Работа медсестры прививки в школе

Работа медсестры прививки в школе thumbnail

Должностная инструкция медсестры в школе

1. Общие положения

1.1. Приведенная должностная инструкция медицинской сестры школы разработана на основании приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010г №541н “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения”; с учетом ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 1 сентября 2020 года, согласно Трудовому кодексу РФ и иным нормативным актам, регламентирующим трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. На должность медсестры назначается медработник, имеющий среднее медицинское образование по специальности “Сестринское дело”, «Акушерское дело», «Лечебное дело», «Фельдшер» и сертификат специалиста по специальности «Сестринское дело», «Общая практика», «Сестринское дело в педиатрии» без предъявления требований к стажу работы. Медицинской сестре необходимо иметь практический опыт работы по оказанию экстренной медицинской помощи, а также опыт в оформлении медицинской документации.
1.3. Медицинскую сестру назначает на должность и увольняет главный врач поликлиники по согласованию с директором общеобразовательного учреждения в порядке, установленном ТК РФ и Трудовым договором.
1.4. Медицинская сестра осуществляет свою деятельность согласно должностной инструкции медсестры в школе, под руководством директора школы, находясь в подчинении у врача и директора общеобразовательного учреждения.
1.5. В своей деятельности медицинская сестра действует согласно:

  • Конституции Российской Федерации;
  • Федеральному Закону «Об образовании в РФ» с дополнениями и изменениями;
  • Постановлений Правительства РФ и руководящих документов вышестоящих органов по медицинским вопросам, правилам организации медицинского труда;
  • решениям органов Управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся;
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях” в редакции от 24.11.2015г;
  • Уставу и Правилам внутреннего трудового распорядка общеобразовательного учреждения;
  • Трудовому договору;
  • приказам и распоряжениям руководителя школы;
  • данной должностной инструкции медсестры школы;
  • правилам учета и инвентаризации.

1.6. Медсестра должна уверенно знать:

  • законы РФ и другие нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов здравоохранения.
  • теоретические и практические основы сестринского дела;
  • основы лечебно-диагностического процесса, предупреждения заболеваний, пропаганды здорового образа жизни.
  • правила использования медицинских инструментов и оборудования;
  • основы работы бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования;
  • основы валеологии и санологии, основы детского питания;
  • основы диспансеризации, социальную значимость болезней;
  • основы медицины катастроф;
  • правила по охране труда во время работы с медицинскими инструментами и оборудованием.
  • порядок ведения учетно-отчетных документов, главные формы медицинской документации;
  • медицинскую этику;
  • психологию профессионального общения;
  • школьную гигиену, возрастную психологию;
  • основы физиологии и социологии;
  • содержание деятельности общеобразовательного учреждения;
  • трудовое законодательство;
  • Правила внутреннего трудового распорядка общеобразовательного учреждения;
  • инструкцию по охране труда медсестры школы;
  • правила и нормы по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защиты.

1.7. Медсестра общеобразовательного учреждения обязана владеть эффективными навыками работы с компьютером, соблюдать должностную инструкцию медицинской сестры в школе, а также Конвенцию о правах ребенка.

2. Функции медицинской сестры в школе

К главным направлениям деятельности медсестры школы относятся:
2.1. Организация медицинского обеспечения, оказание первой медицинской помощи учащимся, педагогам и иным сотрудникам общеобразовательного учреждения.
2.2. Анализ и контроль санитарно-гигиенического состояния школьных помещений, качества приготовленной пищи на пищеблоке общеобразовательного учреждения.
2.3. Формирование у учеников и сотрудников школы норм здорового образа жизни.

