Профилактические прививки в школе за и против

Профилактические прививки в школе за и против thumbnail

Вопрос о прививках в последнее время стал весьма острым и актуальным для родителей, как школьников, так и детей младшего возраста. Одни мамы и папы считают, что лучше ребенку переболеть детскими болезнями и выработать свой иммунитет, мнение других совершенно противоположное. И тех, и других волнует – не будет ли вреда от прививок? Стоит все-таки их делать, или не стоит?  Читайте также, стоит ли делать прививки в роддомах.

Содержание статьи:

  • Причины, по которым прививки делать необходимо
  • Причины, по которым прививки делать не стоит
  • Кому прививки просто необходимы
  • Кому не нужны прививки
  • Мнения специалистов о прививках
  • Осложнения, которые могут возникнуть после прививок
  • Что делать после вакцинации?
  • Что нужно помнить родителям перед прививкой?
  • А Вы согласны на прививки Вашим детям? Отзывы женщин

Конечно, бессмысленно призывать родителей к тому или иному (каждый несет свою ответственность за ребенка и решает эти задачи самостоятельно), но знать чуть больше о прививках не помешает. Мнения специалистов, как ни странно, разделяются.

Причины, по которым прививки в школе делать необходимо

  • Это мощная защита от многих опасных болезней, доказанная временем. Читайте: Календарь прививок детям в 2014 году дополнится бесплатной  прививкой против пневмококковой инфекции.
  • Вакцинация обойдется дешевле, чем лечение от болезни.
  • Нельзя недооценивать вирусы.
  • Осложнения после болезней (при отсутствии прививки) очень серьезные.
  • Усовершенствованные вакцины (для детей) не содержат большой дозы антигенов и ртутьсодержащих консервантов. Невозможно и ошибиться в дозировке – многие вакцины выпускают уже шприц-дозах.
  • Польза от прививок – уменьшение осложнений на треть, смертельных исходов от болезней – в два раза.

Причины, по которым прививки в школе делать не стоит

  • Даже исключая аллергические реакции, вакцинация несет немало вреда организму. После второй, третьей (и пр.) вакцинации иммунитет снижает свои защитные функции по отношению к вирусным атакам.
  • Вирусы имеют свойство «эволюционировать». И данный процесс происходит быстрее, чем «эволюция» методов борьбы с ними. К примеру, грипп мутирует каждые два-три месяца.
  • Прививка – не панацея от болезни. Даже привитый человек может не избежать заражения. Прививка лишь снижает риск осложнений.
  • Обеспечивает ли прививка стабильность иммунитету? Что касается прививок от гриппа, например – против него стабильного иммунитета быть не может. И если учесть, что вакцина производится на базе последнего штамма, то невозможно предположить, что будет с вирусом сегодняшнего дня в конце сезона.
  • Прививка может вызвать серьезные осложнения, и даже вплоть до летального исхода, если не было проведено предварительное обследование на состояние иммунитета. Так же, как не подходят нам определенные лекарства (вызывающие аллергические реакции), могут не подойти и вакцины.

Кому прививки просто необходимы

  • Тем, кто по долгу службы, просто не имеет права (возможности) болеть.
  • Тем, кто работает (учится) в коллективах.
  • Тем, кто посещает экзотические страны.
  • Беременным и кормящим матерям.

Кому не нужны прививки

  • Тем, у кого есть аллергия на яйца (куриные).
  • Тем, кто на момент вакцинации болен какими-либо хроническими (аллергическими) болезнями.
  • Тем, у кого температура. Включая орви, орз и пр.
  • Тем, кто уже встречался с серьезными реакциями на прививки. Такими, как аллергия, подъем температуры, вспышка заболевания и пр.
  • Тем, у кого имеются заболевания нервной системы.

