Медсестра делает прививки в школе

Должностная инструкция медсестры в школе

1. Общие положения

1.1. Приведенная должностная инструкция медицинской сестры школы разработана на основании приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010г №541н “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения”; с учетом ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 1 сентября 2020 года, согласно Трудовому кодексу РФ и иным нормативным актам, регламентирующим трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. На должность медсестры назначается медработник, имеющий среднее медицинское образование по специальности “Сестринское дело”, «Акушерское дело», «Лечебное дело», «Фельдшер» и сертификат специалиста по специальности «Сестринское дело», «Общая практика», «Сестринское дело в педиатрии» без предъявления требований к стажу работы. Медицинской сестре необходимо иметь практический опыт работы по оказанию экстренной медицинской помощи, а также опыт в оформлении медицинской документации.
1.3. Медицинскую сестру назначает на должность и увольняет главный врач поликлиники по согласованию с директором общеобразовательного учреждения в порядке, установленном ТК РФ и Трудовым договором.
1.4. Медицинская сестра осуществляет свою деятельность согласно должностной инструкции медсестры в школе, под руководством директора школы, находясь в подчинении у врача и директора общеобразовательного учреждения.
1.5. В своей деятельности медицинская сестра действует согласно:

  • Конституции Российской Федерации;
  • Федеральному Закону «Об образовании в РФ» с дополнениями и изменениями;
  • Постановлений Правительства РФ и руководящих документов вышестоящих органов по медицинским вопросам, правилам организации медицинского труда;
  • решениям органов Управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся;
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях” в редакции от 24.11.2015г;
  • Уставу и Правилам внутреннего трудового распорядка общеобразовательного учреждения;
  • Трудовому договору;
  • приказам и распоряжениям руководителя школы;
  • данной должностной инструкции медсестры школы;
  • правилам учета и инвентаризации.

1.6. Медсестра должна уверенно знать:

  • законы РФ и другие нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов здравоохранения.
  • теоретические и практические основы сестринского дела;
  • основы лечебно-диагностического процесса, предупреждения заболеваний, пропаганды здорового образа жизни.
  • правила использования медицинских инструментов и оборудования;
  • основы работы бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования;
  • основы валеологии и санологии, основы детского питания;
  • основы диспансеризации, социальную значимость болезней;
  • основы медицины катастроф;
  • правила по охране труда во время работы с медицинскими инструментами и оборудованием.
  • порядок ведения учетно-отчетных документов, главные формы медицинской документации;
  • медицинскую этику;
  • психологию профессионального общения;
  • школьную гигиену, возрастную психологию;
  • основы физиологии и социологии;
  • содержание деятельности общеобразовательного учреждения;
  • трудовое законодательство;
  • Правила внутреннего трудового распорядка общеобразовательного учреждения;
  • инструкцию по охране труда медсестры школы;
  • правила и нормы по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защиты.

1.7. Медсестра общеобразовательного учреждения обязана владеть эффективными навыками работы с компьютером, соблюдать должностную инструкцию медицинской сестры в школе, а также Конвенцию о правах ребенка.

2. Функции медицинской сестры в школе

К главным направлениям деятельности медсестры школы относятся:
2.1. Организация медицинского обеспечения, оказание первой медицинской помощи учащимся, педагогам и иным сотрудникам общеобразовательного учреждения.
2.2. Анализ и контроль санитарно-гигиенического состояния школьных помещений, качества приготовленной пищи на пищеблоке общеобразовательного учреждения.
2.3. Формирование у учеников и сотрудников школы норм здорового образа жизни.

