Можно ли отказаться от прививки в армии

Можно ли отказаться от прививки в армии thumbnail

Вакцинация или увольнение со службы

В социальных сетях появился образец рапорта военнослужащего об отказе от прививки от коронавируса Подробнее ➤.

Согласно этому образцу контрактник должен указать причину отказа от вакцинации, а также выражает готовность к увольнению с военной службы в связи с несоблюдением условий контракта.

Сразу подчеркнем, что официальная информация о том, действительно ли военнослужащих, отказавшихся от прививки, заставляют писать такие рапорты, отсутствует.

Однако вакцинация от коронавируса в России, в том числе в армии, набирает обороты. Поэтому постараемся разобраться, может ли военнослужащий по контракту или срочник отказаться делать прививку от коронавируса, и что будет в случае отказа.

Что говорит Устав

В соответствии со статьей 345 Устава внутренней службы отказаться от прививки военнослужащий контрактник или срочник не может, если вакцинация проводится:

  • в соответствии с календарем прививок;
  • по эпидемическим показаниям при наличии приказа старшего командира (начальника).

От прививки военнослужащий может быть освобожден только по заключению врача.

Следует отметить, что прививка против коронавирусной инфекции внесена в календарь прививок по эпидемическим показаниям (приказ Минздрава № 125 н), поэтому вакцинация военнослужащих должна проводиться на основании приказа командира.

Что говорит Конституционный Суд

Как видим, положения Устава противоречат принципу добровольной вакцинации, закрепленному в федеральных законах об основах здоровья граждан (ст. 19) и об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний (ст. 5).

Поэтому кто-то скажет, что военнослужащий вправе отказаться от прививки на основании принципа добровольной вакцинации.

Однако не все так просто. Когда речь идет о военнослужащих, то их права и обязанности регулируются специальным законодательством, которое имеет приоритет, на что неоднократно указывал Конституционный Суд.

Военная служба, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, прямо связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловлен их правовой статус, специфический характер воинской дисциплины, необходимость некоторых ограничений их прав и свобод (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 года N 17-П, от 21 марта 2013 года N 6-П и от 8 ноября 2016 года N 22-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 322-О, от 28 мая 2013 года N 732-О, от 27 февраля 2018 года N 363-О, от 10 октября 2019 г. N 2684-О и др.).

То есть ограничение прав и свобод военнослужащих, в том числе закрепленное в Уставе ограничение права на добровольную вакцинацию, не противоречит Конституции.

Что будет при отказе от вакцинации от коронавируса

В случае, если военнослужащий откажется от вакцинации при отсутствии медотвода от прививки, то его могут привлечь к дисциплинарной ответственности. А это чревато лишением поощрительных выплат на весь период действия взыскания. Да и отношения с командиром, возможно, будут испорчены, поскольку факт такого отказа неприятен для начальника.

Что касается увольнения за отказ от прививки с военной службы в связи с несоблюдением условий контракта, то это крайне маловероятно. Во всяком случае такое увольнение можно признать незаконным и добиться восстановления на службе в судебном порядке.

Как отказаться от прививки на законных основаниях без последствий

Военнослужащий может отказаться от прививки от коронавируса на законных основаниях, которые не повлекут негативных последствий, только одним способом: необходимо получить заключение врача об освобождении от вакцинации. Однако в подавляющем большинстве случаев такой медотвод будет лишь временным.

Как получить медотвод от прививки от коронавируса

Временный медицинский отвод от прививки можно получить у врача, в частности, при повышенной температуре, насморке, кашле, кишечной инфекции.

В инструкции к вакцине Гам-КОВИД-Вак (название для зарубежных рынков – «Спутник V») перечисляется несколько групп противопоказаний:

1. Острые инфекционные и неинфекционные заболевания, а также обострения хронических болезней. В таких случаях вакцинация возможна не ранее, чем через 2-4 недели после выздоровления или ремиссии.

2. Нетяжелые ОРВИ, острые инфекционные заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Вакцинация допускается после нормализации температуры.

3. Беременность и период грудного вскармливания. Прививка возможна только после завершения грудного вскармливания Подробнее ➤.

