Новое постановление о прививке манту

Новое постановление о прививке манту thumbnail

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ “О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 26, ст. 2581; 2004, N 35, ст. 3607; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 30, ст. 4570; 2013, N 48, ст. 6165) и подпунктом 5.2.102 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526; 2013, N 16, ст. 1970; N 20, ст. 2477; N 22, ст. 2812; N 33, ст. 4386; N 45, ст. 5822; 2014, N 12, ст. 1296; N 26, ст. 3577; N 30, ст. 4307; N 37, ст. 4969; 2015, N 2, ст. 491; N 12, ст. 1763; N 23, ст. 3333; 2016, N 2, ст. 325; N 9, ст. 1268; N 27, ст. 4497; N 28, ст. 4741; N 34, ст. 5255; N 49, ст. 6922; 2017, N 7, ст. 1066), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза.

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившими силу Порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2001 г. N 892 “О реализации Федерального закона “О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 53, ст. 5185; 2006, N 3, ст. 297).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 мая 2017 г.

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 21 марта 2017 г. N 124н

Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза

1. Настоящие порядок и сроки устанавливают правила проведения профилактических осмотров граждан (взрослых и детей) в целях выявления туберкулеза в медицинских организациях и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, независимо от организационно-правовой формы (далее соответственно – порядок и сроки, профилактические осмотры, медицинские организации).

2. Профилактические осмотры граждан проводятся в медицинских организациях по месту жительства, работы, службы, учебы, по месту отбывания наказания в виде лишения свободы, в местах содержания под стражей.

3. Профилактические осмотры детей проводятся в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по “общей врачебной практике (семейной медицине)” или “фтизиатрии”, или “педиатрии”, “медицинским осмотрам профилактическим”, а также “рентгенологии”, “клинической лабораторной диагностике” (при проведении соответствующих исследований).

4. Профилактические осмотры взрослых проводятся в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по “общей врачебной практике (семейной медицине)” или “фтизиатрии”, или “терапии”, “медицинским осмотрам профилактическим”, а также “рентгенологии”, “клинической лабораторной диагностике” (при проведении соответствующих исследований).

5. В случае отсутствия у медицинской организации лицензий на медицинскую деятельность в части выполнения работ (услуг) по “рентгенологии” или “клинической лабораторной диагностике” указанная медицинская организация организует проведение профилактического осмотра с проведением соответствующих исследований в иной медицинской организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности в части выполнения требуемых работ (услуг), в соответствии с договорами, заключаемыми между этими медицинскими организациями.

6. Профилактические осмотры проводятся в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

7. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача обследуемым или его законным представителем информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство с соблюдением требований, установленных статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”*(1).

8. Профилактические осмотры представляют собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, свидетельствующих о наличии туберкулеза, с применением следующих методов обследования в зависимости от возраста:

а) дети в возрасте от 1 до 7 лет (включительно) – иммунодиагностика с применением аллергена бактерий с 2 туберкулиновыми единицами очищенного туберкулина в стандартном разведении;

б) дети в возрасте от 8 до 14 лет (включительно) – иммунодиагностика с применением аллергена туберкулезного рекомбинантного в стандартном разведении;

в) дети в возрасте от 15 до 17 лет (включительно) – иммунодиагностика с применением аллергена туберкулезного рекомбинантного в стандартном разведении или рентгенологическое флюорографическое исследование органов грудной клетки (легких);

г) взрослые – флюорография легких или рентгенография органов грудной клетки (легких);

д) нетранспортабельные и маломобильные граждане – исследование мокроты на кислотоустойчивые микобактерии методом микроскопии.

9. Сроки проведения профилактических осмотров в отношении отдельных групп граждан определены приложением к настоящим порядку и срокам.

10. При проведении профилактических осмотров учитываются результаты внесенных в медицинскую документацию исследований, проведенных гражданам, предшествующих проведению указанных профилактических осмотров, давность которых не превышает 6 месяцев с даты проведения исследования.

11. В целях организации проведения профилактических осмотров в медицинской организации назначается уполномоченное должностное лицо (далее – уполномоченное лицо).

12. Уполномоченное лицо контролирует составление врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми, врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), фельдшерами*(2) (далее – медицинский работник, ответственный за проведение профилактического осмотра) медицинской организации, в которой гражданин получает первичную медико-санитарную помощь, поименных списков граждан, подлежащих профилактическому осмотру в очередном календарном году, из числа находящихся у них на медицинском обслуживании.

