп, Инфлювак и другие

Внутримышечно (в плечо)


14 лет

Третья ревакцинация против дифтерии, столбняка

АКДС, Инфанрикс, АДС, АДС-М, Имовакс и другие

Внутримышечно (обычно — в плечо)

Третья ревакцинация против полиомиелита

ОПВ, Имовакс Полио, Полиорикс и другие

Орально (вакцина закапывается в рот)

Проводить или не проводить вакцинацию детей?

Вопрос о целесообразности прививания детей в последние десятилетия стоит остро: в России и по всему миру сохраняет популярность так называемое антипрививочное движение, сторонники которого считают вакцинацию вредной процедурой, насаждаемой фармакологическими корпорациями в целях обогащения.

В основе такой точки зрения лежат единичные случаи развития осложнений или смерти детей, которым ставились прививки от каких-либо инфекций. В большинстве случаев установить объективную причину подобной трагедии не удается, однако противники прививок не считают нужным опираться на статистику и факты, они апеллируют лишь к естественному чувству страха родителей за своих детей.

Опасность подобных убеждений в том, что без всеобщей вакцинации невозможно исключить сохранение очагов инфекции, носители которой — непривитые дети. Вступая в контакт с другими малышами, которым вакцина не была введена из-за противопоказаний, они способствуют распространению болезни. И чем больше убежденных «антипрививочников» среди родителей — тем чаще дети страдают корью, менингитом, краснухой и другими инфекциями.

Другой причиной, которая часто удерживает родителей от вакцинации, являются дискомфортные условия в прививочном кабинете детской поликлиники по месту приписки. Однако правильное планирование времени, опытный врач, который разъяснит все вопросы, и ваш позитивный настрой, который отразится и на ребенке, наверняка помогут пережить вакцинацию без слез и разочарований.

Источник

Âàêöèíàöèÿ íàñåëåíèÿ

Ìîíèòîðèíã çàáîëåâàåìîñòè ÎÐÂÈ è ãðèïïîì íàñåëåíèÿ

Íàñòóïàåò îñåíü è âñåì, êðîìå ò¸ïëîé îäåæäû, çîíòèêîâ è êðåïêîé îáóâè íóæíà äðóãàÿ, íå ìåíåå âàæíàÿ çàùèòà. Ñ íàñòóïëåíèåì õîëîäîâ è ìîêðîé ïîãîäû ÷åëîâåêó íåîáõîäèìà ïîìîùü îò ìèêðîîðãàíèçìîâ, êîòîðûå íàñ àòàêóþò ñ íà÷àëà îñåíè è äî ãëóáîêîé âåñíû. Ñàìîå âðåìÿ ïðèíÿòü ìåðû ïî çàùèòå îò ãðèïïà.

Íà ñåãîäíÿ îäèí èç ïðåäëàãàåìûõ âðà÷àìè ìåòîäîâ áîðüáû ñ âèðóñîì – ýòî âàêöèíàöèÿ. Ñòîèò ëè äåëàòü ïðèâèâêó îò ãðèïïà? Êîìó îíà ïîêàçàíà? Êòî äîëæåí âîçäåðæàòüñÿ îò äàííîé èíúåêöèè? Êàê ïðàâèëüíî ïîäîéòè ê âûáîðó çàùèòû è êàêèå ìåðû ïðåäîñòîðîæíîñòè íóæíî ñîáëþñòè äî è ïîñëå âàêöèíàöèè?

Êàê äåéñòâóåò âàêöèíà îò ãðèïïà

Ïðèâèâêà îò îäíîé èç ñàìûõ ãðîçíûõ èíôåêöèé, êîòîðàÿ åæåãîäíî óíîñèò äåñÿòêè òûñÿ÷ ëþäñêèõ æèçíåé, íå ðàáîòàåò êàê ëåêàðñòâî. Îíà íå ñïàñàåò óæå çàáîëåâøèõ, êàê äóìàþò, ìíîãèå. Ëþáàÿ ïðèâèâêà îò ãðèïïà – ýòî ñðåäñòâî, êîòîðîå ïîìîãàåò çàïóñòèòü ñîáñòâåííûå çàùèòíûå ñèëû îðãàíèçìà, ïîìîãàåò åìó áîðîòüñÿ ñ èíôåêöèåé, ïîäãîòàâëèâàÿ åãî ê âñòðå÷å ñ âèðóñîì.

Êàêîé ñîñòàâ ïðèâèâêè îò ãðèïïà? Îí ìîæåò îòëè÷àòüñÿ, òàê êàê âàêöèíû ìîãóò áûòü:

  • æèâûå, â ñîñòàâ êîòîðûõ âõîäÿò ëèáî îñëàáëåííûå ìèêðîîðãàíèçìû,ëèáî âîçáóäèòåëè íå âûçûâàþùèå çàáîëåâàíèÿ, íî ñïîñîáñòâóþùèå ôîðìèðîâàíèþ èììóíèòåòà ïðîòèâ ãðèïïà;
  • èíàêòèâèðîâàííûå, òî åñòü óáèòûå.