Что нужно помнить о прививках детям? Мнения практикующих специалистов

  • Прививки от гриппа следует делать до того, как начался сезон гриппа, чтобы иммунитету было легче выдерживать нагрузки.
  • За день (а лучше за три) до вакцинации (и после нее) ребенку есть смысл дать один из антигистаминных препаратов (зиртек, кларитин, супрастин и пр.).
  • Здоровый организм не должен реагировать на прививку. Но прививка является вмешательством в иммунитет, следовательно, организм может среагировать температурой и пр. Следует внимательно смотреть за состоянием ребенка до и после прививки!
  • Сразу перед поступлением в детский сад прививки делать нельзя. В сад можно отдавать только после адаптации детского организма к вакцине – то есть спустя 3-4 месяца после прививки.
  • Две недели до и после прививки следует придерживаться гипоаллергенной диеты.
  • Платные импортные вакцины не входят в ОМС. Но они легче переносятся детскими организмами по причине более тщательной очистки от примесей.

Осложнения, которые могут возникнуть после прививок у детей школьного возраста

Нужны ли прививки детям? Безусловно, нужны. Тем более, когда речь идет о полиомиелите и дифтерии. Можно ли говорить об отрицательном влиянии прививок на детские организмы? Да, вакцины не могут быть абсолютно безопасными. Случаев прививочных осложнений встречается немало. Как правило, это определенная реакция или заболевание, которые появляются после прививки. Основные причины осложнений после вакцинации:

  • Ребенок болел во время вакцинации.
  • У ребенка возникла аллергия на вакцину (иммунологическое обследование проведено заранее не было).
  • Были нарушены врачебные инструкции по вакцинации.
  • Прививка была сделана раньше, чем через четыре недели после полного (подтвержденного врачом и анализами) выздоровления.
  • Прививка была сделана, несмотря на то, что в прошлую вакцинацию возникла аллергическая реакция.
  • Плохое качество вакцины.

Что делать после вакцинации школьнику?

Следует помнить, что в течение двух-трех дней после вакцинации организм ребенка может отреагировать температурой, раздражительностью, вялостью и пр. Это, своего рода, переносимость легкой формы инфекции. Что показано в этот период в данном случае?

  • Исключение посещений общественных мест.
  • Постельный режим.
  • Легкая диета.
  • Обильное питье.
  • Исключение таких процедур, как баня, экскурсии и физическая нагрузка на неделю.

Что нужно помнить родителям детей школьников перед прививкой?

  • Родители по закону имеют право отказаться от прививки по любым соображениям. Отказ от вакцинации не может иметь никаких последствий. При препятствиях, учиняемых родителям третьими лицами (например, отказ принять в школу и пр.), родители могут обратиться в прокуратуру.
  • Вакцина не является лекарством. Прививка – грубое вмешательство в иммунитет человека. Родители имеют право знать о составе вакцины, об испытаниях и осложнениях.
  • Письменное согласие на прививку родители должны давать только после ознакомления с данной (см. выше) информацией.
  • Письменное согласие подтверждает понимание родителя, что вакцина может спровоцировать определенные заболевания и даже летальный исход.
  • Прежде чем вести ребенка на прививку, следует внимательно осмотреть его. Прививать можно только здорового ребенка.
  • У каждого препарата есть побочное действие. Право родителя – получить информацию у педиатра о противопоказаниях к вакцине.

Каких-то лет пятнадцать назад было не принято сообщать родителям о реакциях, которые могут возникнуть на прививку. Сегодня данная информация в открытом доступе. Этими знаниями каждый родитель распоряжается по-своему. Кто-то вовсе отказывается от прививок, кто-то отмахивается и продолжает следовать графику, а кто-то становится более осмотрительным. Во всех случаях решают только родители. Никто не вправе заставить (запретить) делать прививки. И, конечно, стоит помнить о том, что именно родители ответственны за здоровье детей. Думайте, анализируйте и решайте. Не следует перекладывать это решение на врачей и школу

А Вы согласны делать прививки Вашим детям? Отзывы женщин

— Я вот однажды фильм одного вирусолога посмотрела про прививки и вообще от них отказалась. Правда, потом тяжеловато было. Везде возмущались, что я не люблю своего ребенка, что не хочу защитить его от болезней, что как «сектантка» сопротивляюсь медицине и т.д. Но! Все, кто делал прививки от гриппа – все болели! А мы – нет. Куча детей инвалидами становится из-за прививок. И это факты! Я – против.

