Закон обязывающий делать прививку от гриппа

Закон обязывающий делать прививку от гриппа thumbnail

прививка работникам образования

Обязательна ли прививка от гриппа работникам образования? Сегодня многие люди отказываются от иммунизации, имея собственные на то причины: личные убеждения, состояние здоровья, хронические патологии. Взрослые люди, в том числе, работники образования, не являются исключением, они тоже могут не пожелать проходить эту процедуру. Обязательно ли ставить прививку от гриппа работникам детского сада, как на отказ отреагирует начальник школы, сада, может ли запретить работать такому сотруднику? Ответы на эти вопросы рассмотрим ниже.

Нормативно правовая основа обязательной вакцинации работников образовательных учреждений

Любой гражданин РФ защищен от произвола начальства множество законодательных актов, поэтому отказаться от вакцинации можно только, опираясь на специальные нормы закона.

Особенности проведения вакцинации среди сотрудников школы, иных образовательных учреждений, регулируются нормами, содержащимися в:

  • постановление Правительства № 825 от 15.07.99 г;
  • ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» № 157_ФЗ от 17.09.98 г с изменениями от 30.06.2006 г, устанавливающий, что работники обязаны делать прививки от гриппа (в случае повышения количества заболеваний, работник не допускается до трудовой деятельности);
  • Приказ Министерства Здравоохранения РФ № 125н от 21.03.14 г, что закрепляет требование проведения ежегодной иммунизации сотрудников учреждений, выполняющих образовательные функции, против гриппа;
  • особые рекомендации, постановления Главного санитарного врача, местных органов здравоохранения о правилах проведения иммунизации работников.

Отдельно следует отметить Постановление правительственной комиссии, имеющее № 825, что утверждает перечень работ, связанных с высокими вероятностями развития вирусных патологий. Для этих работников процедуры прививания не являются добровольными, к ним относятся и сотрудники сферы образования.

отказ от прививок

Отказ от прививок

Имеет ли право педагог не согласиться на проведение иммунизации среди всех специалистов учреждения образования? Такие действия отмечаются ФЗ № 157, в п. 5 «работник может добровольно отказаться от вакцинации даже без объяснения причин своего решения». Эта норма только подтверждает права человека, что гарантированы ему основным законом государства – Конституцией.

Люди, входящие в состав персонала детского сада или школы, могут претерпевать определенные меры наказания (если будут против прививок):

  1. Подобного работника не примут на работу, либо уволят с занимаемой должности (это связано с повышенным риском заболевания инфекционными болезнями при отказе от прививок).
  2. Человека отстранят от выполнения должностных обязанностей, пока в городе существует опасность наступления эпидемии, либо наблюдается её активное развитие.
  3. Лицу запретят поступление в организации образовательного вида, спортивные, оздоровительные учреждения.
  4. Человеку запретят въезжать в страны, куда нет допуска без обязательной иммунизации.

Стоит ли делать прививку от гриппа

За поддержанием эпидемиологических норм подобного учреждения отвечает его руководитель. Именно он требует проведения иммунизационных мероприятий, он же получает штрафные санки, когда наблюдается нарушение  установленных законом норм, что приводит к развитию обширного эпидемиологического процесса.

Когда не привитый учитель или воспитатель, заражает учеников/воспитанников во время ведения образовательного процесса, то административная ответственность налагается не на него, а на директора образовательного учреждения.

Когда возникает ситуация, при которой именно педагог становится причиной заражения воспитанников инфекционными болезнями при отказе учителей от прививок, существует высокая вероятность получения непосредственно педагогом, штрафа с угрозой (вполне реальной) увольнения с занимаемой должности. Работодателя также могут отстранить с занимаемой должности. Такие меры не являются редкостью, они могут быть предприняты по отношению к сотрудникам, что отказались вакцинироваться. Подобное решение может быть проведено после проверки, что проводится санитарными эпидемиологами.

Уволенные работники возвращаются на свои должности после увольнения, сразу же, после пройденной ими процедуры иммунизации.

