Делают ли пчелам прививки

Делают ли пчелам прививки thumbnail

Прежде чем при­ступить к прививке личинок, пчеловод заранее готовит прививоч­ную рамку, для чего в обыкновенной рамке крепят 3 горизонталь­ные планки. Одну из них прибивают на расстоянии 3 см от верхнего бруска рамки, а остальные — с промежутком в 7 см. К боковым брускам рамки планки крепят гвоздями так, чтобы они могли свободно поворачиваться. Затем заготавливают патроны — квад­ратные деревянные брусочки размером 2,5 х 2,5 см и толщиной около 0,5 см; на одну рамку их требуется 30 — 40 шт., а в некото­рых случаях до 60 (см. ниже). С лицевой стороны каждого патрона делают кончиком ножа маленькое углубление.

Прививка личинок пчел

Для прививки личинок нужна теплая комната: температуру воздуха в ней поддерживают в пределах 25 — 35 °С; для увлажне­ния воздуха пол комнаты сбрызгивают водой, а по стенам разве­шивают мокрые полотенца. Помещение должно быть светлым и без посторонних запахов. Работу по прививке личинок выполняют на чисто вымытом поставленном у окна столе, однако прямые солнечные лучи не должны на него падать.

Существуют следующие два основных способа прививки личи­нок для вывода маток:

1) прививка без переноса личинок, когда их дают семье-воспитательнице в своих же ячейках:

2) прививка с переносом личинок из ячеек в искусственные восковые мисочки.

Прививка без переноса личинок — способ простой и доступный каждому пчеловоду. Выполняется он так: подготовив все необхо­димое, берут из материнской семьи рамку с племенными личин­ками, осторожно сметают с нее пчел и переносят в закрытом ящике в помещение. Здесь рамку кладут плашмя на стол и нагре­тым в горячей воде и вытертым досуха ножом вырезают полоски сота. Каждая полоска должна состоять из одного ряда целых ячеек. Полоски вырезают из той части сота, преимущественно из сере­дины, где имеется много личинок.

Затем каждую полоску кладут боком и с одной стороны (где больше личинок) срезают края ячеек, укорачивая их наполовину, чтобы пчелам было легче пре­вратить ячейку в маточную мисочку. Подготовленную полоску ре­жут поперек на кусочки, содержащие по одной целой ячейке с личинкой. Затем в углубление патрона наносят каплю растоплен­ного воска и приклеивают к нему вырезанную ячейку неукороченной стороной. После этого патрон прикрепляют растоплен­ным воском к планке прививочной рамки. Каждый кусочек сота на патроне осматривают и, если сбоку где-либо в разрезанной ячейке уцелела личинка, ее сбрасывают спичкой, иначе на одном патроне пчелы могут заложить 2 и даже 3 маточника.

Описанный способ прививки личинок хотя и прост, но имеет существенные недостатки: во-первых, приходится портить соты и уничтожать много личинок; во-вторых, пчелы должны перестра­ивать пчелиные ячейки в маточные мисочки, в результате чего снижается количество принятых на воспитание личинок. Поэтому упрощенный способ прививки допустим только при выводе не­большого количества Маток для собственной пасеки.

При выводе большого количества маток для снабжения ими всех пасек крупной пчеловодческой фермы или продажи другим хозяйствам следует прививать личинки с переносом их в искусст­венные мисочки, как это делают в специальных матковыводных питомниках.
Маточные мисочки изготавливают с помощью специального шаблона, представляющего собой деревянную палочку с закруг­ленным хорошо отшлифованным концом, имеющим диаметр 8,5— 9 мм. Конец шаблона, смоченный водой, погружают в растоп­ленный воск и тут же вынимают; погружение повторяют несколь­ко раз, но каждый раз на меньшую глубину, чем в предыдущий. В результате этого на шаблоне накапливается слой застывшего вос­ка, постепенно утолщающийся книзу. Затем макают кончик шаб­лона в растопленный воск последний раз, и быстро, не дав зас­тыть образовавшейся капле воска, прикладывают его к патрону. Слегка поворачивая палочку вокруг оси, ее удаляют, и на патро­не остается приклеенная к нему восковая мисочка.

При крупных масштабах производства на деревянной планке в ряд укрепляют достаточно большое число шаблонов, наподобие зубьев граблей. Все соединенные таким образом шаблоны погру­жают в растопленный воск одновременно. Готовые мисочки сни­мают с шаблонов пальцами, заготавливая их впрок. По мере необ­ходимости их приклеивают растопленным воском к патронам.

