Паустовский морская прививка о чем

Паустовский морская прививка о чем thumbnail

Морская прививка

Автомобиль, гудя и встряхиваясь, метался по жарким дорогам. Их белая карта привела, наконец, к зеленой лагуне. Прохладная ее глубина казалась особенно яркой под днищами рыбачьих барок.

Лагуну, набережную, выметенную ветром, и дома с пустыми нишами для статуй окружали горы, покрытые ржавчиной многих веков.

Шофер замедлил ход, и за машиной помчались худые мальчишки. В их глазах сверкал восторг. Так умеют восторгаться люди очень теплых и древних стран.

Машина остановилась, и приехавшие с изумлением заметили сдержанную скупость природы, ветер и тишину. За горой, замыкавшей лагуну, шумел горизонт, – там было море.

Маленький мальчик вылез из автомобиля. Ему помогали шофер с пунцовым от солнца затылком и мать – светловолосая женщина с открытой улыбкой. Мальчик взглянул на отца, как смотрят на преданного друга, и спросил:

– Па, что это шумит там? Отец ответил:

– Море.

– А что оно делает, море?

Отец засмеялся. Море ничего не делало. Его великолепное безделье казалось непонятным. Оно шумело, намывало пляжи, меняло очертания берегов, выбрасывало медуз и водоросли.

– Па, зачем море? – снова спросил мальчик и прищурил глаза.

Шофер похлопал мальчика по ладони:

– Ну прощай, Мишук. Море – чтобы купаться. Мишук смущенно улыбнулся. Загадка была решена.

Машина умчалась, оставив позади конус белого дыма.

Отец, худой, с молодым лицом и седыми висками, взял Мишука за руку и повел в дом, высеченный в скалах. В белых комнатах стоял плотный солнечный свет.

Мишук сел на пол: за окном было страшно. Там тучей лежал глубокий глухой воздух. Пол был горячий, море было непонятно, и Мишук заплакал.

Но любопытство преодолело страх. Через полчаса Мишук стоял на балконе и кричал в восторге: по морю плыли большие лошади с белыми гривами. Гривы то окунались в воду, то вскипали пеной. Лошадей было много, – больше, чем во всей Москве.

В ресницах Мишука, еще черных от слез, запутался ветер. Мишук тер глаза и вскрикивал:

– Ма, смотри сколько лошадей! Ма!

– Это барашки, – ответила мать. На душе у нее было спокойно от света. – Это шторм на море, маленький. Это буря.

Мыс Айя – последняя ступень земли – краснел в пене и облачном дыму. За ним кончался мир, за ним плясали волны и дельфины и дул, припадая к воде, разгонистый ветер.

Отец сказал, помолчав:

– Помнишь, под Севастополем море открылось, как туча?

– Да, как туча, – ответила женщина и подошла сзади. Она хотела вспомнить прошлое: рождение мальчика, утрату чувства жизни, пугавшую ее по временам, внезапные перемены в муже, но ничего не вышло. Прошлое исчезло. Оно казалось прекрасным даже во всей своей тягости. Оно тонуло в этой синеве, брызгах, в детском хохоте.

Утром на следующий день Мишук поехал на пляж, Курносый Пашка лениво греб и щурился на море. Там плыл белый пароход.

– «Зарница», – сказал Пашка.

На пляже Пашка лазил на бурые скалы и орал сверху, размахивая кепкой:

– Мишук, гляди, де я! Мишук!

Мишук волновался и хохотал. Невесомая влага подымалась и опускалась, но ни одна волна не плеснула о берег, – море дышало во сне.

Женщина вошла в воду и улыбнулась: в воде было растворено солнце. Перезревшее лето пахло йодом, хвоей и солью. Она закрыла глаза. В ресницах вспыхнули хрустальные шары – над морем всходил беззвучный полдень. Мыс Айя исполинским фортом чернел в море и терпеливо дожидался зноя.

Женщина прижала кончики пальцев к смуглым плечам, и несколько слез скатилось в море. Она плакала от простой мысли, что вот этот день нужнее для нее, чем многие годы их прошлой жизни, чем тяжесть познания, чем пестрые вереницы людей, проходившие через их жизнь, как через ресторан.

