Беседа с родителями на тему прививки

                         Консультация для родителей

            «Необходимость профилактических прививок».

      Инфекционные болезни продолжают уносить жизни людей, многих оставляют калеками и инвалидами. В среднем, ежегодно около 1,7 миллиона детей в мире умирают от болезней, которые можно предупредить, сделав прививку. Корь, которая считается одной из ведущих причин детской смертности во всем мире, в 2003 году в странах Европейского региона унесла более 4,5 тысяч молодых жизней. По данным Всемирной организации здравоохранения, краснуха ежегодно делает калеками почти 300 тысяч детей. 

Вам необходимо знать, что только профилактические прививки могут защитить Вашего ребенка от таких заболеваний, как полиомиелит, дифтерия, коклюш, туберкулез, столбняк, гепатит В, корь, эпидемический паротит (свинка), краснуха.

Чем же опасны заболевания, прививки против которых включены в Национальный календарь профилактических прививок России?

Полиомиелит (или детский паралич) – острое инфекционное заболевание преимущественно, поражающее центральную нервную систему, в первую очередь спинной мозг. Заболевание приводит к развитию параличей, приводящих заболевшего ребенка к инвалидизации.

Острый гепатит В – тяжелое инфекционное заболевание, характеризующееся воспалительным поражением печени. Перенесенный в раннем возрасте вирусный гепатит В в 50-95% случаев переходит в хроническую форму, приводящую в дальнейшем к циррозу печени и первичному раку печени. Чем младше возраст, в котором происходит инфицирование, тем выше вероятность стать хроническим носителем вируса.

Туберкулез – заболевание поражает лёгкие и бронхи, однако возможно поражение и других органов. При туберкулезе возможно развитие генерализованных форм, в том числе и туберкулезного менингита, устойчивых к противотуберкулезным препаратам.

Коклюш – инфекционное заболевание дыхательных путей. Опасным является поражение легких (бронхопневмония), особенно в грудном возрасте. Серьезным осложнением является энцефалопатия, которая вследствие возникновения судорог, может привести к смерти или оставить после себя стойкие повреждения, глухоту или эпилептические приступы.

Дифтерия – острое инфекционное заболевание, характеризующееся токсическим поражением организма, преимущественно сердечно-сосудистой и нервной систем, а также местным воспалительным процессом с образованием фибринного налета. Возможны такие осложнениям дифтерии как инфекционно-токсический шок, миокардиты, моно- и полиневриты, включая поражения черепных и периферических нервов, поражения надпочечников, токсический нефроз.

Столбняк – поражает нервную систему и сопровождается высокой летальностью вследствие паралича дыхания и сердечной мышцы.

Корь – заболевание может вызвать развитие отита, пневмонии, не поддающейся антибиотикотерапии, энцефалит. Риск тяжелых осложнений и смерти особенно высок у маленьких детей.

Эпидемический паротит (свинка) – заболевание может осложняться серозным менингитом, в отдельных случаях воспалением поджелудочной железы. Свинка является одной из причин развития мужского и женского бесплодия, так как вирус может поражать яички и яичники.

Краснуха – представляет большую опасность для беременных, которые могут заразиться от больных детей. Заболевание краснухой беременных очень часто приводит к развитию множественных уродств плода, выкидышам и мертворождениям.

Сегодня прививки уже прочно вошли в нашу жизнь, как высокоэффективное средство профилактики опасных инфекционных заболеваний, которое имеет негативные последствия в виде осложнений, или даже смерти. В современной медицинской практике их делают либо с целью формирования невосприимчивости к опасным инфекциям, либо для лечения заразившегося человека на раннем этапе. Соответственно все прививки принято делить на профилактические и лечебные. В основном человек сталкивается с профилактическими прививками, которые ставят в детстве, а затем проводят реиммунизацию в случае необходимости. Примером лечебной вакцинации является введение противостолбнячной сыворотки и т.д. Что такое профилактические прививки? Профилактические прививки представляют собой метод иммунизации человека против определенных инфекционных заболеваний, в ходе которого в организм вводятся различные частицы, способные привести к выработке устойчивой невосприимчивости к патологии. Все профилактические прививки предполагают введение вакцины, которая представляет собой иммунобиологический препарат. Вакцина представляет собой ослабленные цельные микробы – возбудители, части оболочек или генетического материала патогенных микроорганизмов, или же их токсины. Данные составляющие вакцины вызывают специфическую иммунную реакцию, в ходе которой вырабатываются антитела, направленные против возбудителя инфекционного заболевания. Впоследствии именно эти антитела и обеспечивают защиту от инфекции. На сегодняшний день все профилактические прививки классифицируются на:

 1. Плановые.

 2. Проводимые по эпидемиологическим показаниям.