3. Должностные обязанности школьной медсестры

Медицинская сестра школы:
3.1. Медсестра в общеобразовательном учреждении осуществляет деятельность по охране и укреплению здоровья учащихся, обеспечению благополучного санитарно-эпидемиологического режима в школе, организации медицинской работы.
3.2. Оказывает первую медицинскую помощь при заболеваниях, несчастных случаях (травмах), направляет в близлежащее лечебно-профилактическое учреждение, если потребуется, сопровождает ученика в медицинское учреждение, вызывает «скорую помощь».
3.3. Осуществляет контроль над санитарным состоянием помещений и участков школы.
3.4. Осуществляет работу по подготовке учеников к медосмотру, принимает участие при осмотре детей врачами – специалистами, проводит антропометрические измерения детей. Докладывает педагогическому коллективу школы о результатах медосмотра и медицинских рекомендациях.
3.5. Ведет учет общей заболеваемости и инфекционных заболеваний, изолирует больных детей, вместе с врачом устанавливает сроки и необходимость карантина в классе.
3.6. Ведет учет и изолирует заболевших учащихся, докладывает врачу и директору общеобразовательного учреждения, в детскую поликлинику и санитарно-эпидемиологическую станцию о каждом отдельном случае инфекционного заболевания в школе.
3.7. Сообщает в установленные сроки о необходимости проведения профилактических прививок в соответствии с календарем вакцинации.
3.8. Организовывает и осуществляет профилактические осмотры учеников после каникул и в иных случаях при продолжительном отсутствии учащихся на занятиях.
3.9. Осуществляет контроль сроков непосещения общеобразовательного учреждения больными учащимися, наблюдает за контактировавшими инфекционными больными.
3.10. Выполняет работу по профилактике травматизма, учету всех случаев травм.
3.11. Ставит в известность родителей учащихся (лиц их заменяющих) о заболеваниях.
3.12. Готовит медицинские карты учеников на летние каникулы.
3.13. Проводит занятия с учениками по оказанию первой доврачебной помощи и правилам личной гигиены.
3.14. Периодически присутствует на занятиях по физкультуре с целью проведения контроля над выполнением учениками правил личной гигиены (соответствием костюма, обуви и т.д.).
3.15. Контролирует выполнение указаний врача о распределении учеников на медицинские группы для занятий физкультурой и соответствие физической нагрузки состоянию здоровья учащихся, выявляет первые симптомы утомления школьников во время урока физкультуры, сообщает об этом преподавателю и врачу.
3.16. Проводит консультации педагогов по вопросам маркировки парт и усаживания учеников за партами с учетом их роста, зрения и слуха.
3.17. Каждый день осматривает на гнойничковые заболевания работников пищеблока и школьной столовой.
3.18. Постоянно контролирует качество поставляемых продуктов, их хранение и соблюдение сроков использования, ведет контроль над организацией питания и качеством приготовления пищи, соблюдения натуральных норм продуктов, каждый день проводит проверку санитарного состояния пищеблока и столовой, снимает пробу готовых блюд.
3.19. Принимает меры вместе с директором школы, заведующей столовой, профкомом, родительской общественностью по улучшению организации питания, ассортимента продуктов, созданию условий для качественного приготовления пищи и ее реализации в школьной столовой.
3.20. Следит за порядком в медицинском кабинете общеобразовательного учреждения, обеспечивает обработку инструментов в пределах своей компетентности.
3.21. Вовремя готовит заявки на медикаменты, дезинфицирующие средства, медицинский инструментарий.
3.22. Обеспечивает строгое выполнение положений должностной инструкции медсестры школы, включая требования по учету и хранению медицинского инвентаря и медикаментов, прививочного материала в медицинском кабинете школы.
3.23. Осуществляет санитарно–просветительную деятельность с учениками, сотрудниками школы и родителями, проводит регулярный контроль над прохождением медосмотров сотрудниками общеобразовательного учреждения;
3.24. Вовремя и качественно оформляет медицинскую и другую служебную документацию. Квалифицированно и своевременно выполняет приказы, распоряжения и поручения директора школы, а также нормативно-правовые акты по своей профессиональной деятельности.
3.25. Соблюдает Правила внутреннего трудового распорядка школы, пожарной безопасности, охраны труда и санитарно-эпидемиологического режима.
3.26. Безотлагательно принимает меры, включая своевременное информирование администрации школы, по устранению любых нарушений охраны труда, противопожарных и санитарных правил, представляющих угрозу деятельности школы, её коллективу, ученикам и посетителям.
3.27. Введет медицинскую документацию, установленную Министерством Здравоохранения РФ:

