Делать ли ребенку прививки мнения

Делать ли ребенку прививки мнения thumbnail

В последние годы количество родителей, отказывающихся прививать своих детей, стремительно растет. Сложно сказать, что является истинной причиной такой ситуации: активная пропаганда антипрививочного движения в СМИ и социальных сетях, неправильное понимание научной литературы или просто стремление не отрываться от «современных тенденций».

Мы собрали мнения мам – противниц прививок и попросили педиатра прокомментировать существующую ситуацию и ответить на волнующие родителей вопросы.

Людмила, мама двоих детей (3 и 5 лет)

«Началось все с первого ребенка, после АКДС была реакция, в карте фиксировать это отказались, сославшись на то, что это норма. Через месяц ее всю обсыпало, на этот раз сказали что мы что-то съели не то. Аллергии у ребенка не было ни до, ни после. Написала отказ. Второй ребенок без прививок вообще. Ну и лично знаю две семьи, пострадавшие от прививок. В одной семье ребенок умер после прививки, через суд это удалось доказать. У другой знакомой пары у ребенка аутизм. Почему нет статистики по реакциям на вакцины? Позже поняла: откуда ей взяться, если в картах ничего не фиксируют! Я не категорично против прививок. Хотелось бы знать реальное положение вещей от врачей, состав прививки, возможные реакции и пр. За пять лет мне так и не рассказали этого в больнице. А играть со здоровьем ребенка – очень нездоровый риск».

Анна, мама двоих детей (4 и 5 лет)

«Я не за и не против. В данный момент я сама на стадии изучения данной темы и еще не во всем разобралась. А вообще, как говорит Червонская, прививки следует ставить тем, кто находится в группе риска: неблагополучные и малообеспеченные семьи и т.д. Поскольку мы не относимся к такой группе, я не вижу причины делать прививки своему ребенку. Бывают случаи, что и после прививки человек заражается, и при том не раз. Если так, то какой смысл ставить прививку, зная, что состав не так уж и безвреден? Во всяком случае, нужно с осторожностью относиться к тому, что вводят в организм ребенка… И иммунитет, конечно, в таком случае должен быть очень сильным, чтобы не было никаких осложнений».

Людмила, мама троих детей

«Главный вопрос, на который сами врачи не могут дать вразумительного ответа: почему слабого ребенка не прививают, дают медотвод, а здорового надо заколоть? Это очень весомый аргумент для меня. Казалось бы: вот слабый иммунитетом ребенок – его спасайте, вакцинируйте! А здоровый сам справится. Нет, давайте всех сделаем овощами!»

Вера, мама

«В первую очередь ребенок должен быть абсолютно здоров. Так вот зачем же в совершенно здоровый организм закидывать Троянского коня? Ведь после каждой вакцинации организм переносит болезнь в легкой форме. Так это получается, что мы осознанно заставляем грудного ребенка болеть 7 раз за его первый год жизни?»

Ирина Трояновская, врач-педиатр

В первую очередь давайте обратимся к истории. Вспомните, сколько эпидемий прокатилось по всему миру и погубило тысячи людей! Эпидемия гриппа в 1957 году уничтожила более 2 млн человек. Врачи во всем мире сражались с вирусами, рискуя своими жизнями, и не могли их остановить. На сегодняшний день найдены средства от многих из них, и болезни практически исчезли.

Главная профилактика – вакцины.

Нужно понимать: вакцинирование считается эффективным только в случае 70% охвата населения. В этом случае создается своеобразный массовый иммунитет, препятствующий распространению инфекции в случае ее попадания в страну.

Массовый отказ от прививок ни к чему, кроме возникновения новых эпидемией и смертей, не приведет. Примером этому могут служить эпидемия коклюша в Англии и Швеции в 70-80-х годах, эпидемия дифтерии в России в 90-х годах, эпидемия полиомиелита в Нигерии. У нас периодически встречаются случаи кори, коклюша, туберкулеза.