Также в инструкции перечислены заболевания, при которых применять вакцину можно “с осторожностью”. То есть эти заболевания не являются преградой для вакцинации, но в каждом конкретном случае этот вопрос решает врач индивидуально после ознакомления с историей болезни и выяснения состояния пациента.

Также читайте:

Четыре правовых риска, угрожающих при отказе от вакцинации от коронавируса Подробнее ➤

Ковидный паспорт: доводы за и против Подробнее ➤

Нужна юридическая помощь? Пишите в личные сообщения. Скидки при подготовке проектов документов.

Источник

Можно ли отказаться от прививки в армии

В России набирает темпы вакцинация населения от коронавируса. Расширяется список категорий граждан, которые могут сделать прививку бесплатно, чтобы защитить себя от COVID-19. Растет количество желающих воспользоваться такой возможностью.

Сейчас вакцинация проводится и в воинских частях. Вместе с тем правозащитные организации стали получать обращения от родных военнослужащих по призыву о том, что в некоторых воинских частях на военнослужащих оказывают давление, принуждая их сделать прививку. То есть, нарушается принцип добровольности. Вот выдержки из одного такого обращения:

Здравствуйте. Пишу Вам с просьбой помочь не допустить принудительную вакцинацию в воинской части. Солдаты-срочники написали рапорты об отказе от вакцинации, поскольку считают вакцину неизученной, непроверенной, сомнительной и опасной для здоровья. А несколько дней назад командование части сообщило о том, что вакцинироваться не будут лишь те, у кого есть антитела. Естественно, что никакие анализы на наличие антител никто не делал и делать не будет. Солдатам не дают выбора самим распоряжаться своим собственным здоровьем: нужна ли им эта вакцина или нет. Солдат – это человек, у которого есть не только обязанности, но и права. Известно, что в одной из частей было принудительное вакцинирование, когда солдат после построения просто направили в госпиталь. Их даже никто и не спрашивал. Вакцина в России объявлена добровольной, но, видимо, определённые воинские части – это отдельные государства, устанавливают свои порядки, касаемо вакцинирования и превращают данную процедуру в принудительную, тем самым, нарушая права солдат на собственное здоровье и забывая, что солдаты – это граждане Российской Федерации.

Юрист правозащитной инициативы «Гражданин и Армия» Арсений Левинсон разъясняет, распространяется ли на военнослужащих принцип добровольности профилактических прививок.

Принудительная вакцинация военнослужащих нарушает права, гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами. Военнослужащий вправе письменно отказаться от профилактических прививок, в том числе от прививки от COVID-19. Однако сделать это солдату необходимо в письменном виде, подав соответствующий рапорт командиру, а при нахождении в военном госпитале – на имя начальника госпиталя. Отказ от прививок военнослужащему по призыву следует писать сразу, не откладывая. Но законодательство не запрещает отказаться от прививки непосредственно перед ее проведением. Никто не станет принудительно колоть вакциной, привязав к медицинскому креслу. В дополнение, родители могут написать обращение командиру воинской части, указав на отказ вашего сына от прививки.

Читайте также:  Когда повторно можно делать прививку щенку

К сожалению, никто кроме самих солдат не сможет не допустить их принудительного вакцинирования

Добровольность профилактических прививок подтверждают следующие нормативно-правовые акты.

Статья 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобода, а также статья 22 (часть 1) Конституции РФ гарантирует каждому право на личную неприкосновенность. Кроме того, статья 21 (часть 2) Конституции РФ устанавливает, что никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

При этом, согласно статье 55 (части 3) Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В федеральных законах отсутствует указание на обязательность профилактических прививок для военнослужащих, а, значит, не может быть ограничено их право на отказ от вакцинации.

Согласно абзацу 8 пункта 1 статьи 5 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок. Также пункту 2 статьи 11 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», устанавливается, что профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина.

При этом в абзаце 2 пункта 3 статьи 5 названного закона, установлена обязанность граждан в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок.

Вместе с тем, Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» устанавливает, что отсутствие прививок может повлечь запрет для граждан на выезд в страны, временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий, а также отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (пункт 2 статьи 5). Перечень таких работ утвержден Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 825. Военная служба к таким работам не относится.