Ïîñëåäíèå ïîëó÷àþò ïóò¸ì âûðàùèâàíèÿ âèðóñà ãðèïïà íà êóðèíûõ ýìáðèîíàõ, ïîñëå ÷åãî èõ î÷èùàþò îò ïðèìåñåé è îáåçâðåæèâàþò ôèçè÷åñêèìè èëè õèìè÷åñêèìè ìåòîäàìè (ôîðìàëüäåãèä, óëüòðàôèîëåòîâîå èçëó÷åíèå è òàê äàëåå).

Èíàêòèâèðîâàííûå âàêöèíû, â ñâîþ î÷åðåäü, ïîäðàçäåëÿþòñÿ:

  • íà öåëüíîâèðèîííûå âàêöèíû – â èõ ñîñòàâå ñîäåðæàòñÿ ÷àñòèöû âèðóñà èëè âèðèîíû;
  • ðàñùåïë¸ííûå èëè î÷èùåííûå, êîòîðûå íå ñîäåðæàò ëèïèäîâ è êóðèíîãî áåëêà;
  • ñóáúåäèíè÷íûå, ñîñòîÿùèå òîëüêî èç äâóõ âèðóñíûõ áåëêîâ,ó÷àñòâóþùèõ â ôîðìèðîâàíèè èììóííîãî îòâåòà.

Êîãäà äåëàòü ïðèâèâêó îò ãðèïïà? Çàâèñèò îò âàêöèíû. Íóæíî âíèìàòåëüíî ÷èòàòü èíñòðóêöèþ, òàì óêàçûâàþò â òå÷åíèå êàêîãî âðåìåíè âûðàáàòûâàåòñÿ èììóííàÿ çàùèòà. Ëþáàÿ ïðèâèâêà îò ãðèïïà ñïîñîáñòâóåò âûðàáîòêå àíòèòåë â îðãàíèçìå ÷åëîâåêà. Ïîñëå ÷åãî ïðè âñòðå÷å ñ ðåàëüíûì âèðóñîì â æèçíè ýòè çàùèòíûå êëåòêè íà÷èíàþò äåéñòâîâàòü. Èììóíèòåò ÷åëîâåêà áûñòðåå ñïðàâëÿåòñÿ ñ ãðèïïîì è çíà÷èòåëüíî ëåã÷å ïåðåíîñèò âñå ñèìïòîìû èíôåêöèè, â òîì ÷èñëå îòñóòñòâóþò òÿæ¸ëûå îñëîæíåíèÿ.

Ñêîëüêî äåéñòâóåò ïðèâèâêà îò ãðèïïà? Çàâèñèò îò âàêöèíû.  îñíîâíîì ïðåïàðàòû çàùèùàþò îò âèðóñà â òå÷åíèå 6 ìåñÿöåâ. Íî íåêîòîðûå çàùèòÿò îò ãðèïïà ìèíèìóì íà äåâÿòü ìåñÿöåâ è äî ãîäà.

Ïî÷åìó íóæíà ïðèâèâêà îò ãðèïïà

 íàøå âðåìÿ èçîáðåòåíî òàê ìíîãî ñðåäñòâ áîðüáû ñ ãðèïïîì, ïî÷åìó æå âðà÷è íàñòàèâàþò íà ïðîâåäåíèè èììóíèçàöèè ïðîòèâ ýòîãî âèðóñà? Íóæíî ëè äåëàòü ïðèâèâêó è äëÿ ÷åãî? Êàêèå ñóùåñòâóþò äîâîäû çà è ïðîòèâ ïðèâèâêè ïðîòèâ ãðèïïà? ×òîáû îòâåòèòü íà ýòè âîïðîñû íóæíî âñïîìíèòü íåñêîëüêî âàæíûõ ôàêòîâ î ñàìîì âèðóñå.

Читайте также:  Можно ли беременной делать прививки детям

1.   Âñå çíàþò î ñïîñîáå ïåðåäà÷è ãðèïïà âîçäóøíî-êàïåëüíûì ïóò¸ì, íî ìíîãèå çàáûâàþò, ÷òî çàðàçèòüñÿ ìîæíî äàæå ïðè ðàçãîâîðå ñ áîëüíûì ÷åëîâåêîì.

2.    Êàê ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ âèðóñ

Èíêóáàöèîííûé ïåðèîä âèðóñà î÷åíü êîðîòêèé, âñåãî 1-2 äíÿ, â ýòî âðåìÿ ñèìïòîìû îòñóòñòâóþò, à ìèêðîîðãàíèçì óæå àêòèâíî ðàçìíîæàåòñÿ.

3.   Ïðè÷èíû ïîâòîðíûõ ýïèäåìèé ãðèïïà – ýòî óíèêàëüíàÿ èçìåí÷èâîñòü áåëêîâ ìèêðîîðãàíèçìà, ïîýòîìó ëþäè, ïåðåáîëåâøèå îäíèì âàðèàíòîì áîëåçíè, ìîãóò çàáîëåòü ïðàêòè÷åñêè ñðàçó äðóãèì òèïîì ãðèïïà.

