Действие прививки на детский организм

Действие прививки на детский организм thumbnail

Вакцины – это иммунобиологические лекарственные препараты, которые при введении в организм человека вызывают иммунный ответ. С их появлением человек смог контролировать такие заболевания, как ветряная оспа, краснуха, энцефалит, побороть эпидемию чумы и другие. Вакцины могут содержать живые или инактивированные микроорганизмы либо специальные структуры белковой природы (антигены) микробного происхождения, полученных синтетическим путём или при помощи генной инженерии. Эти белки являются чужеродными для организма человека, поэтому он начинает вырабатывать собственные защитные структуры (антитела), что обеспечивает иммунитет.

Существует риск развития побочных эффектов при введении вакцин: повышения температуры тела, реакции гиперчувствительности и других. В связи с этим распространились возражения и новые мифы* о прививках.

Мы попросили Анну Франк, врача аллерголога-иммунолога, педиатра ФГБОУ ВО «Клиник Самарского государственного медицинского университета» и Агееву Оксану, врача-педиатра и детского аллерголога г. Москвы помочь нам разобраться с некоторыми из них.

Миф 1. Влияние вакцин на развивающийся мозг ребенка очень велико и может привести к нарушениям речи, поведения и даже к слабоумию. Значительное количество исследований убедительно показало, что практика прививания детей может привести к серьёзному повреждению мозга по многочисленным механизмам. Поскольку мозг ребёнка быстро развивается в период с третьего триместра беременности до двух лет, он подвергается серьёзному риску.

Оксана Агеева, врач-педиатр, детский аллерголог:

«Во всех учебниках по педиатрии описаны этапы развития нервной системы плода. И этот миф полностью неверен, так как мозг ребенка зарождается в первом триместре. В третьем триместре происходит увеличение массы органов, массы тела и увеличение количества уже сформированных клеток мозга и других органов».

Анна Франк, врач аллерголог-иммунолог, педиатр:

«Системное действие вакцины безоговорочно, т.к. это инфекционный процесс с образованием соответствующих комплексов АГ-АТ, которые циркулируют по всему организму и оседание последних на определенных внутренних органах или сосудах может привести к соответствующей патологии. НО! Поражение ЦНС зачастую возникает если у ребенка отягощен анамнез, т.е. есть какие-то фоновые заболевания, дефициты или врожденные инфекции».

Миф 2. Прививки вызывают рак.

Оксана Агеева, врач-педиатр, детский аллерголог:

«Есть много наблюдений врачей о том, что после прививки развивается рак, чаще лимфатической или кроветворной системы. На практике я не встречалась с таким. Но убеждена в том, что прививка у здорового ребенка, с благоприятными для роста и развития условиями жизни и полноценным питанием не может вызвать развитие рака.

Рак может начать развиваться у детей, у которых уже есть поломка в иммунной системе, а прививка послужила пусковым фактором, но не причиной».

Миф 3. Месячный ребёнок, весящий 5 кг, получает ту же дозу вакцины, что и пятилетний, весом 18 кг. Новорожденные с незрелой, с ещё не развившейся иммунной системой, получают в 5 раз большую дозу (относительно массы тела), чем старшие дети.

Анна Франк, врач аллерголог-иммунолог, педиатр:

«В 5 лет у ребенка по-прежнему незрелый иммунитет.

Вакцина не рассчитывается на массу тела человека, а содержит то количество антигена (возбудителя инфекции), которое необходимо для возникновения инфекционного процесса в организме, искусственно созданного вакциной».

Миф 4. Международные исследования показывают, что прививки являются одной из причин СВДС – синдрома внезапной детской смерти.

Оксана Агеева, врач-педиатр, детский аллерголог:

«Нет достоверных исследований, которые связывали бы вакцинацию и СВДС».

Анна Франк, врач аллерголог-иммунолог, педиатр:

«Очень многие заболевания пытаются приравнять к СВДС».

Миф 5. Практически всегда детские инфекционные болезни доброкачественны и проходят сами по себе. Кроме того, они приводят к выработке пожизненного иммунитета, в то время как прививочный иммунитет лишь временный, поэтому существует повторная вакцинация.

Оксана Агеева, врач-педиатр, детский аллерголог:

«Вакцинация не защищает от заражения и развития инфекции на 100%. Вакцинация – это профилактика развития осложнений и смертельного исхода после перенесенной детской инфекции, способствует более легкому протеканию инфекции.

