Люди которые не делают прививки детям
Я долго была непримиримым противником вакцинации.
Еще во время учебы в университете в каком-то из разговоров я услышала про вред прививок, и это попало на благодатную почву. Хотя в то время я была уверена, что буду чайл-фри, потому что дети это фу, да и беременность и роды – полный отстой и жесть.
Но жизнь распорядилась по своему, к 32 годам я дозрела, и у меня родился сын. В роддоме я, естественно, подписала отказ от всех прививок, ни БЦЖ, ни гепатит сыну не делали. В детской поликлинике я также написала отказное письмо, аргументировав все тем, что боюсь осложнений вакцинации. Врачи на меня чуток подавили и отстали. У них и без меня хлопот полон рот.
Всю беременность я активно штудировала форумы мам, комментарии про осложнения от прививок, инструкции к разным вакцинам и статистику осложнений.
Изучала статьи и видео Червонской.
Просматривала сайт Котока. Но ему не особенно верила. Он гомеопат, а это уже аргумент, чтобы ему не доверять. Гомеопатия для меня находится на уровне уринотерапии. Хорошо, хоть и я не заделалась адептом этого лжелечения.
Изабеллу Воскресенскую, которую мне активно рекомендовали, я даже читать не стала, у нее тогда были платные видеолекции, и я сделала вывод, что если она на этом зарабатывает, то впаривать может что угодно.
При этом я изучала и противоположные мнения. Читала форум Русмедсерв – раздел про вакцинацию. Читала Комаровского, смотрела страшные видео про детей с коклюшем, про детей, пострадавших от менингита, осложнений кори, краснухи, ветрянки.
В 2 ребенкиных года у мужа обнаружили опухоль головного мозга, и тема прививок сама собой отошла на второй план. Мы боролись за жизнь папы и мужа.
Но позже я сделала сыну все прививки, кроме БЦЖ. С ней как-то не сложилось до сих пор.
Почему я все же перешла в ряды противоположного вражеского лагеря?
Именно вражеского, почитайте форумы антипрививочников и пропрививочников – там такие военные действия разворачиваются, хоть плачь!
1. Много глупости и чуши на таких форумах и в комментариях. Честно – чем больше я читала форумы про отказы от прививок и статьи антипрививочников – тем больше убеждалась, что столько ереси я не переварю.
Гомеопатия, травки, призывы почистить ребенка от тяжелых металлов, бредовые советы проверить чакры и карму, прокачать энергетику и обсуждение происков злобной фарммафии, игры со статистикой и математикой – это все сыграло не последнюю роль в том, что я вышла из антипрививочных рядов и начала прививать ребенка.
Местами все это достаточно убедительно – вот и врачи, бывает, ведутся. Даже Сергей Бутрий одно время выступал против прививок. И это тоже сыграло свою роль в принятии мной положительного решения.
2. Чтение статей не только про осложнения вакцинации, но и про осложнения от болезней, просмотр видео с тем же коклюшным кашлем у ребенка и рост уровня доверия к врачам, которые лечат на основе постулатов доказательной медицины. Среди них нет тех, кто выступает против прививок.
3. Абсолютно нерепрезентативная выборка в доказательствах антипрививочников.
“Первого ребенка прививали по графику, он очень часто болел, теперь аллергик. А второго ничем не прививаю, он здоров, как бык. Значит, прививки убивают иммунитет, это зло!”
Ну ребятки, это же смешно, на основе наблюдений за двумя-тремя детьми делать глобальные выводы. Дайте-ка я тоже попробую:
Я вот не ем мед, меня от него реально тошнит, значит, мед – это зло и рекомендовать я его никому не буду. Не ешьте мед!
Меня родители в детстве лечили горчичниками и парили ноги, но я до сих пор часто болею, значит, это все горчичиники виноваты.
Мой часто болеющий ребенок перестал болеть после первой прививки от кори вакциной Приорикс – значит, прививка положительно повлияла на иммунитет.
Не могу сказать, что меня радовало и отношение тех, кто делает прививки, к тем, кто от них отказывается.
Такая злоба в комментариях, что я пребывала в шоке. И дебилы эти антипрививочники, и тупые яжематери, и пусть сработает естественный отбор и все подохнут, и надо их отправить в резервации, а лучше перестрелять. Ну и так далее.
Но это тоже не дело.
Умных и глупых людей полно в обоих группировках. Нельзя друг друга оскорблять, тем более что все считают себя правыми.
Я выделила для себя по нескольку категорий с обеих сторон:
Прививочники:
1. Те, кто даже не задумывался о вреде прививок, кто едет по накатанной и делает все, что скажут врачи. Им легче всего.
2. Те, кто об этом слышал, немного поупирался, но под давлением медиков и общества тоже прививают своих детей.
3. Те, кто был в лагере антипрививочников, изучил всю доступную информацию, но пришел к выводу, что надо!
4. Те, кто не собирался прививать ребенка, громко кричал, что привики – это зло, но увидел среди своих друзей или знакомых случаи болезней или осложнения от них – и впереди всех побежал прививаться.
Антипрививочники:
1. Те, кто просто примкнули к тренду. Хочется быть на гребне волны или выделяться из толпы, кому что больше нравится. “Мы против течения и мы не тупое стадо”. Особенно не думают.
2. Те, кто начитался страшных историй, поверили и испугались за детей. Бывает, читают больше и больше, иногда, осмыслив информацию, переходят в стан прививочников.
3. Те, у кого реально случились тяжелые поствакцинальные осложнения или те, кто связал развитие какой-то болезни с прививкой. Те, которые ругаются на принцип врачей “После – не значит вследствие”.
Итог, в общем, такой – я пришла к выводу, что более вероятно получить осложнения от болезней, чем от прививок. И да, я очень боюсь осложнений вакцинации, но еще больше я боюсь осложнений от болезней.
Но буду честной до конца. Я признаю, что если бы мой ребенок на какую-то из вакцин выдал какую-нибудь сложную реакцию, не факт, что я продолжала бы в том же ключе.
Но все же, дорогие антипрививочники, я верю, что вы искренне хотите только добра своим детям. Но при этом вы плодите столько околомедицинской чуши, что всякий образованный человек, почитав ее, поймет, что тут с разумом не дружат.
Не буду никого призывать делать прививки, я только выступаю за равномерное изучение аргументов обеих сторон.
Принимайте свое решение на основе общей картины, а не просто взглянув на одну сторону медали.
В общем, читайте сами, решайте сами.