4.   Âèðóñ ðàçìíîæàåòñÿ ìîëíèåíîñíî ïîñëå ïîïàäàíèÿ íà âåðõíèå äûõàòåëüíûå ïóòè. Ñïóñòÿ âñåãî 8 ÷àñîâ, åãî êîëè÷åñòâî óâåëè÷èâàåòñÿ â òûñÿ÷è.

5.   Îïòèìàëüíûå ñðîêè âàêöèíàöèè îò ãðèïïà – ýòî íà÷àëî îñåíè (ñåíòÿáðü è îêòÿáðü) òàê êàê íà âûðàáîòêó çàùèòû íóæíî êàê ìèíèìóì 2-4 íåäåëè, â ÿíâàðå âàêöèíàöèÿ ïðàêòè÷åñêè áåñïîëåçíà, ÷òî íóæíî ïîìíèòü åñëè ïîÿâèëîñü æåëàíèå ïðèâèòüñÿ.

6.   Áîëåçíü ïðèâîäèò ê ìíîãî÷èñëåííûì îñëîæíåíèÿì: ïíåâìîíèÿ, çàáîëåâàíèÿ ïî÷åê è ãîëîâíîãî ìîçãà, ëåòàëüíûå èñõîäû.

7.   Åñëè ëå÷åíèå íà÷àòî ñ îïîçäàíèåì – îíî â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ óæå íåýôôåêòèâíî.

Íóæíî ëè äåëàòü ïðèâèâêó îò ãðèïïà âçðîñëîìó ÷åëîâåêó, âåäü åãî îðãàíèçì ïî ñðàâíåíèþ ñ ðåá¸íêîì ëåã÷å ïåðåíîñèò ìíîãèå çàáîëåâàíèÿ? Ïðèâèâêà íóæíà âñåì, îñîáåííî îïðåäåë¸ííûì êàòåãîðèÿì íàñåëåíèÿ, îòíîñÿùèìñÿ ê ãðóïïå ðèñêà:

  • êàòåãîðèÿ ÷àñòî äëèòåëüíî áîëåþùèõ;
  • ëþäè íåçàâèñèìî îò âîçðàñòà ñ õðîíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè âíóòðåííèõ îðãàíîâ;
  • ëèöà ïîæèëîãî âîçðàñòà;
  • ìåäèöèíñêèå ðàáîòíèêè;
  • ðàáîòíèêè äåòñêèõ äîìîâ, øêîë è ñàäèêîâ;
  • ìîæíî ëè äåëàòü ïðèâèâêó îò ãðèïïà ïðè îíêîëîãèè? – äà, âñåì ëþäÿì ñî ñíèæåííûì èììóíèòåòîì îíà ïîêàçàíà;
  • âñå ëþäè, äëèòåëüíî íàõîäÿùèåñÿ â îðãàíèçîâàííûõ êîëëåêòèâàõ (ïðîæèâàþùèå â îáùåæèòèè, äîìàõ ïðåñòàðåëûõ).

Êàê è ãäå äåëàþò ïðèâèâêó îò ãðèïïà

Ãäå ìîæíî ñäåëàòü ïðèâèâêó îò ãðèïïà? Âàêöèíàöèþ ïðîâîäÿò ÷àùå â ïîëèêëèíèêå. Íî äîïîëíèòåëüíî ïðèâèâêó ìîæíî ñäåëàòü è â äðóãèõ ó÷ðåæäåíèÿõ, ãäå åñòü ñïåöèàëüíîå îáîðóäîâàííîå ïîìåùåíèå è ðàçðåøåíèå íà ïðîâåäåíèå òàêèõ ïðîöåäóð:

  • â ìåäèöèíñêîì êàáèíåòå äåòñêîãî ñàäèêà èëè øêîëû;
  • â îáîðóäîâàííûõ êàáèíåòàõ íà ïðåäïðèÿòèÿõ;
  • â áîëüíèöàõ;
  • íà ïëàòíîé îñíîâå ïðèâèâêó îò ãðèïïà äåëàþò â ìåäèöèíñêèõ êîììåð÷åñêèõ îðãàíèçàöèÿõ.

Êàê â ïîëèêëèíèêå ñäåëàòü ïðèâèâêó îò ãðèïïà? Åñëè ÷åëîâåê îòíîñèòñÿ ê ãðóïïå ðèñêà – âàêöèíàöèÿ ïëàíèðîâàòüñÿ äîëæíà çàðàíåå.  ýòîì ñëó÷àå ó÷àñòêîâàÿ ìåäñåñòðà ñîñòàâëÿåò ñïèñêè íóæäàþùèõñÿ è ïðèãëàøàåò èõ íà ïðèâèâêó îò ãðèïïà âî âðåìÿ íà÷àëà ñåçîíà ïðîñòóäû. ×åëîâåê ïðèõîäèò íà ïðè¸ì, åãî îñìàòðèâàåò âðà÷, íàïðàâëÿåò íà îáñëåäîâàíèÿ, ïîñëå êîòîðûõ åñëè ÷åëîâåê çäîðîâ – îí íàïðàâëÿåòñÿ â ïðîöåäóðíûé êàáèíåò íà ïðèâèâêó.

