Конвенция о правах ребенка прививка

Конвенция о правах ребенка. Основные положения.

Конвенция о правах ребенка (далее – Конвенция) —  это международный правовой документ, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, ратифицирован Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года [1].

Конвенция представляет собой важнейший международно-правовой договор в сфере установления и защиты прав детей.

Проблема прав ребенка — одна из самых актуальных социальных проблем современного мира. Ее решение означает обеспечение государственных гарантий в социальном становлении личности, вступлении детей, молодежи в самостоятельную жизнедеятельность, реализацию прав и законных интересов представителей социальной группы, которая рассматривается как нуждающаяся в социальной поддержке и защите.

Проблемой правовой защиты детей от произвола родителей, эксплуатации работодателей заинтересовались еще во второй половине XIX века. В то время защита прав детей затрагивала вопросы жестоких форм эксплуатации детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. В 1924 году Лигой Наций была принята Женевская декларация прав ребенка, согласно которой ребенок признавался объектом международной правовой защиты. Организацией Объединенных Наций, созданной в 1945 году, в первую очередь было принят акт об образовании Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Также Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 года, признала особым приоритетом защиту и помощь детям.

В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены 10 социальных и правовых принципов защиты и обеспечения благополучия детей на национальном и международном уровне. Однако в силу статуса Декларации как акта международного права она могла иметь только рекомендательный характер. Продолжавшееся ухудшение положения детей во многих государствах мира потребовало принятия более эффективного международно-правового документа.

Генеральная Ассамблея ООН в ноябре 1989 года принятием Конвенции подтвердила свою приверженность гуманистическим принципам, а международное сообщество назвало ее «Великой хартией вольностей для детей», «мировой конституцией прав ребенка» [5].

Все права, указанные в конвенции можно условно разделить на 4 группы:

Права на обеспечение развития – права призванные обеспечить раскрытие потенциала каждого ребенка, помочь его полноценному всестороннему развитию как личности и как гражданина. К данной категории относятся: право на образование, досуг, участие в культурных мероприятиях, вероисповедание.

Права на защиту – права призванные защищать детей от проявления к ним насилия и эксплуатации. Эта такие права, как, например, право на особую защиту детей беженцев, право на защиту от насилия, телесных наказаний, право на невовлечение в вооруженные конфликты.

Права на участие – данные права подразумевают под собой вопросы равноправного участия всех детей в жизни общества. Данная группа прав включает в себя право на выражение собственного мнения, право на объединение в ассоциации, право на участие в решении проблем, касающихся жизни и развития ребенка. Степень вовлеченности в жизнь общества должна увеличиваться по мере взросления ребенка, что, несомненно, благотворно повлияет на развитие ребенка как гражданина.

Права на жизнь – это категория прав на обеспечение необходимых потребностей ребенка для его нормальной жизни, такие как право на обеспечение адекватным жилищными условиями, питанием и медицинским обслуживанием.

Определение в Конвенции социальной группы людей, относящихся к детям, означает необходимость разработки и проведения каждой страной государственной политики в интересах детей. В России данная норма получила отражение в Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [2].

Конвенция утверждает важные социально-правовые принципы. Каждый ребенок от рождения признается полноценной и полноправной личностью. Его права и законные интересы затрагивают все сферы жизнедеятельности и неотчуждаемы. Конвенция охватывает всю систему гражданских, социальных, экономических, культурных, политических прав. А это предполагает создание государством, обществом, различными социальными институтами, в том числе семьей, таких условий, при которых обеспечиваются здоровая и безопасная окружающая среда, условия, необходимые для выживания, образования, развития ребенка, подготовки его к самостоятельной жизнедеятельности в различных сферах, установление минимальных социальных норм жилья, питания, медицинской помощи, доступа к культурным ценностям.

Будущее людей в целом и населения отдельных государств в частности находится в прямой зависимости от подрастающего поколения. В силу этого обеспечение прав семьи, матерей, отцов и детей, их социальная и правовая защита относятся к числу основных задач, стоящих не только перед отдельными государствами, но и перед мировым сообществом.

Российское законодательство на современном этапе включает в себя   нормативные положения, позволяющие реализовать приоритетные интересы детей, однако, вопрос заключается в том, чтобы их осуществление стало повседневной нормой для всех структур государства, общества и граждан.