— Вакцина – не более чем бизнес. Сами подумайте – неужели кого-то, кроме нас, волнуют наши дети? Государство? Чушь полная. Только нам важно их здоровье. А все вакцины – только для денег. Смотрю на некоторых мамочек и удивляюсь… У одной – дитя уже дважды отреагировало сильной аллергией на прививку, а мамаша все равно его тащит на следующую. Я своим детям согласие в школу не даю на прививки. И никто не переубедит меня, что это важно.

— Мне кажется, что прививки нужны только те, что до шести лет. Остальные я уже игнорирую. Из школы дочь постоянно приносит эти бумажки, чтобы я согласие подтвердила. Не даю. Много читала, много видела, не верю! Не верю в пользу вакцины. А пару лет назад решили от рака шейки матки школьниц привить. В шестом классе! Зачем? А потом столько информации негативной нашла – аж глаза на лоб полезли. Думаю – ни за что! Не дам гробить ребенка. Они ведь даже испытания толком не проводят. Прислали фигню какую-то, они и испытывают на наших детях. А мы и рты раскрыли – о, бесплатная вакцина. А потом думаем – что это со здоровьем у наших детей? Нет, я — против.

— Думаю, пройдет совсем немного времени, и истинная правда о прививках откроется народу. Жаль только, что уже никто не вернет детям здоровье. Никто даже не хочет задумываться о вреде вакцин. Как стадо баранов: сказали сверху «надо» — и бегут делать. Не прочитав, не узнав о вреде, не послушав о последствиях. А ведь они есть. Только проявиться могут уже потом, когда ребенок подрастет.

— Ерунда все это! Процент осложнений ничтожно мал. И то — легких. И то – если ребенок не совсем здоров был. А в большинстве случаев – прививки действительно спасают жизни. Просто мы об этом не задумываемся. Причем, известно немало случаев, настоящих трагедий, которые произошли из-за родителей, отказавшихся ставить прививки! Одному ребенку от полиомиелита не сделали – он инвалидом стал. У другого – столбняк с летальным исходом. И таких случаев много! Ну если вы можете защитить детей от болезней, то почему не сделать этого?

Источник

Депозит фото

Читайте также:  Той пудель воспитание уход прививки

Блог Усталого Учителя

Вопрос актуальный и наболевший для учителя. Мы общаемся с большим количеством людей в довольно замкнутом пространстве. И обязаны быть привиты по закону. Руководитель может отстранить непривитого педагога от работы без сохранения заработной платы, как потенциального нарушителя санитарно-эпидемиологигического благополучия населения. А непривитые дети в школу ходят. Они не нарушают это самое благополучие?

С первого класса родителям предлагают подписать разрешение на прививки. Это прививки из обязательного минимума (корь, коклюш, дифтерия, столбняк и пр.), т. е. болезней, которые потенциально опаснее для здоровья, чем прививка, и без наличия которых не примут в лагерь/санаторий. Также прививки из группы “необязательных”, со слов родителей: грипп и энцефалит. И, конечно, реакция Манту, которая прививкой не является. Всё очень строго: разрешение копируется в медкарту, подклеивается в дневник и не дай Бог, кто нибудь сделает прививку без разрешения, кара будет неминуема.

Пройдёмся по определениям. Обратимся к Федеральному закону от 17.09.1998 № 157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»; абз. 3, ст. 1: «профилактические прививки — введение в организм человека иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням».

То есть,при дальнейшем попадении в организм возбудителей заболевания наша имммунная система уничтожит возбудитель до того, как он начнёт активно размножаться, а человек не успеет разболеться и стать источником заразы.

На деле, по статистике 2016 года, каждый десятый ребёнок не вакцинируется, а, следовательно, является потенциальным переносчиком опасных болезней. Как говорит знакомый медик, они живут за счёт тех детей, которым благоразумные родители поставили все полагающиеся по возрасту прививки, благодаря чему большинству вирусов/бактерий не в ком размножаться. Но это ненадолго, если дело и дальше пойдёт в направлении отказа от прививок. Ведь вирусы и бактерии никуда не делись, а иммунитет у человечества все слабее.

