Роль прививок в здоровье

Роль прививок в здоровье thumbnail

Роль вакцинации в жизни человека

Вакцинация (прививка) является самым приемлемым способом массовой профилактики инфекционных заболеваний. На сегодняшний день именно с помощью вакцинаций возможно уберечь человеческий организм от вредоносных инфекций, которые очень негативно сказываются не только на общем состоянии человека, но также приносят существенный вред его внутренним органам.

Вирусные (корь, краснуха, свинка, полиомиелит, гепатит В и др.), бактериальные (туберкулез, дифтерия, коклюш, столбняк и т.д.) инфекции эффективно предотвращаются благодаря вовремя сделанной прививке.

Можно с уверенностью сказать, что цель вакцинации человека — способствование укреплению иммунитета к разнообразным микробам и вирусам, поэтому инфекция будет уничтожена иммунной системой еще до появления симптомов заболевания.

Примечательно то, что большинство прививок можно делать одновременно. Для этого учеными были разработаны специальные препараты, которые вместили в себя смесь нескольких вакцин. К примеру, от коклюша, дифтерии и столбняка разработана вакцина АКДС. Стоит подчеркнуть, что такого рода вакцины также эффективны, как и одиночные прививки, направленные против одной болезни.

Создание иммунитета происходит по-разному. Некоторые вакцины необходимо вводить единожды, однако существует ряд прививок, которые делаются повторно. В медицине существует термин ревакцинация – это процедура, направленная на поддержание, уже выработанного предыдущими прививками, иммунитета. Как правило, ревакцинация проводится по истечению нескольких лет после ввода первой вакцины.

Виды вакцин

Условно все вакцины можно классифицировать таким образом:

Вакцины живые. Такие прививки предусматривают введение в организм человека ослабленные живые микроорганизмы. Корь, краснуха, туберкулез, свинка – эти заболевания поддаются профилактике живыми вакцинами.

Вакцины инактивированные. Этот вид вакцинации предполагает введение в организм убитый целый микроорганизм (коклюш, бешенство, вирусный гепатит А) либо же компонент клеточной стенки или другую часть возбудителя (коклюш, менингококковая инфекция). Анатоксины. Вакцина, которая содержит инактивированный токсин, вырабатывающийся вредоносной бактерией. К примеру, дифтерия и столбняк поддаются профилактике с помощью данного вида прививок. Вакцины биосинтетические. Такие вакцины создаются лишь методами генной инженерии. Вирусный гепатит В – это заболевание, которое поддается профилактике только с помощью этой вакцины.

Способы введения вакцин

Вакцинация проводится разными способами. Порядок проведения вакцинации зависит от вида и механизма воздействия прививки. Традиционно вакцины вводятся внутримышечно. Однако довольно часто прививки делаются внутрикожно, накожно или подкожно. Определенные вакцины вводятся через рот или нос.

В каждом отдельном случае, порядок проведения вакцинации обуславливается спецификой медикаментозного препарата.

Противопоказания вакцинации

Специалистами был установлен ряд причин, из-за которых прививки делать не рекомендуется. Вот основные из них:

  • наличие аллергической реакции на предыдущее введение данного препарата;
  • аллергия на компоненты вакцины;
  • наличие высокой температуры тела;

гипертония, ревматизм.

Источник

Роль прививок в здоровьеСегодня прививки уже прочно вошли в нашу жизнь, как высокоэффективное средство профилактики опасных инфекционных заболеваний, которое имеет негативные последствия в виде осложнений, или даже летальных исходов. В современной медицинской практике их делают либо с целью формирования невосприимчивости к опасным инфекциям, либо для лечения заразившегося человека на раннем этапе. Соответственно все прививки принято делить на профилактические и лечебные. В основном человек сталкивается с профилактическими прививками, которые ставят в детстве, а затем проводят реиммунизацию в случае необходимости.

Что такое профилактические прививки? Профилактические прививки представляют собой метод иммунизации человека против определенных инфекционных заболеваний, в ходе которого в организм вводятся различные частицы, способные привести к выработке устойчивой невосприимчивости к патологии. Все профилактические прививки предполагают введение вакцины, которая представляет собой иммунобиологический препарат. Вакцина представляет собой ослабленные цельные микробы – возбудители, части оболочек или генетического материала патогенных микроорганизмов, или же их токсины. Данные составляющие вакцины вызывают специфическую иммунную реакцию, в ходе которой вырабатываются антитела, направленные против возбудителя инфекционного заболевания. Впоследствии именно эти антитела и обеспечивают защиту от инфекции. На сегодняшний день все профилактические прививки классифицируются на:

  1. Плановые.
  2. Проводимые по эпидемиологическим показаниям.

