Прививка это биология 8 класс

Прививка это биология 8 класс thumbnail

Тема. Иммунитет (8класс)

Цели: углубить знания учащихся о том, что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина. Предупредительные прививки, аллергия. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, дополнительной литературой; извлекать из нее нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: объяснение, беседа.

1 Организационный момент.

• Наличие учащихся.

2. Проверка домашнего задания.

фронтальный опрос.

• Состав крови.

• Назовите разновидности соединительной ткани.

• Функции крови.

• Значение тромбоцитов.

• Каковы строение и функции эритроцитов.

• Зачем больному делают анализ крови.

3. Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы, цели занятия. Использование в дальнейшей деятельности.

Почему даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних людей и проходили без особых последствий для других?

Оказывается, организм имеет несколько преград для всего чужеродного, способного вызывать заболевание: первая преграда – это кожа и слизистые оболочки; вторая – иммунитет.

Отрывок из произведения А. С. Пушкина «Пир во время чумы».

Не пустеет, не молчит.

Жмутся тесной чередой.

Чума известна с глубокой древности. В 6 веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн. человек

«Города и селения опустошались. Всюду был запах трупов, жизнь замирала, на площадях и улицах можно было увидеть только могильщиков».

В веке от чумы в Европе погибло 1/4 часть населения – 100 млн. человек.

Чуму называли черной смертью.

Не менее опасна была оспа. В 18 веке в западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тыс. человек Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой приметой того времени считалось «знаков оспы не имеет».

В начале 19 века с развитием мировой торговли стала распространяться холера. Зарегистрировано шесть эпидемий холеры. Последняя мировая эпидемия длилась с 1902 по 1926 год.

4. Изложение нового материала.

Иммунитет – способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, от инородных тел и веществ.

Гранулоциты – зернистые лейкоциты трех разновидностей, способны к фагоцитозу, участвуют в воспалительных реакциях.

Лимфоциты – главные клетки иммунной системы.

Моноgиты – выходят из крови в другие ткани, где становятся фагоцитами.

Все форменные элементы крови образуются из одинаковых стволовых клеток крови. Эти клетки живут и размножаются в красном костном мозге. Некоторые из них прекращают свое самовоспроизведение и вступают на путь специализации. В таких клетке предшественниках происходят изменения, приводящие к образованию различных форменных элементов крови, которые выходят в кровь.

Расположение красного костного мозга

hello_html_1eddc5f2.png

hello_html_62c2d04d.png

Центральные органы иммунной системы:

• красный костный мозг (В-лимфоциты и предшественники Т-лимфоцитов);

• тимус (вилочковая железа), расположенные у человека над сердцем, в

которую клетки предшественники мигрируют через кровь и превращаются в

Т-лимфоциты (70 – 80 °/и всех лимфоцитов).

Периферические органы иммунной системы:

• миндалины – расположены кольцом в слизистой оболочки глотки

окружая место входа и выхода в организм воздуха и пищи.

• Лимфатические узелки.

В лимфатических узелках « фильтруется» лимфа отекающая от всех

органов.

• Селезенка

Находящиеся в селезенке лимфоциты распознают чужеродные объекты в крови, которая фильтруется в этом органе.

hello_html_261ff9d8.png

Работа иммунной системы.

Особенностью иммунной системы является способность ее главных клеток лимфоцитов – распознавать генетически «свое» и «чужое». Иммунная система распознает антигены – белковые или углеводные молекулы. Собственные антигены организма, отличаются по строению от «чужих антигенов, подлежащих уничтожению. Генетически чужеродные объекты могут поступать в организм извне (например, микроорганизмов) или образоваться внутри него (например, опухолевые клетки). hello_html_m106c92d0.png

Фагоцитоз – поглощение и переваривание «чужих» антигенов и их носителей. Явление фагоцитоза было открыто и изучено русским ученым И.И. Мечниковьм в 1882г.

И. И. Мечников

hello_html_m5320c1aa.png

hello_html_6a6dc71a.png

В результате фагоцитоза «чужой» оказывается на поверхности фагоцита. Его распознают лимфоциты-хелперы (помощники), которые выделяют вещества, стимулирующие размножение и созревание Т- и В-лимфоцитов. Т-лимфоциты осуществляют клеточный, а В-лимфоциты гуморальный иммунный ответ. В результате иммунного ответа носитель антигена уничтожается. Одновременно образуются клетки иммунологической памяти. Благодаря им иммунный ответ на повторное появление антигена в организме осуществляется быстрее и сильнее , чем первое.

Читайте также:  Боязнь прививок как называется

Антитела и антигены.

Т-лимфоциты – киллеры выделяют вещества повреждающие мембрану «чужой» клетки. И она погибает. Антитела активируют особые белки плазмы крови, которые повреждают мембрану «чужой» клетки.