3. Должностные обязанности школьной медсестры

Медицинская сестра школы:
3.1. Медсестра в общеобразовательном учреждении осуществляет деятельность по охране и укреплению здоровья учащихся, обеспечению благополучного санитарно-эпидемиологического режима в школе, организации медицинской работы.
3.2. Оказывает первую медицинскую помощь при заболеваниях, несчастных случаях (травмах), направляет в близлежащее лечебно-профилактическое учреждение, если потребуется, сопровождает ученика в медицинское учреждение, вызывает «скорую помощь».
3.3. Осуществляет контроль над санитарным состоянием помещений и участков школы.
3.4. Осуществляет работу по подготовке учеников к медосмотру, принимает участие при осмотре детей врачами – специалистами, проводит антропометрические измерения детей. Докладывает педагогическому коллективу школы о результатах медосмотра и медицинских рекомендациях.
3.5. Ведет учет общей заболеваемости и инфекционных заболеваний, изолирует больных детей, вместе с врачом устанавливает сроки и необходимость карантина в классе.
3.6. Ведет учет и изолирует заболевших учащихся, докладывает врачу и директору общеобразовательного учреждения, в детскую поликлинику и санитарно-эпидемиологическую станцию о каждом отдельном случае инфекционного заболевания в школе.
3.7. Сообщает в установленные сроки о необходимости проведения профилактических прививок в соответствии с календарем вакцинации.
3.8. Организовывает и осуществляет профилактические осмотры учеников после каникул и в иных случаях при продолжительном отсутствии учащихся на занятиях.
3.9. Осуществляет контроль сроков непосещения общеобразовательного учреждения больными учащимися, наблюдает за контактировавшими инфекционными больными.
3.10. Выполняет работу по профилактике травматизма, учету всех случаев травм.
3.11. Ставит в известность родителей учащихся (лиц их заменяющих) о заболеваниях.
3.12. Готовит медицинские карты учеников на летние каникулы.
3.13. Проводит занятия с учениками по оказанию первой доврачебной помощи и правилам личной гигиены.
3.14. Периодически присутствует на занятиях по физкультуре с целью проведения контроля над выполнением учениками правил личной гигиены (соответствием костюма, обуви и т.д.).
3.15. Контролирует выполнение указаний врача о распределении учеников на медицинские группы для занятий физкультурой и соответствие физической нагрузки состоянию здоровья учащихся, выявляет первые симптомы утомления школьников во время урока физкультуры, сообщает об этом преподавателю и врачу.
3.16. Проводит консультации педагогов по вопросам маркировки парт и усаживания учеников за партами с учетом их роста, зрения и слуха.
3.17. Каждый день осматривает на гнойничковые заболевания работников пищеблока и школьной столовой.
3.18. Постоянно контролирует качество поставляемых продуктов, их хранение и соблюдение сроков использования, ведет контроль над организацией питания и качеством приготовления пищи, соблюдения натуральных норм продуктов, каждый день проводит проверку санитарного состояния пищеблока и столовой, снимает пробу готовых блюд.
3.19. Принимает меры вместе с директором школы, заведующей столовой, профкомом, родительской общественностью по улучшению организации питания, ассортимента продуктов, созданию условий для качественного приготовления пищи и ее реализации в школьной столовой.
3.20. Следит за порядком в медицинском кабинете общеобразовательного учреждения, обеспечивает обработку инструментов в пределах своей компетентности.
3.21. Вовремя готовит заявки на медикаменты, дезинфицирующие средства, медицинский инструментарий.
3.22. Обеспечивает строгое выполнение положений должностной инструкции медсестры школы, включая требования по учету и хранению медицинского инвентаря и медикаментов, прививочного материала в медицинском кабинете школы.
3.23. Осуществляет санитарно–просветительную деятельность с учениками, сотрудниками школы и родителями, проводит регулярный контроль над прохождением медосмотров сотрудниками общеобразовательного учреждения;
3.24. Вовремя и качественно оформляет медицинскую и другую служебную документацию. Квалифицированно и своевременно выполняет приказы, распоряжения и поручения директора школы, а также нормативно-правовые акты по своей профессиональной деятельности.
3.25. Соблюдает Правила внутреннего трудового распорядка школы, пожарной безопасности, охраны труда и санитарно-эпидемиологического режима.
3.26. Безотлагательно принимает меры, включая своевременное информирование администрации школы, по устранению любых нарушений охраны труда, противопожарных и санитарных правил, представляющих угрозу деятельности школы, её коллективу, ученикам и посетителям.
3.27. Введет медицинскую документацию, установленную Министерством Здравоохранения РФ:

  • вкладыши сведений о прививках;
  • журнал обращений за медицинской помощью;
  • журнал по освобождению от физической культуры;
  • журнал санитарного состояния образовательного учреждения;
  • журнал регистрации несчастных случаев;
  • журнал медицинских профилактических осмотров для всех классов;
  • журнал профессионального сестринского осмотра по группам здоровья и хронической заболеваемости.
Читайте также:  За сколько дней нужно давать глистогонное до прививки

3.28. Постоянно повышает свою квалификацию.