 Плановые прививки ставят детям и взрослым в определенное время и в конкретном возрасте, вне зависимости от того, выявлен эпидемический очаг инфекции в данном регионе, или нет. А вакцинацию по эпидемиологическим показаниям делают людям, находящимся в регионе, в котором имеется опасность вспышки опасного инфекционного заболевания (например, сибирской язвы, чумы, холеры и т.д.). Среди плановых прививок есть обязательные для всех – они входят в национальный календарь (БЦЖ, КПК, АКДС, против полиомиелита), а есть категория вакцин, которые вводят только людям, подверженным риску заражения инфекциями в силу специфики своей работы (например, против тифа, туляремии, бруцеллеза, бешенства, чумы и т.д.). Все плановые прививки тщательно проработаны, установлены сроки их постановки, возраст и время. Имеются разработанные схемы введения вакцинных препаратов, возможности сочетания и последовательность проведения иммунизации, что отражено в положениях и руководствах, а также в календарях прививок. Профилактическая вакцинация детей Для детей профилактические прививки необходимы, чтобы обезопасить уязвимых малышей от опасных инфекционных заболеваний, которые могут окончиться смертельным исходом даже при лечении современными качественными препаратами. Весь перечень профилактических прививок для детей разрабатывается и утверждается Министерством Здравоохранения России, а затем для удобства использования оформляется в виде национального календаря. Кроме означенных в национальном календаре, есть еще ряд профилактических вакцин, которые рекомендованы для введения детям. Рекомендацию поставить прививку дает лечащий врач ребенка на основании анализа состояния здоровья. В некоторых регионах также вводят свои прививки, которые необходимы, поскольку эпидемиологическая ситуация по данным инфекциям неблагополучна, и существует риск вспышки.

Читайте также:  Сколько прививок от укуса собак

Значение профилактических прививок . Несмотря на различную структуру возможных компонентов для конкретной вакцины, любая прививка способна сформировать невосприимчивость к инфекции, уменьшить заболеваемость и распространенность патологии, что и является ее главным назначением. Активные компоненты препаратов, в ответ на введение в организм любого человека, вызывают реакцию со стороны его иммунной системы. Эта реакция по всем параметрам подобна той, что развивается при заражении инфекционным заболеванием, но гораздо слабее. Смысл такой слабой реакции иммунной системы в ответ на введение препарата заключается в том, что формируются особые клетки, которые называются клетками памяти, обеспечивающие в дальнейшем невосприимчивость к инфекции. Клетки памяти могут сохраняться в организме человека различный промежуток времени – от нескольких месяцев до многих лет. Клетки памяти, живущие только несколько месяцев, являются коротко живущими, но вакцинация необходима для формирования клеток памяти иного типа – длительно живущих. Каждая такая клетка образуется только в ответ на определенный патогенный микроорганизм, то есть сформированная против краснухи клетка не сможет обеспечить невосприимчивость к столбняку. Для формирования любой клетки памяти – долго или коротко живущей, требуется определенный промежуток времени – от нескольких часов до целой недели. Когда возбудитель заболевания попадает в организм человека первый раз, то все проявления инфекции обусловлены именно деятельностью этого микроба. В этот период клетки иммунной системы “знакомятся” с патогенным микробом, после чего происходит активация В–лимфоцитов, которые начинают вырабатывать антитела, обладающие способностью убивать микроорганизм-возбудитель. Против каждого микроба необходимы свои, особенные антитела. Выздоровление и облегчение симптомов инфекции начинается только с того момента, когда наработаны антитела и начинается уничтожение патогенного микроорганизма. После уничтожения микроба часть антител уничтожается, а часть становится коротко живущими клетками памяти. В–лимфоциты, которые вырабатывали антитела, уходят в ткани и становятся теми самыми клетками памяти. Впоследствии, при попадании в организм такого же патогенного микроба, сразу мобилизуются имеющиеся против него клетки памяти, нарабатывающие антитела, которые быстро и эффективно уничтожают возбудитель инфекции. Поскольку возбудитель быстро уничтожается – инфекционное заболевание не развивается. Против инфекций, с которыми организм человека способен справиться, не имеет смысла делать прививок. Но если инфекция опасная, смертность заболевших людей очень высока – необходимо проводить вакцинацию. Прививки представляют собой просто носитель антигена микроба – возбудителя, на который и вырабатываются клетки памяти. При заболевании опасной инфекцией существуют два возможных исхода – выздоровление с формированием невосприимчивости, или смерть. Вакцинация же обеспечивает формирование данной невосприимчивости без смертельного риска и необходимости переносить тяжелое течение инфекции с крайне тягостными симптомами. Совершенно естественно, что в ответ на прививку процесс формирования клеток памяти в ходе активации иммунной системы сопровождается целым рядом реакций. Наиболее распространены реакции в месте введения препарата, и некоторые общие (например, повышенная температура в течение нескольких суток, слабость, недомогание и т.д.).