Рецепторы – особые белки, расположенные на поверхности лимфоцитов. С их помощью лимфоциты распознают антигены. Рецептор подходит к антигену, как «ключ к замку». К каждому виду антигенов существуют специальные группы лимфоцитов, распознающих только этот антиген. К каждому виду антигенов подходит свое антитело.

В- и Т-лимфоциты образуют особые вещества – антитела, которые соединяясь с бактериями, делают их беззащитными против фагоцитов.

Фагоцитоз и выработка антител – единый защитный механизм, названный иммунитетом.

hello_html_76bdbf59.png

Типы иммунных ответов.

hello_html_163ace4.png

Виды иммунитета

Естественный врожденный иммунитет невосприимчивость ко многим болезням, данная человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных.

hello_html_m7b3a9b2d.png

Естественный приобретенный иммунитет – вырабатывается в результате перенесения болезней. Некоторые заболевания (ветрянка, оспа, коклюш, скарлатина, корь, ветрянка и др.) человек переносит один раз в жизни т. к информация о возбудителях сохраняется специальными лимфоцитами – клетками иммунной памяти, которые вырабатывают антитела. Другими заболеваниями человек может заражаться многократно, поскольку возбудители этих заболеваний либо слишком быстро мутируют, как вирус гриппа или иммунодефицита человека. Либо иммунитет на них возникает временно.

hello_html_m1a91a6a5.png

Искусственный активный иммунитет вырабатывается в результате введения в организм убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в форме вакцины. Организм вырабатывает антитела против данной инфекции и после прививки человек чаще всего не заболевает или болеет легко. Прививки от дифтерии, туберкулеза, полиомиелита, и др.

hello_html_m3651110b.png

Пассивный искусственный иммунитет, введение готовы антител заболевшему человеку в форме лечебной сыворотки. Ее получают из плазмы крови животных или человека, перенесших инфекционное заболевание.

Принцип создания вакцин и их практическое применение ввел Л.Пастер.

hello_html_1057702d.png

Первая вакцинация в России была сделана профессором медицинского факультета Московского университете Е. О. Мухин в 18011 г. ребенку из детского дома, который в честь этого события получил фамилию Вакцинов. Затем последовали массовые прививки детей в воспитательны учреждениях.

hello_html_63065f84.png

Е. О. Мухин

СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита.

В настоящее время достаточно распространенным заболеванием является СПИД. Возбудитель этого заболевания – вирус иммунодефицита человека (ВИЧ).

ВИЧ преимущественно поражает клетки нервной системы и особенно клетки иммунной системы (чаще всего Т-хелперы).

Вирусы – неклеточные формы жизни, состоят из генетической программы (ДНК, РНК) и белковой оболочки. Все вирусы имеют одно общее свойство – находясь вне клетки, они не могут размножаться и у них не происходит обмен веществ. При проникновении «подчиняют» себе клетку хозяина, размножаются, клетка лопается, и захватывают все новые и новые клетки.

Впервые в мире СПИД был зарегистрирован в 1981 г в США. В России впервые в 1987г. Число зараженных стало увеличиваться с распространением наркомании. С 1981 г. по 2001 зарегистрировано 87400 ВИЧ – инфицированных, в том числе 748 детей. За этот период умерло от СПИДа – 406 человек, в том числе 286 детей.

hello_html_m6db936d1.png

Первые проявления болезни (лихорадка, воспаление лимфоузлов) возникают в диапазоне от трех суток до нескольких месяцев после заражения. Период вторичны проявлений, длится от нескольких месяцев до 8 – 10 лет и завершается формированием СПИД – а, который в течении 1 – 5 лет приводит больного к смерти.

hello_html_m12d3aec1.png

Люди умирают от тех микробов, бактерий грибков, простейших, которые здоровому, т. е здоровой иммунной системе, человеку абсолютно безопасны.

hello_html_7f2329e5.png

hello_html_326e900.png

МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ: (Беседа)

• исключение случайных половых связей;

• использование для инъекций одноразовых шприцов;

• отказ от употребления наркотиков.

Закрепление

  1. Установите соответствие.

1. Иммунитет

2. Антитела

3. Антигены

4. Лимфоциты,

Т- и В-лимфоциты

5. Вакцина

6. Лечебная сыворотка

  1. Особые белки, специфически связывающиеся с проникающими в организм чужеродными веществами.

  2. Клетки крови, играющие главную роль в иммунной защите организма.

  3. Препарат, приготовленный из убитых или ослабленных бактерий и вирусов.

  4. Комплексная реакция организма, направленная на защиту от болезнетворных микробов, вирусов, тел, и веществ.

  5. Общее название чужеродных веществ, проникающих в организм.