Когда педагог имеет на руках документ, подтверждающий законные основания по его отстранению, руководство не вправе отстранять его ведения учебного процесса.

Пациентам разрешено не ставить прививку против гриппа при наличии таких состояний:

  • непереносимость компонентов, находящихся в составе вакцины (куриный белок, консерванты);
  • предыдущая негативная реакция на введение вакцины (сильное повышение температуры тела, выраженное изменение, покраснение, отечность места укола);
  • наличие заболеваний, не позволяющих человеку проходить вакцинацию.

Факт наличия у педагога противопоказаний должен подтверждаться документальным путем, с обязательным занесением в амбулаторную карту.

Когда человек дает неверные (ложные) данные о состоянии собственного здоровья, о наличии противопоказаний к процедуре, он несет собой ответственность, предусмотренную нормами законодательства (лишение премии, выговор строго вида, увольнение).

Основные права педагогов

Принудительно ставить прививку педагогам, либо другим людям, не разрешается. Когда человек принимает решение не проходить такую процедуру, он должен подать добровольное информированное согласие на проведение или отказ от иммунизации.

Директор учреждения обладает правом требовать ставить профилактические прививки, тех сотрудников, чья деятельность связана с тесным общением с учениками,  предупреждая об увольнении с занимаемой должности или временном устранении от выполняемых функций. Эти требования являются законными.

Правила проведения иммунопрофилактики для лиц, работающих во всех образовательных учреждениях:

  • непременное медицинское обследование специалистом непосредственно перед проведением процедуры;
  • оформление отказа от прививки при наличии у сотрудника состояния, когда такая процедура не подлежит проведению (с перенесением прививки на тот срок, что необходим для выздоровления);
  • прививание сотрудников проводится только за счет работодателя (когда человек принимает решение использовать для этой цели иной препарат, отличающийся высокой стоимостью, качеством, эффективностью, он самостоятельно приобретает данную вакцину);
  • при возникновении любых поствакциональных осложнений у педагога, при условии, что он соблюдал все нормы приготовления к прививке, требовать получения материальной компенсации следует только судебным образом.

От чего прививают учителей

Педагогические работники – это контингент, имеющий высокие риски инфицирования. Люди, занимающие такие должности, обязаны ставить такие профилактические прививки:

  • ежегодно против гриппа;
  • от кори (при условии, что прививка не была поставлена ранее), с обязательной ревакцинацией после исполнения тридцати пяти лет (при отсутствии заболевания корью);
  • у женщин против краснухи до 25 лет;
  • профилактика гепатита В – для сотрудников возрастного интервала 18-55 лет (когда не было болезни или предварительной вакцинации);
  • профилактика дизентерии Зонне, гепатита А (для сотрудников дошкольного образования) – двух этапное вакцинирование.

Какие вакцины применяют по отношению к педагогам

Проводить иммунизационные процедуры среди сотрудников образовательной сферы показано согласно Постановлению Правительства, регулирующего данные нормы, в соответствии с правилами, установленными Календарем прививок РФ.

Для сотрудников образовательных организаций рекомендованы такие препараты вакцинирования:

  • Совигрипп, Ваксигрипп, Инфлювак – профилактика гриппа;
  • ЖКВ (живая коревая вакцина) – профилактика кори;
  • MMR Приорикс против краснухи живая аттенуированная – профилактика краснухи;
  • АДС М – предупреждение дифтерии, столбняка;
  • Энджерикс В, Комбитех – профилактика гепатита В;
  • Хаврикс 1440, Геп-А-ин-ВАК – профилактика гепатита А;
  • Шигеллвак – предупреждение дизентерии Зонне.

Гриппол, Совигрипп, Инфлювак

Работники образования имеют обязанность проходить процесс вакцинирования от гриппа и иных инфекционных патологий. Сотрудники подобных учреждений, имеют право (при наличии медицинских показаний) отказаться от проведения иммунизации. Руководители образовательных учреждений способны увольнять или отстранять непривитых сотрудников при возникновении такой необходимости.