– Мишук, гляди, де я! – орал Пашка с неприступных вершин.

Мишук дрожал от страха и смеялся. Он стоял у моря так, что только кончики его пальцев были в воде. Он был слишком маленький, а море было слишком большое. Мишук боялся шагнуть вперед и назад. Непонятность всего происходившего пугала Мишука. Громадные его глаза были готовы пролиться невыплаканными слезами. Впервые он ощутил величие стихий.

– Ма, зачем море большое? – шепотом спросил Мишук, но мать не слышала, она плыла далеко в море.

– Что ты шепчешь, маленький? – спросил отец.

– Па, зачем море большое? – повторил Мишук, и из глаз его закапали слезы.

Отец понял этот род потрясения, – несоизмеримость величин – Мишука и моря – была очевидна. Морскую прививку Мишук переносил долго: только через неделю он перестал говорить в присутствии моря шепотом. Но тогда море уже стало его другом.

Шхуну «Кудесник» изгрызли морские черви. Она долго плавала у кавказских берегов и стояла в Батуме, где, по свидетельству старинных лоций, множество червей, и поэтому судам с деревянным корпусом застаиваться нельзя.

Изъеденный червями, «Кудесник» снялся из Батума в Херсон. Вблизи Севастополя в трюме открылась течь. Испуганный шкипер повернул в зеленую лагуну и выбросил судно на мель.

Проходили зимы с их штормами, и «Кудесник» погрузился в воду по палубу. В его трюмах серебряным рисом бродила камса, а на палубе Петро Дымченко сушил сети.

Из истлевших канатов еще не выветрился запах смолы. В трещинах мачт янтарными каплями каменела смола. Ржавчина цепей была цвета киновари – океанская ржавчина: твердый налет соли и ветра.

Отец Мишука переправился на «Кудесник», лег на палубу, открыл книгу и в ту же минуту услышал хриплое ворчанье за рассохшимся кубриком. Он встал и увидел внутри огромной сети-мережки гигантского седого краба, курившего трубку: это Петро Дымченко штопал сеть бамбуковой ниткой. Петро зорко посмотрел на книгу, на седые виски и загорелое лицо незнакомца, сплюнул и закричал:

– Чертов извозчик переехал мережку, будь он проклят, зараза, на мою голову! Теперь чини.

– Чем переехал?

– Арбой! Разогнал коня, а я сидел на набережной и чинил. Порвал все скрозь. Построй с ними социализм, с балбесами!

Из дальнейшего разговора, положившего начало молчаливой дружбе, выяснилось, что Петро – старейший рыбак на лагуне. Вдвоем с другим стариком он основал артель под названием «Вечерняя заря».

Отец Мишука каждый день переезжал на «Кудесник». Его привлекала тишина: голоса с берегов были едва слышны. Петро Дымченко встречал его у побелевшего от солнца планшира и кричал сердито:

– Что ж пацанчика не привезли?

Мишук боялся переезжать на шхуну. Пашка наврал ему, что по палубе «Кудесника» бегают огромные крабы, шипят и хватают пацанов клешнями, за пятки.

Читайте также:  Прививки для котенка шотландца

Петро был бездетный бедняк. Нищету свою и одиночество он носил просто и с достоинством, как суровую одежду. В его представлении почти все лучшие люди были бедняками.

По утрам Петро приходил за Мишуком и брал его в свою шлюпку «Корсар» ставить сети в лагуне. Он нес Мишука на руках, как драгоценность. Мишук колол щеки о его щетину и смущенно улыбался. В лодке Мишук сидел на дне очень тихо, и глаза у него становились вдвое больше. На бесконечные его вопросы «зачем» Петро давал точные и мудрые ответы.

– Па, – спрашивал Мишук Дымченко, – зачем рыба плавает?

– Тикает от сетей, – отвечал односложно Дымченко.