Почему же своевременно привитые родители избегают прививок для своих детей? Причины:

  • Опасно для жизни. Многие упирают на те осложнения, которые могут быть. Как правило, это повышенная температура, болезненные ощущения в области укола. И все. Но все очень любят страшилки про то, как кто-то там стал хромым/кривым/некрасивым, причём ни с кем из них никто не знаком. К слову об осложнениях. Прививка от коклюша (в составе АКДС) считается одной из самых тяжелых по побочным действиям. Некоторым мамам приходилось вызывать скорую, чтобы сбить температуру. Но! До массовой вакцинации от коклюша умирал один из десяти заболевших детей, к 2008 году не смертность, а просто заболеваемость в России коклюшем составляла 1 ребёнок на сто тысяч. А с 2018 года показатель подскочил почти в три раза. Вопрос: готовы ли вы рисковать жизнью ребёнка из-за возможных осложнений?
  • Не хотим нагрузки на иммунитет. Вот эта фраза меня всегда ставит в ступор. Она вообще что значит? То есть, если ребёнку ставят прививку, то это нагрузка, а если бактерии и вирусы сами в него попадают, это не нагрузка? Очень интересная версия, пару раз её слышал от далёких (весьма) от медицины родителей.
  • Аллергия. Конечно, здесь ничего не поделаешь, медотводы от прививок обоснованы.
  • Мой ребёнок нигде не ходит, нам не нужна реакция Манту. Это в нашей-то стране, где по улицам ходят массы инфицированных туберкулезом? Врачи же кричат в голос о состоянии вопроса туберкулёза в стране. Да, показатель снижаются, но средняя заболеваемость составляет 44, 4 человек на 100 тысяч (эпилемиологические показатели Росстата).

Для сравнения, заболеваемость коклюшем поставляет 2,4 человека на 100 тысяч. Вдвое меньше, чем умирают от туберкулёза.

Но родителям не объяснишь разницу в понятиях “прививка” и “проба Манту”. А уж слово “Диаскинтест” вообще вгоняет всех в панику. Поймите вы, говорят врачи, это внутрикожная инъекция, которая показывает наличие в организме микобактерий. Она обязательна, ведь до 14 лет не делают флюорографию, и только так можно вовремя узнать, инфицированных ваш ребёнок, или нет.

Апрель, 2019.

  • После прививки от гриппа я ещё сильнее заболел. Что ж, и такое случается. После прививки организм некоторое время ослаблен, и если в этот момент произошло заражение, то болезнь будет более продолжительной, а симптомы более выражены. К слову, именно поэтому после прививки против энцефалита просят неделю-две не ходить в лес, чтобы не подхватить клеща в период становления первичного иммунитета. Ну и классическое “у вируса гриппа много штаммов, прививку вам поставили от одного, а заболели другим, или вирусом, но не гриппа”.

К чему я, собственно, это все. Ставить или не ставить прививки – выбор родителей для детей. Нужно быть “стопроцентно” уверенным, что вы делаете ребёнку, как лучше. Я понимаю, когда это решение принимает человек с околомедицинским образованием, просчитавший все возможные последствия, плюсы, риски и все такое. Но большая часть “отказников” – за компанию с такими же продвинутым друзьями или случайно услышавшие что-то и где-то. Это не пустые слова, амноголетние наблюдения. Можете взять на себя ответственность за принятое вами решение? Рискуйте. Вы же не своей жизнью рискуете, правда?

К слову, после эпидемии кори в одном из городов все массово кинулись ставить прививки и себе, и детям. Уже в апреле 2019 года было 872 случая заболевания корью в России. Вам правда требуется, чтобы петух в одно место клюнул?

Н. Жуков, автор популярных книг о медицине

Читайте также:  Прививка от туберкулеза новорожденным реакция фото норма

П. С. Прекрасно понимаю, что никто никого не переубедить. Ни я Вас, ни вы меня. И не пытаюсь.

Источник

В Интернете уже на протяжении нескольких лет активно обсуждается открытое письмо онкоиммунолога Веры Владимировны Городиловой, зам. директора Московского научно-исследовательского онкологического института им. Герцена по научной работе, руководителя лаборатории клинической иммунологии опухолей, адресованное ею в Национальный комитет по биоэтике. Нам трудно сказать, насколько подлинным является этот документ – ведь Вера Владимировна скончалась еще в “доинтернетную эпоху”, в 1996 году, однако само содержание письма до сих пор активно дискутируется в Интернете.