Плановые прививки ставят детям и взрослым в определенное время и в конкретном возрасте, вне зависимости от того, выявлен эпидемический очаг инфекции в данном регионе, или нет. А вакцинацию по эпидемиологическим показаниям делают людям, находящимся в регионе, в котором имеется опасность вспышки опасного инфекционного заболевания (например, сибирской язвы, чумы, холеры и т.д.). Среди плановых прививок есть обязательные для всех – они входят в национальный календарь (БЦЖ, ВГВ, АКДС, против полиомиелита), а есть категория вакцин, которые вводят только людям, подверженным риску заражения инфекциями в силу специфики своей работы (например, против тифа, туляремии, бруцеллеза, бешенства, чумы и т.д.). Все плановые прививки тщательно проработаны, установлены сроки их постановки, возраст и время. Имеются разработанные схемы введения вакцинных препаратов, возможности сочетания и последовательность проведения иммунизации, что отражено в положениях и руководствах, а также в календарях прививок.

Профилактическая вакцинация детей. Для детей профилактические прививки необходимы, чтобы обезопасить уязвимых малышей от опасных инфекционных заболеваний, которые могут окончиться смертельным исходом даже при лечении современными качественными препаратами. Весь перечень профилактических прививок для детей разрабатывается и утверждается Министерством Здравоохранения России, а затем для удобства использования оформляется в виде национального календаря. Кроме означенных в национальном календаре, есть еще ряд профилактических вакцин, которые рекомендованы для введения детям. Рекомендацию поставить прививку дает лечащий врач ребенка на основании анализа состояния здоровья.

Читайте также:  Прививки для детсада спб

Значение профилактических прививок. Несмотря на различную структуру возможных компонентов для конкретной вакцины, любая прививка способна сформировать невосприимчивость к инфекции, уменьшить заболеваемость и распространенность патологии, что и является ее главным назначением. Активные компоненты препаратов, в ответ на введение в организм любого человека, вызывают реакцию со стороны его иммунной системы. Эта реакция по всем параметрам подобна той, что развивается при заражении инфекционным заболеванием, но гораздо слабее. Смысл такой слабой реакции иммунной системы в ответ на введение препарата заключается в том, что формируются особые клетки, которые называются клетками памяти, обеспечивающие в дальнейшем невосприимчивость к инфекции. Клетки памяти могут сохраняться в организме человека различный промежуток времени – от нескольких месяцев до многих лет.

Для формирования любой клетки памяти – долго или коротко живущей, требуется определенный промежуток времени – от нескольких часов до целой недели. Когда возбудитель заболевания попадает в организм человека первый раз, то все проявления инфекции обусловлены именно деятельностью этого микроба. В этот период клетки иммунной системы “знакомятся” с патогенным микробом, после чего происходит активация В–лимфоцитов, которые начинают вырабатывать антитела, обладающие способностью убивать микроорганизм-возбудитель. Против каждого микроба необходимы свои, особенные антитела. Выздоровление и облегчение симптомов инфекции начинается только с того момента, когда наработаны антитела и начинается уничтожение патогенного микроорганизма. После уничтожения микроба часть антител уничтожается, а часть становится коротко живущими клетками памяти. В–лимфоциты, которые вырабатывали антитела, уходят в ткани и становятся теми самыми клетками памяти. Впоследствии, при попадании в организм такого же патогенного микроба, сразу мобилизуются имеющиеся против него клетки памяти, нарабатывающие антитела, которые быстро и эффективно уничтожают возбудитель инфекции. Поскольку возбудитель быстро уничтожается – инфекционное заболевание не развивается. Против инфекций, с которыми организм человека способен справиться, не имеет смысла делать прививок. Но если инфекция опасная, смертность заболевших людей очень высока – необходимо проводить вакцинацию. Прививки представляют собой просто носитель антигена микроба – возбудителя, на который и вырабатываются клетки памяти. Вакцинация же обеспечивает формирование данной невосприимчивости без смертельного риска и необходимости переносить тяжелое течение инфекции с крайне тягостными симптомами. Совершенно естественно, что в ответ на прививку процесс формирования клеток памяти в ходе активации иммунной системы сопровождается целым рядом реакций. Наиболее распространены реакции в месте введения препарата, и некоторые общие (например, повышенная температура в течение нескольких суток, слабость, недомогание и т.д.).