  • вкладыши сведений о прививках;
  • журнал обращений за медицинской помощью;
  • журнал по освобождению от физической культуры;
  • журнал санитарного состояния образовательного учреждения;
  • журнал регистрации несчастных случаев;
  • журнал медицинских профилактических осмотров для всех классов;
  • журнал профессионального сестринского осмотра по группам здоровья и хронической заболеваемости.
Читайте также:  Прививки собак в юзао москвы

3.28. Постоянно повышает свою квалификацию.

4. Права

Медицинская сестра школы имеет полное право:
4.1. Проводить проверку санитарного состояния общеобразовательного учреждения и давать все необходимые рекомендации заместителю руководителя по административно-хозяйственной работе (завхозу);
4.2. Давать обязательные для выполнения указания ученикам и сотрудникам школы (включая работников пищеблока) по вопросам, относящимся к соблюдению санитарно-гигиенических норм и правил;
4.3. Сообщать директору общеобразовательного учреждения об обнаруженных нарушениях санитарно-противоэпидемического режима и вносить предложения, направленные на улучшение и соблюдение его;
4.4. Получать любую информацию от классных руководителей и администрации общеобразовательного учреждения, требующуюся для выполнения своих профессиональных обязанностей;
4.5. Вносить предложения, директору школы по улучшению организации и условий собственного труда;
4.6. Участвовать в работе совещаний, педагогических советов, семинаров, непосредственно относящихся к специфике своей деятельности;
4.7. Принимать участие в деятельности профессиональных ассоциаций медсестер и иных общественных организаций, не запрещенных законом РФ;
4.8. Защищать профессиональную честь и достоинство;
4.9. Представляться к разным видам поощрения, наградам и знакам отличия, установленным для работников образования и здравоохранения;
4.10. Знакомиться с жалобами и прочими документами, содержащими оценку работы медсестры, давать по ним пояснения;
4.11. На повышение своей квалификации в установленном порядке, проходить аттестацию (переаттестацию) в целях присвоения квалификационных категорий.

5. Ответственность

5.1. Медицинская сестра школы несет дисциплинарную ответственность за ненадлежащее выполнение или невыполнение должностной инструкции медицинской сестры школы, за любое нарушение Устава, Правил внутреннего трудового распорядка и иных локально-правовых актов общеобразовательного учреждения в порядке, установленном действующим Трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. Может привлекаться к дисциплинарной ответственности за несвоевременное и некачественное оформление медицинской и другой служебной документации, установленной действующими нормативными и правовыми документами; за не предоставление в установленном порядке статистической и другой информации своей деятельности.
5.3. Несет административную ответственность за любое нарушение правил по охране труда, пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил, в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
5.4. Медсестра несет материальную ответственность за последствия принятого ею необоснованного решения, приведшего к нарушению сохранности имущества, неправомерное его применение или другой ущерб, причиненный образовательному учреждению, в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

Читайте также:  Когда делают вторую прививку от гепатита новорожденным

6. Взаимоотношения и связи по должности

6.1. Выполняет работу согласно графику, составленному с учетом 40-часовой рабочей недели.
6.2. Взаимодействует с фельдшером ФАПа и главврачом поликлиники, директором школы и его заместителями, с заведующим пищеблоком, классными руководителями.
6.3. Получает от главного врача, директора школы и лиц его заменяющих информацию нормативного, правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с необходимыми документами.
6.4. Осуществляет свою деятельность, тесно контактируя с обучающимися, преподавателями, родителями учащихся (законными представителями).
6.5. Самостоятельно составляет план работы медицинского кабинета на отдельный учебный год.
6.6. Постоянно обменивается информацией по вопросам, относящимся к его деятельности, с администрацией школы, учителями, учебно-вспомогательным и обслуживающим персоналом общеобразовательного учреждения.