Читайте также:  Возраст арбуза для прививки

 Если все же у Вас возникают сомнения в необходимости проведения профилактических прививок, не спешите подписывать отказ. Для начала проконсультируйтесь с врачом, соберите полную информацию об опасности инфекционного заболевания, необходимости проведения прививки, последствиях отказа от нее, возможных поствакцинальных реакциях и осложнениях.

Источник

Действия и слова воспитателей

Действия и слова родителей

      Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады вас видеть на сегодняшней встрече, тема которой «Я уколов не боюсь». Все мы без исключения всегда желаем друг другу здоровья, крепкого здоровья.

Здравствуйте!

      Прежде чем мы начнем нашу беседу, я бы хотела, чтобы заполнили анкету на ваших столах.

Родители заполняют анкету «Ваш ребенок и прививки»

      Спасибо. Для начала я хочу рассказать вам о целях вакцинации. Целью является формирование иммунитета (невосприимчивости) к болезни при введении в организм ослабленного или убитого микроба-возбудителя. В результате вырабатываются особые вещества (антитела) и клетки, способные нейтрализовать настоящего возбудителя при заражении.

      Все обязательные прививки, входящие в национальный календарь профилактических прививок, проводятся бесплатно. Закон об Иммунопрофилактике предоставляет право родителям самим решать, где ставить прививку.

      Каждый гражданин или его законный представитель (родители) имеют право на получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствий отказа от них, возможности поствакцинальных осложнений.

      Прививки делают исключительно от инфекционных болезней, причем самых тяжелых, опасных, способных вызвать тяжелые осложнения, а также от тех болезней, которыми заболевает одновременно множество людей:

• исключительно детские болезни: коклюш, дифтерия, краснуха, корь, свинка, полиомиелит и др. ;

• «всевозрастные» инфекции: туберкулез, вирусный гепатит, столбняк, грипп;

• болезни региона: клещевой энцефалит;

• болезни экзотических стран (для туристов): вирусный гепатит А и др.

Некоторые родители считаю, что есть альтернатива прививкам, но инфекции нельзя предупредить, просто укрепляя организм закаливанием, витаминами и т.п. Пример некоторых не привитых не заболевших детей, ничего не доказывает. Возможно они не встретились с источниками инфекции.

Родители слушают, делают пометки.

Сейчас я предлагаю поиграть в игру, она называется «Болезнь – симптом». Я попрошу встать вас вокруг меня, я буду кидать вам мяч, называя часто встречаемые детские болезни, а вы должны мне ее описать, назвать хотя бы 2 симптома (краснуха, желтуха, коклюш, корь, грипп, гепатит, ветряная оспа, паротит (свинка), ОРВИ и тд).

Родители отвечают, помогают друг другу.

Спасибо, присаживайтесь, сейчас я хочу, чтобы вы позадавали мне вопросы, если у вас есть связанные с тематикой нашей беседы.

Родители задают вопросы.

Примерные вопросы родителей (самые часто задаваемые вопросы).

Конечно существуют противопоказания к прививкам, например:

  • наиболее часто относительным противопоказанием к прививке служит острое респираторное вирусное заболевание (ОРВИ), протекающее с высокой температурой. В таких случаях плановую прививку откладывают на 1-4 недели до выздоровления.
  • При наличии у ребенка хронического заболевания (диабет, хронические заболевания почек и др.) вакцинация проводится только после консультации со специалистом.
  • При наличии у ребенка тяжелые формы аллергических заболеваний: шок, синдром сывороточной болезни, рецидивирующий отек Квинке, генерализованная экзема, тяжелые формы бронхиальной астмы;
  • Недоношенного ребенка начинают прививать всеми вакцинами, если он хорошо прибавляет в весе.

Всем ли детям можно делать прививки?

       Для выработки и поддержания надежного иммунитета.

Почему прививки делают повторно?

       Ослабленных детей необходимо прививать в первую очередь, т.к. они наиболее подвержены инфекциям, протекающим у них, как правило, в тяжелой форме. Сроки проведения прививок таким детям определяет врач.

Можно ли прививать часто болеющих, ослабленных детей?

        У детей после прививки могут развиться реакции в месте введения вакцины (краснота, отечность, болезненность) и общие реакции (повышение температуры и нарушение самочувствия, сна, аппетита, плаксивость и т. п.). Местные реакции, а также общие реакции после введения инактивированных вакцин развиваются в первые 24 часа.

Может ли быть у ребенка реакция на прививку?

