Прививка черенка на чужое дерево по данилевскому

Прививка фруктовых деревьев – процесс творческий, но требующий соблюдения строгих правил. В этом направлении можно экспериментировать бесконечно, если не жаль деревьев и потраченного времени. Но лучше всё же знать опыт тех, кто этим занимался долгое время, чтобы не учиться на своих ошибках. В первый раз лучше потренироваться на ненужных ветках – это придаст уверенности в себе и позволит понять, как управляться с ножом, резать дерево. Когда на яблоне растёт груша, или на яблоне плоды разных сортов – это кажется маленьким чудом. В такие моменты, когда усилия, наконец, увенчались успехом, чувствуешь себя творцом, гордишься достижением, и это вполне обосновано.

Прививка фруктовых деревьев: что это, и какова ее цель

Прививка фруктовых деревьев –  это приживление на одном растении черенков другого растения. Данная процедура проводится при возникновении желания улучшить урожай – обновить старое дерево, которое снизило плодородность, а также с целью получения на одном стволе несколько сортов урожая.

Еще одной целью такой процедуры можно назвать повышение стойкости к морозам. Преследуя эту цель, основой (подвоем) будет дерево, сорт которого приспособлен к условиям местности, а привоем будет более южный сорт.

Общие правила и понятия скрещивания деревьев

Для прививки фруктовых деревьев, характерны следующие понятия: подвой – то растение, к которому будет прививаться почка или отросток, а привой – сама почка или отросток

При использовании любого метода скрещивания необходимо придерживаться общих правил:

  • Предварительная подготовка обоих скрещиваемых частей. Почву основного дерева нужно очистить от сорняков, взрыхлить, а привой закаливать.
  • Все инструменты, которые будут использоваться для надрезов, должны быть обязательно чистыми и острыми.
  • Если используется изолента, то её необходимо наматывать клейкой стороной от растения, чтобы уменьшить поступление от неё вредных веществ в ствол.
  • Если подвой или привой пересаживался с одного места на другое, то до процесса скрещивания необходимо подождать 1-2 года. При прививке некоторые успешно осуществляют скрещивание даже с бывшим в морозилке привоем.
  • Нежелательно использовать дикие формы яблонь груш и т.п., так как тогда у дерева может быть наклонность именно в эту, не очень желанную, сторону. «Дичка» очень популярна в качестве подвоя, но, если есть возможность использовать более качественный подвой, лучше этим воспользоваться. Не очень удачным подвоем считается и яблоня Антоновка, которая не позволяет получить лучший результат в плане плодов.

Справка. Скрещивание деревьев осуществляется только весной или летом.

Какие фруктовые деревья можно скрещивать между собой

«От осинки не родятся апельсинки» – это высказывание актуально для всего природного пространства: людей, животных и растений. Как ни старайся, а на ёлке мандарины вырастить не получится. Посмотреть совместимость растений можно по их ботаническому родству. Рассмотрим наиболее популярные скрещиваемые растения.

Скрещивание яблони

Очень популярное садовое дерево, растёт практически у каждого на участке. Даже из обычной «дички» можно сделать благородное дерево с ароматными плодами. Виды привоя:

  • Яблоня, сорта Антоновка, Анис, Китайка, сливолистная яблоня, клоновые подвои А2, ММ 106, 5-25-3, 54-118, М9, 62-396.
  • Груша.
  • Слива.
  • Боярышник.
  • Кизильник.

Скрещивание груши

Не стоит забывать о том, что подвой и привой должны подходить для местного климата. На груше можно привить только грушу другого сорта  – Тонковетка, Лимонка, Александровка, Вишневка. Тогда как её саму можно привить на целый ряд деревьев:

  • Яблоня.
  • Ирга.
  • Черноплодная рябина.
  • Рябина.
  • Айва.
  • Боярышник.
  • Лимон.

Скрещивание сливы

При желании можно выращивать даже на северных участках, это, конечно скажется на вкусовых качествах плода, но для компота или варенья будет вполне подходящий вариант:

  • Абрикос, основной подвой – сам абрикос, жерделы, сеянцы алычи, терна и вишни песчаной. В качестве подвоя неудачен.
  • Вишня, наиболее удачные сеянцы: Измайловская (ПН), Московия (П-3), АВЧ-2, ВП-1, Рубин.
  • Терен, также хорошо подходит для абрикоса.
  • Алыча, также совместим с периком.

Скрещивание вишни

В данном случае можно только привить черешню на вишню, но не наоборот.