Источник

 Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Читайте также:  Стоит ли делать прививку от гриппа если есть насморк

 Статья 35 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ предусматривает, что профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

 Отсутствие профилактических прививок влечет, помимо иных ограничений, также отказ в приеме на работу или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (ч. 2 ст. 5 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 17.09.1998 года № 157-ФЗ).

 Нормативно-правовым актом, устанавливающим сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок, является Национальный календарь профилактических прививок, в который включены в том числе и прививки против гриппа.

 Проведение иммунизации работников против гриппа для всех организаций носит рекомендательный характер, только если иное не уставлено законом (п. 5.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2019 № 10 «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в эпидемическом сезоне 2019 – 2020 годов»).

 Есть ряд случаев, при которых вакцинация является обязательной:

• для лиц, выполняющих работы, связанные с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, определен Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825. В него в 2014 году были включены работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

• также вакцинация обязательна  при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний – по предписаниям должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, которые обязательны для исполнения юридическими лицами в установленные сроки (п. 2 ст. 50, пп. 6 п. 1 ст. 51 Закона N 52-ФЗ).

 В 2013 году Конституционный суд Российской Федерации рассмотрел жалобу гражданки Гунтаишвили В. З. на нарушение ее конституционных прав Федеральным законом «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и проверил нормы данного закона на соответствие Конституции Российской Федерации.

 В определении от 21.11.2013 г. № 1867-О Конституционный Суд Российской Федерации высказал правовую позицию, согласно которой установление правила о правовых последствиях отсутствия профилактических прививок в виде отстранения граждан от работы, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлено необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц и, следовательно, отвечает конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации) и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав.

    В силу ст. 76 ТК РФ работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения его от работы. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная работнику не начисляется.

 Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников, что закреплено в ч. 1 ст. 51 ФЗ “Об образовании”.

 Отстранение педагогов — это дополнительные противоэпидемические мероприятия, направленные на прерывание эпидемиологического процесса в учреждении для несовершеннолетних детей.

 Обязательность вакцинации может быть также закреплена и во внутренних документах любой организации, например в правилах внутреннего распорядка и в таком случае работодатель будет вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности за отсутствие прививок (ч. 1 ст. 192 ТК РФ).

 Работодатель же за отсутствие у сотрудников обязательных прививок может быть привлечен к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, которая предусматривает максимальное наказание в виде штрафа в размере 500 тыс. руб., либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.

 Поэтому, работодателю крайне важно оформить правильно как извещение сотрудников о добровольной и обязательной вакцинации, а также правильно оформить отстранение сотрудника от работы.

 Извещение о вакцинации должно быть оформлено в письменном виде, допускается составить его в произвольной форме и ознакомить каждого сотрудника организации.

Поскольку вакцинация является одним из видов медицинских вмешательств (п. 5 ст. 2 Закона № 323-ФЗ, ст. 1 Закона № 157-ФЗ), то проводить ее возможно только с письменного согласия работников (п. 2 ст. 11 Закона № 157-ФЗ).

 Отказ от вакцинации также в обязательном порядке оформляется в письменной форме (ч. 7 ст. 20 Закона N 323-ФЗ, п. 3 ст. 5 Закона № 157-ФЗ).

 Ограничением к проведению профилактической вакцинации является наличие у работника медицинских противопоказаний (п. 3 ст. 11 Закона № 157-ФЗ, таблица 1 “Перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок” МУ 3.3.1.1095-02 “3.3.1. Вакцинопрофилактика. Медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок препаратами национального календаря прививок. Методические указания”, утвержденных Главным государственным санитарным врачом 09.01.2002).

 Поэтому, если сотрудник отказался проходить вакцинацию и не имеет доказательств наличия противопоказаний по состоянию здоровья, в таком случае, работодатель должен, на основании ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации издать приказ об отстранении сотрудника от работы, в котором указываются – Ф.И.О., должность работника, структурное подразделение, обстоятельства, послужившие основанием для отстранения от работы, срок отстранения с указанием даты, а также то, что заработная плата в период отстранения от работы работнику не начисляется.