Мать видела из окна, как Мишук шел, болтая с Дымченко, и держался за его синие заплатанные штаны, и ей хотелось смеяться. Дымченко брел походкой, разбитой от многолетних плаваний, и придерживал Мишука за спину.

Расплавленный полдень то погружал их в синюю тень, то обливал красным золотом.

Над лагуной дрались чайки. Греки орали с яликов:

– Петро, откуда у тебя дите? Хорош пацанчик! Будет наследником на «Корсаре», – он уже к морю имеет привычку!

Под водопадом шуток и смеха, в солнце, ветре и запахе сухих садов Дымченко провожал Мишука и сдавал на руки матери.

Мать улыбалась. Так улыбаются люди, чья душа открыта для всех ветров и всех человеческих страданий. Улыбка эта напоминала внезапный блеск. Радость приобретала в пей телесную форму.

Бездетность, не замечаемая раньше, приобрела для Петро характер несчастья. Она мучила. Жизнь мстила за себя: ни жажда покоя и сна, ни усталость от сорокалетней работы – ничто прошлое не было так сильно, как новые мысли о мальчике-внуке. Петро снилось, что он снимает пух с его ресниц, мальчик смеется, и в уголках его глаз дрожат слезинки.

– Эх, малый мой, – бормотал Петро и уже не мог заснуть.

Каждая новая мысль производит в старческом теле глубокое потрясение.

Только старикам знакомы тишина и тяжесть устоявшихся ночей, когда море теряет цвет и спит даже рыба. Не спят только старики, маячные сторожа и вахтенные на пароходах.

В одну такую памятную ночь Петро вышел на окраину рыбачьего городка встречать Мишука.

Мишук ездил с мамой в Севастополь провожать отца и вернулся сонный и теплый. Петро нес его домой. Мишук сладко посапывал у него на плече, а над морем разверзались страшные голубые бездны, – из Турции надвигалась гроза.

Женщина, задумавшись, слушала, как море волновалось перед грозой и глухо взрывалось в подводных пещерах. В комнате, уложив Мишука, она подошла к окну, взглянула в неизмеримую темноту и сказала:

– Ну, вот мы и одни.

Молния открыла в небе внезапное нагромождение облаков, высоких и розоватых, похожих на кущи исполинского сада. Свет ее обнаружил на столе забытую книгу с подчеркнутой строкой. Женщина зажгла спичку и прочла:

«Даже в печали, кроме горечи, есть глубина и подъем душевных сил. Как будто открываются все шлюзы».

Спичка погасла. Женщина вспомнила, как мучительно писал книги отец Мишука и как он страдал от сознания, что почти никто не воспринимает жизнь так, как он.

Его никогда не покидало сознание, что автор выше своих книг.

В книги он вкладывал ребячество, в жизнь – иронию и сострадание. Он не любил действия. Его рассказы были пестры и медлительны, как мысли чистильщика сапог, дремлющего на солнце и наблюдающего кружение прохожих в зеркальной витрине.

Так же, как к своим рассказам, он относился и к чужим книгам. Он не читал, а медленно выбирал со страниц отдельные мысли, словно промывал чужую книгу в нескольких водах, и надолго запоминал то, что оставалось на решете: неожиданный образ, нервную дрожь, мысль, свежую, как дождь, насмешку и понимание простых человеческих печалей. Сюжет он забывал быстро.

Он мог написать рассказ о прорастании травы. Его тянуло к тишине и дружеским беседам. От суеты страниц, где люди дерутся, любя г и мучают друг друга, у него болело сердце.

Он писал так, как мальчишки собирают марки или вырезывают из дерева модели кораблей. Вырезывание моделей плодит неистребимую тоску по городам, вымощенным голубым стеклом, где корабли швартуются прямо у цветочных клумб. Начинаются сомнения – может быть, такие города существуют? Сомнение переходит в уверенность, и тогда человек пишет рассказ об этих героических городах. Такие рассказы действуют, как стакан вина, выпитый натощак. Но теперь у нее эти рассказы вызывали горечь и раздражение.