Скрещивание смородины

  • Крыжовник совместим со смородиной в качестве подвоя и привоя, при скрещивании отличаются морозоустойчивостью и терпимостью к засухам.
  • Йошта.

Как выбрать подвой и привой

Подвой – основа для прививки. Через корневую систему подвоя будут поступать питательные вещества и вода, от подвоя зависит долговечность дерева и, в какой-то степени, урожайность. К выбору подвоя необходимо отнестись ответственно и обращать внимание на то, что подвой должен быть:

  • совместим с привоем;
  • морозоустойчив;
  • приспособлен к условиям местности;
  • устойчив к большому количеству влаги или ее недостатку;
  • обладать сильной корневой системой.

От привоя зависит качественный и количественный показатель урожая. В основном черенки срезают с деревьев, которые уже плодоносят. Останавливая свой выбор на дереве в качестве привоя, следует обращать внимание на чистоту сорта и качество урожая. Срезают черенки с южной стороны, на солнечных лучах – там они правильно сформированы. Делать это лучше с веток средних ярусов. Самые подходящие черенки длинной 35-40 см.

Исключение! Черенки вишни должны быть длиннее – около 70 см, все потому что верхние почки цветочные.

Инструменты, используемые для прививки

Нож садовый для срезки тонких веточек.

  • Секатор для нарезания черенков.
  • Садовая пила – если необходимо отпилить толстую ветку.
  • Садовый вар, чтобы покрыть срезы.
  • Изолента для обвязывания места прививки.
  • Спирт, чтобы дезинфицировать инструменты.

Когда можно прививать фруктовые деревья

Можно прививать на протяжении всего года, но лучше это делать весной с марта месяца до первой половины июня. Обычно черенки заготовлены с осени, но можно срезать и весной, но до набухания почек.

Заготовка и хранение черенков для прививки

Заготовка привоя должна быть выполнена своевременно. Для того, чтобы привить весной, заготовку осуществляют осенью перед заморозками. Каждый черенок лучше подписать – прикрепить бумажку с названием сорта. Срезанные черенки пучком закапывают в землю на глубину 25-30 сантиметров, прикрывая соломой или сухой листвой от сильных морозов. Делают это с целью сохранения почек в “спящем” состоянии.

Важно! Для того, чтобы срезанные и зарытые в земле черенки защитить от мышей, под них и над ними укладывают слой стекловаты.

Достают черенки не раньше чем за сутки до прививки. Для прививки в летний период черенки срезают непосредственно перед самой процедурой. Лучше запастись лишним количеством черенков – вдруг некоторые срезы будут некачественными, или часть черенков плохо перенесут зимовку.

Читайте также:  Павел воробьев профессор прививки

Способы прививки

Имеются несколько методов прививки фруктовых деревьев.

За кору

Этот метод подходит для прививки уже взрослых деревьев или для растений с толстым подвоем. Такую прививку осуществляют в период хорошего отделения коры от древесины – во время сокодвижения. Наклонный срез черенка полностью засовывают под кору деревца.

В зарез

Таким методом прививки в основном пользуются садоводы-любители. На стволе дерева делают разрез, который уменьшается к низу. Привой, который имеет 2 почки, косо обрезают с двух сторон и заклинивают в зарез. После этого обвязывают и покрывают садовым варом.

В расщеп

Этот метод используют для прививки, где подвой толщиной от 5 сантиметров. Подвой обрезают так, чтоб получился пенек, и производят разрез. В этот разрез вставляют черенок с 2 срезами в виде клина. Обрабатывают варом и обвязывают. Метод применим со взрослыми деревьями.

Копулировка

Способ копулировки используют, если у растений одинаковые стебли, и прививаются таким методом в основном молодые деревья. На привое производят срез под углом в 30 градусов, такой же срез выполняют на ветке подвоя. Соединяют привой и подвой местами среза и обматывают полиэтиленом или другим специальным материалом.

Важно! Для использования метода копулировки толщина привоя и подвоя обязательно должна быть одинаковой.

Окулировка

Окулировка является самым простым способом сделать из дикой яблони другую, более предпочтительного вида. Способ очень простой, и его легко освоит даже начинающий садовод.

Саженцу или 2-х летнему сеянцу, толщиной 5-6 мл. необходимо сделать надрез следующим образом:

  • делается на коре зазубрина, своеобразная галочка;
  • выше на 2-3 см вдоль коры прорезается тонким слоем кора до первого надреза;
  • кора до первого надреза удаляется;
  • получается своеобразный надрез с «язычком».