Сегодня мы решили привести текст этого послания и самый актуальный ответ на него – открытое письме врача-инфекциониста Центра новых медицинских технологий, преподавателя медицинского факультета НГУ Петра Гладкого, которое он опубликовал на своем сайте. 

Если у вас есть сомнения, ставить ли прививки вашему ребенку, – прочитайте обе статьи и сделайте выводы!

За и против вакцинации. Мнение авторитетных специалистов о прививках. Открытое письмо онкоиммунолога В.В. ГородиловойОткрытое письмо онкоиммунолога

Профессора В.В. Городиловой

Давно следовало серьезно подумать о нарастающем детском лейкозе, о котором говорил уже в начале 60-х академик Зильбер, о разбалансированной иммунной системе в результате неугасающего “поствакцинального состояния”, начинающегося у нас с роддомов и активно продолжающегося в детском и подростковом периодах.

Доказано, что у младенцев иммунная система незрелая, она начинает функционировать в пределах “нормы” через 6 месяцев. Какая может быть БЦЖ в неонатальном периоде? Неонатология обязывает наблюдать за новорожденными в первый месяц после рождения. За это время должна быть проведена не вакцинация, а скрининг новорожденных на иммунодефициты, исследования с целью установления наследственных заболеваний, прогноза предпосылок к патологиям. Западные страны не прививают крох живыми вакцинами. Но там уже несколько десятилетий проводят оценки иммунного статуса сразу после рождения.

После БЦЖ начинается перестройка иммунной системы, в первую очередь – макрофагальной составляющей на живые микобактерии туберкулёза. Готова ли иммунная система младенца бороться со столь сильной нагрузкой?

Грубое нарушение защитного механизма “иммунотерапией” вызывает ускоренную потерю “иммуносилы”, допускаю – инволюцию тимуса, не успевшего приступить к своим обязанностям, открывает дорогу к онкозаболеваниям…

Кровь, как известно, состоит из жидкой плазмы, эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов. Можно думать, при интенсивной подолжительной иммуностимуляции в крови накапливаются факторы, воздействующие на клетки иммунной системы, нарушающие условия функционирования лимфоцитов, повышаюшие “расход” определённых типов клеток белой крови. Истощение их приведёт к изменению кроветворения, аналогично тому, как при длительной анемии активизируется эритропоэз. Хочу напомнить о работах Н. П. Шабалова, указывающих на провоцирующую роль вакцин в латентно протекающем лейкозе у детей, а также о тяжёлых обострениях лейкоза под влиянием прививок, о чем упоминается в педиатрической литературе, но меры не принимаются.

Допускаю, что БЦЖ, живые микобактерии туберкулёза, подавляют активность Т-системы новорожденных, вызывая вторичную иммунологическую недостаточность. Это следует расценивать как результат функционального расстройства иммунной системы детей.

Полностью разделяю требования Галины Червонской – прививки должны быть индивидуальными и рациональными. Необходимо иммунологическое обследование до и после этого небезобидного вмешательства. Нельзя беспредельно накапливать антитела – их избыток приводит к аутоиммунным процессам. Отсюда и “помолодевшие” аутоиммунные заболевания у молодёжи: ревматоидный артрит, системная красная волчанка, заболевания почек, щитовидной железы, расстройство нервной, эндокринной систем, онкозаболевания, а среди них – детский лейкоз.

Считаю, что Минздрав обязан разработать план по организации иммунологического обследования-скрининга детей на иммунодефициты. Он должен отвечать запросам детской эко- и эндопатологии и определять более серьёзные показания к прививкам, особенно живыми вакцинами.

На собственном горьком опыте знаю, что насильственная вакцинация приносит вред. Моей внучке была сделана прививка АКДС. Возникло тяжелейшее осложнение – отёк мозговых оболочек.

Каждый человек – индивидуальность. Любая вакцина ослабляет организм: сколько процесс продлится – предсказать невозможно. Следовая патология на вакцинальное повреждение обязательно остаётся.