Сергей Бутрий о борьбе с антивакцинаторством
Я больше не боюсь прививать ребенка, и вот почему
И еще – мне в комментах задают много вопросов по поводу основных сомнений тех, кто опасается делать детям прививки. Про ртуть, формальдегиды и пр. Я сама через это прошла. Если вы еще открыты новому и у вас не зашорены совсем глаза и разум, почитайте тут: Диалог врача и антипрививочника. Здесь вопросы и ответы. Мне кажется, хорошая статья. Может, к чему-то вас приведет, а может и нет. Решать, конечно же, вам!
Подписывайтесь на мой канал. Пишу обо всем понемногу: о детях, работе, медицине, отношениях, о том, что мне интересно.
Также публикую историю борьбы за жизнь моего мужа после удаления большой опухоли мозга. Моя первая статья здесь.
Спасибо, что прочитали, ставьте лайки, если понравилось!
Источник
О них создают интернет-комиксы и мемы, клеймят на телевидении и в социальных сетях, обвиняют в начале эпидемий. Но всё дело в том, что они не доверяют медицине и боятся последствий прививок. Medialeaks рассказывает, кто такие антипрививочники и что стоит за их решением отказаться от вакцинирования.
Сторонники массовой вакцинации объясняют её необходимость простой логикой: массовая вакцинация нужна, чтобы не допустить критического числа непривитых людей, которое может привести к эпидемиям. Это убеждение известно под термином «коллективный иммунитет» — способность общества противостоять болезням. Считается, что чем больше людей привито, тем коллективный иммунитет выше.
В России по закону все прививки делают детям добровольно, по согласию родителей. Но в связи с участившимися отказами от прививок в ноябре 2018 года Минздрав начал дорабатывать законопроект о запрете на публичные призывы против вакцинации. Всё ради сохранения коллективного иммунитета.
Почему люди не делают прививки. Мнение антрополога
Бояться делать прививки — совершенно естественно, уверена Анна Ожиганова, научный сотрудник Центра медицинской антропологии Института этнологии и антропологии РАН. Потому что это страшно, непонятно и связано с болезнями. Люди сопротивлялись вакцинации, начиная с 1796 года, когда английский врач Эдвард Дженнер создал вакцину против оспы.
В России антипрививочное движение изучено плохо, и сколько детей сейчас не привито, сказать сложно. Антипрививочники руководствуются одной причиной — забота о здоровье детей, которым, по их мнению, прививки могут принести вред, снизить иммунитет или вызвать осложнения. Но все родители разные, и действуют они по-разному.
Бывает, что и врачи самостоятельно продвигают идеи отказа от вакцинации, заявляя, что прививки опасны, вредны или бессмысленны. Или просто соглашаются с родителями и подделывают медицинские справки. В итоге Ожиганова отмечает, что антипрививочное движение, по её мнению, — это результат недоверия медицине. Если человек в целом доверяет медицине, он будет делать прививки.
Кого и почему слушают антипрививочники. Негласные лидеры движения
На мнение родителей влияют и популяризаторы антипрививочного движения, которые просто и доступно (в отличие от большинства врачей) объясняют научные термины, рассказывают о личном опыте. Сейчас специалисты выделяют как минимум троих людей, которые активно отстаивают свою точку зрения. Это советский вирусолог Галина Червонская, гомеопат Александр Коток и блогер Антон Амантонио.
В антивакцинаторском движении особое место занимает 81-летняя вирусолог Галина Червонская. Она участвовала в создании первых отечественных вакцин против полиомиелита и около 12 лет отработала в НИИ стандартизации и контроля медицинских биопрепаратов. С 80-х годов публично выступает на тему прививок, а также публикует статьи и книги. Её критикуют за банальные мысли, перемешанные с фактами и вымыслом насчёт теорий заговора. А также ставят в вину массовый отказ от прививок против дифтерии, который привел к эпидемии в начале 90-х.
Ещё один популяризатор, российский гомеопат Александр Коток, из околонаучных кругов, больше сконцентрирован на книгах. В прошлом он эмигрировал в Израиль, откуда продвигает свои идеи о вреде вакцинации. В начале нулевых выпустил несколько книг о прививках для думающих родителей, а также о беспощадной иммунизации. Книги были переведены в Болгарии, Польше, Словакии, Украине и Чехии. Материалы публикует на своём сайте «1796 гомеопатия и прививки» и в группе фейсбука. Периодически призывает нападать на врачей, с которыми не согласен.
Также люди следуют и за популярными личностями. Например папа-блогер Антон Амантонио — один из новых апологетов критики вакцинации, активно использующих соцсети. У него нет медицинского образования, но есть жена-врач. Амантонио считает, что прививки на несколько порядков опаснее болезней, от которых они должны защищать. Основывается на научных исследованиях, публикует посты в инстаграме (с июня 2018 года набрал более 100 тысяч подписчиков) и в ЖЖ, ведёт свой сайт. На нём, а также в инстаграме, он пишет, что прививки могут быть опасны, потому что их полезность не ставится под сомнение и не исследуется.
Почему ненависть к антипрививочникам не решит ситуацию с вакцинацией
По мнению журналистки и писательницы Анны Старобинец, чей пост вызвал дискуссию на эту тему в фейсбуке, «..мы совершенно упускаем из виду, что они [антипрививочники] искренне воспринимают прививки как конкретное, индивидуальное зло», а также что ненависть в их сторону недопустима. Потому что это работает совсем наоборот, призывая родителей сомневаться в принимаемых решениях. Старобинец уверена, что ситуацию могут изменить только просветительская деятельность и уважительная общественная дискуссия.
«Даже курильщики и наркоманы не подвергаются такой единодушной дегуманизации, как антипрививочники», — пишет в своём материале в защиту антипрививочников врач Артемий Охотин. Он сравнивает ситуацию в России с атеистической пропагандой первых десятилетий советской власти, когда отрицалось право верующих на другую точку зрения. И говорит, что антивакцинаторы в этой парадигме не просто неправы, они «не имеют права быть неправыми».
Охотин уверен, что если мы хотим, чтобы дети не умирали от кори, надо перестать ненавидеть и понять, почему любящая мама не хочет вести ребёнка в поликлинику, почему она не доверяет медицине.