В Российской Федерации более чем за четверть века была создана объемная правовая база, направленная на регулирование вопросов охраны и защиты материнства и детства. Данный процесс не прекращается и в настоящее время. При этом необходимо отметить, что создание отечественного законодательства, направленное на защиту прав и интересов семьи и детей, происходит в соответствии с международными нормами и стандартами.

Однако, проблема детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, живущих в детских домах-интернатах, все еще остается не разрешенной.

В Конвенции установлено, что для полноценного и гармоничного развития личности детям необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере которого преобладают счастье, любовь и понимание. В силу законоположений, закрепленных в статье 20 Конвенции, у детей, временно или постоянно лишенных семьи, или которые в их интересах не могут оставаться в своих семьях, имеется право на особую защиту и помощь – их должно предоставить государство. В соответствии с положениями Конвенции дети, лишенные их семей в силу различных обстоятельств, приоритетно должны передаваться на воспитание другим лицам (семье) и только в случае отсутствия такой возможности –  направляться в специальные учреждения.

Читайте также:  Может ли быть реакция на прививку полиомиелита

По мнению большинства российских исследователей, семья, пусть и приемная, является лучшей средой для воспитания детей, чем детские дома, школы-интернаты и иные учреждения. Согласно данным, которые приводят отечественными исследователи, большинству выпускников специальных учреждений для детей присущи такие деструктивные личностные черты, как неразвитый социальный интеллект – неспособность на практике применять приобретенные теоретические знания, неумение ориентироваться в социуме и взаимодействовать с ним; иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, повышенная внушаемость, склонность к асоциальному поведению, неадекватная самооценка, и т.д. [7, С. 8].

Статистические данные также показывают, что высока вероятность того, что выпускники детских домов и школ-интернатов для сирот будут страдать от алкогольной и наркотической зависимостей либо попадут в преступную среду [8]. Нередко данные дети заканчивают жизнь самоубийством, и только  малая часть детей, воспитанных в условиях детских домов и школ-интернатов для сирот, как не печально это звучит, успешно реализовывают себя в самостоятельной жизни [6].

 Также существует проблема, так называемого социального сиротства, при живых родителях. Социальное сиротство- это явление, характерное и болезненное для современного общества. Как известно, всегда легче предупредить негативные явления, однако, что касается социального сиротства, термин профилактика здесь применить сложно, так как вторгаться в семейную жизнь никто не имеет права. Вот и получается, что прийти на помощь социальные службы могут только в двух случаях. Во-первых, если семья обратилась сама, что далеко не всегда происходит вовремя. Во-вторых, когда проблема уже настолько обострилась, что стала заметна окружающим и бдительные соседи, неравнодушные родственники или просто посторонние лица сообщили о нарушении прав ребенка. В последнем случае заниматься профилактикой уже поздно – необходимо срочно оказывать помощь по устранению трудной жизненной ситуации.

Как верно отметил уполномоченный по правам ребенка г. Санкт-Петербурга Агапитова С.Ю. в своем ежегодном докладе о деятельности уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге и о соблюдении и защите прав и законных интересов детей за 2017 год, среди причин, повлекших за собой риск отказа от ребенка, направления его в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывается не только асоциальный и аморальный образ жизни семьи, но и игнорирование нужд ребенка, завышенные требования с элементами психологического насилия, использования детей как инструмента мести второму родителю и т.п. Если компетентность современных матерей и отцов в вопросах воспитания детей очень низкая, то он, вырастая, скорее всего, будет транслировать в своей семье опыт, который передали ему собственные родители [4].

Таким образом, необходимо не просто проведение профилактической работы в отдельных учреждениях, но и создание и реализация общегосударственной, а также на уровне субъектов Российской Федерации, программы профилактики отказов от детей, повышению родительской ответственности и компетентности, в реализации которой будут принимать участие, как государственные учреждения, так и некоммерческие организации.

Также, для того, чтобы как можно большее количество сирот могло воспитываться хотя и в приемной, но все-таки семье, государство и общество не должны экономить в отношении  семей, желающих взять детей на воспитание. Общество со своей стороны, а именно сами граждане, должны более внимательно относится к данной социальной категории. Государство должно с детства прививать  людям уважение и понимание необходимости помощи, в том числе и благотворительной от каждого человека по мере его возможностей, указанным семьям. Ведь родители, которые взяли на воспитание несколько детей-сирот, детей-инвалидов, с тяжелыми пороками и заболеваниями, в том числе и в том возрасте, когда система уже оказала негативное влияние на ребенка и его поведение  разительно отличается от общепринятой нормы, фактически совершают подвиг на благо будущего общества, стараясь по мере сил дать детям, которые в самом начале их жизни были лишены необходимых каждому человеку благ, ограничены в возможности реализации своих прав, гарантированных каждому ребенку, все необходимое для возможности реализации их как равноправных членов общества. Вряд ли стоит оспаривать, что, воспитываясь в такой среде, приемные дети с ранних лет будут приучаться жить в семье в окружении любви и заботы, благодаря чему у них появится больше шансов стать успешными членами нашего общества с высоким чувством ответственности перед своими детьми, что является залогом процветания будущих поколений.