  6. Препарат, содержащий готовые антитела, полученные из крови животного, перенесшего заболевание.

Читайте также:  Длительность прививки от гепатита в

2. Заполните пропуски в тексте

Иммунитет – это способность организма избавляться от ________________________ тел и соединений, сохранять химическое _______________________ внутренней среды и биологическую индивидуальность. Первым барьером на пути болезнетворных факторов являются _______________ и _____________________ оболочки. Вторым барьером на пути болезнетворных факторов являются ____________________ среда организма (лимфа и ___________________). В состав иммунной системы входят ___________________________ мозг, вилочковая железа (тимус), лимфатические узлы, ___________________________ .

Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – эпидемическое заболевание человека, охватившее 150 стран мира. Болезнь поражает преимущественно _________________________ систему человека. Возбудитель заболевания _________________________________ (ВИЧ). В результате его проникновения в организм человек становится беззащитным к микробам, в обычных условиях не вызывающим заболевание. Один из наиболее частых путей передачи ВИЧ и распространение СПИД-а ________________________________________

_____________________________________________________________

Мерами профилактики СПИД-а являются: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник

Задачи:

Образовательные: формирование новых
анатомических понятий: иммунитет, инфекционные
заболевания, лечебные сыворотки, вакцина,
предупредительные прививки.

Развивающие: формирование умения
самостоятельно работать с текстом учебника,
дополнительной литературой, а также развитие
умений сравнивать и обобщать; развитие
мыслительных способностей учащихся, логического
мышления;
Воспитательные:
формирование
диалектико-материалистического мировоззрения;
Воспитание санитарно-гигиенических навыков,
привычки к здоровому образу жизни.

Цели:

  1. Углубить знания учащихся о том, что такое
    иммунитет, виды иммунитета, инфекционные
    заболевания, лечебные сыворотки, вакцина,
    предупредительные прививки.
  2. Формировать умения: самостоятельно работать с
    текстом учебника, дополнительной литературой;
    извлекать из нее нужную информацию; логически
    мыслить и оформлять результаты мыслительных
    операций в устной и письменной форме.

Оборудование: таблица “Кровь”,
портрет И. И. Мечникова, компьютер,
мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power
Point “Иммунитет. Виды иммунитета”.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

Показ Презентации MP “Иммунитет. Виды
иммунитета” ( по ходу объяснения нового
материала)

1. Вступительное слово учителя

Отрывок из произведения А. С. Пушкина “Пир во
время чумы”:

Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща темная пуста;
И селенье, как жилище Погорелое, стоит, –
Тихо все. Одно кладбище
Не пустеет, не молчит.
Поминутно мертвых носят,
И стенания живых
Боязливо Бога просят
Успокоить души их!
Поминутно места надо,
И могилы меж собой.
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой.

(Сообщения учащихся)

Чума известна с глубокой
древности. В VI веке в Византийской империи чума
продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек.

В летописях средних веков описаны
страшные картины свирепствования чумы: “Города
и селения опустошались. Всюду был запах трупов,
жизнь замирала, на площадях и улицах можно было
увидеть только могильщиков”.

В VI веке от чумы в Европе погибла 1/4
часть населения – 10 млн человек.

Чуму называли черной смертью.

Не менее опасна была оспа.

В XVIII веке в Западной Европе ежегодно
от оспы умирало 400 тыс. человек. Ею заболевало 2/3
родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой
приметой того времени считалось “Знаков оспы не
имеет”.

В начале XIX века с развитием мировой
торговли стала распространяться холера.

Зарегистрировано шесть эпидемий
холеры. Последняя мировая эпидемия длилась с 1902
по 1926 год.

– Почему же даже самые страшные болезни
и продолжительные эпидемии были опасны для одних
людей и проходили без особых последствий для
других?

(Оказывается, организм имеет несколько
преград для всего чужеродного, способного
вызвать заболевание: первая преграда – это кожа и
слизистые оболочки; вторая – иммунитет.)

2. Сообщение на тему “Защитные
свойства крови”:

На каждом шагу людей подстерегают
микробы. Чем объяснить, что не всегда при
заражении микробами человек заболевает, а если и
заболевает, то болезнь протекает не у всех
одинаково?

Заражение и заболевание – разные
процессы. Человек может заразиться, то есть быть
носителем самых разных микробов, и в том числе
очень опасных, но не всегда заболеть. Для
некоторых болезней на 8-10 случаев носителей
инфекции встречается один случай заболевания.
Особенно часто люди бывают носителями
туберкулезной палочки. Организм активно борется
с инфекцией, задерживает ее развитие, и человек
не заболевает.

Читайте также:  Отказ от прививок медицинская книжка

Заражение переходит в заболевание в
том случае, если организм ослаблен (снижен
иммунитет от недоедания, переутомления, нервного
потрясения и т. д.)