Добавлю к этому что реакция Манту – тоже серьёзная иммунологическая перестройка. Вы только подумайте: организм “обязан” выдать реакцию с местными проявлениями в месте введения аллергена – туберкулина, на крохотное количество биологической диагностической пробы. И организм реагирует воспалительным процессом – покраснением разной величины. Эта диагностическая проба – ничуть не менее опасное вмешательство, чем вакцина, постольку тоже – чужеродный белок, аллерген.

Конечно же, прививки не должны быть обязательными, тем более плановыми. Как всякое медицинское вмешательство, вакцинация не может быть массовой и должна быть добровольной. Ведь с возбудителем инфекционной болезни ребенок то ли встретится, то ли нет, а вакцина обязательно нарушит естественный ход событий. Да и кто просчитал, что в наше время опаснее: дифтерит, туберкулёз или осложнения от прививок против них?

Думаю, мы занимаемся не “той” вакцинацией в век сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, патологии органов дыхания, почек, распространённого диабета, опорно-двигательной патологии, нарушения психического здоровья детей. Прививки следует рассматривать как меру чрезвычайную, тщательно учитывая динамику заболеваемости конкретной инфекционной болезнью, чтобы проводить строго селективную вакцинацию.

Иммунная система не выдерживает “планового натиска”, она ломается, функции её извращаются, она “сбивается с курса”, предписанного природой, человек становится более уязвимым к простуде, аллергенам, онкозаболеваниям… Растёт аллергия среди малышей – есть ли теперь такие дети, которые бы не страдали аллергическими заболеваниями?! В первое полугодие дети страдают желудочно-кишечной дистрофией и изменениями на коже, вызываемыми пищевыми аллергенами разной этиологии. Со второго полугодия присоединяются астматические бронхиты (кстати, одно из осложнений на АКДС, АДС). Ну, а к 3-4 годам начинают проявляться клинические симптомы сенсибилизации пыльцой – по этим проблемам публикации неисчислимы.

Разбалансированная иммунная система “не замечает” неповинующихся клеток, вышедших из-под её контроля, перерождающихся в опухолевые из-за искажённых функций макрофагального звена и, в целом, лимфоцитов. Я не встретила ни одной работы отечественных авторов, которая бы ответила на вопрос: что происходит с тимусом после БЦЖ, после “поствакцинального напряжения” во время полового созревания подростков? Зато известно: нельзя пользоваться живыми вакцинами при иммунодефицитах и ферментопатиях, они способствуют развитию инфекционного процесса среди восприимчивых детей.

Иммунная система – тонкий сбалансированный механизм, она подвержена расстройству. В результате постоянного раздражения – стимуляции вакцинами, имунная система вместо того чтобы охранять организм, губит собственные клетки за счет накопления антител, за счет аутоиммунных процессов и функционального изменения свойств клеток.

Какими бы временными ни были формы иммунопатологии, все они сводятся к нарушению баланса Т-клеточных систем, приводя функционально и структурно к многочисленным расстройствам в здоровье ребенка. Запас лимфоцитов истощается, организм оказывается беззащитен перед антропогенными факторами. Человек стареет раньше времени. Физиологическое старение – процесс постепенного увядания звеньев иммунной системы. Вакцины подстёгивает процесс “расходования” лимфоцитов, искусственно приводя организм к преждевременному старению, отсюда cтарческие болезни у молодёжи. В онкологии основополагающим является дисбаланс между скоростью иммунного ответа и опухолевым ростом. Нарастание онкозаболевания опережает скорость размножения реагирующих на него лимфоидных клеток, направленных на борьбу с непристанно поступающими антигенами – вакцинами.

Известный хирург, академик Амосов в своей книге “Раздумья о здоровье”, утверждает, что практически невозможно провести границу между вроде бы противоположными понятиями “здоровье” и “болезнь”. К похожим рассуждениям был склонен и Авиценна, живший свыше тысячи лет назад: он различал между этими двумя понятиями различные переходные стадии. А где “переходные стадии” между здоровьем и “малой болезнью” – прививкой?