Äðóãîé âàðèàíò, åñëè ÷åëîâåê îáðàòèëñÿ ê âðà÷ó, ÷òîáû ñäåëàòü ïðèâèâêó íà ïëàòíîé îñíîâå (òî åñòü îí íå âõîäèò â ãðóïïó ðèñêà). Òîãäà âàêöèíó íóæíî ïðèîáðåñòè çà ñâîé ñ÷¸ò (ìîæíî âûáðàòü èç èìåþùèõñÿ â ïîëèêëèíèêå èëè çàêàçàòü â äðóãîì ìåäèöèíñêîì ó÷ðåæäåíèè), çàïèñàòüñÿ íà ïðè¸ì ê âðà÷ó, êîòîðûé è íàïðàâèò íà âàêöèíàöèþ.

Êóäà äåëàþò ïðèâèâêó îò ãðèïïà? Ââåäåíèå âàêöèíû äåëàåòñÿ ïîäêîæíî èëè âíóòðèìûøå÷íî â äåëüòîâèäíóþ ìûøöó. Ïîäêîæíî ââîäèòñÿ ïðåïàðàò â ïëå÷î èëè â ïîäëîïàòî÷íóþ îáëàñòü. Æèâûå âàêöèíû ìîæíî ââîäèòü èíòðàíàçàëüíî.

Ìîæíî ëè äåëàòü áåðåìåííûì ïðèâèâêó îò ãðèïïà

Îäèí èç âàæíûõ âîïðîñîâ, ñâÿçàííûé ñ âàêöèíàöèåé ïðîòèâ ãðèïïà – ìîæíî ëè ïðèâèâàòü áåðåìåííûõ? Ýòà îñîáàÿ êàòåãîðèÿ ïàöèåíòîâ, ëå÷åíèå êîòîðûõ ïðîâîäèòñÿ ïîä íàáëþäåíèåì. Èì çàïðåùåíû ïðàêòè÷åñêè âñå ïðåïàðàòû îò ãðèïïà, à ïðèâèâêè ïîä çàïðåòîì, âåäü íèêòî íå çíàåò, êàê âàêöèíà îòðàçèòñÿ íà çäîðîâüå áóäóùåãî ðåá¸íêà.

Òàê ìîæíî ëè äåëàòü áåðåìåííûì æåíùèíàì ïðèâèâêó îò ãðèïïà? Íà áîëüøèíñòâå àííîòàöèé ê ïðåïàðàòàì íàïèñàíà ñòðîêà, ÷òî áåðåìåííûì ìîæíî èñïîëüçîâàòü åãî â ñëó÷àå, åñëè ïîëüçà ïðåâûøàåò ïðåäïîëàãàåìûé âðåä áóäóùåìó ðåá¸íêó. È ýòî ïîíÿòíî, âåäü âñå ëåêàðñòâåííûå è ïðîôèëàêòè÷åñêèå ïðåïàðàòû íå òåñòèðóþòñÿ íà áåðåìåííûõ æåíùèíàõ. ×òî êàñàåòñÿ ïðèâèâêè îò ãðèïïà – å¸ ðàçðåøåíî äåëàòü áåðåìåííûì æåíùèíàì, íî âûáèðàòü íóæíî êà÷åñòâåííóþ èíàêòèâèðîâàííóþ âàêöèíó.

Ìîæíî ëè êîðìÿùåé ìàìå äåëàòü ïðèâèâêó îò ãðèïïà? – äà, ìîæíî è íåîáõîäèìî. Îñëàáëåííûé ïîñëå ðîäîâ îðãàíèçì æåíùèíû êðàéíå âîñïðèèì÷èâ ê èíôåêöèÿì, à ãðèïï ìîæåò ïðèâåñòè ê òÿæ¸ëûì ïîñëåäñòâèÿì, åñëè èììóíèòåò ñëàá (êîðìÿùèå ìàìû ïëîõî ñïÿò è ìíîãî íåðâíè÷àþò). Êðîìå ýòîãî, òàêèå ïðèâèâêè åù¸ îäèí ñïîñîá çàùèòèòü ìàëûøà, âåäü âñå çàùèòíûå êëåòêè ïåðåäàþòñÿ ðåá¸íêó ñ ìàìèíûì ìîëîêîì.

Ìîæíî ëè äåëàòü ïðèâèâêó îò ãðèïïà ïðè ïëàíèðîâàíèè áåðåìåííîñòè? – íå òîëüêî ìîæíî, íî è íóæíî.  ïåðèîä ïîäãîòîâêè æåíùèíû ê áåðåìåííîñòè íóæíî ìàêñèìàëüíî çàùèòèòü îðãàíèçì îò âîçìîæíûõ èíôåêöèé. Ãðèïï âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè íå òîëüêî ìîæåò ïðèâåñòè ê íàðóøåíèþ ðàçâèòèÿ ïëîäà, íî è ê âûêèäûøó. Ïîýòîìó ïðèâèâêà ñïàñ¸ò ìàìó îò èíôåêöèè è áóäóùåãî ìàëûøà.

