Медсестра детского сада должна делать прививки

Медсестра детского сада должна делать прививки thumbnail

Если ваш ребенок посещает школу или детский сад, вы наверняка, хотя бы раз сталкивались с ситуацией, когда ребенку требовалась медицинская помощь. Рассказываем о том, какие действия имеет право предпринять медсестра в данном случае и что зависит только от вас.

Большинство родителей знают, что в последние годы действия медицинских работников при необходимости оказания помощи ребенку в школьных и дошкольных учреждениях строго контролируются. Об этом родителей предупреждают еще на первом собрании в начале учебного года. Получается, что если ребенок получает ушиб, травму, у него пошла кровь из носа и т.д., медицинская сестра по сути сделать ничего может.

Так ли это на самом деле, «Летидору» рассказал Александр Гулько, юрист, генеральный директор компании «Судебное бюро Гулько».

Что входит в обязанности медсестры

Если вернуться на несколько десятилетий назад, то многие из вас припомнят, что в каждой школе и детском саду был «свой» медицинский работник, который регулярно осматривал детей в начале года на предмет выявления педикулюза (вшей), делал прививки без спроса родителей, а стоматолог даже лечил зубы прямо во время уроков.

Сегодня стоматологические кабинеты в школах закрыли, а обязанности и возможности медработников были сильно сокращены.

Теперь даже оказание первой медицинской помощи может стать предметом судебного разбирательства.

Итак, что же все-таки дозволено делать медсестрам?

В современной России школьная медицинская сестра помимо контроля за соблюдением санитарно-гигиенического состояния учебных помещений и еды в пищеблоке, должна оказывать первую медицинскую помощь при заболеваниях и травмах до прибытия бригады скорой помощи. Кроме того, она направляет и сопровождает (если требуется) ученика в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение.

Первая медицинская помощь регламентируется Приказом Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 N 477н и дает возможность медработнику лишь наблюдать за состоянием пострадавшего ребенка до прибытия врачей. То есть сначала он должен вызвать бригаду неотложки или скорой (это зависит от состояния ребенка) и по возможности оповестить родителей.

Медсестра может сделать искусственное дыхание, восстановить и поддержать проходимость дыхательных путей, например, положить ребенка набок, если случился приступ эпилепсии, наложить жгут или повязку, чтобы остановить кровотечение и постараться промыть желудок при отравлении.

Уметь выполнять эти элементарные действия обязан каждый медицинский работник.

Но никакой медикаментозной помощи в школьных и дошкольных учреждениях детям не смогут оказать, просто потому что в аптечках никаких лекарственных препаратов нет.

Родители должны понимать, что школьные аптечки в Москве, например, формируются в соответствие с Письмом ДЗ г. Москвы «О рекомендуемом стандарте оснащения школьных аптечек» 01-34-4995/11 от 05.09.2011 г.

В ней можно найти лишь средство для дезинфекции ран, различные пластыри, стерильные бинты, гидроактивные ожоговые пластыри, пинцет, ножницы, одноразовые перчатки и маски, а также карандаш и блокнот для записей и номера телефонов аварийных и спасательных служб района и города.

Так, если у ребенка боль в животе (колики, например, или боль у девочек во время месячных) или головная боль, то в школе ему не смогут дать ни но-шпу, ни парацетамол. Их там просто нет.

Ученику придется терпеть до дома, ждать приезда родителей или ехать по «скорой» в больницу.

При этом отказаться от госпитализации ребенка может только родитель или его законный представитель. Но пока до родителя дозвонятся, пока он приедет в школу, ребенка уже скорее всего увезут в ближайший стационар.

Если ребенок получил травму на школьном дворе или во время прогулки в детском саду, медицинская сестра учебного учреждения имеет право оказать первую медицинскую помощь до прибытия скорой помощи. Не более того. А если травма произошла за воротами школы или детского сада, даже если это место находится в нескольких шагах от дошкольного или школьного учреждения, то оказание первой помощи не входит в обязанности медсестры. В такой ситуации можно рассчитывать только на бригаду скорой.

В школах и детских садах прививки проводятся бесплатно в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и с календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

О любых плановых прививках в учебных учреждениях родители или опекуны должны быть заранее уведомлены через руководителей организаций.

Обычно это происходит так: медсестра приносит пачку документов «на согласие родителей» классному руководителю и тот раздает их детям. Дома родители подчеркивают согласен/не согласен и ставят дату и подпись.