Проведение профилактических прививок. Профилактические прививки могут проводиться в государственном лечебно–профилактическом учреждении (поликлинике), либо в специализированных центрах иммунизации населения,  в частных клиниках, имеющих лицензию на осуществление данного вида медицинских манипуляций, в прививочном кабинете детской поликлиники, медицинских кабинетах детских дошкольных учреждений, школ.

Что влечет за собой отсутствие профилактической вакцинации. Отсутствие профилактических прививок влечёт за собой следующие последствия, согласно закону Министерства Здравоохранения Российской Федерации № 157 Ф3 от 17. 09. 1998года, статья 5:

  1. Запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых, в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации, требует конкретных профилактических прививок.
  2. Временный отказ в приёме граждан в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний, или при угрозе возникновения эпидемий.
  3. Отказ в приёме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Как видно из закона, ребенка или взрослого человека могут не допустить к посещению детского учреждения, а работника – до рабочего места, если прививки отсутствуют, а эпидемиологическая ситуация – неблагополучна. Иными словами, когда Роспотребнадзор объявляет об опасности какой-либо эпидемии, или о переходе на карантин, то непривитые дети и взрослые не допускаются в коллективы. В остальные периоды года дети и взрослые могут работать, учиться и посещать детские сады без ограничений.

Национальный Календарь профилактических прививок — это перечень применяемых вакцин.

На сегодняшний день на территории России действует приказ №51н от 31 января 2011 “Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям”. Именно согласно данному приказу и утвержден действующий календарь национальных прививок для детей и взрослых, действующий на территории всей страны. Прививки, внесенные в данный календарь, выполняются всем детям и взрослым в указанные сроки. Если вакцинация не была осуществлена, то сроки переносят с учетом состояния пациента, но схема процедур остается прежней.

Число вакцин, предназначенных для профилактики инфекционных заболеваний, увеличивается. Это дает возможность расширять национальные календари вакцинации и совершенствовать защиту здоровья человека. Комбинированные вакцины являются одним из очевидных и эффективных решений проблемы уменьшения числа инъекций, проводимых ребенку при вакцинации.

Читайте также:  Лимфоузлы в паху увеличились от прививки

Роль прививок в здоровье

Биологическим фундаментом возможности создания комбинированных вакцин является тот факт, что иммунная система в состоянии формировать специфический иммунный ответ сразу на множество антигенов. При этом продукция антител в ответ на все эти антигены происходит так же, как при раздельном их введении. Более того, некоторые вакцины при одновременном введении способны усиливать иммунный ответ. Если говорить о реакциях на введение комбинированных вакцин, то многочисленные исследования показывают, что усиления выраженности общих и местных реакций на введение данных препаратов не отмечалось.

Профилактическая вакцинация в детском саду. Детям профилактическая вакцинация может проводиться в индивидуальном порядке или организованно. Организованно прививки ставят детям, посещающим сады и школы. В этом случае медицинские работники детского учреждения составляют прививочные планы, в которые включают тех детей, которым они требуются. Все сведения о проведённых манипуляциях в детском саду записывают в специальный прививочный лист (форма 063/у) или в медицинскую карту (форма 026/у). Прививки в детском саду проводятся только с согласия родителей или иных законных представителей ребенка. Если вы желаете отказаться от прививок ребенку, следует зарегистрировать свой отказ в письменной форме и передать его медсестре.

Вакцинация – самый эффективный способ защиты от инфекционных заболеваний!

врвч – терапевт Елесина Е.А.

Источник

Цель работы: 

– выяснитьроль прививок в поддержании здоровья населения:

– познакомиться с историей создания прививок

– выявить отрицательные и положительные стороны прививок

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила Дуплякина Анастасия Ученица 9 «А» класса Роль прививок в поддержании здоровья населения

Слайд 2

Цель работы. Выяснить роль прививок в поддержании здоровья человека. Узнать историю создания прививки. Выявить положительные и отрицательные стороны прививок.