Вырезаем почку у привоя, растения, которое нужно привить, получая так называемый «щиток».

Дальнейшие действия:

  • Делается надрез выше почки сверху – вниз;
  • Делается надрез ниже почки сверху – вниз;
  • Снизу – вверх срезается кора с почкой.
  • Вставляем «щиток» в «язычок» саженца.
  • Скрепляем две части, для этой цели можно использовать стрейч-плёнку, обмотав ею тонким слоем всю окулированную поверхность, включая саму почку.
  • Через 2-3 недели необходимо укоротить саженец на расстоянии 10-15 см. от места прививки. Если почка через 2-3 недели ещё живая, то обрезать необходимо сразу над ней

Аблактировка

Аблактировка – это прививка сближением. Проводится методом сращивания ветвей путем срезов коры или древесины. При этом корневые системы у растений остаются свои. Как только начнется быстрый рост привоя, его обрезают от корня.

Черенками

Данный способ более сложен в исполнении, но после нескольких исполнений уже не будет казаться таковым.

Последовательность действий:

  • Выбирается два прививаемых отростка со следующими характеристиками: веточка с листовыми почками – они худее и острее цветочных (цветочные более полненькие).
  • Срезаем пилкой ветку, к которой необходимо будет прикрепить отросток. Тщательно зачищаем движениями ножа от себя.
  • От распила на расстоянии 5-7 см, обматываем изолентой, чтобы предотвратить дальнейшее расщепление.
  • Раскалываем основание, к которому будем прививать на глубину 2 см., нижняя часть разреза будет в виде «рваной раны», что позволит стволу быстрее срастись.
  • Прививаемым отросткам нужно с двух сторон сделать «клин» – зачистить их на 2-3 см.
  • Вставляем отросток в распил чуть глубже надреза, зелёные части камбия должны совпасть, но зелёные «плечики» должны остаться снаружи, чтобы потом на них мог наращиваться бугорок. Внешний вид распила и двух отростков будет напоминать «Y».
  • Снизу вверх от первоначальной обмотки туго оборачивается изолентой – всегда клейкой стороной наружу, от дерева. Сначала рекомендуется обмотать место распила и только потом замазывать, чтобы лучше срасталось. Сверху распил эффективнее закрывать кусками изоленты, а потом ещё раз обернуть спиралью ствол.
  • Оголённые плечики отростков, торцы и срезы необходимо замазать садовой замазкой. Можно пройтись замазкой и по кончикам растения, чтобы они не подсыхали.
  • Лозой или тростником соединяем кончики веточек-отростков.
  • Сверху одевается белый пакет и у основания обматывается изолентой. Нужно избегать использования тёмных пакетов, так как это может привести к созданию парникового эффекта.

Сколько времени приживается прививка

При верном проведении самой прививки и верном уходе за растением, что привито, приблизительно через 2-3 года будете радоваться новому урожаю.

Уход за фруктовыми деревьями после прививки

После прививки растению необходим уход. Как только прижился привой повязку снимают, иногда ее делают слабее. Само растение привязывают к опоре, защищая таким способом от ветра. Привитое дерево нуждается во влаге – его следует регулярно поливать. Необходимо изредка рыхлить землю вокруг, очень аккуратно, чтобы не повредить корневую систему. Удобряют перегноем и калийной солью.

Советы для того, чтобы прививка отлично прижилась

  • Прививку любым методом надо проводить быстро, чтоб не произошло высыхание краев черенков.
  • Необходим острый нож для срезов.
  • Инструменты должны быть чистыми.
  • При привитии взрослого дерева прививка проводится в несколько лет. Начинают прививку с самых высоких ветвей.
  • Процедуру не проводят в дождливую или слишком жаркую погоду.

Благодаря прививке фруктовых деревьев, на одном стволе появляется возможность выращивать несколько разных сортов груш, яблок, слив и других фруктов. Для этого необходимо иметь всего несколько фруктовых деревьев в саду. Таким образом достигается улучшение качества и количества урожая. Нет необходимости выкорчевывать старые деревья, которые стали хуже плодоносить, чтобы посадить на их место новые. До первого урожая пройдет много времени. Более эффективно – привить уже растущие деревья в саду, и уже через 2-4 года наслаждаться сбором нового, вкусного и большого урожая.