4. Права

Медицинская сестра школы имеет полное право:
4.1. Проводить проверку санитарного состояния общеобразовательного учреждения и давать все необходимые рекомендации заместителю руководителя по административно-хозяйственной работе (завхозу);
4.2. Давать обязательные для выполнения указания ученикам и сотрудникам школы (включая работников пищеблока) по вопросам, относящимся к соблюдению санитарно-гигиенических норм и правил;
4.3. Сообщать директору общеобразовательного учреждения об обнаруженных нарушениях санитарно-противоэпидемического режима и вносить предложения, направленные на улучшение и соблюдение его;
4.4. Получать любую информацию от классных руководителей и администрации общеобразовательного учреждения, требующуюся для выполнения своих профессиональных обязанностей;
4.5. Вносить предложения, директору школы по улучшению организации и условий собственного труда;
4.6. Участвовать в работе совещаний, педагогических советов, семинаров, непосредственно относящихся к специфике своей деятельности;
4.7. Принимать участие в деятельности профессиональных ассоциаций медсестер и иных общественных организаций, не запрещенных законом РФ;
4.8. Защищать профессиональную честь и достоинство;
4.9. Представляться к разным видам поощрения, наградам и знакам отличия, установленным для работников образования и здравоохранения;
4.10. Знакомиться с жалобами и прочими документами, содержащими оценку работы медсестры, давать по ним пояснения;
4.11. На повышение своей квалификации в установленном порядке, проходить аттестацию (переаттестацию) в целях присвоения квалификационных категорий.

5. Ответственность

5.1. Медицинская сестра школы несет дисциплинарную ответственность за ненадлежащее выполнение или невыполнение должностной инструкции медицинской сестры школы, за любое нарушение Устава, Правил внутреннего трудового распорядка и иных локально-правовых актов общеобразовательного учреждения в порядке, установленном действующим Трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. Может привлекаться к дисциплинарной ответственности за несвоевременное и некачественное оформление медицинской и другой служебной документации, установленной действующими нормативными и правовыми документами; за не предоставление в установленном порядке статистической и другой информации своей деятельности.
5.3. Несет административную ответственность за любое нарушение правил по охране труда, пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил, в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
5.4. Медсестра несет материальную ответственность за последствия принятого ею необоснованного решения, приведшего к нарушению сохранности имущества, неправомерное его применение или другой ущерб, причиненный образовательному учреждению, в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения и связи по должности

6.1. Выполняет работу согласно графику, составленному с учетом 40-часовой рабочей недели.
6.2. Взаимодействует с фельдшером ФАПа и главврачом поликлиники, директором школы и его заместителями, с заведующим пищеблоком, классными руководителями.
6.3. Получает от главного врача, директора школы и лиц его заменяющих информацию нормативного, правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с необходимыми документами.
6.4. Осуществляет свою деятельность, тесно контактируя с обучающимися, преподавателями, родителями учащихся (законными представителями).
6.5. Самостоятельно составляет план работы медицинского кабинета на отдельный учебный год.
6.6. Постоянно обменивается информацией по вопросам, относящимся к его деятельности, с администрацией школы, учителями, учебно-вспомогательным и обслуживающим персоналом общеобразовательного учреждения.