Кстати, в тех единичных случаях, когда привитой организм все же заболевает, благодаря уже имеющемуся иммунитету болезнь протекает легче и без осложнений.

Что же происходит в организме после введения вакцины? Активируется иммунная система и вырабатываются специальные клетки, специфические к определенной болезни антитела, которые и будут защищать его. Каждая вакцина имеет свои показания и противопоказания, оптимальные сроки использования, способы введения, которые следует непреклонно соблюдать.

Естественно, на каждую вакцину у организма может быть ответная реакция (легкое ухудшение общего состояния, повышение температуры, аллергическая реакция и т.д.). Степень выраженности и вообще наличие этих реакций зависит от трех факторов:

  • 1Состояние ребенка на момент прививки. Естественно, для адекватной и полной реакции иммунной системы на введение вакцины она ничем другим занята быть не должна, т.е. на момент прививки ребенок должен быть совершенно здоров!
  • 2Свойства и качество самой вакцины. Хотя все вакцины сертифицированы и допущены к применению Всемирной организацией здравоохранения, у разных производителей они отличаются рядом характеристик: количеством антигенов, степенью очистки, видом консервантов. Также вакцины могут быть созданы на основе живого, но ослабленного микроба, или убитого. Первый, при несоблюдении двух других факторов, на самом деле может стать причиной развития болезни.
  • 3Ответственное отношение медработников. Каждый врач, перед тем как отправить малыша на прививку, должен оценить состояние его здоровья, ознакомить родителей с возможными последствиями и реакциями и дать им четкие и понятные рекомендации, как вести себя с крохой после прививки. В прививочном кабинете должны строго соблюдаться правила хранения и введения вакцины.

При соблюдении всех трех составляющих осложнений удается избежать, реакция же на прививку будет в любом случае. И родителям стоит понимать разницу между ними. Реакция на введение вакцины должна быть у любого правильно функционирующего организма, степень выраженности может быть разной. А вот осложнений (температура выше 40, судороги, сыпь по всему телу) быть не должно, да и бывает крайне редко. Каждый случай осложнений анализируется врачебной комиссией: выявляется его причина, принимаются все возможные меры, чтобы этого больше не повторилось.

Прививки необходимы. Они способны уберечь вашего малыша от страшных болезней и непоправимых осложнений впоследствии. Риск осложнений же вследствие прививки сводится практически к нулю при строгом соблюдении всех правил вакцинации.

Также хочется дать мамам пару несложных советов, как подготовиться к прививке:

  • сдайте накануне общие анализы мочи и крови;
  • три дня до прививки принимайте антигистаминные препараты;
  • ограничьте круг общения на три дня до и три дня после вакцинации, не ходите в гости, не гуляйте по магазинам;
  • не нагружаете желудок тяжелой пищей, ребенку постарше сделайте разгрузочный день, а малыша кормите только по желанию, не заставляя;
  • собираясь в поликлинику, не переборщите с одеждой (прививка пропотевшему ребенку может иметь неприятные последствия);
  • в поликлинике старайтесь поменьше находиться среди большого количества детей и их родителей, посидите лучше в сторонке;
  • после прививки гуляйте (но только одни в парке, а не в компании друзей) и хорошо проветривайте комнату ребенка;
  • проверьте, чтобы у вас под рукой было жаропонижающее средство на случай подъема температуры.
Читайте также:  Письменное согласие на проведение профилактических прививок

Любой ребенок с должным уходом перенесет прививку хорошо. А если малыш зацелован всеми бабушками, дедушками и тетями, его кутают не по погоде, любое сопение носа лечат кучей лекарств и не гуляют на улице, то прививка может стать последней каплей для его иммунитета, и без того постоянно подвергающегося стрессам.