Почему мамы не прививают детей. Истории женщин, которые неоднозначно относятся к вакцинации
Мария Витушкина, мама четырёх детей, кандидат биологических наук и вирусолог
Около 10 лет назад я свято доверяла врачам, и у меня не было причин им не верить. Первого ребёнка, дочку, мы привили от всего, что полагалось по прививочному календарю. А потом, когда родились двойняшки и была реанимация, врачи вдруг сказали «Погодите-погодите, они же слабенькие, не надо прививать». Тогда я задумалась: а почему мне раньше никто не говорил о подобном. Не донёс мысль, что прививки не всегда полезны, особенно если иммунитет слабый.
После этого Мария начала читать научные публикации про иммунитет и прививки, советоваться с разными врачами. Двойняшек она уже прививала выборочно, а четвёртому ребёнку сделала прививку БЦЖ (вакцина против туберкулёза), но начались осложнения: пошла экзема по всему телу. После анализов причину экземы врачи так и не установили, хотя в личной беседе признали, что это может быть из-за прививки.
Официально в России принято отрицать, что у вакцинации могут быть негативные последствия, я с этим столкнулась лично. Во Франции, например, БЦЖ не делают и считают её малоэффективной, а также дающей осложнения. После этого я начала предельно внимательно изучать каждую детскую болезнь, исследования и эксперименты по разным темам. И теперь делаю вывод по каждой прививке отдельно, решая, нужна она или нет. Но отговаривать прививаться я никого не буду, это личная ответственность родителя за своих детей.
Мария Витушкина осознаёт, что в итоге позиция, к которой она пришла благодаря личному опыту, может показаться кому-то этически спорной. Ей хотелось бы, чтобы все вокруг прививались, а коллективный иммунитет рос. Но в случае своих детей, зная, что они находятся в привитом сообществе, она не понимает, зачем им нужна вакцина. И не будет их прививать. Но, конечно, это не касается объективно опасных болезней, таких как, например, дифтерия.
Мария Цирулева, мама двоих детей и филолог
Когда мы жили в России в 2012-2016 годах, я почти не прививала своих детей. Главным образом из-за их аллергии — я просто боялась что-нибудь «добавить». В роддоме врачи посоветовали не ставить прививок, ну и пошло-поехало. Потом в районной поликлинике нам встретился невролог-антипрививочник, от него я услышала про страшные последствия от АКДС (вакцина против дифтерии, столбняка и коклюша). Поймите, я была сомневающимся родителем: врачи говорили разное.
Мария не знала, кому верить, и боялась всего. А потом начала читать гомеопата-антипрививочника Александра Котока и стала бояться ещё больше. В её случае большинство педиатров выступали за прививки, давили и вставали в воинственно-ожесточённую позу, когда узнавали, что семья не прививается. Она думает, что если бы врачи всё рассказали взвешенно, результат был бы иной. В итоге первому ребёнку всё равно сделали прививку БЦЖ и две прививки АКДС, но потом перестали. Второго ребёнка не прививали с рождения, а первую прививку сделали около трёх лет уже в Германии. Тогда же продолжили прививать и первого ребёнка.
Когда переехали в Германию, то я удивились, что никакого давления от врачей по поводу вакцинации нет. В детский сад и школу не требуют медицинские карты и не спрашивают ни про одну прививку. И мне стало проще принять сознательное и взвешенное решение, когда вокруг нет истерии, давления и осуждения. Когда каждый сам себе хозяин. Делаешь прививки — хорошо, не делаешь — тоже хорошо, никому нет до этого дела. Кроме этого, тут хорошие, качественные вакцины. И как-то сразу стало меняться отношение к этому вопросу.
Прививать своих детей или нет — выбор, который остаётся ответственностью родителей. Но для того, чтобы его сделать, им важна открытая информация и статистика по всем вакцинам и осложнениям, которые могут быть у ребёнка. А также ценна просветительская позиция врачей, без давления — «надо, иначе умрёте» — и агрессии. И тут нужно не заставлять, а именно убеждать людей в пользе вакцинации. Иначе, сомневаясь и паникуя, они будут склоняться к тем источникам информации или популяризаторам, которые им кажутся понятными, безопасными и верными.
Несмотря на попытку понять антипрививочников, надо признать, что количество заболевших корью за последние месяцы неуклонно растёт как в России, так и во всём мире. На фоне вспышек болезни идут жестокие споры между противниками вакцинации и её сторонниками. К чему же может привести прививка и кого обвиняют в эпидемии кори?
Читайте на Medialeaks
“Этого в школе не объясняют”. Чему учить ребенка, чтобы вырастить счастливого взрослого?
Ещё один спор насчёт прививки — это история конкурсантки Евровидения от России Юлии Самойловой, которая ездит в инвалидном кресле. Она всем рассказывала, что её болезнь вызвана неправильно сделанной прививкой от полиомиелита в детстве. Но всё оказалось не так.
Источник
Êàê ãîâîðèòñÿ, áåç ìàòåðíûõ ñëîâ è ìíåíèÿ íå ñôîðìèðóåøü. Ëè÷íî ìíå ñàìèõ àíòèïðèâèâî÷íèêîâ íå æàëêî. Æàëêî èõ äåòåé. È ñòðàøíî çà ñâîèõ, ðÿäîì ñ êîòîðûìè ìîãóò îêàçàòüñÿ äåòè àíòèïðèâèâî÷íèêîâ.
Ïóñòü êàæäûé ñàì ñôîðìóëèðóåò ñâîå ìíåíèå.
Àíòèïðèâèâî÷íûèêè ðàññêàçàëè, êàê ñâÿçàíû âàêöèíû, ïëàí Äàëëàñà è Áèëë Ãåéòñ, âðà÷-èììóíîëîã ðàçáèëà èõ äîâîäû
 Íîâîñèáèðñê (è íå òîëüêî) âåðíóëàñü êîðü, à âìåñòå ñ íåé ãîðÿ÷èå ñïîðû î ïðèâèâêàõ. Âðà÷è åäèíîãëàñíî ïðèçûâàþò ãîðîæàí ïîäóìàòü î ñåáå è îêðóæàþùèõ è íå ïëîäèòü ýïèäåìèè èíôåêöèé, çà÷àñòóþ ãðîçÿùèõ ñàìûìè òÿæ¸ëûìè ïîñëåäñòâèÿìè. Íî åñòü è òå, êòî íå ïðîñòî ñòîðîíèòñÿ âàêöèíàöèè, à âñÿ÷åñêè å¸ îòðèöàåò. Êîððåñïîíäåíò ÍÃÑ ïîïðîñèëà òð¸õ îòðèöàòåëåé ïðèâèâîê ïîäðîáíî ðàññêàçàòü, ïî÷åìó îíè îòêàçàëèñü îò âàêöèíàöèè è íå áîÿòñÿ ëè âîîáùå çàáîëåòü èç-çà ñâîèõ óáåæäåíèé. À âðà÷-èììóíîëîã îòâåòèëà íà èõ îñíîâíûå äîâîäû.