Однако в нарушение Конституции и федерального закона в 2007 году указом Президента РФ установлена обязательность проведения прививок военнослужащими по приказу старшего командира. Согласно пункту 354 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, утвержденного Указ Президента РФ от 10.11.2007 г. № 1495, плановые предохранительные прививки всему личному составу полка проводятся в соответствии с календарем прививок, а по эпидемическим показаниям – по приказу старшего командира (начальника). От прививок военнослужащие освобождаются только по заключению врача.

Поскольку указы президента имеют меньшую юридическую силу, чем Конституция и федеральные законы (ст. 90 Конституции), то гражданин вправе отказаться от прививки. Даже если командир (начальник) посчитает, что военнослужащий не имеет права отказаться от прививки, то максимальная ответственность, к которой военнослужащий может быть привлечен за отказ от прививки – это дисциплинарная ответственность. Привлечение к дисциплинарной ответственности можно будет обжаловать в суды и добиться успеха.

Комментарии

7 комментариев

Источник

Социальные сети пестрят образцами рапортов военнослужащих, готовых уволиться со службы, если при отказе от вакцинации они все же заболеют этой болезнью. Не совсем понятно: это очередной фейк или последствия «добровольного» решения граждан в действии?

Рассмотрим, какие последствия может иметь для военнослужащих отказ от вакцинации от коронавируса.

Яндекс.Картинки.

Яндекс.Картинки.

Вакцинация набирает обороты

Средства массовой информации убеждают россиян, что вакцинация от коронавируса проводится на добровольной основе. Приняв решение о необходимости для вас этой процедуры, вы всегда можете обратиться в медицинские учреждения и записаться на прививку.

Почему же тогда военнослужащих, представляющих собой часть нашего общества, принуждают пройти вакцинацию, а в случае отказа от нее увольняться из рядов вооруженных сил, как нарушителей условий контракта. С такой формулировкой, записанной в личном деле, можно будет ставить крест на дальнейшей карьере человека.

Что говорит Устав

Внимательное изучение типового Устава для военнослужащих контрактников или проходящих срочную службу подтверждает опасения, что отказ от прививки будет иметь для них неприятные последствия.

Но, должны соблюдаться следующие условия:

· прививки проводятся в строгом соответствии с утвержденным календарем прививок;

· издан приказ командира подразделения в рамках эпидемических показаний.

В этих случаях можно отказаться от прививки, но только при наличии заключения врача, освобождающего военнослужащего по определенным показателям здоровья.

Но, если прививку от коронавируса включили в спец. календарь и нет противопоказаний к вакцинации, значит, отказаться от нее военнослужащий не вправе.

Позиция Конституционного Суда

Как бы мы ни философствовали по поводу противоречий Устава и добровольности вакцинации, это остается нашим собственным мнением. Все же, у представителей военной службы совершенно другие условия работы и жизни. Вся их деятельность связана с созданием надежной обороны государства, защите ее интересов.

Воинская служба имеет свои более жесткие законы и принципы, которые неприемлемы для жизни обычных граждан. Невыполнение приказа командира противоречит и Уставу, и условиям контракта.

Конституционный Суд признал, что «ущемление» прав военнослужащих в рамках проведения вакцинации, нисколько не противоречит Конституции страны.

Грозит ли увольнение при отказе от вакцинации

Решительный отказ от вакцинации от коронавируса, если нет противопоказаний, будет иметь неприятные последствия для военнослужащего: его могут наказать рублем, лишив премий и поощрений, командир, ответственный за проведение мероприятий по вакцинации тоже будет рассержен на него.

Что касается самого факта принудительного увольнения из рядов вооруженных сил, то это неприемлемо. Даже, если в какой-то части такое произойдет, то решение можно оспаривать в суде.

Законный способ отказа от прививки без последствий

Существует лишь один законный способ отказаться от вакцинации военнослужащим – заключение врача о противопоказаниях проведения прививки.

Как получить медицинский отвод от прививки

Если речь вести о временном врачебном освобождении от прививки, то врач обязательно даст такое заключение при повышенной температуре военнослужащего на момент проведения вакцинации. Воспалительный процесс организма и введение живого вируса в организм – категорически запрещены! Кроме того, кашель и насморк тоже свидетельствуют о наличие очага воспаления в организме.