Должностную инструкцию школьной медсестры разработал:
«___»____20___г. __________ (______________________)

С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получил (а)
«___»____20___г. __________ (______________________)

Рекомендуем перейти к:
Должностным инструкциям персонала школы

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Источник

Как становятся ШКОЛЬНОЙ медсестрой?
Выбор прост: у медсестры собственные дети пошли в школу. Другие поводы – редкое исключение. Почему?
Работа в школе сложная, физически – не для слабых (совмещение многих специализаций), ответственность – огромная. Обычно, главные врачи – НЕ СОВЕТУЮТ!
Самая главная ответственность – за ЖИЗНЬ детей. Уметь РЕАНИМИРОВАТЬ на месте несчастного случая, точно поставить ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ диагноз и т.д.
Один хирург, сделавший операцию ученице 2 класса моей школы (отправила в больницу на «скорой помощи») – спросил: «Как Вам удалось поставить диагноз «аппендицит»? У нее он оказался – гнойный». Т.е. – это был аппендицит – далеко не в первой стадии, а запущенный. Где были родители? Я тогда подумала, если бы нас, школьных медсестер, не заваливали бы кучею разных бумаг, разными все прибывающими обязанностями – сколько бы мы могли принести ПОЛЬЗЫ детям, как бы мы могли СТОРОЖИТЬ здоровье детей! Один раз мальчишка пришел в мед/кабинет – в 8 часов утра. Говорит: «У меня – не закрывается правый глаз». Я немедленно вызвала «скорую помощь», заподозрив неврит тройничного нерва (так оно и было), потому, что лечение в этом случае должно начаться – немедленно. А как часто люди «ищут» диагноз по мед/кабинетам больниц? И ПОЭТОМУ ТОЖЕ – я постоянно призываю родителей – помогать своим участием в ОРГАНИЗАЦИИ – в период проведения прививок Вашим детям. Тогда у нас, школьных медсестер, будет больше времени прислушаться к нездоровью Ваших детей.
Школьные медсестры, я убеждена, должны находиться в категории – «зам. директора школы – по медицинскому блоку», так как выполняют очень большой объем работы разных специализаций – в одном «лице». Это фельдшер, процедурная медсестра, дезинфектор, диет/сестра, гигиенист, психолог, педагог, организатор, секретарь (ведение документации), менеджер – логист (планы прививок, медосмотров, общение с сан/эпидемической станцией) и т.д.
И зарплата должна быть соответствующей. Это «штучная» специальность. А в действительности – у нас самая низкая зарплата из медиков. Никаких льгот, надбавок – не предусмотрено. Перспектив – ни одной. Никто из чиновников не знает, как эту работу аттестовать. Например, частая работа с вакцинами – вредна и т.п.
Многие люди думают, что работа школьной медсестры – это «помазать зеленкой коленку». Некоторые ученицы старших классов, видя нас в «мыле», говорят, Вы же знали на кого учились! Знали, что будете копейки получать, а вот мы – пойдем в банки работать. А кто же тогда будет выполнять нашу незаметную, чиновниками забытую работу? Вот и держится наша работа – только на энтузиазме. А мы, те, кто давно работает в школе, все же любим свою работу. Как можно не любить детей!
Так что не обижайтесь на нас, дорогие родители, если Вам иногда приходится стоять под кабинетом и ждать справку, а особенно, когда мы не можем в «долю секунды» – найти Вам мед/карту ребенка (она может лежать на обработке в другом месте – для какого-нибудь очередного отчета). Вы, бывает, спешите. Но если у Вас есть малейшая возможность – ПРЕДУПРЕЖДАЙТЕ ЗАРАНЕЕ, что Вам понадобится какой-то документ (например, через ребенка – запиской). И тогда все будет хорошо.

Читайте также:  Прививка вирус папиллома церварикс

Напоследок, мое небольшое НАБЛЮДЕНИЕ за детьми во время вакцинаций:
«…Ребенок, которому делают прививку вместе с классом – в РАЗЫ ЛЕГЧЕ переносит неизбежный стресс. К удивлению, я часто наблюдала, как МНОГИЕ дети, выходя из медицинского кабинета – звонко, громко и счастливо объявляли остальным детям из своего класса, что это, оказывается, совсем не больно. И с ВЫСОТЫ своего преодоленного страха – они трогательно поддерживали своих одноклассников, которые после их ласковых, заботливых слов, дружеских похлопываний по плечу – показательно – отважно заходили к врачу на прививку, возможно на дрожащих ногах. Этот ДЕТСКИЙ ОПЫТ – самостоятельного преодоления внутреннего переживания, когда рядом нет родителей – бесценен. Ведь мы – взрослые – не вечны…»
С уважением, школьная медсестра.
© 2014 «Школа детских прививок» https://vk.com/club66388812

Источник

В новом учебном году в школах каждый день дежурят медработники. Правда, продлится это всего несколько недель. А что потом? Врачи и медсестры вернутся в поликлиники? И по-прежнему будут заглядывать к ученикам по графику на несколько часов? В некоторые детсады и школы – даже не каждый день?