 В случае наличия у сотрудника подтверждённого отвода к проведению вакцинации по состоянию здоровья, работодателем должен быть издан приказ об отстранении сотрудника от работы на основании ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, но с учетом положений ч. 2 ст. 157 Трудового кодекса Российской Федерации, которая устанавливает, что время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.

 Таким образом, граждане, работающие в образовательных учреждениях обязаны проходить ежегодную вакцинацию от гриппа, чтобы быть допущены к исполнению своих трудовых обязанностей.

 Также, сотрудники образовательных учреждений имеют право отказаться от проведения вакцинации исходя из личных убеждений, либо по состоянию здоровья.

Данные выводы подтверждаются судебной практикой:

– Апелляционное определение Ярославского областного суда от 22.11.2012 по делу № 33-5976/2012;

– Решение Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 01.03.2017 по делу № 2-78/2017;

– Решение Урайского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12.03.2019 по делу № 2-181/2019.

Источник

Зарегистрирован 29.07.2020 № 59091

Опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 29.07.2020 г.

Вступает в силу 9 августа 2020 г.

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации А.Ю. Попова, в целях усиления мероприятий по предупреждению заболевания гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями, населения Российской Федерации, в том числе новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), и подготовки к эпидемическому сезону по гриппу и острым респираторным вирусным инфекциям 2020-2021 годов, в соответствии с пунктом 1 статьи 29, статьей 35, подпунктом 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650) и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ “Об иммунопрофилактике инфекционных болезней” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 38 ст. 4736) постановляю:

Читайте также:  Кто должен делать прививку от гриппа

1. Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) рекомендовать:

1.1. Рассмотреть вопросы о ходе подготовки к эпидемическому сезону заболеваемости гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями 2020-2021 годов, в том числе:

а) об обеспеченности медицинских организаций материальными ресурсами для работы в период подъема заболеваемостью гриппом и острыми респираторными инфекциями, в том числе новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), включая наличие запаса противовирусных препаратов, дезинфекционных средств, средств индивидуальной защиты, специальной медицинской аппаратуры, специализированного транспорта для перевозки пациентов с гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями, а также новой коронавирусной инфекции (COVID-19);

б) о подготовке медицинских работников по вопросам оказания специализированной медицинской помощи населению при гриппе, острых респираторных вирусных инфекциях, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внебольничных пневмониях;

в) о подготовке схемы дополнительного развертывания необходимого (расчётного) количества инфекционных коек в медицинских организациях на время эпидемического подъема заболеваемости гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19);

г) об организации с 24.08.2020 системной работы по информированию населения о мерах профилактики гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19), о важности иммунопрофилактики гриппа;

д) об обеспечении населения вакцинацией против гриппа с охватом не менее 60 % от численности населения субъекта Российской Федерации, лиц, относящихся к группам риска, в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, утвержденным приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н (зарегистрирован Минюстом России 25.04.2014, регистрационный № 32115), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 16.06.2016 № 370н (зарегистрирован Минюстом России 04.07.2016, регистрационный № 42728), от 13.04.2017 № 175н (зарегистрирован Минюстом России 17.05.2017, регистрационный № 46745), от 19.02.2019 № 69н (зарегистрирован Минюстом России 19.03.2019, регистрационный № 54089), от 24.04.2019 № 243н (зарегистрирован Минюстом России 15.07.2019, регистрационный № 55249), (далее – Национальный календарь), – не менее 75%.

е) об обеспечении готовности образовательных, социальных, медицинских, транспортных, жилищно-коммунальных организаций к работе в осенне-зимний период года, включая поддержание необходимого температурного режима.

1.2. Обеспечить проведение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в осенний период 2020 года мероприятий по иммунизации против гриппа лиц, относящихся к группам риска, определенных Национальным календарем, а также лиц, работающих в организациях птицеводства, свиноводства, сотрудников зоопарков, имеющих контакт с птицей, свиньями и лиц, осуществляющих разведение домашней птицы, свиней для реализации населению.