Ïðèâèâêà îò ãðèïïà â äåòñêîì âîçðàñòå

Ñòîèò ëè ðåá¸íêó äåëàòü ïðèâèâêó îò ãðèïïà? Çà÷åì ìàëûøà âàêöèíèðîâàòü? Èç-çà ðàñïðîñòðàí¸ííîñòè è òÿæåñòè çàáîëåâàíèÿ, êîòîðîå ãðîçèò ìíîãî÷èñëåííûìè îñëîæíåíèÿìè, ïðèâèâêà ïîêàçàíà âñåì äåòÿì, îñîáåííî îñëàáëåííûì è ñ õðîíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè. Äåòè òîæå âõîäÿò â êàòåãîðèþ íóæäàþùèõñÿ, ïîýòîìó èõ ïðèâèâàþò áåñïëàòíî.

Íî ó âàêöèíàöèè îò ãðèïïà ñîâñåì ìàëåíüêèõ äåòåé åñòü ñâîè îñîáåííîñòè, à èìåííî:

  • äåòåé ïðàêòè÷åñêè íå ïðèâèâàþò ñ ðîæäåíèÿ;
  • âîçðàñò, îïòèìàëüíûé äëÿïðîâåäåíèÿ ïðèâèâêè îò ãðèïïà – íà÷èíàÿ ñ 6 ìåñÿöåâ;
  • áîëüøèíñòâî âàêöèí ââîäÿò ìàëûøàì äâóêðàòíî;
  • ïðèâèâêó îò ãðèïïà äåëàþò â îáëàñòü áåäðà.

Ýòîìó åñòü îáúÿñíåíèÿ. Ìàìèí èììóíèòåò äåéñòâóåò ïðèáëèçèòåëüíî 6 ìåñÿöåâ – ïîýòîìó ðåá¸íêà ïðèâèâàþò ñ ïîëóãîäà. Âàêöèíó äåëàþò äâàæäû âòîðóþ ñïóñòÿ ìåñÿö, ÷òîáû èììóíèòåò ëó÷øå ñðàáîòàë. Äåëî â òîì, ÷òî âçðîñëûå âñòðå÷àëèñü ñ âèðóñîì â åñòåñòâåííûõ óñëîâèÿõ, ó íèõ ñðàáàòûâàåò èììóííàÿ ïàìÿòü. Ó áîëüøèíñòâà ìàëåíüêèõ äåòåé å¸ íåò.

Ñ êàêîãî âîçðàñòà ìîæíî äåëàòü ïðèâèâêó îò ãðèïïà ðåá¸íêó? Áîëüøèíñòâî âàêöèí îò ãðèïïà äåòÿì ìîæíî äåëàòü òîëüêî ñïóñòÿ 6 ìåñÿöåâ ïîñëå ðîæäåíèÿ ðåá¸íêà.  ðåäêèõ ñëó÷àÿõ âàêöèíàöèþ äåëàþò äî øåñòè ìåñÿöåâ, ïî ñòðîãèì ïîêàçàíèÿì.

Ïî÷åìó ìàëûøåé ïðèâèâàþò, ââîäÿ ïðåïàðàò â îáëàñòü áåäðà? Ýòî îïòèìàëüíîå ìåñòî äëÿ âàêöèíàöèè, åñëè âäðóã ðàçîâü¸òñÿ ðåàêöèÿ íà âàêöèíó, ëåã÷å ïðîâîäèòü ðåàíèìàöèîííûå ìåðîïðèÿòèÿ (íàëîæåíèå æãóòà).

Âàæíûé âîïðîñ, çàáîòÿùèé ðîäèòåëåé – äåëàòü ëè ðåá¸íêó ïðèâèâêó îò ãðèïïà â äåòñêîì ñàäó? Äåòè êàê íèêòî íóæäàþòñÿ â äîïîëíèòåëüíîé çàùèòå îò ãðèïïà.  ñêó÷åííîì êîëëåêòèâå âåðîÿòíîñòü çàáîëåòü íàìíîãî âûøå. Ïîýòîìó äåòåé îòíîñÿò ê êàòåãîðèè ÷àñòî áîëåþùèõ. Êàê ïðàâèëüíî çàùèòèòü äåòñàäîâñêîãî ìàëûøà îò áîëåçíè?

1.   Â èäåàëå äîëæíû áûòü ïðèâèòû âñå äåòè â êîëëåêòèâå.

Читайте также:  Делают ли прививки недоношенным детям в роддоме

2.   Âçðîñëûõ, ïðîæèâàþùèõ íà îäíîé òåððèòîðèè ñ ðåá¸íêîì òîæå íóæíî ïðîâàêöèíèðîâàòü.

3.   Çà òðè äíÿ äî ïðåäïîëàãàåìîé âàêöèíàöèè íóæíî ìàêñèìàëüíî èñêëþ÷èòü êîíòàêòû ìàëûøà ñ äðóãèìè ëþäüìè, îñîáåííî, áîëåþùèìè.

4.   Òðè äíÿ ïîñëå ïðèâèâêè, åãî íåëüçÿ âûâîäèòü â ìåñòà ñ áîëüøèì êîëè÷åñòâîì ëþäåé (òàì ìîãóò îêàçàòüñÿ áîëüíûå ãðèïïîì).