“Российская газета” не раз ставила проблему школьной медицины. Она острейшая. Но просто и быстро ее не решить, уверены опрошенные “РГ” эксперты. Первый вопрос – деньги. По оценкам, на обеспечение школ и детских садов медицинскими работниками нужно примерно 100 миллиардов рублей в год дополнительного финансирования. Второй вопрос – где эти средства взять. Ведь здравоохранение и образование финансируются сегодня из разных источников. Ну и третий вопрос – кадры. Педиатров сегодня примерно в два раза меньше, чем школ и детских садов вместе взятых.

– Число медработников в школах снижается много лет подряд. По данным минпросвещения, в прошлом учебном году их оставалось всего 17 250 человек, в школах работали 26 056 медкабинетов. И это при том, что в стране более 40 тысяч школ и около 17 миллионов школьников, – рассказала “Российской газете” зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке, координатор проекта ОНФ “Равные возможности – детям” Любовь Духанина. – Даже медосмотрами и диспансеризациями бывают охвачены не все ребята. В год объявления Десятилетия детства, как показал опрос ОНФ и Фонда “Национальные ресурсы образования”, только 52 процента из 3,5 тысячи опрошенных родителей сообщили о том, что их ребенок регулярно проходит эти процедуры.

Педагоги постарше, бабушки и дедушки помнят: в советские годы медкабинеты в школах не пустовали. Детям там делали не только прививки, но даже лечили зубы. Сейчас многие из них на замке: устарели, не соответствуют лицензионным требованиям. Но это как раз задача решаемая, уверены эксперты. По планам программы Десятилетия детства в 2021 году должен быть разработан новый стандарт школьных медкабинетов и школьных аптечек. В соответствии с ним будут постепенно переоснащаться абсолютно все российские школы. Главный вопрос: кто в этих кабинетах будет работать?

Как прозвучало на всероссийском совещании уполномоченных по правам ребенка в РФ, в России около 100 тысяч школ и детских садов вместе взятых. В то время как педиатров – в два раза меньше. То есть чтобы направить педиатра в каждую образовательную организацию, придется вообще закрыть все больницы и поликлиники – сценарий совершенно нереальный.

А те врачи, которые все-таки работают в школах, чаще всего находятся в штате медицинских организаций. Нередко они, также как и медсестры, обслуживают несколько образовательных организаций, совмещая это еще и с приемом пациентов в поликлинике.

И при любом ЧП, даже разбитой коленке, педагоги не могут оказывать помощь ребенку – они должны вызывать “скорую”.

Выход?

– Мы понимаем, что медработник в школе, безусловно, должен быть. Поэтому мы пошли по пути создания совершенно новой должности – бакалавр школьной медицины. Уже подготовлен и утвержден профессиональный стандарт – это средний медицинский работник с высшим медицинским образованием, программа обучения которого включает знания по гигиене детей и подростков, по особенностям психологии школьников. Это одно из направлений повышения присутствия медиков в школе, – заявила директор департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Министерства здравоохранения РФ Елена Байбарина на совещании уполномоченных по правам ребенка.

Где таких медсестер с высшим профильным образованием для работы в школе сейчас готовят? Какие вузы? И сколько лет придется ждать, чтобы закрыть ими нехватку медиков во всех школах?