Вообще прививки должны проводиться в специально подготовленных прививочных кабинетах. Но в школе чаще всего они отсутствуют, поэтому для проведения вакцинации разрешается использовать кабинет школьной медсестры в строго определенное время. В этот период там не должны проводиться другие медицинские процедуры, то есть там не должно быть детей, которые пожаловались на головную боль или у которых поднялась температура, и они ожидают приезда неотложки или родителей.

В идеале осуществляет прививочные манипуляции в школах и детских садах специальная выездная бригада лечебно-профилактического учреждения, которое должно иметь лицензию на соответствующий вид деятельности. В состав бригады входит врач (в сельской местности фельдшер) и медсестра.

Прививки должны осуществляться медицинским персоналом, прошедшим подготовку в области вакцинопрофилактики.

На деле все прививки, а также «пуговки» (реакцию Манту) и диаскинтест делает школьная медсестра.

В любом случае врач или медсестра должны осмотреть ребенка, расспросить о его самочувствии, выяснить, не общался ли он недавно с инфекционными больными, измерить температуру, а затем оформить допуск к вакцинации или дать медицинский отвод.

Сразу после прививки медсестра должна наблюдать за ребенком не менее 30 минут.

Самое главное, что прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия одного из родителей либо иного законного представителя несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет, законного представителя лица, признанного недееспособным.

Читайте также:  Если щенка продают без прививок

Очень важно знать, что отсутствие в карте ребенка отказа, который обычно просят подписать родителей-отказников, не дает права медицинскому персоналу самовольно его прививать. То есть пока медсестра не получит на руки документ, в котором родитель соглашается или не соглашается на прививку, делать ее она не имеет права.

Что происходит сегодня: несколько школ и садов объединили в одно учреждение, то есть, например, пять школ и три сада – это одно юридическое лицо, и для такой организации полагается один медработник. Он в течение дня переходит от школы к школе, от садика к садику и еще обязан по делам приходить в поликлинику, которая обслуживает эти школы и сады.

Неудивительно, что в нужный момент медсестры может не оказаться на месте.

Пока эта проблема не решится на государственном уровне, родителям необходимо самим быть более бдительными и по возможности научить своих детей ориентироваться в разных обстоятельствах.

Поговорите с администрацией школы о возможности иметь миниаптечку в кабинете классного руководителя, у охранника или в учительской. В такую аптечку может входить самый минимум препаратов: перекись водорода, чтобы остановить кровь, хлоргексидин для обработки раны, пластырь и стерильный бинт.

Если у ребенка есть проблемы со здоровьем (были эпилептические приступы, астма, ребенок страдает энурезом и т.д.) при приеме в дошкольное и особенно школьное учреждение обязательно сообщайте о них классному руководителю и медицинскому сотруднику.

Они должны быть предупреждены, чтобы дать необходимую информацию, если приедет бригада скорой помощи.

Если ребенок долгое время находится в саду или школе и ему по показаниям врача необходимо принимать лекарственные препараты в момент нахождения в этом учреждении, то воспитатель, классный руководитель и медсестра должны об этом знать.

Если вашему ребенку предстоит плановая вакцинация в здании сада или школы, то, прежде всего, вы должны получить на руки документ, в котором вы укажете свое согласие или несогласие на прививку. Вы не обязаны при этом указывать причину отказа. Ребенок также не обязан объяснять это медсестре. Внимательно читайте на бланке, какую именно вакцину предлагают ввести ребенку и какого числа будет проведена вакцинация.

Если прививка планируется через несколько дней, то накануне обязательно удостоверьтесь, что ребенок здоров.

Если есть возможность, то постарайтесь лично присутствовать во время введения вакцины. После ее введения оставайтесь с ребенком около медицинского кабинета в течение 15-30 минут. Это важно, чтобы вовремя заметить реакцию на вакцину.

Если вы не можете присутствовать в момент введения вакцины, то объясните ребенку (это обычно возможно у детей школьного возраста и «не работает» с дошкольниками), как должна вести себя медсестра. Важно, чтобы она как минимум спросила о самочувствии и измерила температуру. Если медсестра сразу после введения вакцины скажет, что он может идти в класс, нужно ответить, что мама/папа/бабушка сказали, что нужно подождать некоторое время, чтобы посмотреть на реакцию организма.

Медсестры в этом случае никогда не отказывают, поскольку это их прямая обязанность.