Развитию простудных инфекций (гриппа,
ангины, воспаления легких) способствует
охлаждение тела. Пагубное влияние на течение
заболеваний оказывает алкоголь – он угнетает
иммунитет.

– Что же такое иммунитет?

(Иммунитет – способность организма защищать
себя от болезнетворных микробов и вирусов, от
инородных тел и веществ.)

3. Физиологический механизм иммунитета

– Каков физиологический механизм
иммунитета?

В крови существует две группы
лимфоцитов: В- и Т-клетки. В-клетки образуют
особые вещества – антитела, которые, соединяясь с
бактериями, делают их беззащитными против
фагоцитов.

Процесс поглощения и переваривания
лейкоцитами микробов и чужеродных веществ
называется фагоцитозом. На основании своих
наблюдений И. И. Мечников предположил, что
фагоциты имеют место и у высших млекопитающих
животных, в том числе, и у человека. В крови
взрослого человека лейкоцитов содержится 6-8 тыс.
в 1 мм3, однако их число может изменяться
после приема пищи, мышечной работы, во время
сильных эмоций.

При инфекционных и некоторых других
заболеваниях их число резко увеличивается
(лейкоцитоз).

При лучевой болезни наблюдается
значительное уменьшение числа лейкоцитов
(лейкопения).

Т-клетки сами находят болезнетворные
бактерии или клетки, пораженные вирусом. Вступая
с ними в контакт, они выделяют особые вещества,
вызывающие гибель бактерий или вирусов. Эти
особые вещества называются антителами и имеют
белковую природу.

Фагоцитоз и выработка антител – единый
защитный механизм, названный иммунитетом.)

4. Виды иммунитета

– Какие виды иммунитета существуют? (схема)

Естественный врожденный иммунитет – это
невосприимчивость ко многим болезням, данная
человеку от рождения. Например, люди не болеют
чумой животных.

Естественный приобретенный иммунитет вырабатывается
в результате перенесенных болезней. Например,
переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди,
как правило, не заболевают этими болезнями
повторно.

Искусственный активный иммунитет вырабатывается
в результате введения в организм убитых или
сильно ослабленных возбудителей болезни в форме
вакцины. При этом организм вырабатывает антитела
против данной инфекции и после прививки (так
называется данная операция) человек чаще всего
не заболевает или болеет более легко. Подобные
прививки делают от дифтерии, туберкулеза,
полиомиелита и т. д.

Пассивный искусственный иммунитет –
это введение готовых антител заболевшему
человеку в форме лечебной сыворотки. Лечебную
сыворотку получают из плазмы крови животных или
человека, перенесших инфекционное заболевание.
Такую лечебную сыворотку применяют, например,
при тяжелой инфекционной болезни-дифтерии.

Развитие очень опасной болезни –
столбняка – можно предотвратить своевременным
вливанием противостолбнячной сыворотки.

Так как при использовании лечебных
сывороток антитела не образуются в организме, а
вводятся в него извне, то они сохраняются в крови
очень недолго. Через некоторое время организм
вновь становится восприимчивым к болезням.

В организме человека иммунитет вырабатывается
не ко всем инфекционным болезням. Некоторыми из
них можно болеть много раз в жизни, например,
ангиной.

5. Заключительное слово учителя

В настоящее время достаточно
распространенным неизлечимым заболеванием
является СПИД (синдром приобретенного
иммунодефицита). Возбудитель этого заболевания –
вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) делает
иммунную систему неработоспособной, и люди
умирают от тех микробов, бактерий, грибков,
которые здоровому, то есть со здоровой иммунной
системой, человеку абсолютно безопасны.

Профилактикой СПИДа является соблюдение
следующих правил:

  • исключение случайных половых связей;
  • использование для инъекций одноразовых
    шприцов.

IV. Закрепление знаний.

Литература

  1. Биология. Человек. 9 класс. А.С. Батуев. –
    М.:Дрофа,1998.-240с.:ил.
  2. Поурочное планирование по биологии. 9 класс. Под
    ред. Сонина И.Н., – М., 2004
  3. И.Д.Зверев. Книга для чтения по анатомии,
    физиологии и гигиене человека: пособие для
    учащихся. /Под ред. д-ра биол.наук Л.В.
    Латманизовой. – М.: Просвещение, 1996.с.160-164.
  4. Большая медицинская энциклопедия. – М.: Медицина,
    2000. – 670 с.: ил.
  5. Привес М.Г. Лысенков Н.К. Бушкович В.И. Анатомия
    человека. Изд. 5-е. Изд. “Медицина”, 1985.
  6. Электронный учебник по анатомии и физиологии
    человека. – М.: Просвещение, 2004.

Презентация (приложение
1)

Приложение 2

Источник