Женщина утром написала мужу:

«На море уже осень, и очень пустынно. Пришла сельдь, в лагуне дежурят лодки, а над домом кричат чайки. Мы с Мишуком одни во всем доме и саду. Я очень сдружилась с рыбаками. Ни у кого я не встречала такого ясного отношения к жизни и к нашему времени. Мысли мои крепнут с каждым днем. Я перечитываю написанное тобой, и мне тяжело, что ты прячешься от жизни в переулки, заросшие тропическими цветами и переполненные сверх всякой меры солнцем и блеском. Литература не валерьянка, а полный крови кусок человеческой жизни. Пиши о настоящих людях, о том, как создается на крови и нервах новое человечество. Прекраснее этого ты ничего не найдешь».

В это время отец Мишука стоял у окна вагона. Поезд взволнованно дышал, задержавшись в Бель-беке. Ветер косо нес свежесть и запах влаги. Над побережьем шумел ночной ливень. Над горой восходил свет, будто в долине был спрятан город, иллюминированный перед ночной грозой.

До моря было десятки верст, но он еще с детства верил, что море светится по ночам, и теперь ему хотелось думать, что это последний свет моря.

Морю он был обязан тем, что стал писателем. Болезнь воли, заставлявшая его писать о вещах смутных, мягких и ограниченных, прошла. Наступило время сосредоточенности и работы. Он улыбнулся, вспомнив о седых висках. Это не испугало его. Писательство оказалось не забавой и не жонглированием людьми и образами, – оно становилось судьбой. Оно превращалось из болтовни и дикого возгласа Жозефа Делтайля: «Я пишу, чтобы нравиться женщинам», – в бессонные ночи, в величайшее напряженке, в жестокость к себе.

После моря московское лето казалось сотканным из голубоватой паутины. Солнце светило, как через стекло.

Широкая радуга опрокинулась над зеленым Замоскворечьем. Цирк в Парке культуры и отдыха зажег свою палатку из пламени. Мокрые доски стадионов пахли скипидаром.

Над радугой повисло облако, похожее на гигантскую кисть сирени, освещенную закатом.

Читайте также:  Сколько раз в жизни ставят прививку от кори

Все было очень мимолетно, как мимолетно московское лето. В черной листве Нескучного сада розовели огни, и с востока, закрывая золотые кремлевские купола, приближалась сырая ночь.

Млечный Путь пересекал реку по диагонали. Гремели под сурдинку оркестры, и мосты окружной дороги плавным прыжком перелетали с берега на берег.

Ветер качал в воде ослепительные столбы огней и перепутывал их с фонарями лодок.

Вечером отец Мишука пошел в планетарий. Здание еще стояло в лесах. В легких его линиях была заключена тоска по новым городам, где улицы будут стремиться среди листвы и тени в поля, пахнущие травами. Космический купол планетария чернел в зеленоватой воде заката.

В душном зале серебряный аппарат сверкал сотнями маленьких линз. Свет погас, и над головой поплыло звездное небо – яркое, низкое и пахнущее полотном. Оно было похоже на черный бархат с нашитыми никелевыми бляшками. Оно вращалось с глухим зудом. Планеты неслись, обгоняя друг друга, делали затейливые петли и погасали на кепках зрителей, сидевших у стен.

Строитель планетария – друг отца Мишука – подошел к нему после сеанса:

– Ну как?

– Слишком нарядное небо, – ответил отец Мишука.

Он вышел на улицу, и небо над Москвой обрушило на него ворохи звезд, туманы Млечного Пути, ветры, мерцание, горькую листву, дым облаков – настоящее и милое небо.

– Вот, – сказал он, прислонившись к решетке сада, и закурил папиросу, – вот настоящее.

Он вспомнил Ван-Гога, сошедшего с ума из-за неудачной попытки передать на полотне звездное небо, и подумал, что все же это было благородное помешательство.

Потом несколько дней он провел вдали от Москвы. Дни были налиты до краев дымом и синевой, а по вечерам в шуршании рощ свистели последние птицы и вставала луна.