Читайте также:  Прививка бцж новорожденным комаровский

При составлении поименного списка медицинский работник, ответственный за проведение профилактического осмотра, в отношении каждого гражданина указывает: возраст, метод обследования, планируемые дату и место проведения профилактического осмотра.

13. Уполномоченное лицо на основании поименных списков составляет календарный план проведения профилактических осмотров граждан с указанием дат и мест их проведения, количества необходимых исследований, числа граждан по каждой возрастной группе (далее – календарный план).

14. Календарный план подписывается руководителем медицинской организации или уполномоченным лицом не позднее чем за месяц до начала календарного года и доводится до сведения медицинских работников, участвующих в проведении профилактических осмотров, в том числе ответственных за проведение профилактических осмотров.

15. В случае изменения численности граждан, подлежащих профилактическим осмотрам, медицинский работник, ответственный за проведение профилактического осмотра, представляет до 20 числа текущего месяца уточненный поименный список граждан уполномоченному лицу.

16. Уполномоченное лицо организует проведение мероприятий по информированию граждан по вопросам профилактики туберкулеза (в том числе в трудовых и учебных коллективах).

17. Медицинский работник, ответственный за проведение профилактического осмотра:

а) осуществляет информирование граждан, находящихся на медицинском обслуживании в медицинской организации, о необходимости прохождения профилактического осмотра (в том числе о дате, времени и месте его проведения), о его целях и задачах;

б) проводит разъяснительную работу и мотивирование граждан к прохождению профилактического осмотра;

в) организует выдачу направлений, в том числе в электронной форме, на исследования, предусмотренные пунктом 8 настоящих порядка и сроков.

18. По завершении профилактического осмотра в Медицинскую карту пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях*(3) (историю развития ребенка), на отдельную страницу вносятся:

а) объективные данные по результатам проведенных исследований;

б) сведения о наличии контактов с больным туберкулезом, результаты осмотров врачами-специалистами (в случае выявления патологических состояний, свидетельствующих о наличии туберкулеза);

в) заключение об отсутствии (выявлении) патологических состояний, свидетельствующих о наличии туберкулеза.

19. При выявлении в результате профилактического осмотра патологических состояний, свидетельствующих о наличии туберкулеза, медицинский работник, проводящий профилактический осмотр, должен в течение 2 календарных дней со дня завершения профилактического осмотра организовать обследование гражданина в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи больным туберкулезом*(4).

20. Информация о состоянии здоровья, полученная по результатам профилактического осмотра, предоставляется гражданину в доступной для него форме в соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”*(5).

В отношении несовершеннолетнего, не достигшего возраста, установленного частью 2 статьи 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”*(6), информация о состоянии здоровья предоставляется его законному представителю.

_____________________________

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165.

*(2) В случае возложения на них функций лечащего врача в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 марта 2012 г. N 252н “Об утверждении Порядка возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 апреля 2012 г., регистрационный N 23971).

*(3) Учетная форма N 025/у, утвержденная приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н “Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 февраля 2015 г., регистрационный N 36160).

*(4) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. N 932н “Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 марта 2013 г., регистрационный N 27557).

*(5) Собрание законодательства Российской Федерации 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165.

*(6) Собрание законодательства Российской Федерации 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 27, ст. 3477, N 48, ст. 6165; 2016, N 27, ст. 4219.

Приложение
к порядку и срокам проведения
профилактических медицинских
осмотров граждан в целях выявления
туберкулеза, утвержденным приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 21 марта 2017 г. N 124н

Сроки проведения профилактических осмотров

Группы граждан

Сроки проведения профилактического осмотра

1 раз в год

Не менее чем 1 раз в два года

2 раза в год

В индивидуальном порядке

Дети

+

Взрослые

+

(при показателе общей

заболеваемости туберкулезом в субъекте Российской Федерации 40 и более на 100 000 населения)

+

(при показателе общей заболеваемости туберкулезом в субъекте Российской Федерации менее 40 на 100 000 населения)

Работники родильных домов, (отделений, перинатальных центров)

+

Лица с ВИЧ-инфекцией

+

Лица, снятые с диспансерного наблюдения в специализированных противотуберкулезных медицинских организациях в связи с выздоровлением от туберкулеза, – в течение первых 3 лет после снятия с диспансерного наблюдения

+

Лица, состоящие на диспансерном наблюдении (в том числе профилактическом наблюдении) в наркологических и психиатрических специализированных медицинских организациях

+

Лица, освобожденные из мест отбывания наказания в виде лишения свободы, из мест содержания под стражей, – в течение первых 2 лет после освобождения