Читайте подробнее на моем официальном сайте: proogorody.ru

Дорогие читатели и подписчики, мне очень важно знать ваше мнение, не скупитесь на комментарии! Автор и садовод Валерий Николаевич.

Источник

4.2. Н.Я. Данилевский о культурно-исторических типах

Культурно-исторические типы

Всегда ли культура сохраняет свой потенциал? Не увядает ли она? Отчего мощный взлет духа сменяется порой духовным и художественным спадом? Эти вопросы всегда интересовали исследователей культуры. Наблюдая за судьбой отдельных культур, они видели, что процесс наращивания новых ценностей в культуре не продолжается вечно. Наступают какие-то длительные паузы, а иногда культура словно “окостеневает” и уже не дает больше плодоносных всходов.

Читайте также:  Прививка от дифтерии защита

В результате родилось предположение, что культурное развитие проходит отдельные фазы от рождения до гибели. Одним из первых последовательно раскрыл эту мысль русский философ Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885), предложивший понятие «культурно-исторический тип», обозначив им особую культуру, которая раскрывает свои возможности в конкретный исторический период.

Культурно-исторические типы – целостные совокупности специфических элементов духовной и материальной жизни общества этноса, которые проявляются в религиозном, социально-экономическом, политическом и других отношениях.

Н.Я. Данилевский считал, что у европейской цивилизации уже остался позади период «плодоношения». На смену ей должна прийти зарождающаяся славянская цивилизация, лишенная агрессивного содержания. В ней общенациональный элемент доминирует над личным, индивидуальным. Однако эта цивилизация только формируется. У России, считал философ, лишь два пути: или вместе с другими славянами образовать всеславянскую цивилизацию, или полностью утратить свое культурно-историческое значение. Причем если европейская цивилизация оказалась двусоставной, т.е. творческой в двух областях – политической и научной, то русско-славянская цивилизация, по мнению Н.Я. Данилевского, будет трех или даже четырехсоставной, т. е. творческой в четырех областях – религиозной, научной, политико-экономической и эстетической, а главным образом – в политико-экономической; он верил, что эта цивилизация создаст новый и справедливый социально-экономический порядок.

Всего философ насчитывал десять цивилизаций: египетская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, новосемитская (аравийская), германо-романская (европейская). К этим несомненным, по Н.Я. Данилевскому, «естественным» группам он причислял два «сомнительных» типа цивилизаций: американскую и перуанскую (индейскую), погибших насильственной смертью и неуспевших совершить своего развития. Что касается групп новой Америки (современных США), то их значение еще не было ему ясным. Он колебался, признать ли их особым культурно-историческим типом.

Русский философ отмечал, что начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип сам вырабатывает ее для себя, при большем или меньшем влиянии чуждых ему предшествовавших или современных цивилизаций. Такое влияние Н.Я. Данилевский допускал лишь в смысле «почвенного удобрения». Всякое же образовательное воздействие чуждых духовных начал он абсолютно отвергал.

Философ отвергал географическое деление общей культуры по частям света. Столь же ошибочным он считал разграничение истории на Древнюю, Средневековую и Новую. Падение Римской империи в 476 г. до н.э., событие, ознаменовавшее конец древней истории и начало Средневековья, имело значение для Европы, но отнюдь не для Китая и остальной части человечества. По Н. Я. Данилевскому, у культур Рима, Греции, Индии, Египта и других были свои древний, средневековый и современный периоды.

Он выдвинул идею о существовании множества цивилизаций, являвшихся выражением бесконечно богатого творческого гения человечества. Каждая из них возникает, развивает свои собственные формы жизни (язык, способы общения, труда, формы быта и т.д.), свои моральные и духовные ценности, а затем погибает вместе с ними. Н.Я. Данилевский разделял все народы на три основных класса:

1) позитивных творцов истории, создавших великие цивилизации, или культурно-исторические типы;

2) негативных творцов истории, которые, подобно гуннам, монголам и туркам не создавали великих цивилизаций;

3) народов, творческий дух которых по какой-то причине задерживается в своем развитии на ранней стадии, и потому они не могут стать ни созидательной, ни разрушительной силой в истории. Они представляют собой «этнографический материал», используемый творческими народами для обогащения своих цивилизаций или придания импульса для их нового развития.