Âðà÷è âî âñåõ ñòðàíàõ ìèðà ñòàëêèâàþòñÿ ñ òàê íàçûâàåìûìè àíòèïðèâèâî÷íèêàìè ëþäüìè, îòêàçûâàþùèìèñÿ îò ïðèâèâîê ïðîòèâ äîâîëüíî ñåðüåçíûõ çàáîëåâàíèé: òóáåðêóëåçà, êîðè, ïíåâìîêîêêîâîé èíôåêöèè, äèôòåðèè, êîêëþøà, ñòîëáíÿêà, ïîëèîìèåëèòà, ãðèïïà, êëåùåâîãî ýíöåôàëèòà è ìíîãèõ äðóãèõ. Íåêîòîðûå ðîäèòåëè äàæå æàëóþòñÿ âëàñòÿì íà òî, ÷òî èõ äåòåé íå ïóñêàþò â øêîëû è äåòñàäû áåç ïðèâèâîê. Äèðåêòîðà æå íå ïðèíèìàþò âî âíèìàíèå àðãóìåíò, ÷òî âàêöèíàöèÿ, ïî ìíåíèþ ýòèõ ðîäèòåëåé, âðåäíà äëÿ çäîðîâüÿ áîëüøå, ÷åì ñàìà èíôåêöèÿ.
×àñòî ñàìèì àíòèïðèâèâî÷íèêàì ñòàâèëè âàêöèíû â äåòñòâå, íî ñâîåìó ðåá¸íêó äåëàòü ïðèâèâêè îíè îòêàçûâàþòñÿ.
Êîððåñïîíäåíò ÍÃÑ èçó÷èëà ñîîáùåñòâà ëþäåé, îòðèöàþùèõ ïîëüçó ïðèâèâîê, â ñîöèàëüíûõ ñåòÿõ è íà ôîðóìàõ. Êàê ïðàâèëî, îíè ññûëàþòñÿ íà íåñêîëüêèõ àâòîðèòåòíûõ äëÿ íèõ ëþäåé ñ ìåäèöèíñêèì îáðàçîâàíèåì, êîòîðûå çàïèñûâàþò ýìîöèîíàëüíûå âèäåîðîëèêè î âðåäå âàêöèíàöèè è ïèøóò êíèãè. Íåêîòîðûå äî ñèõ ïîð óâàæèòåëüíî ãîâîðÿò î êíèãå àíãëè÷àíèíà Ýíäðþ Óýéêôèëäà, êîòîðûé «äîêàçàë», ÷òî ïðèâèâêè ïðîòèâ êîðè âûçûâàþò àóòèçì ó äåòåé ïîçæå ýòîò ôàêò îïðîâåðãëè ó÷¸íûå, íî âåðñèÿ Óýéêôèëäà óøëà â íàðîä.
Äàëåêî íå âñåãäà ïîñëåäîâàòåëè îðàòîðîâ-àíòèïðèâèâî÷íèêîâ ïðåäñòàâèòåëè íåêèõ ðåëèãèîçíûõ îáùèí, áîëüøàÿ ÷àñòü ó÷àñòíèêîâ òàêèõ ñîîáùåñòâ ðîäèòåëè.  Íîâîñèáèðñêå, êñòàòè, äâèæåíèå îòðèöàòåëåé âàêöèí ðàñïðîñòðàíåíî íå òàê ñèëüíî, êàê â äðóãèõ ãîðîäàõ Ðîññèè èëè Óêðàèíû. Íàïðèìåð, â Òþìåíè, Ïåðìè, ×åëÿáèíñêå è Ìîñêâå èíòåðíåò-ñîîáùåñòâà àíòèïðèâèâî÷íèêîâ íàñ÷èòûâàþò ñîòíè ó÷àñòíèêîâ. Ñèáèðÿêè æå íå âûõîäÿò íà ìèòèíãè ïðîòèâ ïðèâèâîê è íå îáúåäèíÿþòñÿ â áîëüøèå ñîîáùåñòâà ïóáëè÷íî, îäíàêî è â Íîâîñèáèðñêå íàõîäÿòñÿ ëþäè, ãîðÿ÷î îòðèöàþùèå âàêöèíàöèþ, íåêîòîðûå èç íèõ ñîãëàñèëèñü ðàññêàçàòü ÍÃÑ î ñâîèõ óáåæäåíèÿõ.
Ñâåòëàíà Ïîïîâà, 25 ëåò, ìåíåäæåð ïî òóðèçìó:
Ïðè÷èíà îòêàçà ýòî âðåäíûé ñîñòàâ è ñåðü¸çíûå ïîáî÷íûå ýôôåêòû, óêàçàííûå â ñàìèõ èíñòðóêöèÿõ ê âàêöèíàì. Òàêæå îòñóòñòâèå ðàíäîìèçèðîâàííûõ êîíòðîëèðóåìûõ èññëåäîâàíèé, äîêàçûâàþùèõ ïîëüçó (ëèáî îòñóòñòâèå âðåäà) âàêöèí äëÿ ïðèâèòûõ è íåïðèâèòûõ äåòåé. Ñàéò «Ðóñôîíäà», êîòîðûé ïîëîí èñòîðèé ïîñòðàäàâøèõ îò ïðèâèâîê äåòåé, ðîäèòåëè êîòîðûõ ïðîñÿò ïîìîùè. Îòñóòñòâèå äîëæíîãî îáñëåäîâàíèÿ äåòåé ïåðåä âàêöèíàöèåé è íàáëþäåíèÿ ñîñòîÿíèÿ ïîñëå. Îáÿçûâàíèå ðîäèòåëÿ ïîäïèñàòü áóìàãó, â êîòîðîé ñêàçàíî, ÷òî â ñëó÷àå îñëîæíåíèé ïîñëå ïðèâèâêè ðîäèòåëè îòâåòñòâåííîñòü áåðóò íà ñåáÿ. Íó è íååñòåñòâåííûé ñïîñîá âûðàáîòêè àíòèòåë.
ß íå îòðèöàþ ïðèâèâêè; ÿ ñ÷èòàþ âñå ïðèâèâêè îïàñíûìè è áåñïîëåçíûìè.