Иммунитет развивается такой же сильный, как и после перенесенной инфекции. Но даже если ребенок в детстве переболел корью, то будучи взрослым он может снова заразиться корью».

Анна Франк, врач аллерголог-иммунолог, педиатр:

«По последним данным, даже перенесенные инфекции не приводят к выработке пожизненного иммунитета, а вакцинация максимально защищает ребенка от нежелательного инфицирования , либо облегчает течение инфекционного процесса».

Миф 6. Нет научных исследований, призванных определить, на самом ли деле вакцины предотвращают заболевания. Графики заболеваемости скорее показывают, что прививки вводились в конце периода эпидемии, когда болезнь уже была на последней стадии.

Оксана Агеева, врач-педиатр, детский аллерголог:

«Насколько понимаю, речь идёт о вакцинации против гриппа. Это не так. Вакцинация начинается с августа каждого года, но не все могут вовремя поставить прививку (заболевания, длительная поездка)».

Анна Франк, врач аллерголог-иммунолог, педиатр:

«Вы сами можете оценить эффективность вакцинации: в сезон ОРВИ (гриппа), если вы вакцинированы «правильной» вакциной, содержащей актуальные на данный период штаммы, то вероятность того, что вы заболеете, работая среди больных сотрудников минимальна. Тоже самое можно сказать о детских садах: непривитый ребенок с высокой долей вероятности заразится высококонтагиозным коклюшем, корью, дифтерией и т.д.»

Миф 7. Нет долгосрочных исследований безопасности вакцин.

Оксана Агеева, врач-педиатр, детский аллерголог:

«Нужно понимать, что хотят увидеть после долгосрочного исследования? Перед выпуском вакцины проводятся исследования о пригодности и эффективности.

Система оценки безопасности вакцин включает 5 уровней контроля: испытания новых вакцин разработчиком и национальным органом контроля, контроль вакцин на производстве, сертификация серий вакцин ФГБУ “Научный центр экспертизы средств медицинского применения” Минздрава России, инспектирование предприятий и госконтроль соответствия качества вакцин на местах их применения».

Анна Франк, врач аллерголог-иммунолог, педиатр:

«Зачем нужно проводить долгосрочные исследования? Вакцина либо безопасна, либо нет».

Миф 8. Независимые частные исследования (голландские и немецкие) обнаружили, что привитые дети болеют гораздо больше, чем их непривитые сверстники. Если прекратить прививать детей, их здоровье заметно улучшается.

Оксана Агеева, врач-педиатр, детский аллерголог:

«Ничего не могу сказать, не видя этих исследований: какие вакцины исследовались, у каких детей».

Анна Франк, врач аллерголог-иммунолог, педиатр:

«Нужно понимать, что это за независимые исследования, какими были критерии оценки».

Миф 9. Пионеры вакцинации, которые рекомендовали соблюдать большую предосторожность перед вакцинацией населения, никогда не пропагандировали массовое прививание.

Оксана Агеева, врач-педиатр, детский аллерголог:

«Не знаю таких рекомендаций».

Анна Франк, врач аллерголог-иммунолог, педиатр:

«Как раз таки пионеры вакцинации и пропагандировали массовую вакцинацию населения, дабы избежать эпидемий и пандемий».

Миф 10. Прививание детей – самый прибыльный бизнес как для производителей вакцин, так и для врачей.

Оксана Агеева, врач-педиатр, детский аллерголог:

«Это бизнес, конечно. Но именно в нем заинтересован весь мир, чтобы уберечь от распространения инфекций и смертей от них. Пример, оспа натуральная».

Анна Франк, врач аллерголог-иммунолог, педиатр:

«Любая продажа – это бизнес, тоже самое лекарственные препараты. Но это жизненно необходимые для нас вещи».

Миф 11. Детям, которые находятся на грудном вскармливании, вводят мощные вакцинные токсины, что противоречит любой логике и науке.

Оксана Агеева, врач-педиатр, детский аллерголог:

«Вакцина АДС-М предназначена для продолжения вакцинации в более старшем возрасте и для тех, у кого наблюдались сильные аллергические реакции и осложнения после вакцинации АКДС и АДС.

От вида вскармливания выбор сильной или ослабленной вакцины не зависит».

Анна Франк, врач аллерголог-иммунолог, педиатр:

«Не вижу связи между грудным вскармливанием и вакцинацией».