+

Подследственные, содержащиеся в местах отбывания наказания в виде лишения свободы, в местах содержания под стражей

+

Дети в возрасте от 1 до 17 лет включительно, невакцинированные против туберкулеза

+

Дети в возрасте от 1 до 17 лет включительно, больные сахарным диабетом, хроническими неспецифическими заболеваниями органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы

+

Дети в возрасте от 1 до 17 лет включительно, получающие кортикостероидную, лучевую, цитостатическую и иммуносупрессивную терапию, генноинженерные иммунобиологические препараты

+

Дети в возрасте от 1 до 17 лет включительно из числа мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев

+

Дети в возрасте от 1 до 17 лет включительно, проживающие в организациях социального обслуживания

+

Взрослые, больные хроническими неспецифическими заболеваниями органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы

+

Взрослые, больные сахарным диабетом

+

Взрослые, получающие кортикостероидную, лучевую, цитостатическую и иммуносупрессивную терапию

+

Лица без определенного места жительства

+

Беженцы

+

Лица, проживающие в стационарных организациях социального обслуживания

+

Работники организаций социального обслуживания

+

Работники медицинских, в том числе санаторно-курортных организаций, образовательных, оздоровительных и спортивных организаций для детей

+

Лица, проживающие совместно с беременными женщинами и новорожденными

+

Лица, у которых диагноз ВИЧ-инфекция установлен впервые

+

Лица из окружения детей, имеющих измененную чувствительность к аллергенам туберкулезным, если с момента последнего обследования прошло более 6 месяцев

+

Лица, в отношении которых имеются данные о наличии контакта с больным с заразной формой туберкулеза

+

Читайте также:  Прививка от бешенства собакам делается

Источник

25 июля 2014 г. вступили в силу Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза»(утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 октября 2013 г. № 60). Эти Правила стали огромным камнем преткновения между родителями и врачами. Этими Правилами трясут перед носом родителей заведующие и директора детских образовательных учреждений, закрывая двери перед здоровыми детьми, чьи родители воспользовались своим ЗАКОННЫМ правом на отказ от любого медицинского вмешательства. И если отказ от вакцинации своего ребенка вызывает показное возмущение врачей, то отказ от пробы Манту, которая является разновидностью противотуберкулезной помощи, провоцирует настоящую войну между родителями, врачами и заведующими ДОУ.

Причиной всему стал пункт 5.7 раздела V Правил, где сказано: «Дети, направленные на консультацию в противотуберкулезный диспансер, родители или законные представители которых не представили в течение 1 месяца с момента постановки пробы Манту заключение фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулезом, не допускаются в детские организации.

Дети, туберкулинодиагностика которым не проводилась, допускаются в детскую организацию при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания».

Таким образом, во-первых, были грубо нарушены нормы действующего законодательства, а именно:

1. Статья 19 п.5 пп.8 (отказ от медицинского вмешательства) и статья 20 (согласие на медицинское вмешательство) Федерального закона от 21.11.2011г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

2. Статья 7, ч.3 (об оказании противотуберкулёзной помощи несовершеннолетним только с согласия их законных представителей) Федерального закона от 18.06.2001г. №77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулёза в Российской Федерации».

Во-вторых, в Правилах СП 3.1.2.3114-13 есть еще второй абзац п. 5.1., который врачи скромно не заметили: «Ежегодный охват пробой Манту детей до 14 лет включительно должен составлять не менее 95%. В обязательном порядке обследуются дети из социально неблагополучных семей и проживающие на территории Российской Федерации дети иностранных граждан, прибывшие из неблагополучных по туберкулезу стран».

Все члены нашей семьи являются гражданами РФ, наша семья не является социально-неблагополучной, нигде не состоит на учёте, следовательно, мой ребенок НЕ подлежит обязательному обследованию на туберкулез.

На мой вопрос, на каком основании меня направляют к узкому специалисту, завврач ответила – отказ от манту. Другие врачи, находящиеся в этот момент в кабинете, убеждали меня в абсолютной безопасности пробы Манту (но отказались дать мне письменные гарантии, что у моего ребенка после пробы Манту не случится анафилактический шок, а так же не случится передозировки туберкулином, как в 2013 г. у нас же в Приморье) и уверяли, что отказ от Манту является основанием для направления к фтизиатру.