Антипрививочное движение не имеет каких-либо четких обоснований. Порой самые веские аргументы родителей – «мне так сказали», «друзья не прививаются», «а в интернете я читала». Поддаваясь волне нового интернет-веяния, мамы отказываются даже слушать врачей. Но отвечать за здоровье каждого ребенка будет только его мама и педиатр, а не друзья и «антипрививочники».

Растите правильно и прививайтесь на здоровье!

Календарь профилактических прививок в Республике Беларусь

Первые 12 часов жизни – ВГВ (вирусный гепатит В);

3-5 день жизни – БЦЖ (туберкулез);

1 месяц – ВГВ;

3 месяца – АКДС (коклюш, дифтерия, столбняк), ИПВ (полиомиелит);

4 месяца – АКДС, ИПВ;

5 месяцев – АКДС, ИПВ, ВГВ (ревакцинация);

12 месяцев – КПК (корь, эпидпаротит, краснуха);

18 месяцев – АКДС, ОПВ (ревакцинация полиомиелита);

2 года – ОПВ;

6 лет – КПК;

7 лет – ОПВ;

11 лет – АД-М (дифтерия);

16 лет и каждые 10 лет – АДС-М (дифтерия, столбняк).

Источник

18.12.2019

Интересное

Наталья Аднорал

Делать или не делать прививки? Каждый из нас имеет право на выбор индивидуального способа защиты себя и своих детей от болезней. Важно, чтобы этот выбор был осознанным – основанном на знании ЧТО и ЗАЧЕМ мы делаем в контексте текущего момента и долгосрочной перспективы.

Вакцины – не пища, вода или воздух, которые необходимы каждому вне зависимости от его состояния. Вакцины – это сильнодействующие лекарственные препараты, у которых обязательно есть свои за и против – показания и противопоказания к конкретному препарату для конкретного человека в конкретный момент времени. О них важно знать! Как тем, кого собираются прививать, так и тем, кто эту процедуру предлагает.

Цель этой статьи – не агитировать за или против прививок, а дать необходимую пищу для размышлений.

фото шприцев для вакцинации

Заглянем в прошлое. Изначально вакцины создавались как средство спасения жизни. И не раз такой посыл себя оправдывал. Особенно в 19 – первой половине 20 века. Например, к Луи Пастеру – изобретателю антирабической вакцины (против бешенства), живущему во Франции, стекались укушенные бешеными животными люди из разных стран (в том числе, из России). И те, кто успевали уложиться в двухнедельный срок, выживали благодаря прививке.

Эдвард Дженнер – изобретатель первой в мире вакцины (против оспы), тридцать лет шел к своему первому опыту прививания человека (в том числе, и своего собственного сына!), ведомый желанием спасти жизни людей (от оспы умирало, как минимум, треть зараженных). Причем дошел он до идеи искусственного заражения коровьей оспой как средства противостояния настоящему заболеванию чисто эмпирически (наблюдая за доярками, ставшими невосприимчивыми к оспе человека после перенесения легкой формы аналогичного коровьего недуга), поскольку в то время (в 1796 году) ни об иммунитете, ни, тем более, о вирусах (оспа – вирусная инфекция) еще не было известно.

Альберт Кальмет и Камиль Герен в начале XX века трудились над созданием противотуберкулезной вакцины (названной в их честь БЦЖ – «Бацилла Кальмета-Герена»), с целью защитить детишек, живущих в окружении больных этим страшным недугом, уносившим в то время много жизней.

С XIX-начала XX века вакцины были как профилактическими (например, противооспенная и противотуберкулезная), так и лечебными (например, антирабическая, противостолбнячная). Цель их введения была благая – спасение от тяжелых, смертельно опасных недугов ценой «малой болезни», вызванной попаданием в организм человека ослабленного или убитого возбудителя; его фрагментов или анатоксинов.

Но, уже на заре вакцинопрофилактики результаты были не однозначными. Успех шел рука об руку с неудачей (осложнениями; заболеванием тем недугом, от которого прививали, но в еще более тяжелой форме, вплоть до смертельного исхода). И причина не только в загрязнении вакцин вирулентными штаммами, ведь и в наше время тщательного контроля за чистотой препаратов опасность поствакцинальных осложнений стала ничуть не меньше.