Ëó÷øå åñëè ðåá¸íîê ïîñëå ïðèâèâêè ïîáóäåò äîìà â òå÷åíèå íåäåëè. Òàê, ñíèçèòñÿ âåðîÿòíîñòü çàáîëåòü âî âðåìÿ ïðîâåäåíèÿ âàêöèíàöèè îò ãðèïïà, êîãäà èììóíèòåò îñëàáëåí.

Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê ïðèâèâêå îò ãðèïïà

Êàæäàÿ âàêöèíà èìååò ñòðîãèå îãðàíè÷åíèÿ, ñïèñîê òåõ çàáîëåâàíèé è ñëó÷àåâ, êîãäà å¸ ââîäèòü íå ñòîèò èç-çà âîçìîæíîãî ðàçâèòèÿ òÿæ¸ëûõ îñëîæíåíèé.

Êàêîé êàòåãîðèè ëþäåé ïðèâèâêà îò ãðèïïà àáñîëþòíî ïðîòèâîïîêàçàíà?

1.   Âñåì, ó êîãî åñòü àëëåðãèÿ íà êóðèíûé áåëîê. Íåëüçÿ ââîäèòü òîëüêî òå âàêöèíû, êîòîðûå ñäåëàíû ñ èñïîëüçîâàíèåì êóðèíîãî áåëêà è ñîäåðæàò åãî ÷àñòèöû. Îá àëëåðãèè íóæíî ïðåäóïðåäèòü âðà÷à.

2.   Äåòñêèé âîçðàñò äî øåñòè ìåñÿöåâ.

3.   Åñëè ðàíåå áûëè ðåàêöèè íà îäèí èç êîìïîíåíòîâ ïðåïàðàòà – âàêöèíàöèþ ëó÷øå íå ïðîâîäèòü.

4.   Âðåìåííûé ìåäîòâîä îò ïðèâèâêè ïðîòèâ ãðèïïà ïîëó÷àò âñå, êòî çàáîëåë îñòðîé èíôåêöèåé èëè åñëè îáîñòðèëîñü õðîíè÷åñêîå çàáîëåâàíèå.  ýòîì ñëó÷àå íóæíî ïîäîæäàòü äî ïîëíîãî âûçäîðîâëåíèÿ êàê ìèíèìóì 2-4 íåäåëè.

Îíêîëîãè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ, áåðåìåííîñòü, èììóíîäåôèöèòíûå ñîñòîÿíèÿ íå ÿâëÿþòñÿ ïðîòèâîïîêàçàíèåì ê ïðîâåäåíèþ ïðèâèâêè. Âñåì, êòî ñòðàäàåò äàííûìè çàáîëåâàíèÿìè, âàêöèíàöèÿ, íàîáîðîò, íóæíà, âåäü ó íèõ ïîâûøåíà âåðîÿòíîñòü ïåðåíåñòè èíôåêöèþ è å¸ îñëîæíåíèÿ â ñåçîí ïðîñòóäû.

Êîìó íåëüçÿ äåëàòü ïðèâèâêó îò ãðèïïà? Åù¸ îäíà êàòåãîðèÿ – ýòî ëþäè ñ íà÷èíàþùèìèñÿ ñèìïòîìàìè. Ãîëîâíàÿ áîëü, ë¸ãêàÿ çàëîæåííîñòü íîñà è îùóùåíèÿ áîëåé â ñóñòàâàõ ìîãóò áûòü íà÷àëüíûìè ïðèçíàêàìè ãðèïïà. Ëþáîå íåçíàêîìîå èëè ìàëîçíà÷èòåëüíîå, íà ïåðâûé âçãëÿä, ïðîÿâëåíèå çàáîëåâàíèÿ, ÿâëÿåòñÿ ïðîòèâîïîêàçàíèåì ê ïðîâåäåíèþ ïðèâèâêè.

Âîçìîæíûå ðåàêöèè è îñëîæíåíèÿ

Íåñìîòðÿ íà øèðîêóþ ïðîïàãàíäó ïðîòèâ ïðîâåäåíèÿ ïðèâèâîê îò ãðèïïà – ýòî ïðîñòàÿ è íà䏿íàÿ çàùèòà, åñëè ïðàâèëüíî âûïîëíèòü âñå óñëîâèÿ:

  • ìàêñèìàëüíûé âñåîáùèé îõâàò ïðèâèâêàìè îêðóæàþùèõ;
  • èçîëèðîâàòü áîëüíûõ, åñëè òàêîâûå åñòü â äîìå;
  • íóæíî ïîñòàðàòüñÿ íå ñòàëêèâàòüñÿ ñ áîëüíûìè ëþäüìè, âåäü íà ïðèâèâêó íåðåäêî ïðèõîäÿò óæå çàðàæ¸ííûå ñàìè î òîì íå äîãàäûâàÿñü;
  • íóæíî óçíàòü áîëüøå î ñàìîé ïðèâèâêå ó ìåäðàáîòíèêîâ.