Миф 12. Вакцины содержат тяжелые металлы (ртуть, алюминий), канцерогены, ядохимикаты, живые и генномодифицированные вирусы, сыворотку, содержащую вирусы животных и чужеродный генетический материал, крайне ядовитые деконтаминанты и вспомогательные вещества, непроверенные антибиотики, ни один из которых не может быть введен без нанесения организму вреда.

Оксана Агеева, врач-педиатр, детский аллерголог:

«Состав вакцины контролируется. Конечно есть сорбенты в небольшом количестве, чтобы вакцина сохранила свою эффективность в ампуле».

Читайте также:  Прививка от гепатита в пропущена 3 прививка

Анна Франк, врач аллерголог-иммунолог, педиатр:

«Ни у одной вакцины не наблюдала подобный состав. Вакцины максимально очищены и безопасны для человека».

Миф 13. Смерти и стойкая нетрудоспособность из-за прививок – весьма распространенное явление, и это хорошо известно медицинскому сообществу. Правительство запрещает врачам разглашать это и связывать такие случаи с прививками.

Оксана Агеева, врач-педиатр, детский аллерголог:

«Не сталкивалась с таким. Мне никто такого не говорил».

Миф 14. Большинство детских инфекционных заболеваний имеют мало серьёзных последствий в современном мире. Большинство инфекционных заболеваний не только редко бывают опасными, но они могут играть жизненно важную роль в развитии крепкой, здоровой иммунной системы. Люди, не болевшие корью, имеют более высокую заболеваемость некоторыми болезнями кожи, дегенеративными болезнями костей и хряща, некоторыми опухолями, в то время те, кто не болел свинкой, имеют более высокий риск опухолей яичников.

Оксана Агеева, врач-педиатр, детский аллерголог:

«Жизненно важную роль имеют и перенесенные корь и краснуха. Редко кто упоминает, что при заражении ребенка свинкой (эпидемическим паротитом) нет этиотропного лечения, то есть нет лекарства против этого вируса, и лечение заключается в облегчении состояния. Осложнения после перенесенного паротита также тяжелые и могут быть смертельными, так как вирус чувствителен к железистой ткани (ушная железа, яичники, поджелудочная железа) – бесплодие, сахарный диабет инсулинозависимый (1 типа), панкреатит и другое.

Несмотря на наличие безопасной и затратоэффективной вакцины, в 2016 году корь стала причиной 89 780 смертей в мире, в основном детей в возрасте до 5 лет. Большинство смертельных случаев кори происходит из-за осложнений, связанных с этой болезнью. Чаще всего осложнения развиваются у детей в возрасте до пяти лет или у взрослых людей – старше 30 лет. Самые серьезные осложнения включают слепоту, энцефалит (инфекцию, приводящую к отеку головного мозга), тяжелую диарею и связанную с ней дегидратацию, ушные инфекции и тяжелые инфекции дыхательных путей, такие как пневмония».

Миф 15. Многие врачи утверждают, что болезни в детстве нужны для тренировки иммунной системы. Подавляя эти болезни, мы оставляем иммунную систему неразвитой, провоцируя появление различных аутоиммунных расстройств, таких как диабет и артрит, которые сегодня приобрели эпидемический характер.

Оксана Агеева, врач-педиатр, детский аллерголог:

«Иммунная система тренируется с самого рождения. Вакцинация предотвращает риск развития осложнений и смертельного исхода после перенесенной детской инфекции.

Развитие аутоиммунных заболеваний возможно по многих причинам. Вакцинация лишь один из факторов, которые могут запускать заболевание. А также запускать аутоиммунный процесс может: стресс, перенесенный грипп или другие инфекционные заболевания среднего и тяжелого течения».

Анна Франк, врач аллерголог-иммунолог, педиатр:

«Довольно-таки сложный вопрос. Думаю, он требует отдельного разбора. Строго на 100 процентов нельзя сказать, что вакцинация виной всему. Все в этом мире относительно, и причин аутоимунных заболеваний масса».

Миф 16. Вакцина БЦЖ (от туберкулеза) в Америке и Европе признана совершенно неэффективной и от нее отказались.

Оксана Агеева, врач-педиатр, детский аллерголог:

«В России туберкулез очень распространен, поэтому вакцинация необходима. В Америке и в Европе туберкулез не является проблемой и распространен меньше, поэтому они отказались».

Миф 17. Прививка от гепатита B, введенная в использование недавно, вообще не предназначена для детей, это прививка от заболевания, передающегося половым путем, которая должна быть предназначена только для взрослых с беспорядочными половыми связями.