– Профстандарт “Специалист по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним обучающимся в образовательных организациях” был утвержден минюстом и опубликован 28 августа 2020 года. Он рассчитан на медсестер с высшим образованием. Сейчас их уже готовят, например, медицинские вузы Тюмени и Ростова-на-Дону. Но каждая группа – 20 человек или около того. И таких – одна-две на факультете, не больше. То есть выпускаться в год будет несколько десятков человек, а реальная потребность – десятки тысяч! Цифры совершенно несопоставимы, – поделилась с “РГ” главный научный сотрудник лаборатории комплексных проблем гигиены детей и подростков НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ “НМИЦ Здоровья детей” Минздрава России Ирина Рапопорт.

По словам специалиста, врачи и медсестры начали появляться в гимназиях и институтах благородных девиц в России еще в XIX веке. Этой профессии – школьный врач, школьный медработник – больше века. Но ее до сих пор нет в утвержденном едином квалификационном справочнике. Как итог – эта работа практически не оплачивается из фонда ОМС.

– Оплачиваются прививки, профилактические осмотры. А вот таких медицинских услуг, как профилактическая и просветительная работа в школе, как работа с детьми, обратившимися в школьный медицинский кабинет, – их просто нет. И получается, что де-юре медицинский работник в школе ничего не делает. Его труд не ценится, он получает копейки, – говорит Ирина Рапопорт. – Мы проводили исследования: в школе, где учатся 700-800 человек, в медицинский кабинет дети обращаются 25-30 раз в день с болями разного характера, началом простудных заболеваний, аллергическими реакциями, мелкими травмами и др. Все это нужно прописывать, приводить в соответствие все ведомственные документы. Иначе ситуация с мертвой точки не сдвинется.

В России школ и детских садов вместе взятых – около 100 тысяч. В то время как педиатров – в два раза меньше

– Простого решения здесь нет, – замечает директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. – В советской школе каждый день был врач, была медсестра, там же делали прививки. И нередко в школе и в детских садах был свой изолятор. Вернуть эту систему объективно очень сложно. Да и стоит ли это делать? Не уверена.

Читайте также:  Первая прививка у чихуахуа

По словам Абанкиной, в регионах есть хорошие примеры современной организации школьной медицины. Например, на Ямале созданы специальные центры здоровья, где ученики со всего района регулярно проходят профилактические осмотры, получают консультации узких специалистов. В самих же школах дежурят медсестры.

– Не уверена, что для специалиста по школьной медицине обязательно необходимо высшее образование. Ведь медицинский вуз есть не в каждом регионе, – рассуждает Ирина Абанкина. – Возможно, хватит и среднего профобразования. Главное – четко определить должностные обязанности медика, который сопровождает учебный процесс. Включая профилактику заболеваний, мониторинг здоровья школьников, контроль соблюдения санитарно-эпидемиологических норм, контроль питания. Ну и, конечно, оказание первой помощи. При необходимости должна быть возможность направить ребенка на прием к узкому специалисту в поликлинику. Подготовка таких кадров – это абсолютно насущная задача. На них должно быть выделено постоянное и системное финансирование. Какое? Если взять среднюю зарплату в системе образования – это около 40 тысяч рублей, то получается, что в год, по самым грубым подсчетам, на обеспечение школ и детских садов медицинскими работниками нужно примерно 100 миллиардов рублей дополнительного финансирования с учетом налогов и страховых взносов. И это только зарплаты. Действительно много. Но общий бюджет школьного и дошкольного образования в стране – около 2,3 триллиона рублей. Если мы хотим, чтобы здоровьем школьников постоянно занимались профессионалы, нужно расставлять приоритеты. Необходимо задуматься о том, как найти эти средства в бюджетах разных уровней.

Осенью Госдума может рассмотреть законопроект о школьной медицине в новой редакции, подготовленный профильным комитетом.

– Ну не могут учителя вести вопросы охраны здоровья. Им нужен помощник, – рассказал председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов. – Статус медработника в школе необходимо поднять. Сегодня он считается вспомогательным персоналом, а должен как минимум войти в состав педсовета.