Читайте также:  Будет ли плодоносить черешня выращенная из косточки без прививки

Я абсолютно убеждена, что вся онкология начинается с негативной перестройки иммунной системы с последующим угнетением её функций как результата “сверхнагрузки”. Именно при врождённых и приобретённых иммунодефицитах отмечается более частое развитие злокачественных новообразований…

За и против вакцинации. Мнение авторитетных специалистов о прививках. Открытое обращение врача-инфекционаста Петра ГладкогоПочему я против отказа от прививок

Врач-инфекционист Центра новых медицинских технологий, преподаватель НГУ Петр Гладкий

Ответ на открытое письмо онкоиммунолога профессора В.В. Городиловой

Несмотря на то, что польза профилактических прививок на сегодняшний день кажется очевидной не только врачам-инфекционистам и вакцинологам, но всем, кто заботится о здоровье – до сих пор можно встретить статьи, сводящие на нет все усилия специалистов по ликвидации инфекционной заболеваемости. Одна из них – открытое письмо онкоиммунолога профессора В.В. Городиловой.

Ни в коей мере не пытаюсь поставить под сомнение квалификацию и опыт уважаемой коллеги, это за пределами моей компетенции.

Речь пойдет только о том, что мне видится самым важным: об ошибочных посылах, и следующих за ними неверных выводов; о неверно расставленных на мой взгляд акцентах и о том, какой вред это может нанести обычному человеку, после прочтения такой статьи. Именно это и побудило меня выступить с открытым ответом на упомянутую статью.

Итак, что же пишет автор? На что обращает наше внимание?

1. Очень многие вакцины вредны и опасны (примеры: БЦЖ, так как нагружают еще не зрелый тимус новорожденного ребенка; АКДС, так как содержит токсичный коклюшный компонент, и другие – живые и ослабленные вакцины).

2. Очень часто врачи прививочных кабинетов и школ проводят вакцинацию формально или даже принудительно, не учитывая противопоказаний. В результате – часто развиваются поствакцинальные осложнения.

3. Из всего указанного следует, что поголовная вакцинация – зло, что она должна быть запрещена, а те кто этого не понимают и продолжают выполнять приказ Минздрава – преступники. Кроме того, вызывает большие сомнения тот факт, что сейчас актуальна вакцинация против дифтерии (в оригинальном тексте – дифтерита) и других инфекций – их давно нет. Продолжение всеобщей вакцинации против большинства инфекций на фоне все чаще регистрируемых осложнений – преступление. Она должна проводиться выборочно.

Что можно возразить против этого?

1. Идея вакцинации, как прививки болезни в легкой форме, в свое время получила популярность не благодаря безопасности тогдашних прививок, а наоборот, благодаря их эффективности и вопреки известным рискам. Потому что инфекционные болезни во все времена уносили огромное количество жизней. С внедрением вакцин резко снизилась заболеваемость натуральной оспой и смертность от нее, а в 20 веке она была признана ликвидированной – в 1980 была отменена и вакцинация. На примере оспы (конечно, с оговоркой, что нельзя полностью исключить ее возврат) можно понять, что вакцинация, проводимая не от хорошей жизни, с ликвидацией болезни может быть также отменена. Но это возможно ТОЛЬКО при создании иммунной прослойки у 95 – 97% населения – значит, только при ВСЕОБЩЕЙ вакцинации против инфекций, имеющих глобальное, пандемическое распространение.

2. Живые и убитые вакцины, безусловно, представляют опасность, так как содержат инфекционное начало, пусть и ослабленное. Однако, не следует путать вакцинальный процесс (инфекционный, но ослабленный) с поствакцинальным осложнением (которое само по себе является противопоказанием к дальнейшим вакцинациям данной вакциной). Понимая риск, современная наука стремится к уходу от вышеупомянутых вакцин и переходу на рекомбинантные, то есть генно-инженерные вакцины. Примеры: вакцина против вирусного гепатита В (она не содержит ослабленного вируса и поэтому не может вызвать даже легкую форму гепатита, желтуху новорожденных). Благодаря этой вакцине, внедренной в мировую практику в начале 21 века, манифестные формы болезни стали регистрироваться намного реже, смертность от фульминантной (молниеносной) формы болезни резко снизилась, количество заболевающих циррозом печени и первичным раком печени за счет гепатита В резко снизилось.