Патроны с мисочками прикрепляют воском к планкам приви­вочной рамки. Затем прививочную рамку кладут плашмя на стол, повернув планки так, чтобы мисочки были обращены кверху. В каж­дую мисочку кладут капельку маточного корма из роевого или свищевого маточника и на этот корм переносят из ячейки личин­ку, предназначенную для вывода матки. Выполняется это шпате­лем — особым инструментом из алюминиевой проволоки, конец которой сделан в виде очень маленькой, тщательно отшлифован­ной лопаточки. Чтобы взять шпателем едва заметную простым гла­зом личинку, не повредив ее, надо иметь острое зрение и хоро­шие навыки. Преимущество данного способа заключается в том, что при нем не портят сотов и не уничтожают «лишних» личинок; пчелы гораздо лучше принимают на воспитание личинок в ми­сочках, чем в вырезанных пчелиных ячейках, и выращивают из них более крупных маток.

Особенно хорошие результаты дает так называемая двойная, или повторная, прививка личинок. Заключается она в том, что ли­чинок, привитых как обычно и поставленных в семью-воспита­тельницу, через 9 ч удаляют из мисочек, а на оставшийся после них корм помещают новых личинок, из которых уже и выводятся матки. При двойной прививке вторая партия личинок сразу же попадает в условия обильного кормления, в результате чего из них вырастают более развитые матки, с гораздо большим количе­ством яйцевых трубочек и, следовательно, отличающиеся высо­кой плодовитостью.

Читайте также:  Надо ли делать прививку от дифтерии в 14 лет

Независимо от того, каким способом прививают личинок, всю эту работу надо выполнять как можно быстрее, чтобы ли­чинки находились вне гнезда не более 30—40 мин. Затем приви­вочную рамку с патронами ставят в переносный ящик, доставля­ют семье-воспитательнице и помещают в середину гнезда, между рамками с расплодом. Семье-воспитательнице среднерусских и грузинских серых горных пчел за один прием можно давать 35 — 40 личинок, семье-воспитательнице северокавказских желтых (ку­банских) пчел — 50 — 60 личинок.

Проверка личинок на прием.
Через 1 — 2 дня после постановки личинок в семью-воспитательницу ее осматривают и определя­ют, сколько их принято пчелами на воспитание. Для этого про­сматривают мисочки, чтобы убедиться, что в них есть личинки и корм (молочко). Количество принятых личинок отмечают в запи­сях. Если какая-либо из семей-воспитательниц приняла очень мало личинок, то их передают другой семье, а этой возвращают матку. После проверки личинок на прием семью больше не осматривают до тех пор, пока маточники не созреют.
 

По этой теме читайте на сайте :

Источник

Не только люди делают детям прививки. У пчел обнаружен механизм, позволяющий передавать потомству фрагменты патогенов, запускающие иммунный ответ. Авторы исследования надеются, что людям удастся воспроизвести этот механизм и защитить насекомых от болезней, с которыми они не справляются сами.

С тех пор как одни формы жизни догадались паразитировать на других, между паразитами и их потенциальными хозяевами не прекращается гонка вооружений. Хозяева воздвигают новую стену защиты, а паразиты учатся ее обходить. Одной из самых сложных и совершенных систем защиты обладают млекопитающие и, в частности, человек. Их (наш) иммунитет состоит из действующих сообща врожденного и приобретенного иммунитета. Врожденный иммунитет умеет распознавать врагов в принципе – внешние оболочки вирусов и бактерий сильно отличаются от мембран человеческих клеток, и поэтому такое распознавание возможно. Приобретенный иммунитет умеет распознавать только те патогены, с которыми организм уже встречался, но значительно быстрее и надежнее. Основа приобретенного иммунитета – антитела.

Между врожденным и приобретенным иммунитетом у человека есть что-то вроде пограничной зоны для защиты самых маленьких. Во время беременности антитела матери проникают через плацентарный барьер и обеспечивают ребенку защиту от всех инфекций, с которыми встречалась мать. Эти антитела присутствуют в крови у ребенка в момент рождения и некоторое время после. В материнском молоке содержатся антитела, вырабатываемые организмом матери, и, пока она кормит ребенка, он получает частичную защиту от инфекций, особенно проникающих через желудочно-кишечный тракт. Эти инфекции очень опасны для малышей даже сейчас, особенно в так называемых странах третьего мира, а сто и больше лет назад были очень опасны для всех детей. В возрасте нескольких месяцев материнские антитела перестают справляться с защитной функцией, зато у ребенка начинают появляться свои.