1.3. Предусмотреть выделение необходимых ассигнований на закупку медицинского оборудования, иммунобиологических лекарственных препаратов для проведения специфической профилактики гриппа среди категории граждан, не подлежащих иммунизации в рамках Национального календаря, прочих лекарственных средств для профилактики и лечения гриппа и острых респираторных заболеваний, средств индивидуальной защиты, дезинфицирующих средств в соответствии с расчетной потребностью.

1.4. Внести коррективы в региональные планы профилактических и противоэпидемических мероприятий по борьбе с гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями, включив комплекс мер по снижению рисков заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).

1.5. С учетом эпидемиологической ситуации по гриппу и острым респираторным вирусным инфекциям, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19), складывающейся в регионе Российской Федерации, и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.

2. Руководителям территориальных органов Роспотребнадзора совместно с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья:

2.1. Внести при необходимости на рассмотрение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по корректировке региональных планов мероприятий по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций и их финансированию для достижения охвата профилактическими прививками против гриппа не менее 60 % от численности населения субъекта Российской Федерации, охвата иммунизацией лиц, относящихся к группам риска, определенных Национальным календарем, не менее 75%, включая лиц, работающих в организациях птицеводства и свиноводства, сотрудников зоопарков, имеющих контакт с птицей и свиньями, лиц, осуществляющих разведение домашней птицы и свиней для реализации населению.

2.2. Обеспечить готовность стационарных организаций социального обслуживания к работе в период эпидемического подъема заболеваемости гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями, включая усиление противоэпидемического режима, своевременную организацию и проведение комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в очагах при регистрации случаев острых респираторных вирусных инфекций, гриппа, внебольничных пневмоний.

2.3. Обеспечить контроль за иммунизацией против гриппа сотрудников стационарных организаций социального обслуживания.

2.4. Провести оценку готовности медицинских организаций к работе в период эпидемического подъема заболеваемости гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями, включая материально-техническую оснащенность для оказания медицинской помощи больным гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями, в том числе новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), внебольничными пневмониями, возможность оперативного перепрофилирования стационаров, развертывания отделений для лечения больных гриппом, новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в амбулаторно-поликлинических организациях и подготовку дополнительного медицинского персонала.

2.5. Обеспечить проведение систематического анализа заболеваемости гриппом, острыми респираторными вирусными инфекциями, в том числе новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), внебольничными пневмониями в субъекте Российской Федерации для своевременного введения дополнительных противоэпидемических мер и лабораторного обследования больных с тяжелым и/или нетипичным течением заболевания.

2.6. Организовать, начиная с 01.10.2020, еженедельный сбор данных и оперативное информирование Роспотребнадзора обо всех заболевших с первичным клиническим диагнозом грипп, привитых против гриппа, в том числе с анализом по группам риска.

2.7. Обеспечить проведение:

а) серологических исследований:

в предэпидемический период – для оценки состояния коллективного иммунитета к актуальным и ранее циркулировавшим антигенным вариантам возбудителей гриппа;

в поствакцинальный период – для оценки эффективности специфической профилактики гриппа;

б) мониторинга за циркуляцией возбудителей гриппа – в течение эпидемического сезона.

2.8. Организовать, начиная с 24.08.2020, информирование населения о мерах профилактики гриппа, о важности и преимуществах вакцинопрофилактики, в том числе с использованием средств массовой информации.

2.9. Обеспечить незамедлительное информирование Роспотребнадзора о регистрации в регионе очагов гриппа птиц и оперативное проведение полного комплекса противоэпидемических и профилактических мероприятий в очагах гриппа птиц.

3. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья рекомендовать:

3.1. Обеспечить проведение прививочной кампании против гриппа в осенний период 2020 года с охватом не менее 60 % от численности населения субъекта Российской Федерации и не менее 75% – населения из групп риска, предусмотренных Национальным календарем, а также других групп населения, в том числе контингентов стационарных организаций социального обслуживания.