Оксана Агеева, врач-педиатр, детский аллерголог:

«Действительно гепатит В может передаваться в результате кожного или мукозального воздействия инфицированной крови или различных жидкостей организма, а также со слюной, менструальными, вагинальными выделениями и семенной жидкостью. Может происходить сексуальная передача гепатита В, особенно от невакцинированного мужчины, имеющего половые отношения с мужчинами, и между гетеросексуальными людьми с многочисленными половыми партнерами или вступающими в контакт с работниками секс-индустрии. Инфекция у взрослых приводит к хроническому гепатиту в менее чем 5% случаев.

Почему именно новорожденным необходима эта вакцинация?

В высоко эндемичных районах гепатит В чаще всего распространяется от матери ребенку при родах (перинатальная передача) или в результате горизонтальной передачи (при воздействии инфицированной крови), особенно от инфицированного ребенка неинфицированному ребенку в течение первых 5 лет жизни. Развитие хронической инфекции очень распространено среди детей грудного возраста, инфицированных их матерями, или до достижения пятилетнего возраста».

Миф 18. Вакцина от кори является вакциной, которая регулярно вызывает серьезные поствакцинальные осложнения.

Оксана Агеева, врач-педиатр, детский аллерголог:

«Это не так. Осложнения после вакцины отмечаются меньше, чем после перенесенной коревой инфекции.

Поствакцинальные осложнения: Тромбоцитопения – 1/40 000. Энцефалопатия – 1/100 000.

Осложнения после заболевания: Тромбоцитопения – до 1/300. Энцефалопатия – до 1/300.

Летальность после заболевания: Болезнь ответственна за 20% всех детских смертей. Летальность до 1/500.

Источник: https://www.yaprivit.ru/for-parents/postvaccinalye-reakcii-i-oslozhnenia».

Миф 19. По результатам различных независимых исследований, особенно голландского и последнего немецкого, где сравниваются привитые и непривитые дети, установлено, что привитые дети склонны к астме, дерматиту, аллергиям, гиперактивности и пр.

Оксана Агеева, врач-педиатр, детский аллерголог:

«Сложно провести чистое исследование, потому что каждый ребенок при рождении уже имеет в большей или меньшей степени предрасположенность к аллергическим заболеваниям и не только».

Анна Франк, врач аллерголог-иммунолог, педиатр:

«Предрасположенность к аллергии является наследственной и может реализоваться атопией в любом возрасте, независимо от вакцинации. Было бы незаменимым определение специфического иммуноглобулина Е к компонентам вакцин перед вакцинацией – это бы снизило частоту развития поствакцинальных осложнений ».

Миф 20. Весь период грудного вскармливания ребенка защищают антитела, передающиеся ему с молоком матери. И только через полгода после последнего прикладывания к груди эта защита исчезает! Тогда нужно сдать иммунологический анализ крови на наличие тех или иных антител, и только после этого можно поставить прививки (если, конечно, вы не решили отказаться от вакцинации совсем) от тех болезней, антител к которым в крови не обнаружено.

Оксана Агеева, врач-педиатр, детский аллерголог:

«Мое мнение: идеально было бы перед прививкой провести иммунологический анализ каждому ребенку».

Миф 21. Иммунитет ребенка окончательно формируется только к 6-ти годам. И любое вмешательство (особенно такое грубое как вакцинация!) в этот естественный процесс может привести к необратимым последствиям и повлиять на всю оставшуюся жизнь. Если вы все же решили прививать своего ребенка, то лучше это начать делать после 5-6 лет!

Оксана Агеева, врач-педиатр, детский аллерголог:

«Иммунная система формируется еще до рождения и генетически запрограммирована. Действительно иммунная система развивается до полового развития (14-16 лет). Вакцинация как и инфекционное заболевание – это мощный активатор иммунной системы. Но разница в том, что вакцинация сохраняет жизнь пациенту при встрече с опасной детской инфекцией, профилактирует тяжелое течение и развитие осложнений».

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

В подготовке статьи участвовали:

Анна Андреевна Франк, врач аллерголог-иммунолог, педиатр ФГБОУ ВО «Клиник Самарского государственного медицинского университета», ассистент кафедры детских инфекций.

Агеева Оксана Олеговна, врач-педиатр, город Москва.

*мифы собраны из открытых источников в сети Интернет.