Почему тезис «привит -значит, защищен» в реальности подтверждается не всегда?

Как работают вакцины

1. Что такое вакцины?

Это иммунобиологические препараты, главным действующим началом которых служит измененный возбудитель (ослабленный, убитый, представленный фрагментами или анатоксинами).

2. От чего должны защищать вакцины?

От инфекционного заболевания. В чем его причина? Только ли в попадании в организм соответствующего возбудителя? Конечно, нет. В противном случае заболевали бы все зараженные. Но этого никогда не происходило даже во время страшных эпидемий чумы, холеры, не говоря уже об оспе, туберкулезе, полиомиелите, дифтерии, гриппе и др. Т.е., помимо самого возбудителя ничуть не меньшую роль в давлении на «чашу весов» здоровья-болезни (как в смысле самого факта заболевания, так и способности справиться с недугом) играют внутренние факторы, как врожденные, так и приобретенные. Со второй половины 19 века их стали называть очень знакомым ныне термином – «иммунитет».

Этимологически это слово обозначает «освобождение, избавление от чего-либо». Иммунитет (применительно к рассматриваемым нами инфекциям) – это по сути врожденная или приобретенная способность организма защититься и освободиться от проникших в него возбудителей. Именно эту способность и призвана создать вводимая в организм вакцина.

Теперь мы подошли вплотную к ответу на третий вопрос.

Читайте также:  Прививка от гепатита на что может быть аллергия

3. Что служит мишенью действия вакцины?

Тот самый «внутренний фактор» – иммунная система, играющий решающую роль в развитии заболевания и его прогнозе, а никак не возбудитель. Последний служит мишенью иного «оружия» в борьбе с инфекциями – антибиотиков или противовирусных препаратов. И если возбудитель более или менее универсален (для конкретной болезни в узком временном диапазоне), то состояние иммунной системы очень индивидуально!

4. Что делает вакцина?

Изменяет состояние иммунной системы с целью обретения ею способности распознавания и уничтожения конкретного возбудителя. Ожидаемый итог – устойчивость/невосприимчивость организма к данной инфекции (на короткий или длительный срок).

Будет ли она сформирована?

  1. Возможно, да.
  2. Возможно, по тем или иным причинам организм не способен ее выработать, и введение вакцины не только не укрепит, но ухудшит его состояние.
  3. Возможно, она уже есть, и в вакцинации нет никакой необходимости.

Реальный итог прививки зависит не столько от характеристик вакцины, сколько от текущего состояния иммунной системы (и других систем) конкретного человека. Отсюда такой разброс последствий вакцинации (одними и теми же вакцинами) у разных людей.

5. Отличия естественного иммунитета от поствакцинального

Нельзя сбрасывать со счетов и отличия в формировании естественного и поствакцинального иммунитета. Недаром последний часто именуют «костылями».

Естественный иммунитет (за редкими исключениями инфицирования непосредственно через кровь) формируется в ответ на проникновение возбудителя через естественные границы организма с внешней средой – кожу и слизистые оболочки. В ответ на вторжение запускается каскад реакций распознавания, запоминания возбудителя, выработки защитных мер «здесь и сейчас» и на длительный срок с поэтапным включением клеточных и гуморальных механизмов быстрого и медленного действия. В результате мы имеем стойкую, надежную, чаще всего, пожизненную защиту.

В формировании прививочного иммунитета отсутствуют очень важные стартовые звенья. Почему? Потому что вакцина чаще всего (есть несколько вакцин, которые вводятся через рот или нос) минуют «пограничные заставы», попадая непосредственно в кровь (внутримышечное введение многими считается оптимальным). В результате иммунитет оказывается либо неполноценным, либо краткосрочным, требующим повторных стимуляций.