Лишь немногие народы смогли создать великие цивилизации и стать культурно-историческими типами. Все культурно-исторические типы одинаково самобытны и из себя черпают содержание своей исторической жизни. Но не все они реализуют свое содержание с одинаковой полнотой и многосторонностью. Интересно, как Н.Я. Данилевский сформулировал основные закономерности (законы) возникновения, роста и заката цивилизаций:

1. Любое племя или народ, говорящие на одном языке или принадлежащие к одной языковой группе, представляют собой культурно-исторический тип, если они духовно способны к историческому развитию и прошли стадию детства.

2. Для подлинного рождения и развития культуры народ должен достичь политической независимости.

3. Основные принципы бытия каждой цивилизации закрыты, т.е. недоступны другим народам. Так, многочисленные попытки распространить греческую цивилизацию среди неарийских или восточных народов потерпели крах… Англичане потерпели аналогичное поражение, пытаясь перенести европейскую цивилизацию в Индию. Однако данная закономерность не распространяется на отдельные элементы или черты цивилизаций, которые могут передаваться от одной цивилизации к другой. Простейший способ передачи – колонизация, таким образом, по мнению Н.Я. Данилевского, финикийцы перенесли свою цивилизацию в Карфаген, греки – в Южную Италию и Сицилию, англичане – в Северную Америку и Австралию.

Другой способ – «прививка черенка на чужое дерево». Черенок остается чужеродным телом на дереве, эксплуатирует его, ничего не давая взамен. Эллинистическая Александрия была таким «черенком» на египетском «дереве». Третий способ – взаимное оплодотворение, при котором ценности одной цивилизации используются другой, если они ей подходят.

4. Цивилизация данного культурно-исторического типа достигает своего полного расцвета, только в том случае, если ее «этнографический материал» разнообразен и она обладает политической независимостью.

5. Существование культурно-исторических типов напоминает жизнь многолетних растений, период роста которых длится бесконечно, а период цветения и плодоношения относительно короток и полностью истощает их силы. Первая стадия – возникновение великой культуры – может длиться очень долго. Она заканчивается тогда, когда культура переходит от этнографической формы существования к государственной. На этой, второй, стадии оформляется культурная и политическая независимость. Третья стадия – расцвет – представляет собой полное развитие творческого потенциала и реализацию идей справедливости, свободы, мудрости, социального и индивидуального благополучия. Эта стадия завершается с полным исчерпанием творческих сил цивилизации. Тогда нация «окаменевает», становится нетворческой и «распыляется», раздираемая внутренними противоречиями. Первая и вторая стадии могут длиться очень долго, последняя же – расцвет – обычно коротка и длится в среднем 400—600 лет. Стадия упадка наступает несколько раньше, чем это можно наблюдать. Так, упадок европейской цивилизации начался, по мысли Н. Я. Данилевского, уже в XVIII в., однако (продолжим мысль философа) явные его признаки проявились лишь в XX в., в зените ее расцвета.

Читайте также:  Ребенок без прививок идет в детский сад

Как считал Н.Я. Данилевский, большинство цивилизаций являются созидательными не во всех, а только в одной или нескольких областях деятельности. Так, греческая цивилизация достигла непревзойденных высот в эстетической области, семитская – в религиозной, римская – в области права и политической организации. Прогресс человечества состоит, по Н.Я. Данилевскому, не в том чтобы идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности, исходить в разных направлениях.

Обоснование понятия культурно-исторического типа имело огромное значение для культуроведения. Несомненно, на Земле существует множество культур, и они развиваются неодинаково. После появления работы Н.Я. Данилевского наши представления о культурном процессе стали глубже и богаче. Действительно, влияние одной культуры на другую не является всепроникающим.

Тогда что же такое человечество? Человечество – это народы, населяющие земной шар. Однако проблема на самом деле глубже. Связаны ли эти народы между собой? Образуют ли они некую общность? А может быть они просто одновременно живут на Земле и само понятие «человечество» – пустой звук… Впоследствии я много размышлял над этим вопросом и теперь мог бы ответить так: человечество – собирательное понятие, раскрывающее общность народов, населяющих Землю.

В истории культурологии существуют три специфические версии, выражающие отношение к проблеме человечества, его понимания. Одна из них исходит из того, что человечество существовало всегда, поскольку на Земле жили разные народы. Условное объединение этих народов, их сближение и обозначалось понятием «человечество». В рамках этой концепции выявилась тенденция – отождествлять человечество только с каким-нибудь одним культурным ареалом, например, европейским человечеством.

Другое истолкование проблемы основывается на историческом понимании человечества. В рамках этой концепции оно рассматривается как единство, которое существовало не всегда, а сложилось постепенно, в определенное историческое время (правда, это время определяется по-разному). Наконец, третья версия истолкования понятия сводится к тому, что слово «человечество» вообще бессодержательно, поскольку никакой реальности оно не выражает.