Слайд 3

История создания. Э. Дженнер (1749-1823) вначале изучил предохранительные свойства коровьей оспы. В 1770 поступил учеником к врачу и анатому Дж. Хантеру. Классифицировал геологические и зоологические образцы, привезенные капитаном Дж. Куком из к ругосветного путешествия. В 1796 Дженнер привил коровью оспу восьмилетнему мальчику Джеймсу Фипсу, взяв для этого жидкость из пустулы на руке доярки, болевшей коровьей оспой. После прививки мальчик переболел коровьей оспой, а спустя шесть недель был инфицирован материалом, взятым от больного натуральной оспой. Через несколько месяцев была сделана вторая прививка натуральной оспой, спустя пять лет – третья. Натуральная оспа так и не развилась. Свои результаты ученые изложили в статье.

Слайд 4

Примечание Вакцинация против кори, эпидемического паротита и краснухи проводятся моновакцинами или тривакцинами (корь, краснуха и эпидемический паротит) при условии осуществления производства отечественных препаратов или закупок зарубежных вакцин, зарегистрированных в установленном порядке. Ревакцинация проводится детям, неинфицированным туберкулезом. Ревакцинация проводится детям неинфицированным туберкулезом и не получившим прививку в 7 лет. Далее каждые 10 лет. Прививка от гепатита входит в российский календарь только «теоретически». Практически ее делают очень редко (в случае повышенного риска заражения гепатитом). Данная схема применяется в случае рождения ребенка от матери-носителя гепатита В. Данная схема применяется для всех остальных.

Слайд 5

Плюсы прививок применение вакцин зачастую является единственной возможностью защититься от таких серьезных заболеваний, как столбняк или полиомиелит; даже если привитый ребенок заболеет, к примеру, краснухой, болезнь у него будет протекать в более легкой форме; современные вакцины являются менее токсичными, чем препараты предыдущих поколений. Антибиотики, которыми пришлось бы лечить, например, коклюш, имеют намного больше побочных эффектов; массовый отказ от прививок может спровоцировать возникновение эпидемий тех болезней, о которых все уже давно забыли; риск осложнений от прививок – в разы меньше, чем от тех заболеваний, от которых они защищают.

Слайд 6

Минусы прививок вакцинация в некоторой степени снижает естественный иммунитет человека; препарат не дает стопроцентной гарантии того, что человек никогда не заболеет в будущем. В противном случае такое заболевание, как туберкулез, было бы давно побеждено; в течение всего периода грудного вскармливания ребенок защищен от подавляющего числа болезней благодаря иммунитету матери, который передается ему с молоком; любая вакцина содержит консерванты, которые могут отрицательно воздействовать на организм.

Слайд 7

Вакцинация – это самая эффективное и экономически выгодное средство защиты против инфекционных болезней, известное современной медицине. Основным способом вакцинации является введение в организм антигенов-веществ, нейтрализующих возбудителей заболевания.

Слайд 8

Я считаю, что прививки – это хорошо, не смотря на то, что есть много минусов. Организму нужна помощь в борьбе со всякими заболеваниями. Без прививок было бы гораздо больше смертей от самых обычных болезней. Прививка является неким толчком для организма в борьбе с заболеваниями.

Слайд 9

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Читайте также:  Прививка ростка тыквы с ростком огурца

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль прививок в поддержании здоровья человека Клименков Данил 9”Б”класс

Слайд 2

Принцип прививки Принцип прививки прост: в тело вводят ослабленные бактерии или вирус, белки организма вырабатывают антитела к данному вирусу, которые способны блокировать белки вируса. В случае заболевания выработанные антитела активируются и борятся с заболеванием в кратчайшие сроки. По сути мы все же заболеваем, но лиши на час-два, то время, которое требуется для активации антител и блокировки вируса. Иммунитет-это способность организма не воспринимать токсины вирусов и бактерий.