Ïî÷åìó ìîæåò áîëåòü ðóêà ïîñëå ïðèâèâêè îò ãðèïïà? Ðàñùåïë¸ííûå è ñóáúåäèíè÷íûå âàêöèíû èíîãäà äàþò òàêèå ðåàêöèè, íî íåäîëãî. Êðîìå ýòîãî, áîëåçíåííîñòü â ìåñòå ââåäåíèÿ âàêöèíû èñïûòûâàþò ÷àùå âïå÷àòëèòåëüíûå ëþäè.  òå÷åíèå 1-2 äíåé ýòà ðåàêöèÿ ïðîõîäèò.

Ðåàêòîãåííîñòü ó ïðèâèâîê îò ãðèïïà (ñïîñîáíîñòü ïðåïàðàòà ïðèâåñòè ê êàêèì-ëèáî îñëîæíåíèÿì ó ÷åëîâåêà) ïðàêòè÷åñêè îòñóòñòâóåò. Íî êàê ÷åëîâåê îòðåàãèðóåò íà ïðåïàðàò âñåãäà çàâèñèò îò èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé îðãàíèçìà.

×òî ìîæåò ñëó÷èòüñÿ ïîñëå ââåäåíèÿ âàêöèíû:

  • îäíà èç âîçìîæíûõ ðåàêöèé íà ïðèâèâêó îò ãðèïïà – ýòî àëëåðãèÿ íà êóðèíûé áåëîê èëè êàêîé-ëèáî êîìïîíåíò âàêöèíû;
  • îò èíàêòèâèðîâàííûõ âàêöèí èíîãäà ïîÿâëÿåòñÿ ìåñòíàÿ ðåàêöèÿ â âèäå èíôèëüòðàòà (áîëåçíåííîñòü è ïîêðàñíåíèå â ìåñòå ââåäåíèÿ);
  • îäíèì èç ïîáî÷íûõ ýôôåêòîâ ïðèâèâêè îò ãðèïïà ÿâëÿåòñÿ íåçíà÷èòåëüíîå ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû íå áîëåå ÷åì íà 0,5°C, ïîêðàñíåíèå ãîðëà, ÷òî íàïîìèíàåò îñòðóþ âèðóñíóþ èíôåêöèþ è ÷àùå õàðàêòåðíî äëÿ æèâûõ âàêöèí, íî âñå ñèìïòîìû ïðîõîäÿò ñàìîñòîÿòåëüíî,ñïóñòÿ 1-2äíÿ.

Ìîæíî ëè çàáîëåòü îò ïðèâèâêè ïðîòèâ ãðèïïà? – íåò, òàêîå ïðàêòè÷åñêè èñêëþ÷åíî. Åñòü òîëüêî ïðåäïîëîæåíèÿ, ÷òî æèâîé âèðóñ â èñêëþ÷èòåëüíûõ ñëó÷àÿõ ìîæåò ìóòèðîâàòü è âûçâàòü çàáîëåâàíèå, íî òàêèõ ôàêòîâ íå áûëî.

Íåîäíîêðàòíî ìîæíî óñëûøàòü èñòîðèè, ÷òî ïîñëå âàêöèíàöèè ÷åëîâåê ïåðåáîëåë èëè ïåðåí¸ñ å¸ î÷åíü ïëîõî. Âî âðåìÿ ïðîâåäåíèÿ ïðèâèâîê íèêòî íå çàñòðàõîâàí îò ââåäåíèÿ íåêà÷åñòâåííîé âàêöèíû (ê ñîæàëåíèþ, îá ýòîì óçíàþò òîëüêî ïîñëå âàêöèíàöèè) èëè îò âñòðå÷è ñ óæå áîëåþùèì ÷åëîâåêîì, ïîñëå ÷åãî ìîæíî çàáîëåòü ãðèïïîì. Ìíîãèå çàáûâàþò ðàññêàçàòü âðà÷ó ïðî îáîñòðåíèå õðîíè÷åñêîãî çàáîëåâàíèÿ.

Îñëîæíåíèÿ îò ïðèâèâêè ïðîòèâ ãðèïïà îôèöèàëüíî íå çàðåãèñòðèðîâàíû. Ëþáîé ñëó÷àé òÿæ¸ëîé ðåàêöèè äîëæåí áûòü ðàçîáðàí. Ïðè ïðîÿâëåíèè êàêîé-ëèáî ðåàêöèè ëå÷åíèå ñèìïòîìàòè÷åñêîå.

Î ÷¸ì íóæíî ïîìíèòü ïîñëå ïðèâèâêè

Ñïðàâèòüñÿ ñ ïîñëåäñòâèÿìè ïîìîãàåò èíôîðìèðîâàííîñòü î ïðåïàðàòå. Êðîìå ýòîãî, íèêòî íå çíàåò, êàê îòðåàãèðóåò îðãàíèçì íà ââåäåíèå íîâîãî âåùåñòâà. Ïîýòîìó íå ïîìåøàåò çàïàñòèñü ñàìûìè íåîáõîäèìûìè ëåêàðñòâàìè:

  • æàðîïîíèæàþùåå;
  • ïðîòèâîàëëåðãè÷åñêîå;
  • îáåçáîëèâàþùåå;
  • óñïîêîèòåëüíîå íà ñëó÷àé ãîëîâíûõ áîëåé èëè ñëèøêîì âûðàæåííîé ðåàêöèè ñî ñòîðîíû íåðâíîé ñèñòåìû.