По утрам он ходил купаться на Клязьму. Холод черной воды сменялся жаром. К сырому и еще загорелому телу прилипали березовые листья. Пни в лесах пахли грибами и йодом. Он испытывал свежесть, будто в него переливали кровь этой осени. На щеках появился румянец, и писать было необыкновенно легко.

Он думал, что надо забыть все написанное и начать писать по-новому.

В суровости осенних ночей, в далеком крике паровозов на Северной дороге родилось чувство новой эпохи – напряженное, как ветер, дующий в упор в похолодевшее лицо.

«Только об этом надо писать, – думал отец Мишука. – Возвеличить эпоху – блистательную и неповторимую. Вместо выуживания со дна сознания пестрых тряпочек своих чувств и настроений заговорить полным голосом и дышать всей грудью воздухом времени, едким и свежим, как океанская соль».

А Мишук в это время возвращался с мамой с моря. Всю дорогу он висел в окне, волновался и приставал к матери – хватит ли в паровозе дыма до Москвы.

1935

Примечания

Напечатан в журнале «30 дней» (1935, № 3). О значении этого рассказа для творческого пути Паустовского писатель рассказал в предисловии к настоящему изданию.

Источник

15.06.2012

Людмила Обуховская

Этому девизу великий романтик, 120-летие со дня рождения которого мы отметили 31 мая, следовал всю жизнь. Странствия привели Константина Георгиевича сначала в Коктебель, где он познакомился и подружился с вдовой Максимилиана Волошина, потом – в Старый Крым, который очаровал и стал на протяжении нескольких лет пристанищем. Писатель признавался: «Я понял, как прекрасна эта земля, омытая одним из самых праздничных морей земного шара». Крымскими мотивами пронизаны многие его произведения. Крым он определил, как «место, где хотелось остановить время, чтобы не терять ощущение молодости».

Здесь замерло время

Время остановилось в маленьком домике на тихой старокрымской улочке, где писатель снимал комнаты у медсестры Веры Рутковской-Олейниковой. Оно сохранило для нас его молодость. Чтобы этот обычный частный дом стал музеем, приложила не только усилия, но и деньги семьи Надежда Семёновна Садовская. Её дочь Александра выкупила его и передала городу для создания мемориального музея, в котором собраны подлинные вещи из интерьеров трёх старокрымских домов, в которых в разное время останавливался Константин Паустовский, а также дома в Коктебеле, где в начале 50-х прошлого века он жил у Феодосии Печерикиной, дочь которой Любовь Петровна хорошо помнит писателя и много лет, работая в Доме-музее Волошина, охотно рассказывала о своих встречах с ним. Она, кстати, прототип героини рассказа «Встреча».

К.Г. Паустовский

Впервые Константин Георгиевич появился в Старом Крыму в 1934 году. Привело его сюда желание поклониться могиле Александра Грина, познакомиться с его вдовой. Осуществив задуманное, писатель начал «пробивать стену молчания» вокруг имени Грина. Второй приезд был летом 1935 года, во время работы над версткой повести «Чёрное море». Более продолжительным было пребывание Паустовского в Старом Крыму в 1938 году. Здесь он провёл май-июль вместе с женой Валерией Валишевской и приёмным сыном Сергеем. Это было время работы над книгой «Повести и рассказы», которая была издана в 1939 году.

Крым многим писателям дарил вдохновение. У каждого было своё определение этой благословенной земли. Паустовский называл Крым землей «покоя, размышлений и поэзии». Не случайно именно здесь написана половина его произведений. Крымскими мотивами пестрят романы «Романтика», «Блистающие облака», «Дым отечества», повести «Черное море» и автобиографическое шестикнижие «Повесть о жизни». Крымской темой наполнены рассказы «Морская прививка», «Парусный мастер», «Бриз», «Черноморское солнце», «Песчинка». Феодосийские впечатления легли в основу рассказов «Потерянный день», «Робкое сердце», коктебельские отражены в «Умолкнувшем звуке», «Синеве», «Встрече». Повесть «Чёрное море» написана в 1935 году в Севастополе, а некоторые главы – «Горная роса», «Сказочник» – созданы под впечатлениями поездок в Старый Крым. Глава «Сказочник» посвящена Александру Грину и месту его последнего приюта в Старом Крыму. О многом говорит и то, что для свадебного путешествия с Татьяной Евтеевой, последней женой, с которой Паустовский прожил двадцать лет, до конца жизни, он выбрал Старый Крым. Татьяна Алексеевна, кстати, стала прототипом героини известной пьесы Арбузова «Таня». Паустовский посвятил ей книгу «Золотая роза».