Источник

18.12.2019

Интересное

Наталья Аднорал

Делать или не делать прививки? Каждый из нас имеет право на выбор индивидуального способа защиты себя и своих детей от болезней. Важно, чтобы этот выбор был осознанным – основанном на знании ЧТО и ЗАЧЕМ мы делаем в контексте текущего момента и долгосрочной перспективы.

Вакцины – не пища, вода или воздух, которые необходимы каждому вне зависимости от его состояния. Вакцины – это сильнодействующие лекарственные препараты, у которых обязательно есть свои за и против – показания и противопоказания к конкретному препарату для конкретного человека в конкретный момент времени. О них важно знать! Как тем, кого собираются прививать, так и тем, кто эту процедуру предлагает.

Читайте также:  Прививка против вируса герпеса

Цель этой статьи – не агитировать за или против прививок, а дать необходимую пищу для размышлений.

фото шприцев для вакцинации

Заглянем в прошлое. Изначально вакцины создавались как средство спасения жизни. И не раз такой посыл себя оправдывал. Особенно в 19 – первой половине 20 века. Например, к Луи Пастеру – изобретателю антирабической вакцины (против бешенства), живущему во Франции, стекались укушенные бешеными животными люди из разных стран (в том числе, из России). И те, кто успевали уложиться в двухнедельный срок, выживали благодаря прививке.

Эдвард Дженнер – изобретатель первой в мире вакцины (против оспы), тридцать лет шел к своему первому опыту прививания человека (в том числе, и своего собственного сына!), ведомый желанием спасти жизни людей (от оспы умирало, как минимум, треть зараженных). Причем дошел он до идеи искусственного заражения коровьей оспой как средства противостояния настоящему заболеванию чисто эмпирически (наблюдая за доярками, ставшими невосприимчивыми к оспе человека после перенесения легкой формы аналогичного коровьего недуга), поскольку в то время (в 1796 году) ни об иммунитете, ни, тем более, о вирусах (оспа – вирусная инфекция) еще не было известно.

Альберт Кальмет и Камиль Герен в начале XX века трудились над созданием противотуберкулезной вакцины (названной в их честь БЦЖ – «Бацилла Кальмета-Герена»), с целью защитить детишек, живущих в окружении больных этим страшным недугом, уносившим в то время много жизней.

С XIX-начала XX века вакцины были как профилактическими (например, противооспенная и противотуберкулезная), так и лечебными (например, антирабическая, противостолбнячная). Цель их введения была благая – спасение от тяжелых, смертельно опасных недугов ценой «малой болезни», вызванной попаданием в организм человека ослабленного или убитого возбудителя; его фрагментов или анатоксинов.

Но, уже на заре вакцинопрофилактики результаты были не однозначными. Успех шел рука об руку с неудачей (осложнениями; заболеванием тем недугом, от которого прививали, но в еще более тяжелой форме, вплоть до смертельного исхода). И причина не только в загрязнении вакцин вирулентными штаммами, ведь и в наше время тщательного контроля за чистотой препаратов опасность поствакцинальных осложнений стала ничуть не меньше.

Почему тезис «привит -значит, защищен» в реальности подтверждается не всегда?

Как работают вакцины

1. Что такое вакцины?

Это иммунобиологические препараты, главным действующим началом которых служит измененный возбудитель (ослабленный, убитый, представленный фрагментами или анатоксинами).

2. От чего должны защищать вакцины?

От инфекционного заболевания. В чем его причина? Только ли в попадании в организм соответствующего возбудителя? Конечно, нет. В противном случае заболевали бы все зараженные. Но этого никогда не происходило даже во время страшных эпидемий чумы, холеры, не говоря уже об оспе, туберкулезе, полиомиелите, дифтерии, гриппе и др. Т.е., помимо самого возбудителя ничуть не меньшую роль в давлении на «чашу весов» здоровья-болезни (как в смысле самого факта заболевания, так и способности справиться с недугом) играют внутренние факторы, как врожденные, так и приобретенные. Со второй половины 19 века их стали называть очень знакомым ныне термином – «иммунитет».

Этимологически это слово обозначает «освобождение, избавление от чего-либо». Иммунитет (применительно к рассматриваемым нами инфекциям) – это по сути врожденная или приобретенная способность организма защититься и освободиться от проникших в него возбудителей. Именно эту способность и призвана создать вводимая в организм вакцина.

Теперь мы подошли вплотную к ответу на третий вопрос.

3. Что служит мишенью действия вакцины?