Всегда предупреждайте детей об опасностях, которые могут произойти при большом скоплении людей на детских площадках и о правилах поведения в общественных местах.

При покупке «сменки», спортивной обуви для физкультуры и зимней обуви, учитывайте, что она не должна быть скользкой. В противном случае травм не избежать.

Если дочь в подростковом возрасте испытывает боли во время месячных, заранее лично напишите записку учителю физкультуры с просьбой освободить ее от занятий или по меньшей мере снизить нагрузку в эти дни. Медсестра в этой ситуации могла бы помочь и снять с урока, но не всегда ее можно застать на месте.

Столкнулся с проблемой медицинского персонала в госучреждениях Москвы. Сыну в саду разбили лицо, было подозрение на смещение перегородки, шрамы остались спустя 2 года. Педагоги бездействовали, а медсестры в детском саду не оказалось. Мы своим ходом по пробкам в крови ехали в Морозовскую и там еще 1,5 часа сидели в общей очереди.

Анастасия Саратова, г. Калуга

У меня сын часто жаловался на головную боль, обычно во время учебного процесса. Раньше он ходил к медсестре, и она всегда давала ему обезболивающее (но-шпу). Но с прошлого года, когда отменили любые лекарственные препараты в школьных учреждениях, а он опять пришел с жалобой в медкабинет, медсестра позвонила мне и спросила разрешения дать сыну таблетку из своей личной аптечки. Я разрешила.

Моей дочери нужна ревакцинация, а вот какая, не помню (вовремя не сделали по причине болезни), и вот уже три дня не могу застать медсестру на месте, чтобы выяснить, какая прививка нужна, и попросить у нее допуск. Медсестра все время «в полях» – то в местной поликлинике, то ушла в другое здание.

Алексей Корнейчук, г. Тверь

У нас регулярно на уроках физкультуры травмируются дети – как правило, мальчики: то вывих, то растяжение. Всегда после этого они уходят к медсестре, и она вызывает скорую, еще ни разу это не было оправдано, достаточно было просто отпустить ребенка с занятий, позвонить родителям, чтобы забрали, а так только зря «скорую» оторвали от действительно важных дел.

Кстати, один раз учитель физкультуры однокласснику сына побрызгал при растяжении каким-то спреем. Но потом все равно отправил в медкабинет.

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!

Читайте также:  Видео я боюсь делать прививку

Источник

Елена приехала в Минск на сессию. В будущем она — рекламный менеджер. В настоящем — медсестра в одном из детских садов Могилева. Обычный человек с зарплатой «до 500», но рублей. Впервые участник рубрики «Правда о работе» не прячется под маской анонимности.

— Я потом спрошу о зарплате, хотя на 100% уверен, что она поразит только с плохой стороны. Что вы забыли в детском саду?

— Сколько себя помню, хотела всех лечить. Родители не давили, поэтому пошла в Могилевский государственный медицинский колледж и получила диплом по специальности медсестры детского дошкольного учреждения. На первых курсах хотела отправиться в хирургию, а потом — бросить в принципе.

— Что случилось?

— Разочаровалась, когда началась практика. Увидела изнутри, как это работает, почувствовала отношение к медперсоналу со стороны пациентов — как к обслуге. А потом дотерпела и отправилась по распределению в садик. Теперь территориально я подчиняюсь детской поликлинике — там мое начальство. Но отвечаю только за детей из садика.

7 часов и 42 минуты на работу

— Рабочая неделя — пятидневная, с 8:00 до 16:12.

— Еще раз?

— Да, 7 часов 42 минуты. Школьные медсестры работают до 15:06. Я не знаю, откуда такая точность. Если на полторы ставки (как я работаю сейчас), то с 7:00 до 19:00.

Я прихожу на работу, переодеваюсь и начинаю обход. У нас 11 групп, 170 детей. Каждый день ходят не все, человек 120. В первую очередь надо обойти ясельные группы, спросить у воспитателей, какие есть проблемы. В их обязанности входит спрашивать у родителей о состоянии малышей. Если есть больные дети, я забираю их в изолятор. Это обычная комната с кроватью и маленькими стульчиками, где ребенок находится до вечера.

— Зачем же родители привели его?

— Это острый вопрос. В основном бывает просто «некуда деть, пусть идет». Или с сыпью приводят: пусть медсестра посмотрит. Но, согласно приказу Минздрава, мы не можем принять больного ребенка. Получается, что или воспитатели схалтурили, или родители утаили. Звонишь им, говоришь: мы не можем допустить вашего ребенка без справки от врача. Они обычно ругаются: куда его деть, что делать и так далее.