В мире романтики и романтика

В него попадаешь, едва переступив порог дома, где писатель был счастлив, где в 2005 году была открыта первая музейная экспозиция. Здесь вспоминаешь слова Герцена, которые Паустовский сделал эпиграфом к своему роману «Дым Отечества»: «Людям хотелось бы все сохранить – и розы, и снег».

Дом-музей Константина Паустовского в Старом Крыму

Создатели музея сумели сохранить не только дух прошлого, но и воскресить запахи, звуки, которые окутывают внимательного посетителя, погружая его в то время, когда в этих стенах звучал голос писателя, скрипели от его шагов половицы. Здесь, в звенящей тишине, в комнате с окном в сад, он наполнял свои повести и рассказы морским прибоем, туманами и ветрами. Здесь ночами он беседовал с героями своих произведений, поэтому мы и воспринимаем их живыми, реальными, со всеми их бедами и радостями, мечтами. Он любил их и завещал нам любить простых трудяг, для которых слово «любовь» было не пустым звуком, а главным чувством, без которого жизнь пуста и мертва.

Читайте также:  Когда делать прививки против клещевого энцефалита

Конечно, не его рука сорвала стебельки бессмертника и поставила скромный букетик в вазу. Но это не важно. Важно, что, глядя на него, вспоминаешь какие-то милые строчки из писем писателя. Например, эти: «Взяли в аренду осла с повозкой, будем ездить в Коктебель и Отузы (отсюда до моря 16 километров). Осел молчаливый и склонный к размышлениям – перед каждой лужей он останавливается и о чем-то долго думает, – потом прыгает через лужу вместе с повозкой». Так образно и зримо, будто ты сам едешь в этой повозке и ничуть не сердишься на ушастого за его черепашью медлительность.

Нельзя – музейный экспонат, но так хочется дотронуться до старенького патефона, поставить наугад любую пластинку, послушать то, что слушал он. Если не присесть, то хотя бы прикоснуться к дивану, на котором под тёплым светом ночника он что-нибудь читал и писал. Такой уют редко встретишь сейчас, разве что в сельском доме: вязаные скатерти, салфеточки, вышитые искусными стежками ришелье, вазочка с таинственной лунарией, душистая герань на подоконнике… Сердце вдруг защемит, потому что вспомнишь бабушкину комнату, так отличавшуюся от всех остальных в квартире обычного панельного дома. И захочется за общий стол с вышедшей из мода супницей в центре стола…

Ещё один неотъемлемый атрибут тех лет – фотографии на стенах. Лица близких, друзей писателя, среди которых вдруг выплывает образ Марлен Дитрих, которая во время её выступления в 1963 году в Московском доме литераторов на вопрос, знает ли она русскую литературу, ответила: «Люблю Паустовского и особенно его рассказ «Телеграмма». Услышав, что её любимый писатель в зале, внимательно осматривала ряды и застенчивому Паустовскому пришлось выйти на сцену. Момент, когда Марлен встала перед ним на колени, и запечатлён на снимке.

Особые чувства вызывала у Паустовского киммерийская земля. «Это была особая замкнутая страна, непохожая на все остальные части Крыма. Страна сухих пепельных гор, полей, пылавших красными венчиками мака, густой морской сини и безмолвия» («Синева»). Крымские произведения писателя наполнены свежестью, радостью жизни, счастьем. Красота Крыма вдохновляла Паустовского всю жизнь. Он снова и снова обращался к крымской теме. Преодолевая болезнь, Константин Георгиевич диктовал весной 1968 года: «Летучая гряда облаков стояла над Крымом, и непонятно почему этот вечер показался мне значительным. Теплоход гремел на рейде… В каждой малости была заключена великая глубина».