Итогом искусственной стимуляции иммунной системы может стать ее истощение, ведущее впоследствии к т.н. отсроченным поствакцинальным осложнениям: аллергиям, аутоиммунным недугам, хроническим инфекциям, онкозаболеваниям и пр. Или – к развитию острой, либо хронической формы недуга, от которого прививали.

Естественные инфекции, с которыми знакомится организм ребенка, служат своего рода «тренажером» для его иммунной системы. Например, есть исследования, показавшие, что частые контакты детей с «детсадовскими» респираторными инфекциями снижают риск развития острого лимфобластного лейкоза на 30-40%! Другие ученые доказали, что люди, переболевшие корью в детском возрасте, меньше подвержены онкологическим заболеваниям и ощутимо реже умирают от сердечно-сосудистых недугов.

Еще один важный момент. Представления о том, как возникает естественный и прививочный иммунитет, основаны на познаниях в этой области вчерашнего и сегодняшнего дня. Но есть все основания полагать, что эти знания очень и очень неполны, что процесс формирования защиты намного более сложен и «многомерен».

Например.

Эффективность поствакцинальной защиты оценивается количеством образовавшихся в ответ на введение вакцины (антигена) соответствующих антител. Но, есть данные о том, что большое количество антител далеко не всегда защищает их обладателя от инфицирования и тяжелого течения соответствующего недуга. Это, во-первых. А, во-вторых, есть дети (и их немало), не способные к выработке антител к введенному с вакциной антигену. Например, относительно дифтерийного токсина (одного из компонентов поливакцины АКДС) доля таких детей составляет 10-12 процентов.

С другой стороны, люди, от рождения неспособные к производству антител (с т.н. агаммаглобулинэмией; антитела – это молекулы иммуноглобулинов), часто оставались здоровыми при непосредственном контакте с инфекциями и/или способными к формированию стойкого иммунитета в случае перенесения заболевания.

Ответ на вопрос: что лучше – искусственная стимуляция иммунного ответа или естественный процесс его формирования – может быть только индивидуальным.

  1. Для конкретного ребенка с конкретными особенностями иммунной системы, живущего в конкретных условиях.
  2. Относительно конкретного недуга и рисков им заразиться.
  3. С учетом уже известных принципов и этапов становления иммунной системы детского организма.

Особенности иммунной системы у детей

1. Иммунная система новорожденного ребенка НЕ ЗРЕЛАЯ! Ее созревание по длительности совпадает со всем периодом детства.

Но это не означает, что появившийся на свет малыш абсолютно беззащитен перед внешними агрессорами. В первое время его основная защита – это материнские молекулы (иммуноглобулины), переданные малышу внутриутробно и продолжающие поступать в его организм в период грудного вскармливания. Недаром последнее служит самой действенной мерой профилактики болезней для грудных детей.

2. Процесс активного становления иммунной системы ребенка проходит через несколько критических периодов:

  • первый месяц жизни (0-29 дни) – пассивная защита малыша материнскими антителами; собственные защитные механизмы еще очень несовершенны;
  • 4-6 месяц – заканчивается «срок действия» пассивной защиты и начинается активное становление собственной;
  • второй год жизни – резкое увеличение разнообразия контактов с внешним миром на фоне все еще недостаточной внутренней защищенности;
  • шестой-седьмой год жизни и подростковый период (12-15 лет) – активные перестройки в работе иммунной системы, временно повышающие восприимчивость организма к некоторым инфекциям.

«Критическими» эти периоды названы потому, что в это время иммунная система ребенка наиболее чувствительна и способна на непредсказуемые реакции в ответ на попадание в организм чужеродного агента (антигена).