Наличие кишечной инфекции является причиной временного запрета на проведение вакцинации.

В инструкции применения вакцины приведен перечень противопоказаний, указаны возможное время назначения проведения прививки, после завершения процесса лечения и реабилитации организма.

Читайте также:  Чем можно заклеить прививку

При острых заболеваниях или обострениях хронических болезней, необходимо дождаться полного выздоровления военнослужащего. Прививка станет возможной только через месяц, после заключения врача о выздоровлении пациента.

Ставьте лайк, если информация полезна. До новых встреч на канале!

Источник

В последнее время ко мне поступает значительное количество вопросов, связанных с возможностью отказа военнослужащих от вакцинации против короновирусной инфекции – COVID-19, и наступления определенных последствий.

В данной статье разберёмся в данном вопросе, и максимально доступно разъясним положения действующего законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья военнослужащих.

Изначально хотелось бы обратить внимание на нормы законодательства Российской Федерации, которые регулируют вопросы вакцинации военнослужащих и возможные последствия в случае отказа от неё.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – ФЗ № 323) охрана здоровья граждан (далее – охрана здоровья) – система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (п.2 ст. 2;

медицинское вмешательство – выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (п.5 ст. 2).

Следовательно, вакцинация против новой короновирусной инфекции – COVID-19 является медицинским вмешательством имеющим профилактическую и лечебную направленность.

Согласно ст. 20 ФЗ № 323, необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи (ч.1).

В соответствии с ч. 9 ФЗ № 323 медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:

1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи);

2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;

4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);

5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы;

6) при оказании паллиативной медицинской помощи, если состояние гражданина не позволяет выразить ему свою волю и отсутствует законный представитель.

Таким образом, учитывая вышеизложенные правовые нормы, возможно прийти к выводу, что медицинские вмешательства, в т.ч. вакцинация граждан, возможна только при наличии добровольного согласия, кроме исключений, предусмотренных ч. 9 ст. 20 ФЗ № 323.

Вместе с тем, согласно ч. 6 ст. 25 ФЗ № 323 особенности охраны здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также отдельных категорий граждан, проходящих военную службу или приравненную к ней службу в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба, определяются законодательством Российской Федерации, регламентирующим деятельность этих органов.

При этом из указанной статьи закона не возможно сделать однозначный вывод о том, регулируют ли указанные правовые нормы специфику предоставления медицинской помощи военнослужащим (например, право лечения в военных медицинских учреждениях) или законодатель, предоставил возможность устанавливать дополнительные ограничения при охране здоровья военнослужащих, в т.ч. обязательную вакцинацию.

В соответствии с ст. 345 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 для обеспечения невосприимчивости военнослужащих к инфекционным болезням проводятся предохранительные прививки, которые могут быть плановыми и по эпидемическим показаниям.

Плановые предохранительные прививки всему личному составу полка проводятся в соответствии с календарем прививок, а по эпидемическим показаниям – по приказу старшего командира (начальника).

От прививок военнослужащие освобождаются только по заключению врача.

Отметки о прививках заносятся в медицинские книжки и военные билеты.

Учитывая вышеуказанную правовую норму Устава внутренней службы, возможно сделать вывод о том, что вакцинация военнослужащих является обязательной.

Вместе с тем, указанная правовая норма противоречит специальному федеральному закону от 17.09.1998 N 157-ФЗ “Об иммунопрофилактике инфекционных болезней” (далее – ФЗ № 157), регулирующий основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.

В частности, согласно ч. 1 ст. 5 ФЗ № 157, граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок.

Следует отметить, что ч. 2 указанной статьи предусмотрено, что отсутствие профилактических прививок влечет:

запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;

временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;

отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825 “Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок”, не предусмотрено обязательной вакцинации военнослужащих (кроме, лиц осуществляющих определенные работы, в т.ч. работы с кровью и биологическими жидкостями человека; работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность).

Однако, в соответствии с ст. 10 ФЗ № 157, профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч.1).

Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (ч.2).

Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч.3).