Слайд 3

Из истории возникновения вакцинации Действенность вакцинации была впервые обнаружена народной медициной. С древних времён в Индии и Китае практиковалась инокуляция — прививание жидкостью из пузырьков больных лёгкой формой оспы. Недостатком инокуляции являлось то, что, несмотря на меньшую патогенность вируса он всё же иногда вызывал смертельные случаи. Кроме того, случалось, что по ошибке инокулировался высоко патогенный вирус. Английский аптекарь и хирург Дженнер решил проверить эту примету про доярок в англии своими наблюдениями, и она подтвердилась. Установив это, 14 мая 1796 года Дженнер привил коровью оспу 8-летнему Джеймсу Фипсу, а через полтора месяца — человеческую оспу — и мальчик не заболел (то есть сделал мальчику инокуляцию, сам Дженнер перенёс ту же процедуру в 8-летнем возрасте и, обладая иммунитетом от оспы, на себе проверить не мог). Так была экспериментально доказана возможность относительно безопасных профилактических прививок.

Слайд 4

Роль прививок Основная Роль прививок в нашей жизни-снизить шанс заболевания той или иной инфекцией путем выработки антител . Все инфекции, профилактические прививки против которых включены в Национальный календарь, несут прямую угрозу жизни и здоровью. Как только прекращается вакцинация или снижается ее объем, происходит активизация длительно не регистрировавшихся или регистрировавшихся на низком уровне инфекций. Причины, которые привели к отмене или ограничению вакцинации были различны, но результат один – подъем заболеваемости, перерастающий в ряде случаев в эпидемии.

Слайд 5

Административные последствия отказа от вакцинации При карантине и эпидемии (или угрозе эпидемии) Вам могут временно отказать в приеме в учебное или оздоровительное учреждение (пока не пройдет риск заражения); вам могут запретить въезд в страны, пребывание в которых, в соответствии с международными медико-санитарными правилами, либо международными договорами Российской Федерации, требует конкретных профилактических прививок; вам могут отказать в приеме на работу, детское дошкольное учреждение или отстранить от работы, выполнение которой связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Слайд 6

Вакцинация в моем классе Спросив у классного руководителя информацию,я сделал вывод,что с каждым годом в нашем классе количество людей,согласных на вакцинацию уменьшается и последняя вакцинация была сделана в соотношении 30%/70% против/за.

Слайд 7

Мнение За: У каждого человека есть право на защиту от болезней, которые можно предупредить. Прививка включает все механизмы защиты, предохраняющие организм от болезнетворного действия микробов и вирусов, организм становится невосприимчивым к болезни, против которой привит. Широкий охват прививками обусловил снижение инфекционной заболеваемости, Однако достигнутые успехи не должны стать причиной отказа от иммунизации. Как только снижается уровень популяционного иммунитета, неминуем «возврат» инфекции. В мире накопилось много примеров, что даже малейшее ослабление внимания к вакцинации немедленно напоминает о ее важности новыми эпидемиями. Имеется четкая обратная зависимость между уровнем охвата прививками и заболеваемостью. Чем больше привитых – тем меньше заболевших.В настоящее время появилось много информации о вреде иммунизации, о наличии большого количества осложнений после прививок, об опасности вакцин.Наука о вакцинах не стоит на месте. Сегодня очистка вакцин от ненужных компонентов достигла высокого уровня, вследствие чего значительно снизилось число побочных реакций.

Слайд 8

Мнение против: Решение сделать профилактическую прививку,на первый взгляд,столь очевидное,на деле может оказаться роковым. То токсическое и аллергическое воздействие,которое оказывают многие вакцины на организм современного человека (а особенно ребенка),живущего в неблагоприятной экологической обстановке, может перевесить пользу от сформировавшегося под ее действием специфического иммунитета ( если он вообще будет сформирован в ослабленной имунной системе!).Действительно, положительный эффект,произведенный первыми прививками был очевиден.Но времена меняются,к сожалению, не в лучшую стороную. Современники Дженнера и Пастера – люди,живущие в экологически благоприятных условиях, и имеющие крепкую имунную систему, давали на вакцинацию совсем не ту реакцию,которую дает наш современник. Конечно,неоспоримым является тот факт,что благодаря прививкам человечество избавилось от таких страшных заболеваний,как черная оспа и чума.

Слайд 9

Заключение Мнения разделились.Но большинство опрошенных склоняются к тому,что делать прививки все-таки нужно. Сейчас,особенно в большом городе или огромном мегаполисе,засилье различных инфекций. Это связано с большим количеством приезжих, которые привозят их к нам из различных “экзотических” стран. Раньше не было и половины того,что есть сейчас. Самое главное (во избежании осложнений после прививки) нужно,чтобы человек был здоров в течение двух недель и все домашние тоже были здоровы.

Источник