Их сопоставление с календарем прививок (в сети легко найти в свободном доступе) показывает, что многие вакцины (антигены) вводятся в детский организм именно в периоды максимальной уязвимости его системы защиты. Особенно это характерно для прививок в первые часы (вакцина против гепатита В), в первые дни (вакцина против туберкулеза – БЦЖ) и в первые месяцы (вакцина против коклюша, дифтерии, столбняка – АКДС; вакцина против полиомиелита и др.) жизни малыша.

Необходимые условия вакцинации

Повторим, вакцина – это сильнодействующий лекарственный препарат, назначение которого требует наличия веских показаний и, СТРОГО, отсутствия противопоказаний для каждого конкретного человека. Особенно, для ребенка. И втройне особенно, для новорожденного. Большинство тех, кого называют «противниками прививок», выступают вовсе не против самой идеи вакцин, а против их массового, бездумного использования, поскольку многочисленные исследования показали, что такой подход себя не оправдал.

Читайте также:  Прививка от гепатита с соплями

Да, некоторые болезни почти ушли в прошлое (например, оспа). Но лавры победителя в этих случаях готовы разделить с вакцинами ряд иных социальных, санитарно-эпидемиологических и лечебных мероприятий (улучшение качества питания и воды, появление канализации, холодильников и средств личной гигиены; изобретение антибиотиков и др.).

Другие недуги, например, туберкулез, напротив, несмотря на массовую вакцинацию в роддомах (БЦЖ), уверенно отвоевывают отданные было позиции. Настолько уверенно, что в настоящее время в России заболевших туберкулезом в десятки раз больше, чем в странах, где новорожденных детей БЦЖ не прививают.

Почему защита не срабатывает? Возможно, потому что:

  1. 99 процентам детишек такая прививка вовсе не нужна. Они и без нее к туберкулезу невосприимчивы.
  2. У некоторых из оставшегося 1 % восприимчивых к этой болезни вакцина может спровоцировать развитие т.н. «вакциноассоциированного» туберкулеза в тяжелой форме (проявиться он способен и сразу, и спустя годы после введения вакцины). В особой группе риска детишки с ослабленной иммунной системой (с т.н. первичными и вторичными иммунодефицитами).

Причем риск поствакцинальных осложнений, ведущих к хроническим недугам вплоть до инвалидности и смерти, есть у ВСЕХ детей с иммунодефицитами (а также, ферментопатиями и иными генетическими недугами), а не только у тех, кто конституционально чувствителен к возбудителю туберкулеза.

Выявить подобные проблемы и уберечь детей от беды может только предварительное специальное обследование – генетический скрининг и определение иммунологического статуса новорожденных. Только на основе его результатов можно принимать индивидуальное решение за и против введения тех или иных вакцин. Проводят ли у нас такое обследование до первой прививки? Как правило, нет.

Генетический (неонатальный) скрининг осуществляется уже после первой вакцинации (как минимум, гепатита В; нередко еще и БЦЖ). Определение иммунного статуса и вовсе не входит в число обязательных обследований новорожденных. Получается, что в роли «скрининга» («отбора, сортировки») детишек с ослабленной иммунной системой выступают сами прививки (которые таким детям однозначно противопоказаны). Результатом становятся тяжелые осложнения.

Именно по этой причине многие врачи и ученые являются противниками массовой вакцинации без предварительного обследования.

Небезопасные компоненты в составе вакцин

Различные консерванты и адъюванты – компоненты, повышающие иммуногенность (способность вызывать иммунный ответ) – еще одно небезопасное «неизвестное» в «уравнении» «привит – значит, защищен».

  1. Мало того, что эти составляющие являются антигенами, способными спровоцировать бурную реакцию организма с краткосрочными и долгосрочными последствиями.
  2. Некоторые из них, например – соли ртути, формальдегид, фенол, этиленгликоль (антифриз), гидроокись алюминия – еще и очень токсичны. (Состав конкретных вакцин отечественного и зарубежного производства тоже можно найти в интернете).