Ó äî÷åðè ìîåãî ìàñòåðà ïî ðåñíèöàì ïîñëå ÀÊÄÑ çàäåðæêà â ðàçâèòèè, ó íàøåé ñîñåäêè ó äî÷åðè ïîñëå «Ïðåâåíàðà» (âàêöèíà ïðîòèâ ïíåâìîíèè. Ïðèì. ðåä.) ðåàíèìàöèÿ, ñèëüíåéøàÿ ïíåâìîíèÿ. Ó áðàòà ìóæà ñûí, ïðèâèòûé îò êîêëþøà, ïåðåáîëåë â î÷åíü òÿæ¸ëîé ôîðìå.
Ìíå äåëàëè ïðèâèâêè, íî íå âñå. Õîòåëà áû ýòî èçìåíèòü, òàê êàê áîëåëà î÷åíü ñåðü¸çíî êîêëþøåì ïîñëå ïðèâèâêè îò íåãî. Õîòåëîñü áû âûâåñòè èç îðãàíèçìà âñ¸ òî, ÷òî âêàëûâàëîñü â íåãî ãîäàìè.
ß çíàþ ñâîè ïðàâà, çàêîí ÐÔ, ïî êîòîðîìó âàêöèíàöèÿ äîáðîâîëüíà, à òàêæå çàêîíû îá îáðàçîâàíèè, íîðìû ÑàíÏèÍ, êîòîðûå ìíîãèå ïðèâèòûå ëþáÿò òðàêòîâàòü â ñâîþ ïîëüçó.
Çàáîëåâàíèé, îò êîòîðûõ ìû íå ñòàâèì ïðèâèâêè, íå áîþñü, òàê êàê âîêðóã íàñ ñóùåñòâóåò îãðîìíîå êîëè÷åñòâî íå ìåíåå îïàñíûõ çàáîëåâàíèé, îò êîòîðûõ íåò ïðèâèâîê, íî øàíñû çàáîëåòü êîòîðûìè âûøå: ñêàðëàòèíà, áîððåëèîç, ñèáèðñêàÿ ÿçâà, áðþøíîé òèô è òàê äàëåå».
Âèêòîðèÿ Ê., 39 ëåò, áóõãàëòåð:
Ñòîëêíóëàñü ñ îñëîæíåíèÿìè íà ïðèâèâêó ÀÊÄÑ: â âîçðàñòå 4 ìåñÿöåâ ó ìîåãî ñòàðøåãî ðåáåíêà ïðîèçîøåë îòêàò â ðàçâèòèè. Äî ïðèâèâêè óëûáàëñÿ, àãóêàë, à ïîñëå ïðèâèâêè òðè äíÿ ñìîòðåë â ïîòîëîê è íå ïðîèçíåñ íè çâóêà. Ïîâåçëî, ÷òî îðãàíèçì ñèëüíûé è ñïðàâèëñÿ. Âðà÷ ðåá¸íêà âèäåëà è íà ìîè æàëîáû íå îòðåàãèðîâàëà.  êàðòå íèêàêèõ çàïèñåé íåò. Òîëüêî óêàçàíî ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû, õîòÿ îíà áûëà â íîðìå è ïîñëå ïðèâèâêè íå ïîäíèìàëàñü.
ß íà÷àëà èçó÷àòü ñîñòàâ âàêöèí, èõ âîçäåéñòâèå íà îðãàíèçì. Âèäåëà íà ïðèìåðàõ çíàêîìûõ, ÷òî ïðèâèâêè íå çàùèùàþò îò áîëåçíåé. Ïðè ýòîì ïðè íàëè÷èè ïðèâèâêè äèàãíîç óìûøëåííî ñòàâÿò äðóãîé. Åñëè ïðèâèòûé ðåáåíîê çàáîëåë êîêëþøåì, íè îäèí âðà÷ íå îòïðàâèò åãî íà àíàëèçû è íå íàïèøåò â êàðòó ðåàëüíîå çàáîëåâàíèå. Òîëüêî ïîñëå òîãî, êàê ïîäðóãà ïëàòíî ñäàëà àíàëèç è âûÿâèëè êîêëþø, å¸ ñûíó íàçíà÷èëè âåðíîå ëå÷åíèå. Äî ýòîãî îò áðîíõèòà ëå÷èëè.
Äî ãîäà ìû óñïåëè ïîñòàâèòü åùå íåñêîëüêî ïðèâèâîê. Ìîåìó ðåá¸íêó â ãîä ïîñòàâèëè Ìàíòó. Âðà÷ íàñ âåëà äëèòåëüíîå âðåìÿ, ïðåêðàñíî çíàëà, ÷òî ðåá¸íîê àëëåðãèê. Åìó íåëüçÿ áûëî óïîòðåáëÿòü áîëüøîé ïåðå÷åíü ïðîäóêòîâ, â òîì ÷èñëå ÿéöà. Íå ïðåäóïðåäèâ ìåíÿ î âîçìîæíûõ ïîñëåäñòâèÿõ è ðåàêöèÿõ, íàì ïîñòàâèëè ýòó ïðîáó. Ýòî óæå ïîòîì ÿ óçíàëà, ÷òî Ìàíòó íà îñíîâå êóðèíîãî áåëêà. Áûëà ãèïåðàëëåðãè÷åñêàÿ ðåàêöèÿ.
Êîæà ïîä ïðîáîé âçäóëàñü, âûãëÿäåëî âñå î÷åíü ñòðàøíî. Ýòî áûëî ïîñëåäíåé êàïëåé. È ÿ òâåðäî ðåøèëà îòêàçàòüñÿ îò èíúåêöèé. Ñíà÷àëà áûëî ñòðàøíî à êàê æå ñàäèê, øêîëà?
Ïîòîì îêàçàëîñü, ÷òî âàêöèíàöèÿ äîáðîâîëüíàÿ. Ñ ñàäèêîì ó ñòàðøåãî ðåáåíêà ïðîáëåì íå âîçíèêëî åäèíñòâåííûé èç ãðóïïû ìàëîáîëåþùèé. Åñëè è áîëåë, òî â ë¸ãêîé ôîðìå è î÷åíü áûñòðî âîññòàíàâëèâàëñÿ.
È òîãäà ÿ äëÿ ñåáÿ ðåøèëà, ÷òî âòîðîìó ðåáåíêó ïðèâèâîê ñòàâèòü íå áóäó, õîòÿ áû ïåðâûå òðè ãîäà. ×òîáû ñâîé èììóíèòåò ñôîðìèðîâàëñÿ. Íè ðàçó íå ïîæàëåëà î ñâîåì âûáîðå.