Тот самый «внутренний фактор» – иммунная система, играющий решающую роль в развитии заболевания и его прогнозе, а никак не возбудитель. Последний служит мишенью иного «оружия» в борьбе с инфекциями – антибиотиков или противовирусных препаратов. И если возбудитель более или менее универсален (для конкретной болезни в узком временном диапазоне), то состояние иммунной системы очень индивидуально!

4. Что делает вакцина?

Изменяет состояние иммунной системы с целью обретения ею способности распознавания и уничтожения конкретного возбудителя. Ожидаемый итог – устойчивость/невосприимчивость организма к данной инфекции (на короткий или длительный срок).

Будет ли она сформирована?

  1. Возможно, да.
  2. Возможно, по тем или иным причинам организм не способен ее выработать, и введение вакцины не только не укрепит, но ухудшит его состояние.
  3. Возможно, она уже есть, и в вакцинации нет никакой необходимости.

Реальный итог прививки зависит не столько от характеристик вакцины, сколько от текущего состояния иммунной системы (и других систем) конкретного человека. Отсюда такой разброс последствий вакцинации (одними и теми же вакцинами) у разных людей.

5. Отличия естественного иммунитета от поствакцинального

Нельзя сбрасывать со счетов и отличия в формировании естественного и поствакцинального иммунитета. Недаром последний часто именуют «костылями».

Естественный иммунитет (за редкими исключениями инфицирования непосредственно через кровь) формируется в ответ на проникновение возбудителя через естественные границы организма с внешней средой – кожу и слизистые оболочки. В ответ на вторжение запускается каскад реакций распознавания, запоминания возбудителя, выработки защитных мер «здесь и сейчас» и на длительный срок с поэтапным включением клеточных и гуморальных механизмов быстрого и медленного действия. В результате мы имеем стойкую, надежную, чаще всего, пожизненную защиту.

В формировании прививочного иммунитета отсутствуют очень важные стартовые звенья. Почему? Потому что вакцина чаще всего (есть несколько вакцин, которые вводятся через рот или нос) минуют «пограничные заставы», попадая непосредственно в кровь (внутримышечное введение многими считается оптимальным). В результате иммунитет оказывается либо неполноценным, либо краткосрочным, требующим повторных стимуляций.

Итогом искусственной стимуляции иммунной системы может стать ее истощение, ведущее впоследствии к т.н. отсроченным поствакцинальным осложнениям: аллергиям, аутоиммунным недугам, хроническим инфекциям, онкозаболеваниям и пр. Или – к развитию острой, либо хронической формы недуга, от которого прививали.

Естественные инфекции, с которыми знакомится организм ребенка, служат своего рода «тренажером» для его иммунной системы. Например, есть исследования, показавшие, что частые контакты детей с «детсадовскими» респираторными инфекциями снижают риск развития острого лимфобластного лейкоза на 30-40%! Другие ученые доказали, что люди, переболевшие корью в детском возрасте, меньше подвержены онкологическим заболеваниям и ощутимо реже умирают от сердечно-сосудистых недугов.

Еще один важный момент. Представления о том, как возникает естественный и прививочный иммунитет, основаны на познаниях в этой области вчерашнего и сегодняшнего дня. Но есть все основания полагать, что эти знания очень и очень неполны, что процесс формирования защиты намного более сложен и «многомерен».

Например.

Эффективность поствакцинальной защиты оценивается количеством образовавшихся в ответ на введение вакцины (антигена) соответствующих антител. Но, есть данные о том, что большое количество антител далеко не всегда защищает их обладателя от инфицирования и тяжелого течения соответствующего недуга. Это, во-первых. А, во-вторых, есть дети (и их немало), не способные к выработке антител к введенному с вакциной антигену. Например, относительно дифтерийного токсина (одного из компонентов поливакцины АКДС) доля таких детей составляет 10-12 процентов.

С другой стороны, люди, от рождения неспособные к производству антител (с т.н. агаммаглобулинэмией; антитела – это молекулы иммуноглобулинов), часто оставались здоровыми при непосредственном контакте с инфекциями и/или способными к формированию стойкого иммунитета в случае перенесения заболевания.

Ответ на вопрос: что лучше – искусственная стимуляция иммунного ответа или естественный процесс его формирования – может быть только индивидуальным.

  1. Для конкретного ребенка с конкретными особенностями иммунной системы, живущего в конкретных условиях.
  2. Относительно конкретного недуга и рисков им заразиться.
  3. С учетом уже известных принципов и этапов становления иммунной системы детского организма.