Видеть величие и красоту «в каждой малости» учат нас его произведения.

Места его души

С таким же пиететом, как крымчане, относятся к Паустовскому в городах, где он жил, работал, посещал, собирая материал для будущих произведений. В России, Белоруссии и на Украине проходят посвященные ему литературные праздники. В украинском селе Пилипча-Городище, где была усадьба Паустовских и где на родовом кладбище похоронен отец, в маленькой сельской школе создан музей выдающегося русского писателя. Есть музеи в Тарусе, в Одессе. В Москве, на юго-востоке города, где в последний день весны 1892 года родился будущий писатель, в чудом сохранившемся доме садовника «Серая дача» бывшей усадьбы старинного парка Кузьминки создан Московский литературный музей-центр писателя. На той самой «Серой даче», где, как утверждал поэт Борис Чичибабин, «обрела свое пристанище, бродит, грустит, радуется душа Паустовского».

Сюда не зарастает тропа поклонников великого романтика. Люди идут, чтобы пообщаться с писателем, как было много лет назад, когда шли к нему самому в его московские квартиры в Лаврушинском переулке и на Котельнической набережной, в скромным домик в Тарусе, который Паустовские купили в 1950-е годы. Помнят Паустовского во Франции и Италии, Англии и Болгарии – везде, где он бывал, где выходили и выходят его книги. Автобиографический цикл «Повесть о жизни» в Голландии, например, переиздается ежегодно. Слависты всего мира защищают диссертации по творчеству Паустовского.

Таруса, Мещера, Москва, Одесса, Киев… Круг замыкается в Крыму.

В Доме-музее Паустовского в Старом Крыму в последнее воскресенье мая романтики собираются на свой слёт «Соранг» – так называется один из рассказов, написанный в 1932 году. В этом году исполняется 80 лет со времени его выхода в свет. Романтики – поэты, барды, художники в очередной раз собрались под сенью деревьев любимого Паустовским сада, чтобы вспомнить писателя, научившего нас ценить каждый миг жизни, радоваться красоте мира. И ощутили в полной мере то, что чувствовал здесь их любимый писатель, признавшийся в любви к Крыму так: «Есть уголки нашей земли настолько прекрасные, что каждое посещение их вызывает ощущение счастья». И вспомнили слова влюблённого в Киммерию, в Феодосию московского поэта Марка Кабакова, обращённые к Паустовскому: «Ты был единственным, кто смог в годину страшного покоя и честь, и совесть беспокоя, вести по лучшей из дорог».

Вход в Дом-музей в Старом Крыму

Гостиная

Фотоаппарат писателя

Его следы можно найти в Севастополе, где написал «Черное море», на Карадагской биостанции, где жил в начале 1950-х годов. А главное – в душах крымчан, которые воспитаны на книгах Паустовского, наполненных романтикой дальних странствий, любовью и нежностью.

Два бога Паустовского

Выдающийся современный поэт Борис Чичибабин считал, что у Паустовского было «два бога – русская природа и мировая культура». Но это было не в чести в те годы, так что жилось писателю нелегко и непросто. Обойдённый теми, кто щедро раздавал государственные премии, Константин Георгиевич был в пятидесятые-шестидесятые годы прошлого века самым читаемым и любимым писателем, живым классиком, олицетворяющим художественную совесть эпохи, человеческое и писательское благородство. Его имя для многих было эталоном чести и порядочности. Героями его произведений были писатели, художники, люди творчества. Любимые темы – море, любовь и искусство. Недаром его называли и называют неистребимым романтиком, вернувшим это направление в советскую литературу. Он мечтал о совершенном устройстве общества, при котором «любовь, чуткость, забота о ближних были бы столь же естественным достоянием каждого, как восходы и закаты, шум лесов, движение рек, красота родной природы». Хороший завет потомкам, который пока, увы, не стал нормой нашей жизни.

Фото – автора и из архива Дома-музея

Просмотров: 11722

Source: ruvek.ru

Источник