Производители вакцин аргументируют их безопасность очень малыми дозами данных веществ. Но не устанем повторять: реакция организма на те или иные вещества и зависимость ее выраженности от дозы очень индивидуальна! Недаром даже в календаре прививок от 2019 года указывается категория людей, для которых следует использовать вакцины, не содержащие консерванты. Но к консервантам не относится, например, гидроксид алюминия (есть в составе вакцины против гепатита В, которую вводят внутримышечно в первые сутки жизни ребенка).

В составе той же, массово используемой в роддомах генно-инженерной вакцины против гепатита В, есть еще и дрожжи. Для большинства детишек в них нет ничего опасного. Но есть малыши, у которых велик риск развития сильной аллергической реакции. Проводится ли подобное исследование в первые часы после рождения ребенка?

Комплексные вакцины

Например, КПК – вакцина против кори, паротита и краснухи; пентаксим – против дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита и гемофильной инфекции.

Их эффективность и безопасность многими учеными и врачами ставится под сомнение по причине следующих наблюдений:

1. В естественных условиях человек никогда не болеет одновременно несколькими инфекциями.

2. Один из компонентов вакцины может спровоцировать формирование неполноценного иммунного ответа на другой ее компонент. Например, «краснушный» компонент комплексной вакцины КПК снижает эффективность противокоревой защиты.

3. Одновременное введение в организм нескольких живых (ослабленных) возбудителей (например, в составе все той же КПК) значительно увеличивает риск осложнений (например, воспалительных поражений кишечника).

Выводы

Задача приведенных выше фактов не в том, чтобы умалить и очернить саму идею прививок, как способа защиты от страданий и смерти. Прививки вполне могут выступать в роли индивидуального лечебного препарата (например, антирабическая или противостолбнячная). Или в роли обоснованно необходимого средства профилактики для здоровых людей, отправляющихся в путешествие (в районы, богатые непривычными для нас инфекциями). Возможны и иные индивидуальные доводы в пользу вакцинации. Тем более, что наука не стоит на месте, и по мере роста наших знаний о работе иммунной системы и совершенствования системы пред и постпрививочного контроля, будут расти эффективность и безопасность новых вакцин.

Цель приведенных выше фактов и размышлений в том, чтобы побудить людей задуматься и обратить особое внимание на следующие моменты:

  • массовая вакцинация новорожденных и грудных детей;
  • вакцинация детей без обоснованной, индивидуальной необходимости и обязательного наличия генетического паспорта и результатов иммунологического обследования;
  • вакцинация детей без предварительного согласия родителей (особенно, в роддомах!);
  • вакцинация детей живыми вакцинами (БЦЖ, АКДС, против полиомиелита, кори, краснухи, паротита);
  • использование вакцин, содержащих токсичные компоненты;
  • одномоментное введение нескольких вакцин;
  • запугивание и прочие элементы экономического и психологического давления на людей (как на вакцинируемых, так и на вакцинирующих);
  • необходимость предоставления полной информации о плюсах и минусах вакцинации, возможных осложнениях, правах родителей на отказ от прививок и его последствиях, об альтернативных способах профилактики и лечения болезней.

Да или нет прививкам? Выбор за Вами. Главное, чтобы он был Вашим – осознанным и добровольным!

Рекомендуем к прочтению:

Книги Галины Петровны Червонской:

  • «Прививки: мифы и реальность»;
  • «Вакцинация без диагностики – профанация в борьбе с инфекционными болезнями».

Галина Петровна Червонская – ученый-вирусолог, доктор наук, разработчик первых серий отечественного варианта вакцины против полиомиелита, сотрудник ведущих научных институтов (в том числе, и ГосНИИ стандартизации и контроля медицинских биологических препаратов им. Л. А. Тарасевича), автор более 100 научных публикаций, методических разработок, утверждённых Минздравом СССР и Федеральным центром Госсанэпиднадзора Минздрава СССР и России. Основной исполнитель двух изобретений (1984, 1986), соавтор трёх монографий и автор четырех монографий.

Источник