Особенности иммунной системы у детей

1. Иммунная система новорожденного ребенка НЕ ЗРЕЛАЯ! Ее созревание по длительности совпадает со всем периодом детства.

Но это не означает, что появившийся на свет малыш абсолютно беззащитен перед внешними агрессорами. В первое время его основная защита – это материнские молекулы (иммуноглобулины), переданные малышу внутриутробно и продолжающие поступать в его организм в период грудного вскармливания. Недаром последнее служит самой действенной мерой профилактики болезней для грудных детей.

Читайте также:  Прививка и продавец продовольственных

2. Процесс активного становления иммунной системы ребенка проходит через несколько критических периодов:

  • первый месяц жизни (0-29 дни) – пассивная защита малыша материнскими антителами; собственные защитные механизмы еще очень несовершенны;
  • 4-6 месяц – заканчивается «срок действия» пассивной защиты и начинается активное становление собственной;
  • второй год жизни – резкое увеличение разнообразия контактов с внешним миром на фоне все еще недостаточной внутренней защищенности;
  • шестой-седьмой год жизни и подростковый период (12-15 лет) – активные перестройки в работе иммунной системы, временно повышающие восприимчивость организма к некоторым инфекциям.

«Критическими» эти периоды названы потому, что в это время иммунная система ребенка наиболее чувствительна и способна на непредсказуемые реакции в ответ на попадание в организм чужеродного агента (антигена).

Их сопоставление с календарем прививок (в сети легко найти в свободном доступе) показывает, что многие вакцины (антигены) вводятся в детский организм именно в периоды максимальной уязвимости его системы защиты. Особенно это характерно для прививок в первые часы (вакцина против гепатита В), в первые дни (вакцина против туберкулеза – БЦЖ) и в первые месяцы (вакцина против коклюша, дифтерии, столбняка – АКДС; вакцина против полиомиелита и др.) жизни малыша.

Необходимые условия вакцинации

Повторим, вакцина – это сильнодействующий лекарственный препарат, назначение которого требует наличия веских показаний и, СТРОГО, отсутствия противопоказаний для каждого конкретного человека. Особенно, для ребенка. И втройне особенно, для новорожденного. Большинство тех, кого называют «противниками прививок», выступают вовсе не против самой идеи вакцин, а против их массового, бездумного использования, поскольку многочисленные исследования показали, что такой подход себя не оправдал.

Да, некоторые болезни почти ушли в прошлое (например, оспа). Но лавры победителя в этих случаях готовы разделить с вакцинами ряд иных социальных, санитарно-эпидемиологических и лечебных мероприятий (улучшение качества питания и воды, появление канализации, холодильников и средств личной гигиены; изобретение антибиотиков и др.).

Другие недуги, например, туберкулез, напротив, несмотря на массовую вакцинацию в роддомах (БЦЖ), уверенно отвоевывают отданные было позиции. Настолько уверенно, что в настоящее время в России заболевших туберкулезом в десятки раз больше, чем в странах, где новорожденных детей БЦЖ не прививают.

Почему защита не срабатывает? Возможно, потому что:

  1. 99 процентам детишек такая прививка вовсе не нужна. Они и без нее к туберкулезу невосприимчивы.
  2. У некоторых из оставшегося 1 % восприимчивых к этой болезни вакцина может спровоцировать развитие т.н. «вакциноассоциированного» туберкулеза в тяжелой форме (проявиться он способен и сразу, и спустя годы после введения вакцины). В особой группе риска детишки с ослабленной иммунной системой (с т.н. первичными и вторичными иммунодефицитами).

Причем риск поствакцинальных осложнений, ведущих к хроническим недугам вплоть до инвалидности и смерти, есть у ВСЕХ детей с иммунодефицитами (а также, ферментопатиями и иными генетическими недугами), а не только у тех, кто конституционально чувствителен к возбудителю туберкулеза.

Выявить подобные проблемы и уберечь детей от беды может только предварительное специальное обследование – генетический скрининг и определение иммунологического статуса новорожденных. Только на основе его результатов можно принимать индивидуальное решение за и против введения тех или иных вакцин. Проводят ли у нас такое обследование до первой прививки? Как правило, нет.

Генетический (неонатальный) скрининг осуществляется уже после первой вакцинации (как минимум, гепатита В; нередко еще и БЦЖ). Определение иммунного статуса и вовсе не входит в число обязательных обследований новорожденных. Получается, что в роли «скрининга» («отбора, сортировки») детишек с ослабленной иммунной системой выступают сами прививки (которые таким детям однозначно противопоказаны). Результатом становятся тяжелые осложнения.