У каждого человека с рождения есть набор генов, кодирующих антитела. Они есть во всех клетках, но активны только в B-лимфоцитах. При этом один B-лимфоцит синтезирует антитела только одного вида. По мере столкновения с инфекциями в B-лимфоцитах запускаются перестановки внутри генов антител, и таким образом получаются новые антитела. Если какое-нибудь из антител окажется особенно эффективным, этот лимфоцит станет очень быстро размножаться, производить еще больше антител, болезнь будет побеждена, а в ходе деления лимфоцита образуется несколько клеток памяти, которые позволят при повторном заражении быстро наладить интенсивное производство нужных антител и победить захватчиков еще даже до появления симптомов. Но это происходит уже через какое-то время после рождения ребенка, в том числе и благодаря вакцинации. А в первые месяцы жизни из «приобретенного» иммунитета у него есть:

  1. Высокоэффективные антитела матери против тех патогенов, которые мать встречала в своей жизни, проникшие через плаценту; их число уменьшается.
  2. Менее эффективные антитела, находящиеся в молоке, помогающие, в основном от желудочно-кишечных инфекций.
  3. Собственные «предустановленные» антитела, они поначалу не очень эффективны и малочисленны, но со временем их число растет.

До недавнего времени считалось, что видов, не имеющих антител нет, никакого приобретаемого в течение жизни иммунитета нет, и уж тем более он не может передаваться следующему поколению.

Исследования пчел показали, что это не так. Некоторое время назад было замечено, что попадание патогена в пищу пчелиной матки дает личинкам устойчивость к этому патогену. Авторам обсуждаемой работы удалось частично проследить механизм такой передачи.

Пчелиная матка не покидает улей или же делает это очень редко. Рабочие пчелы приносят ей еду, в которой могут находиться патогены. Она съедает и переваривает бактерии, и фрагменты их клеточной оболочки из кишечника попадают в жировое тело – орган насекомых, примерно соответствующий человеческой печени, и ответственный за запасание питательных веществ. Там же, в жировом теле, находится белок вителлогенин, предшественник желтка, которым будет питаться отложенная личинка, пока будет расти. В жировом теле вителлогенин связывается с бактериальными фрагментами и в таком виде эти фрагменты попадают в личинок. То есть безвредные фрагменты антигена демонстрируются иммунной системе личинок прежде, чем они смогут встретить реальный патоген. Дальнейший механизм пока неизвестен, однако показано, что такая презентация антигена действительно дает защиту.

Читайте также:  На месте прививки акдс уплотнение чем мазать

Это открытие важно и с практической стороны. Пчелы очень важны в хозяйстве, поскольку многие хозяйственно значимые виды растений (фрукты, овощи, орехи) без их участия не опыляются. При этом число медоносных пчел, например, в США за последние полвека сократилось вдвое. Такая же картина, и даже местами хуже, наблюдается в Европе. Причины этого не вполне понятны, но пчелы много болеют.

Американский гнилец, например, это болезнь, вызываемая попаданием бактерий рода Paenibacillus в личинок пчел. Проникнув в улей, болезнь может убить почти всех имеющихся личинок. Болезнь поражает насекомых как раз в тот период, на котором сосредоточено исследование. Авторы надеются, что, воспользовавшись результатами их работы, удастся создать вакцину для пчел от американского гнильца и, возможно, от других болезней и замедлить или вовсе обратить сокращение пчелиной численности.

Источник

Итак, семья-воспитательница у нас готова, готова и прививочная рамка с мисочками (Пчёлы: вывод маток).  Можно начинать прививку личинок. Считается, что самые качественные матки получаются из личинок, возраст которых не больше одного дня.

Напоминаем, что после откладки яйца маткой через трое суток из яйца вылупляется личинка, и пчёлки начинают кормить её маточным молочком. Однодневную личинку достаточно сложно рассмотреть, если зрение не очень хорошее, — на дне ячейки мы видим просто маленькую «лужицу» белого молочка. А сама личинка плавает в нём.