– В 2017-м Роспотребнадзор опубликовал данные о том, что здоровыми в России являются только 12% детей. Больше половины школьников младших классов и 60% старшеклассников имеют хронические заболевания. А многолетнее исследование НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ “НМИЦ Здоровья детей” Минздрава России показало, что в процессе обучения с 1-го по 11-й класс с 4,3% до нуля сокращается число школьников первой группы здоровья. Растет число ребят, нуждающихся в особых условиях обучения, питания, специализированном медицинском обслуживании. Растет и учебная нагрузка на детей, – говорит зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. – Решение проблемы с обеспечением школ медицинскими работниками упирается в действующее законодательство. Согласно текущим нормам, школа не обязана включать медработника в штат организации. А предусмотренные федеральным законом об образовании требования по охране здоровья обучающихся не относятся к видам медпомощи. То есть по закону получается, что для соблюдения требований по охране здоровья учащихся медработник не требуется. В прошлом году была предпринята попытка законодательно возложить оказание медицинской помощи школьникам на педагогов. Но позиция Общероссийского народного фронта неизменна – это должен делать врач, который присутствует в школе в течение всего времени, пока там находятся дети. Будем последовательно работать над этой задачей, чтобы обеспечить защиту здоровья учащихся.

Работа медсестры прививки в школе

Инфографика “РГ”/ Леонид Кулешов/ Ксения Колесникова

А что думают родители?

– Детские травмы во время перемен, во время уроков физкультуры – не редкость. И далеко не всегда это просто разбитые коленки. Бывают очень серьезные случаи. И родителям очень важно, чтобы рядом был человек, которые сможет провести первичную диагностику, оценить состояние ребенка, оказать первую помощь, – комментирует директор по развитию Национальной родительской ассоциации Марианна Шевченко. – А еще, конечно, нужно профессиональное сопровождение образовательного процесса. Дети проводят в школе по 6-8 часов. Что они едят? Как они сидят? Какая у них физическая активность? Учителям, будем честны, просто не до этого: они и так загружены. А ведь есть дети-аллергики, дети-диабетики, и другие ребята с особенностями здоровья. Для них должны быть условия. Лично знаю случаи, когда ребенок вынужден был делать себе уколы инсулина в школьном туалете. Просто потому, что других помещений для этого не было. Нужны не только медкабинеты, но и человек, который мог бы помочь ребенку. Я думаю, что в рамках программы 10-летия детства этот вопрос нужно решать в первую очередь. Не отдавать его на откуп регионам или тем более самими школам. А решать на федеральном уровне.

Работа медсестры прививки в школе

Больше половины школьников младших классов имеют хронические заболевания. Фото: Олег Золото / “Комсомольская Правда”

Компетентно

Евгений Ямбург, директор школы № 109, заслуженный учитель России:

– У нас в школе и медицинская и психологическая службы остались. Но это сегодня редкость. Проблема в том, что несколько лет назад произошло разделение по ведомствам, это самый отвратительный “туннельный подход”. Школьная медицина теперь финансируется из бюджета здравоохранения. А образованию осталось только образование.

Знаю случаи, когда ребенок вынужден был делать себе уколы инсулина в школьном туалете. Просто потому, что других помещений для этого не было

Но между педагогикой и медициной не должно быть границ, они связаны нерасторжимо. В школах необходимо возрождать медико-психолого-педагогическую службу. И первая ее задача – диагностика. Чем раньше мы выявим проблему, тем больше времени будет на то, чтобы ее решить. Некоторые нарушения в развитии (не будем сейчас называть диагнозы) компенсируются только до 9 лет, пока у ребенка пластичен мозг. А мы этот период в начальной школе часто упускаем.

Вторая и третья задача – коррекция и профилактика. Здесь психологи, врачи, учителя и логопеды должны работать в симбиозе. Та же близорукость – ее дети начинают приобретать в начальной школе, а уже в выпускных классах она становится невосполнимой. У нас же есть большой опыт профилактики – мы, например, знаем, что правильно организованная игра в пинг-понг может снимать напряжение с глаз. Почему бы под контролем врача не проводить ее на переменах? Или другие активности для укрепления здоровья? Ту же профилактику гиподинамии, другие неинвазивные процедуры…

Сейчас в условиях пандемии все встрепенулись. Вспомнили про школьную медицину. Но хорошо, чтобы это осталось не просто ярким эпизодом. Чтобы это получило свое развитие и проблема наконец-то решилась.

Источник