Там, где невозможно полностью уйти от вирусного начала, ушли от живых вакцин к инактивированным. Пример – ИПВ против полимиелита. Благодаря вакцинам против этой калечащей инфекции заболеваемость хотя и не ликвидирована полностью, но резко снижена, и вполне возможна ее ликвидация в обозримом будущем.

Ученые изобрели также способ очистки вакцины, предусматривающий сохранение только основных антигенов вируса, поэтому и лучше переносимых. Пример: субъединичные вакцины против гриппа.

3. Благодаря вакцинации против дифтерии (в которой сомневается автор статьи), заболеваемость снизилась с 41, 1 на 100 тыс. населения в довакцинальную эпоху за 5 лет сократился до 3,0.

В 1980 е годы существовала спорадическая заболеваемость почти исключительно взрослых – дети не болели, так как имели прививочный иммунитет. В начале 90х, на фоне массового отказа родителей от прививок, заболеваемость дифтерией резко возросла и в 1994 году приближалась к заболеваемости довакцинальной эпохи. С 2005 года эта инфекция не регистрируется в Новосибирске. Примерно тогда же исчезла и корь. Пандемического распространения этих инфекций не стало.

4. Подросло поколение людей – родившиеся в 1980е и позже – которые вообще не знают и не могут понять, как люди раньше жили в условиях высокой заболеваемости такими инфекциями, как дифтерия, корь, полиомиелит, тяжелые формы вирусных гепатитов. Но именно потому, что вакцинация проводится тотально, стало возможным свести заболеваемость ими к минимуму или даже полностью искоренить.

К сожалению, сейчас неблагополучно в области заболеваемости туберкулезом, в настоящее время болеют вполне социально адаптированные люди. И это несмотря на прививки БЦЖ, первая из которых делается еще в роддоме.

К сожалению, из-за токсичности коклюшного компонента вакцин АКДС (о чем упоминает автор) в свое время перешли на АДС-М, но и заболеваемость коклюшем сохранилась. Однако в последние годы, более безопасные импортные вакцины (Инфанрикс, Пентаксим) свели этот риск к минимуму.

Считаю, что доля истины в статье есть. Согласен с тем, что в поликлиниках и школах может быть нарушен индивидуальный подход, да и вызывает тревогу тот факт, что бесплатно можно поставить только самую дешевую прививку. Являюсь сторонником платных вакцинальных кабинетов и взвешенного подхода в проблеме оценки противопоказаний к вакцинации.

В прививочных кабинетах частных медицинских центров ведут прием врачи-иммунологи, которые вполне могут исследовать при необходимости иммунный статус прививаемого человека.

Однако, все эти вопросы решаемы, и важно, под каким углом зрения написана статья. Потому что от этого будет зависеть и то, последует ли за прочтением статьи массовый отказ от прививок или нет.

Акцент сделан на том, что всеобщей вакцинации вообще быть не должно. Вывод сделан на основании тревоги, которую вызывают поствакцинальные осложнения. Вывод сделан без учета и без знания ситуации по заболеваемости той или иной инфекцией.

Так для чего же прививают против инфекций, которые уже не регистрируются? (корь, дифтерия, полиомиелит)?

Они не регистрируются у нас, но могут вполне быть завезены из эндемичных регионов. Особенно это касается летучих инфекций. Поэтому пока они хоть где-то регистрируются, учитывая их опасность – к ним отношение такое же, как когда заболеваемость была высокой.

Итак, я считаю, что отказ от всеобщей вакцинации против инфекций, имеющих (или имевших в недавнем прошлом), пандемическое распространение, был бы большой ошибкой.

К сожалению, у нас нет единого взгляда на проблему инфекционной заболеваемости, их специфической профилактики и проблемы побочных реакций, вакцинального процесса, осложнений, риска развития опухолей. Каждая служба смотрит на эту проблему – опасности инфекций и опасности вакцинации – только с точки зрения своих приоритетов. Данная статья – попытка объединить усилия.

Источник