Если сложно, особенно вначале, из-за отсутствия опыта отличить однодневную личинку от двух- и трёхдневной, можно поступить следующим образом. За три дня до прививки находим в семье с племенной маткой, от которой будем выводить новых маточек, рамку с засевом, которому меньше суток (яички стоят вертикально). Помечаем эту рамку — маркером на верхнем бруске ставим какой-нибудь знак или записываем, какая это рамка — например, третья слева. Через три дня берём именно эту рамку, стряхнув с неё пчёл.

Чудеса природы

Как получается, что из одних яиц, отложенных маткой, выводятся трутни, а из других — рабочие пчёлы или даже матки? Дело в следующем. Ячейка на соте, в которой выводится рабочая пчела, обычно имеет «диаметр» около 5 мм. Ячейка же для вывода трутня имеет больший размер. Яичко, которое матка откладывает в ячейку, выходит у неё из так называемого непарного яйцевода, над которым расположен шарообразный семяприёмник — туда при облёте матки попадает семенная жидкость трутней.

Когда матка опускает задний конец брюшка в узкую ячейку рабочей пчелы или в зауженную в верхней части мисочку для вывода матки, волоски на её брюшке касаются стенок ячейки, и под действием нервного импульса в организме матки срабатывает так называемый семенной насос — на выходящее сзади яичко попадает капелька семенной жидкости. Яйцо оплодотворяется, и из него в будущем вырастет рабочая пчела или матка. Когда же матка опускает конец брюшка в трутневую ячейку большего размера, то волоски на её брюшке не касаются стенок ячейки, нервного импульса не возникает, и яйцо остаётся неоплодотворённым. Из такого яйца вырастет трутень.

От количества запасённой во время облёта матки семенной жидкости в семяприёмнике зависит, насколько долго матка сможет откладывать не трутневые яйца. Иногда из-за плохого облёта матка может очень скоро начать откладывать только трутневые яйца — матка трутовеет.

Пчёлы А почему из некоторых яиц получаются матки? Причина — в кормлении. Будущую матку пчёлы выкармливают исключительно маточным молочком. При этом количество такого молочка избыточно, и к моменту запечатывания маточника личинка будущей матки плавает в этом молочке. После запечатывания личинка продолжает питаться молочком до момента образования предкуколки. Маточное молочко — очень питательная смесь. Благодаря ему, цикл созревания матки от момента откладывания яичка до выхода матки из маточника занимает всего 16 дней, и в её организме развиваются половые органы. Рабочая же пчела развивается 21, а трутень — 24 дня. В организме рабочей пчелы половые органы тоже есть, но в неразвитом, зачаточном состоянии.

Личинки рабочих пчёл и трутней получают маточное молочко только первые три дня, а потом, вплоть до запечатывания ячейки восковой крышечкой, пчёлы кормят личинок смесью мёда, перги и воды.

Подстрахуемся

Перед тем как поставить в воспиталку рамку с привитыми на неё личинками, нужно ещё раз проверить семью-воспитательницу на наличие матки — вдруг случайно перенесли её туда из другой семьи. Для этого открываем улей и просматриваем рамки на наличие свежего засева. Если свежего засева нет и есть заложенные маточники, то почти со стопроцентной уверенностью можно считать, что матки в воспиталке нет и туда можно ставить рамку с привитыми личинками.

Новая жизнь

 Под выражением «заложенные маточники» имеется в виду следующее. Если в семье пропадает матка, или имеющаяся матка по той или иной причине перестаёт устраивать пчёл, или пчёлы собрались роиться — семья может начать вывод новых маток. Для этого в семье должен быть открытый расплод или плодная матка. Если матки нет, то пчёлы расширяют обычную ячейку рабочей пчелы с личинкой, делая из неё мисочку на подобие той, изготовление которой описано в предыдущей статье. Пчёлы начинают усиленно кормить личинку маточным молочком и увеличивать высоту мисочки, постепенно заужая её кверху. На девятый день после откладки яйца пчёлы запечатывают маточник (см. фото). При наличии в семье матки маточники тоже могут быть заложены: пчёлы формируют мисочку и «вынуждают» матку отложить туда яйцо.