      Да, может, т.к. ни одна вакцина не дает 100% гарантии защиты от инфекции. Но это происходит редко. Привитый ребенок переносит заболевание в легкой форме и без осложнений.

Может ли заболеть привитый ребенок?

       Перед прививкой и после прививки не следует включать в питание ребенка новых пищевых продуктов, а также продуктов, на которые ребенок реагирует аллергическими проявлениями. В это же время ребенка следует предохранять как от переохлаждения, так и от перегревания, а также от контактов с инфекционными больными.

Читайте также:  Прививка в сорок лет

Как нужно подготовить ребенка к прививкам?

      Во внимательном отношении со стороны родителей. В случае изменения поведения ребенка, повышения температуры до 38 °С и выше, появления жалоб, родители должны обязательно обратиться к врачу.

В чем нуждается ребенок после проведения прививки?

Очень важно перед прививкой сообщить врачу:

  • о наличии в семье больных с иммуннодефицитным состоянием,
  • об аллергических реакциях,
  • о введении ранее иммуноглобулинов, плазмы или крови.

Родители слушают, делают пометки.

Если Ваш ребенок боится уколов, существует несолько советов:

1. Спокойное отношение начинается с родителей. Если вы сами напряжены или обеспокоены тем, что ребенок может испытать негативные эмоции, это состояние передается малышу. Визит к врачу должна быть такой же, как поход в продуктовый магазин или почтовое отделение.

2. Не врите. Конечно, очень хочется придумать что-то, чтобы успокоить ребенка перед кабинетом врача или сказать, что «будет не больно». Однако, ложь вызывает недоверие, которое делает будущие визиты к врачу хуже. Лучше быть честным и подчеркнуть, что визит к доктору является нормальной частью взросления.

3. Объясните, почему уколы очень важны. Иногда дети сильно расстроены, потому что они не понимают, почему уколы нужны. Конечно, родители должны будут адаптировать это объяснение к возрасту своего ребенка. Объясните, что уколы делают ребенка здоровым и сильным – например, как употребление овощей и чистка зубов. Это может помочь при посещении врача.

4. Попрактикуйтесь до визита к врачу. Ролевая игра, опыт получения укола «понарошку» – отличный способ, чтобы продемонстрировать, что будет происходить в кабинете врача. С помощью уколов для плюшевого мишки или другой игрушки, можно показать, как все происходит. Можно принести ту же игрушку собой на процедуру, чтобы ребенок мог держать её, или врач мог на ней предварительно продемонстрировать манипуляцию.

5. Честно расскажите о том, что будет происходить. Да, уколы могут быть болезненны, но вы знаете, что боль будет длиться только в течение нескольких секунд. Совершенно нормально признаться ребенку, что делать уколы немного больно, но успокойте его тем, что боль не будет длиться долго, и вы все время можете держать ребенка на коленях или на руках.

6. Поговорите с врачом о планировании уколов. Попросите доктора по возможности выстроить схему уколов так, что минимизировать походы к врачу.

7. Спросите о обезболивающих кремах. Большинство врачей не считают это необходимым, потому что боль от укола краткосрочна. Но если ваш ребенок очень расстроен из-за укола, такой крем можно нанести, чтобы уменьшить чувствительность места инъекции. Знание того, что «специальный» крем используется для уменьшения боли может само по себе успокоить ребенка.

8. Если возможно, возьмите с собой братика, сестричку или другого ребенка. Вид дружелюбного лица в незнакомой обстановке может утешить ребенка. Старшие братья и сестры могут успокоить младших братьев и сестер, а младшие помогут отвлечься.

9. Отвлекайте ребенка. Все, что может отвлечь вашего ребенка во время укола, может быть весьма полезным. Книги, игры, наклейки, раскраски, музыка или видео на телефоне помогут отвлечь внимание от врача или укола.

10. Хвалите ребенка. Поощряйте и хвалите ребенка во время визита к врачу. Скажите, что вы гордитесь им, и что он очень храбрый. Это может помочь облегчить стресс, так как ребенок почувствует, что он достиг чего-то важного.

11. Позволяйте врачу успокаивать ребенка. Родители привыкли контролировать ситуацию, когда ребенок расстроен, но это совершенно нормально, чтобы медперсонал помогал сохранить спокойствие.

12. Награды работают! Леденец или другой маленький приз после укола — это работает. Некоторые родители планируют поездку в парк, другие забавы или прогулки по дороге домой.

Если кому-то пригодятся эти советы, после окончания собрания, Вы можете подойти ко мне, и я выдам вам памятки.

Родители слушают, делают пометки.

В завершении, я бы хотела отдать вам эти памятки, это календарь прививок. Надеюсь наше собрание было полезно для Вас. До свидания.

До свидания!

Родители забирают памятки, уходят

Источник