Помимо этого, родителям-воспитателям государство должно выплачивать достойную заработную плату.

В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детей указом президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 в нашей стране 2018-2027 годы объявлены «Десятилетием детства» [3].

Все государства, ставшие участниками договора, обязаны широко освещать Конвенцию среди своего народа, чтобы ее положения стали нормой   в сознании граждан, что обеспечит соблюдение всех ее положений, так как нет наиболее действенного способа регулирования поведения людей, чем их самоконтроль, ведь соблюдение и принятие приходит через понимание.

Конвенция по правам ребенка по своему содержанию носит декларативный характер, закрепляя важнейшие права самой незащищенной и значительной части населения. Главная задача по реализации указанных прав ложится на государства-участников. Россия, ратифицировав данный международный акт, взяла на себя обязанности по обеспечению и гарантии соблюдения прав ребенка. Так, приняты новые законы, создан институт уполномоченного по правам ребенка, усовершенствована система помощи семьям, на реализацию социальных программ из бюджета выделяются немалые средства. Вместе с тем, проблема сиротств и приемных детей будет оставаться актуальной, требующей пристального внимания как со стороны государства, так и со стороны каждого члена нашего общества, а также требующей постоянного принятия мер по улучшению сложившейся ситуации, пока каждый ребенок в мире не обретет свою семью. Ведь нельзя утверждать, что все положения Конвенции соблюдены и реализованы, пока хоть один ребенок воспитывается в государственных учреждениях или в неблагополучной обстановке.   

Читайте также:  Прививки до 2 лет календарь таблица

Список использованных источников:

  1. Конвенция о правах ребенка: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для России с 15.09.1900 // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI. 1990.
  2. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ // Собрание законодательства РФ 03.08.1998. № 31. ст. 3802.
  3. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства: указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 // Российская газета. 2017.
  4. Агапитова С.Ю. Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге и о соблюдении и защите прав и законных интересов детей за 2017 год. URL: https://www.spbdeti.org/id6990 (дата обращения 15.06.2018).
  5. Камалдинова Э.Ш. Конвенция о правах ребенка: Энциклопедия гуманитарных наук. / Знание. Понимание. Умение. 2006. № 3. С. 199-200.
  6. Никитина Е.М. Актуальные проблемы охраны прав детства в современной России, пути решения этих проблем. URL: https://juvenjust.org/txt/index.php/t495.html (дата обращения 10.06.2018).
  7. Никитина Е.М. Защита семьи, материнства и детства как важная составляющая ювенальной политики Российского государства // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. № 3. С. 6 – 9.
  8. Ходусов А.А. О механизме защиты прав детей. [Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс». (дата обращения 14.06.2018).

Старший юрисконсульт правовой группы

УМВД России по Петроградскому району г. СПб

Новикова А.В.

Источник

Статья 1. Определение ребенка

До тех пор пока тебе не исполнится 18 лет, ты считаешься ребенком и имеешь все права, которые изложены в этой Конвенции.

Статья 2. Запрещение дискриминации

Ты не должен подвергаться дискриминации по какой-либо причине, включая по причине расы, цвета кожи, пола, языка, религии, убеждений, происхождения, социального или имущественного положения, состояния здоровья и рождения, твоих родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

Статья 3. Наилучшее обеспечение прав ребенка

Во всех действиях в отношении детей, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению твоих интересов и интересов любого ребенка.

Статья 4. Осуществление прав Конвенции

Государство должно позаботиться, чтобы права этой Конвенции были доступны тебе и всем детям.

Статья 5. Воспитание в семье и развитие способностей ребенка

Твоя семья несет основную ответственность за твое воспитание так, чтобы по мере того, как ты рос, ты учился правильно пользоваться своими правами. Государство должны уважать это право.