Должностную инструкцию школьной медсестры разработал:
«___»____20___г. __________ (______________________)

С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получил (а)
«___»____20___г. __________ (______________________)

Рекомендуем перейти к:
Должностным инструкциям персонала школы

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Источник

Если ваш ребенок посещает школу или детский сад, вы наверняка, хотя бы раз сталкивались с ситуацией, когда ребенку требовалась медицинская помощь. Рассказываем о том, какие действия имеет право предпринять медсестра в данном случае и что зависит только от вас.

Большинство родителей знают, что в последние годы действия медицинских работников при необходимости оказания помощи ребенку в школьных и дошкольных учреждениях строго контролируются. Об этом родителей предупреждают еще на первом собрании в начале учебного года. Получается, что если ребенок получает ушиб, травму, у него пошла кровь из носа и т.д., медицинская сестра по сути сделать ничего может.

Так ли это на самом деле, «Летидору» рассказал Александр Гулько, юрист, генеральный директор компании «Судебное бюро Гулько».

Что входит в обязанности медсестры

Если вернуться на несколько десятилетий назад, то многие из вас припомнят, что в каждой школе и детском саду был «свой» медицинский работник, который регулярно осматривал детей в начале года на предмет выявления педикулюза (вшей), делал прививки без спроса родителей, а стоматолог даже лечил зубы прямо во время уроков.

Сегодня стоматологические кабинеты в школах закрыли, а обязанности и возможности медработников были сильно сокращены.

Теперь даже оказание первой медицинской помощи может стать предметом судебного разбирательства.

Итак, что же все-таки дозволено делать медсестрам?

В современной России школьная медицинская сестра помимо контроля за соблюдением санитарно-гигиенического состояния учебных помещений и еды в пищеблоке, должна оказывать первую медицинскую помощь при заболеваниях и травмах до прибытия бригады скорой помощи. Кроме того, она направляет и сопровождает (если требуется) ученика в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение.

Оказание первой помощи

Первая медицинская помощь регламентируется Приказом Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 N 477н и дает возможность медработнику лишь наблюдать за состоянием пострадавшего ребенка до прибытия врачей. То есть сначала он должен вызвать бригаду неотложки или скорой (это зависит от состояния ребенка) и по возможности оповестить родителей.

Медсестра может сделать искусственное дыхание, восстановить и поддержать проходимость дыхательных путей, например, положить ребенка набок, если случился приступ эпилепсии, наложить жгут или повязку, чтобы остановить кровотечение и постараться промыть желудок при отравлении.

Уметь выполнять эти элементарные действия обязан каждый медицинский работник.

Но никакой медикаментозной помощи в школьных и дошкольных учреждениях детям не смогут оказать, просто потому что в аптечках никаких лекарственных препаратов нет.

Родители должны понимать, что школьные аптечки в Москве, например, формируются в соответствие с Письмом ДЗ г. Москвы «О рекомендуемом стандарте оснащения школьных аптечек» №01-34-4995/11 от 05.09.2011 г.

В ней можно найти лишь средство для дезинфекции ран, различные пластыри, стерильные бинты, гидроактивные ожоговые пластыри, пинцет, ножницы, одноразовые перчатки и маски, а также карандаш и блокнот для записей и номера телефонов аварийных и спасательных служб района и города.

Так, если у ребенка боль в животе (колики, например, или боль у девочек во время месячных) или головная боль, то в школе ему не смогут дать ни но-шпу, ни парацетамол. Их там просто нет.

Ученику придется терпеть до дома, ждать приезда родителей или ехать по «скорой» в больницу.