Читайте также:  Список вакцин для прививок

Данное утверждение крайне некомпетентно, т.к. отказ от реакции Манту не является диагнозом, необходимым для направления к специалисту. В Правилах есть раздел III «Выявление больных туберкулезом», где расписан не только порядок выявления лиц с подозрением на туберкулез по клиническим признакам, но и порядок направления граждан для уточнения диагноза к фтизиатру. Более того, согласно Постановлению Правительства РФ от 25 декабря 2001 г. № 892 «О реализации Федерального Закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» врач может направить ребенка для завершения обследования к фтизиатру только после обнаружения у него признаков возможного заболевания. (Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза п. 9).
Участковый врач или педиатр также обязан указать в медицинской карте предварительный диагноз. При отсутствии у ребенка клинических признаков туберкулезной интоксикации врач не может подозревать у него туберкулез, без признаков недомогания или симптомов заболевания ребенок считается здоровым!

Поэтому такой ребенок не может рассматриваться как субъект, нарушающий благоприятную среду обитания других людей или представляющий повышенную опасность для здоровья других несовершеннолетних. В противном случае, такой подход дискриминирует права ребенка и противоречит законодательству РФ.

Мой ребенок прошел диспансеризацию, сдал все необходимые анализы. Заключения всех специалистов и все анализы подтверждают, что ребенок здоров. У него нет симптоматики туберкулеза.

Родителей, отказавшихся от пробы Манту, фтизиатры направляют делать ребенку рентген. Но требование подвергнуть ребенка или его родителей флюорографическому (или рентгенографическому) обследованию вместо пробы Манту также противоречит праву на отказ от медицинского вмешательства в соответствии с Федеральным Законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Назначение рентгенологического обследования также не допустимо согласно Санитарным правилам и нормативам СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований»:

«7.21. Не подлежат профилактическим рентгенологическим исследованиям дети до 14 лет и беременные…».

В Генпрокуратуре России рассмотрено более 300 обращений граждан о принуждении к прохождению туберкулинодиагностики и отказе образовательных организаций в приеме детей без заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулезом. В письме Генпрокуратуры от 15.09.2014 № 72/1-1164-14 сказано, что «с учетом принципа добровольности получения противотуберкулезной помощи, при отсутствии контакта с туберкулезным больным, родители (иные законные представители) ребенка вправе отказаться от туберкулинодиагностики, что не должно повлечь ограничение его права на посещение образовательного учреждения».

Согласно решению Верховного Суда РФ от 17 февраля 2015г. № АКПИ14-1454: «Оспариваемое положение пункта 5.7 Правил не противоречит приведенным нормам закона, так как не регулирует отношения, связанные с оказанием противотуберкулезной помощи несовершеннолетнему в возрасте до пятнадцати лет, а также не предусматривает медицинского вмешательства без информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на такое вмешательство, закрепленного в статье 20 Федерального закона от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ.

Не устанавливает оспариваемое положение и ограничений прав на образование в Российской Федерации, гарантированных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ».

Следовательно, п.5.7. Правил не касается детей, родители которых предоставили письменный отказ на оказание противотуберкулезной помощи, при условии, что у этих детей не заподозрено заболевание туберкулез.

Но, несмотря на все это, Правила СП 3.1.2.3114-13 трактуются работниками медицинских и образовательных учреждений, а иногда и работниками прокуратуры и суда, как запрет в приеме детей в детские организации без проведения туберкулинодиагностики, вплоть до того, что детей отчисляют из садов и школ, нарушая тем самым, кроме вышеперечисленных законов, статью 43 Конституции РФ (о праве на образование, в том числе дошкольное) и Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором не указано никаких медицинских причин для временного отстранения ребенка от посещения образовательного учреждения.

Мы, законные представители своих несовершеннолетних детей, требуем:

1. Соблюдения статей Федерального и санитарного законодательства работниками медицинских и образовательных учреждений, предусматривающих право граждан на отказ от медицинского вмешательства любого вида.

2. Отмены всех ограничений на посещение дет.садов и школ детьми без прививок и туберкулинодиагностики, которых не было прямо прописано в статьях законов и сан.правил.

3. Прекращения дискриминации в отношении непривитых детей и детей без туберкулиновых проб, а также навешивания на таких детей ярлыков опасных для общества граждан.

4. Ввода штрафных санкций для медицинских работников за нарушение прав граждан на добровольный отказ от медицинского вмешательства, в том числе на отказ от вакцинации и противотуберкулезной помощи.

5. Прекращения политики давления и запугивания, а также произвольной трактовки Федерального законодательства для повышения охвата населения медицинской помощью.

Источник