Статья 6. Право на жизнь и развитие

Ты имеешь право жить и развиваться. Государство обязано обеспечить твое выживание и здоровое развитие.

Статья 7. Регистрация здоровья, имени, гражданство и забота родителей

Ты имеешь право на официальную регистрацию твоего рождения, имя и гражданство. Ты имеешь право знать своих родителей и рассчитывать на их заботу.

Статья 8. Сохранение индивидуальности

Государство должно соблюдать твое право на имя, гражданство и семейные связи.

Статья 9. Разлучение с родителями

Тебя не должны разлучать с твоими родителями за исключением тех случаев, когда этов твоих интересах (Например, когда родители не заботятся о тебе или жестоко с тобой обращаются). Если твои родители развелись, ты имеешь право регулярно встречаться с ними, кроме тех случаев, когда это может нанести тебе вред.

Статья 10. Воссоединение семьи

Если ты и твои родители живете в разных странах, ты должен иметь возможность пересекать границы этих стран и въезжать в собственную, чтобы поддерживать личные отношения с твоими родителями или воссоединиться семьей.

Статья 11. Защиты от незаконного перемещения в другую страну

Государство должно предпринять меры, чтобы предотвратить незаконный вывоз тебя из твоей страны.

Статья 12. Уважение взглядов ребенка

Если взрослые принимают решения, затрагивающие твои интересы, ты имеешь право свободно выражать свое мнение и твое мнение должно быть учтено при принятии таких решений.

Статья 13. Свобода выражения и информации

Ты имеешь право иметь, искать, получать и передавать информацию любого рода (например, при помощи письма, искусства, телевидения, радио или Интернета), если только эта информация не вредит тебе и другим людям

Статья 14. Свобода мысли, совести и религии

Ты имеешь право на убеждения и религию и можешь практиковать свою религию, если только это не нарушает права других людей. Твои родители должны разъяснить тебе эти права.

Статья 15. Свобода ассоциаций и мирных собраний

Ты имеешь право встречаться и объединяться в группы с другими детьми, если только это не вредит другим людям.

Статья 16. Личная жизнь, честь и репутация

Ты имеешь право на личную жизнь. Никто не имеет права вредить твоей репутации, а также входить в твой дом и читать твои письма или электронную почту без разрешения. Ты и твоя семья имеют право на защиту от незаконного посягательства на вашу честь и репутацию.

Статья 17. Доступ к информации и средств массовой информации

Ты имеешь право на достоверную информацию из разных источников, включая книги, газеты и журналы, телевидение, радио и Интернет. Информация должна быть полезной и доступной твоему пониманию.

Статья 18. Ответственность родителей

Родители несут равную ответственность за твое воспитание и развитие и должны всегда учитывать твои наилучшие интересы. Государство должно оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей, особенно если родители работают.

Статья 19. Защита от всех форм насилия, небрежного обращения и жестокого обращения

Государство должно обеспечить, чтобы о тебе хорошо заботились, и защищало тебя от насилия, небрежного отношения и жестокого обращения со стороны родителей или тех, кто о тебе заботится.

Статья 20. Защита ребенка, лишенного семьи

Если родители и семья не могут о тебе заботиться в достаточной мере, тогда за тобой должны смотреть люди, которые уважают твою религию, традицию и язык.

Читайте также:  Щенок 2 месяца без прививок

Статья 21. Усыновление

Если тебе усыновляют, прежде всего должны неукоснительно соблюдаться твои наилучшие интересы, в независимости от того, усыновлен ли ты в стране, где родился, или тебя перевезли жить в другую страну.

Статья 22. Дети-беженцы

Если ты приехал в новую страну, потому что на твоей родине опасно жить, ты имеешь право на защиту и поддержку. Ты имеешь право на такие же права, как и дети, рожденные в этой стране.

Статья 23. Дети-инвалиды

Если у тебя особенности развития в умственном или физическом отношении, ты имеешь право на особый уход, поддержку и образование, так чтобы ты мог вести полноценную и независимую жизнь и участвовать в жизни общества, согласно своим возможностям.

Статья 24. Здоровье и здравоохранение

Ты имеешь право на охрану своего здоровья (например, лекарства, доступ к больницам и квалифицированным медицинским работникам). Ты имеешь право на питьевую воду, питательную еду, чистую экологию и профилактику болезней, чтобы ты оставался здоровым. Богатые страны должны помочь более бедным странам добиться таких стандартов.