При этом отказаться от госпитализации ребенка может только родитель или его законный представитель. Но пока до родителя дозвонятся, пока он приедет в школу, ребенка уже скорее всего увезут в ближайший стационар.

Травма на школьном дворе

Если ребенок получил травму на школьном дворе или во время прогулки в детском саду, медицинская сестра учебного учреждения имеет право оказать первую медицинскую помощь до прибытия скорой помощи. Не более того. А если травма произошла за воротами школы или детского сада, даже если это место находится в нескольких шагах от дошкольного или школьного учреждения, то оказание первой помощи не входит в обязанности медсестры. В такой ситуации можно рассчитывать только на бригаду скорой.

Вакцинация в школе

В школах и детских садах прививки проводятся бесплатно в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и с календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

О любых плановых прививках в учебных учреждениях родители или опекуны должны быть заранее уведомлены через руководителей организаций.

Обычно это происходит так: медсестра приносит пачку документов «на согласие родителей» классному руководителю и тот раздает их детям. Дома родители подчеркивают согласен/не согласен и ставят дату и подпись.

Вообще прививки должны проводиться в специально подготовленных прививочных кабинетах. Но в школе чаще всего они отсутствуют, поэтому для проведения вакцинации разрешается использовать кабинет школьной медсестры в строго определенное время. В этот период там не должны проводиться другие медицинские процедуры, то есть там не должно быть детей, которые пожаловались на головную боль или у которых поднялась температура, и они ожидают приезда неотложки или родителей.

Читайте также:  Прививка первая в роддоме в плечо

В идеале осуществляет прививочные манипуляции в школах и детских садах специальная выездная бригада лечебно-профилактического учреждения, которое должно иметь лицензию на соответствующий вид деятельности. В состав бригады входит врач (в сельской местности фельдшер) и медсестра.

Прививки должны осуществляться медицинским персоналом, прошедшим подготовку в области вакцинопрофилактики.

На деле все прививки, а также «пуговки» (реакцию Манту) и диаскинтест делает школьная медсестра.

В любом случае врач или медсестра должны осмотреть ребенка, расспросить о его самочувствии, выяснить, не общался ли он недавно с инфекционными больными, измерить температуру, а затем оформить допуск к вакцинации или дать медицинский отвод.

Сразу после прививки медсестра должна наблюдать за ребенком не менее 30 минут.

Самое главное, что прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия одного из родителей либо иного законного представителя несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет, законного представителя лица, признанного недееспособным.

Очень важно знать, что отсутствие в карте ребенка отказа, который обычно просят подписать родителей-отказников, не дает права медицинскому персоналу самовольно его прививать. То есть пока медсестра не получит на руки документ, в котором родитель соглашается или не соглашается на прививку, делать ее она не имеет права.

Советы родителям

Что происходит сегодня: несколько школ и садов объединили в одно учреждение, то есть, например, пять школ и три сада — это одно юридическое лицо, и для такой организации полагается один медработник. Он в течение дня переходит от школы к школе, от садика к садику и еще обязан по делам приходить в поликлинику, которая обслуживает эти школы и сады.

Неудивительно, что в нужный момент медсестры может не оказаться на месте.

Пока эта проблема не решится на государственном уровне, родителям необходимо самим быть более бдительными и по возможности научить своих детей ориентироваться в разных обстоятельствах.

Поговорите с администрацией школы о возможности иметь миниаптечку в кабинете классного руководителя, у охранника или в учительской. В такую аптечку может входить самый минимум препаратов: перекись водорода, чтобы остановить кровь, хлоргексидин для обработки раны, пластырь и стерильный бинт.

Если у ребенка есть проблемы со здоровьем (были эпилептические приступы, астма, ребенок страдает энурезом и т.д.) при приеме в дошкольное и особенно школьное учреждение обязательно сообщайте о них классному руководителю и медицинскому сотруднику.

Они должны быть предупреждены, чтобы дать необходимую информацию, если приедет бригада скорой помощи.