ß ñ÷èòàþ, ÷òî ïîñëåäñòâèÿ îò âàêöèíàöèè ìîãóò áûòü ãîðàçäî òÿæåëåå, ÷åì ñàìà áîëåçíü. È íå ôàêò, ÷òî íåïðèâèòûé çàáîëååò ýòîé áîëåçíüþ. Âàêöèíà ââîäèòñÿ âíóòðèêîæíî èëè âíóòðèìûøå÷íî, ïîïàäàåò ñðàçó â êðîâîòîê, ìèíóÿ åñòåñòâåííûå áàðüåðû. Ïîìèìî îñëàáëåííîãî âèðóñà â âàêöèíå ìíîãî ñîëåé òÿæåëûõ ìåòàëëîâ, ñ êàæäîé âàêöèíàöèåé îíè íàêàïëèâàþòñÿ â îðãàíèçìå. Ïîñìîòðèòå, ñêîëüêî ñòàëî ó íàñ ðàêîâûõ çàáîëåâàíèé.
Âàêöèíàöèÿ, ìîæåò, è íå âðåäèò, íî ñïîñîáñòâóåò èëè ïðîâîöèðóåò çàáîëåâàíèå, íàïðèìåð ïî íåâðîëîãèè. Íè îäèí âðà÷ íå äàñò íèêàêîé ãàðàíòèè, ÷òî ðåáåíîê áóäåò çäîðîâ ïîñëå âàêöèíàöèè. Îòâåòñòâåííîñòü áåðóò íà ñåáÿ ðîäèòåëè.
ß ñ÷èòàþ è óáåäèëàñü íà ñâîèõ äåòÿõ, ÷òî ó íåïðèâèòûõ èììóíèòåò ñèëüíåå. Ìëàäøèé ñ 2,5 ëåò â ñàäèê õîäèò. Ñåé÷àñ åìó 5 ëåò, ðàçà äâà çà ãîä áîëååò ïî 23 äíÿ. Ëåêàðñòâàìè òîæå ñòàðàþñü íå ëå÷èòü. Îáèëüíîå ïèòüå è ïðîâåòðèâàíèå. Ìíå ïî êàëåíäàðþ ïðèâèâêè äåëàëè, âñå äåòñòâî áîëåëà ïðîñòóäàìè. Ðàíüøå è êàëåíäàðü íå òàêîé îáøèðíûé áûë.
Ñåé÷àñ âñåõ êîðüþ ïóãàþò. À ÷åðåç íåñêîëüêî ëåò âåòðÿíêà ñòàíåò îïàñíîé áîëåçíüþ. Âàêöèíó ñäåëàëè, òåïåðü íàäî áþäæåò îñâàèâàòü è ïðèáûëü ïîëó÷àòü.
ß íå àôèøèðóþ, ÷òî íå ïðèâèâàþ äåòåé, è íèêîãî íå àãèòèðóþ. Êàæäûé ñàì äîëæåí âçâåñèòü âñå çà è ïðîòèâ.
Òàòüÿíà Àõðàìååâà, 47 ëåò, àêóøåðêà, ïåðèíàòàëüíûé ïñèõîëîã, ñåìåéíûé ïñèõîòåðàïåâò:
Áîëüøå 6 ëåò âíèìàòåëüíî èçó÷àëà ýòîò âîïðîñ, àíàëèçèðîâàëà èñòîðèþ ðàçâèòèÿ âàêöèíàöèè, ñòåïåíè ïðÿìûõ è ïîáî÷íûõ ýôôåêòîâ, ìíåíèÿ ýêñïåðòîâ, ïðîôåññèîíàëîâ-âèðóñîëîãîâ < > Ïðèøëà ê âûâîäàì, ÷òî âðåäà îò ïðèâèâîê ãîðàçäî áîëüøå, ÷åì ïîëüçû.
Åñòü ëè ó âàñ ñàìîé ïðèâèâêè ìîæåò áûòü, â äåòñòâå äåëàëè?
Äà, äåëàëè, íàñèëüíî, îò îñïû.
ß æèëà â ñîâåòñêîå âðåìÿ â äåðåâíå. È â äåðåâíþ ïðèåçæàëè ìåäèêè íàñèëüíî âàêöèíèðîâàòü. ß êàê óâèäåëà èõ ìàøèíó ïîáåæàëà íà êîñîãîðû. Îíè çà ìíîé âòðî¸ì ì÷àëèñü.
Ìàëåíüêàÿ áûëà, ñèëüíî áûñòðî áåãàòü òîãäà íå óìåëà, ïîýòîìó ÷åðåç 1,5 êèëîìåòðà ïðèìåðíî íàãíàëè è íàñèëüíî íàáðîñèëèñü, ñäåëàëè ïðèâèâêó îò îñïû.  òî âðåìÿ ìíîãèì íàñèëüíî äåëàëè, ïðèìåíÿÿ ãðóáóþ ôèçè÷åñêóþ ñèëó, âûêðó÷èâàÿ íîãè è çàëàìûâàÿ ðóêè.
Äëÿ ìåíÿ ýòà ïðîöåäóðà áûëà ñðàâíèìà ñ øîêîì è áîëüþ, êàê îò êîëëåêòèâíîãî èçíàñèëîâàíèÿ. ß äîëãî ãîðüêî ñèäåëà è ïëàêàëà. Ìíå òîãäà áûëî 5 ëåò. Áûëà î÷åíü ñåðü¸çíàÿ ïñèõîëîãè÷åñêàÿ òðàâìà, à òàêæå ñèíÿêè, óøèáû îò ïàäåíèÿ, äàâëåíèÿ è ãðóáîãî îáðàùåíèÿ ñî ìíîé òðîèõ ëþäåé «â áåëûõ õàëàòàõ».
Çíàåòå ëè âû ðåàëüíûå ïðèìåðû, êîãäà âàêöèíà âðåäèëà çäîðîâüþ?
Äà, çíàþ ìíîæåñòâî, â òîì ÷èñëå ñëó÷àè ñìåðòåé ïîñëå ÀÊÄÑ â íàøåì ïîñ¸ëêå.
ß çàáîëåòü íå áîþñü. Ñóùåñòâóåò ãîðàçäî áîëüøå îïàñíîñòåé, ÷åì òå áîëåçíè, îò êîòîðûõ ëþäè ïûòàþòñÿ çàùèòèòüñÿ ïðèâèâêàìè. Ïðåáûâàþò â ãëóáîêèõ èëëþçèÿõ, ÷òî ýòî èì ïîìîæåò. Ñî÷óâñòâóþ òàêèì ëþäÿì.