3.2. С 24.08.2020 и в течение эпидемического сезона по гриппу и острым респираторным вирусным инфекциям 2020 – 2021 годов обеспечить систематическую подготовку медицинского персонала (включая молодых специалистов) по вопросам оказания медицинской помощи населению при гриппе и острых респираторных вирусных инфекциях, новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внебольничных пневмониях, а также по вопросам вакцинопрофилактики гриппа.

Читайте также:  Отказ от прививки от гриппа образец в университет

3.3. Организовать своевременное оказание медицинской помощи населению на дому, в амбулаторных и стационарных медицинских организациях в период подъема заболеваемости гриппом и острыми вирусными инфекциями.

3.4. Организовать своевременную и оперативную диагностику заболеваний гриппом, другими острыми респираторными вирусными инфекциями, новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), внебольничными пневмониями, определение маршрутизации и объемов оказания медицинской помощи таким больным.

3.5. Внедрить в практику для врачей, оказывающих первичную медицинскую помощь, сотрудников скорой медицинской помощи, приемных отделений стационаров опросники для больных с клиническими признаками гриппа и острыми респираторными вирусными инфекциями.

3.6. Организовать контроль динамики состояния здоровья больных гриппом, новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), имеющих хронические заболевания и не привитых против гриппа.

3.7. Принять меры по недопущению госпитализации больных пациентов с гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями в стационары неинфекционного профиля.

3.8. В целях недопущения внутрибольничного распространения респираторных вирусных инфекций ввести запрет посещений структурных подразделений родовспомогательных стационаров и медицинских организаций второго этапа выхаживания родственниками и лицами, не являющимися сотрудниками указанных организаций, на период активной циркуляции вирусов гриппа и других респираторных вирусов негриппозной этиологии. Обеспечить допуск матерей к уходу за новорожденными в стационары после прохождения фильтров на предмет выявления симптомов острых инфекционных заболеваний.

3.9. Обеспечить поддержание запаса противовирусных препаратов, дезинфекционных средств и средств индивидуальной защиты в аптечной сети, амбулаторно-поликлинических учреждениях и стационарах.

3.10. Организовать забор и доставку в соответствующие диагностические лаборатории биологического материала от больных гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями:

а) в начале эпидемиологического сезона – от первых случаев гриппа и острых респираторных вирусных инфекций;

б) в течение эпидемиологического сезона – из очагов в организованных коллективах, от лиц с тяжелой формой заболевания, от привитых от гриппа лиц, заболевших гриппом, а также от лиц, имеющих контакт с домашней или дикой птицей;

в) в каждом случае смерти от гриппа и острых респираторных вирусных инфекций (секционный материал).

3.11. Организовать проведение диагностических исследований на грипп материала от больных гриппом, острыми респираторными вирусными инфекциями, внебольничными пневмониями на базе лабораторий медицинских организаций.

3.12. Принять меры по снижению числа летальных исходов заболевания гриппом и внебольничными пневмониями.

3.13. При регистрации летальных исходов заболевания гриппом и внебольничными пневмониями проводить комиссионное рассмотрение каждого случая с целью установления причин и факторов, обусловивших летальный исход.

4. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования рекомендовать:

4.1. Обеспечить подготовку образовательных организаций к работе в осенне-зимний период с учетом необходимости соблюдения оптимального теплового режима, режима проветривания помещений, оснащенности бактерицидными лампами, термометрами, дезинфекционными средствами, средствами индивидуальной защиты органов дыхания для сотрудников.

4.2. Вести контроль за иммунизацией против гриппа сотрудников образовательных организаций.

4.3. Обеспечить своевременное введение ограничительных мероприятий в период подъема заболеваемости гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями, в том числе по приостановлению учебного процесса, отмене массовых культурных и спортивных мероприятий.

4.4. Совместно с территориальными органами Роспотребнадзора при подготовке к эпидемическому сезону по гриппу и острым респираторным вирусным инфекциям 2020 – 2021 годов провести обучение персонала дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций мерам профилактики гриппа и других острых респираторных инфекций не гриппозной этиологии.