Читайте также:  Доктор комаров о прививках

Соблюдая условия

Прививают личинок с помощью специального шпателя (см. фото). Такой способ называется «прививка методом переноса». Шпателем будем брать личинку из ячейки и переносить её в изготовленные нами мисочки. шпатель для прививкиРабочий конец шпателя имеет вид «язычка» из тонкого гибкого пластика, вдоль этого «язычк»а двигается «толкатель», с помощью которого личинка сталкивается с язычка в мисочку.

В помещении для прививки должно быть тепло и достаточно влажно. Для увеличения влажности можно поставить на газ ведро или большую кастрюлю с водой. Хорошо нагретая вода начнёт испаряться, и влажность в помещении увеличится. Одновременно повысится и температура, чтобы личинки не подмерзли, — ведь обогревающих их пчёлок на рамке во время прививки не будет. А влажность нужна, чтобы не пересушить личинок — без пчёл влага из ячеек быстро удаляется, а личинки очень нежные. Желательно, чтобы температура в помещении была плюс 27-30 градусов.

На столе должна быть прививочная рамка с искусственными мисочками, а рядом с ней — свободное место под рамку, с которой будем брать личинок. Желательно иметь налобный фонарик, чтобы легче увидеть личинок на дне ячейки. Рядом ставим стакан с хорошо тёплой водой, в который минут за 15-20 до прививки опускаем шпатель, чтобы язычок стал помягче. Ставить шпатель в воду надо язычком вниз, толкатель над ним, — тогда язычок под весом самого шпателя немного изогнётся в нужную сторону, и им проще будет подхватывать личинок со дна ячейки. Работать придётся собрано и достаточно быстро, чтобы не переохладить личинок.

Процесс пошёл

С ящиком-переноской подходим к улью. Вынимаем заранее отмеченную рамку, проверяем, нет ли на ней матки. Если матка есть, то аккуратно берём её за крылышки и пересаживаем на другие рамки — просто сверху отпускаем в одну из улочек. Стряхиваем пчёл с вынутой рамки, ставим рамку в ящик-переноску и идём в помещение для прививки.

Кладём рамку на стол, одеваем на голову фонарик и начинаем. Находим ячейку с молодой личинкой. Берём шпатель из стакана с водой и стряхиваем с него воду. Опускаем кончик шпателя в ячейку с личинкой, плотно прижимая язычок к боковой стенке ячейки. При опускании язычок шпателя будет скользить сначала вдоль стенки ячейки, а потом, благодаря своей гибкости, плавно перейдёт со стенки на дно, подхватывая личинку с молочком, как бы вычерпывая её вместе с молочком. Не нужно слишком пристально следить за этим, достаточно чувствовать, что гибкий язычок скользит вдоль вертикальной стенки а потом переходит на дно. Остальное шпатель «сделает сам» — дно ячейки не плоское, а немного округлое, и стенки ячейки плавно переходят в него. Благодаря этому, шпатель, если правильно им пользоваться, достаточно легко скользит сначала по стенке, а потом «подныривает» под личинку. Можно даже не заметить переход личинки на шпатель — просто когда шпатель остановится, вынимаем его из ячейки. На его кончике должна быть личинка с молочком.

Переносим личинку в сделанную нами мисочку. Опускаем кончик шпателя в мисочку, как бы прижимая его ко дну. Кончик язычка с личинкой должен лечь на дно мисочки. После этого аккуратно сталкиваем толкателем личинку с молочком на дно. При этом делаем два движения: сталкивая личинку, одновременно потихоньку убираем кончик шпателя со дна мисочки, тем самым освобождая место на дне для личинки. пчелиная рамка Благодаря этому, удаётся снять личинку с кончика шпателя, даже не задевая личинки. Такое вряд ли получится, если просто сталкивать личинку толкателем. После этого споласкиваем кончик шпателя в воде, стряхиваем её остатки и берёмся за следующую личинку. Когда все личинки перенесены, поднимаем со стола прививочную рамку и поворачиваем планки на рамке, чтобы мисочки с личинками оказались в вертикальном положении (см. фото). Ставим рамку из племенной семьи и рамку с привитыми личинками в ящик-переноску и идём с ним на пасеку.

В добрый путь

Открываем улей семьи-воспитательницы и в центре гнезда раздвигаем рамки так, чтобы между ними можно было поставить прививочную рамку с личинками. Ставим её в образовавшийся промежуток и хорошо утепляем гнездо сверху. Всё, процесс вывода маток начат. После этого возвращаем рамку из племенной семьи обратно в свой улей.

Источник