— Какие родители адекватнее — молодые или постарше?

— Разные. Замечала, что поздние мамы страдают гиперопекой. Такие чаще конфликтуют с воспитателем и медработником.

«Дети должны болеть»

— Я работаю два с половиной года. За это время никаких необычных эпидемий не было. Весна — время ветряной оспы. Ну и ОРВИ. Дети должны болеть. Чем младше ребенок, тем больше. Раз 10—12 в году в ясельном возрасте — это норма. Ребенок приходит из дома, где своя внешняя среда и свои микробы. Иммунитет начинает работать. Чтобы хорошо работал, нужен вирус.

— Может, тогда не ходить в сад?

— Иммунитет не будет работать так, как необходимо. Чем старше становится ребенок, тем реже он будет болеть.

Вообще, в саду есть четыре группы здоровья. В первой — абсолютно здоровые дети. Во второй могут быть логопедические нарушения (не выговаривает «р»), или плоскостопие, или плохое зрение, например. В третьей — серьезные нарушения типа врожденного порока сердца. Четвертая группа — дети с инвалидностью. У нас, например, есть две группы детей с ДЦП. Большинство детей — во второй группе.

«Прививки — вещь хорошая, но от гриппа — не верю»

— Была у нас история, когда люди нашли в своих карточках прививки, которые им не кололи. Это что такое, как вам кажется?

— Это халатность. Никто не перепутал карточки. Все прививки вроде как находятся в компьютере в поликлинике — то есть это проще, чем кажется. Уже даже создана общая республиканская база, она сейчас заполняется, но пока не работает. Скоро вы сможете пробить свои данные в интернете.

— Так а в чем халатность?

— Просто людей раз в десять лет должны были вызвать и предложить прививку от дифтерии и столбняка. Это работа участкового. Кому-то было лень звонить. А написать решили, чтобы закрыть отчетность и сделать план.

— Почему никто не признается в наличии планов? И много ли их?

— Я не знаю. Это какое-то наше наследие — скрывать очевидные вещи. А планов выше крыши. Начиная от тех, которые действуют на поликлинику, и заканчивая моими, детсадовскими: планы по профилактике ОРВИ и гриппа, педикулеза и чесотки, основной на год, по профилактике ВИЧ. Еще проведение информационной работы, опросы.

В поликлиниках существуют и планы по прививкам. Ежегодно дается определенный процент пациентов, которых мы должны привить. Эти цифры все известны: должны быть привиты 70% детей и взрослых. Медработники — 100%. Есть понятие «коллективный иммунитет» — тогда привитое большинство меньше рискует здоровьем непривитых соседей.

Я сама прививаюсь от гриппа начиная с колледжа. Нахожусь в контакте с детьми. Но если бы не работала в садике, то и не делала бы прививку, как не делает ее мой муж. Грипп слишком быстро мутирует, чтобы говорить об эффективности. Это не вредно, но и спасение никто не гарантирует.

— У вас по плану как сложилось?

— У нас привитость от гриппа 58% — меньше плана, но это нормально. Мне надо уговорить родителей, получить их согласие. Только уговорами. Воспитатели, например, могут говорить, что не допустят в коллектив. Такой легкий-легкий шантаж. Никакой юридической силы это, конечно, не имеет.

Читайте также:  Акдс прививка реакция у ребенка фото

— Ну и что в итоге, грипп был?

— Ни одного зарегистрированного случая заболеваемости. Дети болели, но гриппом или нет, не могу сказать, диагнозы ставят педиатры (в кулуарных разговорах педиатры подтверждают установку «сверху» не ставить грипп, и только к середине марта, когда дети массово стали болеть, грипп вроде как разрешили называть. — Прим. Onliner.by).

— А остальные прививки? В курсе, что в Минске пропал «Пентаксим» (дифтерия, столбняк и коклюш)?

— Уточнила, кстати, в Могилеве есть. Вообще, я за все плановые прививки. Их результаты и эффективность проверены годами.

Я сверяла наш календарь прививок и в США. У них список даже обширнее: прививают также от ветряной оспы, стафилококка, а девочек — еще и от рака шейки матки.

Отличное место для предпенсионного возраста

— Родители приносят подарки?