Если ребенок долгое время находится в саду или школе и ему по показаниям врача необходимо принимать лекарственные препараты в момент нахождения в этом учреждении, то воспитатель, классный руководитель и медсестра должны об этом знать.

Если вашему ребенку предстоит плановая вакцинация в здании сада или школы, то, прежде всего, вы должны получить на руки документ, в котором вы укажете свое согласие или несогласие на прививку. Вы не обязаны при этом указывать причину отказа. Ребенок также не обязан объяснять это медсестре. Внимательно читайте на бланке, какую именно вакцину предлагают ввести ребенку и какого числа будет проведена вакцинация.

Если прививка планируется через несколько дней, то накануне обязательно удостоверьтесь, что ребенок здоров.

Если есть возможность, то постарайтесь лично присутствовать во время введения вакцины. После ее введения оставайтесь с ребенком около медицинского кабинета в течение 15-30 минут. Это важно, чтобы вовремя заметить реакцию на вакцину.

Если вы не можете присутствовать в момент введения вакцины, то объясните ребенку (это обычно возможно у детей школьного возраста и «не работает» с дошкольниками), как должна вести себя медсестра. Важно, чтобы она как минимум спросила о самочувствии и измерила температуру. Если медсестра сразу после введения вакцины скажет, что он может идти в класс, нужно ответить, что мама/папа/бабушка сказали, что нужно подождать некоторое время, чтобы посмотреть на реакцию организма.

Медсестры в этом случае никогда не отказывают, поскольку это их прямая обязанность.

Всегда предупреждайте детей об опасностях, которые могут произойти при большом скоплении людей на детских площадках и о правилах поведения в общественных местах.

При покупке «сменки», спортивной обуви для физкультуры и зимней обуви, учитывайте, что она не должна быть скользкой. В противном случае травм не избежать.

Если дочь в подростковом возрасте испытывает боли во время месячных, заранее лично напишите записку учителю физкультуры с просьбой освободить ее от занятий или по меньшей мере снизить нагрузку в эти дни. Медсестра в этой ситуации могла бы помочь и снять с урока, но не всегда ее можно застать на месте.

Из родительского опыта

Столкнулся с проблемой медицинского персонала в госучреждениях Москвы. Сыну в саду разбили лицо, было подозрение на смещение перегородки, шрамы остались спустя 2 года. Педагоги бездействовали, а медсестры в детском саду не оказалось. Мы своим ходом по пробкам в крови ехали в Морозовскую и там еще 1,5 часа сидели в общей очереди.

Анастасия Саратова, г. Калуга

У меня сын часто жаловался на головную боль, обычно во время учебного процесса. Раньше он ходил к медсестре, и она всегда давала ему обезболивающее (но-шпу). Но с прошлого года, когда отменили любые лекарственные препараты в школьных учреждениях, а он опять пришел с жалобой в медкабинет, медсестра позвонила мне и спросила разрешения дать сыну таблетку из своей личной аптечки. Я разрешила.

Оксана Иванова, г. Апрелевка

Моей дочери нужна ревакцинация, а вот какая, не помню (вовремя не сделали по причине болезни), и вот уже три дня не могу застать медсестру на месте, чтобы выяснить, какая прививка нужна, и попросить у нее допуск. Медсестра все время «в полях» — то в местной поликлинике, то ушла в другое здание.

Алексей Корнейчук, г. Тверь

У нас регулярно на уроках физкультуры травмируются дети — как правило, мальчики: то вывих, то растяжение. Всегда после этого они уходят к медсестре, и она вызывает скорую, еще ни разу это не было оправдано, достаточно было просто отпустить ребенка с занятий, позвонить родителям, чтобы забрали, а так только зря «скорую» оторвали от действительно важных дел.

Кстати, один раз учитель физкультуры однокласснику сына побрызгал при растяжении каким-то спреем. Но потом все равно отправил в медкабинет.

Фото: Shutterstock.com
Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!

Источник