Итак, первая версия сводится к истолкованию человечества как некоей общности, общей судьбы. Мировые отношения складывались и распадались. Однако они восходят к глубочайшей древности, к доисторическим временам. Это, по существу, мифологема, т. е, не научная концепция, а версия, родившаяся на основе сопоставления мифологического творчества разных народов и сама ставшая неким мифологическим построением.

Западная культура, которая претендовала на «всемирность», на самом деле, считают сторонники первой версии, выпала из процесса образования единого человечества. Как писал французский ученый Клод Леви-Строс (р. в 1908): «Пока Запад жил, замкнувшись в себе, все северные народности, по-видимому, от Скандинавии до Лабрадора, включая Сибирь и Канаду, поддерживали самые тесные контакты… Цикл о Граале проявляет большую близость к мифам индейцев, живущих в лесах Северной Америки, нежели к любой другой мифологической системе… Итак, существует три региона: Индонезия, американский Северо-Запад и Скандинавские страны, которые образуют в некотором роде тригонометрические точки доколумбовой истории Нового Света.

Человечество в трактовке представителей первой версии едино хотя бы как собирательный организм. «Обыкновенно, когда говорят о человечестве как о едином существе или организме, то видят в этом едва ли более чем метафору или простой абстракт: значение действительного единичного существа, или индивида, приписывается только каждому отдельному человеку. Но это совершенно безосновательно. Дело в том, что всякое существо и всякий организм имеет необходимо собирательный характер и разница только в степени…»

Другая точка зрения, как уже отмечалось, предполагает, что народы постепенно входят в человечество. Так, по мнению В.С. Соловьева, основанием для единства стали положительные, обладающие определенным содержанием религии. Впрочем, мысль о единстве родовых оснований человечества зародилась давно. Достаточно вспомнить такие значимые, базисные идеи, как идеи «космоса», «ойкумены» (греч. oikumene от oikeo – населяю), которые указывают на чувство единения и тотальности, присущие всем людям, населяющим планету, как об этом писали древние мудрецы. Раннее христианство было одушевлено понятием «ойкумены» как образом общего обжитого мира. Это слово пятнадцать раз упоминается в Новом Завете.

Человечество появляется не сразу, это результат длительного процесса. Мы привыкли соотносить зарождение общемировой цивилизации с развертыванием производительных сил, хозяйственных связей, средств коммуникаций. Но не всегда отдаем себе отчет в том, что эти объективные факторы создают только предпосылки для Вселенской Соборности. Для того чтобы стать человечеством, человеческому роду надлежит еще осознать свою общность. К этой мысли мы только привыкаем. Осмысливая коренные тенденции первой половины нынешнего столетия, Н.А. Бердяев сделал вывод: «Человеческий род перерождается в человечество».

Наконец, можно отметить и третью версию интерпретации человечества. Согласно ей, человечество невозможно как некая реальность, поскольку культуры развиваются не синхронно, не одномоментно. Так, по выражению В.С. Соловьева, Н.Я. Данилевский «признает человечество за пустую абстракцию». Он видит в культурно-историческом типе высшее и окончательное для нас выражение социального единства.

Логическая опора теории Н.Я. Данилевского заключается в противопоставлении понятий «род» и «вид». Человечество, по его мнению, есть «род», т. е. отвлеченное понятие, существующее только в обобщающей мысли, тогда как «культурно-исторический тип», «племя», «нация» – это понятия видовые, соответствующие определенной реальности. Критикуя такой взгляд на проблему, В.С. Соловьев подчеркивал: «Но логика не допускает такого противопоставления. Род и вид суть понятия относительные, выражающие лишь сравнительно степень общности мыслимых предметов. То, что есть род по отношению к одному, есть вид по отношению к другому. Человечество есть род по отношению к племенам и вид по отношению к миру живых существ».

И далее: «К тому же дело идет не об общем понятии «человек», а о человечестве как едином целом, и если можно отрицать реальность этого целого, то лишь в том смысле и на тех же основаниях, которые имеют силу и против реальности племенных и национальных групп». Вопрос о человечестве может показаться относящимся к формальной логике лишь на первый взгляд. Он самым непосредственным образом связан с развитием культуры, с проблемой о том, как это развитие осуществляется – в едином потоке или через становление и отмирание локальных культур.

Источник