— Иногда, когда группы выпускаются. Но я не беру, это моя работа. Цветы — да. Люблю поделки, открытки.

— Вам же специально зарплату маленькую платят, чтобы вы брали.

— Нет, это не та должность. Да и «подмасливать» меня не за что.

— Сколько дают за вашу работу?

— Если работать на ставку, то 300—320 рублей. Или 500 рублей на полторы. Моя последняя зарплата — 480 рублей. Это полторы ставки. Попросили, потому что не хватает медсестер. Очень большая текучка. Никто не хочет, распределившись в 19 лет, копаться в бумажках. Все хотят лечить. А работа в садике — это когда пару лет до пенсии осталось.

Мне пока удобно. Как только я получу новую специальность, уйду. Муж зарабатывает больше, мы не снимаем квартиру, поэтому хватает. Но сейчас вот сессия. В Минске моя зарплата уходит примерно за две недели.

— Премии?

— Они сюда входят. Не было такого, чтобы я не получила премию. Для этого надо конкретно накосячить: например, не подготовить отчет по прививкам. Вообще, основная работа — это бумаги. У нас о-о-очень много журналов: амбулаторного приема, инфекционный, облучения помещений, учета температуры холодильника, антропометрии детей, осмотра на чесотку и педикулез и много других.

— А что из этого лишнее?

— Например, ежедневный осмотр на чесотку и педикулез. Надо сократить частоту до раза в неделю: вши не могут завестись на следующий день.

— А вши — это что, проблема?

— При мне еще не было. Даже если случится, избавиться от них не проблема. Главное, чтобы одногруппники не узнали: дети жестоки, будут дразнить.

— Когда был случай жестокости?

— Да каждый день что-то происходит. Есть мальчик, который ходит на бокс, а в детском садике показывает приемы на других. Его папа считает, что это нормально. Другие родители недовольны, но ситуация никак не решается. Исключить ребенка нельзя.

— Как поступать родителям, чьих детей бьют?

— А неизвестно. Всегда заканчивается руганью и обидами. Кто-то переводится в другие группы.

Все ошибаются. Медики тоже

— Белорусское медобразование крутое?

— Очень много лишнего и устаревшего. Техники выполнения манипуляций: ты должен делать так и никак иначе. А на практике совсем не так уже, потому что надо сэкономить время.

— Медицинские ошибки у вас были?

— Разве что в заполнении документов — ничего серьезного. Но я читаю эти новости — человеческий фактор (я не говорю о том, что стало результатом халатности). Врачи ошибаются, это нормально, нельзя быть идеальными. Есть стечение обстоятельств. Но у нас, конечно, не разбираются.

— Что бы вы изменили, став министром здравоохранения?

— Больше всего работе мешает бюрократия. Согласно одному приказу, ты можешь это делать, а потом выходит другой — уже нельзя.

Недавно изучила, как работает садик в Германии. Есть помещение со двором. Там нет постоянного медработника и столовой. Есть кухня, где греют еду, принесенную из дома. Нет обязательного обеденного сна. Хочешь — спи, не хочешь — иди гуляй, не мешай спать другим. Никаких прописанных норм по расстоянию между кроватями. Раз в месяц или неделю приходят медработник, чтобы проверить на вшей, например, или показать, как правильно чистить зубы.

— Где правильнее?

— Там. У нас система охраняет себя. Вообще, ничего не изменилось ни внутри, ни снаружи.

Недавно сняли обязанность следить за сроком годности продуктов в холодильнике. Но оставили контроль за витаминизацией — слежу, чтобы в компот добавляли витамин C. Раз в неделю в составе комиссии контролирую нормы блюд. Не чтобы не воровали, а чтобы ребенок получил то, что ему полезно. Но, по сути, чтобы и не воровали тоже.

— Условный Владик побежал и разбил лоб. За это надо наказать? Это ЧП?

— У заведующей есть журнал, где регистрируются травмы. В первую очередь нужно оказать неотложную помощь, потом сообщить родителям. Если нужно сшить — в травмопункт. А там уже два варианта: родители могут сказать, что ребенок поранился дома или в детском саду. Во втором случае будут большие разборки.

— Почему все делают вид, что это нечто неординарное? Это же дети, они бегают.

— Но сами родители не понимают. Надо найти виновного. А если в группе слишком много детей на одну воспитательницу? Двадцать пятилетних — попробуй уследи.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

В меру новостей, в меру мемов и много веселья в нашем сообществе в VK

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Источник