Статья 25. Периодическая оценка при попечении

Если ты находишься на попечении, и о тебе заботятся местные власти или учреждения, а не твои родители, государство должно регулярно проверять твои условия жизни, чтобы удостовериться, что за тобой обеспечен хороший уход.

Статья 26, Социальное обеспечение

Общество, в котором ты живешь, должно предоставить тебе возможность пользоваться его благами, которые помогают тебе развивать и жить в хороших условиях (например, образование, культура, питание, здоровья и социальное обеспечение). Государство должно предоставить дополнительные средства для детей нуждающихся семей.

Статья 27. Уровень жизни

Ты имеешь право на право на уровень жизни, необходимый для твоего физического, умственного, и духовного и нравственного развития. Государство должно помогать тем родителям, которые не могут обеспечить своим детям необходимые условия жизни.

Статья 28. Право на образование

Ты имеешь право на образование. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение к его человеческому достоинству. Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным. Богатые страны должны помочь более бедным странам добиться таких стандартов.

Статья 29. Цели образования

Образовательные учреждения должны развивать твою личность и полностью раскрыть твои таланты, умственные и физические способности. Они должны подготовить тебя к взрослой жизни и научить уважать твоих родителей, культурные ценности и традиции, своей и других стран. Ты имеешь право учиться правильно пользоваться своими правами.

Статья 30. Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению

Ты имеешь право говорить на родном языке, соблюдать родные обычаи и исповедовать свою религию в независимости от того, разделяют ли их большинство людей в твоей стране.

Статья 31. Отдых, досуг и культурная жизнь

Ты имеешь право на отдых и игры, а также на участие в культурной и творческой жизни.

Статья 32. Детский труд

Государство должно защищать тебя от опасной, вредной и непосильной работы, которая мешает твоему образованию и позволяет другим тебя эксплуатировать.

Статья 33. Дети и незаконное употребление наркотических средств

Государство должно сделать все возможное, чтобы уберечь тебя от незаконного употребления наркотиков, не допустить твоего участия в производстве и торговле наркотиками.

Статья 34. Защита от сексуальной эксплуатации

Государство должно защищать тебя от любых форм сексуального насилия.

Статья 35. Защита от торговли детьми, контрабанды и похищения

Государство должно всеми силами бороться против похищения, контрабанды и продажи детей в другие страны с целью эксплуатации.

Статья 36. Защита от других форм эксплуатации

Ты должен быть защищен от любых действий, которые могут нанести вред твоему развитию и благополучию.

Статья 37. Защита от пыток, жестокого обращения и лишения свободы

Если ты нарушил закон, с тобой не должны обращаться жестоко. Тебя не могут поместить в тюрьму вместе со взрослыми, у тебя должна быть возможность поддерживать контакт со своей семьей.

Статья 38. Защита детей, затронутых вооруженными конфликтами

Если тебе не исполнилось 15 лет (18 в большинстве европейских стран), государство не должно позволить тебе вступать в армию или напрямую участвовать в вооруженных конфликтах. Дети в зонах военных конфликтов должны получать особую защиту и уход.

Статья 39. Восстановительный уход

Если ты оказался оказался жертвой жестокого обращения, конфликта, пыток, пренебрежения или эксплуатации, то государство должно сделать все возможное, чтобы восстановить твое физическое и душевное здоровье и дать тебе вернуться в ряды общества.

Статья 40. Отправление правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей

Если тебя обвинили в нарушении законов, с тобой должны обращаться так, чтобы твое человеческое достоинство было сохранено. Ты имеешь право на правовую помощь и можешь быть приговоренным к тюремному заключению только за очень серьезные преступления.

Статья 41. Применение наивысших норм

Если законы твоей страны защищают права ребенка лучше, чем положения этой Конвенции, то следует применять законы этой страны. Статья 42. Распространение информации о Конвенции

Государство должно распространять информацию о Конвенции среди взрослых, учреждений и детей.

Статьи 43-54. Обязательства государств

Эти статьи объясняют, как взрослые и государства должны работать вместе, чтобы обеспечить соблюдение прав детей.

Примечание: Конвенция по правам ребенка была принята Генеральной Ассамблеей Объединенных Наций в 1989 году и вступила в силу в 1990 году. В Конвенции 54 статей, определяющих права детей и как эти права должны быть обеспечены и поддержаны государствами. Почти все страны в мире ратифицировали эту Конвенцию, обещая соблюдать все права и свободы этой Конвенции.

Источник