Êàê âåñòè ñåáÿ ïîñëå âàêöèíàöèè?

1.   Ìîæíî ëè ïèòü àëêîãîëü ïîñëå ïðèâèâêè îò ãðèïïà? Íåò, ëþáàÿ íàãðóçêà íà ïå÷åíü çàïðåùåíà (à àëêîãîëü, îñòðàÿ ïèùà è âèðóñíûå èíôåêöèè ïðîõîäÿò ÷åðåç íàøó ãëàâíóþ ïèùåâàðèòåëüíóþ æåëåçó). ˸ãêîå, íî ñáàëàíñèðîâàííîå ïèòàíèå è îòñóòñòâèå àëêîãîëüíûõ íàïèòêîâ ïîìîæåò ëåã÷å ïåðåíåñòè âàêöèíàöèþ.

2.   Íå íóæíî åñòü ýêçîòè÷åñêèå ïðîäóêòû. Íèêòî íå çíàåò, ÷åì ýòî îêîí÷èòñÿ. Îøèáî÷íî àëëåðãèþ íà êóñî÷åê íåçíàêîìîãî ôðóêòà ìîæíî ïîñ÷èòàòü çà ðåàêöèþ íà ïðèâèâêó.

3.   Ñòàðàéòåñü èçáåãàòü ëþäíûõ ìåñò è íå ïîñåùàéòå áîëüíèöû è ïîëèêëèíèêè áåç îñîáîé íàäîáíîñòè. Òàêîå ïðîñòîå ïðàâèëî ñíèçèò âåðîÿòíîñòü âñòðåòèòüñÿ ñ èíôèöèðîâàííûìè âèðóñîì ëþäüìè.

4.   Ìîæíî ëè ìûòüñÿ ïîñëå ïðèâèâêè îò ãðèïïà? Ýòî íå çàïðåùåíî. Íî ïåðâûå äíè ïîñëå âàêöèíàöèè âàííà, ïëàâàíèå â áàññåéíå è â ïðèðîäíûõ âîäî¸ìàõ âðåìåííî ïîä çàïðåòîì. Äëèòåëüíîå íàõîæäåíèå â âàííîé ìîæåò ïðèâåñòè ê ðàçäðàæåíèþ ìåñòà ââåäåíèÿ âàêöèíû. À â îáùåñòâåííûõ ìåñòàõ ïîñëå ïðèâèâêè ëåãêî çàðàçèòüñÿ. Ëó÷øå ïðèíÿòü äóø, ïðè ýòîì ìåñòî ââåäåíèÿ èíúåêöèè íåëüçÿ ðàñòèðàòü ãóáêîé.

Íå âñå çíàþò èëè ïîìíÿò îá ýòèõ ïðàâèëàõ, íî îíè ïîìîãàþò ëåã÷å ïåðåíåñòè âîçìîæíûå ðåàêöèè.

Âûáîð âàêöèí äëÿ ïðèâèâêè

Ñåé÷àñ ïîëèêëèíèêè íàïîìèíàþò àïòåêè, â êîòîðûõ ìíîãî ðàçëè÷íûõ ïðåïàðàòîâ îäíîãî âèäà, à ïðè íåîáõîäèìîñòè ïî æåëàíèþ êëèåíòà ìîæíî çàêàçàòü äðóãèå. Êàê íå çàáëóäèòüñÿ â ýòîì èçîáèëèè âàêöèí äëÿ ïðèâèâîê îò ãðèïïà? Ñàìûé ïðîñòîé âûõîä – ýòî ïðîêîíñóëüòèðîâàòüñÿ ñî ñïåöèàëèñòîì î òîì, êàêàÿ èç âàêöèí ëó÷øå ïåðåíîñèòñÿ. Êàê óæå áûëî ñêàçàíî, åñòü íåñêîëüêî âàðèàíòîâ çàùèòû. Êàêàÿ âàêöèíà îò ãðèïïà ëó÷øå? Âñå îíè ôîðìèðóþò èììóííóþ çàùèòó îò áîëåçíè. Âûáèðàòü íóæíî èñõîäÿ èç òîãî åñòü ëè ó âàñ àëëåðãèÿ íà êóðèíûé áåëîê èëè óæå áûëà ðåàêöèÿ íà êîìïîíåíòû êàêîãî-òî ïðåïàðàòà.

1.   Æèâûå ñîäåðæàò îñëàáëåííûé âèðóñ ãðèïïà: «Âàêöèíà ãðèïïîçíàÿ àëëàíòîèñíàÿ æèâàÿ» (Ðîññèÿ), å¸ äåòÿì íàçíà÷àþò òîëüêî ïîñëå òð¸õ ëåò. Îíà ýôôåêòèâíà, â íå¸ âõîäèò çàùèòà ñðàçó îò òð¸õ øòàììîâ âèðóñà.

2.   Öåëüíîâèðèîííûå âàêöèíû: «Ãðèïïîâàê» (Ðîññèÿ), å¸ íåëüçÿ íàçíà÷àòü äåòÿì äî 7 ëåò è òîìó, ó êîã