Читайте также:  Можно не писать отказ от прививок

Согласно календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденных Приказом Минздрава России от 21.03.2014 N 125 н, к категориям граждан, подлежащих обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 относятся военнослужащие. При этом следует отметить, что изменения в указанный нормативно-правовой акт были внесены Приказом Минздрава России от 09.12.2020 N 1307 н “О внесении изменений в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 125 н”

Следовательно, учитывая изложенное, военнослужащие подлежат обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 в случае принятия главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, главным государственным санитарным врачем субъектов Российской Федерации решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям, за исключением наличия медицинских противопоказаний.

Возникает закономерный вопрос о последствиях отказа военнослужащего от вакцинации против коронавирусной инфекции.

Законодательством в сфере прохождения военной службы не предусмотрены прямые последствия в случае отказа военнослужащего от вакцинации.

Однако, в соответствии с ст. 36 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 24.11.2014) “О статусе военнослужащих” защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:

строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров.

В соответствии с п. 3 Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 г. (далее – Положения) прохождение в Российской Федерации военной службы осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, другими федеральными законами, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области военной службы и статуса военнослужащих, а также с международными договорами Российской Федерации в указанной области.

В соответствии с п. 16 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 военнослужащий в служебной деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащего:

строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников);

Таким образом, при прохождении воинской службы и исполнении своих обязанностей военнослужащие обязаны руководствоваться и строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, в т.ч. обязательной вакцинации.

В соответствии с ч. 3 ст. 32 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность военнослужащего добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Следовательно, за неисполнение вышеуказанных нормативно-правовых актов в связи с отказом от вакцинации, военнослужащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Кроме этого, могут иметься основания для увольнения военнослужащего за неисполнение условий контракта со стороны военнослужащего.

Согласно Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 “О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих” досрочное увольнение с военной службы по подпункту “в” пункта 2 статьи 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” в связи с невыполнением условий контракта может применяться к военнослужащим в порядке дисциплинарного взыскания и в порядке аттестации с учетом соответствия военнослужащего предъявляемым к нему требованиям.

Невыполнением условий контракта как основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные (существенные) отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы; совершении одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в пункте 2 статьи 28.5 Федерального закона “О статусе военнослужащих”; совершении дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий; совершении уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, за которое военнослужащий несет ответственность на общих основаниях; иных юридически значимых обстоятельств, позволяющих в силу специфики служебной деятельности военнослужащего сделать вывод о том, что он перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Если военнослужащий по своим деловым и личным качествам не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу (о чем может свидетельствовать, например, наличие у него неснятых дисциплинарных взысканий), его досрочное увольнение с военной службы возможно только по результатам аттестации, в том числе внеочередной.

В настоящее время, не имеется устойчивой судебной практики относительно законности увольнения военнослужащего в случае отказа от вакцинации против короновирусной инфекции, поэтому сложно однозначно сказать будут ли такие нарушение военнослужащего основанием для увольнения за неисполнение условий контракта.

Таким образом, проанализировав вышеуказанные нормативно-правовые акта возможно сделать следующие выводы:

1. Военнослужащий не может быть в принудительном порядке подвержен вакцинации, в т.ч. против короновирусной инфекции.

2. Военнослужащие, осуществляющие работы, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825 “Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок” подлежат обязательной вакцинации.

3. В случае принятия главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, главным государственным санитарным врачем субъектов Российской Федерации решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям, военнослужащие подлежат обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, за исключением наличия медицинских противопоказаний.

4. За неисполнение обязанности по проведению обязательной вакцинации, военнослужащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, за исключением наличия медицинских показаний.

5. За неисполнение обязанности по проведению обязательной вакцинации, при определенных обстоятельствах возможны последствия в виде увольнения с военной службы в связи с неисполнением условий контракта.

P.S. Настоящая статья является субъективным мнение автора, выводы указанные в ней, могут быть изменены в зависимости от изменения законодательства, сложившейся судебной правоприменительной практики и признании неконституционными отдельных положений нормативно-правовых актов.

Юридические услуги Крым и Севастополь. Личные консультации оказываются на платной основе. Составления документов юридического характера удалённо. Возможно возмещения затрат клиента на юридические услуги.

Источник