5. Руководителям организаций рекомендовать:

5.1. Обеспечить контроль температуры тела работников перед допуском их на рабочие места, и в течение рабочего дня (по показаниям), с применением аппаратов для измерения температуры тела бесконтактным (электронные, инфракрасные термометры, переносные тепловизоры) или контактным способом с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и с признаками инфекционного заболевания.

5.2. Обеспечить иммунизацию сотрудников против гриппа.

5.3. Принять меры по недопущению переохлаждения лиц, работающих на открытом воздухе в зимний период, обеспечив наличие помещений для обогрева и приема пищи, а также соблюдение оптимального температурного режима в помещениях.

5.4. В период эпидемического сезона по гриппу и острым респираторным вирусным инфекциям:

а) принять меры по недопущению к работе лиц, больных острыми респираторными вирусными инфекциями;

б) обеспечить сотрудников, работающих с населением, средствами индивидуальной защиты органов дыхания (медицинскими масками, респираторами, перчатками).

6. Руководителям территориальных органов Роспотребнадзора, главным врачам центров гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора с 24.08.2020 обеспечить:

6.1. Проведение мониторинга заболеваемости гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями, внебольничными пневмониями, расшифровку этиологии указанных заболеваний с применением методов быстрой лабораторной диагностики, поддержание необходимого уровня оснащенности диагностическими препаратами лабораторий для идентификации вирусов гриппа, в том числе гриппа птиц.

6.2. Сбор биологического материала от больных гриппом, острыми респираторными инфекциями, внебольничными пневмониями, а также своевременную транспортировку биологического материала (с соблюдением надлежащих условий транспортирования) в ФБУН ГНЦ ВБ “Вектор” Роспотребнадзора или ФБУН “Центральный НИИ эпидемиологии” Роспотребнадзора для проведения углубленных молекулярно-генетических и вирусологических исследований.

6.3. Отправку образцов биологического материала в ФБУН ГНЦ ВБ “Вектор” Роспотребнадзора или ФБУН “Центральный НИИ эпидемиологии” Роспотребнадзора для проведения углубленных молекулярно-генетических и вирусологических исследований:

а) от первых заболевших гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями;

б) от лиц с тяжелой формой заболевания, от привитых от гриппа лиц, заболевших гриппом, а также от лиц, имеющих контакт с домашней или дикой птицей, из очагов в организованных коллективах;

в) в каждом случае смерти от гриппа и острых респираторных вирусных инфекций (секционный материал).

7. ФБУН ГНЦ ВБ “Вектор” Роспотребнадзора (Максютов Р.А.), ФБУН “Центральный НИИ эпидемиологии” Роспотребнадзора (Акимкин В.Г.) обеспечить:

7.1. Проведение углубленных молекулярно-генетических и вирусологических исследований биологического материала от больных гриппом, направленного центрами гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, своевременное информирование о результатах исследований центров гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, направивших биологический материал, а также Роспотребнадзора и его территориальных органов.

7.2. Оказание практической и методической помощи территориальным органам и учреждениям Роспотребнадзора в проведении лабораторной диагностики гриппа и острых респираторных вирусных инфекций.

8. Руководителям территориальных органов Роспотребнадзора с 24.08.2020 установить контроль за:

8.1. Организацией и ходом проведения иммунизации населения против гриппа, соблюдением условий транспортирования и хранения вакцин для профилактики гриппа в медицинских организациях.

8.2. Проведением подготовительных мероприятий к эпидемическому сезону гриппа и острых респираторных вирусных инфекций медицинскими и образовательными организациями, организациями торговли и другими организациями.

8.3. Своевременностью проведения учета и анализа заболеваемости гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями с учетом результатов лабораторных исследований.

8.4. Своевременностью введения ограничительных мероприятий медицинскими и образовательными организациями, организациями торговли и другими организациями при осложнении эпидемиологической ситуации.

8.5. Соблюдением требований санитарно-эпидемиологических правил, в том числе санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3117-13 “Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций”, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.11.2013 № 63 (зарегистрировано Минюстом России 04.04.2014, регистрационный № 31831), санитарно-эпидемиологических пр