 êà÷åñòâå àðãóìåíòîâ ìîãó ïðèâåñòè è ïîäòâåðäèòü ñâîþ ñòàòèñòèêó, êîòîðàÿ òîëüêî ïîäòâåðæäàåò âûâîäû Àëåêñàíäðà Êîòîêà (àâòîð êíèãè «Áåñïîùàäíàÿ èììóíèçàöèÿ». Ïðèì. ðåä.) è Ãàëèíû ×åðâîíñêîé (ñîâåòñêèé âèðóñîëîã, ðîññèéñêèé äåÿòåëü àíòèâàêöèíàòîðñêîãî äâèæåíèÿ. Ïðèì. ðåä.) î ïëàíàõ Äàëëåñà è ïðî÷èõ ìåðàõ ïî íàìåðåííîìó ñîçäàíèþ àóòîèììóííûõ áîëåçíåé ÷åðåç ïðèâèâêè. Äà âû è ñàìè ïðåêðàñíî âèäèòå, êàê îíè ðàñïðîñòðàíèëèñü ïûøíûì öâåòîì â Ðîññèè.
Àóòîèììóííûå áîëåçíè â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ïîÿâëÿþòñÿ èç-çà ïðèâèâîê (ðàê, äèàáåò, ðàññåÿííûé ñêëåðîç, ìíîæåñòâåííûé ñêëåðîç, ëåéêåìèÿ, ðåâìàòèçì è òîìó ïîäîáíîå).
È óæ ãîðàçäî ëó÷øå ïåðåáîëåòü êîðüþ, äàæå äèôòåðèåé íà íîãàõ (êàê ìîÿ ìàòü è äðóãèå ðîäñòâåííèêè ïåðåíîñèëè ýòè áîëåçíè, òàê æå êàê âñåãäà ðàáîòàÿ íà îãîðîäå, â ïîëå è ïî õîçÿéñòâó), ÷åì çàáîëåòü è óìåðåòü îò àóòîèììóííîé áîëåçíè, êîòîðóþ ìåäèêè íå ìîãóò âûëå÷èòü.
Ñàìûå ãðàìîòíûå äîêòîðà ñâîèõ äåòåé è âíóêîâ çàùèùàþò îò ïðèâèâîê, íî âûíóæäåíû âêàëûâàòü îñòàëüíîìó íàðîäó, áîÿñü çà ñâîè äîëæíîñòè è êàðüåðíûé ðîñò. Òîëüêî ïîñëå âûõîäà íà ïåíñèþ ìíîãèå íà÷èíàþò ÷åñòíî ïðèçíàâàòüñÿ.
Åù¸ ïîñëóøàéòå è ïðèâåäèòå ïðèìåð Áèëëà Ãåéòñà, ïî÷åìó Ìèðîâîå Ïðàâèòåëüñòâî âêëàäûâàåòñÿ â ðàçðàáîòêó è âíåäðåíèå âàêöèí âî âñåõ ñòðàíàõ ìèðà. Îïÿòü æå òùàòåëüíî çàùèùàÿ îò ïðèâèâîê ñâîèõ. À ÷óæèõ ìîæíî òðàâèòü ñêîëüêî óãîäíî, ñîâñåì íå æàëêî.
ÍÃÑ ïîïðîñèë âðà÷à àëëåðãîëîãà-èììóíîëîãà âûñøåé êàòåãîðèè öåíòðîâ ñåìåéíîé ìåäèöèíû «Çäðàâèöà» Îëüãó Ñëàâíóþ îòâåòèòü íà îñíîâíûå ïðåòåíçèè àíòèïðèâèâî÷íèêîâ.
Àêòóàëüíà ëè âîîáùå ïðîáëåìà îòêàçîâ îò ïðèâèâîê?
Ïðîáëåìà îòêàçîâ îò ïðèâèâîê ÷ðåçâû÷àéíî àêòóàëüíà, ÷òî ïîäòâåðæäàåò, ê ñîæàëåíèþ, âñïûøêà êîðè â Íîâîñèáèðñêå çèìîé-âåñíîé 2019 ãîäà.
Êàêèìè îñëîæíåíèÿìè ãðîçèò îòêàç îò îñíîâíûõ ïðèâèâîê?
Ïðè òÿæ¸ëîì òå÷åíèè èíôåêöèîííîãî çàáîëåâàíèÿ î÷åíü ñåðüåçíûìè, óãðîæàþùèìè äëÿ æèçíè: ñìåðòåëüíûé èñõîä ïðè çàáîëåâàíèè ñòîëáíÿêîì, ïîðàæåíèå ãîëîâíîãî ìîçãà, ãëóõîòà ïîñëå ïåðåíåñåííîé êîðè, ñòîéêèé íåîáðàòèìûé ïàðàëè÷ íîã ïîñëå ïîëèîìèåëèòà, òÿæ¸ëûå ïîðàæåíèÿ ñåðäöà ïîñëå ïåðåíåñåííîé äèôòåðèè è òàê äàëåå.
Êòî â îñíîâíîì ñåé÷àñ îòêàçûâàåòñÿ îò âàêöèíàöèè ìàòåðè, ïðî÷èòàâøèå ôîðóìû, ïðåäñòàâèòåëè íåêîòîðûõ ðåëèãèîçíûõ îáùèí èëè åù¸ êàêèå-òî ãðóïïû ëþäåé?
Ðîäèòåëè, îòêàçûâàþùèåñÿ îò ïðèâèâîê, íå ïðèíàäëåæàò ê êàêîé-òî îïðåäåëåííîé êàòåãîðèè, ïðåæäå âñåãî ýòî îïðåäåëåííûé âçãëÿä íà îêðóæàþùèé ìèð: äëÿ íèõ íå ñóùåñòâóåò «îïàñíûõ èíôåêöèé», à ïåðåáîëåòü ëó÷øå, ÷åì âìåøèâàòüñÿ â èììóíèòåò ðåáåíêà.
Îíè óòâåðæäàþò, ÷òî âàêöèíû îïàñíåå ñàìèõ áîëåçíåé. Ìîæåò ëè ýòî áûòü â êàêèõ-òî ñëó÷àÿõ ïðàâäîé?