Именно по этой причине многие врачи и ученые являются противниками массовой вакцинации без предварительного обследования.

Небезопасные компоненты в составе вакцин

Различные консерванты и адъюванты – компоненты, повышающие иммуногенность (способность вызывать иммунный ответ) – еще одно небезопасное «неизвестное» в «уравнении» «привит – значит, защищен».

  1. Мало того, что эти составляющие являются антигенами, способными спровоцировать бурную реакцию организма с краткосрочными и долгосрочными последствиями.
  2. Некоторые из них, например – соли ртути, формальдегид, фенол, этиленгликоль (антифриз), гидроокись алюминия – еще и очень токсичны. (Состав конкретных вакцин отечественного и зарубежного производства тоже можно найти в интернете).

Производители вакцин аргументируют их безопасность очень малыми дозами данных веществ. Но не устанем повторять: реакция организма на те или иные вещества и зависимость ее выраженности от дозы очень индивидуальна! Недаром даже в календаре прививок от 2019 года указывается категория людей, для которых следует использовать вакцины, не содержащие консерванты. Но к консервантам не относится, например, гидроксид алюминия (есть в составе вакцины против гепатита В, которую вводят внутримышечно в первые сутки жизни ребенка).

В составе той же, массово используемой в роддомах генно-инженерной вакцины против гепатита В, есть еще и дрожжи. Для большинства детишек в них нет ничего опасного. Но есть малыши, у которых велик риск развития сильной аллергической реакции. Проводится ли подобное исследование в первые часы после рождения ребенка?

Комплексные вакцины

Например, КПК – вакцина против кори, паротита и краснухи; пентаксим – против дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита и гемофильной инфекции.

Их эффективность и безопасность многими учеными и врачами ставится под сомнение по причине следующих наблюдений:

1. В естественных условиях человек никогда не болеет одновременно несколькими инфекциями.

2. Один из компонентов вакцины может спровоцировать формирование неполноценного иммунного ответа на другой ее компонент. Например, «краснушный» компонент комплексной вакцины КПК снижает эффективность противокоревой защиты.

3. Одновременное введение в организм нескольких живых (ослабленных) возбудителей (например, в составе все той же КПК) значительно увеличивает риск осложнений (например, воспалительных поражений кишечника).

Выводы

Задача приведенных выше фактов не в том, чтобы умалить и очернить саму идею прививок, как способа защиты от страданий и смерти. Прививки вполне могут выступать в роли индивидуального лечебного препарата (например, антирабическая или противостолбнячная). Или в роли обоснованно необходимого средства профилактики для здоровых людей, отправляющихся в путешествие (в районы, богатые непривычными для нас инфекциями). Возможны и иные индивидуальные доводы в пользу вакцинации. Тем более, что наука не стоит на месте, и по мере роста наших знаний о работе иммунной системы и совершенствования системы пред и постпрививочного контроля, будут расти эффективность и безопасность новых вакцин.

Цель приведенных выше фактов и размышлений в том, чтобы побудить людей задуматься и обратить особое внимание на следующие моменты:

  • массовая вакцинация новорожденных и грудных детей;
  • вакцинация детей без обоснованной, индивидуальной необходимости и обязательного наличия генетического паспорта и результатов иммунологического обследования;
  • вакцинация детей без предварительного согласия родителей (особенно, в роддомах!);
  • вакцинация детей живыми вакцинами (БЦЖ, АКДС, против полиомиелита, кори, краснухи, паротита);
  • использование вакцин, содержащих токсичные компоненты;
  • одномоментное введение нескольких вакцин;
  • запугивание и прочие элементы экономического и психологического давления на людей (как на вакцинируемых, так и на вакцинирующих);
  • необходимость предоставления полной информации о плюсах и минусах вакцинации, возможных осложнениях, правах родителей на отказ от прививок и его последствиях, об альтернативных способах профилактики и лечения болезней.

Да или нет прививкам? Выбор за Вами. Главное, чтобы он был Вашим – осознанным и добровольным!

Рекомендуем к прочтению:

Книги Галины Петровны Червонской:

  • «Прививки: мифы и реальность»;
  • «Вакцинация без диагностики – профанация в борьбе с инфекционными болезнями».

Галина Петровна Червонская – ученый-вирусолог, докт