Íè îäíà èç âàêöèí íå ÿâëÿåòñÿ àáñîëþòíî áåçîïàñíîé. Âñå îíè îáëàäàþò îïðåäåëåííîé ñòåïåíüþ ðåàêòîãåííîñòè, êîòîðàÿ îãðàíè÷åíà íîðìàòèâíîé äîêóìåíòàöèåé íà ïðåïàðàòû. Íî âîçìîæíûå îñëîæíåíèÿ íà âàêöèíû íåñîïîñòàâèìû ñ âîçìîæíûìè îñëîæíåíèÿìè ïåðåíåñ¸ííîãî òÿæåëîãî èíôåêöèîííîãî çàáîëåâàíèÿ. Íàïðèìåð, ïîñòâàêöèíàëüíîå îñëîæíåíèå ïîñëå âàêöèíàöèè ïðîòèâ êîðè ýíöåôàëîïàòèÿ (ïîðàæåíèå ãîëîâíîãî ìîçãà) 1 ê 100 000. Òàêèå æå îñëîæíåíèÿ â õîäå çàáîëåâàíèÿ êîðüþ äî 1 ê 300.
Åñòü àðãóìåíò, ÷òî ïîñëå òîãî, êàê äåòÿì ñòàâÿò ïðèâèâêè, îíè íà÷èíàþò áîëåòü.
Äåòè ïðèâèâàþòñÿ â îñíîâíîì íà ïåðâîì ãîäó æèçíè. Åñëè ó ðåáåíêà íåò êîíòàêòîâ ñ áîëüíûìè îñòðûìè ñîñòîÿíèÿìè, òî ðåá¸íîê íå çàáîëååò. Ïîñëå ãîäà ðåá¸íîê íà÷èíàåò áîëåòü, òàê êàê ðàñøèðÿåòñÿ êîíòàêò ñ ñîöèóìîì, îêðóæàþùèå (äåòè è âçðîñëûå) áóäóò áîëåòü ñåçîííûìè âèðóñíûìè èíôåêöèÿìè âñåãäà.
Ìíîãèå íå óâåðåíû, ÷òî ñîñòàâ âàêöèí äåéñòâèòåëüíî áåçîïàñåí. Åñòü ëè ñïîñîáû ïðîâåðèòü ñîñòàâ?
Çà÷åì? ×òî âõîäèò â ñîñòàâ âàêöèí, ïðîèçâîäèòåëè íå ñêðûâàþò. Ëþáàÿ èíñòðóêöèè ïî âàêöèííîìó ïðåïàðàòó íà÷èíàåòñÿ ñ ñîñòàâà âàêöèí: â òîì ÷èñëå àêòèâíûå âåùåñòâà, âñïîìîãàòåëüíûå âåùåñòâà, îïèñàíèå, ôàðìàêîëîãè÷åñêàÿ ãðóïïà, èììóíîëîãè÷åñêèå ñâîéñòâà è òàê äàëåå.
Ìîãóò ëè âîîáùå ïðèâèâêè áûòü ñâÿçàíû ñ àóòèçìîì èëè ïîñòîÿííûìè ÎÐÂÈ ó äåòåé, à òàêæå âîçíèêíîâåíèåì äðóãèõ çàáîëåâàíèé îò êîêëþøà äî òóáåðêóë¸çà, çàäåðæêàìè â ðàçâèòèè? Êàêèå âîîáùå áûâàþò «ïîáî÷íûå ýôôåêòû» îò âàêöèí, åñëè áûâàþò?
Íåò äîêàçàííûõ äàííûõ, êîòîðûå áû ñâèäåòåëüñòâîâàëè áû î ñâÿçè àóòèçìà è ïðèâèâîê. Âàêöèíàöèÿ íå ñíèæàåò èììóíèòåò ó ðåá¸íêà. Ôîðìèðîâàíèå èììóíèòåòà çàâèñèò îò ñîñòîÿíèÿ ìèêðîáèîòû êèøå÷íèêà ðåá¸íêà, îò ñîáëþäåíèÿ ðåæèìà ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè, ðàöèîíà ïèòàíèÿ.
Ñàìûå ÷àñòûå ïîáî÷íûå ðåàêöèè íà ââåäåíèå âàêöèíû ïðîÿâëÿþòñÿ â âèäå ïîäú¸ìà òåìïåðàòóðû, êðàòêîâðåìåííîãî áåñïîêîéñòâà ðåáåíêà, ìåñòíûõ ðåàêöèé â âèäå óïëîòíåíèÿ ìÿãêèõ òêàíåé è ãèïåðåìèè êîæè â îáëàñòè ââåäåíèÿ ïðåïàðàòà. Íà íåêîòîðûå âàêöèíû ìîæåò áûòü ðåàêöèè â âèäå ë¸ãêîãî òå÷åíèÿ çàáîëåâàíèÿ (íàïðèìåð, êîðè).
Ïðîáà Ìàíòó âðåäíà èëè íåò?
Ýòî ñêðèíèíã-òåñò, îäèí èç íåìíîãèõ äèàãíîñòè÷åñêèõ êðèòåðèåâ îöåíêè íàëè÷èÿ òóáåðêóëåçíîé èíôåêöèè â îðãàíèçìå. Ïðîáà Ìàíòó íå ÿâëÿåòñÿ ïðèâèâêîé.  îòëè÷èå îò âàêöèí, òóáåðêóëèí, êîòîðûé ââîäèòñÿ ïðè ïðîâåäåíèè ýòîé ïðîáû, íå ñîäåðæèò ìèêðîîðãàíèçìîâ íè æèâûõ, íè óáèòûõ, à ëèøü êîìïîíåíòû ìèêîáàêòåðèé, íåîáõîäèìûå äëÿ «óçíàâàíèÿ» èììóííîé ñèñòåìîé.
Ïðîáà Ìàíòó íå ñïîñîáñòâóåò ôîðìèðîâàíèþ èììóíèòåòà ïðîòèâ òóáåðêóë¸çà, òàê êàê ó íå¸ ñîâñåì äðóãàÿ öåëü ðàííÿÿ äèàãíîñòèêà òóáåðêóë¸çà. Îíà èìååò íåçíà÷èòåëüíîå ÷èñëî ïðîòèâîïîêàçàíèé è ïðîâîäèòñÿ âñåì äåòÿì íà÷èíàÿ ñ îäíîãî ãîäà.
Âûáîð – äåëàòü èëè íå äåëàòü ïðèâèâêè, êîíå÷íî, ó êàæäîãî ñâîé.
Ëè÷íî ìåíÿ ðàäóåò òî, ÷òî àäåêâàòíûõ ëþäåé âñå æå ïîäàâëÿþùåå áîëüøèíñòâî.
(ñ) ÍÃÑ, ññûëü
Источник